Научная статья на тему 'Гибкие механизмы Киотского протокола: содержание значение и цели. Имплементация механизмов на территории Российской Федерации. Возможные варианты организации рынка эмиссионной торговли в России: административное распределение или саморегулирование'

Гибкие механизмы Киотского протокола: содержание значение и цели. Имплементация механизмов на территории Российской Федерации. Возможные варианты организации рынка эмиссионной торговли в России: административное распределение или саморегулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1243
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КВОТ / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВЕ / KYOTO PROTOCOL / KYOTO PROTOCOL PROVISIONS / REALIZATION / ADMINISTRATIVE REGULATION / ASSIGNMENT OF QUOTAS / IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL LAW IN NATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третяк Дмитрий Сергеевич, Левен Дмитрий Иванович

Статья посвящена проблемам реализации положений Киотского протокола в части импликации правовых механизмов распределения квот на выбросы парниковых газов в законодательство Российской Федерации. Автор, на основе анализа российского законодательства и международных правовых актов представляет ряд вариантов организации рынка эмиссионной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Flexible mechanisms of Kyoto protocol: its content, meaning and goals. Implementation mechanisms on the territory of RF. Possible ways of emissive trade market organization in Russia: administrative distribution or self-policing

The article is devoted to the issues on Kyoto protocol provisions' realization in the area of legal mechanisms implication concerning quotas' assignment on adjection of greenhouse gases in legislation of RF. On the basis of Russian legislation and international legal acts analysis the author performs set of decisions how to organize emissive trade market concerning quotas' assignment on adjection of greenhouse gases.

Текст научной работы на тему «Гибкие механизмы Киотского протокола: содержание значение и цели. Имплементация механизмов на территории Российской Федерации. Возможные варианты организации рынка эмиссионной торговли в России: административное распределение или саморегулирование»

ГИБКИЕ МЕХАНИЗМЫ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА: СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЭМИССИОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ: АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИЛИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ?

©Третяк Д. С, Левен Д. И., 2006

Третяк Д. С. — студент 4 курса Юридического института ИГУ Левен Д. И. — студент 5 курса Юридического института ИГУ

Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН об Изменении Климата предусматривает реализацию трёх механизмов (так называемые «гибкие механизмы»): проект совместного осуществления, механизм чистого развития и механизм эмиссионной торговли.

Суть механизмов гибкости — в стратегическом переходе от государственного законодательства в экологии на экономическое регулирование. По словам президента некоммерческого партнерства «Национальное углеродное соглашение» Степана Дударева, это общая тенденция в мировой политике, которая касается не только экологии, но и политического субсидирования отдельных отраслей, таможенного и налогового законодательства. Даже развитые государства осознали свою неэффективность в быстро меняющихся условиях и стараются создать саморегулирующуюся систему. Опыт США и Евросоюза доказывает: экологические регуляторы могут быть успешно переведены на экономические рельсы. Киотский протокол — первый такой шаг на мировом уровне.

1. Механизм чистого развития (Clean Development Mechanism)

Цель механизма чистого развития состоит в том, чтобы помогать Сторонам, не включенным в Приложение I к РКИК, в обеспечении устойчивого развития и в содействии достижению конечной цели Конвенции и помогать Сторонам, включенным в приложение I, в обеспечении соблюдения их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов.

В основу МЧР заложен следующий принцип: инвестор осуществляет в принимающей стране проект, за счет которого сокращаются выбросы, и получает за это зачет выбросов в кредит. Основное значение использования гибкого механизма МЧР заключается в достижении определенных финансовых преимуществ для компаний, имеющих обязательства по сокращению за счет реализации проектов по сокращению выбросов ПГ за рубежом, так как зачастую мероприятия по их сокращению в собственной стране связаны со значительно более высокими капитальными затратами.

Среди проектов, основанных на этом механизме, выделяют следующие: перевод станций на другой вид топлива, сжигание метана на свалках, использование энергии воды, использование биотоплива, ветровой энергии, геотер-

мальной энергии, сжигания твердого топлива. Представленные проекты располагаются в Бразилии (большинство), Корее, Индонезии, Панаме, Индии, Коста-Рике, Чили. По мнению экспертов Point Carbon после 2005 года в мире будет подано порядка 500 заявок на осуществление проектов МЧР, но литтть 50 из них дойдут до стадии реализации.

2. Проект совместного осуществления (Joint Implementation)

Данный механизм предусмотрен для реализации в промышленно развитых странах и в странах с переходной экономикой, либо между ними (страны Приложения 1 к Рамочной Конвенции ООН об Изменении климата). «Проекты совместного осуществления» предполагают реализацию предприятиями инвестиционных энергосберегающих проектов совместно с компанией-инвестором, которой в обмен на её инвестиции предприятия уступает право на выбросы. Следует отметить, что среди стран Приложения I инициаторами ПСО в действительности на сегодняшний день могут стать только две страны — Украина и Россия.

Это обусловлено следующими причинами:

Во-первых, в соответствии с новой Директивой ЕС об эмиссионной торговле от 2003 г. предприятия на территории Евросоюза имеют право участвовать лишь в данном механизме перераспределения прав на выбросы.

Во-вторых, предприятия на территории входящих в ЕС Восточно-европейских стран имеют возможность выбора между осуществлением ПСО и механизмом эмиссионной торговли. То есть, если предприятие участвует в торговле сокращениями, то оно не имеет права использовать в своей деятельности механизм ПСО.

В-третьих, объем обязательств для России, Украины и Беларуси по Киотскому протоколу составляет 100 % от уровня базового года, и в течение 10 лет наблюдался экономический спад. Однако квота Беларуси и потенциал по проведению ПСО значительно ниже по сравнению с аналогичными показателями на Украине и в России.

Следует отметить, что реализация ПСО сопряжена с реально существующей на данный момент проблемой. Дело в том, что в

результате осуществления сделки происходит, прежде всего, передача единиц установленных количеств (сокращений выбросов СО2) от одного государства к другому, т. е. происходит распоряжение активом, которым наделено государство. Это, в свою очередь, влечёт за собой достаточно сложные внутренние процедуры по оформлению этой сделки. Это значит, что каждая из этих сделок должна основываться на межправительственном соглашении — либо рамочном, либо по каждой конкретной сделке, а также должна быть отражена в бюджете РФ, и проводиться на основании постановлений правительства. Так как все это представляет собой довольно сложную процедуру, то реально претендовать на ПСО могут только крупные институциональные инвесторы, в то время как коммунальные предприятия РФ не будут участвовать в рынке сокращенных выбросов парниковых газов.

Практические примеры. Заметную роль в общем объеме эмиссии ПГ играет национальная газовая отрасль, на долю которой приходится по экспертным оценкам свыше 10 % всех выбросов в эквиваленте СО2. Во многом это объясняется износом основных фондов Единой системы газоснабжения (ЕСГ), более 50 % элементов которой функционирует за пределом назначенного ресурса и нуждается в срочной реконструкции или замене.

Основной потенциал сокращений эмиссии ПГ в газовой отрасли связан с реконструкцией ЕСГ. Использование «механизмов гибкости» Киотского протокола позволит привлечь в программу реконструкции ЕСГ более 1 млрд. долларов ежегодно по схеме «инвестиции в обмен на квоты».

В настоящее время в рамках пилотной фазы в ОАО «Газпром» начата реализация проектов «совместного осуществления» с участием иностранных инвесторов, целью которых является реконструкция участков ЕСГ, а одним из результатов — снижение эмиссии ПГ.

Первым таким проектом, предусматривающим снижение расходов топливного газа, является совместный проект ОАО «Газпром» и «Рургаз АГ» по внедрению автоматической системы оптимизации транспорта газа с использованием программно-вычислительного комплекса «Simone». Техническая реализация первого этапа проекта на одном из участков ООО «Волготрансгаз» позволила значительно сократить расходы

различных видов энергии, а также эмиссию парниковых газов.

Таким образом, опыт сотрудничества ОАО «Газпром» с корпорациями стран, ратифицировавших Киотский протокол, демонстрирует возможность реального использования потенциала сокращения эмиссии ПГ для привлечения масштабных зарубежных инвестиций в проекты повышения энергоэффективности и снижения ресурсопотребления в производственных комплексах Российской Федерации.

3. Механизм эмиссионной торговли (Emissions Trading)

Механизм эмиссионной торговли закреплён в ст. 17 Киотского протокола. Данный механизм позволяет сторонам, ратифицировавшим Киотский протокол, участвовать в прямой коммерческой переуступке своих прав на выбросы парниковых газов для достижения целей выполнения своих обязательств. Несмотря на то, что соглашениями РКИК предусмотрено в первую очередь межгосударственное сотрудничество, торговля квотами осуществляется на уровне предприятий с участием биржи в роли посредника.

Как показывает опыт развитых стран (ЕС, Канады, США, а сейчас даже Кореи) система торговли выбросами парниковых газов на национальном уровне является оптимальным инструментом регулирования деятельности в области снижения эмиссий парниковых газов, поскольку учитывает одновременно и требования мирового рынка, и экономические особенности определенного государства. Основа в предлагаемой системе — создание критериев определения результатов деятельности по повышению энергоэффективности и их учета в автоматизированной системе.

Для того чтобы обеспечить наиболее эффективный и понятный для предприятий переход к европейской и международной системам эмиссионной торговли, некоторые страны на уровне отдельных регионов (или земель) осуществляют разработку и внедрение пилотных схем эмиссионной торговли. Эти программы являются чисто добровольной акцией и нацелены, прежде всего на то, чтобы крупные предприятия смогли более ясно определить алгоритм передачи эмиссионных кредитов и затраты, связанные с этим процессом. В основном инициативу про-

явили крупные предприятия и региональные банки. Примером данных систем могут являться система эмиссионной торговли в земле Баден-Вюртенберг и Северных Землях (Германия), Гессенский тендер (Германия), американские системы торговли на уровне отдельных штатов (Мэн, Массачусетс, Ньюхемпшир).

Система эмиссионной торговли на национальном уровне является продолжением региональных систем, т.е. включает уже большее количество предприятий-эмиттеров и изначально предполагает участие правительственного органа (министерства) или другой некоммерческой организации в качестве основного координационного органа.

Примерами национальной системы торговли могут являться: Британская система торговли в форме аукциона, датская система в форме «ограничение и торговля», канадская национальная система торговли (разработанная в 2003 году, система торговли на Чикагской климатической бирже (США).

В качестве международной системы торговли, осуществляемой с 2005 года, выступает лишь система торговли на территории Евросоюза.

Таким образом, в настоящий момент существует несколько уровней систем эмиссионной торговли:

• внутрикорпоративный,

• межкорпоративный региональный,

• межкорпоративный национальный,

• транснациональный (система эмиссионной торговли в ЕС).

На данный момент существует два альтернативных подхода к организации рынка сокращённых выбросов на территории Российской Федерации: первый из них основывается на административном распределении обязательств, второй — саморегулируемый рынок, поддерживаемый добровольными обязательствами компаний.

Административный рынок. Первого варианта придерживаются чиновники Минприроды, Ростехнадзора и члены думского комитета по экологии. По этому сценарию рынок должен базироваться на административном распределении квот на выбросы среди российских предприятий по схеме Евросоюза.

В ЕС общие обязательства были административно распределены между 16 тыс. европейских компаний, ответственных за 40 % выбросов. Следующим шагом по созданию рынка сокращенных парниковых га-

зов в ЕС была выдача разрешений на эмиссию — оно представляет собой право его держателя на выброс 1 тонны углекислого газа. С января 2005 г. такие разрешения обращаются на площадках шести европейских бирж. В качестве покупателей выступают предприятия, превысившие разрешённые лимиты, в качестве продавцов — предприятия, сократившие свои выбросы за счёт внедрения передовых энергосберегающих технологий. В качестве санкций за каждую тонну превышения выбросов предусматривается штраф от 40—100 €. Данный вариант является недостаточно привлекательным, так как связан со значительной бюрократизацией, риском коррупции, значительными затратами времени и ресурсов на подготовку и реализацию каждой сделки.

Саморегулируемый рынок. Добровольную схему организации рынка сокращенных выбросов предлагают ввести Минэкономразвития и некоммерческое партнёрство «Национальное углеродное соглашение» (НУС).

В состав НУСа входят крупнейшие российские компании: «Русал», Евразхолдинг, РАО «ЕЭС России», АФК «Система», ЗАО «Группа МДМ», ответственные за ежегодную эмиссию более 650 млн тонн углекислого газа, что составляет более 1/з общероссийского объёма эмиссий парниковых газов, а также российские банки и компании, специализирующиеся в области экологического и инвестиционного консалтинга.

Основным достоинством концепции системы торговли сокращенными выбросами, предлагаемой НП «Национальным углеродным соглашением» для крупных российских предприятий является оптимальное соотношение инвестиционной, экологической и социально-ориентированной политики.

Итак, целью создания системы торговли СВПГ являются:

• стимулирование повышения энергоэффективности,

• стимулирование утилизации отходов с целью получения энергии,

• стимулирование эффективного лесопользования, лесовосстановления и утилизации древесных отходов,

• стимулирование внедрения возобновляемых источников энергии,

• стимулирование внедрения эффективных технологий сжигания угля,

• сдерживание роста тарифов на коммунальные услуги.

Как отмечают сторонники добровольного рынка, преимуществом России является то, что российская государственная квота настолько велика (по данным Росгидромета, запас неиспользованных квот составляет 2 360 тонн), что её можно зарезервировать под дальнейший экономический рост и продавать только те сокращения, которые будет делать бизнес.

Примером такого рынка может служить Чикагская климатическая биржа. Это само-регулируемая организация, и предприятия, работающие на ней (среди них IBM, DuPont, Motorola), принимают добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Ценные бумаги, выпущенные биржей под такие обязательства, являются основным торгующим инструментом.

Сама схема такого рынка представляет собой следующее:

Правительство проводит тендер на выбор саморегулируемой организации, которая займётся построением рынка в России. Она от имени государства будет выпускать так называемые углеродные карты, которые в виде обязательств отдельных компаний будут обращаться на рынке. Предприятие, проанализировав свои инвестиционные программы, берёт на себя добровольное обязательство не превысить установленную квоту. Если предприятию в установленный период удастся не только выполнить своё обязательство, но и сэкономить на эмиссии парниковых газов, то оно имеет право продать оставшуюся часть квоты. Саморегули-руемая организация выступает гарантом выполнения обязательств участников рынка. За невыполнение обязательств вводится ответственность в виде штрафа.

Следует отметить, что для успешной реализации всех трёх механизмов на национальном уровне должны быть созданы все необходимые для этого органы и учреждения. Так, статья 5.1 Киотского протокола предусматривает, что не позднее 2007 года каждая Сторона Приложения 1 должна создать «национальную систему для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов». Очевидно, для создания такой национальной системы потребуется решение Правительства Российской Федерации, в котором будет определено ведомство, ответ-

ственное за координацию деятельности по инвентаризации, подготовку и представление в Секретариат РКИК сводных данных отчетности.

Согласно Статье 6 Киотского протокола (проекты совместного осуществления) Российская Федерация должна информировать Секретариат РКИК о: назначении координационного центра по утверждению проектов совместного осуществления, а также своих национальных руководящих принципах и процедурах утверждения проектов, включая рассмотрение замечаний, мониторинга и проверки. Для участия в международной торговле квотами (Статья 17 Киотского протокола) Российская Федерация должна учредить свой национальный реестр (регистр), который будет фиксировать движение квот.

Проанализировав всё, выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

Экономические последствия присоединения России к Киотскому протоколу оцениваются как позитивные. Протокол не создаёт никаких угроз развитию и росту российской экономики. Более того, гибкие механизмы Киотского протокола (в первую

очередь торговля квотами и проекты совместного осуществления) позволяют привлечь значительные инвестиционные ресурсы в модернизацию национальной экономики, промышленности, ЖКХ, лесного хозяйства.

Большое значение имеют также сопряжённые эффекты для экономики России от участия в протоколе. Последние могут выражаться, в частности, в росте капитализации и инвестиционной привлекательности российских компаний, росте доходов от экспорта энергии и товаров из России, стимулировании развития и внедрения современных экологически чистых и энергоэффективных технологий, а также благоприятных экологических последствиях, сопутствующих мерам по сокращению эмиссии парниковых газов.

Многие крупные российские компании готовы, а некоторые уже начали участвовать в пилотных проектах по снижению выбросов. Такая активная позиция лидеров российского бизнеса демонстрирует возможности эффективного выполнения Киотского протокола Российской Федерацией. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.