Бурима Л. Я. Экологическая безопасность энергетического сектора как необходимое условие устойчивого развития // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 72-83.
Burima L. Y. Ecological safety of the energy sector as necessary condition of sustainable development. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 72-83. (In Russ.).
УДК 330.34
Л. Я. Бурима
Институт экономики Национальной академии наук Беларуси, Минск, Беларусь
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Бурима Людмила Яковлевна - старший научный сотрудник сектора эффективности использования минеральных ресурсов.
E-mail: ludmila. burima@yandex. by
В настоящее время, когда в глобальной экономике, по общему мнению специалистов международных организаций, обостряется проблема всеобщего доступа к энергетическим ресурсам и нарастает тенденция к переходу на путь низкоуглеродного развития, сокращение глобальных выбросов парниковых газов с целью смягчения последствий изменения климата признано мировым сообществом одной из приоритетных задач. Одним из важных инструментов перехода к низкоуглеродному развитию является регулирование выбросов парниковых газов. Регулирование парниковых выбросов затрагивает интересы энергетической, экологической и климатической политики, что является одним из определяющих факторов устойчивого социально-экономического развития.
Ключевые слова: выбросы парниковых газов, зеленая экономика, Киотский протокол, топливно-энергетические ресурсы, возобновляемые источники энергии, энергоэффективность, изменение климата.
L. Y. Burima
The Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Belarus
ECOLOGICAL SAFETY OF THE ENERGY SECTOR AS NECESSARY CONDITION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Burima Ludmila Y. - Senior Research Officer of Sector of Efficiency of Use of Mineral Resources.
E-mail: ludmila. burima@yandex. by
Now, when in global economy, in the general opinion of the international organizations, the problem of general access to energy resources becomes aggravated and the tendency to transition to a way of low-carbon development accrues, reduction of global emissions of greenhouse gases for the purpose of mitigation of the consequences of climate change is recognized as the world community of one of priority tasks. One of important instruments of transition to low-carbon development is regulation of emissions of greenhouse gases. Regulation of greenhouse emissions infringes on interests, power, environmental and climatic policy that is one of the defining factors of sustainable social and economic development.
© Бурима Л. Ю., 2018
Key words: emissions of greenhouse gases, green economy, Kyoto protocol, fuel and energy resources, renewables, energy efficiency, climate change.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь стратегической целью государственной политики в области охраны окружающей среды является достижение более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь.
Топливно-энергетические ресурсы играют существенную роль в экономическом развитии любой страны и используются в основном для обеспечения потребностей в тепловой и электрической энергии. Поэтому обеспечение надежного, эффективного и экологически безопасного снабжения потребителей энергоресурсами - одна из важнейших задач государственной политики ближайших десятилетий. При обсуждении вопросов энергетической безопасности, как правило, речь идет прежде всего о ее экономико-политических проблемах: о бесперебойном доступе государств, предприятий и людей к энергетическим ресурсам требуемого качества и в требуемом количестве. В то же время проблема энергетической безопасности в последние десятилетия тесно связана с рядом экологических проблем. Топливно-энергетический комплекс - один из основных загрязнителей окружающей среды. По официальным данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды выбросы парниковых газов в секторе энергетики в 2015 г. составили 53,1 млн т СО2-эквивалента (60 % суммарной эмиссии парниковых газов по республике).
В группу экологических проблем обеспечения энергобезопасности наряду с природоохранными входят природоресурсные проблемы. Подавляющее большинство используемых энергетических ресурсов относится к исчерпаемым. Согласование энергетической и экологической политики государств представляет собой одну из наиболее серьезных проблем, стоящих перед мировым сообществом и международным правом. В настоящее время, когда в глобальной экономике, по общему мнению международных организаций, обостряется проблема всеобщего доступа к энергетическим ресурсам и нарастает тенденция к переходу на путь низкоуглеродного развития, сокращение глобальных выбросов парниковых газов с целью смягчения последствий изменения климата признано мировым сообществом одной из приоритетных задач. К выводам о нарастании этой тенденции пришли Международное энергетическое агентство, Организация экономического сотрудничества и развития, программы Организации Объединенных Наций (ЮНЕП, ПРООН), Всемирный банк и другие ведущие международные организации.
Риски, связанные с глобальным изменением климата, его социально-экономические, демографические, геополитические последствия все более точно оцениваются экспертами и стали важным фактором международных отношений. Наиболее опасными являются изменение стока рек и связанный с этим дефицит воды, развитие болезней и обострение социальных проблем (рис. 1) [4].
Одним из важных инструментов перехода к низкоуглеродному развитию является регулирование выбросов парниковых газов. Регулирование парниковых выбросов затрагивает интересы энергетической, экологической и климатической политики, что является одним из определяющих факторов устойчивого социально-экономического развития.
Эра ископаемых видов топлива еще далека от завершения, но их позиции ослабевают. Спрос на все виды энергоносителей растет, но доля ископаемых видов топлива в мировом потреблении первичных энергоресурсов, по прогнозам, уменьшится с 81 % в 2010 г. до 75 % к 2035 г.
Природный газ - единственный и самый экологически чистый вид ископаемого топлива, доля которого в мировом энергетическом балансе будет продолжать расти вплоть
до 2035 г. На возобновляемые источники энергии (ВИЭ), в первую очередь, на гидро-и ветроэнергетику (рис. 2), будет приходиться половина новых энергетических мощностей [6].
Рис. 1. Оценка числа людей, которые могут подвергнуться риску негативных последствий климатических изменений к 2080 г.
Проводимая в Беларуси государственная экологическая политика предусматривает последовательную структурную перестройку производственной сферы, совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, утилизацию и переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Рис. 2. Рост мощности возобновляемых источников энергии в мире
Основной программный документ, определяющий направление долгосрочного развития Беларуси и переход к зеленой экономике, - Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года. В соответствии с решением Правительства в конце 2016 г. был разработан и утвержден Национальный план действий
по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь до 2020 г.1 Согласно указанному документу под зеленой экономикой подразумевается модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды.
Важными чертами такой экономики являются: низкие углеродные выбросы; эффективное использование природных ресурсов; сохранение, увеличение и восстановление природного капитала; предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг; рост доходов и занятости.
Зеленая экономика часто рассматривается в контексте борьбы с глобальным изменением климата и перспективного направления преодоления глобального экономического кризиса. Приоритетной чертой ее роста является радикальное повышение энергоэффективности. Основные направления Национального плана по развитию зеленой экономики в энергетическом секторе согласуются с Директивой Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26 января 2016 г. № 26), Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь, Государственной программой «Энергосбережение» на 2016-2020 годы и Законом «О возобновляемых источниках энергии».
Таким образом, в Республике Беларусь принят ряд законопроектов в энергетической сфере, соответствующих требованиям Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотского протокола. Мероприятия по данным законопроектам соответствуют соблюдению ограничений по выбросам парниковых газов и стали основой при проведении в республике работы по сокращению удельного потребления углеводородного топлива и повышению энергоэффективности экономики.
Так, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1180 утверждена Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь. Стратегия разработана на 2011-2015 г. и на период до 2020 г. в целях определения дальнейшего развития и совершенствования правовых, организационных, экономических, технических и технологических условий для обеспечения эффективного развития энергетического потенциала Республики Беларусь и повышения уровня энергетической безопасности страны.
Стратегические цели в области энергосбережения на период до 2021 г. определены в Государственной программе «Энергосбережение» на 2016-2020 гг. Среди них - сдерживание роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при экономическом развитии страны, дальнейшее увеличение использования местных ТЭР, в том числе возобновляемых источников энергии. Сводные целевые показатели госпрограммы: снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) к 2021 г. не менее чем на 2 % к уровню 2015 г., достижение к 2021 г. отношения объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению ТЭР не менее 16 %.
В соответствии с программой дальнейшее повышение энергоэффективности будет обеспечиваться в первую очередь за счет внедрения современных энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования и материалов во всех отраслях экономики и отдельных технологических процессах, а также за счет структурной перестройки эконо-
1 Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. Утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 дек. 2016 г. № 1061 // Совет Министров Республики Беларусь: офиц. сайт. URL: http://www.government.by/upload/docs/fileb9cfb7e9401807aa.PDF (дата обращения: 10.09.2017).
мики, направленной на развитие менее энергоемких производств, активизации работы по популяризации энергосбережения и рационального использования ТЭР.
Основные направления дальнейшего развития использования местных ТЭР - создание энергоисточников, использующих местные ТЭР (древесное и торфяное топливо, горючие отходы); создание в организациях жилищно-коммунального хозяйства мощностей по производству топлива из твердых коммунальных отходов (RDF-топливо) с его использованием на энергоисточниках.
Кроме того, предусматривается создание биогазовых установок на очистных сооружениях и полигонах захоронения твердых коммунальных отходов, в сельхозорганизациях, занимающихся производством крупного рогатого скота, свиней и птицы, суммарной электрической мощностью не менее 30 МВт; увеличение выработки электрической и тепловой энергии за счет использования энергии естественного движения водных потоков, ветра, солнца.
Производство электрической и тепловой энергии с использованием энергии воды, ветра и солнца будет вестись за счет сооружения новых гидроэлектростанций, внедрения фотоэлектрических станций, увеличения использования гелиоводонагревателей и различных гелиоустановок для интенсификации процессов сушки продукции и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и для бытовых целей, ввода в эксплуатацию ветроэнергетических установок.
Реализация госпрограммы «Энергосбережение» на 2016-2020 гг. должна позволить стране выйти на еще более высокие показатели энергоэффективности, приблизившись вплотную по этому показателю к большинству развитых стран.
В период до 2020 г. предусматривается снижение выбросов углекислого газа и диоксида азота не менее чем на 15 % к уровню 2010 г. за счет реализации следующих основных мероприятий:
• внедрение наиболее эффективных средств очистки отходящих газов от твердых частиц и диоксида серы, современных средств снижения выбросов оксида азота и диоксида углерода;
• глубокая утилизация продуктов сгорания (диоксида углерода и диоксида серы) для дальнейшего производства углекислоты и серной кислоты;
• использование оптимальных температурно-тепловых режимов эксплуатации котельного оборудования и совершенствование конструктивных элементов (горелочных устройств), позволяющих снизить концентрацию оксидов азота на 50 %;
• применение двустадийного (а также трех- и многостадийного) сжигания топлива в котлах на основе специальных горелочных устройств (снижение концентрации NOx на 30-40 %);
• рециркуляция продуктов сгорания в воздух, идущий на горение топлива (снижение Шх на 15-50 %);
• внедрение современных низкоэмиссионных газогорелочных устройств, обеспечивающих пониженное содержание азота в дымовых газах.
Выбросы СО2 от сжигания ископаемых топливных ресурсов являются основным источником парниковых газов в Республике Беларусь. Более 60 % суммарных выбросов парниковых газов и около 95 % выбросов двуокиси углерода СО2 вызваны сжиганием ископаемых видов топлива.
Поэтому любые меры, направленные на повышение энергоэффективности при производстве и потреблении энергии и сокращение потерь энергоносителей, приводят к уменьшению расходования ископаемого топлива и практически пропорциональному сокращению выбросов вредных продуктов сгорания в атмосферу (рис. 3).
/и
ISO 160 140 120
100 so 60
2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 )( ВВП ♦ В ал о в о е потр еб л енне Т ЭР
—^—Энергоемкость ВВП Выбросы парниковых газов
Рис. 3. Динамика изменения энергоемкости ВВП, валового потребления ТЭР и суммарных выбросов парниковых газов за 2005-2016 гг.
Количественное сокращение выбросов в атмосферу в результате достигнутой экономии 1 т условного топлива (у. т.) можно определить при помощи «факторов эмиссии» -удельных показателей, которые характеризуют количество выбросов техногенных загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу в расчете на единицу израсходованного топлива. Минимальное сокращение выбросов парниковых газов при экономии 1 т у. т. составляет 1,646 т СО2.
По данным Национального агентства инвестиций и приватизации, оцениваемый технический потенциал возобновляемых источников энергии составляет около 80 млн т н. э. (нефтяного эквивалента), что превышает текущее суммарное потребление энергии в Беларуси примерно в три раза.
С принятием Закона «О возобновляемых источниках энергии» от 27 декабря 2010 г. № 204-3 достигнут значительный прогресс в развитии законодательной и государственной поддержки использования возобновляемой энергии. Основным достоинством ВИЭ является их эксплуатация без использования ископаемого углеводородного топлива. В большинстве случаев ВИЭ являются экологически чистыми и повсеместно доступными. Территориально действующие площадки ВИЭ представлены на электронной карте республики (рис. 4).
Мероприятия в сфере развития местных и возобновляемых источников энергии соответствуют требованиям Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотского протокола к указанной конвенции, будут способствовать соблюдению ограничений по выбросам парниковых газов и станут основой при проведении в Республике Беларусь работы по сокращению удельного потребления углеводородного топлива.
В результате замещения традиционных энергоносителей возобновляемыми источниками энергее в 2017 г. планировалось общее потенциально возможное сокращение выбросов парниковых газов до 4 575,0 тыс. т в эквиваленте СО2, в том числе за счет:
• использования биомассы в топливных целях (древесное топливо, солома) -4 327,0 тыс. т СО2;
• внедрения биогазовых технологий - 118,0 тыс. т СО2;
• строительства новых и реконструкции действующих гидроэлектростанций -51,8 тыс. т СО2;
' строительства гелиоустановок - 24,5 тыс. т СО ;
2
1 использования энергии тепла земли - 4,95 тыс. т СО ;
2
• строительства ветроэнергетических установок - 48,4 тыс. т СО .
Возобновляемые источник» энергии
СмопенсНЬё Поозерье, национальный парк, ФГБУ
ДП.:лдопо
Саф)
ей"
Оедльце Siedl.Ee
Оос д!1е
Пвдеск! |
Кзрто1раф1чесие лэиые о2017 СеоБжй-ОЕ'ВИЗ (ОЭСОД.Сосц^ ' Услввм «сюльзоваия coooih.itьооошюие 1-н доге
0
Условные обозначения: Энергия древесного топлива, иных видов биомассы
Энергия биогаза Энергия ветра Энергия солнца Энергия тепла земли
Энергия естественного движения водных потоков
Рис. 4. Возобновляемые источники энергии1
Программой запланировано изменение структуры топливно-энергетического баланса, в частности, увеличение использования торфа и нефтяного кокса, что приведет к увеличению выбросов парниковых газов (П1 ) от энергетических и промышленных установок (при использовании 1 млн т у. т. торфа выделяется 1 870 тыс. т СО2, при энергетическом использовании 550 тыс. т у. т. нефтяного кокса выбросы углекислого газа увеличатся на 480 тыс. т СО2). Воздействие указанных выбросов будет нивелироваться уменьшением количества парниковых газов при реализации основных мер Национальной программы, направленных на замещение органического топлива возобновляемыми источниками энергии. Это обеспечит снижение потенциальных выбросов примерно на 2,2 млн т в эквиваленте СО2, что соответствует принятым Беларусью международным обязательствам.
1 Источник: Государственный кадастр возобновляемых источников энергии, 2017 г.
Таким образом, в настоящее время и до конца 2020 г. в Республике Беларусь действует целый ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, имеющих обязательную юридическую силу и содержащих политику и меры с целевыми показателями сокращения энергоемкости и углеродоемкости национальной экономики.
Вопросы изменения климата за последние несколько десятилетий перешли из разряда научных исследований в сугубо практическую плоскость. Основной причиной современных изменений климата считают антропогенное усиление парникового эффекта, возникающее при увеличении концентрации в атмосфере двуокиси углерода СО2 и других парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, а также нарушения углеродного баланса природных экосистем. Установлено, что концентрация парниковых газов неуклонно растет с начала промышленной революции. Данная проблема знаменует собой достижение человечеством «пределов роста» - критических уровней воздействия на биосферу, грозящих многочисленными катаклизмами, а ее решение становится условием дальнейшего развития современной цивилизации.
Всеобщее признание проблема изменения климата получила в последней четверти XX в. В 1976 г. Всемирная метеорологическая организация выпустила первое заявление об угрозе глобальному климату, а в 1979 г. была учреждена Всемирная климатическая программа, направленная на изучение климата с целью его сохранения. Обеспокоенность мирового сообщества привела к подписанию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в которой государства, в том числе Республика Беларусь, приняли на себя ряд обязательств, включая: 1) изучение изменений климата на глобальном и национальном уровне; 2) оценку их влияния на природу и социально-экономическую сферу; 3) проведение национальных инвентаризаций парниковых газов; 4) разработку мер по адаптации к изменениям климата [1; 2]. Выполнение принятых странами обязательств отражают выходящие на регулярной основе национальные сообщения (например [5]).
В декабре 1997 г. в Киото был принят Протокол к Конвенции, зафиксировавший юридические обязательства по сокращению выбросов парниковых газов (СО2, СН4, ^О). Республика Беларусь присоединилась к Киотскому протоколу к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата в 2005 г. С момента присоединения к Киотскому протоколу было разработано и утверждено достаточное число ключевых нормативных правовых актов по вопросам Рамочной конвенции и Киотского протокола: инвентаризации выбросов, торговли и проектной деятельности, создания Государственной комиссии по проблемам изменения климата.
На сегодняшний день Республика Беларусь выполнила все взятые на себя обязательства по Киотскому протоколу в области изменения климата. В части осуществления климатической политики в республике разработаны две программы, согласно периодам Киот-ского протокола, на 2008-2012 гг. и 2013-2020 гг. Ежегодно ведется подготовка и представление кадастра парниковых газов, на данный момент вышел в свет шестой выпуск Национального сообщения Республики Беларусь [5].
В сентябре 2016 г. Беларусь ратифицировала Парижское соглашение об изменении климата, направленное на реализацию резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», что будет способствовать смягчению последствий изменения климата и адаптации к изменяющемуся климату, а также поддержке экологической целостности, возобновляемых источников энергии, зеленой экономики.
Республика Беларусь поддерживает коллективные усилия сторон Рамочной Конвенции ООН по достижению основного ориентира текущего столетия - недопущения повышения среднемировой температуры более чем на 2 °С по отношению к доиндустриальному
периоду. Предварительные обязательства Беларуси, связанные с изменением климата, предусматривают к 2030 г. сокращение без каких-либо дополнительных условий выбросов парниковых газов не менее чем на 28 % по сравнению с уровнем 1990 г. (без учета выбросов в секторе «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство»). К 2018 г. должны быть разработаны необходимые нормативные правовые документы и механизм для выполнения этого обязательства.
В части снижения выбросов парниковых газов Республика Беларусь достигла определенных успехов благодаря проводимой природоохранной и ресурсосберегающей политике, в первую очередь за счет мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. На рисунке 5 приведена динамика выбросов парниковых газов за 1990-2012 гг. с учетом и без учета сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство» и прогноз до 2030 г., который основан на сценарии, учитывающем утвержденные программы развития отраслей экономики, включая ввод в эксплуатацию в 2018 г. Белорусской атомной станции, а также дополнительные политику и меры по сокращению углеро-доемкости. Согласно прогнозу, после 2030 г. будет прослеживаться дальнейшая тенденция к увеличению выбросов парниковых газов с прохождением пика в 2035 г.
млн т 1В0-
140-12Э-100-Е0 8040" 20" 0 2040"
1990 1992 1994 199В 199& 2Ш 2QD2 20С4 ИЛИ 2DQS 2С10 2012 2020 2030
■ л_________i ,_, ._ I- ______ «.л Эе14пегйп^мвние. изменении
ЭДивма ПрймыилбннОСтъ СМШЮЯШЙЙИ» От*О0Ы шшшшян.шпш^
JTpnii+ia ид npeznap^влпгЩАТсЁчэдгчг^спгак ььчзугц НиМгма г ^змеьд'илч ir^Ljftui™ J.'.bJDCJ, ¡j устиг+шгам'ч!!* йп/ивпй «¡^цктн^ь.^ фклм
Рис. 5. Динамика выбросов парниковых газов в Республике Беларусь1
За рассматриваемый временной период наибольшее количество выбросов ПГ наблюдалось в 1990 г. - 139 151,23 тыс. т в эквиваленте СО2 без учета сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство». В 2012 г выбросы парниковых газов уменьшились по отношению к 1990 г. на 35,8 %. В 2012 г., когда суммарные выбросы ПГ в Беларуси составляли 89,3 млн т в эквиваленте CO2, доля сектора энергетики составляла 62 %.
По данным 2013 г. большую часть выбросов ПГ составил углекислый газ (56,3 млн т в эквиваленте CO2), а второе и третье место заняли метан (2,0 млн т в эквиваленте CO2) и закись азота (0,3 млн т в эквиваленте CO2) (табл. 1).
1 Источник: Национальный доклад о кадастре парниковых газов в рамках РКИК ООН (Рамочной конвенции ООН об изменении климата).
Таблица 1
Выбросы парниковых газов в энергетическом секторе, млн т СО2-эквивалента в год
Выбросы ПГ 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Суммарный 55,30 54,80 58,80 58,30 57,70 58,60 57,10 53,10
объем,
в том числе:
СО2 53,30 52,90 56,40 56,00 55,40 56,30 54,90 51,10
СН4 1,90 1,80 2,20 2,00 2,00 2,00 1,90 1,80
N20 0,12 0,12 0,20 0,20 0,20 0,30 0,30 0,30
пБелнгае /
Р О V С С И Я
Снижение продуктивности еловых и сосновых лесов до 2050 года: ^ повышение ~
- ель:
- сосна повышение
К
снижение снижение
Рост опасности возникновения торфяных пожаров
Более частые засухи Рост опасности наводнения
й
-Си
Негативные последствия для сельского хозяйства и производства продуктов питания
Периоды сильной жары, вспышки инфекционных заболеваний, загрязнение воздуха и воды, дефицит питьевой воды
Миграция животных и растений с запада Миграция рыб и других видов животных с юга
Рис. 6. Возможные последствия изменения климата
В период с 2000 г. по 2014 г. уровень выбросов С02 оставался достаточно стабильным. Это происходило благодаря тому, что рост объемов выбросов в результате широкого использования ископаемых видов топлива компенсировался повышением энергоэффективности и некоторым увеличением доли возобновляемых источников энергии.
По сравнению со многими странами и регионами Земли преимуществом Республики Беларусь является более высокий адаптационный потенциал страны, который обеспечивают: высокая лесистость территории, значительные водные ресурсы, существенная доля болот и особо охраняемых природных территорий.
Леса и торфяники играют важную роль в поглощении парниковых газов: лесистость территории страны с 1990 г. увеличилась на 4 %, а с 2013 г. по 2030 г. она должна возрасти с 39 % до 41 %. В то же время лесное хозяйство признано одной из отраслей, на которые изменение климата может оказать наиболее неблагоприятное воздействие (рис. 6). Разработана стратегия адаптации лесного хозяйства к изменению климата до 2050 г. Ведется работа по разработке концепции такой стратегии для сельского хозяйства. В 2016-2019 гг. планируется подготовить нормативно-правовую базу и организационную структуру для осуществления конкретных мер в области адаптации к изменению климата.
В Республике Беларусь отмечено повышение среднегодовой температуры воздуха на 1,1 °С выше климатической нормы. Изменились границы агроклиматических зон, на юге страны появилась «новая» IV агроклиматическая зона, которая отличается наиболее теплым и продолжительным вегетационным периодом по сравнению с I, II и III областями (рис. 7). Однако характерных изменений в трендах осадков не произошло, как не отмечается изменений в количестве опасных метеорологических явлений, тем не менее изменяется их интенсивность, в частности, ливневых осадков, стало больше жарких дней, увеличилась сила ветров.
Гpaust и ы агроклиматических областей по Границы агроклиматических областей по
АХ. Шкляру (период ISSI I960 гг.) В. И. Мельнику (период 1989 - 2005 гг.)
Рис. 7. Агроклиматические области: I - Северная, II - Центральная, III - Южная, IV - Новая
Решение вопросов, связанных с экологической политикой в энергетической сфере предопределяет проведение серьезных исследований на национальном уровне с учетом опыта Европейского союза (Климатический и Энергетический пакет 20/20/20), других мировых исследований по достижению глобальной температуры потепления на 2 °С и 50-процентному сокращению выбросов парниковых газов к 2050 г. В качестве первоочередных мер будет рассмотрена возможность реализации таких прогрессивных концепций, как «углеродо-нейтральная страна». Неизменным вопросом национальной политики будет
снижение воздействия на климатическую систему путем сокращения выбросов парниковых газов, проведения мероприятий по энергосбережению, увеличению доли использования возобновляемых источников энергии.
Библиографический список
1. Изменение климата, 2007 г.: обобщающий доклад / ред. Р. К. Пачаури, Э. Райзингер и основная группа авторов; МГЭИК. Женева, 2007.
2. Изменение климата, 2014 г.: Воздействия, адаптация и уязвимость: резюме для политиков. Вклад Рабочей группы II в Пятый оценочный доклад МГЭИК. Женева, 2014.
3. Обзор результативности экологической деятельности. Беларусь. Третий обзор / Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, Женева, 2016. 445 с.
4. Регулирование выбросов парниковых газов как фактор повышения конкурентоспособности России / А. А. Аверченков, А. Ю. Галенович, Г. В. Сафонов, Ю. Н. Федоров. М.: НОПППУ. 2013. 88 с.
5. Шестое национальное сообщение Республики Беларусь об изменении климата. Минск, 2013.
6. Word energy outlook 2011 [Электронный ресурс] / International Energy Agency. 2011. 659 p. URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/WE02011_WEB.pdf (дата обращения: 10.09.2017).