ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
парадигма энергии будущего: путь казахстана
A.A. Сатыбалдин,
директор Института экономики КН МОН РК (г Алматы), доктор экономических наук, профессор, академик НАН РК
Б.К. Есекина,
директор Научно-образовательного центра «Зеленой Академии»(г. Астана),
доктор экономических наук, профессор [email protected]
н.К. нурланова,
заместитель директора Института экономики КН МОН РК (г. Алматы)
доктор экономических наук, профессор [email protected]
Статья посвящена рассмотрению проблем энергетической трансформации на глобальном и национальном уровнях. Исследованы международный опыт декарбонизации развитых стран и предпосылки реализации Парижского климатического соглашения в странах ЕАЭС. Дана оценка странового низкоуглеродного потенциала и определены предпосылки перехода к низкоуглеродному развитию национальной экономики.
Ключевые слова: энергия будущего, изменение климата, низкоуглеродное развитие, декарбонизация, энергоэффективность, углеродная торговля
УДК 338(574)
Парадигма глобальной экономики изменилась, что выражается в появлении новой концепции — низкоуглеродного развития, базирующейся на использовании альтернативных источников энергии — «энергии будущего». Это трансформация обуславливает новый этап в развитии экономической науки на основе интеграции экологии, физики, биологии и кардинально меняющих традиционные взаимосвязи процессов воспроизводства и потребления энергии. Ярким проявлением стремления мирового сообщества к энергетической трансформации и переходу к «зеленым» технологиям стала Международная выставка — ЭКСПО-2017, проходящая в Астане с участием делегаций из более чем 100 стран мира.
1. ЭКСПо-2017: энергия будущего
Специализированная выставка ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» призвана продемонстрировать мировые достижения в области альтернативных энергоисточников: энергия солнца, ветра, морских, океанических и термальных вод, различных видов биоэнергетики и содействовать продвижению новых форм «зеленого» развития на национальном и глобальном уровнях.
Широкое представительство развитых и развивающихся стран наглядно демонстрирует понимание и поддержку «энергии будущего». Тренд по диверсификации источников энергообеспечения нарастает практически во всех секторах экономики и соответственно возрастает доля использования возобновляемых источников энергии в энергобалансе таких стран как КНР, США, Германия, Австрия, Япония, Южная Корея и др.
Путь Казахстана в реализации концепции «низкоуглеродного» развития определен Долгосрочной Стратегией «Казахстан-2050» [1] и принятой в 2013 году Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаевым Концепцией по переходу к «зеле-
ной» экономике (далее — Концепция) [2]. В этих документах определены приоритеты по внедрению «зеленых», низкоуглеродных технологий и снижению энергоемкости национальной экономики на 25%. В рамках Концепции поставлены задачи по достижению доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем энергобалансе страны к 2020 г. — 3%, к 2050 г. — 50%, что обеспечит сокращение выбросов парниковых газов в энергетическом секторе до уровня развитых стран.
Казахстан, являясь стороной Рамочной Конвенции по изменению климата Организации Объединенных Наций (РКИК ООН), ратифицировал Киотский Протокол и Парижское Климатическое Соглашение, тем самым подтвердив готовность участия в совместной борьбе по сдерживанию глобального изменения климата и выполнению международных обязательств. Благодаря инициативам Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева по ядерному разоружению, созданию институциональных основ для продвижения «зеленой» экономики в Евразийском регионе («Программа партнерств «Зеленый Мост», проведение ЭКСПО-2017, создание Центра «зеленых» технологий» на инфраструктуре Пост-Экспо-2017 и другие) Казахстан приобрел имидж ответственного члена мирового сообщества по достижению устойчивого развития на глобальном и национальном уровнях.
Особый импульс продвижению парадигмы энергии будущего может придать программа международного сотрудничества с КНР «Один пояс, один путь». У нее есть успешный предшественник — это действовавшее в древности торговое соединение между странами «Шелковый путь», сумевший запустить мощное встречное движение между Западом и Востоком по обмену идеями и технологиями.
Совместная Стратегия «Один пояс, один путь» стимулирует стыковку программы развития стран и их сотрудничество и
206
© ПСЭ, 2017
рассматривается как форма активного поиска новых каналов международного сотрудничества и новой модели глобального управления [3].
Особый интерес для Казахстана представляет опыт декарбонизации экономики в России, поскольку Казахстан и Россия входят в Таможенный союз и Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), следовательно, процессы, институты и инструменты по обеспечению перехода на низкоуглеродное развитие экономики в наших странах должны быть гармонизированы. Несмотря на самую большую в мире территорию в 17 млрд км2, с большими залежами ископаемого топлива, представляющими 34%, 12% и 20% мировых залежей натурального газа, нефти и угля соответственно [4], Российская Федерация планирует в самые ближайшие годы остановить рост выбросов парниковых газов, а затем начать их снижение. По прогнозам, к 2030 году количество общих выбросов снизится примерно до 1500 млн т СО2-экв. или более чем в 2 раза от уровня 1990 г. [5]. Именно такая динамика необходима для достижения к 2050 г. уровня выбросов, ведущего к решению проблемы антропогенного изменения климата.
В настоящее время казахстанская экономика находится на этапе структурной трансформации и реализации третьей модернизации экономики, призванной кардинально изменить сырьевую направленность и устранить экономические диспропорции в развитии отраслей, создающих новую добавленную стоимость. В то же время, длительное и динамичное развитие отраслей горнодобывающего комплекса обусловило высокую энергоемкость и углеродоемкость валового национального продукта (ВВП). Так, по уровню углеродоемкости ВВП наша страна в 3-5 раз превосходит страны ОЭСР (по твердым частицам — более чем в 10 раз; по оксидам азота — на 20%; по оксидам серы — более чем в 2,5 раза), что безусловно снижает конкурентоспособность отечественной продукции на мировых товарных рынках и создает серьезные риски в реализации нового климатического соглашения и сохранения качества окружающей среды в регионе.
2. Зеленая экономика: будущее Казахстана
На конференции 2012 года в Рио-де-Жанейро была принята итоговая декларация «Будущее, которое мы хотим», в которую вошли рекомендации по переходу к зеленой экономике как новой форме глобального развития. По итогам форума ученые призвали включить в повестку дня Всемирного саммита по устойчивому развитию «Рио+20» вопрос о принятии «Декларации о развитии возобновляемой энергетики в развитых и развивающихся странах» как важнейшего инструмента «Глобальной энерго-экономической стратегии».
Международной правоохранительной организацией Green Peace был опубликован доклад «Точка невозврата», в котором представлены 14 самых опасных для климата проектов. Проект глубоководного бурения в Мексиканском заливе и Бразилии, по нефтегазоносным месторождениям, нефтеносным пескам Канады и Венесуэлы, расширение добычи угля в Австралии, США, Китае, Индонезии, добыча сланцевого газа в США и природного газа в Афганистане, расширение добычи нефти и газа в Каспийском море и Арктическом шельфе [6].
Эксперты и экологи предупреждают о том, что Казахстан в ближайшие 20-30 лет может столкнуться с глобальным изменением климата. В настоящее время энергоемкость ВВП Казахстана составляет 1,9, тогда как в Японии — 0,1, то есть в 19 раз ниже казахстанского показателя. В отраслях промышленного производства Казахстана показатель энергоемкости в 5 раз выше по сравнению с зарубежными предприятиями.
Казахстан обладает огромными запасами энергетических ресурсов. При этом 42% энергии мы получаем за счет использования угля, 39% — за счет газа, 17% — за счет нефти, а на долю возобновляемой энергии приходится менее 1%.
3. особенности перехода Казахстана к «зеленой» экономике
Первым программным документом независимого Казахстана в области сохранения окружающей среды и смягчения
изменения климата стала Стратегия «Казахстан-2030», в которой было отмечено, что «Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой» [7]. По мере укрепления государственности и подъема национальной экономики, вопросы борьбы с изменением климата становились все более актуальными и были подтверждены ратификацией Рамочной Конвенции по изменению климата ООН и Киотского протокола, а также долгосрочного программного документа Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства [1]. В данной стратегии впервые указывается на необходимость ускоренного перехода к низкоуглеродной экономике. Более того, развитие возобновляемых источников энергии было определено как приоритетное направление в сфере развития энергетики.
Долгосрочная Стратегия «Казахстан-2050» и принятая в 2013 году Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаевым Концепция по переходу к «зеленой» экономике [2] определили приоритеты по внедрению «зеленых», низкоуглеродных технологий и снижению углеродоемкости национальной экономики. В рамках Концепции поставлены задачи по достижению доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем энергобалансе страны к 2020 г. — 3%, к 2050 г. — 50%, что обеспечит сокращение выбросов парниковых газов в энергетическом секторе. Достижение поставленных задач, а также выполнение международных обязательств страны в рамках реализации Парижского климатического соглашения актуализируют необходимость проведения исследований по обоснованию путей и мер смягчения последствий изменения климата. Переход к низкоуглеродному развитию Республики Казахстан должен стать приоритетом нового курса на модернизацию национальной экономики и быть гармонизирован с этими процессами в других странах Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), прежде всего в России и Беларуси.
Основу национального законодательства в сфере низкоуглеродного развития составляет Экологический кодекс от 9 января 2007 г., где были впервые прописаны правила функционирования углеродного рынка в главе «Государственное регулирование в сфере выбросов и поглощений парниковых газов» [8]. В соответствии с кодексом, в декабре 2012 года Постановлением Правительства Республики Казахстан был принят первый Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов, затем Второй Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов, в который вошли 166 предприятий энергетической, угольной, нефтяной, газовой и перерабатывающей промышленности, базовая линия выбросов которых превышала 20 тыс. тонн двуокиси углерода. В ноябре 2015 года был принят Третий Национальный план действий по обеспечению ограничения/сокращения выбросов парниковых газов до 2030 года (далее — План), мероприятия которого направлены на разработку предложений по оценке мер по энергоэффективности и энергосбережению, внедрению возобновляемых источников энергии, по их дополнению и корректировке. Также в Плане отмечается необходимость проведения сравнительной оценки сценариев регулирования объема выбросов парниковых газов на период до 2020 и 2030 гг., а также стимулирования реализации внутренних проектов, направленных на сокращение выбросов. В разделе данного Плана, касающегося системы торговли выбросами, отмечается необходимость организации взаимодействия казахстанской системы торговли выбросами с системами регулирования объема выбросов парниковых газов других стран, а также совершенствования системы в целом.
В то же время в Плане отсутствуют отдельные индикаторы по снижению выбросов для базовых секторов экономики, таких как топливно-энергетический комплекс, строительство, транспортный и лесной секторы. Включение индикаторов по снижению выбросов данных отраслей в План способствовало бы достижению принятых Рамочной конвенцией ООН об изменении климата обязательств по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году относительно 1990 г. на 15-25%. Последние изменения в Экологический кодекс были внесены согласно Закону Республики Казахстан от 29 марта 2016 года № 479^ «О вне-
сении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан», способствующие сокращению разрешительных документов и упрощению разрешительных процедур в сфере снижения различных видов загрязнения. Помимо этого, Министерством энергетики проводится работа по перезапуску национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, начиная с 2018 г.
4. Потенциал Казахстана в развитии «зеленых» технологий
«Зеленый» потенциал Казахстана имеет огромные возможности возобновляемых источников энергии (около 1 трлн кВт/ч). Это большие запасы чистых кварцитов и воллостанита (3-е место в мире), перлита, бентонита, миллионы тонн данных отложений и огромная протяженность береговых линий. Потенциал солнечной энергетики — 2,5 млрд кВт/ч год. Технически возможный к использованию гидропотенциал Казахстана равен 63 млрд кВт/ч, экономически — 27 млрд кВт/ч, из которых используется не более 8 млрд кВт/ч в год. При этом российскими учеными предлагаются проекты бесплотинных и некапиталоемких подводных ГЭС для равнинных рек. Потенциал малых ГЭС — 8,0 млрд кВт/ч.
По данным ученых РАН, Казахстан занимает 6-е место в мире по национальному богатству, благодаря полезным ископаемым, природным ресурсам и неосвоенным территориям. Недра Казахстана содержат 1/15 часть разведенных мировых запасов полезных ископаемых, 99 химических элементов периодической системы Менделеева. Казахстан занимает 4-е место в мире по площади земель, не загрязненных ядохимикатами. Велики запасы природного газа — 3,7 трлн м3, шахтного метана — 0,7 трлн м3. В то же время Казахстан занимает 5-е место в мире по объемам факельного сжигания попутного газа, который можно утилизировать.
Среди «зеленых» технологий в Казахстане наиболее развиты источники солнечной энергии. На сегодняшний день Казахстан становится пятой страной в мире, производящей солнечные батареи с полным циклом добычи и переработки кремния. Наша страна обладает потенциалом для создания эффективной солнечной энергетики как на основе кремниевых, так и на основе арсенид-галлиевых солнечных батарей за счет снижения себестоимости полученного галлия. Казахстан входит в первую тройку мировых производителей галлия, объем производства которого составляет 22 тонны при мировом производстве в 100 тонн.
Важной проблемой внедрения «зеленых» технологий в стране является неразвитость инструментов экономического стимулирования и институтов венчурного «зеленого» бизнеса. В этой связи одна из важнейших задач ЭКСПО-2017 — выявить инновации для венчурных инвесторов, потенциальных заказчиков и покупателей, способствовать созданию новых предприятий и собственных бирж «зеленых» технологий. Также большие надежды возлагаются на Международный Центр «зеленых» технологий, который планируется создать на базе пост-ЭКСПО под эгидой ООН.
5. Институциональные предпосылки перехода Казахстана к зеленой экономике
В Республике Казахстан создана необходимая нормативно-правовая база для перехода к зеленой экономике, основные документы которой представлены в таблице 1.
На реализацию направлений декарбонизации национальной экономики, а именно — на повышение энергоэффективности — ориентированы основные статьи Закона РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» от 13 января 2012 года № 541 -IV [10]. Закон направлен на создание целостной правовой базы и формирование национальной инфраструктуры в области энергосбережения в целях обеспечения перехода экономики на энергоэффективное развитие. Основными направлениями государственного регулирования согласно данному закону являются:
- осуществление технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
Таблица 1
нормативно-правовая база для перехода к низкоуглеродному развитию в рК
нормативные документы год утверждения
Стратегия «Казахстан-2030» Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев 1997
Экологический кодекс РК 2007
Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» 2009
Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» 2012
Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства» 2012
Прогнозная схема территориально-пространственного развития Республики Казахстан до 2020 года 2011
Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» 2013
Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года 2014
Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг. 2014
Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года 2014
- осуществление сбалансированной тарифной политики и ценообразования в области производства и потребления энергетических ресурсов;
- стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности, включая использование энергосберегающего оборудования и материалов;
- осуществление государственного контроля за эффективным использованием энергетических ресурсов и др.
Согласно этому Закону в стране введена дифференцированная плата за потребленную теплоэнергию, введен запрет на поставку тепловой электрической энергии, газа в новые возводимые объекты, не оснащенные приборами учета, принято более 170 технических стандартов, в том числе гармонизированный международный стандарт энергетического менеджмента ISO 50001, введен обязательный энергоаудит для предприятий (около 2000), включенных в Реестр крупных потребителей энергетических ресурсов.
На обеспечение снижения энергоемкости национальной экономики и реализации Парижского соглашения направлено также действие Закона РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 4 июля 2009 года № 165-IV [11], который стал первым шагом на пути государственной поддержки генерирующих источников, использующих нетрадиционные источники энергии. Данный Закон направлен на создание благоприятных условий для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, согласно которому этим источникам энергии гарантируется государственная поддержка на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации.
Наиболее комплексным документом в сфере перехода к низкоуглеродному развитию и повышению энергоэффективности стала Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», принятая 30 мая 2013 года № 577 [2]. Данная Концепция включает вопросы снижения энергоемкости производства, снижения выбросов парниковых газов, развития ВИЭ и в целом, эффективного использования природных ресурсов посредством осуществления диверсификации экономики и создания новых рабочих мест путем улучшения состояния окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.
Мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности также озвучены в 59 шаге Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ»: Привлечение стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через международно признанный механизм энергосервисных
договоров. Их основная задача — стимулирование развития частных энергосервисных компаний для предоставления комплекса услуг в сфере энергосбережения с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат.
В рамках реализации 59 шага были внесены изменения в Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» в части формирования и ведения карты энергоэффективности. Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 1130 создано АО «Институт развития электроэнергетики». Институт развития электроэнергетики формирует и ведет карту энергоэффективности, осуществляет отбор, экспертизу и включение проектов в карту. В настоящее время в карту энергоэффективности вошли 15 проектов.
Важным шагом перехода к низкоуглеродному развитию и декарбонизации национальной экономики стала ратификация Парижского климатического соглашения Указом Президента РК Н. Назарбаевым от 4-го ноября 2016 года. Для стран-участников процесса, в том числе для Республики Казахстан, соглашение является универсальной стратегией в решении вопросов в области изменения климата и обеспечения устойчивости национальной экономики.
Перспектива нового соглашения для экономически более слабых и уязвимых стран связана с возможностью получения
существенной финансовой поддержки, как для адаптации к негативным эффектам и ударам стихии, так и для перехода к низкоуглеродному развитию через снижение выбросов парниковых газов и декарбонизацию национальных экономик. Для наиболее развитых и богатых стран, соглашение должно позволить оптимизировать их финансовую и технологическую роль в глобальных усилиях. Если говорить о странах региона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА), то для закавказских стран, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана Соглашение должно стать мощным фактором международной поддержки, а России, Белоруссии и Казахстану помочь влиться в глобальные инвестиционные процессы и стимулировать глубокую модернизацию структуры экономики [12].
Таким образом, в настоящее время в Казахстане создана достаточно развитая нормативно-правовая база для задействования потенциала «энергии» будущего. Однако, для успешного достижения намеченных целевых индикаторов в соответствии с Долгосрочной Стратегией- 2050 и Концепцией по переходу к «зеленой» экономике, требуется разработка комплексной Дорожной карты, предусматривающей совершенствование институциональных, финансовых и экономических механизмов декарбонизации экономики, а также меры по совершенствованию мониторинга и отчетности, отражающих достижения международных климатических обязательств на региональном и корпоративных уровнях.
литература
1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050 — Новый политический курс состоявшегося государства» // Казахстанская правда. — 14 декабря 2012 г.
2. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике»: Указ Президента РК. № 577. — 2013. — 30 мая // http://strategy2050.kz/static/files/Concept_Rus.pdf
3. http://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html.
4. Ki-Jong Woo. Korea's Fast-Moving Strategy on Green Growth. IGES, Feb. 2011.
5. South Korea confirms 30% carbon reduction target by 2020 //RTCC Respond Magazine, — 2014.
6. Севостьянова Н. Экономика без ущерба экологии: эксперты всерьез задумались о «зеленых» стратегиях развития // Панорама. — 2011, 6 мая.
7. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. — 1997. — 21 октября.
8. Экологический Кодекс Республики Казахстан // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K070000212_
9. Стратегия перехода Республики Казахстан к низкоуглеродному развитию в условиях глобализации: потенциал, приоритеты и механизмы реализации / Под ред. А.А. Сатыбалдина. — Алматы, 2016. — 292 с.
10. Об энергосбережении и повышении энергоэффективности: Закон РК — 2012. — № 541-IV // http://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=31112351
11. О поддержке использования возобновляемых источников энергии: Закон РК — 2009. — № 165-IV // http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z090000165_
12. Кокорин А. Подготовка нового климатического соглашения ООН: перспективы для России и других стран // Мосты. — М., 2015, 22 июля.