УДК 94(47) https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.3(42).261-267
Александр Ранне, протоиерей
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ЕГО ВРЕМЯ
В статье дается очерк жизни и деятельности Александра Невского — в ипостасях князя, воина, политика. Показаны события и обстоятельства, сопутствующие его жизни и правлению. Описывается взаимодействие князя Александра Невского с иерархами католической церкви, русскими князьями, деятелями Золотой Орды. Проводится мысль, что целью и объединяющим мотивом поступков и деятельности Александра Невского были его забота о благополучии Русской земли, следование идеалам Православной церкви.
Ключевые слова: Александр Невский, Русская земля, Великий Новгород, Золотая Орда, Папа Римский
Первые миссионерские усилия среди языческого населения прибалтийского побережья северовосточной Европы были предприняты уже в конце XII века отдельными проповедниками, которые пришли сюда вслед за торговыми людьми. Западный летописец Генрих (приближённый ко двору епископа рижского Альберта) утверждал, что они пришли сюда по соглашению с русскими князьями из Полоцка. Святой Римо-Католической церкви Мейнард фон Зедегерг получил разрешение на проповедь от князя Владимира Полоцкого, родная сестра которого София была супругой датского короля Вальдемара I. Однако проповедь среди местного языческого населения была явно неудачной. Язычники проявляли ожесточённую агрессивность к духовенству и к тем, кто принимал христианскую веру. И тогда возникла идея защиты торговых путей по Западной Двине и, вероятно, несколько позже, по реке Нарове с помощью военной силы. В 1193 году папа Целестин III провозгласил начало северных крестовых походов, а по инициативе цистерцианцев в Лифляндии был организован Орден меченосцев.
Основной целью этого военизированного полумонашеского объединения было создание и защита от реакции язычников вновь созданных христианских общин. Ещё во времена Людовика Благочестивого, сына императора Карла Великого, на Западе поняли, что завоёвывать германские языческие племена бессмысленно, так как они после ухода имперских сил снова становились язычниками. И тогда вслед за императорскими дружинами последовали миссионеры, которые и изменили сознание покорённых германских племён, становившихся подданными германского императора.
Нечто подобное происходило и на Востоке. Константинопольские ромеи в далёкие военные походы ходить были не склонны. Все их силы были направлены на сдерживание мусульманского мира на Востоке, но их дипломатия и миссионеры греко-язычного христианства, образуя приходы и епархии на севере и востоке, включали эти территории в границы своего влияния и господства. Не совсем удачный поход сына Ярослава Мудрого Владимира против Константинополя имеет очень глубокие и судьбоносные смыслы не только для Руси, но и России. Можно предположить, что одним из результатов этого похода было завоевание права служить на Руси на понятном для населения церковнославянском языке. Болгары, например, в 1018 году, проиграв очередную войну византийцам, это право потеряли.
Рижский архиепископ Альберт, брат которого был женат на дочери псковского князя Владимира Мстиславича, уже в 1224 году призвал братьев-меченосцев к походу против князя Вячко, который был их конкурентом в торговых и религиозных делах, заручившись поддержкой новгородцев.
Но ещё и в 1209—1210 годах князь новгородский Мстислав Мстиславич Удатный (Удалой) ходил на чудь и многих пленил. «...идее князь Мьстислав с новгородци на чудскый город, рекомыи Медвежию голову (Оденпе), села их потрати; и приидоша под город, и поклонишася Чюдь князю, и дань на них взя...». Однако князь Мстислав не только взял с эстов дань, но и обещание креститься в православную веру, что было особенно отмечено выше упомянутым хронистом Генрихом Латвийским. Правда, новгородские миссионеры оказались не слишком усердными в этом деле, да, вероятно, и их подготовка оставляла желать лучшего. В это время на Западе уже функционировало несколько университетов. Например, папа Иннокентий IV закончил Парижский и Болонский (с юридической направленностью) университеты.
Следует заметить, что и его предшественник папа Григорий IX (Уголино дей Конт иди Сеньи 1170— 1241 гг.) в уровне образованности ему не уступал. Он также закончил Парижский и Болонский университеты. Был прекрасным специалистом в юриспруденции. Учредил папскую инквизицию (судопроизводство) и передал её доминиканцам. Однако был противником пыток в процессе дознания. В 1233 году он открыл университет в Тулузе, а в Парижском университете открыл центр аристотелевских исследований.
Папа Григорий IX всячески поощрял развитие миссионерства в Прибалтике, Финляндии и Румынии и одобрил северные походы тевтонских рыцарей.
Кроме того, интересно отметить, что в 1222 году был открыт известный Падуанский университет, в котором позже преподавал Галилео Галилей и в котором учился один из братьев Лихудов.
Однако князь Мстислав был крайне недоволен пассивностью православного духовенства и даже добился смещения архиепископа Новгородского Митрофана, вместо которого был поставлен монах Антоний из Хутынского монастыря. Тот самый Антоний, который под именем Добрыни Ядрейковича ходил в
Константинополь и принёс оттуда многие святыни. Именно к нему под благословение в 1228 году князь Ярослав Всеволодович привёл в Варлаамо-Хутынский монастырь своих сыновей Феодора и Александра.
Русские купцы по своим торговым делам часто селились в Риге, имели там подворье и свой православный храм. Это вызвало крайнее неудовольствие папы Гонория III, который в письме от 8 февраля 1222 года предписывал отказать схизматикам, по крайней мере, в демонстративном осуществлении особых церковных обычаев. Правда, точно такие же ограничения существовали и для католического прихода немецких купцов в Великом Новгороде. Незадолго до смерти своей в послании королям Руси в 1227 году Гонорий III писал: «...поддерживая прочный мир с христианами Ливонии и Эстонии, не мешайте распространению веры христианской и тогда не вызовете негодования божественного апостольского престола.» Но православные приходы к этому времени уже были и на территории современной Эстонии, и на водской земле. Больше того, летопись сообщает нам, что князь Ярослав Всеволодович в 1227 году «послав крести множество корел, мало не все люди».
В том же 1227 году новый папа Григорий IX одобрил северные крестовые походы тевтонских рыцарей с целью крещения языческих прибалтийских племён. Однако там, как уже было отмечено, издавна уже присутствовали новгородские и псковские купцы, и местное население частично было крещено в православную веру. Этот факт привел к столкновениям не только на экономической, но и на религиозной почве. 23 января 1229 года папа Григорий IX направил в Ригу, Любек, Швецию и на Готланд послания с призывом начать торговую блокаду Руси «до тех пор, пока не прекратят все враждебные действия против новокрещённых финнов».
Интересно, знал ли наш русский историк Николай Михайлович Карамзин об этом письме папы, когда в своей Истории писал: «Король Шведский, досадуя на россиян за частые опустошения Финляндии, послал зятя своего Биргера, на ладьях к озеру Нево, к устью Ижоры, с великим числом шведов, норвежцев и финнов» (История государства Российского) [1]. А в 1237 году Григорий IX обратился к шведам с призывом организовать крестовый поход в Финляндию. Справедливости ради следует сказать, что католическая вера в Швеции, тогда совсем небольшом ещё княжестве, победила язычество только лишь к середине XIII века. И очень большую роль в этой победе играл известный нам ярл Биргер.
1229 год — это время, когда в Новгороде строили новый высокий мост через Волхов и избирали нового епископа Спиридона. Через год по причине неурожая (вовсе не из-за блокады) разразился на новгородской земле страшный голод. Мёртвые лежали по улицам даже не погребенными. И надо сказать, что немецкие купцы папу не послушали и прислали Новгороду помощь. В первой Новгородской летописи под 1231 годом читаем: «Того же лета откры Бог милосердие Своё на нас грешных, и сътвори милость свою въскоре: прибегоша Немци из заморья с житом и с мукою, и створиша много добра; а уже бяше при конци град сей» [2].
В 1234 году Ливонский орден был разгромлен князем Ярославом Всеволодовичем на Омовже близ Юрьева. Это событие очень важно помнить, так как будущие победы молодого и пока ещё несамостоятельного князя Александра на Неве и Чудском озере были продолжением политики его отца. Там также рыцари проваливались под лёд.
Но ещё более интересным для характеристики отношений является сообщение летописи под 1237 годом: «Того же лета приидоша Немце в силе велице из заморья в Ригу, и ту совокупившееся вси, и рижане и вся Чюдская просто земля, и плесковици от себе послаша помоць мужь 200, идоша на безбожную Литву; и тако, грех ради наших, безбожными поганами побеждени быша.» [3]. Объединения ради достижения общей цели случались и раньше. Так в Никоновской летописи под 1135 годом читаем: «Того же лета, зиме, князь Всеволод Мстиславич идее с ратью с Немцы и со всею силою Новогородскую на Суздаль и на Ростов.» [4]. Страшная битва на Ждане горе погубила многих знатных новгородцев.
Таким образом, мы видим, что столкновения Великого Новгорода с западным христианским миром, по большому счёту, развивались, во-первых, за контроль над торговыми путями, во-вторых, за контроль над территориями и, в-третьих, как защита своих религиозных интересов, связанных с распространением веры на контролируемых землях.
После того, как Александр Ярославич разбил войско Биргера на Неве и поссорился с новгородцами, потребовалось личное участие архиепископа Спиридона, чтобы князь Александр вернулся в Новгород и выступил на защиту исконных земель новгородских и освобождение Пскова. В 1241 году всё ещё очень юный князь берёт крепость Копорье, разрушает её, рыцарей отпускает восвояси, а чудь — вешает: за предательство веры православной. А после победы на Чудском озере, по словам жития, «.бяху же много полоненных в полку его, и ведяхуть я босы подле коний, иже именують собе Божии ритори». И очень интересно восклицание о псковичах, которые вышли встречать победителя: «О, невегласи плесковичи! Аще сего забудете. уподобитеся Жидом (т.е. предателям.)» [5].
Победа была увенчана мирным договором с Орденом меченосцев, а Псков получил написанную Александром специальную законодательную грамоту. В 1253 году немецкие рыцари вновь попытались напасть на Псков, но были вновь разбиты. Александр провёл в Новгороде переговоры с послами Ливонского ордена и принудил их к возобновлению договора 1242 года «на всей воле новгородской». Особенно хотелось бы отметить, что после победы на Чудском озере Александр Невский много сил и времени уделял распространению православной веры по берегам реки Наровы и на водской земле.
Размышляя над событиями, имевшими место на западных границах Руси в XIII веке, нельзя пройти мимо проблем Западной Европы. Ожесточённая борьба римских епископов с императором священной Римской империи Фридрихом II в контексте событий на Востоке, где крестоносцы IV крестового похода образовали несколько латинских королевств, завоевав Константинополь и вынудив византийских императоров перебраться в Никею, затрудняла миссионерские устремления римского престола. В конце своего понтификата папа Григорий IX пытался собрать собор для осуждения Фридриха II Гогенштауфена. Но его родственник Энцо (командующий флотом) перехватывает корабли с делегатами и подвергает епископов унизительному аресту. Поэтому, взошедший на кафедру в 1243 году папа Иннокентий IV, пытавшийся всеми силами защитить от посягательств земли Фридриха, полученные от Карла Великого как дар апостолу Петру, бежит во Францию, в Лион под защиту французского короля Людовика Святого. По своему образу король Людовик Святой очень, кстати, похож на благоверного великого князя Александра Невского. Правда, если русский князь умирает после поездки в Орду по вызову хана Берке, уже склонившегося к принятию мусульманства и требовавшего рекрутировать русских юношей на борьбу с иранским ханом Хулагу, то король Людовик погибает от тяжкой болезни во время очередного крестового похода по освобождению Святой земли от неверных. Однако князь Александр отмолил русских людей от очередной беды, а западные рыцари так и не смогли освободить Иерусалим.
Папа Иннокентий собирает, наконец, в 1245 году в Лионе собор епископов для осуждения императора Фридриха II. На соборе было решено предпринять попытки для восстановления единства с восточной православной Церковью, и предусматривалось создание системы оповещения о действиях татаро-монголов. Причём, эту систему должен был возглавить сам папа. В этом отношении Иннокентий II предавал очень большое значение миссии на Востоке. Он был в переписке с Даниилом Галицким и Александром Невским, учредил первую епархию в Литве после крещения Миндовга и его жены Марты (крещение состоялось в 1251 году, а коронация в 1253). Миндовг был последовательным язычником и, как известно, литовцы своими набегами чрезвычайно досаждали как рыцарям в Прибалтике, так и новгородцам. Князь Александр был вынужден пресекать много раз их разбой на своей земле. Во время русско-литовского похода против Ордена в 1262 году литовские воины Минговга сожгли на костре пару латинских епископов. Правда, русские, которые совершали поход под водительством князя Димитрия Александровича, в этом не участвовали.
После смерти Марты Миндовг взял себе в жёны её сестру, жену князя Довмонта, потому что, как он говорил, она была очень на сестру похожа. И князь Довмонт жестоко отомстил ему в 1263 году. Был убит Миндовг и два его малолетних сына.
Великий князь Александр Невский всеми силами стремился успокоить своих соседей на Западе, чтобы развязать себе руки для целенаправленной политики примирения с Ордой на Востоке. Это было необходимо для беспрепятственного прохождения товаров с Запада на Восток: по рекам Двине, Нарове или Неве, через Новгород, далее по Волге, в низовьях которой расположилась Орда в Сарай-Бату, а потом и в Сарай-Берке. Так товары проходили в Каспийское море и попадали в юго-восточную Азию, а потом с новыми товарами купцы возвращались обратно в Новгород и европейские города Ганзейского союза. После гибели Ярослава Всеволодовича в 1246 году в Орде встаёт вопрос о том, кто на Руси возьмёт на себя бремя ответственности за восстановление разрушенных городов и единение земли?
Новгородская летопись под 1246 годом сообщает, что Александр получает от Батыя повеление приехать в Орду: «...Тако бо рече ему цесарь: «мнЬ покорилъ богъ вси языкы; ты ли единъ не хощеши мнЬ покоритися, ни силЬ моеи; нь аще хощеши соблюсти свою землю, то прииди ко мнЬ и узриши честь царства моего». Князь же Александръ, «...слышавши вЬсть сию, поиде в Володимиръ, по умертвни отца своего, в силЬ велицЬ; и сице грозенъ бысть приход его, до усть Волгы проиде вЬсть. И начаша жены Моавискыя полошати дЬтии своих, тако ркуще: «Александръ, грозныи князь, идет» [6]. Первая же поездка Александра вместе с братом Андреем в Орду состоялась только в 1249—1250 годах. Мы видим, что Александр после похорон своего отца во Владимире, не очень торопился отправиться к грозному хану Батыю. Более того, именно в этот промежуток времени он ведёт интереснейшую переписку, о которой мы уже кратко упоминали, с папой Иннокентием II.
Первое письмо римского понтифика начинается приветствием: «Благородному мужу Александру, герцогу Суздальскому Иннокентий епископ, раб рабов Божиих...» И далее папа Иннокентий II сообщает князю Александру: «.как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из Ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни» [7]. Невозможно представить, какими мотивами мог руководствоваться перед смертью великий князь Ярослав Всеволодович, принимая решение перейти под омофор Римского епископа. Всё, что в этом случае можно предположить — это предсмертное причащение от латинского священника, если рядом не было православного. Но и в этом случае трудно объяснить, почему де Плано Карпини не сообщает об этом в своих воспоминаниях о путешествии в Орду. В дальнейших своих рассуждениях папа, как и полагается, призывает Александра последовать примеру своего отца, но главное, как всегда, в конце письма: «...просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих, дабы, как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего
сведения, мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать» [8].
Второе письмо, относящееся к 1249 году, начинается приветствием: «Александру, сиятельному королю Новгорода». Это, конечно же, только намёк на возможное коронование в короли. Благодарность за согласие сотрудничать против монголов.
«... ключи от этих врат Господь вверил блаженному Петру и его преемникам, — пишет папа Иннокентий Благоверному князю Александру, — Римским папам, .ты, ... всячески высказывал рвение, чтобы путем истинного послушания приобщиться к единой главе Церкви. В знак этого ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове соборный храм для латинян».
Можно предположить, что князь Александр, вероятнее всего, соглашается через Орден предупреждать папу о возможном нашествии монголов и для этого предлагает открыть во Пскове латинский приход, который, как полагают археологи, никогда открыт не был. Возможно, из-за нападения на Псков рыцарей в 1252—1253 годах. Сама возможность открытия латинского храма во Пскове не выглядит странной, так как в Новгороде латинский храм существовал на Готфском, а затем и Немецком подворье с незапамятных времён. Некоторые даже полагают, что он был на Торговой стороне и до крещения Новгорода. Князь Александр Невский никогда православную веру не менял, и вряд ли такая мысль вообще приходила ему в голову. Но он стремился иметь выгодный мир на Западе, чтобы успешно для Руси торговать со всеми странами и иметь возможность договариваться на Востоке, если не с позиции силы, то (насколько это было возможно) на равных или компромиссных условиях.
Представляет большой интерес и следующая фраза из письма папы Иннокентия II:
«Забудь прошлое, устреми все помыслы к цели более совершенной. И не думай, что подобное послушание чем-то принудительным для тебя будет. Ведь требуя его, мы ждем от человека одной только любви к Богу и возрастания праведности.» [9]. Чувствуется, что папа в курсе княжеских побед на Неве и Чудском озере, но в эпоху, когда в Европе и на Руси в том числе, все воевали со всеми — это не казалось непреодолимым препятствием. Кроме того, он понимает, как ему кажется, какие сомнения могут беспокоить князя Александра при принятии благоприятного решения. Сложности вероучительного характера в данном случае не рассматриваются.
В этом же письме Иннокентий II просит князя Александра принять своего посланника. Делегация во главе с архиепископом прибудет в Новгород в 1250 году. Причём в это же время в Великий Новгород из Владимира приедет и митрополит Кирилл, после совершения таинства венчания над братом Александра Невского Андреем и дочерью князя Даниила Галицкого — Анастасией. Трудно сказать, относиться ли ответ князя Александра, сохранённый для нас в тексте его жития, римским послам именно к этому событию, но он, безусловно, представляет чрезвычайный интерес.
«Князь же Александръ, сдумавши с хытрици своими, списа к нему и рече: «от Адама до потопа, от потопа до раздЪлениа языкъ, до начала Авраамля, от раздЪлениа языкъ, от Авраама до проитья Израиль сквозЪ море, от исхода сыновъ Израилевь до умертвия Давыда цесаря, от начала царства Соломоня до Августа, от начала Августа до рожества христова, от рожества христова до страсти въскресения, от въскресениа же его на небеса въшествие до царства Костянтинова и до пръваго сбора и до седмаго вся сиа добрЪ свЪдаемъ; а от вас учениа не приимаемъ» [6]. На современном дипломатическом языке этот ответ, наверное, звучал бы так: «Та вера, которую мы получили из Константинополя, представляется нам достаточной для спасения».
Митрополит Кирилл был избран на Киевскую кафедру в 1243 году. Он был печатником князя Даниила Галицкого, человеком ему очень близким и преданным. На поставление в Никею к патриарху Константинопольскому Мануилу II он ездил в 1246—1247 годах. И по пути вёл переговоры о династическом браке с королём Венгрии. По возвращении от ромеев оставил разрушенный Киев и переехал в 1250 году во Владимиро-Суздальскую Русь. А уже через год или даже в конце 1250 он приезжает в Новгород и с собой привозит дочь князя Даниила.
После поездки в Орду, где был отравлен в 1246 году Ярослав Всеволодович, и знакомства с Плано Карпини Галицкий князь Даниил, вроде бы, согласился на унию с Римом под условием формирования военного союза между Венгрией, Польшей, Тевтонским орденом и Галицкой Русью. Но не получив помощи, он прервал отношения. А в 1252 году под влиянием венгерского короля Белы IV союз всё же был восстановлен, и в 1253 году папский легат Онцо из Медзано совершил в Дрогичине коронацию Даниила Галицкого.
Выполняя решения Лионского собора 1245 года, папа Иннокентий призывал к крестовому походу против татар каждый год. Но пользы от этого было мало, так как для тяжеловооруженной армии крестоносцев лёгкая кавалерия монголов в условиях обширных южных степей Руси была соперником, которому невозможно было навязать свою волю. Кроме того, монгольская конница легко расправлялась с южнорусскими княжествами, и эти события однозначно дали понять Даниилу, что его вероотступничество было неверным шагом. Он порывает отношения с папой, но оставляет для себя и своих наследников титул «Rex Russiae» и «duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («Король Руси» или «князь всей земли Русской, Галицкой и Владимирской»). Отношения между папским престолом и Даниилом Галицким окончательно испортились, когда новый папа Александр IV позволил литовскому князю Миндовгу в 1255 году воевать против Галицкого княжества.
«В лЪто 6758 [1250], — сообщает нам первая Новгородская летопись, — Прииха князь Александръ изъ Орды, и бысть радость велика в НовЪгород'Ь» [6]. К этому же времени относится, как мы уже отмечали, и
приезд в Новгород митрополита Кирилла. Он прибыл на берега Волхова вместе с ростовским епископом, и был ими поставлен на новгородскую кафедру новый архиепископ — Далмат.
О чём беседовал князь Александр, получивший в Орде ярлык на киевское княжение, с митрополитом Кириллом, мы не знаем точно. Также как мы не знаем, что пытались донести до сознания митрополита Кирилла высшие чиновники Никейского императора, когда он встречался с патриархом Константинопольским Мануилом II. По воспоминаниям современников, Мануил был малообразованным человеком и на политику того времени не мог оказывать влияние. В этом отношении, следует сказать несколько слов о сложившейся на территории Византийской империи ситуации.
После завоевания крестоносцами Константинополя свергнутый с престола Алексий III Ангел бежал к султану. Тот, на определённых условиях, обещал вернуть его на престол, но в решающей битве при реке Меандре близ Антиохии потерпел поражение от Никейского императора Феодора Ласкариса. Интересно отметить, что войско Ласкариса почти целиком состояло из западных рыцарей. Их тогда было много в Европе — этих искателей рыцарских подвигов и религиозно-романтических увлечений в поисках дамы своего сердца. Об их мужестве и верности, как известно, слагались легенды. Все они полегли в этой страшной битве, выигранной Ласкарисом, в основном, благодаря его собственному мужеству. Латинский император Генрих этой победе был рад именно потому, что лучшая часть никейского войска была разгромлена и, как ему казалось, Феодор уже не мог представлять для него опасности. Но прошло совсем немного времени, и Феодор сумел восстановить и даже преумножить свои силы.
Генрих (он возглавлял латинское королевство Константинополя после гибели Балдуина) действиями Феодора Ласкариса был очень встревожен, тем более, что православные подданные его латинян не любили. В одном из писем Генриха сохранилось его возмущение православными греками: «.они считают всех сыновей Римской церкви, то есть преданных латинян, собаками.». Однако, будучи талантливым полководцем и политиком, он быстро справился со своими проблемами.
После падения Византии на Востоке образовались несколько сравнительно маленьких государств: Никейская империя, Латинская империя, Эпирский деспотат, Болгарское царство, Трапезундская империя и султанат турок-сельджуков. В борьбе за возвращение Константинополя соперничали Иоанн Ватац, наследовавший в Никее корону Феодора Ласкариса, и Эпирский император Феодор Ангел. Но у них обоих руки были связаны. Иоанну Ватацу угрожали турки-сельджуки, а Феодор был вынужден бороться с болгарами, которые мстили грекам за жестокость разгрома их царства византийским императором Иоанном Цимисхием и, кроме того, они вступили в переговоры с папой Иннокентием II.
В этой связи, для нас представляет большой интерес дружба Иоанна Ватаца, императора Никейской православной империи, с императором священной Германской (Римской) империи Фридрихом II. Оба отрицательно относились к притязаниям римских епископов на светскую власть. В западноевропейской части Римской империи, где императорская власть после Константина Великого присутствовала номинально, сформировалось убеждение, что поскольку император является христианином, то в духовных вопросах он подчинён Церкви, а Церковь возглавляет наместник апостола Петра, т.е. римский епископ. Но граница между духовным и светским практически не осязаема, и это давало папам право вмешиваться реально во все сферы жизни. Фридрих пытался подчинить себе всю Италию, разделённую на север и юг папскими землями. Хотел заставить папу отказаться от вмешательства в гражданские дела, а Иоанн Ватац готов был пойти на компромиссы, чтобы Рим признал православную Церковь, и тогда латинское королевство потеряло бы смысл и поддержку римских пап. Таким образом, Фридрих обещал Иоанну очистить Константинополь от латинян, а Иоанн обещал признать себя вассалом германского императора и восстановить единство Церкви.
Но самое, наверное, парадоксальное заключается в том, что Никейский император Иоанн III Ватац женился на дочери Фридриха Анне Гогенштауфен от его проблемного брака с Бьянкой Ланчия. Она была, конечно, потомственной аристократкой, но их брак с Фридрихом II вряд ли можно было назвать вполне законным.
Император Фридрих II умирает в 1250 году, примирившись с Католической церковью на смертном одре. А парижский хронограф Матфей сообщает, что папа Иннокентий в 1251 году предложил корону священной Германской (Римской) империи норвежскому королю Хакону IV (Старому). Тот от предложения отказывается, благоразумно не желая вступать в борьбу за власть с немецкими князьями.
В том же 1251 году Александр Невский посылает в Норвегию в Трондхейм своих послов с предложением о заключении договора о дружбе и сотрудничестве, которые предлагалось подкрепить династическим браком. У Хакана Старого была дочь, рыжеволосая красавица Кристин, и Александр предложил своего сына новгородского князя Василия ей в мужья. Надо полагать, что переговоры прошли вполне успешно, и к лету 1252 года новгородцы вместе с посланцами от норвежского короля благополучно возвратились в Великий Новгород. Как сообщает нам летопись, все были приняты Александром с соответствующим благорасположением. Переговоры, вероятнее всего, не были закончены: князь Александр Невский получил сообщение о разгроме Владимиро-Суздальской Руси Неврюем и был вынужден срочно вновь отправиться в Орду. Князь же Андрей, так легкомысленно включившийся в антимонгольскую коалицию с князем Даниилом Галицким и папой, после разгрома бежал. Его не приняли в Новгороде и Пскове, и через Нарву он оказался в Скандинавии, где был торжественно встречен ярлом Биргером. Тем самым Биргером, которого огорчил юный князь Александр на невских берегах, в бою оставив отметину на лице своим копьём.
Договор же с Хаканом IV все же был заключён в 1254 году. По так называемой «Разграничительной грамоте», позже подтверждённой в 1326 году, граница должна была проходить примерно от современного Зеленогорска на север по границе Финляндии. А рыжеволосая красавица Кристин в 1255 году отправилась в Испанию. Исландские саги намекают, что Хакан не очень был доволен предложением испанской делегации и даже поставил условие, чтобы Кристин сама выбрала себе супруга. Она выбрала Филиппа, который был братом короля Кастилии и Леона Альфонсо II. Избранник был очень статным и образованным человеком, учился в Париже у Альберта Великого. Есть мнение, что он собирался стать рыцарем тамплиеров. Поэтому два года спустя его похоронили с регалиями рыцарского ордена.
После успешного похода своего девятилетнего сына Димитрия на Дерпт великий князь Александр (перед своей последней пятой поездкой в Орду) заключает мирные договоры о торговле с Ригой, Ливонским орденом, Любеком, островом Готланд. Таким образом, на северо-западе Руси не осталось неразрешённых внешних проблем, но на самой Руси было неспокойно. Проходит ряд народных восстаний во многих городах, начиная с Владимира и Суздаля. Князь Александр не вмешивался, раздавая русские города своим сыновьям.
Мы видим, что в последнее десятилетие своего княжения Александр, с одной стороны, идёт на уступки Орде, ведёт сложные «с позиции силы» переговоры на Западе и, используя свои относительно хорошие отношения с монголами, при содействии митрополита Кирилла открывает епархию в Сарае. Вначале туда был послан епископ Митрофан, затем уже при преемнике Берке-хана Менгу епархию возглавил епископ Феогност как бы для служения многим православным русским, которые жили и трудились в неволе, но и имея в виду православную миссию среди монголов. Феогност был близок к хану Золотой Орды Менгу-Тимуру, по его поручению он ходил в Константинополь к императору Михаилу Палеологу и патриарху Константинопольскому. Как полагает историк Г.В.Вернадский, монголы хотели завязать отношения с египетским султаном. Православных в Орде он терпел до времени ради установления отношений на Востоке посредством тонкой византийской дипломатии.
В 1261 году император Михаил Палеолог освободил Константинополь от латинян. Чтобы восстановить целостность и безопасность своих владений, ему нужен был мир на Востоке и на Западе. Боясь угроз со стороны Карла Анжуйского, Михаил начинает переговоры с Римом о восстановлении единства Церкви. С другой стороны, угроза монголов, которые в 1258 году взяли Багдад, туркам-сельджукам, в большой степени, ослабляла напряжение на восточных границах. Был ли Александр Невский в Орде проводником политики, выгодной Михаилу Палеологу, сказать трудно. Однако близость с митрополитом Кириллом, получившим в Никее благословение на русскую кафедру и, конечно, поддерживавшим контакты с Константинопольской патриархией, делают такое предположение вполне реальным.
Переговоры с монголами вели не только русские князья. В Каракорум ездил, как известно, Плано Карпини. Да и сами монгольские послы посещали Рим и были приняты папой. Матфей Парижский рассказывал историю о том, как папа Иннокентий IV якобы уговаривал монгольских послов напасть на Никейского императора Иоанна Ватаца, а потом и на германского императора Фридриха II, с которым, как мы уже говорили, у папы были отвратительные отношения и который, в свою очередь, пытался выстраивать свои отношения с Эпирским и Никейским православными правителями. В этих условиях папа был вынужден обращаться к французскому королю Людовику Святом с просьбой поддержать Константинопольское латинское королевство. Матфей, конечно, оговаривается, что папа ставил монголам условие - принятие ими христианства. История эта, однако, мало правдоподобна. Мы знаем, что послы были приняты папой Иннокентием с большим уважением. И было написано хану длинное письмо с предложением принять христианство, но ни о Фридрихе, ни об Иоанне Ватаце там не упоминается.
Последняя поездка князя Александра в Орду по вызову хана Берке, который уже отделился от монгольской империи, расправился со своими противниками и собирался воевать с иранским ханом Хулагу, состоялась в 1262—1263 годах. Именно Берке отравил сына Батыя Сартака, который опирался в Орде на отряды, состоящие из несториан, с которыми у Александра Невского были вполне дружеские отношения. По утверждению Л.Н.Гумилёва, уничтожение несториан в Самарканде было устроено также по приказу Берке. С помощью великого князя хан хотел произвести набор рекрутов в русских городах, желая пополнить своё войско перед походом в Иран. Каким образом Александру удалось оградить русскую землю от очередной беды, сказать трудно, но возвращался он домой уже тяжело больным. А в Городце окончательно разболелся, принял перед смертью монашество и схиму с именем Алексий. И, возможно, последняя его молитва пред Феодоровской иконой Божией Матери, которая, по сохранившемуся преданию, со дня брака с Александрой в Торопце везде его сопровождала, была о русском народе и его верности вере православной.
Смерть благоверного великого князя Александра при возвращении из последней поездки в Орду явилась тяжким испытанием для последующей истории Руси на долгие столетия. И не зря пред гробом его прозвучали проницательные слова митрополита Кирилла: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Уже не найдётся ни один подобный ему князь.! Иереи и дьяконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди говорили: «Уже погибаем!».
1. URL: http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar04_01.htm (дата обращения: 20.02.2022).
2. URL:http://krotov.mfo/acts/12/pvl/novg24.htm (дата обращения: 20.02.2022).
3. URL: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg07.htm (дата обращения: 20.02.2022).
4. URL: http://lubovbezusl.rU/publ/istorija/aleksandrov/p/66-1-0-1904 (дата обращения: 20.02.2022).
5. URL: http://www.a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-i-ego-epoha32.html (дата обращения: 20.02.2022).
6. URL: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg25.htm (дата обращения: 20.02.2022).
7. URL: http://www.a-nevsky.ru/library/dolgov-aleksandr-nevskiy.html (дата обращения: 20.02.2022).
8. URL: http://www.a-nevsky.ru/library/pashuto-aleksandr-nevskiy7.html (дата обращения: 20.02.2022).
9. URL: http://www.hrono.info/dokum/1200dok/1248_2papa.php (дата обращения: 20.02.2022).
References
1. Available at: http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar04_01.htm (accessed: 20.02.2022).
2. Available at:http://krotov.info/acts/12/pvl/novg24.htm (дата обращения: 20.02.2022).
3. Available at: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg07.htm (дата обращения: 20.02.2022).
4. Available at: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/aleksandrov/p/66-1-0-1904 (дата обращения: 20.02.2022).
5. Available at: http://www.a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-i-ego-epoha32.html (дата обращения: 20.02.2022).
6. Available at: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg25.htm (дата обращения: 20.02.2022).
7. Available at: http://www.a-nevsky.ru/library/dolgov-aleksandr-nevskiy.html (дата обращения: 20.02.2022).
8. Available at: http://www.a-nevsky.ru/library/pashuto-aleksandr-nevskiy7.html (дата обращения: 20.02.2022).
9. Available at: http://www.hrono.info/dokum/1200dok/1248_2papa.php (дата обращения: 20.02.2022).
Ranne A., archpriest. The Most Orthodox Prince St. Alexander Nevsky and his time. The article gives a sketch of the life and activities of Alexander Nevsky - in the guises of a prince, a warrior, a politician. The events and circumstances accompanying his life and reign are shown. Prince Alexander Nevsky's interaction with the hierarchs of the Catholic Church, Russian princes, figures of the Golden Horde is described. It is suggested that the purpose and unifying motive of Alexander Nevsky's deeds and actions was his concern for the well-being of the Russian land, following the ideals of the Orthodox Church.
Keywords: Alexander Nevsky, Russian land, Veliky Novgorod, Golden Horde, The Pope.
Сведения об авторе. Александр Ранне — протоиерей, кандидат богословских наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Новгородской епархии Русской Православной Церкви (Великий Новгород); ORCID: 0000-0002-4094-0588; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.03.2022. Принята к публикации 01.04.2022.
Ссылка на эту статью: Ранне А., протоиерей. Святой благоверный великий князь Александр Невский и его время // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 3(42). С. 261-267. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).261-267
For citation: Ranne A., archpriest. The Most Orthodox Prince St. Alexander Nevsky and his time. Memoirs of NovSU, 2022, no. 3(42), pp. 261-267. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).261-267