Научная статья на тему 'Парадигма энергии будущего: путь Казахстана'

Парадигма энергии будущего: путь Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
909
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГИЯ БУДУЩЕГО / ENERGY OF THE FUTURE / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / CLIMATE CHANGE / НИЗКОУГЛЕРОДНОЕ РАЗВИТИЕ / LOW-CARBON DEVELOPMENT / ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ / DECARBONIZATION / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICACY / УГЛЕРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / CARBON TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатыбалдин А. А., Есекина Б. К., Нурланова Н. К.

Статья посвящена рассмотрению проблем энергетической трансформации на глобальном и национальном уровнях. Исследованы международный опыт декарбонизации развитых стран и предпосылки реализации Парижского климатического соглашения в странах ЕАЭС. Дана оценка странового низкоуглеродного потенциала и определены предпосылки перехода к низкоуглеродному развитию национальной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сатыбалдин А. А., Есекина Б. К., Нурланова Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradigm of the energy of the future: Kazakhstan way (Kazakhstan, Almaty)

The article discusses transformations in power engineering on the global and national levels, analyzes the international experience of decarbonization in the developed countries and prerequisites for implantation of Paris Climate Agreement in EEC. The authors evaluate low-carbon potential in various countries and define requirements for transition to low-carbon development of the Russian economy

Текст научной работы на тему «Парадигма энергии будущего: путь Казахстана»

ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ

парадигма энергии будущего: путь казахстана

A.A. Сатыбалдин,

директор Института экономики КН МОН РК (г Алматы), доктор экономических наук, профессор, академик НАН РК

[email protected]

Б.К. Есекина,

директор Научно-образовательного центра «Зеленой Академии»(г. Астана),

доктор экономических наук, профессор [email protected]

н.К. нурланова,

заместитель директора Института экономики КН МОН РК (г. Алматы)

доктор экономических наук, профессор [email protected]

Статья посвящена рассмотрению проблем энергетической трансформации на глобальном и национальном уровнях. Исследованы международный опыт декарбонизации развитых стран и предпосылки реализации Парижского климатического соглашения в странах ЕАЭС. Дана оценка странового низкоуглеродного потенциала и определены предпосылки перехода к низкоуглеродному развитию национальной экономики.

Ключевые слова: энергия будущего, изменение климата, низкоуглеродное развитие, декарбонизация, энергоэффективность, углеродная торговля

УДК 338(574)

Парадигма глобальной экономики изменилась, что выражается в появлении новой концепции — низкоуглеродного развития, базирующейся на использовании альтернативных источников энергии — «энергии будущего». Это трансформация обуславливает новый этап в развитии экономической науки на основе интеграции экологии, физики, биологии и кардинально меняющих традиционные взаимосвязи процессов воспроизводства и потребления энергии. Ярким проявлением стремления мирового сообщества к энергетической трансформации и переходу к «зеленым» технологиям стала Международная выставка — ЭКСПО-2017, проходящая в Астане с участием делегаций из более чем 100 стран мира.

1. ЭКСПо-2017: энергия будущего

Специализированная выставка ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» призвана продемонстрировать мировые достижения в области альтернативных энергоисточников: энергия солнца, ветра, морских, океанических и термальных вод, различных видов биоэнергетики и содействовать продвижению новых форм «зеленого» развития на национальном и глобальном уровнях.

Широкое представительство развитых и развивающихся стран наглядно демонстрирует понимание и поддержку «энергии будущего». Тренд по диверсификации источников энергообеспечения нарастает практически во всех секторах экономики и соответственно возрастает доля использования возобновляемых источников энергии в энергобалансе таких стран как КНР, США, Германия, Австрия, Япония, Южная Корея и др.

Путь Казахстана в реализации концепции «низкоуглеродного» развития определен Долгосрочной Стратегией «Казахстан-2050» [1] и принятой в 2013 году Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаевым Концепцией по переходу к «зеле-

ной» экономике (далее — Концепция) [2]. В этих документах определены приоритеты по внедрению «зеленых», низкоуглеродных технологий и снижению энергоемкости национальной экономики на 25%. В рамках Концепции поставлены задачи по достижению доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем энергобалансе страны к 2020 г. — 3%, к 2050 г. — 50%, что обеспечит сокращение выбросов парниковых газов в энергетическом секторе до уровня развитых стран.

Казахстан, являясь стороной Рамочной Конвенции по изменению климата Организации Объединенных Наций (РКИК ООН), ратифицировал Киотский Протокол и Парижское Климатическое Соглашение, тем самым подтвердив готовность участия в совместной борьбе по сдерживанию глобального изменения климата и выполнению международных обязательств. Благодаря инициативам Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева по ядерному разоружению, созданию институциональных основ для продвижения «зеленой» экономики в Евразийском регионе («Программа партнерств «Зеленый Мост», проведение ЭКСПО-2017, создание Центра «зеленых» технологий» на инфраструктуре Пост-Экспо-2017 и другие) Казахстан приобрел имидж ответственного члена мирового сообщества по достижению устойчивого развития на глобальном и национальном уровнях.

Особый импульс продвижению парадигмы энергии будущего может придать программа международного сотрудничества с КНР «Один пояс, один путь». У нее есть успешный предшественник — это действовавшее в древности торговое соединение между странами «Шелковый путь», сумевший запустить мощное встречное движение между Западом и Востоком по обмену идеями и технологиями.

Совместная Стратегия «Один пояс, один путь» стимулирует стыковку программы развития стран и их сотрудничество и

206

© ПСЭ, 2017

рассматривается как форма активного поиска новых каналов международного сотрудничества и новой модели глобального управления [3].

Особый интерес для Казахстана представляет опыт декарбонизации экономики в России, поскольку Казахстан и Россия входят в Таможенный союз и Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), следовательно, процессы, институты и инструменты по обеспечению перехода на низкоуглеродное развитие экономики в наших странах должны быть гармонизированы. Несмотря на самую большую в мире территорию в 17 млрд км2, с большими залежами ископаемого топлива, представляющими 34%, 12% и 20% мировых залежей натурального газа, нефти и угля соответственно [4], Российская Федерация планирует в самые ближайшие годы остановить рост выбросов парниковых газов, а затем начать их снижение. По прогнозам, к 2030 году количество общих выбросов снизится примерно до 1500 млн т СО2-экв. или более чем в 2 раза от уровня 1990 г. [5]. Именно такая динамика необходима для достижения к 2050 г. уровня выбросов, ведущего к решению проблемы антропогенного изменения климата.

В настоящее время казахстанская экономика находится на этапе структурной трансформации и реализации третьей модернизации экономики, призванной кардинально изменить сырьевую направленность и устранить экономические диспропорции в развитии отраслей, создающих новую добавленную стоимость. В то же время, длительное и динамичное развитие отраслей горнодобывающего комплекса обусловило высокую энергоемкость и углеродоемкость валового национального продукта (ВВП). Так, по уровню углеродоемкости ВВП наша страна в 3-5 раз превосходит страны ОЭСР (по твердым частицам — более чем в 10 раз; по оксидам азота — на 20%; по оксидам серы — более чем в 2,5 раза), что безусловно снижает конкурентоспособность отечественной продукции на мировых товарных рынках и создает серьезные риски в реализации нового климатического соглашения и сохранения качества окружающей среды в регионе.

2. Зеленая экономика: будущее Казахстана

На конференции 2012 года в Рио-де-Жанейро была принята итоговая декларация «Будущее, которое мы хотим», в которую вошли рекомендации по переходу к зеленой экономике как новой форме глобального развития. По итогам форума ученые призвали включить в повестку дня Всемирного саммита по устойчивому развитию «Рио+20» вопрос о принятии «Декларации о развитии возобновляемой энергетики в развитых и развивающихся странах» как важнейшего инструмента «Глобальной энерго-экономической стратегии».

Международной правоохранительной организацией Green Peace был опубликован доклад «Точка невозврата», в котором представлены 14 самых опасных для климата проектов. Проект глубоководного бурения в Мексиканском заливе и Бразилии, по нефтегазоносным месторождениям, нефтеносным пескам Канады и Венесуэлы, расширение добычи угля в Австралии, США, Китае, Индонезии, добыча сланцевого газа в США и природного газа в Афганистане, расширение добычи нефти и газа в Каспийском море и Арктическом шельфе [6].

Эксперты и экологи предупреждают о том, что Казахстан в ближайшие 20-30 лет может столкнуться с глобальным изменением климата. В настоящее время энергоемкость ВВП Казахстана составляет 1,9, тогда как в Японии — 0,1, то есть в 19 раз ниже казахстанского показателя. В отраслях промышленного производства Казахстана показатель энергоемкости в 5 раз выше по сравнению с зарубежными предприятиями.

Казахстан обладает огромными запасами энергетических ресурсов. При этом 42% энергии мы получаем за счет использования угля, 39% — за счет газа, 17% — за счет нефти, а на долю возобновляемой энергии приходится менее 1%.

3. особенности перехода Казахстана к «зеленой» экономике

Первым программным документом независимого Казахстана в области сохранения окружающей среды и смягчения

изменения климата стала Стратегия «Казахстан-2030», в которой было отмечено, что «Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой» [7]. По мере укрепления государственности и подъема национальной экономики, вопросы борьбы с изменением климата становились все более актуальными и были подтверждены ратификацией Рамочной Конвенции по изменению климата ООН и Киотского протокола, а также долгосрочного программного документа Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства [1]. В данной стратегии впервые указывается на необходимость ускоренного перехода к низкоуглеродной экономике. Более того, развитие возобновляемых источников энергии было определено как приоритетное направление в сфере развития энергетики.

Долгосрочная Стратегия «Казахстан-2050» и принятая в 2013 году Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаевым Концепция по переходу к «зеленой» экономике [2] определили приоритеты по внедрению «зеленых», низкоуглеродных технологий и снижению углеродоемкости национальной экономики. В рамках Концепции поставлены задачи по достижению доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем энергобалансе страны к 2020 г. — 3%, к 2050 г. — 50%, что обеспечит сокращение выбросов парниковых газов в энергетическом секторе. Достижение поставленных задач, а также выполнение международных обязательств страны в рамках реализации Парижского климатического соглашения актуализируют необходимость проведения исследований по обоснованию путей и мер смягчения последствий изменения климата. Переход к низкоуглеродному развитию Республики Казахстан должен стать приоритетом нового курса на модернизацию национальной экономики и быть гармонизирован с этими процессами в других странах Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), прежде всего в России и Беларуси.

Основу национального законодательства в сфере низкоуглеродного развития составляет Экологический кодекс от 9 января 2007 г., где были впервые прописаны правила функционирования углеродного рынка в главе «Государственное регулирование в сфере выбросов и поглощений парниковых газов» [8]. В соответствии с кодексом, в декабре 2012 года Постановлением Правительства Республики Казахстан был принят первый Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов, затем Второй Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов, в который вошли 166 предприятий энергетической, угольной, нефтяной, газовой и перерабатывающей промышленности, базовая линия выбросов которых превышала 20 тыс. тонн двуокиси углерода. В ноябре 2015 года был принят Третий Национальный план действий по обеспечению ограничения/сокращения выбросов парниковых газов до 2030 года (далее — План), мероприятия которого направлены на разработку предложений по оценке мер по энергоэффективности и энергосбережению, внедрению возобновляемых источников энергии, по их дополнению и корректировке. Также в Плане отмечается необходимость проведения сравнительной оценки сценариев регулирования объема выбросов парниковых газов на период до 2020 и 2030 гг., а также стимулирования реализации внутренних проектов, направленных на сокращение выбросов. В разделе данного Плана, касающегося системы торговли выбросами, отмечается необходимость организации взаимодействия казахстанской системы торговли выбросами с системами регулирования объема выбросов парниковых газов других стран, а также совершенствования системы в целом.

В то же время в Плане отсутствуют отдельные индикаторы по снижению выбросов для базовых секторов экономики, таких как топливно-энергетический комплекс, строительство, транспортный и лесной секторы. Включение индикаторов по снижению выбросов данных отраслей в План способствовало бы достижению принятых Рамочной конвенцией ООН об изменении климата обязательств по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году относительно 1990 г. на 15-25%. Последние изменения в Экологический кодекс были внесены согласно Закону Республики Казахстан от 29 марта 2016 года № 479^ «О вне-

сении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан», способствующие сокращению разрешительных документов и упрощению разрешительных процедур в сфере снижения различных видов загрязнения. Помимо этого, Министерством энергетики проводится работа по перезапуску национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, начиная с 2018 г.

4. Потенциал Казахстана в развитии «зеленых» технологий

«Зеленый» потенциал Казахстана имеет огромные возможности возобновляемых источников энергии (около 1 трлн кВт/ч). Это большие запасы чистых кварцитов и воллостанита (3-е место в мире), перлита, бентонита, миллионы тонн данных отложений и огромная протяженность береговых линий. Потенциал солнечной энергетики — 2,5 млрд кВт/ч год. Технически возможный к использованию гидропотенциал Казахстана равен 63 млрд кВт/ч, экономически — 27 млрд кВт/ч, из которых используется не более 8 млрд кВт/ч в год. При этом российскими учеными предлагаются проекты бесплотинных и некапиталоемких подводных ГЭС для равнинных рек. Потенциал малых ГЭС — 8,0 млрд кВт/ч.

По данным ученых РАН, Казахстан занимает 6-е место в мире по национальному богатству, благодаря полезным ископаемым, природным ресурсам и неосвоенным территориям. Недра Казахстана содержат 1/15 часть разведенных мировых запасов полезных ископаемых, 99 химических элементов периодической системы Менделеева. Казахстан занимает 4-е место в мире по площади земель, не загрязненных ядохимикатами. Велики запасы природного газа — 3,7 трлн м3, шахтного метана — 0,7 трлн м3. В то же время Казахстан занимает 5-е место в мире по объемам факельного сжигания попутного газа, который можно утилизировать.

Среди «зеленых» технологий в Казахстане наиболее развиты источники солнечной энергии. На сегодняшний день Казахстан становится пятой страной в мире, производящей солнечные батареи с полным циклом добычи и переработки кремния. Наша страна обладает потенциалом для создания эффективной солнечной энергетики как на основе кремниевых, так и на основе арсенид-галлиевых солнечных батарей за счет снижения себестоимости полученного галлия. Казахстан входит в первую тройку мировых производителей галлия, объем производства которого составляет 22 тонны при мировом производстве в 100 тонн.

Важной проблемой внедрения «зеленых» технологий в стране является неразвитость инструментов экономического стимулирования и институтов венчурного «зеленого» бизнеса. В этой связи одна из важнейших задач ЭКСПО-2017 — выявить инновации для венчурных инвесторов, потенциальных заказчиков и покупателей, способствовать созданию новых предприятий и собственных бирж «зеленых» технологий. Также большие надежды возлагаются на Международный Центр «зеленых» технологий, который планируется создать на базе пост-ЭКСПО под эгидой ООН.

5. Институциональные предпосылки перехода Казахстана к зеленой экономике

В Республике Казахстан создана необходимая нормативно-правовая база для перехода к зеленой экономике, основные документы которой представлены в таблице 1.

На реализацию направлений декарбонизации национальной экономики, а именно — на повышение энергоэффективности — ориентированы основные статьи Закона РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» от 13 января 2012 года № 541 -IV [10]. Закон направлен на создание целостной правовой базы и формирование национальной инфраструктуры в области энергосбережения в целях обеспечения перехода экономики на энергоэффективное развитие. Основными направлениями государственного регулирования согласно данному закону являются:

- осуществление технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

Таблица 1

нормативно-правовая база для перехода к низкоуглеродному развитию в рК

нормативные документы год утверждения

Стратегия «Казахстан-2030» Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев 1997

Экологический кодекс РК 2007

Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» 2009

Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» 2012

Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства» 2012

Прогнозная схема территориально-пространственного развития Республики Казахстан до 2020 года 2011

Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» 2013

Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года 2014

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг. 2014

Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года 2014

- осуществление сбалансированной тарифной политики и ценообразования в области производства и потребления энергетических ресурсов;

- стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности, включая использование энергосберегающего оборудования и материалов;

- осуществление государственного контроля за эффективным использованием энергетических ресурсов и др.

Согласно этому Закону в стране введена дифференцированная плата за потребленную теплоэнергию, введен запрет на поставку тепловой электрической энергии, газа в новые возводимые объекты, не оснащенные приборами учета, принято более 170 технических стандартов, в том числе гармонизированный международный стандарт энергетического менеджмента ISO 50001, введен обязательный энергоаудит для предприятий (около 2000), включенных в Реестр крупных потребителей энергетических ресурсов.

На обеспечение снижения энергоемкости национальной экономики и реализации Парижского соглашения направлено также действие Закона РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 4 июля 2009 года № 165-IV [11], который стал первым шагом на пути государственной поддержки генерирующих источников, использующих нетрадиционные источники энергии. Данный Закон направлен на создание благоприятных условий для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, согласно которому этим источникам энергии гарантируется государственная поддержка на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации.

Наиболее комплексным документом в сфере перехода к низкоуглеродному развитию и повышению энергоэффективности стала Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», принятая 30 мая 2013 года № 577 [2]. Данная Концепция включает вопросы снижения энергоемкости производства, снижения выбросов парниковых газов, развития ВИЭ и в целом, эффективного использования природных ресурсов посредством осуществления диверсификации экономики и создания новых рабочих мест путем улучшения состояния окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

Мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности также озвучены в 59 шаге Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ»: Привлечение стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через международно признанный механизм энергосервисных

договоров. Их основная задача — стимулирование развития частных энергосервисных компаний для предоставления комплекса услуг в сфере энергосбережения с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат.

В рамках реализации 59 шага были внесены изменения в Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» в части формирования и ведения карты энергоэффективности. Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 1130 создано АО «Институт развития электроэнергетики». Институт развития электроэнергетики формирует и ведет карту энергоэффективности, осуществляет отбор, экспертизу и включение проектов в карту. В настоящее время в карту энергоэффективности вошли 15 проектов.

Важным шагом перехода к низкоуглеродному развитию и декарбонизации национальной экономики стала ратификация Парижского климатического соглашения Указом Президента РК Н. Назарбаевым от 4-го ноября 2016 года. Для стран-участников процесса, в том числе для Республики Казахстан, соглашение является универсальной стратегией в решении вопросов в области изменения климата и обеспечения устойчивости национальной экономики.

Перспектива нового соглашения для экономически более слабых и уязвимых стран связана с возможностью получения

существенной финансовой поддержки, как для адаптации к негативным эффектам и ударам стихии, так и для перехода к низкоуглеродному развитию через снижение выбросов парниковых газов и декарбонизацию национальных экономик. Для наиболее развитых и богатых стран, соглашение должно позволить оптимизировать их финансовую и технологическую роль в глобальных усилиях. Если говорить о странах региона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА), то для закавказских стран, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана Соглашение должно стать мощным фактором международной поддержки, а России, Белоруссии и Казахстану помочь влиться в глобальные инвестиционные процессы и стимулировать глубокую модернизацию структуры экономики [12].

Таким образом, в настоящее время в Казахстане создана достаточно развитая нормативно-правовая база для задействования потенциала «энергии» будущего. Однако, для успешного достижения намеченных целевых индикаторов в соответствии с Долгосрочной Стратегией- 2050 и Концепцией по переходу к «зеленой» экономике, требуется разработка комплексной Дорожной карты, предусматривающей совершенствование институциональных, финансовых и экономических механизмов декарбонизации экономики, а также меры по совершенствованию мониторинга и отчетности, отражающих достижения международных климатических обязательств на региональном и корпоративных уровнях.

литература

1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050 — Новый политический курс состоявшегося государства» // Казахстанская правда. — 14 декабря 2012 г.

2. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике»: Указ Президента РК. № 577. — 2013. — 30 мая // http://strategy2050.kz/static/files/Concept_Rus.pdf

3. http://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html.

4. Ki-Jong Woo. Korea's Fast-Moving Strategy on Green Growth. IGES, Feb. 2011.

5. South Korea confirms 30% carbon reduction target by 2020 //RTCC Respond Magazine, — 2014.

6. Севостьянова Н. Экономика без ущерба экологии: эксперты всерьез задумались о «зеленых» стратегиях развития // Панорама. — 2011, 6 мая.

7. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. — 1997. — 21 октября.

8. Экологический Кодекс Республики Казахстан // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K070000212_

9. Стратегия перехода Республики Казахстан к низкоуглеродному развитию в условиях глобализации: потенциал, приоритеты и механизмы реализации / Под ред. А.А. Сатыбалдина. — Алматы, 2016. — 292 с.

10. Об энергосбережении и повышении энергоэффективности: Закон РК — 2012. — № 541-IV // http://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=31112351

11. О поддержке использования возобновляемых источников энергии: Закон РК — 2009. — № 165-IV // http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z090000165_

12. Кокорин А. Подготовка нового климатического соглашения ООН: перспективы для России и других стран // Мосты. — М., 2015, 22 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.