Научная статья на тему 'Опыт создания электронного теста для контроля лексико-грамматических навыков к УМК "Spotlight" 8 класс'

Опыт создания электронного теста для контроля лексико-грамматических навыков к УМК "Spotlight" 8 класс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2367
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODOLOGY / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH LANGUAGE / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / LEXICAL AND GRAMMATICAL SKILLS / ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕСТ / AN ELECTRONIC TEST / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чыпсымаа Оюмаа Олеговна, Чулдум Чайзат Орлановна

В статье изложен опыт создания электронного тестирующего материала к учебно-методическому комплекту (УМК) «Spotlight 8» авторов Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс с предварительным анализом упражнений на совершенствование лексических и грамматических навыков владения английским языком в данном УМК. Разработка и внедрение электронного комплекта теста обеспечивает многократное повторение и контроль лексических и грамматических языковых / речевых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN CREATING E-TEST FOR THE CONTROL OF LEXIS AND GRAMMAR SKILLS TO "SPOTLIGHT 8"

The article describes the experience of creating e-test to educational series «Spotlight 8» by the authors Y. E. Vaulina, O. Podolyako, E., D. Dooley, V. Evans with a preliminary analysis of drills for improving skills in English lexis and grammar within the teaching materials given in «Spotlight 8». Development and implementation of electronic test provides the repetition and control of lexical and grammatical structures in English.

Текст научной работы на тему «Опыт создания электронного теста для контроля лексико-грамматических навыков к УМК "Spotlight" 8 класс»

Артына Мира Кан-ооловна - канд. филол. наук, доцент, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: mirartyna@yandex.ru

Доржу Намдолмаа Сурун-ооловна - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: namdolmaa@gmail.com Artyna Mira - Cand. of Sciences (Philology), Associate Professor, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), e-mail: mirartyna@yandex.ru Dorzhu Namdоlmaa - Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), e-mail: namdolmaa@gmail.com

УДК 372.881.1

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ К УМК «SPOTLIGHT» 8 КЛАСС

Чыпсымаа О.О., Чулдум Ч.О.

Тувинский государственный университет, Кызыл МБОУ СОШ № 1 пгт. Каа-Хем

EXPERIENCE IN CREATING E-TEST FOR THE CONTROL OF LEXIS AND GRAMMAR

SKILLS TO "SPOTLIGHT 8"

Chypsymaa O.O., Chuldum Ch.O. Tuvan State University, Kyzyl of school № 1 pgt. Kaa-Khem

В статье изложен опыт создания электронного тестирующего материала к учебно-методическому комплекту (УМК) «Spotlight 8» авторов Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс с предварительным анализом упражнений на совершенствование лексических и грамматических навыков владения английским языком в данном УМК. Разработка и внедрение электронного комплекта теста обеспечивает многократное повторение и контроль лексических и грамматических языковых / речевых структур.

Ключевые слова: методика преподавания, английский язык, лексико-грамматические навыки, электронный тест, информационно-коммуникационные технологии.

The article describes the experience of creating e-test to educational series «Spotlight 8» by the authors Y. E. Vaulina, O. Podolyako, E., D. Dooley, V. Evans with a preliminary analysis of drills for improving skills in English lexis and grammar within the teaching materials given in «Spotlight 8». Development and implementation of electronic test provides the repetition and control of lexical and grammatical structures in English.

Key words: teaching methodology, the English language, lexical and grammatical skills, an electronic test, information and communication technology.

Необходимым условием современного образования становится информатизация образования, которая характеризуется активным внедрением и использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эффективное внедрение и использование средств ИКТ в процессе обучения английскому языку позволяет осуществлять автоматизированный контроль и самоконтроль сформированности умений и навыков учащихся.

Целью представленной работы является разработка и внедрение электронного комплекта теста, обеспечивающего многократное повторение и контроль лексических и грамматических языковых / речевых структур. Для достижения цели потребовалось решение следующих задaч:

1) рассмотреть роль автоматизированного контроля знаний учащихся в повышении качества обучения английскому языку, виды тестирования и особенности электронного тестирования в методической литерaтуре;

2) проанализировать УМК «Spotlight» по английскому языку для 8 класса в общеобразовательных организациях на предмет формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков;

3) разработать и представить описание электронного комплекта тестов для контроля лексико-грамматических навыков к УМК «Spotlight» 8 класс.

4) дать описание результатов опытно-экспериментальной базы исследования.

Актуальность затронутой в статье проблематики заключается и в метапредметном подходе к образованию согласно ФГОС второго поколения. К метапредметным результатам изучения иностранного языка в основной школе относятся формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции), поэтому требуют педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.

Анализ упражнений на совершенствование лексических навыков в УМК «Spotlight 8»

В УМК «Spotlight 8» авторов Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс выявлено 8 модулей, в которых изучаются следующие лексические темы: "Socializing", "Food & Shopping", "Great Minds", "Be yourself", "Global issues", "Cultural exchanges", "Education", "Pastime". Каждый модуль рассчитан на формирование и совершенствование лексических навыков посредством предложенных упражнений, общее количество которых составило 113 заданий.

На каждом новом уроке отрабатывается новая лексика. Новые лексические единицы даются в определенном контексте, который помогает ученику составить

представление о том, как и где может быть использовано данное слово, в каких словосочетаниях и для решения каких коммуникативных задач.

Семантизация новой лексики происходит различными способами:

> путем графической наглядности (картинки, предмета, действия)

> путем понимания по контексту при чтении и восприятии текста.

По Солововой Е. Н. система лексических упражнений классифицируется по принципу «от простого к сложному», т.е. от уровня слова, словосочетания до предложения и сверхфразового единства [6]. В учебнике «Spotlight 8» предложены 54 упражнения на уровне слова, 30 на уровне словосочетаний и 29 на уровне предложений и сверхфразовых единств. Среди заданий на формирование и совершенствование лексических навыков есть упражнения с графической наглядностью, на орфографию слова, на слова неподходящие по смыслу и значению, на выработку умения сочетать лексические единицы, а также параллельно с говорением, в таких случаях лексика идет как опора. Имеются упражнения направленные на выбор слова по памяти или из списка предложенных слов, на автоматизацию запоминания и на расширение словарного запаса, на установление синонимичных связей слова или обобщения понятия, на слова - антонимы, на умение давать различные дефиниции одних и тех же слов. Наблюдаются упражнения, направленные на знание и умение употреблять идиоматические выражения и проникнуться другой национальной культурой, которая отражает многовековую историю народа. Такие тексты в упражнениях требуют переосмысления, а информационно-языковой их аспект дополняется чувственно-интуитивным и эстетическим, что способствует развитию языковой догадки, побуждает к дискуссии.

Безусловно, что лексические упражнения должны способствовать развитию мыслительных операций учащихся: способности к анализу, сравнению, классификации и систематизации, а также развитию воображения и памяти.

Контроль сформированности лексических навыков происходит в рубрике «Progress Check», где представлены специальные тесты проверки владения некоторыми лексическими единицами, входящими в обязательный словарный запас модуля.

Анализ упражнений на совершенствование грамматических навыков в УМК «Spotlight 8»

Формирование и совершенствование грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений есть основная цель обучения грамматике в средней школе, что является необходимым условием использования языка как средства общения.

В учебнике «Spotlight 8» нами насчитано всего 83 упражнения по следующим грамматическим темам:

Module 1: Present tenses: stative verbs; will - going to, past simple/continuous; adverbs of degree; comparisons; forming adjectives (-ful, -able);

Module 2: present perfect; present perfect continuous; has gone to - has been to/in; singular-plural nouns; order of adjectives; forming negative adjectives tense revision;

Module 3: past perfect - past perfect continuous; past simple; past continuous; sequencing events; adjectives/adverbs; prepositions; forming verbs (-ise/ -ize);

Module 4: too-enough; the passive; the causative; prepositions; forming opposite adjectives (il-, im-, in-, ir-);

Module 5: infinitive/-ing form; used to - be/get used to; co-ordinate conjunctions both ... and; either ... or; neither ... nor; forming nouns from verbs (-ion, -tion, -ance);

Module 6: reported speech; forming nouns (-ness, -ment), prepositions:

Module 7: modals; making deductions; linkers; compound nouns;

Module 8: conditionals; if/ when/ unless; compound adjectives, prepositions.

В учебнике «Spotlight 8» авторы предлагают комплекс упражнений на формирование ориентировочной основы грамматического действия с учетом принципа опоры на сознание с последующей автоматизацией грамматического явления. Следуя этому принципу, учащиеся понимают суть нового грамматического явления, происходит осознанное изучение правила, в котором объясняется алгоритм и принцип выполнения соответствующих грамматических операций и приводятся примеры на английском языке. Новый грамматический материал также приводится в рубрике "Grammar in use".

Создание электронного комплекта тестов для контроля лексико-грамматических навыков к УМК «Spotlight 8»

С помощью программы «MyTestXpro» мы создали электронные тесты для контроля полученных знаний и сформированности лексико-грамматических навыков у учащихся, которые занимаются по серии «Spotlight 8». «MyTestXpro» - это система программ для создания и проведения электронного тестирования знаний. Программа тестирования состоит из трех модулей: модуль тестирования, редактор тестов и журнал тестов.

Для того, чтобы пройти тестирование для начала нужно открыть программу «MyTestXpro».

¡2 Module 1 с (грамматический навык: Present Simple; Present Continuous; Present Perfect; Present Perfect Continuous) - MyTestStudent [MyTestXPro] НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ ВЕР..

Файл Тест Настройка ?

Информация:

Открыт тест: "Module 1 с (грамматический навык: Present Simple; Present Continuous; Present Perfect; Present Perfect

Continuous)".

Всего заданий в тесте: 6. г - Л

Желаем выполнить все задания правильно... V

> Начать... || U Закрыть L-U.PRO

^ У1 SSTi А

Выберите один из 5 вариантов ответа;

©5

V Дальше (проверить)...

? тг в Г? |рв П&ТИ «и®: ^ « Л ц;21:16 ^ нт ' 15.042016

Далее левой кнопкой мыши нажимаем навигатор «начать», после чего появится окно «начнем тест».

В данном окне следует написать личные данные на русском языке - это имя и фамилию по образцу «Иванов Иван», и свой класс. Если имя или фамилия пишутся через дефис, то в данной программе следует писать без знака препинания, т.е. слитно.

После ввода «ОК» появится окно с заданиями тестирования. К каждому модулю учебника составлен тест для контроля лексико-грамматических навыков, состоящий из 4 заданий, разбитых на следующие категории заданий как «сопоставление», «одиночный выбор», «множественный выбор», «истина/ложь», «заполнение пропусков» и «перестановка букв». После выполнения каждого задания нужно нажимать навигатор «дальше»; если не знаете ответа, то на навигатор «Я не знаю».

Для выполнения заданий «сопоставление» и «истина/ложь» нужно нажать на знак «▼», возле первой колонки и установить соответствие.

Задания на «одиночный выбор» в тесте отмечены знаком «о».

^Тестпо английскому языку для 6 класса - МуТеаЙЦ^егП [МуТеайРго] НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ^

Задания с желтым квадратом обозначают задание «заполнение попуска». Для этого необходимо нажать на сам желтый квадрат и вписать в него ответ.

В электронном тесте встречаются задания на «множественный выбор» и отмечены знаком «□».

В заданиях типа «перестановка букв» нужно правой кнопкой мыши удерживая буквы переставлять их в правильную последовательность, чтобы получилось верное слово.

По завершению теста выходит окно с результатом правильно выполненных заданий в процентах и в баллах и с предлагаемой оценкой учащегося.

Электронный тест привлекателен тем, что по завершению выполнения всех заданий теста по модулю выходит отчет, позволяющий сравнить свои ответы с правильными ответами.

Тувинский государственный университет

J Отчет по прохождению теста

итчет по прохождению теста

Файл: C:\Users\Saizat\Documents\TecT для контроля формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков\Мо<1и1е lc.mtx.

Тест: Module 1 с (грамматический навык: Present Simple; Present Continuous; Present Perfect; Present Perfect Continuous).

Тест закончен...

Тестируемый: Иванов Иван (8).

Дата: 15.04.2016.

Время начала: 21:20:28. Время завершения: 21:27:44. Продолжительность: 00:07:10. Всего заданий в тесте: 6. Выполнено заданий: 6. Из них правильно: 1. Оценка: 2.

Задание №1 - неправильно...

Write a question for each sentence

Заполните пропуски:

1) You meet Emma as she is leaving the swimming pool. You ask: (you/ swim) [Have you been swimming?]

2) It is raining. The rain started two hours ago

You ask: (it/ rain/ for two hours) [Has it been raining for two hours?] I am learning English. I started classes in December.

You ask: (You/ learn/ English/ since December) [Have you been learning English since December?]

Дан ответ: ппцр; рл; от

•✓OK

Апробация разработанного электронного теста для контроля лексико-грамматических навыков проводилась в Государственном Лицее РТ в 8 классе в г. Кызыле в четвертой четверти 2015-2016 учебного года, так как в учебном заведении для изучения английского языка используется УМК «Spotlight». В лицее на изучение английского языка отводится 3 часа в неделю. Цель апробации заключалась в проверке целесообразности, эффективности и соответствия заданий теста и в устранении выявленных недостатков в тесте. Для апробации теста необходимо было следующее материально-техническое оснащение: компьютеры или ноутбуки, электронная доска, проектор, программа «MyTestXpro». В апробации принимало участие 9 человек. На выполнение всех заданий давалось 15 минут.

Вопросы по грамматике были выполнены учащимися в среднем за 6 минут. Полученные положительные результаты и автоматически выставленные оценки учащимся позволяют сделать вывод о том, что ученики хорошо усвоили грамматический материал по темам «Modals» и «Perfect modals». Наибольшую трудность вызвали 3 и 4 задания по теме «Dependent prepositions», с которыми не справились 80% учащихся с такими ошибками как подмена предлогов: в «to blame somebody for» используется предлог «on», в «to be absent from» пишут «to be absent for», а также учащиеся часто путают фразовые глаголы.

Тест на формирование и совершенствование лексических навыков по темам «Education», «The media» и «Media jobs» состоит из 4 заданий: Change the words in bold with their; Put in the words to complete the sentences; Match the words to their definitions; Make up the jobs adding the correct suffix.

Тестовые задания по лексике были выполнены учащимися в среднем за 4

минуты.

Анализ результатов теста по лексике показал, что ученики в основном делают ошибки по теме «Education». Учащиеся допустили ошибки при правильном выборе слов «certificate», «report card» и «degree» по контексту.

Резулыаттеста по лексике

и%

45% ■ 5

■ 4

3

44%

При проверке электронного комплекта тестов были отмечены следующие недостатки:

^ долго открывается тест, так как была установлена пробная версия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ двойные имена и фамилии следует писать слитно.

Апробация теста подтвердила, что автоматизированный контроль знаний учащихся способствует повышению качества обучения английскому языку. Представленный нами вид электронного тестирования удобен тем, что выполнение теста занимает немного времени (максимум 6 минут), что делает возможным его

проведение практически на любом занятии. Разработанный при помощи программы «MyTestXpro» электронный тест к УМК «Spotlight 8» можно использовать для текущего контроля сформированности лексико-грамматических навыков у учащихся 8 классов по каждой части модуля, начиная с части 1a до части 8f.

Библиографический список

1. Ваулина, Ю. Е. Английский язык. Книга для учащихся. 8 класс. Серия «Spotlight» («Английский в фокусе») ^кст]: пособие для общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2016.

2. Ваулина, Ю. Е. Английский язык. Книга для учителя. 8 класс. Серия «Spotlight» («Английский в фокусе») ^кст]: пособие для общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2016.

3. Ваулина, Ю. Е. Английский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. Серия «Spotlight» («Английский в фокусе») ^кст]: пособие для общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2016.

4. Ваулина, Ю. Е. Английский язык. Тестбуклет. Контрольные задания. 8 класс. Серия «Spotlight» («Английский в фокусе»). Рабочая тетрадь. 8 класс ^кст]: пособие для общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2016.

5. Коккота, В. А. Лингводидактическое тестирование ^кст]: научно-теоретическое пособие / В. А. Коккота. - М. : Высшая школа, 1989. - 127 с.

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: 11ир://минобрнауки.рф/документы/938. - (Дата обращения : 12.10.17).

7. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс ^кст]: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: АСТ-Астрель, 2008. - 238 с.

Bibliograficheskiy spisok

1. Vaulina, YU. E. Anglijskij yazyk. Kniga dlya uchashchihsya. 8 klass. Seriya «Spotlight» («Anglijskij v fokuse») [Tekst] : posobie dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / YU. E. Vaulina, Dzh. Duli, O. E. Podolyako, V. EHvans. - M.: Prosveshchenie, 2016.

2. Vaulina, YU. E. Anglijskij yazyk. Kniga dlya uchitelya. 8 klass. Seriya «Spotlight» («Anglijskij v fokuse») [Tekst]: posobie dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / YU. E. Vaulina, Dzh. Duli, O. E. Podolyako, V. EHvans. - M.: Prosveshchenie, 2016.

3. Vaulina, YU. E. Anglijskij yazyk. Rabochaya tetrad'. 8 klass. Seriya «Spotlight» («Anglijskij v fokuse») [Tekst]: posobie dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / YU. E. Vaulina, Dzh. Duli, O. E. Podolyako, V. EHvans. - M.: Prosveshchenie, 2016.

4. Vaulina, YU. E. Anglijskij yazyk. Testbuklet. Kontrol'nye zadaniya. 8 klass. Seriya «Spotlight» («Anglijskij v fokuse»). Rabochaya tetrad'. 8 klass [Tekst]: posobie dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / YU. E. Vaulina, Dzh. Duli, O. E. Podolyako, V. EHvans. - M.: Prosveshchenie, 2016.

5. Kokkota, V. A. Lingvodidakticheskoe testirovanie [Tekst]: nauchno-teoreticheskoe posobie / V. A. Kokkota. - M.: Vysshaya shkola, 1989. - 127 s.

6. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/dokumenty/938. - (Data obrashcheniya : 12.10.17).

7. Solovova, E. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs [Tekst]: posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej / E. N. Solovova. - M.: AST-Astrel', 2008. - 238 s.

Чыпсымаа Оюмаа Олеговна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: ojustaz@mail.ru

Чулдум Чайзат Орлановна - учитель английского языка МБОУ СОШ № 1 пгт. Каа-Хем, E-mail: chaychuldum@mail.ru

Chypsymaa Oyumaa - Ph.D, Associate professor of the Department of Foreign Languages of Tuvan State University in Kyzyl, E-mail: ojustaz@mail.ru

Chuldum Chaizat - English teacher of school № 1 pgt. Kaa-Khem, E-mail: chaychuldum@mail.ru

УДК 8.81. - 26

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ ТУВИНСКОГО

ЯЗЫКА

Кара-оол Л.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

LEXICAL FEATURES OF THE OFFICIAL-BUSINESS STYLE OF TUVAN LANGUAGE

Kara-ool L.S.

Tuva State University, Kyzyl

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с официально-деловым стилем тувинского языка, а именно с лексическими особенностями данного стиля. И прежде всего, они связаны с лексическими заимствованиями из русского и монгольского языков, а также употреблением устаревших слов и неологизмов.

Ключевые слова: официально-деловой стиль, тувинский язык, лексические особенности, лексические заимствования, устаревшие слова, неологизмы, неоправданные использования.

In this article, we consider issues related to the official and business style of the tuvan language, namely, with the lexical features of this style. And above all, they are associated with lexical borrowings from russian and mongolian languages, as well as the use of obsolete words and neologisms.

Key words: official-business style, tuvan language, lexical features, lexical borrowings, obsolete words, neologisms, unjustified uses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.