Научная статья на тему 'СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕРЖАВНОСТИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ'

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕРЖАВНОСТИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ / ПРАВОСЛАВНАЯ ИСТОРИОСОФИЯ / ДРЕВНЕРУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ / КРЕЩЕНИЕ РУСИ / ДЕРЖАВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моторин А. В.

Со времен Крещения при святой княгине Ольге (955) и окончательного Крещения при святом князе Владимире (988) Русь видела себя новой вселенской православной державой и потому соперничала с Византией. Словесное закрепление русской православной историософии совершилось около 1051 года в «Слове о законе и благодати» святого митрополита Илариона. Именно Православие с его упованием на Бога как Вседержителя и Царя мироздания помогало укреплять, сплачивать и развивать страну. Но после смерти святых князей Владимира Ярославича (1052) и Ярослава Мудрого (1054) вера правителей стала слабеть, и это приводило к раздорам. Святой благоверный великий князь Александр Невский (1221-1263) жизнь положил на восстановление великодержавного всемирного достоинства Руси. И делал он это по заветам великих предков - исполняя заповеди Христовы. Жизненное предназначение святого князя ярко отразилось в его житии и летописных свидетельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HOLY BLESSED GRAND DUKE ALEXANDER NEVSKY AND THE RESTORATION OF RUSSIAN ORTHODOX SOVEREIGNTY AS DEPICTED BY ANCIENT RUSSIAN SCRIBES

Since the time of Baptism under the holy princess Olga (955) and the final Baptism under the holy prince Vladimir (988), Russia saw itself as a new universal Orthodox power and therefore competed with Byzantium. The verbal consolidation of Russian Orthodox historiosophy took place around the year 1051 in the Sermon on Law and Grace by Saint Metropolitan Hilarion. It was Orthodoxy, with its trust in God as the Almighty and King of the Universe, that helped to strengthen, unite and develop the country. But after the death of the holy princes Vladimir Yaroslavich (1052) and Yaroslav the Wise (1054), the faith of the rulers began to weaken, and this led to strife. The Holy Blessed Grand Duke Alexander Nevsky (1221-1263) devoted his life to restoring the great-power universal dignity of Russia. And he did it according to the precepts of great ancestors - fulfilling the commandments of Christ. The life purpose of the holy prince was vividly reflected in his life and chronicle testimonies.

Текст научной работы на тему «СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕРЖАВНОСТИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ»

УДК 821.161.1 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.3(42).310-313

А.В.Моторин

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕРЖАВНОСТИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДРЕВНЕРУССКИХ

КНИЖНИКОВ

Со времен Крещения при святой княгине Ольге (955) и окончательного Крещения при святом князе Владимире (988) Русь видела себя новой вселенской православной державой и потому соперничала с Византией. Словесное закрепление русской православной историософии совершилось около 1051 года в «Слове о законе и благодати» святого митрополита Илариона. Именно Православие с его упованием на Бога как Вседержителя и Царя мироздания помогало укреплять, сплачивать и развивать страну. Но после смерти святых князей Владимира Ярославича (1052) и Ярослава Мудрого (1054) вера правителей стала слабеть, и это приводило к раздорам. Святой благоверный великий князь Александр Невский (1221—1263) жизнь положил на восстановление великодержавного всемирного достоинства Руси. И делал он это по заветам великих предков — исполняя заповеди Христовы. Жизненное предназначение святого князя ярко отразилось в его житии и летописных свидетельствах.

Ключевые слова: святой Александр Невский, православная историософия, древнерусская словесность, Крещение Руси, державность

Орлиный взлет русской православной державы начался вместе с ее окончательным Крещением при

святом благоверном великом князе Владимире в 988 году. Славянское имя равноапостольного крестителя подчеркивало, что возглавляемое им и духовно преображенное государство становится новой господствующей вершиной в истории человечества. А взятое при крещении греческое имя Василий («Василевс» — «Царь») указывало на великодержавное имперское достоинство государства, не уступающего византийской православной империи. Слово «царь» означает на церковнославянском языке кесаря, императора, правителя великой державы, прежде всего римской и византийской.

Со времен Владимира-Крестителя на Руси царями стали звать самых выдающихся великих князей, в частности, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Дмитрия Донского, Ивана III, Василия III. А при Иване IV Грозном звание царя было закреплено особым церковным обрядом венчания и помазания на царство. Напротив, современник святого Александра Невского князь Даниил Галицкий возглавивший юго-западную Русь и вступивший в союз с католическим Западом в тщетной надежде на помощь против монголо-татар, получил от папы римского западный титул «короля» в 1253 году. И так началось постепенное окатоличивание и поглощение юго-западной Руси Западом.

Благодать Крещения святой Владимир принял из Византии, но принял как господин, завоевав один из древних и стратегически важных городов империи — крымский Херсонес. Он получил при этом в жены византийскую царевну, порфирородную Анну, с богатой данью. Причем соперничество с Новым (византийским) Римом было закономерным и возникло еще до св. Владимира Крестителя сообразно волнам предварительных Крещений Руси от Константинополя: при Аскольде и Дире (866), при святой Ольге (955).

При сыне святого Владимира, святом Ярославе Мудром, и внуке, святом Владимире Ярославиче, русский орел воспарил еще выше и Русь стала действительно равновеликой Византии православной державой, доказав свое военное превосходство и духовную независимость после двух военных походов, порученных Ярославом сыну Владимиру: сначала на Константинополь, а потом на Херсонес (действительность этого второго похода убедительно доказала Вера Григорьевна Брюсова) [1].

Еще до походов Ярослав совместно с сыном поставил в Новгороде в 1030 (или 1034) году первого русского, то есть не присланного от греков, епископа — св. Луку, который духовно окормлял молодого князя Владимира и потом, 14 сентября 1052 года, освятил построенный в Новгороде Софийский собор.

По итогам походов святого Владимира Ярославича был заключен мир на почетных для Руси условиях. Византийский император Константин IX Мономах отдал свою дочь Марию («Мономахиню») за младшего брата Владимира Ярославича — Всеволода, впоследствии ставшего великим князем киевским. От этого брака в 1053 году родился славный Владимир Мономах, получивший, по русскому преданию, в дар от царственного византийского деда символические знаки перехода вселенского имперского достоинства на Русь: венец с главы императора («шапку Мономаха»), драгоценные бармы, золотые цепи. Кроме того, Византия стала выплачивать Руси дань под видом средств на содержание своей бывшей царевны, отданной в жены Всеволоду.

В 1051 году Ярослав Мудрый с епископами в Софийском соборе Киева самостоятельно назначили митрополитом русского духовника князя, святого Илариона — назначили впервые без участия константинопольского патриарха.

За русскими было также закреплено право на родной славянский язык богослужения.

Так Русь отказалась подчиняться имперскому закону, согласно которому, византийский император являлся верховным правителем над всеми народами, принявшими христианство из Константинополя.

Словесное закрепление русской православной историософии совершилось в «Слове о законе и благодати» (около 1051) святого митрополита Илариона, созданном ко времени его поставления на кафедру собором русских епископов. В «Слове» Илариона православная Русь изображается уже центром мироздания: она в крестном средоточии пространства «ведома и слышима есть всеми четырьми и земли» [2].

Именно Православие с его упованием на Бога помогало укреплять, сплачивать и развивать страну. Но после смерти святых Владимира Ярославича (1052) и Ярослава Мудрого (1054) вера князей стала слабеть, и это приводило к раздорам, усобицам, с чем пытался еще бороться Владимир Мономах, напоминая родичам Христовы заповеди любви и смирения. После его смерти в 1125 году усобицы вновь усилились. Его сын Юрий Долгорукий положивший начало росту Москвы, был, видимо, отравлен в Киеве (1157), его внук, сын Юрия Андрей Боголюбский, отчасти в отместку, но больше из желания уничтожить гнездо многих раздоров, разорил Киев (1169) и перенес великокняжеский стол во Владимир — город, основанный Владимиром Крестителем Руси и укрепленный Владимиром Мономахом. Андрей Боголюбский был праведен, и потом в 1702 году Церковь его канонизировала в чине благоверного князя. Он пытался возобновить собирание и укрепление Руси на основе Православия по примеру своего деда Владимира Мономаха. Однако на взлете творческих деяний был предательски убит в 1174 году, после чего духовный и государственный распад державы уже никто не сдерживал. Раздробленное состояние страны ярко отразилось в «Слове о полку Игореве» (о походе 1185 года на половцев) и в летописях.

«Покаяльная молитва», написанная акростихом в смутном XIII веке, отражает душевное смятение народа и желание очиститься перед Богом покаянием, чтобы во смирении обрести Его помощь: «Буря мя греховьная потапляет, Десницу ми простри <...> Зело бо еси, Христе Милостив, Долготерпелив и премилостив. Заблужьшаго приими мя, Христе, якоже прият блуднаго сына. / Избави мя из глубины греховьныя, якоже Иону от кита, Христе» [3]. Каждая строчка начинается со следующей буквы азбуки. Текст предназначался для обучения чтению и письму. Так народ, наученный горьким опытом раздоров захотел передать следующим поколениям азбучные правила истинного жития.

Причины для покаяния были страшные. На ослабленную страну с Востока накатила неведомая злая сила

— монголо-татары. В Лаврентьевской летописи под 6731 годом от сотворения мира (1223 год от Рождества Христова) о нашествии сказано: «Того же лета явишася языци, их же никто же добре ясно не весть, кто суть, и отколе изидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их» [4].

Первая волна монголо-татарского нашествия под водительством хана Джучи, отца Батыя, нахлынула на южную Русь. Южные князья попытались объединиться и дать отпор, но были разбиты в жестокой битве на реке Калке в 1123 году. Наступление Орды, однако, временно приостановилось.

Основная волна нашествия, возглавленная Батыем, накрыла главные города Руси за исключением Новгорода: Рязань (1237), Москву (1238), Владимир (1238), Тверь (1238) Киев (1240).

«Слово о погибели Земли Русской», написанное в 1238—1246 годах, яркими образами представило состояние Руси до времени усобиц и нашествия с востока как почти райское блаженство: «О, светло светлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми мЪсточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными зверьми, различными птицами, бещислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о правав'Ьрьная вЪра хрестияньская!» [5]. Автор напоминает забывшимся современникам, что истинная сущность Руси, источник ее процветания — это Православие.

Повесть сохранилась только в отрывке, обрываясь на словах: «А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя володимерьскаго». Затем предположительно следовало описание Батыева нашествия.

И вот в эти мрачные времена, как не раз бывало, на Русь пришло чудесное спасение. Накануне нашествия монголо-татар, в 1221 году, в Переславле-Залесском у князя Ярослава Всеволодовича родился будущий спаситель Отечества, святой благоверный князь Александр, прозванный потом Невским. Жизненный путь он завершил во Владимире. Название города, избранного им в конце концов для великокняжеского правления, конечно, глубоко символично: святой Александр жизнь положил на восстановление великодержавного всемирного достоинства Руси. И делал он это по заветам великих предков — исполняя заповеди Христовы.

Святой Александр получил во Крещении имя, означающее в переводе с греческого: «Защитник людей»

— и это стало указанием его жизненного пути. А перед смертью он получил сугубое подтверждение своего предназначения, получив в схиме имя Алексий — «Защитник», по-гречески.

Глубоко знаменательно, что сохранившийся начальный отрывок «Слова о погибели Земли Русской», где так ярко вспоминается счастливая жизнь под защитой сильной веры православной, дошел до нас только как вступление к Житию святого Александра Невского, и Житие князя предстает как исцеление от приключившейся болезни.

Не менее символично и то, что значительную часть своей государственной жизни святой Александр провел в древней исконной столице Руси — Новгороде, из которого пошла расти великая держава. Там он совершил свои самые знаменитые военные подвиги и возгласил самые возвышенные духовные поучения, кристально выразившие суть русской православной историософии.

Перед разгромом напавших шведов в 1240 году, когда, как сказано в Житии князя, «король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: "Пойду и завоюю землю Александрову"», новгородский князь «вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ"» [6]. Именно так Русь, а затем Россия с тех пор и существовала: защищая свои границы и расширяя их лишь с целью самозащиты или по просьбе народов, пожелавших войти в ее состав.

И еще тогда же в Софийском соборе святой князь сказал: «Не в силах Богь, но въ правдЬ», — то есть не в человеческих силах, а во Христе как Божественной Истине, дарующей подлинную благодатную силу.

В доказательство правоты князя автор Жития приводит свидетельство очевидцев о чуде во время битвы: «Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца».

При святом Александре подвластная ему Русь вновь стала едина и «видима и слышима всеми четырьми концы земли». И «слышима» даже дальше, чем было при Ярославе Мудром. Ибо Александр, войдя в доверие к Батыю и чуть ли не став для него другом, сумел распространить духовное влияние Руси по монгольским владениям вплоть до Дальнего Востока, предсказав будущий путь приращения русского государства. По некоторым свидетельствам, Батый и его сын Сартак приняли христианство. Батый, согласно Житию князя, признал его величие и силу в 1252 году, когда дал ярлык на великое княжение владимирское: «Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: "Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему". Почтив же его достойно, он отпустил Александра». В Новгородской первой летописи младшего извода об отношении Батыя к Александру сказано более ярко: «Цесарь же Батыи вдавъ великую честь и дары рускому князю Александру, и отпусти его с великою любовию» [7].

А жены татарские в то время пугали именем русского князя своих детей: «После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги (до Бату-Сарая — столицы Золотой Орды — А.М.). И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: "Александр едет!"».

После смерти Батыя (1255), а вскоре и Сартака (1256) отношения князя Александра с Ордой, возглавленной братом Батыя, ханом Берке (1257—1266), не слишком осложнились. Берке, родившийся предположительно в 1221 году, был ровесником Александра. Он принял ислам, но в 1261 году по просьбе Александра и митрополита Кирилла учредил в Сарае православную епархию, ибо там жило много русских. В 1262 году в ряде городов на Руси в очередной раз убили татарских сборщиков дани. Однако это не повлекло ухудшения отношений. Берке только потребовал произвести военный набор среди русских для помощи себе в междоусобной войне внутри монгольской империи на землях Ирана. Тогда Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться избавить народ от этой дани людьми. Это ему удалось. Однако он заболел и по пути домой скончался в Городце. Предполагают, что монголы его отравили. Хотя вряд ли, ведь сотрудничество было взаимополезным.

Александр был нужен монголам для мирного сохранения своего влияния на Руси. Монголы были нужны Александру, чтобы восстанавливать и укреплять духовную и государственную независимость страны в условиях усиления нашествий католического Запада, который в отличие от Востока стремился уничтожить саму душу народа — Православие, а после истребить и сам народ.

О душевных качествах святого Александра свидетельствует его Житие: «О таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу". Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое».

Житие святого Александра обладает особой достоверностью, так как оно подтверждено текстом Новгородской первой летописи и было написано сразу после смерти князя «самовидцем» его жизни, причем, скорее всего, духовником и сподвижником митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом III, который перебрался из юго-западной Руси во Владимир после того, как князь Даниил Галицкий стал сближаться с католическим Западом. Как и Александру, Кириллу удалось вызвать доверие у татар. Когда Ордой была произведена перепись населения, Церковь со всеми ее имениями освободили от дани. В области церковной жизни митрополит Кирилл продолжил деяния святого Александра после его смерти.

В области государственного управления призвание святого Александра в особенности унаследовал его младший сын, святой благоверный Даниил, первый удельный князь Московский, положивший начало роду великих московских правителей, укреплявших в течение XIV—XVI веков русское православное единодержавие и освободивших страну от власти монголо-татар.

Согласно Житию князя Александра, митрополит Кирилл поведал народу о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце суздальской земли», — а «иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди восклицали: "Уже погибаем!"».

Но, согласно образующей русскую державу православной вере, солнце князя зашло только на земле и тут же взошло на небе — в Царствии Божием, чтобы уже вечно светить своему народу и всему человечеству.

1. Брюсова В.Г. Русско-византийские отношения середины XI века [Электр. ресурс] // Вопросы истории. 1972. № 3. С. 51-62. URL: http://www.russiancity.ru/books/b30.htm. См. также: URL: https://rus-istoria.ru/library/text/item/179-primirenie-s-grekami (дата обращения: 20.02.2022).

2. Памятники литературы Древней Руси: XVII в. Кн. 3. М., 1994. С. 591.

3. Ковалева Т.В. «Покаяльная молитва» — первое русское поэтическое произведение для детей // Литература и христианство. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. С. 18-21.

4. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. С. 132.

5. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. СПб.: Наука, 1997. [Электр. ресурс]. URL: http://lib.pushkinski|dom.ru/Default.aspx?tabid=4953#_edn11. (дата обращения: 20.02.2022).

6. Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. СПб.: Наука, 1997. [Электр. ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962. (дата обращения: 20.02.2022).

7. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // Полное собрание русских летописей. Т. 3. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. С. 304.

References

1. Bryusova V.G. Russko-vizantiyskie otnosheniya serediny XI veka [Russian-Byzantine relations in the middle of the 11th century]. Voprosy istorii, 1972, no. 3, pp. 51-62. Available at: http://www.russiancity.ru/books/b30.htm. & https://rus-istoria.ru/library/text/item/179-primirenie-s-grekami (accessed: 20.02.2022).

2. Pamyatniki literatury Drevney Rusi: XVII v, vol. 3 [Monuments of literature of Ancient Russia: XVII century]. Moscow, 1994, p. 591.

3. Kovaleva T.V. "Pokayal'naya molitva" — pervoe russkoe poeticheskoe proizvedenie dlya detey [Repentance Prayer — the first Russian poetic work for children]. In: Literatura i khristianstvo. Belgorod, 2000, pp. 18-21.

4. Pamyatniki literatury Drevney Rusi. XIII vek [Monuments of literature of Ancient Russia: XIII century]. Moscow, 1981, p. 132.

5. Biblioteka literatury Drevney Rusi, vol. 5. XIII vek [Library of Literature of Ancient Russia. T. 5. XIII century]. St. Petersburg, 1997. Available at: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4953#_edn11. (accessed: 20.02.2022).

6. Zhitie Aleksandra Nevskogo [Life of Alexander Nevsky]. In: Biblioteka literatury Drevney Rusi, vol. 5. XIII vek. St. Petersburg, 1997. Available at: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962. (accessed: 20.02.2022).

7. Novgorodskaya pervaya letopis' starshego i mladshego izvodov [Novgorod first chronicle of the senior and junior versions]. In: Polnoe sobranie russkikh letopisey, vol. 3. Moscow, Leningrad, 1950, p. 304.

Motorin A.V. The Holy Blessed Grand Duke Alexander Nevsky and the restoration of Russian Orthodox sovereignty as depicted by ancient Russian scribes. Since the time of Baptism under the holy princess Olga (955) and the final Baptism under the holy prince Vladimir (988), Russia saw itself as a new universal Orthodox power and therefore competed with Byzantium. The verbal consolidation of Russian Orthodox historiosophy took place around the year 1051 in the Sermon on Law and Grace by Saint Metropolitan Hilarion. It was Orthodoxy, with its trust in God as the Almighty and King of the Universe, that helped to strengthen, unite and develop the country. But after the death of the holy princes Vladimir Yaroslavich (1052) and Yaroslav the Wise (1054), the faith of the rulers began to weaken, and this led to strife. The Holy Blessed Grand Duke Alexander Nevsky (1221—1263) devoted his life to restoring the great-power universal dignity of Russia. And he did it according to the precepts of great ancestors — fulfilling the commandments of Christ. The life purpose of the holy prince was vividly reflected in his life and chronicle testimonies.

Keywords: St. Alexander Nevsky, Orthodox historiosophy, ancient Russian literature, Baptism of Russia, sovereignty.

Сведения об авторе. Александр Васильевич Моторин — д. филол. н., профессор (специальность 10.01.01 - русская литература); НовГУ им. Ярослава Мудрого, ИНПО, КНДОиСУ; ORCID: 0000-0001-63684647; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.03.2022. Принята к публикации 01.04.2022.

Ссылка на эту статью: Моторин А.В. Святой благоверный великий князь Александр Невский и восстановление русской православной державности в изображении древнерусских книжников // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 3(42). С. 310-313. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).310-313

For citation: Motorin A.V. The Holy Blessed Grand Duke Alexander Nevsky and the restoration of Russian Orthodox sovereignty as depicted by ancient Russian scribes. Memoirs of NovSU, 2022, no. 3(42), pp. 310-313. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).310-313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.