Научная статья на тему 'НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ИДЕИ'

НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ИДЕИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТЫЕ / СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ / РПЦ / СВЯТОСТЬ / КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ / ЖИТИЯ СВЯТЫХ / ЖИЗНЕОПИСАНИЯ СВЯТЫХ / АГИОЛОГИЯ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривошеина А. Н.

В статье анализируются жития и духовные подвиги святых благословенных князей Бориса и Глеба, святого князя Владимира равноапостольного, святой благословенной княгини Ольги равноапостольной и святого князя Александра Невского. Приведен анализ участия и роли данных святых в формировании мировоззренческой парадигмы Русского народа. Определена значимость жизнеописания святых князей, и их вклад в формирование национальной самоидентичности Русского человека. Проведены аналогии с ощущением единства нации на почве приобщения и осознания сопричастия к житиям святых и к Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кривошеина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEGINNING OF THE FORMATION OF THE ORTHODOX RUSSIAN IDEA

The article examines the lives and spiritual exploits of the Holy Blessed Princes Boris and Gleb, the Holy Prince Vladimir Equal-to-the-Apostles, the Holy Blessed Princess Olga Equal-to-the-Apostles and the Holy Prince Alexander Nevsky. The analysis of the participation and role of these saints in the formation of the ideological paradigm of the Russian people is given. The significance of the biography of the holy princes and their contribution to the formation of the national identity of the Russian person is determined. Analogies are drawn with the feeling of unity of the nation on the basis of communion and awareness of communion with the lives of saints and the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ИДЕИ»

УДК 1.091.470

НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ИДЕИ

А.Н. Кривошеина

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

e-mail: [email protected]

В статье анализируются жития и духовные подвиги святых благословенных князей Бориса и Глеба, святого князя Владимира равноапостольного, святой благословенной княгини Ольги равноапостольной и святого князя Александра Невского. Приведен анализ участия и роли данных святых в формировании мировоззренческой парадигмы Русского народа. Определена значимость жизнеописания святых князей, и их вклад в формирование национальной самоидентичности Русского человека. Проведены аналогии с ощущением единства нации на почве приобщения и осознания сопричастия к житиям святых и к Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: святые, святые князья, РПЦ, святость, канонизация святых, жития святых, жизнеописания святых, агиология, религиоведение.

Введение

Во 2-е воскресенье после Пятидесятницы (Троицы) Русская Православная Церковь отмечает праздник, посвященный памяти всех русских святых - Праздник Всех Святых, в земле русской просиявших. Сколько святых людей ходило и ходит по земле русской? Сколько людей, максимально проникнувшихся к Богу, возносили свои молитвы к нему, слезно и смиренно моля об искуплении всего рода людского? Мученики, преподобные, святители, праведные, юродивые, равноапостольные, новомученики: сколько их породила земля Русская точно сказать невозможно и с каждым годом списки канонизированных пополняются новыми именами. В настоящее время (2022 год) в месяцеслове Русской Православной Церкви 5008 святых, 2575 из них - святые Русской Церкви. Цифра эта условна, так как множество святых видимы лишь Богу, другая же часть из них местночтимая.

Подвиг каждого святого, его жизнь, проповедь, мученичество, является тем чудом, которым человечество будет восхищаться и смиренно почитать до последнего своего дня. Святые своим образом мысли и жизни не только подают пример православным людям, но и

приобщают их к сакральной тайне, к вечности и божьей благодати. Ибо именно они максимально близко расположили свой ум к Божественной вечной любви. Русская Православная церковь с первых времен своих оберегает великую ценность подвига святых. Так мы видим, что уже в IX веке Ярослав Мудрый, великий князь киевский, заложил традицию канонизации.

О ценности осознания подвига святых и их канонизации рассуждают современные авторы и богословы: «История христианской Церкви, через которую Бог совершает свое спасение человека, есть прежде всего история ее святости. Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое назначение, когда являет миру подвижников благочестия и соборным волеизъявлением прославляет их как канонизированных святых» [2, с. 7].

Особенный класс канонизированных святых формируют князья и представители царского рода, так как именно они в наибольшей степени имели влияние на общественное устройство в России. Первыми канонизированными святыми стали Борис и Глеб, сыновья Владимира Святославовича. Их мученичество за веру и смирение перед волей Бога, во многом сформировало духовное восприятие Русского народа, в мировоззрении которого располагается идея о том, что свобода рождается в муках, а смирение перед богом есть наивысшее благо и истина. Эту уникальную черту характера, одну из составляющих великой загадки о русской душе, мы ощущаем и по сей день, передавая ее нашим детям.

Княгиня Ольга - первая Русская святая, распостронительница веры православной на Русской земле, также была канонизирована в IX веке Ярославом Мудрым. Её жизнь, как и жизнь ее внука Владимира, полна контрастов. С одной стороны, это мудрая правительница, удерживающая целостность государства, в том числе и с помощью своей силы и жестокости. Ольге удавалось добиваться беспрекословного выполнения ее приказов, тем самым она показала невероятную силу воли и стойкость, непоколебимость характера - качества, присущие Русским правителям. С другой стороны, эта женщина прониклась к идее православного Бога, почувствовала его благодать и принесла ее к русскому народу, что является чудом.

Внуком Ольги, святым равноапостольным князем Владимиром, было совершено великое дело - крещение русского народа, что принесло легендарные по своим масштабам, преобразования жизни русского общества, в материальном и духовном плане. До сих пор мы с благодарностью вспоминаем этого святого, объединившего в одно целое не только разрозненные славянские земли и княжества под властью Киева, но и соединивший сердца русских людей в единое целое. Вопрос о дате канонизации Владимира остается открытым. Предполагается, что он пополнил свод Русских святых в 9-13 веках, но почитание его подвига началось еще при жизни князя и продолжается по сей день.

Князь Новгородский, Киевский и Великий князь Владимирский, Александр Невский по праву считается бессмертным защитником России, смиренно принимая свой долг защиты суверенитета земли и народа, вверенных ему отцом и Богом. Русские люди благодарят князя за его военные подвиги и за терпение смиренной души его, верной православному, истинному Богу. Именно за свои смирение и веру Александр был канонизирован в 1547 году. Он не сломился перед католиками, всеми возможными методами манившими его на сторону их религии, и сохранил веру православную своим наследникам на века вперед.

Оглядываясь сейчас на жизнь канонизированных первых Русских князей, анализируя их решения и проникаясь их великой духовностью, мы понимаем, что именно православная вера является тем самым сокровенным даром, который русский народ всегда стремился и стремится сохранить для будущих поколений. Именно вера в православного Бога объединяет русских людей, придает им силы, исходящие из единства и возвышенности души и духа, приобщенности к божественной благодати и смирению.

Святые благославенные князья Борис и Глеб

Борис и Глеб - святые страстотерпцы, защитники и покровители земли русской, были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Именно они послужили отправной точкой в истории русской святости, заложили традицию к особому почитанию и благоговению русского народа перед подвигом святого мученичества за веру. О Борисе и Глебе пишет русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист Х1Х-ХХ веков Г.П. Федотов: «Князья Борис и

Глеб были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Они не были первыми святыми русской земли. Позже их в разное время Церковь стала чтить варягов Федора и Иоанна, ... княгиню Ольгу и князя Владимира. Но святые Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками Русской Церкви, первыми чудотворцами ее» [9, с. 35].

Традиция переписывания при храмах житий святых и исторические событий бытовала на Руси испокон веков, но до нашего времени сохранилось немногое. «Три житийных памятника, посвященные святым князьям в первое же столетие после их мученической смерти, дошли до нас: 1) летописная повесть от 1015 г.; 2) «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», принадлежащее перу знаменитого Нестора Летописца - конец XI века; 3) «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба», произведение неизвестного автора той же эпохи, приписанное митрополитом Макарием черноризцу Иакову» [9, с. 36].

Образы князей Бориса и Глеба невероятно возвышены над грешной мирской жизнью, над народом, зачастую мелочным и эгоистичным. Святые мученики не просто возвышаются над миром в своей непогрешимости и частоте сердец, они сострадают народу, ведут его своим образов в царствие божие. Изучая жития Бориса и Глеба, мы приобщаемся к чему-то большему, чем мистический опыт, мы на себе ощущаем, что такое божья истина и как чисты наши души рядом с богом, в пути к нему. Со слезами на глазах святой Борис молил бога: «Владыко мой, Иисусе Христе, сподоби меня быть в числе Твоих угодников! Научи меня подражать им, не дай мне увлечься суетою мира, но просвети мое сердце разумением заповедей Твоих» [10, с. 48].

Рождённые греческой княгиней Анной, женой равноапостольного князя Владимира, крестителя земли Русской, братья с юности своей отличались благочестием и кротостью души. Старший - Глеб, с юности приобщился к священным, божественным книгам, часто взывал с молитвами к богу с просьбой наставить его на путь истинный. Младший брат его Глеб, слушал усердное чтение брата и молился вместе с ним. У своего святого отца Владимира братья унаследовали особенное нищелюбие и принимали участие в его неустанных благотворениях.

Судьба святых князей была полна печали и скорби, если рассматривать ее с позиции мирянина, но, если посмотреть на их житие

внимательнее, можно увидеть, что Господь послал им долю приобщиться к мукам Божиим. Любимые дети своих родителей, после смерти отца, мученически погибнут от рук убийц, подосланных их родным братом Святополком. Борис узнаёт о смерти отца на реке Альте, где он отражал набеги печенегов. Его дружина предложила князю занять престол, но он отказался в пользу старшего брата Святополка. Но Святополк решил наверняка устранить конкурентов и подослал к братьям убийц. Святой Борис знал об этом, и смиренно ожидал в шатре своей участи. Когда пришли убийцы, он не сопротивлялся и принял мученический венец. Вместе с ним был убит и его слуга, венгр Георгий, защищавший своего господина. «Смерть князя Владимира (1015) застает Бориса в походе на печенегов... На реке Альте его настигают убийцы, вышегородцы, преданные Святополку. В своем шатре князь проводит ночь на молитве, читает (или слушает) утреню, ожидая убийц. Путша с товарищами врываются в палатку и пронзают его копьями (24 июля). Верный слуга его «угр» (венгр) Георгий, пытавшийся прикрыть своим телом господина, убит на его груди» [9, с. 38].

Совершенно молоды были князья в момент своего присоединения к Богу, не успев прожить жизнь земную, они были призваны Господом в царствие его в летах цветущей юности. Но как проникновенна, как возвышенна молитва братьев в минуты расставания с жизнью. Их сердца наполнены мукой, подобно мудрым старцам они взывают к Богу чистотой своих сердец. «В утро убийства Борис молится перед иконой Спасителя: «Господи Иисусе Христе, иже сим образом явися на земли, изволивый волею пригвоздитися на кресте и приим страсть грех ради наших! Сподоби и мя прияти страсть» [9, с. 41]. И Глеб проникновенно взывает к богу своей чистой, юной душой: «Еще трогательнее, еще надрывнее плач Глеба: «Увы мне, увы мне! Плачю зело по отци, паче же плачюся и отчаях ся по тебе, брате и гоподине Борисе, како прободен еси, како без милости предася, не от врага, но от своего брата.» [9, с. 41].

Мы бесконечно удивляемся мудрости и кротости юных князей, словно сами ангелы и Господь ведут их сквозь болезненную материю жизненных реалий. Так мы видим, что князья принимают сильнейшее волевое решение следовать путем мученичества, при этом сохранив жизни своей дружине. «Князья отказываются от сопротивления, чтобы не быть причиной гибели дружины. «Уне есть мне единому умерети, -

говорит Борис, - нежели столику душ». И Глеб «уняше един за вся умрети и сего ради отпусти я» [9, с. 43]. Этот шаг роднит и приобщает сердца читателей к Божьей мудрости и, содержащейся в каждом человеческом сердце, милости Божией, к которой есть доступ у каждого из нас, нужно лишь дать ей случиться. Князья, словно святой источник, целительным эликсиром удобряют души людей русских, помогая им спастись и возрадоваться благодати Божьей.

Посмертно святые страстотерпцы защищают землю Русскую и служат ей молитвой у престола Божия. В ночь перед днём битвы со шведами на берегах Невы, одному из воевод благоверного великого князя Александра Невского было ведение. Всю ночь провел он на берегу в усердной молитве и увидел во мгле ладью, а на ней две величественные фигуры - то были святые Борис и Глеб, сыновья равноапостольного князя Владимира. «...святые «непротивленцы» по смерти становятся во главе небесных сил, обороняющих землю русскую от врагов... Все помнят видение Пелгусия в ночь перед Невской битвой (1240), когда св. Борис и Глеб явились в ладье посреди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу.» Брате Глебе, - сказал Борис, - вели грести, да поможем сроднику нашему Александру» [9, с. 46]. В ночь перед Куликовской битвой, которая станет первой ступенью в избавлении Руси от гнета монгольского ига, было знамение, таинственное видение: «...в небе показалось несметное темное ополчение, но появились двое святых юношей, которые поражали его с криком: "Кто вам велел погублять отечество наше?" В этих светлых юношах великий князь Дмитрий Донской признал благоверных князей Бориса и Глеба» [8, с. 51].

Поистине, вдохновляет и впечатляет подвиг мученичества жития святых князей Бориса и Глеба. Их жизнь показывает нам ценность духовного приобщения к богу, жертвы ради веры. Трагическим реализмом своей мученической судьбы, святые страстотерпцы навеки закрепили веру в спасение души в сердцах русского народа, святую ценность смиренного приобщения к Господу.

Святой князь Владимир равноапостольный

Особое место в сознании каждого русского православного человека занимает князь Владимир - мужественный воин, с насыщенной биографией, святой креститель земли русской. На самом деле, только в

лице этого сильного духом и телом человека, пережившего тяжелейший душевный надлом, смогла найти своего святого лидера и крестного отца земля Русская. Именно Владимир, своей твердой рукой и железной волей, дарованными ему Господом, воздвигнул крест православный над свободолюбивым народом Русским.

Великая бабка Владимира, мудрая княгиня Ольга, заложила в него основы чувственного познания веры православной. Первая православная христианка на Руси из княжеского рода Рюриковичей, с малых лет занималась воспитанием Владимира. Но после её кончины Владимир, сын рабыни, подвергался насмешкам, что сделало его характер жестоким. С юных лет увлекающийся, горячий на голову Владимир познал грех и силу страстей. Пока ещё язычник, Владимир заискивает военной славы, отдается бранным делам, имеет множество жен и наложниц. После кровавых братских междоусобиц Владимир остается единственным наследником престола. Но сердце и душа его жаждут очищения, стремятся к покою и смирению. Возможно, именно здесь дают свои побеги те семена, которые взрастила во Владимире его бабка Ольга. «Все чаще и чаще вспоминалось ему детство и тихие речи великой Ольги. Недовольство князя своей верой сделалось известно, и к нему стали приходить проповедники из разных стран» [8, с. 80]. Последователи Ислама не смогли разбудить интерес к учению Магомета в уме князя по той причине, что Владимир не посчитал нужным отказываться от вина. Согласен был Владимир с учением католиков, но сказал, что никто из русских не принимал и не будет принимать веры от папистов. Иудеев же он упрекнул в том, что не смеют они предлагать веру, которой сами прогневали Бога своего, за что были лишены им земли отеческой. С наибольшим уважением выслушал Владимир догмат веры православной и картину Страшного суда, рассказанные греческими проповедниками. И отправил тогда князь избранных людей своих испытать веру на местах. Особенно впечатлились послы Владимира, посетив службу православную в храме Софии Премудрости Божией в Царьграде (Константинополе). Советники князя убеждали его: «Если бы греческий закон не был лучше других, то и бабка твоя Ольга не приняла бы его, а она была умнейшая из людей» [8, с. 81]. Решил тогда Владимир, что говор принять веру православную и креститься в ней, но не мог понять, как это сделать наилучшим образом. «Он помнил, что Ольгу не сразу приняли в

Царьграде, да и отец его Святослав был умерщвлен греками. Пылкий завоеватель решил, что и веру нужно взять мечом» [8, с. 81]. И отправился князь в поход, и взял город Косунь, запросив руки греческой царевны Анны. Константинополь ответил ему, что дарует согласие на брак в том случае, если Владимир примет веру православную. На это ответил князь, что давно готов креститься и ожидает в Косуни прибытие императора и царевны Анны.

История крещения Владимира связана с чудом: ослеп князь незадолго до крещения, но прозрел сразу после него. Воскликнул тогда Владимир, что познал бога истинного, и, вернувшись в Киев с молодой женой, духовенством и обновленным духом, приступает к крещению. Князь приказывает Киевлянам сжечь все языческие идолы и 1 августа 988 года призывает всех жителей на берег Днепра, где читает молитву и производит крещение Русского народа. Крестив Киев, Владимир отправляет своих сыновей в города земли русской, где распространяют они веру православную, а вместе с ней грамотность и просвещение - при храмах учат Греческий язык, изучают священные тексты. По всей земле Русской возводятся храмы православные, по образцу Византийских. Самый величественный храм возводит сам Владимир в Киеве, жертвуя на его возведение десятую часть своих доходов, в честь чего он назван Десятинным (разрушен ханом Батыем в 1240 году).

Князь прекращает военные походы, после крещения Руси, и занимается строительством городов и укреплением границ. Крестившись, князь стал невероятно добр сердцем - он заботился о бедных, щедро раздавал милостыню, снисходительно наказывал преступников. Слава о его помощи нуждающимся разошлась по всем городам и пронес ее народ Русский через века. «... у князя Владимира есть особые, личные права на святость, которые подчеркиваются и в летописи, и у Нестора, и в похвальных словах: это его милостыня. Все русские книжники, говоря о Владимире даже мимоходом, не применут рассказать о том, как «нищие приходяше на двор его во вся дня и приимаху, кто чего требоваши; а недужным, не могущим ходити, повеле слугам, да в дом приносят им» [9, с. 82].

Владимир Святославович почил 15 июня 1015 года и похоронен в Десятинной церкви. На данный момент его святые, чудотворные останки распространены по многим храмам России. День почитания святого

приходится на день его смерти, на этот же день приходится победа России над шведами в Невской битве.

Святая благословенная княгиня Ольга равноапостольная

Первой из княжеского рода Рюрика приобщилась к истинной светлой вере православной княгиня Ольга. Одной из первых на Руси она обратила внимание на образ жизни немногочисленных по количеству, но смиренных тихим счастьем божиим православных Русских христиан. Княгиня наблюдала за общиной киевских православных христиан, и поняла для себя, что вера их наполнена счастьем и истиной, что именно этого не хватает ее глубокой душе, жаждущей спасения. Ольга из легендарного рода Гостомысла, который по преданию призвал на Русь Рюрика из славянской Вендской страны, чтобы тот взял на себя роль управителя народом Русским, она с юных лет отличалась мудростью и красотой. За красоту прозвали Ольгу прекрасную, но она отличалась еще и необыкновенной силой воли и выдающимися душевными и умственными способностями. Спустя года люди ее внука Владимира, великого из князя и крестителя земли Русской, будут вспоминать Ольгу, как мудрейшую из людей. В языческие свои годы Ольга получает сильнейший удар от судьбы - она остается вдовой с трехлетним сыном Святославом. Жесточайшим образом расправляется княгиня с древлянами, убившими ее мужа Игоря. Усмиряя древлян, Ольга выказала невероятное жестокосердие и изощренность по отношению к непокорному и дерзкому, дикому народу. Возвратившись в Киев, Ольга продолжила объезжать земли Русские, посетила она также и Новгород, где гордые новгородцы приняли ее распоряжения относительно дани без применения оружия. Теперь же Ольга лишь поддерживала порядок в своем государстве, оберегала его границы и была первой княгиней на престоле Киевском, которая мудро правила, укрепляла и развивала Русь, и не осуществляла кровавых военных походов.

Но великая душа княгини стремилась и желала чего-то большего, чем те плоды, которые принесло ей мудрое правление. Ольга особенно сильно стремилась к приобщению к чему-то более возвышенному, чем вера языческая и чем жизнь грешная, земная, мирская. Долгое время наблюдала великая княгиня за православной общиной в Киеве. Первые русские крещеные люди рассказывали Ольге о свете православной веры, о причастности к святой смиреной истине и о том, что души людские

чисты и ожидают счастья присоединения к храму божьему. И ощутила в один момент Ольга непреодолимое желание и уверенную готовность принять веру православную и креститься. Вскоре Ольга со своею дружиною предпринимает поход в Царьград. Преподносит она патриарху Константинопольскому Полиевкту в дар золотое блюдо с изображение Спасителя на драгоценном камне. Пышный, роскошный прием организуют в Константинополе в связи с приездом великой Русской княгине Ольги - слушает Ольга певчих храма святой Софии и святых апостолов. Крестил Ольгу патриарх Полиевкт и сказал, что прославлять ее народ Русский будет до последнего рода.

Вернувшись в Киев, Ольга воздвигает деревянный храм во имя Софии Премудрости Божией, украсив его иконами, присланными из Константинополя. Склоняет к вере она и своего сына - князя Святослава, но он проводит жизнь свою в знатных воинских походах, и отказывается от кроткой веры. Но не запрещает Святополк людям своим принимать православие и прославлять Спасителя.

По сей день не забывает народ православный и церковь святая великую Княгиню Ольгу, которая принесла на земли Русские бесценное сокровище веры. «Она была первым решительным проблеском, возвестившим России конец языческой тьмы; первой русской душой, столь торжественно и громко совершившей исповедание Христа» [8, с. 244]. Славит трогательную память о ней православная церковь, канонизировав ее еще в домонгольский период.

Святой князь Александр Невский

Любовь к добру и благочестию великий князь и ратный воин, легендарный защитник земли Русской, унаследовал от своих могущественных предков, среди которых немало святых. Александр наследует престол Новгородский в юном возрасте 16 лет в 1236 году. Со всех сторон Новгороду тогда грозила опасность: с востока - от полчищ Батыевых, с запада - от Ливонского рыцарского ордена и шведского королевства. Александр проявляет себя как воин и стратег наивысшего уровня, не проиграв ни одной битвы, хотя перевес по количеству воинов в большинстве случаев был не на его стороне.

Летописцы донесли до наших времен славу о великом воине Александре Невском, и по сей день, мы восхищаемся этим могущественным человеком, удивительным образцом человеческой

стойкости и благочестия. Житие Александра Невского наиболее известное среди житий Русских князей, оно повествует нам в том числе о двух великих сражениях, выигранных Александром с Божьей помощью -Невской битве и «Ледовом побоище» на Чудском озере. Против войска шведского отряд Александра казался незначительной силой, но не падали духом Русские воины: «Нас не много, - говорил князь, ободняя свою дружину, - но Бог не со многими, а с правыми» [8, с. 14]. После речей Александра дружина воспряла духом и была готова дать отпор заграничному врагу, но случилось тут чудо, и было знатному воину Александра Пелгусию видение: «Стоят в лодке два светлых витязя, с лицами, похожими на свв. страстотерпцев Бориса и Глеба, и старший из них говорит, обращаясь к младшему: "Брат Глеб, прикажи гресть; надобно помочь сроднику нашему Александру". Пораженный чудом, Пелгусий немедленно все передал князю» [8, с. 15]. В этот же день состоялась битва и длилась до вечера. Разбил Александр шведов на голову, и уплыли они обратно к своей земле, увозя трупы наиболее значимых своих бойцов с собой. Вернувшись в Новгород, Александр возносит Спасителю молитву в Софийском храме, благодарит его за оказанную помощь. Это сражение принесло Александру славу во многих землях, на многие века и прозвище Невский.

Но суждено было Александру одержать еще одну великую победу, на этот раз сражался он с Ливонским орденом, который в 1242 году начал чувствовать себя на земле Псковской свободно, разграбил земли Русские и всячески вредительствовал славянам. Не мог князь допустить такой ситуации, и, вернувшись из Орды, разбил Ливонский орден и очистил Псковские земли от немцев. Но на этом князь не остановился, и вошел со своим отрядом в Ливонию, где на берегу Чудского озера нанес врагу сокрушительный удар. Это кровопролитная битва получила в истории имя «Ледовое побоище», в котором Александр со своим небольшим отрядом разбил огромное немецкое войско, с Божьей помощью.

Слава этого воина никогда не утихала на Руси. «С ХУШ века св. Александр в официальном почитании затмил и даже вытеснил почти всех святых князей. Император Петр, перенеся его мощи из Владимира в новую столицу, в годовщину Ништадского мира сделал его ангелом-покровителем новой империи» [9, с. 93]. Дом Романовых, императоры XIX столетия особенно прониклись историей жизни этого святого

покровителя. «Три императора, носившие его имя в XIX веке, утвердили исключительность его почитания, вызвав множество посвященных ему храмов» [9, с. 94]. Во времена, страшные для Русского народа - период Великой Отечественной Войны с фашистскими захватчиками, приходит на помощь образ святого Александра, вышедший из-под пера художника Павла Корина. Знаменитый русский кинорежиссер 20 века Сергей Эйзенштейн, посвящает князю высокохудожественную картину «Александр невский (1938 г.)», для которой пишет свою прославленную кантату композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. «14 ноября 1263 г. великий защитник земли русской мирно почил. Горю народному не было пределов. Тело св. Александра спустя 117 лет после погребения найдено нетленным. Покоится оно в Александро-Невской лавре в Петербурге» [8, с. 20].

Заключение

Именно во времена жизни и подвигов первых святых князей свой незыблемый фундамент получила русская православная идея. Это уникальное самобытное явление представляет собой тот стержень, ту опору, которая не раз еще сплотит русский народ в тяжелые для него исторические минуты. Гармонично вписав в свою структуру основы византийского христианства, русская православная идея сформировала свою философию, отразив в ней многогранную, бездонную душу свободолюбивого народа. Православие на нашей земле обладает свойством не только объединяющим, но и защитным, формируя в духовной сфере оберегающий щит.

Немало подвигов совершали православные русские люди, отстаивая и защищая суверенитет своего государства. Русская православная идея вдохновляла и укрепляла защитников родины, которые с гордостью и трепетом выполняли свой долг перед отечеством, продолжая дело святых князей по сохранению света христианской веры, и той культуры, которую она породила. Идентифицируя себя со святыми мучениками и защитниками родной земли, русские люди видят в сохранение православной идеи свой святой долг, который они с честью и кротким смирением выполняют до сих пор.

Список литературы

1. Голубинский, Е. Е. История канонизации святых в русской церкви / Е. Е. Голубинский. - Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1903. - 600 с.

2. Дмитриева Л.А. Литература Древней Руси : хрестоматия / сост. Л. А. Дмитриева ; под ред. Д. С. Лихачева. - Санкт-Петербург, 1997. - 544 с.

3. Жития св. мучеников Бориса и Глеба. - Изд. Д. И. Абрамовича (Отд. рус. яз. Рос. АН), 1916.

4. Из Великих Миней Четьих митрополита Макария // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - Санкт-Петербург : Наука, 2003. - Т. 12: XVI век. - 624 с.

5. Ключевский, В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник: исследование В. Ключевскаго / В. О. Ключевский. - Москва : Издание К. Солдатенкова, 1871. - 486 с.

6. Минея. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. -516 с.

7. Никулина, Е. Н. Агиология : курс лекций / Е. Н. Никулина. - 2-е изд., испр. и перераб. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2017. - 344 с.

8. Поселянин, Е. Жития святых / Е. Поселянин. - Москва : Артос-Медиа, 2007. -319 с.

9. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов ; предисл. А. Меня. - Москва : ТЕРРА : Книжная лавка - РТР, 1997. - 224 с.

10. Эристов, Дмитрий Алексеевич. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых / Д. А. Эристов. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1868. - XII, 260 с.

THE BEGINNING OF THE FORMATION OF THE ORTHODOX

RUSSIAN IDEA

A.N. Krivosheina

Tsiolkovsky's Kaluga State University, Kaluga e-mail: [email protected]

The article examines the lives and spiritual exploits of the Holy Blessed Princes Boris and Gleb, the Holy Prince Vladimir Equal-to-the-Apostles, the Holy Blessed Princess Olga Equal-to-the-Apostles and the Holy Prince Alexander Nevsky. The analysis of the participation and role of these saints in the formation of the ideological paradigm of the Russian people is given. The significance of the biography of the holy princes and their contribution to the formation of the national identity of the Russian person is determined. Analogies are drawn with the feeling of unity of the nation on the basis of communion and awareness of communion with the lives of saints and the Russian Orthodox Church.

Keywords: saints, holy princes, ROC, sanctity, canonization of saints, lives of saints, biographies of saints, hagiology, religious studies._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.