Научная статья на тему 'НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ'

НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наглядность / мотивация / устное иноязычное общение / иностранный язык / учебно-методический комплекс / метод

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Яна Игоревна

В данной статье рассматривается вопрос о том, как использование наглядности в учебном процессе может повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. В публикации приводятся выводы анализа УМК Спотлайт 10 и 11 на предмет наличия наглядных материалов и методов их использования в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Миронова Яна Игоревна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: 17gromova17@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о том, как использование наглядности в учебном процессе может повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. В публикации приводятся выводы анализа УМК Спотлайт 10 и 11 на предмет наличия наглядных материалов и методов их использования в обучении.

Ключевые слова. наглядность, мотивация, устное иноязычное общение, иностранный язык, учебно-методический комплекс, метод.

Введение

В современном образовании особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков учащихся, в том числе устной речи на иностранном языке. Одним из эффективных методов достижения этой цели является использование наглядности в учебном процессе. В энциклопедическом словаре «Педагогическая энциклопедия» наглядность описывается как «свойство психического образа объекта познания, характеризующее степень понятности и доступности его для субъекта» [1, с. 345-347]. Наглядность не только помогает ученикам лучше понимать материал, но и создает дополнительную мотивацию к изучению языка.

Наглядность может представлять собой различные виды материалов: картинки, фотографии, видео, аудиозаписи, графики и т.д. Она может использоваться как для демонстрации нового материала, так и для закрепления уже изученного.

Наглядный метод обучения предполагает широкий показ предметов и явлений на занятии, а также специальных образцов для запоминания. Таковыми образцами могут являться таблицы, примеры использования того или иного фонетического, грамматического или лексического материала и т.д.

Чтобы стимулировать изучение английского языка, учителя стараются использовать визуальные средства. Они используют данные средства как вспомогательный инструмент при усвоении материала, а также для развития у

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

детей таких способностей, как воображение, зрительная и эмоциональная память.

Один из принципов обучения - зрение. Зрительные картины возникают не бездейственно, а в следствии активной познавательной деятельности ребенка.

Выразительные образы значительно различаются с перцептивными. Выразительные образы богаче по содержанию, чем перцептивные, но отличаются четкостью и яркостью образной памяти. Показатели наглядности первых перцептивных и репрезентативных (выразительных) образов зависят от уровня воображения и способностей ребенка. Выделяя характерные признаки и отношения между различными объектами, мышление помогает выработать более общий образ запоминаемого объекта, что особенно важно при изучении языка [6, с. 73-75].

Учителя могут использовать разнообразные инструменты визуализации, такие как реальные предметы и изображения, модели учебных объектов и явлений.

В качестве обучающего принципа построения учебных процессов на основе средств визуализации при обучении языку учебная наглядность может быть использована для представления новых материалов, проверки усвоения учебных материалов, оформления учебных пособий, книг, карт, схем и т.п.

К визуализации в образовании относятся различные виды восприятия (зрение, слух, осязание и т. д.). Ни один визуальный материал не превосходит другой. Например, при изучении природы («Seasons» или «The weather») наибольшее значение имеют природные объекты и изображения, близкие к природе. На уроках грамматики рекомендуется использовать традиционные наглядные материалы, отражающие связи между словами или частями предложений. Например, использование стрелок или бантиков или выделение частей слов разными цветами. В этом контексте сравнительное преподавание языков имеет еще одно преимущество, поскольку оно более интуитивно понятно и может создать больше точек соприкосновения и различий в объекте обучения. Этот подход одновременно прост и сложен в реализации. Необходимо не нагружать материал, наполняя его ненужными сравнениями, а акцентировать внимание на самых важных моментах. Например, при изучении времен в русской и английской грамматике достаточно указать, что в русском языке есть три временные формы, а в английском важно лишь их наличие.

При изучении одной и той же темы следует использовать разные виды наглядных пособий. Это связано с тем, что они мешают ученикам сосредоточиться и подумать над наиболее важными вопросами. Такое использование наглядных пособий скорее вредно, чем полезно для усвоения знаний и развития учащихся. Если ученики обладают необходимыми образными представлениями, то их следует использовать для формулирования понятий и развития абстрактного мышления ребенка.

С точки зрения психологии, наглядные пособия помогают поддерживать внутренние процессы, которые происходят у ребенка во время обучения. Важно,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

чтобы преподаватель знал, как комбинировать словесные и наглядные материалы для достижения наилучшего эффекта в соответствии с задачами обучения, материалом и условиями преподнесения информации. Сочетание словесных и наглядных материалов является распространенным явлением в современной образовательной практике. [5, с. 15-16]

Обзор литературы

В литературе можно найти множество высказываний об эффективности использования наглядности в обучении. Например, М.М. Шевченко отмечает, что «наглядность помогает учащимся лучше понимать материал, а также создает дополнительную мотивацию к изучению языка» [8, с. 54-58].

Также М.А. Горшкова подчеркивает «важность использования наглядных материалов в обучении устной речи на иностранном языке» [2, с. 26-30]. Однако, необходимо учитывать, что наглядность должна быть адаптирована к возрасту и уровню знаний учащихся.

Мария Кутузова отмечает, что «наглядность помогает ученикам лучше понимать материал и запоминать новые слова» [5, с. 14-18].

Джонсон и Холбрук указывают на то, что «использование наглядности способствует созданию мотивации учеников и улучшению качества обучения» [3, с. 67-74].

Исследования также показывают, что «использование наглядности в обучении устному иноязычному общению способствует развитию коммуникативных навыков учеников» [4, с. 76-81]

В образовательной системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органично связано с обучением родному языку. Ушинский рассматривал наглядность как лучший способ достижения самостоятельности в развитии языковых способностей детей. Объект воспринимается непосредственно ребенком и под руководством учителя «чувства ребенка превращаются в понятия, понятия - в мысли, мысли - в слова» [7, с. 570-576].

В результате обзора литературы можно сделать вывод, что наглядность является эффективным средством создания мотивации при обучении устному иноязычному общению на различных этапах образовательного процесса. Наглядные материалы, такие как видео, аудиозаписи, картинки, графики и диаграммы, помогают ученикам лучше понимать и запоминать информацию, а также повышают их интерес к изучаемому языку. Кроме того, использование наглядности позволяет создать более интерактивную и эффективную обучающую среду, где ученики могут применять свои знания на практике и получать обратную связь от учителя и своих одноклассников.

В целом, использование наглядности в обучении устному иноязычному общению может значительно повысить мотивацию учеников и способствовать более успешному освоению языка.

Методы проведения исследования учебно-методических комплексов на предмет наглядности и ее эффективности в процессе обучения

Для проведения исследования были выбраны УМК Spotlight 10 и 11, которые используются в старшей школе для изучения английского языка.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Методы анализа включали в себя изучение учебников на предмет наличия наглядных материалов (сравнительный анализ, анализ содержания, анализ текстов). Также был проведен анализ методов использования наглядных материалов в учебном процессе.

Основным критерием анализа являлась эффективность использования наглядности в учебниках.

Описание анализа учебно-методических комплексов на предмет наглядности и ее эффективности в образовательном процессе

При проведении сравнительного анализа УМК Spotlight 10 и УМК Spotlight 11 на предмет наглядности получилось следующее:

1. Как и в любых учебниках, в Spotlight 10 и 11 представлены различные наглядные материалы для облегчения понимания и запоминания материала. Однако, при сравнительном анализе можно заметить ряд отличий между учебниками.

2. В Spotlight 10 большое внимание уделено иллюстрациям, которые яркие, крупные и четкие. Они помогают ученикам лучше понимать материал и ориентироваться в нем. В учебнике также присутствуют таблицы, графики и диаграммы, которые помогают визуализировать информацию и лучше запомнить ее.

3. В Spotlight 11 на первый план выходят фотографии и карты, которые помогают ученикам лучше представить себе описываемые места и явления. Также в учебнике есть большое количество графиков и таблиц, которые помогают структурировать информацию и сравнивать данные.

4. Оба учебника содержат множество наглядных материалов, которые помогают лучше понять и запомнить материал. Однако, в Spotlight 10 больше внимания уделяется иллюстрациям, а в Spotlight 11 - фотографиям и картам.

При анализе содержания данных учебно-методических комплексов можно выделить следующее:

1. В Spotlight 10 и Spotlight 11, наглядные материалы используются для представления различных тем, таких как "Geography," "History," "Science," "Arts" и "Culture.". Например, в Spotlight 10 есть иллюстрации, которые помогают ученикам понять географические особенности разных стран, а также фотографии, которые демонстрируют различные культурные традиции. В Spotlight 11 есть диаграммы и графики, которые помогают ученикам понять научные концепции, такие как «Evolution» и «Genetics».

2. Кроме того, наглядные материалы используются для помощи ученикам в изучении грамматики и лексики. В Spotlight 10 и Spotlight 11, таблицы используются для представления грамматических правил, а иллюстрации и фотографии используются для демонстрации новых слов и фраз.

В результате анализа текстов в данных учебно-методических комплексах выявилось следующее:

1. Оба учебника содержат обильное количество иллюстраций, фотографий, таблиц, графиков и других графических элементов.

»

145

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

2. В учебнике Spotlight 10 большое внимание уделено изображениям, которые являются неотъемлемой частью каждого раздела. Например, в разделе "People and Society" мы видим фотографии людей из разных стран мира, а в разделе "Science and Technology" - иллюстрации научных экспериментов и изобретений. Кроме того, в учебнике есть множество таблиц и графиков, которые помогают ученикам лучше понимать материал.

3. В учебнике Spotlight 11 также много наглядных материалов. Каждый раздел начинается с крупной цветной иллюстрации, которая отражает тему раздела. Например, раздел "Environment and Sustainability" начинается с фотографии леса, а раздел "Culture and Society" - с изображения людей в традиционной одежде. Кроме того, в учебнике есть множество таблиц, графиков и диаграмм, которые помогают ученикам лучше понимать информацию.

При анализе методов использования наглядных материалов в учебниках Spotlight 10 и Spotlight 11 можно выделить:

1. Наглядные материалы являются важным инструментом в учебном процессе и используются разнообразными способами.

2. В учебнике Spotlight 10 наглядные материалы представлены в виде иллюстраций, фотографий, графиков, таблиц, схем и карт. Они используются для визуального представления темы урока, облегчения понимания материала, активизации речевой деятельности учеников и развития их критического мышления. Например, на страницах учебника можно найти иллюстрации культурных достопримечательностей, фотографии различных стран и городов, графики и таблицы с данными о климате и экологии.

3. В учебнике Spotlight 11 наглядные материалы также играют важную роль в учебном процессе. Они представлены в виде фотографий, иллюстраций, таблиц, схем, графиков и карт. Наглядные материалы используются для демонстрации лексических единиц, грамматических конструкций, развития навыков аудирования и говорения, а также для обучения чтению и письму. Например, на страницах учебника можно найти фотографии современных технологий, иллюстрации культурных событий и традиций, таблицы с грамматическими правилами и графики с данными о мировой экономике.

Исходя из результатов анализа УМК можно сделать вывод о том, что данные пособия успешно используют наглядные материалы различных типов и форматов, что делает учебный процесс более интересным. Использование наглядных материалов в учебниках имеет высокую эффективность.

В обоих учебниках присутствуют наглядные материалы, такие как иллюстрации, фотографии, видео и аудиоматериалы. Однако, в УМК Spotlight 11 наглядность используется более широко и разнообразно. Например, в учебнике есть задания на просмотр видео и аудиоматериалов, а также на работу с графиками и диаграммами. Также в УМК Spotlight 11 предусмотрены задания на работу с интерактивными досками и компьютерными программами.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Заключение

Использование наглядности в обучении устной речи на иностранном языке может повысить мотивацию учащихся к изучению языка. Также, использование наглядности является эффективным средством усвоения материала и способствует развитию коммуникативных навыков учеников.

Анализ УМК Spotlight 10 и 11 показал, что наглядность используется в учебном процессе, однако, необходимо учитывать возраст и уровень знаний учащихся при выборе наглядных материалов и методов их использования.

Педагогам рекомендуется использовать наглядность в своей работе и создавать задания на основе наглядных материалов.

Литература:

1. Давыдов В.В. Большая Российская энциклопедия. - Москва, 1999. - С. 345-347.

2. Горшкова М.А. Развитие устной речи на английском языке с использованием наглядных материалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - С. 26-30.

3. Джонсон М., Холбрук М. Использование наглядности в обучении иностранным языкам // Москва: Издательство «Просвещение». - 2017. - С. 6774.

4. Королева Е. Развитие коммуникативных навыков при использовании наглядности в обучении иностранным языкам // Вестник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. - 2019. - С. 76-81.

5. Кутузова М. Роль наглядности в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2015. - С. 14-18.

6. Смирнова О.В. Использование наглядности в обучении иностранным языкам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2018. - С. 72-76.

7. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности // Бестселлеры воспитания. - И.: АСТ. - 2018. - С. 570-576.

8. Шевченко М.М. Использование наглядности в обучении английскому языку // Научно-практический журнал "Иностранные языки в школе". - 2017. -С. 54-58.

»

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.