Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ'

РОЛЬ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
286
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК / TEXTBOOK / ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК / LEXICAL SKILL / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / PRIMARY SCHOOL STUDENT / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / УПРАЖНЕНИЕ / AN EXERCISE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киреева Зарима Ренатовна, Гарипова Флюра Мавлитовна, Акрамова Эльмира Данилевна

В статье говорится о роли учебника английского языка в формировании лексических навыков. Предметом исследования явились учебники “Еnjoy English” и “Spotlight”для 4-го класса. Проведенный сравнительный анализ позволил авторам выявить определенные преимущества данных учебников. Использовались следующие критерии оценивания учебников: количество вводимых на уроке лексических единиц; их повторяемость; типы используемых упражнений; дополнительное электронное приложение для интерактивной доски. В статье также нашли отражение структура и содержание рассматриваемых учебников.The article touches upon the role of an EL textbook in developing lexical skills. The object of the survey is the textbooks “Enjoy English” and “Spotlight” for the 4-th form setting. The comparative analysis used as a method of research let the authors find out certain advantages of the textbooks. The following criteria of textbook evaluation were used: the amount of lexical units introduced in each unit; their repeatability; the types of exercises in the textbooks; supplementary software available for the use of an interactive board. The structure and the content of the textbooks are also reflected in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Киреева Зарима Ренатовна, Гарипова Флюра Мавлитовна, Акрамова Эльмира Данилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ»

З.Р. Киреева, Ф.М. Гарипова, Э.Д. Акрамова

РОЛЬ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Ключевые слова: учебник, лексический навык, младший школьник, иностранный язык, упражнение.

Аннотация: В статье говорится о роли учебника английского языка в формировании лексических навыков. Предметом исследования явились учебники "Enjoy English" и "Spotlight"для 4-го класса.

Проведенный сравнительный анализ позволил авторам выявить определенные преимущества данных учебников. Использовались следующие критерии оценивания учебников: количество вводимых на уроке лексических единиц; их повторяемость; типы используемых упражнений; дополнительное электронное приложение для интерактивной доски. В статье также нашли отражение структура и содержание рассматриваемых учебников.

Keywords: a textbook, a lexical skill, a primary school student, a foreign language, an exercise.

Abstract: The article touches upon the role of an EL textbook in developing lexical skills.

The object of the survey is the textbooks "Enjoy English" and "Spotlight" for the 4-th form setting.

The comparative analysis used as a method of research let the authors find out certain advantages of the textbooks. The following criteria of textbook evaluation were used: the amount of lexical units introduced in each unit; their repeatability; the types of exercises in the textbooks; supplementary software available for the use of an interactive board.

The structure and the content of the textbooks are also reflected in the article.

В последние десятилетия в практику школьного иноязычного образования довольно успешно внедряются новые линии учебно-методических комплектов (УМК), созданных как на основе учета отечественных традиций, так и мирового опыта. Большое количество УМК, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, обеспечивает педагогу право выбора базового УМК в соответствии с собственными приоритетами, а также интересами и потребностями учащихся. Однако, как показывает опыт, данное право не гарантирует правильность выбора. Поскольку УМК во многом определяет тактику, стратегию обучения и отражает систему обучения в целом, к нему предъявляются высокие требования. В научных изысканиях в области создания учебников определяются характерные свойства данного ключевого средства обучения и формулируются критерии оценки важнейшей составляющей УМК [2; 4; 6; 7; 10].

Одним из способов оценки эффективности использования УМК является составление учителем списка критериев его анализа с учетом соответствия требованиям стандарта по иностранным языкам, потребностям учащихся и собственным ожиданиям.

Нами предпринята попытка сравнительного анализа двух широко используемых в школьной практике учебников английского языка для 4 класса [3; 5] с точки зрения обучения лексической стороне речи. Как известно, лексика в системе языковых средств является основной составляющей, несущей смысловые содержательные связи. Для того, чтобы правильно воспринимать и употреблять лексику в различных ситуациях общения на иностранном языке, необходимо целенаправленно формировать и развивать лексические навыки во всех видах речевой деятельности. Мы придерживаемся точки зрения тех исследователей, которые под лексическим навыком понимают автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи [1].

Основой формирования иноязычных лексических навыков являются упражнения, которые представляют собой целенаправленные взаимосвязанные действия, выполняемые в порядке нарастания языковых и операционных трудностей с учетом последовательности становления речевых навыков и умений и характера реально существующих актов речи [1]. Различные классификации упражнений можно найти в трудах методистов [8; 9].

Для анализа учебников английского языка определим основные параметры оценивания:

проелемы современного осрпзоопнип

■ количество лексических единиц, вводимых в каждой теме урока;

■ повторяемость лексических единиц;

• типы упражнений для формирования лексических навыков в учебнике;

• наличие приложения для интерактивной доски.

В учебнике "Английский в фокусе» на ориентировочно-подготовительном этапе предлагаются упражнения для:

• семантизации лексических единиц и первичного ознакомления:

- Read, look and say (Ex.1, p.116).

Следует отметить, что такие упражнения, как «Look and say», «Read, look and say» не имеют целеполагания, подобные задания не направлены на создание коммуникативного фона. Ученикам нужно четко знать речевую задачу, для чего они делают то или иное упражнение.

• фонетической отработки новых слов предложены задания:

- Listen and repeat (Ex. 1, p.10);

- Listen and point. Then sing along (Ex.1,p.4);

- Chit-Chat (Ex.2, p.10);

Нельзя не отметить, что введение лексического материала в большей степени основано на фонетической разработке. Первичная автоматизация в речи выражена, как правило, через упражнение "Chit-Chat".

На следующем ситуативно-стандартизирующем этапе тренируется и отрабатывается введенный лексический материал. В анализируемый учебник включены:

• подстановочные упражнения, при выполнении которых ученик осуществляет операции по выбору нужной ему лексической единицы и вставляет ее в структуру, содержащуюся в тексте (учебнике):

- Choose the correct word (Ex.1, p. 22);

- Match the wishes to the cards (Ex.3,p.81);

• трансформационные упражнения, при выполнении которых учащиеся овладевают операциями сочетания новых лексических единиц и с грамматической структурой и знакомыми лексическими единицами в рамках различных грамматических структур:

- What's your favourite hot meal? Replace the words in bold to make your own poem (Ex.2,p.68);

• репродуктивные упражнения:

- Listen and repeat. (Ex.1,p.6);

- Listen and read. Where's Chuckles? Read again and choose (Ex.3,p.27);

- Listen and read. Read again and answer (Ex.3, p.75).

На ситуативно-варьирующем этапе, где происходит практика общения в устной или письменной формах, авторы предлагают интересные задания на самостоятельное употребление лексических единиц:

• условно-речевые упражнения:

- Introduce yourself to someone new (Ex.2,p.4);

- Now ask and answer (Ex.2,p.32);

• речевые упражнения:

- What are your birthday parties like? Talk with your friends (Ex.3, p.85);

- Draw or find a picture of a herbivore, carnivore and omnivore. Present it to the class and talk about it (Ex.6, p.65);

- Bring your favourite music to class. Play it and say how it makes you feel (Ex.5, p.113).

Как показал анализ, семантизация лексики чаще всего происходит через предъявление изображения предметов в учебнике с использованием песенного материала, а также фонетических упражнений, а первичная автоматизация включает в себя упражнение "ChitChat". Тренировка лексического материала обеспечивается зачастую подстановочными упражнениями. Поскольку трансформационные упражнения непосредственно связаны с изменением грамматической формы слова, при формировании лексических навыков могут быть выделены лишь условно. Условно-речевые упражнения на коммуникативной фазе обучения представлены с помощью игровых элементов, а также послетекстовых упражнений. Речевые упражнения весьма интересны и разнообразны, задания опираются на интересы и жизненный опыт учащихся. В процессе выполнения данных упражнений школьники решают речемыслительные задачи, вовлекаются в активные формы речевого и условно-речевого поведения.

Анализируя учебник, хотелось бы остановиться на его структуре и содержании. Учебник содержит такие разделы как:

• «Goldilocks and the three Bear» (английская сказка, представленная восемью рифмованными эпизодами, построенными на изученном лексико-грамматическом материале, где после каждого эпизода даются задания по работе с лексикой и текстом сказки);

• «Spotlight on English speaking countries» предоставляет ученикам возможность познакомиться с культурой других стран;

• «Arthur+Rascal» - рассказ о двух собаках, проиллюстрирован в форме комикса, включающий диалогическую речь, предназначен для чтения по ролям. Данный рассказ состоит из восьми эпизодов;

• «Spotlight on Russia» содержит материал о русской культуре, традициях, информацию о городах России;

• Словарь лексического минимума содержит модульную структуру, где вводятся не только слова, но и фразы, имеющие транскрипцию и перевод. В конце учебника предоставляется перевод заданий, предложенных авторами.

Однако, как показал анализ, не ко всем рассказам, комиксам и текстам предложены предтекстовые и послетекстовые упражнения.

В учебнике количество новых слов по урокам различается. Важным положительным моментом, на наш взгляд, является обеспечение частоты повторения изученных лексических единиц.

Данный УМК включает в себя такой компонент, как интерактивное приложение. Оно содержит комплекс упражнений, направленный на формирование лексических навыков учащихся. Данное программное обеспечение и использование интерактивной доски значительно повышают эффективность обучения. Систематическое использование технологии дидактической интерактивной игры обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоставляет учащимся возможность для проявления самостоятельности в способах выполнения заданий, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля. Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные рецепторы. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране. Это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся.

провлсмы современного осппзоппнип

Проанализированный нами УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» («Английский с удовольствием») [3] основывается на коммуникативно-когнитивном подходе к обучению. Учебник построен по тематическому принципу, темы и ситуации отобраны с учетом возрастных и психологических особенностей и интересов учащихся подросткового возраста, содержит модульную структуру, в которую включены в каждой по четыре параграфа. Словарь лексического минимума составлен в алфавитном порядке. Учебник содержит большое количество условных обозначений. В данном учебном пособии организуется систематичная работа над лексикой, не более шести слов на урок, обучение лексике происходит комплексно. На ориентировочно-подготовительном этапе происходит:

• семантизация лексических единиц и первичное ознакомление:

- Look at the pictures. Listen and say what you can do (Ex.1, p.5);

- Look at the house. Jim and Jill live in this house. Listen and learn (Ex. 1,p.20);

- Look at the Browns' living room. Listen and find the things in it. Say what things you have at home (Ex.11, p.23);

Одним из самых эффективных способов семантизации лексики является наглядность (изобразительная, предметная или действием), после чего устанавливается речевая задача. Как мы видим, первичное ознакомление с лексикой включает в себя и фонетическую отработку. Также присутствуют упражнения непосредственно на отработку фонетических навыков, включающих в себя изучаемые лексические единицы:

- Listen and read (Ex.34,p.45);

- Listen and read (Ex.6, p.7).

Первичная автоматизация лексических единиц предусматривает использование имитационных упражнений:

- Read and say (Ex.2,p.5);

На ситуативно-стандартизирующем этапе формирования лексических навыков авторы предлагают использование следующих упражнений:

• подстановочные упражнения:

- Read and match (Ex.41,p.46);

- Listen and match the correct day. Say what Alex did on different days of week (Ex.24,p.73);

- Look at the picture in Ex.1. Complete the text (Ex.3,p.66);

• трансформационные упражнения:

- Make up word combinations or sentences with the words (Ex.8b,p.36);

- Read Jill's funny story. Use the verbs in Past Simple (Ex.12,p.53);

- Read the text and put the verbs into the correct form. Say what good news the Cat knew (Ex.26,p.58);

• репродуктивные упражнения:

- Say how many rooms the Browns have got. Name the rooms (Ex.2,p.21);

- Read Sveta's letter. Say what you can see in the city and in the country (Ex.3, p.34);

- Read Jill's letter again(Ex.41,p.17).

Коммуникативная фаза ситуативно-варьирующего этапа предполагает самостоятельное употребление изученных лексических единиц. Авторы предлагают следующие типы упражнений:

• условно-речевые упражнения:

- Answer the questions (Ex.10,p.8);

- Say what you will do tomorrow. Use the words in the box (Ex.30,p.14);

- Ask Tiny about his plans for the next week. Use: will, where, why, when, what (Ex.33,p.15);

• речевые упражнения:

- Придумай рассказ о предстоящих каникулах в волшебной стране. Воспользуйся планом (Ex.2,p.32);

- Imagine that you are at the International Festival. Tell tour new friend about your town (Ex.13,p.37);

- Act out the dialogues with your classmate (Ex.8,p.88);

Как мы видим, в данном УМК речевые задачи сформулированы более четко, а также больше коммуникативных задач, однако некоторые задания сформулированы на русском языке. Семантизация лексики происходит через различные рисунки, а затем введенная лексика отрабатывается через фонетические упражнения. В данном УМК присутствует большое количество репродуктивных упражнений, где происходит тренировка в чтении микротекстов с изучаемыми лексическими единицами. Нужно отметить, что учебник включает в себя большое количество текстов, где многие лексические единицы даны с переводом в скобках и без транскрипции. Самостоятельное употребление лексических единиц обеспечивается через условно-речевые упражнения. Речевая практика в общении происходит с помощью составления и разыгрывания диалогов.

Интерактивного обеспечения данный УМК не имеет, однако есть интерактивные плакаты, которые имеются в свободном доступе в сети интернет.Для реализации действия необходим flash-проигрыватель, который можно установить на компьютер. Предлагаемая компьютерная программа позволяет наглядно представить учебный материал, пробудить интерес учеников к английскому языку. CD содержит дополнительный материал лексико-грамматической речевой направленности. Интерактивная графика, анимация и звуковое сопровождение вызывает интерес к обучению. Также данный уМк имеет видеоприложение, которое можно использовать в режиме интерактивной доски. Упражнения данного приложения имеют условные обозначения в учебнике.

Результаты проведенного нами сравнительного анализа двух УМК представим в следующих диаграммах и таблице.

70 60 50 40 30 20 10

Л

Г

#

0

□ УМК "Spotlight"

□ УМК "Enjoy English"

Рис.1. Сравнительная диаграмма двух УМК по частоте использования тренировочных упражнений на ситуативно-стандартизирующем этапе формирования лексических навыков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проелсмы современного осппзоппнип

45 -|

40--——|----

35-------

30-----

25-----

20-----

15-----

10-----

5-----

0 -I----1---

Условно-речевые Речевые

Рис.2. Сравнительная диаграмма двух УМК по частоте использования коммуникативных упражнений на ситуативно-варьирующем этапе формирования лексических навыков

Таблица 1

Характерные особенности УМК "Spotlight" и УМК "Enjoy English"_

УМК "Spotlight" УМК "Enjoy English"

1 .Красочный учебник с иллюстрациями. 2.Большие картинки (иногда на всю страницу). 3.Введение лексики через песни и иные аудиоматериа-лы. 4. Определенного количества новых слов на каждый модуль автор не вводит. 5. В учебнике нет упражнения с задачей "Leam". 6. Интересные комиксы, тексты. Однако многие из них без предтекстовых и послетекстовых упражнений. 7.Речевые упражнения интересные и мотивирующие к дальнейшему изучению материала. 8. Все задания введены на английском языке. 9. Словарь введен помодульно. 10.УМК предусматривает работу с интерактивной доской и имеет приложение для интерактивной доски. 1. Красочный учебник с иллюстрациями. 2. Картинки среднего размера. 3. Введение лексики с помощью прослушивания аудио-материала. 4.Новый лексический материал включает шесть новых слов на один модуль. 5.Есть несколько упражнений на заучивание материала "Learn". 6. Тексты объемные. Перевод некоторых слов дается прямо в тексте и без транскрипции. Однако речевые задачи перед текстом и после текста четко определены. 7. Речевые упражнения часто ограничены составлением диалогов. 8.Задания повышенной сложности введены на русском языке. 9. Словарь составлен в алфавитном порядке. 10. Приложение для интерактивной доски отсутствует, но есть интерактивные плакаты, а также видеоприложение для работы дома.

Приведенный анализ позволяет нам сделать вывод, что используемые в школе учебники английского языка даже для детей одного и того же возраста значительно отличаются набором приемов и упражнений.

Однако результаты исследований и школьная практика свидетельствуют о том, что ни один учебник не может полностью удовлетворять потребностям учителя и учащихся в силу уникальности и неповторимости участников образовательного процесса и решаемых ими учебных задач. Таким образом, перед каждым учителем встает проблема адаптации учебника к конкретным условиям обучения.

Не следует забывать также, что одно и то же упражнение в разных условиях, на разных этапах формирования навыка, по-разному организованное, может быть в разной

□ УМК "Spotlight"

□ УМК "Enjoy English"

степени адекватно поставленной цели. Важным является понимание учителем того, насколько действия, совершаемые учащимися при выполнении учебных заданий, способны формировать такие качества лексического навыка, как автоматизированность, устойчивость, гибкость.

Умение критично относиться к учебным материалам, приводить их в соответствие с конкретными условиями обучения и решаемой задачей - одно из важных профессиональных компетенций современного учителя.

1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]/ Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - М., 2009. - 448 с.

2. Ариян, М.А. Особенности взаимодействия учителя и учебника по иностранным языкам // Иностр.яз. в школе. - 2013. - №10. - С.14-18.

3. Биболетова, М.З., Денисенко, О.А., Трубанева, Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English : учебник для 4 кл.общеобразоват.учреждений. - Обнинск : Титул, 2011. - 144 с.

4. Бим, И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // Иностр.яз. в школе. -2002. - №3. - С.3-8.

5. Быкова, Н.И, Дули, Дж., Поспелова, М.Д., Эванс, В. Английский язык : Английский в фокусе/ Spotlight : учебник для 4 кл. общеобразоват.учреждений. - М. : Express Publishing : Просвещение, 2011. - 168 с.

6. Мазунова, Л.К. Учебник как компонент системы "Учитель- ученик -учебник" // Иностр.яз. в школе. - 2010. -№2. - С.11-15.

7. Мустафина, Ф.Ш. Учебник иностранного языка в свете требований ФГОС // Реализация требований ФГОС второго поколения в УМК по иностранным языкам: мат-лы Республиканской научно-практической конф.16-17 января 2014 г. - Уфа : изд-во БГПУ, 2014. - С.52-55.

8. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного/ Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М., 2010. - 567 с.

9. Шатилов, С.Ф. Система упражнений при обучении иностранному языку в школе и вузе. - Л., 1978.

10. Якушев, М.В. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка // Иностр.яз. в школе. - 2000. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.