Научная статья на тему '"И СЫН ТВОЙ ПРОСЛАВИТ ТЕБЯ". ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНЯЗЕЙ ЯРОСЛАВА МУДРОГО И ВЛАДИМИРА НОВГОРОДСКОГО В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

"И СЫН ТВОЙ ПРОСЛАВИТ ТЕБЯ". ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНЯЗЕЙ ЯРОСЛАВА МУДРОГО И ВЛАДИМИРА НОВГОРОДСКОГО В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЦ / СЫН / ОТЕЧЕСТВО / ХРАМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусакова В.О.

Настоящая статья посвящена жизненному пути святых князей Ярослава Мудрого и его сына Владимира Новгородского. Она адресована историкам и искусствоведам, а также педагогам, которые, используя ее материал, могут провести занятия по духовно-нравственному воспитанию со школьниками, посвященные следующим ценностям: отец и сын, Отечество, вера. В статье обозначены смысловые акценты жизненного пути святых князей, который органично включается в общую канву исторического прошлого России и рассматривается в контексте Священного Писания. Особое внимание отведено строительству Софийских соборов в Киеве и Великом Новгороде, которые ведут свое начало от Софийского собора в Константинополе. Описаны некоторые особенности Софийских соборов, зафиксированные в истории и преданиях, определена степень участия каждого князя в строительстве Киевской и Новгородской Софии. Внимание также уделяется важности традиции участия в строительстве храма отца и сына как его продолжателя, и указано, что эта традиция берет свое начало в Ветхом завете, в истории святых царей и пророков Давида и Соломона. Главная мысль статьи заключается в том, что жизненный путь святых князей Ярослава Мудрого и Владимира Новгородского стал примером для многих поколений преемственной деятельности, в которой сын прославлял и умножал дела своего отца. Сегодня этот пример сохраняет актуальность и может рассматриваться в широкой аудитории школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“AND YOUR SON WILL GLORIFY YOU”: THE CONTINUITY OF THE TRADITIONS OF ORTHODOX CULTURE IN THE LIFE OF PRINCES YAROSLAV THE WISE AND VLADIMIR OF NOVGOROD IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS

This article is dedicated to the life path of the holy princes Yaroslav the Wise and his son Vladimir of Novgorod. The article is addressed to historians, art historians and teachers who teach spiritual and moral education on the following topics: father and son, Fatherland, faith. The article explores semantic milestones of the life path of the holy princes, which closely connected with Russia's historical past and is studied in the framework of the Holy Scriptures. The focus is on the construction of Sofia Cathedrals in Kiev and Novgorod modelled after Sofia Cathedral in Constantinople. The article describes some features of Sofia cathedrals, recorded in history and legends, the contribution of every prince to the construction of Kiev and Novgorod Sofia. Both the father and son built the temple, and it is pointed out that this tradition dates back to the Old Testament, in the history of the holy kings and prophets David and Solomon. The main idea of the article is that the life path of the holy princes Yaroslav the Wise and Vladimir of Novgorod became an example for many generations, in which the son glorified the affairs of his father. Today, this example remains relevant for students.

Текст научной работы на тему «"И СЫН ТВОЙ ПРОСЛАВИТ ТЕБЯ". ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНЯЗЕЙ ЯРОСЛАВА МУДРОГО И ВЛАДИМИРА НОВГОРОДСКОГО В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.017.93 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.3(36).335-338

В.О.Гусакова

«И СЫН ТВОЙ ПРОСЛАВИТ ТЕБЯ». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНЯЗЕЙ ЯРОСЛАВА МУДРОГО И ВЛАДИМИРА НОВГОРОДСКОГО В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Настоящая статья посвящена жизненному пути святых князей Ярослава Мудрого и его сына Владимира Новгородского. Она адресована историкам и искусствоведам, а также педагогам, которые, используя ее материал, могут провести занятия по духовно-нравственному воспитанию со школьниками, посвященные следующим ценностям: отец и сын, Отечество, вера. В статье обозначены смысловые акценты жизненного пути святых князей, который органично включается в общую канву исторического прошлого России и рассматривается в контексте Священного Писания. Особое внимание отведено строительству Софийских соборов в Киеве и Великом Новгороде, которые ведут свое начало от Софийского собора в Константинополе. Описаны некоторые особенности Софийских соборов, зафиксированные в истории и преданиях, определена степень участия каждого князя в строительстве Киевской и Новгородской Софии. Внимание также уделяется важности традиции участия в строительстве храма отца и сына как его продолжателя, и указано, что эта традиция берет свое начало в Ветхом завете, в истории святых царей и пророков Давида и Соломона. Главная мысль статьи заключается в том, что жизненный путь святых князей Ярослава Мудрого и Владимира Новгородского стал примером для многих поколений преемственной деятельности, в которой сын прославлял и умножал дела своего отца. Сегодня этот пример сохраняет актуальность и может рассматриваться в широкой аудитории школьников.

Ключевые слова: отец, сын, Отечество, храм духовно-нравственное воспитание, школьники

Тема взаимоотношений отца и сына проходит красной лентой через все историко-культурное

наследие России. Она развивается в летописях, литературе и искусстве и отражается в судьбе особо чтимых святынь и памятников. Это связано с особым отношением к своему историческому прошлому, которое рассматривается через призму Священного Писания и включается в Священную историю как ее естественный компонент.

В таком контексте заповеди Божьи (Отца Небесного) являются незыблемыми законами бытия, не исполнение которых ведет к погибели городов и народов, а заветы предков (отцов и дедов) носят характер позитивного опыта соблюдения этих заповедей.

Надо отметить, что главными заповедями являются сохранение любви: «да любите друг друга» (Ин. 13:34) и святость «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Эти заповеди звучат как напутствие: сохрани любовь в своем сердце — стяжаешь святость. Рассмотрение этого напутствия со школьниками имеет дидактическую особенность. Святость здесь в данном случае можно понимать, как истинную славу, которая выражается не земным почетом, а близостью к Божьему престолу в Отечестве Небесном и возможностью молиться там о своих потомках, включая нас.

В девяти заповедях блаженства напутствие как таковое не звучит. В них говорится о том, какими должны стать те, кто эти заповеди соблюдает: «нищие духом, плачущие о грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, гонимые за правду, блаженные, когда их гонят и злословят», и о той награде, которую они получат: «наследование Царствия Небесного», в котором они «утешатся, насытятся, наследуют землю, помилованы будут, Бога узрят и будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 2—12).

Включение истории Отечества в историю Божьего промысла о человеке и рассмотрение в ней личности в критериях Евангельских заповедей позволяло летописцам и агиографам, преимущественно монахам, вывести на первый план духовно-просветительскую и нравственно-назидательную линию повествования, в которой понятия «отец», «сын», «родная земля» становятся сакральными, а тема собирания и сохранения Отечества — центральной.

Сегодня такое отношение к истории обладает высоким педагогическим потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников, потому что способствует формированию патриотического мировоззрения и выработке ценностных ориентиров в определенном содержательном круге уже упомянутых понятий.

Рассмотрим пример из педагогической практики.

Предваряя изучение житийной литературы и летописных источников, которое сегодня стало возможным в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» целесообразно предложить школьникам (5—6 классов) прочитать евангельские заповеди и выписать из них, каким должен быть достойный Божьей награды человек и какую награду он получит (то, что мы в краткой форме проделали в пятом абзаце настоящей статьи).

После этого, при знакомстве с житиями благоверных князей, рекомендуется обратить внимание школьников на характеристики святого князя и его предков — отцов и дедов. Как правило, все они обладают

качествами, необходимыми для наследования Царствия Небесного — они кротки и чистые сердцем, милостивые, миротворцы, а также все являются «доброй отраслью от доброго кореня».

Например, «Повесть о житии и храбрости святого благоверного князя Александра» содержит указание: «Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии» [1], а сам Александр Невский был «безмерно милостив» [1].

Прославление рода героя в его жизнеописании во все времена было актуальным. Житие святых Бориса и Глеба в редакции святителя Димитрия Ростовского, внесшего значительный вклад в историю педагогической мысли, начинается словами Псалма «Род праведных во веки в благословении будет» (Пс.111:2), а далее следует: «Святой Владимир, сын Святослава, внук Игоря, просветивший святым крещением всю землю Русскую...» [2]. Включение в описание родословной святых Бориса и Глеба их святого отца Владимира закономерно, а упоминание не причисленных к лику святых Святослава и Игоря становится традиционным в виду утверждения идеи возможности спасения предков праведностью потомков.

Святослав и его отец Игорь не канонизированы Церковью, но их жизненный путь сопровожден теми, кто святости удостоился: у Святослава — мать и сын, у Игоря — жена и внук. Следует отметить, что рядом с некрещеными Святославом и Игорем в истории стоят имена равноапостольных святых Ольги и Владимира, канонизированных русской Православной Церковью за утверждение и распространение веры и просвещение народов.

Идея прославления наследия отцов — родной земли впервые озвучена у преподобного Нестора Летописца словами Святослава, который накануне битвы при Аркадиополе обратился к своим воинам словами: «Да не посрамим земли Руския, но ляжем костьми ту: мертвы ибо срама не имут» [3].

Завет не посрамить самого ценного наследия — русской земли, а после Крещения и прославить своими подвигами отца земного и Небесного становится традиционной в православной культуре и ярко отражается в жизнеописании святых и их житийной иконографии. Он обладает вневременным педагогическим потенциалом, так как мотивирует каждое последующее поколение быть лучше, чем предыдущее или по крайне мере ориентироваться на нравственные поступки предков, чтобы «не посрамить отцов» [3].

Рассмотрим пример жизненного пути князей Ярослава Владимировича Мудрого и его старшего сына Владимира Ярославича Новгородского.

Учитывая, что Ярослав — сын святого князя Владимира, можно проследить преемственность святости от деда к отцу, от отца к сыну, при чем, что канонизация происходила в разное время — ранее всех был причислен к лику святых дед — равноапостольный князь Владимир — Креститель Руси, позже всех — отец Ярослав.

Какие же традиции закладывает отец и продолжает сын, прославляя тем самым и себя, и отца?

Одна из них и первостепенная в их числе — строительство храма.

Рассмотрение истории возведения храма, символики его архитектуры и внутреннего убранства, имеет особую важность в духовно-нравственном воспитании школьника, так как закладывает основы для понимания русской истории, помогает в распознавании жизненно важных ценностей, способствует принятию заветов предков через внутреннее осмысление их личной значимости. Кроме того, изучение судеб инициаторов и строителей храмов помогает сформировать ценностное отношение к своему прошлому, в котором не остается места для пафосного восхищения или бездумной критики, но есть ответственность за полноту передачи духовного и культурного наследия.

Традиция возведения храма имеет глубоко духовные корни и символико-смысловую связь со Священным Писанием.

Ярослав Мудрый строил Софийский собор в Киеве, его сын Владимир — в Великом Новгороде.

Следует учитывать, что князь Ярослав не был инициатором возведения Киевской Софии, но стал достойным продолжателем дела прабабушки святой Ольги и отца святого Владимира. По приглашению сына он участвовал в закладке Новгородской Софии, определяя тем самым начало новому храму.

Идея строительства храма как Дома Господня в логической цепочке — отец начинает, а сын завершает — заложена в Священном Писании.

Святой царь и пророк Соломон свято чтил заветы отца — святого царя и пророка Давида. Еще при жизни отца и по его воле Соломон был провозглашен царем. Перед смертью Давид завещал Соломону построить Божий храм и использовать для строительства все собранные им материалы, и сын исполнил волю отца в точности так, что итогом совместных трудов отца — собирателя и сына — строителя то обстоятельство, что Господь принял и освятил храм.

Возведение храма имеет многозначно. Буквально его можно воспринимать, как строительство церкви для народа и памятника для потомков; в контексте истории и народного предания — как обозначение идеи объединения народа на основе духовного просвещения.

В России царя Соломона именуют Премудрым, князя Ярослава — Мудрым. В одной из своих притч Соломон говорит: «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум» (Притч. 9:1).

В сооружении Иерусалимского храма участвовали цари. В виду этого в России идея царства утверждалась через возведение храмов, которые на заре русской истории освящаются в честь Святой Софии — Премудрости Божией.

Идейным образцом для Софийских соборов на Руси стал Софийский собор в Константинополе, построенный первоначально святым равноапостольным императором Константином, а затем возведенный в

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 3 (36). С. 335-338. ' '

новых грандиозных формах святым императором Юстинианом, известным законодателем, при котором Византия достигла своего «золотого века». С ним тоже связано предание, указывающее на то, что храм возводился по воле Божией, услышанной императором во сне от ангела. В предании всячески подчеркивается духовное и политическое значение нового храма, в котором все элементы обладают сакральным значением: стены собраны их мрамора, взятого из руин поверженных языческих храмов, центральные врата собраны из конструкций Ноева ковчега и т.д.

Более того, предание доводит до нас немаловажную деталь, указывающую на желание византийского правителя превзойти своих предшественников в утверждении православной веры и государственной мощи. Построив храм, император Юстиниан воскликнул: «Я победил тебя, Соломон!».

Софийские соборы на Руси при сохранении символико-смысловых связей с византийским прообразом, обладают яркой самобытностью — умением переосмысливать культурное наследие в исторической перспективе его целесообразности для своего народа.

Главной мыслью здесь становится показать потомкам важность уяснения «начала мудрости — страха Господня», сохранение ее и передача потомкам.

Продолжая дело отца, святого князя Владимира, в утверждении веры и распространения просвещения, достраивая Киевскую Софию, князь Ярослав повелел разместить в ней фреску, на которой он с сыновьями и его супруга, княгиня Ирина, с дочерями подходят ко престолу Господня с подношениями.

Здесь князь Ярослав следует примеру императора Юстиниана. Однако византийский император повелел запечатлеть себя и свою супругу Феодору со свитой, следующими к престолу Господа не в Софийском соборе, а в базилике Святого Виталия в благодарность Богу за данную ему власть на Равенной, ставшей византийской провинцией в его царствование в 540 г.

И в равенской мозаике, и в киевской фреске соответственно Юстиниан и Феодора, Ярослав и Ирина представлены с нимбами, который в данном случае обозначают не святость, а власть в земном Отечестве, данную Богом.

В новгородской Софии можно увидеть реализацию еще одной важной в духовно-нравственном воспитании идеи преемственности.

На Мартирьевской паперти сохранилась уникальная фреска второй половины XI века — «Святые равноапостольные Константин и Елена». Ее появление в Софийском соборе объяснятся почитанием византийских святых на Руси в контексте преемственности духовного и политического опыта. Не случайно, отец Ярослава Мудрого святой Владимир — Креститель Руси назван летописцем «новым Константином», а святая Ольга получила в крещении имя в честь святой Елены.

По преданию, князь Владимир Ярославович, предполагая пригласить на освящение собора своих родителей, хотел, чтобы отец вошел в храм с южной стороны и, взирая на фреску, вспомнил о своем отце Владимире — Крестителе Руси. Но Владимир Ярославович не дожил до этого момента, он умер за два года до кончины своего отца, в 1052 г.

В немногочисленных источниках, посвященных святому благоверному Владимиру Новгородскому, князь предстает достойным сыном своего отца и верным продолжателем его дел. Об отце же, Ярославе Мудром, убедительно свидетельствовал святитель Иларион. Обращаясь с похвалою к святому равноапостольному князю Владимиру, он писал об его сыне Ярославе, где сравнивал его с ветхозаветным царем Соломоном: «Доброе же весьма и верное свидетельство <тому> — и сын твой Георгий, которого соделал Господь преемником власти твоей по тебе, не нарушающим уставов твоих, но утверждающим, не сокращающим учреждений твоего благоверия, но более прилагающим, не разрушающим, но созидающим. Недоконченное тобою он докончил, как Соломон — <предпринятое> Давидом. Он создал дом Божий, великий и святой, <церковь> Премудрости его, — в святость и освящение граду твоему, — украсив ее всякою красотою: и золотом, и серебром, и драгоценными каменьями, и дорогими сосудами. И церковь эта вызывает удивление и восхищение во всех окрестных народах, ибо вряд ли найдется иная такая во всей полунощной стране с востока до запада» [4].

Жизненный путь святых благоверных князей — отца Ярослава и сына Владимира — показателен для современных школьников тем, что в нем можно проследить неразрывную взаимосвязь общей деятельности на благо Отечества с целью «не посрамить земли русской» и вознеси славу Богу.

Рассмотрение заявленной темы со школьниками на уроках истории или в рамках внеурочной деятельности дает возможность им уяснить главные ценности служения правителя: единство народа и благо Отечества. На заре христианства отец Ярослав Мудрый и его сын Владимир Новгородский развивают традиции, положенные соответственно их отцом и дедом, святым равноапостольным князем Владимиром — Крестителем Руси, и направленные на духовное единение людей, укрепление веры и распространение просвещения.

В возведении Софийских соборов, ставшими не только местом богослужения, но и центром образования народа, святыми князьями закладывалась идея утверждения и принятия Божий воли на русской земле, определявшей путь развития молодого государства — Руси. В реализации этой идеи особую важность обретала духовная, культурная и политическая преемственности от Византии в контексте быстро приобретаемого собственного опыта и с учетом национальных особенностей народов, объединенных святым равноапостольным Владимиром.

Не случайно в последующие времена русские князья цари и императоры стремились отметить свое правление возведением храма, который мог бы стать памятником их деятельности во благо Отечества и во славу Бога. Вплоть до 1917 г. их потомки стремились сохранить, благоустроить, а нередко и перестроить в более совершенных формах, эти памятники, внося тем самым «свою лепту» в почитание предков. В качестве примера последующих эпох достаточно назвать Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, история которого развивается от деревянной церкви петровского времени до грандиозного храма николаевской эпохи.

Жизненный путь святых князей Ярослава Мудрого и Владимира Новгородского дают пример совместной деятельности отца и сына, построенной на взаимолюбви и ответственности перед Богом за свой народ и Отечество. Их святость — знак того, что их деятельность была принята Богом, поэтому они дают пример последующим поколениям (включая, современных школьников) в устроении своей жизнедеятельности.

1. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра [Электр. ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/39091.htm (дата обращения: 31.07.2020).

2. Страдание и чудеса святых мучеников Бориса и Глеба, князей русских [Электр. ресурс] // Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие 388. URL. http://azbuka/otechnik/Dmitrij_RostovsMj/zhitija-svjatykh/388 (дата обращения: 31.07.2020).

3. Повесть временных лет [Электр. ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=52345 (дата обращения: 30.07.2020).

4. Слово о законе и благодати митрополита Илариона [Электр. ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 (дата обращения: 30.07.2020).

References

1. Povest' o zhitii i o khrabrosti blagovernogo i velikogo knyazya Aleksandra [The tale of the life and courage of the blessed and great prince Alexander]. Available at: http://www.pravoslavie.ru/put/39091.htm (accessed: 31.07.2020).

2. Stradaniye i chudesa svyatykh muchenikov Borisa i Gleba, knyazey russkikh [Suffering and miracles of the holy martyrs Boris and Gleb, princes of Russia]. Svyatitel' Dimitriy Rostovskiy. Zhitiya svyatykh. Zhitiye 388. Available at: http://azbuka/otechnik/Dmitrij_RostovsMj/zhitija-svjatykh/388 (accessed: 31.07.2020)

3. Povest' vremennykh let [The Tale of Bygone Years]. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=52345 (accessed: 30.07.2020).

4. Slovo o zakone i blagodati mitropolita Ilariona [Word about the law and grace of Metropolitan Hilarion]. Available at: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 (accessed: 30.07.2020).

Gusakova V.O. "And your son will glorify you": The continuity of the traditions of Orthodox culture in the life of princes Yaroslav the Wise and Vladimir of Novgorod in the context of spiritual and moral education of students. This article is dedicated to the life path of the holy princes Yaroslav the Wise and his son Vladimir of Novgorod. The article is addressed to historians, art historians and teachers who teach spiritual and moral education on the following topics: father and son, Fatherland, faith. The article explores semantic milestones of the life path of the holy princes, which closely connected with Russia's historical past and is studied in the framework of the Holy Scriptures. The focus is on the construction of Sofia Cathedrals in Kiev and Novgorod modelled after Sofia Cathedral in Constantinople. The article describes some features of Sofia cathedrals, recorded in history and legends, the contribution of every prince to the construction of Kiev and Novgorod Sofia. Both the father and son built the temple, and it is pointed out that this tradition dates back to the Old Testament, in the history of the holy kings and prophets David and Solomon. The main idea of the article is that the life path of the holy princes Yaroslav the Wise and Vladimir of Novgorod became an example for many generations, in which the son glorified the affairs of his father. Today, this example remains relevant for students.

Keywords: father, son, Fatherland, temple, spiritual and moral education, pupils.

Сведения об авторе. Виктория Олеговна Гусакова — кандидат искусствоведения; заведующая сектором методической работы Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии; ORCID: 0000-0002-2924-6886; victoryspb78@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.02.2021. Принята к публикации 15.03.2021.

Ссылка на эту статью: Гусакова В.О. «И сын твой прославит тебя». Преемственность традиций православной культуры в жизнедеятельности князей Ярослава Мудрого и Владимира Новгородского в контексте духовно-нравственного воспитания школьников // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 3(36). С. 335-338. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.3(36).335-338

For citation: Gusakova V.O. "And your son will glorify you": The continuity of the traditions of Orthodox culture in the life of princes Yaroslav the Wise and Vladimir of Novgorod in the context of spiritual and moral education of students. Memoirs of NovSU, 2021, no. 3(36), pp. 335-338. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.3(36).335-338

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.