Научная статья на тему 'СВЯТОЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - «УКРОТИВШИЙ ВАРВАРСТВО НА ВОСТОКЕ, НИЗЛОЖИВШИЙ ЗАВИСТЬ НА ЗАПАДЕ»'

СВЯТОЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - «УКРОТИВШИЙ ВАРВАРСТВО НА ВОСТОКЕ, НИЗЛОЖИВШИЙ ЗАВИСТЬ НА ЗАПАДЕ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ / ВОЕННЫЕ ПОБЕДЫ / СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Феодосий (Васнев Сергей Иванович)

Проведен комплексный анализ духовно-нравственных качеств святого благоверного великого князя Александра Невского, который по праву является одной из самых выдающихся личностей в истории Государства Российского и Русской православной церкви. С опорой на биографические данные князя подчеркнуто уникальное сочетание мудрости государственного деятеля с личной праведностью. Князь Александр ответил отказом на оба послания Римского папы, предлагавшего организовать массовое обращение русских в католичество. Его бескомпромиссную позицию по защите Православия следует поставить в один ряд с военными победами на Неве и Чудском озере. В отношениях с Золотой Ордой князь избрал тактику переговоров, что стало судьбоносным для будущей истории Руси. Тем самым для Александра Невского начался новый этап служения Отечеству, уже не на поле битвы, а на дипломатическом поприще. Надо сказать, что Орда представляла собой организованную военную силу, но заботилась главным образом о том, чтобы собиралась дань с русских. Избранная князем тактика была вполне оправданной, поскольку ордынские ханы не имели религиозных целей и не ставили наместников в захваченных землях. Славными военными победами на Западе и продуманным поведением на Востоке святой благоверный великий князь Александр Невский заложил основу будущего развития государства, сохранявшего православную веру в качестве духовно-нравственной опоры народа, набиравшего постепенно духовную и военную мощь, прираставшего просторами Поволжья, Урала, Сибири и ставшего самой большой и могущественной державой в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLY GRAND DUKE ALEXANDER NEVSKY - “WHO TAMED BARBARISM IN THE EAST, WHO BROUGHT DOWN ENVY IN THE WEST”

A comprehensive analysis of the spiritual and moral qualities of the holy blessed Grand Duke Alexander Nevsky, who is rightfully one of the most outstanding personalities in the history of the Russian State and the Russian Orthodox Church, is carried out. Based on the biographical data of the prince, the unique combination of the wisdom of a statesman with personal righteousness is emphasized. Duke Alexander refused to both letters from the Pope, who proposed organizing a mass conversion of Russians to Catholicism. His uncompromising position on the defense of Orthodoxy should be put on a par with military victories on the Neva and Lake Peipus. In relations with the Golden Horde, the prince chose the tactics of negotiations, which became fateful for the future history of Russia. Thus, for Alexander Nevsky, a new stage of service to the Fatherland began, no longer on the battlefield, but in the diplomatic field. It must be said that the Horde was an organized military force, but it was mainly concerned with collecting tribute from the Russians. The tactics chosen by the prince were completely justified, since the Horde khans had no religious goals and did not appoint governors in the occupied lands. With glorious military victories in the West and thoughtful behavior in the East, the holy noble Grand Duke Alexander Nevsky laid the foundation for the future development of the state, which preserved the Orthodox faith as the spiritual and moral support of the people, gradually gaining spiritual and military power, growing in the expanses of the Volga region, Ural, Siberia and became the largest and most powerful power in the world.

Текст научной работы на тему «СВЯТОЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - «УКРОТИВШИЙ ВАРВАРСТВО НА ВОСТОКЕ, НИЗЛОЖИВШИЙ ЗАВИСТЬ НА ЗАПАДЕ»»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 195 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnve nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 195 http://joumals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm

ISSN 1810-0201

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ NATIONAL HISTORY

Научная статья

УДК 94(47).032

DOI 10.20310/1810-0201 -2021 -26-195-267-274

Святой великий князь Александр Невский - «укротивший варварство на Востоке, низложивший зависть на Западе»1

митрополит Тамбовский и Рассказовский ФЕОДОСИИ (Васнев Сергей Иванович)

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3 admini@eparhia-tmb.ru

Аннотация. Проведен комплексный анализ духовно-нравственных качеств святого благоверного великого князя Александра Невского, который по праву является одной из самых выдающихся личностей в истории Государства Российского и Русской православной церкви. С опорой на биографические данные князя подчеркнуто уникальное сочетание мудрости государственного деятеля с личной праведностью. Князь Александр ответил отказом на оба послания Римского папы, предлагавшего организовать массовое обращение русских в католичество. Его бескомпромиссную позицию по защите Православия следует поставить в один ряд с военными победами на Неве и Чудском озере. В отношениях с Золотой Ордой князь избрал тактику переговоров, что стало судьбоносным для будущей истории Руси. Тем самым для Александра Невского начался новый этап служения Отечеству, уже не на поле битвы, а на дипломатическом поприще. Надо сказать, что Орда представляла собой организованную военную силу, но заботилась главным образом о том, чтобы собиралась дань с русских. Избранная князем тактика была вполне оправданной, поскольку ордынские ханы не имели религиозных целей и не ставили наместников в захваченных землях. Славными военными победами на Западе и продуманным поведением на Востоке святой благоверный великий князь Александр Невский заложил основу будущего развития государства, сохранявшего православную веру в качестве духовно-нравственной опоры народа, набиравшего постепенно духовную и военную мощь, прираставшего просторами Поволжья, Урала, Сибири и ставшего самой большой и могущественной державой в мире.

Ключевые слова: святой благоверный великий князь Александр Невский, военные победы, служение Отечеству, национальная идентичность. Православие

Для цитирования: Феодосии (Васнев Сергей Иванович), митрополит Тамбовский и Рассказовский. Святой великий князь Александр Невский - «укротивший варварство на Востоке, низложивший зависть на Западе» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гумани-

1 Цитата из эпитафии, составленной М.В. Ломоносовым, размещенной на серебряной сени над честными мощами святого благоверного великого князя Александра Невского в Санкт-Петербурге.

тарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 195. С. 267-274. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-267-274

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2021 -26-195-267-274

Holy Grand Duke Alexander Nevsky - "who tamed barbarism in the East, who brought down envy in the West"

Metropolitan of Tambov and Rasskazovo THEODOSIUS (Vasnev Sergey Ivanovich)

Tambov Seminary of Tambov Eparchy of the Russian Orthodox Church 3 M. Gorkiy St., Tambov 392000, Russian Federation admin@eparliia-tmb.ru

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Феодосий (Васнев Сергей Иванович), митрополит Тамбовский и Рассказовский, 2021

Abstract. A comprehensive analysis of the spiritual and moral qualities of the holy blessed Grand Duke Alexander Nevsky, who is rightfully one of the most outstanding personalities in the history of the Russian State and the Russian Orthodox Church, is carried out. Based on the biographical data of the prince, the unique combination of the wisdom of a statesman with personal righteousness is emphasized. Duke Alexander refused to both letters from the Pope, who proposed organizing a mass conversion of Russians to Catholicism. His uncompromising position on the defense of Orthodoxy should be put on a par with military victories on the Neva and Lake Peipus. In relations with the Golden Horde, the prince chose the tactics of negotiations, which became fateful for the future history of Russia. Thus, for Alexander Nevsky, a new stage of service to the Fatherland began, no longer on the battlefield, but in the diplomatic field. It must be said that the Horde was an organized military force, but it was mainly concerned with collecting tribute from the Russians. The tactics chosen by the prince were completely justified, since the Horde khans had no religious goals and did not appoint governors in the occupied lands. With glorious military victories in the West and thoughtful behavior in the East, the holy noble Grand Duke Alexander Nevsky laid the foundation for the future development of the state, which preserved the Orthodox faith as the spiritual and moral support of the people, gradually gaining spiritual and military power, growing in the expanses of the Volga region. Ural, Siberia and became the largest and most powerful power in the world. Keywords: holy noble Grand Duke Alexander Nevsky, military victories, service to the Fatherland, national identity. Orthodoxy

For citation: Feodosiy (Vasnev), mitropolit Tambovskiy i Rasskazovskiy. Svyatoy velikiy knyaz' Aleksandr Nevskiy - «ukrotivshiy varvarstvo na Vostoke, nizlozhivshiy zavist' na Zapade» [Holy Grand Duke Alexander Nevsky - "who tamed barbarism in the East, who brought down envy in the West"]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 195, pp. 267-274. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-267-274 (In Russian. Abstr. in Engl.)

Святой благоверный великий князь Александр Невский, 800-летие со дня рождения которого отмечалось в сентябре 2021 г., прожил яркую, но короткую жизнь. «Ему

даже не исполнилось сорока трех лет. Но эта жизнь с подросткового возраста была наполнена крупными событиями, сложными дипломатическими переговорами, смелыми по-

ходами, решительными битвами» [1]. Александр возрастал в семье благочестивых родителей - князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Уже в детстве у него проявились незаурядные способности. Он обладал острым умом, был рассудительным и справедливым. Его отличали любовь к родителям, христианское смирение и самопожертвование. В 1230 г., когда Александру было 9 лет, он по воле своего отца стал князем Великого Новгорода, ас 14 лет юный князь наравне со взрослыми дружинниками овладевал военным искусством. 15 июля

1240 г. Александр во главе русских войск выступил против шведов, которые вторглись в новгородские пределы, и разгромил их на реке Неве. «Житие Александра Невского» сообщает, что он внезапно напал на врагов, «и была великая сеча с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего» [2, с. 431]. Составитель жития не случайно называет неприятеля «римлянами», то есть римо-католиками, тем самым подчеркивая, что шведы напали на Русь, преследуя в том числе и религиозные цели. Русская дружина в битве на Неве получила чудесную помощь от святых князей Бориса и Глеба, которые явились в видении старейшине ижорцев Пелгусию плывущими по реке в ладье к «сроднику своему князю Александру» [2, с. 431]. Современный исследователь пишет, что «для Александра эта битва стала боевым крещением, <...> он лично предводительствовал войском, увлекая его своим примером, выступая впереди всех на лихом коне» [3, с. 200]. Разгромив шведов, князь вернулся в Новгород, где направился в храм, чтобы воздать благодарение Богу. Он твердо верил, что неприятеля удалось победить не только силой оружия, но и с Божией помощью. Новгородцы с этого времени стали называть князя «Невским». За ним навсегда закрепилась слава отважного народного героя.

Через несколько месяцев, зимой 1240—

1241 гг., бояре вынудили своего спасителя покинуть Новгород, но вскоре пожалели об этом, так как город оказался перед угрозой разорения еще одним врагом - рыцарями

Ливонского ордена. Осознавая нависшую над ними опасность, новгородцы просили князя вернуться. Александр Невский простил своих обидчиков-новгородцев и, показав пример христианской любви и смирения, вскоре прибыл в город. В апреле 1242 г. на Чудском озере он одержал над ливонскими крестоносцами победу, вошедшую в историю под названием Ледового побоища. Перед битвой он обратился к Богу с молитвой о даровании победы. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью», - так повествуется о сражении в «Житии Александра Невского» [2, с. 433]. Разгром немцев был сокрушительным. В результате побед князя северозападные соседи несколько десятилетий не осмеливались нападать на Русь. «Полководческий талант Александра, так ярко проявившийся в военных действиях 1240-1242 гг., укрепил авторитет князя и в политических делах. В Новгороде, где Александр Яросла-вич продолжал княжить, в течение долгих лет не поднимали вопроса о замене его иным князем. Сам Александр точно выполнял свои функции военного защитника Новгородской республики» [1].

В 1246 г. в столице татаро-монгольской империи скончался отец Александра Невского - великий князь Ярослав Всеволодович, который, предположительно, был отравлен татарами. Владимирское княжество после него унаследовал дядя Александра - князь Святослав Всеволодович, но править ему пришлось недолго. Вскоре он был изгнан из Владимира своим племянником князем Андреем, младшим братом Александра Невского. В этой ситуации, когда родственники стали бороться за наследство князя, Александр отказался от борьбы за власть и доверился Промыслу Божию.

В 1247 г. князь Александр Невский и его младший брат князь Андрей отправились в столицу Золотой Орды, где получили ярлыки на княжение. Князю Андрею достался желанный Владимир, а Александру - Киев, превращенный монголами в пепелище.

«Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным, стольным городом Руси, - пишет один из биографов князя. - Но разоренный татарами и обезлюдевший, он не представлял для князя особого интереса, и потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением» [4, с. 146]. Несмотря на несправедливость ордынцев в отношении Александра Невского и их явное желание посеять вражду между братьями, Александр отнесся к этому по-христиански - кротко и смиренно, по-евангельски. В то время на просторах Руси «в опустошенном общественном сознании оставалось место только инстинктам самосохранения и захвата, - писал В.О. Ключевский. - Только образ Александра Невского несколько прикрывал ужас братского озлобления, слишком часто прорывавшегося в среде русских правителей, родных или двоюродных братьев, дядей и племянников» [5, с. 41]. По праву Церковь в акафисте прославляет князя Александра как «проповедника кротости и терпения», стяжавшего «сугубый венец от Царя Христа»2.

Получив ярлык на княжение в Киеве, великий князь не поехал туда, а предпочел вернуться в Новгород. Здесь он получил от папы Иннокентия IV два послания, доставленные папскими легатами. Римский понтифик был наслышан о храбром русском князе, считал его самым сильным правителем Руси и рассчитывал наладить с ним хорошие отношения, преследуя цель склонить к принятию католической веры. В первом послании папа, называя князя «благородным мужем Александром, герцогом Суздальским», сообщает, что будто бы его отец великий князь Ярослав Всеволодович, «страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви» [6, с. 263] и принял католичество. В послании понтифик призывал князя Александра, чтобы он «матерь Римскую церковь признал и ее папе повиновался, а также со рве-

2 Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию. М.: Сретенский монастырь, 2000. С. 14.

нием поощрял своих подданных к повиновению апостольскому престолу» [6, с. 264]. Помимо этого, папа предложил князю объединить усилия в борьбе с Золотой Ордой [6, с. 264].

Девять месяцев спустя папа Иннокентий IV направил в Новгород еще одно послание, где называл Александра «сиятельным королем Новгорода» [4, с. 152]. В нем речь шла о строительстве кирхи в городе Пскове. Как известно, в Великом Новгороде уже в XI веке имелся католический храм, построенный для иностранных торговцев. Папа же намеревался построить еще одну кирху на северо-западе Руси, теперь на Псковской земле, рассчитывая через это организовать массовое обращение русских в латинство. Известно, что Рим вместе с крестоносцами активно проводил на захваченных территориях политику окатоличивания, принуждая побежденные народы отказаться от своих религиозных и духовных корней. Князь Александр ответил отказом на оба послания Римского папы. Его бескомпромиссную позицию по защите Православия следует поставить в один ряд с военными победами на Неве и Чудском озере. Историк И.Я. Фроя-нов писал, что, «пойдя на унию с Западом, мы рисковали угодить в очень опасную ловушку: реальной помощи мы все равно не получили бы, зато утратили бы свою идентичность, которая реально помогала нам сопротивляться захватчикам. В результате мы просто не состоялись бы в истории как великое государство и цивилизация. Не говоря уже о том, что с культурно-религиозной точки зрения экспансия Запада была более опасной, чем экспансия со стороны Востока»3.

На Востоке князь Александр Невский предпочитал не оказывать вооруженного сопротивления татаро-монгольским завоевателям. Он хорошо знал об мощи империи монголов, противостоять которой, а тем более одолеть которую в то время Русь не могла.

3 Профессор Фроянов: Александр Невский спас русских от участи пруссов // Евразийский союз молодежи: портал. URL: http://rossia3.ra/ quotes/all/6298 (дата обращения: 08.12.2020).

Князь осознавал, что вступить в открытое военное противостояние с Золотой Ордой -значит предать на мучения русский народ, и без того много страдавший от опустошительных набегов кочевников. С татаро-монголами он вступил в переговоры, и это стало судьбоносным для будущей истории Руси. У князя начался новый этап служения Отечеству, уже не на поле битвы, а на дипломатическом поприще. Надо сказать, что Орда представляла собой организованную военную силу, но заботилась главным образом о том, чтобы собиралась дань с русских. Она не имела религиозных целей и не ставила наместников в захваченных землях.

Своим решением не воевать с татарами Александр Невский вызвал осуждение многих князей и простых людей. Они не понимали, почему непобедимый и неустрашимый князь, еще недавно громивший шведов и немцев на Западе, так поступает на Востоке, и обвиняли его в трусости, позабыв былые подвиги, а кто-то считал, что через свою покорность кочевникам он хочет подчинить себе всех русских князей. Несогласные с политикой Александра поднимали против татар мятежи, желая сбросить ненавистное иго и обрести свободу. В 1251 г., когда в империи татаро-монголов сменилась власть, он направился в их столицу за получением нового ярлыка, поскольку выданный ранее стал недействительным. Брат Александра Невского князь Андрей Ярославич не захотел «ехать в Монголию» [3, с. 209] на поклон к хану. Историк В.В. Долгов пишет, что «монгольское гостеприимство было смертельно опасно. <...> Смерть и унижение в самых разных формах поджидали во вражеском стане на каждом шагу. <...> Поездки в Орду требовали от князя больше выдержки и личного мужества, чем лихая сеча» [3, с. 208]. Необдуманный поступок князя Андрея привел в ярость татаро-монголов. Вскоре они во главе с царевичем Неврюем напали на Владимирское княжество и разбили дружину Андрея, а сам князь вынужден был бежать в Швецию. Эти события привели к тому, что ярлык на правление во Владимире получил Александр Невский. Великое княжение потребовало от

него огромных усилий по предотвращению разрушительных набегов кочевников, по примирению русских князей и сплочению народа. «В целом, во второй половине жизни Александру Ярославичу приходилось решать более сложные «политические уравнения». Не было в них уже ничего от героической ясности Невской битвы. Решительности и храбрости было недостаточно. Нужен был политический расчет и умение жертвовать второстепенным ради главного» [3, с. 209]. Во Владимирском княжестве Александр Невский предпринял меры по устранению последствий недавнего набега татар. Согласно «Житию», «после разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их» [2, с. 437].

Стремясь больше не допустить разорения земель ордынцами и понимая, какие жертвы русским людям принесет очередное их вторжение, князь вынужден был с твердостью усмирять тех, кто пытался оказывать кочевникам сопротивление. В 1257 г., когда новгородцы устроили бунт против проводимой татарами переписи населения [7, с. 152], который поддержал княживший в Новгороде сын Александра Невского князь Василий, Александр Невский жестоко наказал восставших новгородцев, чтобы отвести ханский гнев от остальных жителей города и избавить их от неминуемой гибели.

Всю свою жизнь князь Александр мужественно отстаивал интересы народа и православную веру. Он и смерть свою принял, «защищая Русь от очередной напасти, исходившей от Орды» [3, с. 209-210]. «Житие» сообщает, что «было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне» [2, с. 437]. Армия татаро-монголов всегда нуждалась в пополнении. В это время хан потребовал восполнить свои войска через наложение воинской повинности на русских. Великий князь не мог согласиться с этим требованием, поскольку его выполнение ослабило бы страну и лишило необходимых ей самой воинов. Он все делал для того, чтобы сберечь народ и накопить силы для дальнейшей

борьбы с восточными соседями. С целью склонить хана на милость и убедить отказаться от своей идеи Александр в очередной раз, проявляя смирение, отправился на переговоры в столицу монголов, «чтобы отмолить людей своих от этой беды» [2, с. 437]. Используя весь свой дипломатический талант, он смог добиться от хана Берке уступок и защитить русский народ от новых требований. Его победа на переговорах не могла не раздражать татаро-монгольскую знать и руководителей армии кочевников, которые не получили храбрые русские дружины. Данное обстоятельство позволяет ряду исследователей считать правдоподобной версию об отравлении князя в столице Золотой Орды.

Завершив переговоры с ханом, Александр Невский отправился домой во Владимир, но по дороге занемог. В ноябре он смог доехать до поволжского Городца и остановился в Федоровском монастыре, где самочувствие его ухудшилось, и он почувствовал приближение кончины. Призвав игумена, князь сообщил ему о намерении принять монашество. Его постригли в монастыре с именем Алексий. «Много потрудившись Богу, -пишет составитель «Жития», - он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ» [2, с. 439]. Причастившись Святых Христовых Тайн, в ноябре 1263 г. князь мирно отошел ко Господу.

Останки Александра Невского были перенесены в Боголюбовскую обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы под Владимиром. Тяжело переживая утрату, митрополит Кирилл на погребении великого князя произнес: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» [2, с. 439]. Пребывая в городе, носящем имя равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси, которого называли Красное Солнышко, митрополит сравнил с солнцем и Александра Невского. Каждый из них внес огромный вклад в созидание Святой Руси. Если князь Владимир стоял у истоков формирования русского государства, то святой князь Александр Невский, по слову историка

В.Т. Пашуто, является «родоначальником политики московский князей, политики возрождения России» [8, с. 153].

Согласно «Житию», погребение великого князя сопровождалось чудом: «Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита» [2, с. 439]. Почитание Александра Невского как святого началось сразу после его смерти. Первое обретение мощей князя состоялось в 1380 г. - в год Куликовской битвы! Знаменательно, что 8 сентября 1380 г. в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где был похоронен святой князь Александр, чудесным образом зажглись свечи, что свидетельствовало о его небесной помощи и благословении великого князя Димитрия Донского на битву с Мамаем, в которой русские одержали победу. В 1547 г. на Стоглавом Соборе при митрополите Макарии и царе Иване Грозном Александр Невский был официально причислен к лику святых. По молитвам у его мощей совершались чудеса и исцеления. В XVIII веке российский император Петр I сделал святого князя Александра Невского небесным покровителем Санкт-Петербурга. В 1724 г., в годовщину Ништадт-ского мира, венчавшего победу русских над шведами в Северной войне, мощи святого князя были торжественно перенесены из Владимира в Санкт-Петербург и положены в основанной Петром Александро-Невской Лавре.

В 1752 г. над его святыми мощами по повелению императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена сень из серебра, на которой поместили эпитафию, составленную М.В. Ломоносовым. Позднее к ней добавили еще две надписи на русском и латинском языках, также написанные М.В. Ломоносовым. Вот одна из них: «Богу Всемогущему и Его Угоднику, благоверному и Великому князю Александру Невскому, Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя, тварь боготворить повелевшему, ук-

ротившему варварство на Востоке, низложившему зависть на Западе, по земном княжении в вечное царство переселенному в лето 1263, усердием Петра Великого на место древних и новых побед пренесенному 1724 года».

Потомки чтут святого князя Александра Невского за победы и подвиги, благодаря которым он вошел в историю России как самый светлый и яркий русский национальный герой, как грозный и непобедимый полководец, как идеал русского воина, как самый знаменитый русский князь, как мудрый государственный деятель, как талантливый и искусный дипломат, как ревностный православный христианин, обладавший высокими духовно-нравственными качествами, как святой и благоверный князь. Он - символ героизма и патриотизма русского народа, с него призваны брать пример и на него должны равняться современные защитники Отечества, и особенно российская молодежь. Великий князь всем своим потомкам дал наказ, что во имя спасения страны и блага народа

необходимо быть ответственным в отстаивании его интересов, занимая твердую и наступательную позицию, проявляя при этом рассудительность, политическую гибкость и осторожность.

Своими славными военными победами на Западе и продуманным поведением на Востоке князь заложил основу будущего развития России, сохранявшей православную веру в качестве духовно-нравственной опоры народа, на которой затем постепенно созидалась великая Русь, набиравшая духовную и военную мощь, прираставшая огромными просторами Поволжья, Урала, Сибири и ставшая самой большой и могущественной державой в мире.

Святой благоверный великий князь Александр Невский, умело сочетавший в себе мудрость государственного деятеля с личной праведностью и святостью, по праву является одной из самых выдающихся личностей в истории Государства Российского и Русской православной церкви.

Список литературы

1. Кучкин В.А. Александр Невский - государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. 1996. № 5. С. 18-33.

2. Памятники литературы Древней Руси / сост. J1.A. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М.: Худ. лит., 1981. 616 с.

3. Долгое В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. Вып. 5. С. 190-212.

4. Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. М.: Молодая гвардия, 2013. 329 с.

5. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. Курс русской истории. 447 с.

6. Матузова В.II., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. М.: Индрик, 2002. 447 с.

7. Клепинин НА. Святой и благоверный князь Александр Невский. М.: Тов-во «Соратник», 1994. 209 с.

8. Нашуто В. Т. Александр Невский. М.: Молодая гвардия, 1975. 160 с.

References

1. Kuchkin V.A. Aleksandr Nevskiy - gosudarstvennyy deyatel' i polkovodets srednevekovoy Rusi [Alexander Nevsky - Statesman and Commander of Medieval Russia]. Otechestvennaya istoriva [National History], 1996, no. 5, pp. 18-33. (InRussian).

2. Dmitriyev L.A., Likhachev D.S (compilers). Pamvatniki literatury Drevnev Rusi [Monuments of Literature of Ancient Russia]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1981, 616 p. (In Russian).

3. Dolgov V.V. Biografiya Aleksandra Nevskogo v zerkale «istoricheskogo narrativa» [Biography of Alexander Nevsky in the mirror of "historical narrative"]. Drevnvava Rus': vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh [Ancient Russia: in Time, in Personalities, in Ideas], 2016, issue 5, pp. 190-212. (In Russian).

4. Karpov A.Y. Velikiy knyaz' Aleksandr Nevskiy [Grand Duke Alexander Nevsky], Moscow, Molodaya gvar-diya Publ., 2013, 329 p. (In Russian).

5. Klyuchevskiy V.O. Sochineniva: v 9 t. T. 2. Kurs russkov istorii [Essays: in 9 vols. Vol. 2. Course of Russian History], Moscow, My si' Publ., 1988, 447 p. (In Russian).

6. Matuzova V.I., Nazarova E.L. Krestonostsv i Rus' [Crusaders and Russia]. Moscow, Indrik Publ., 2002, 447 p. (In Russian).

7. Klepinin N.A. Svyatoy i blagovernvy knvaz' Aleksandr Nevskiv [Holy and Faithful Duke Alexander Nevsky], Moscow, Partnership "Soratnik" Publ., 1994, 209 p. (InRussian).

8. Pashuto V.T. Aleksandr Nevskiv [Alexander Nevsky], Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1975, 160 p. (In Russian).

Информация об авторе

митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев Сергей Иванович), доктор теологии, кандидат богословия, ректор, Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСт: 0000-0002-8850-0418, а&шшаерагЫа-ЬпЬ.ги

Статья поступила в редакцию 24.09.2021 Одобрена после рецензирования 22.10.2021 Принята к публикации 12.11.2021

Information about the author

Metropolitan of Tambov and Rasskazovo Theodosius (Vasnev Sergey Ivanovich), Doctor of Theology, Candidate of Theology, Rector, Tambov Seminary of Tambov Eparchy of the Russian Orthodox Church, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-8850-0418, admin(S!eparhia-tmb. ru

The article was submitted 24.09.2021 Approved after reviewing 22.10.2021 Accepted for publication 12.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.