УДК 37.017.93 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.3(28).24
В.О.Гусакова
«ПРЕМУДРОСТЬ СОЗДАЛА СЕБЕ ДОМ». АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОФИЙСКИХ СОБОРОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается тема строительства Софийских соборов на Руси в историко-культурной перспективе и символико-аллегорическом смысле применительно к духовно-нравственному воспитанию школьников. Факты и предания, связанные с этой темой, позволяют решить актуальные вопросы воспитания: формирование у школьников гражданской идентичности и нравственных качеств лидера. В статье проанализировано понятие «премудрости» в православной культуре и связанная с ним идея власти, дарованной Богом и наследуемой сыном от отца вместе с духовным опытом. Предусмотрены сложности при раскрытии темы в работе с пятиклассниками и рекомендовано проведение занятий в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В заключение сделан вывод о целесообразности усвоения школьниками идеи власти, как Богом данной тому, кто верно исполняет заветы отца земного и прославляет Бога — отца Небесного, обладает гражданской идентичностью и духовной связью с народом, силой волей, мудростью и ответственностью.
Ключевые слова: премудрость, завет, храм, Софийский собор, отец и сын, духовно-нравственное воспитание
Софийские соборы — редкий феномен в христианской культуре. Символика соборов, специфика их
освящения в честь Софии Премудрости Божией, а также историко-культурное значение привлекало внимание многих ученых. В числе исследователей — искусствоведы: Г.К.Лукомский, А.И.Комеч, В.Н.Лазарев, П.А.Раппопорт; религиозные мыслители: Сергий Булгаков, Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Георгий Флоровский и др.
В большей степени искусствоведы уделяют внимание архитектурно-художественным особенностям Софийских соборов (плану, количеству куполов, внешнему облику, системе внутреннего убранства — мозаикам и фрескам и т.д.), а мыслители — сущности Софии Премудрости Божией. Но ни теми, ни другими не рассматривается вопрос духовного и нравственного влияния соборов на потомков, тогда как символика архитектуры и специфика освящения в честь Софии Премудрости Божией содержит огромный педагогический потенциал.
Обозначим актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников, которые можно рассмотреть при изучении Софийских соборов.
Одна из первостепенных — это проблема идентичности и гражданственности, предусматривающая воспитание ценностного отношения к Отечеству. Такое воспитание предусматривает устойчивый интерес к своему историко-культурному прошлому с целью усвоения традиционных ценностей и наследования положительного опыта для устроения будущего; осознание себя значимой частью единого российского народа; желание жить и трудится на благо своего народа и Отечества; понимание личного блага как компонента общественного блага.
Вторая проблема — воспитание лидера, которое подразумевает не столько овладение навыками управленческой деятельности, сколько наличие у человека готовности нести ответственность за результаты принятых им решений и судьбу вверенных ему людей. Лидер — это человек, способный показать пример служения Отечеству и людям, тот, кто знает верный путь, способен идти по нему сам, вести за собой других и привести их к благу.
Отсюда вытекает третья проблема — формирование ответственности, как готовности и способности предвидеть трудности и опасности, их преодолевать и двигаться в нужном направлении, ставить разумные цели и идти к ним с минимальными рисками, сохранять ресурсы и приумножать положительный опыт. Все эти качества требуют от лидера мудрости.
В образовательном процессе рассмотрение Софийских соборов в процессе духовно-нравственного воспитания школьников уместно на занятиях в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Эта предметная область реализуется в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах общеобразовательных организациях Российской Федерации с 2012 года, и в рамках других предметов и курсов в 5-м классе с 2018 года. Ее особенности — метапредметность, интеграция разных школьных предметов (истории, литературы, изобразительного искусства, географии и др.), а также ориентация на личностный результат, позволяют включать в круг изучаемых в рамках предметной области тем вопросы, требующие от школьников актуализации ассоциативного мышления и когнитивно-творческой сферы, воображения и представлений.
Заявленная тема о Софийских соборах может оказаться сложной для учащихся младших классов, еще не изучавших историю. Поэтому целесообразно ее рассмотреть в 5 классе на занятиях со школьниками, родители которых выбрали модуль «Основы православной культуры». Возрастная группа — пятиклассники — обусловлена общеобразовательной программой и спектром изучаемых предметов, область которых может быть дополнена и расширена.
Раскрытие темы также предполагает наличие высокого профессионального уровня, интеллектуального кругозора и широкой эрудиции у педагога, способного к самообразованию, умеющего творчески перерабатывать глубокий материал и преподнести его учащимся в яркой и доступной форме.
В самом начале разговора о Софийских соборах необходимо объяснить учащимся принципиальную разницу освящения храма в честь Софии Премудрости Божией или во имя мученицы Софии Римской.
В данном случае, речь идет не о конкретной святой жене — мученице Софии, матери трех дочерей Веры, Надежды и Любви, замученных в Риме в II веке, а об одном из именований Иисуса Христа — Отчей Ипостаси (апостол Павел) или миротворческом начале (С.Булгаков, П.Флоренский).
В связи с этим полезно обратиться к толкованию слова «мудрость» или «премудрость» и выяснить, кого в России именовали мудрым и премудрым. На занятиях можно предложить школьникам «спросить», что означают слова «мудрый» и «премудрый» у Владимира Ивановича Даля, чтобы в игровой, наиболее приемлемой для пятиклассников форме, обратить их внимание к важному культурологическому и филологическому источнику «Толковому словарю великого живого русского языка».
Согласно Далю, «Мудрый, основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный...
Мудрость — свойство мудрого: премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства.» [1, т. 2, с. 355].
В качестве примера Даль приводит поговорку: «Всякая мудрость от Бога» [1, т. 2, с. 355].
Читаем далее: «Премудрый, весьма мудрый. Премудрость, высшая мудрость, согласующая плотскую жизнь человека с бытием духовным... Начало премудрости страх Божий» [1, т. 3, с. 393]
С раннего детства, знакомясь со сказками, ребенок усваивает, что мудрость — это свойство доброго правителя. Мудрым, как правило, именуют царя.
Исходя из определения В.И.Даля, можно сделать вывод, что мудрость и ее высшая степень — премудрость — это духовные качества, свойственные немногим людям, данные им по Божией благодати и подразумевающие исключительно благо. Мудрый означает добрый. Мудрый никогда не причинит зла. В сказках и преданиях мудрый царь — это тот, кто рассудит спорящих, простит и помилует грешных, щедро наградит праведников, поможет обездоленным. Он защищает Отечество от внешних и внутренних врагов, дарует своему народу мир и обеспечивает благополучную жизнь.
В Священном Писании премудрым царем именуют третьего Израильского царя и пророка Соломона (Х в. до н.э.), сына царя и пророка Давида. Соломон любил Бога всем сердцем и испросил себе у Бога мудрость. «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои» (Цар. 3: 11—14).
Соломон свято чтил заветы отца, царя Давида, и еще при его жизни и по его воле был провозглашен царем. Перед смертью Давид завещал Соломону построить Божий храм и использовать для строительства все собранные им материалы, и он исполнил волю отца в точности. Господь принял и освятил храм. В России царя Соломона именуют Премудрым, а выражение «Соломонов суд» используют для обозначения правильного решения.
Школьникам, обучающимся в 5 классе и уже познакомившимся с личностью царя Соломона на уроках истории, важно уяснить, что мудрость царя Соломона проявилась уже в том, что он четко следовал заветам отца и не желал себе личных благ. За это послушание и смирение Бог дарует ему высшую мудрость — Премудрость и власть над израильским народом. Спустя столетия апостол Иаков, проповедуя Слово Божие, скажет: «Если у кого недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5).
Духовно-нравственный аспект этого эпизода Священного Писания заключается в передаче потомкам наставления: чтобы стать лидером, нужно быть послушным старшим и смиренным перед высшей волей; что власть — это дар и одновременно бремя ответственности.
Мудрость царя Соломона в сочиненных им притчах, которых около трех тысяч. В них царь Соломон оставляет заветы потомкам: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум» (Притч. 9:9—10); «Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Притч. 10:1), «Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется» (Притч. 10:8), «Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель» (Притч. 10:14), «Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется» (Притч. 10:31).
В России многие фразы притч Соломона стали поговорками. Начало девятой притчи «Премудрость созда Себе дом» (Притч. 9:1) дает направление в исследовании символико-смыслового значения строительства Софийских соборов.
Исходя из того, что Премудрость — это одно из именований Иисуса Христа, а дом в данном случае, дом Божий — храм, можно вспомнить, что первый храм Единому Богу построил мудрый царь Соломоном и, согласно Писанию, и он был Богом принят. Но храм Соломона был разрушен римлянами в 70 году.
Следующий храм, о котором следует рассказать школьникам — первый храм, освященный в честь Софии Премудрости Божией в Константинополе. Его построил святой император Константин в 330 году, но он сгорел.
В VI веке грандиозный Софийский собор в Константинополе — столице Византии воздвиг святой император Юстиниан. По преданию, во сне ему явился ангел и поведал план строительства храма. По этому плану главный христианский храм возводился из двенадцати пород мрамора, яшмы и порфира с использованием архитектурных элементов и декоративной облицовки античных построек, что знаменовало победу христианства над язычеством. Чтобы передать потомкам сакральный смысл Софии Константинопольской, предание сохраняет описательные подробности: главные императорские врата храма были сделаны из деревянных конструкций Ноева Ковчега, полы, стены и своды украшала мозаика, а грандиозный купол создавал иллюзию парения. Ромеи верили, что купол Софийского собора подвешен на золотой цепи, удерживаемой ангелами.
Своей красотой и грандиозностью византийский храм прославлял красоту Божьего мира и утверждал величие власти императора — помазанника Божьего, которому Бог даровал власть на земле. По преданию, увидев, что строительство храма завешено, святой император Юстиниан воскликнул: «Я победил тебя, о, Соломон!», а побывавшие в нем в Х веке послы святого князя Владимира говорили: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать» [2, с. 18].
Вслед за византийским императором Софийские соборы строят русские правители, в большинстве своем законодатели.
Одного из них — князя Ярослава (978—1054), прозванного на Руси Мудрым, преподобный Нестор Летописец и святитель Иларион, митрополит Киевский, автор известного «Слова о законе и благодати», сравнивают с царем Соломоном. Они славят благоверного великого князя Ярослава за то, что он, подобно ветхозаветному царю и пророку, возлюбил Бога и продолжил дела отца, равноапостольного князя Владимира
— Крестителя Руси. В числе дел, свидетельствующих о мудрости Ярослава, — строительство главных храмов в Киеве и Новгороде и посвящение их, подобно главному византийскому собору, Премудрости Божьей. В этом преподобный Нестор и святитель Иларион видели стремление Ярослава утвердить Русскую церковь наравне с Константинопольской.
В Повести временных лет говорится, что «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное» [2, с. 25].
Далее летописец приводит в пример царя Соломона и вспоминает его притчу: «Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: "Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень... Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать» [2, с. 25].
В связи с вышесказанным, школьникам следует напомнить, что при благоверном князе Ярославе Мудром Киев приобрел красоту и благолепие подобающее столице новой христианской державы и стал образцом для устроения городов по всей Руси.
Княжение благоверного князя Ярослава ознаменовано воздвижением многих храмов. Важнейший из них
— Софийский собор в Киеве, где, по свидетельству летописца, была устроена библиотека: «Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам» [2, с. 25].
Киевский Софийский собор был построен византийскими мастерами по образцу константинопольского, только в гораздо меньшем размере и с некоторыми отличиями. Искусствоведы отмечают, что киевский храм также крестообразный в плане и обнесен с трех сторон: западной, северной и южной — галереями. Византийская София имеет шесть апсид и один купол, а киевская — пять апсид и тринадцать куполов, что символизирует Иисуса Христа в окружении двенадцати апостолов и способствует устремленности всех форм киевского храма к небесам. Внутри оба храмы роскошно украшены мозаиками и фресками.
Для школьников целесообразно рассмотреть идею сохранившейся в фрагментах фрески «Подношение Христу», изображавшей семью благоверного князя Ярослав Мудрого на северной, западной и южной стенах главного нефа Софийского собора в Киеве. На ней были представлены: сам князь с моделью Софийского собора в руке и его жена княгиня Ирина подходящие с двух сторон ко Христу, восседающему на престоле; за
отцом следуют сыновья, за матерью — дочери. Эта композиция снова отсылает потомков к личности царя Соломона, построившему храм, принятый Богом.
В «Слове законе и благодати» Святитель Иларион, обращаясь с похвалою к равноапостольному князю Владимиру, свидетельствовал об его сыне благоверном князе Ярославе, в крещении Георгию: «Доброе же весьма и верное свидетельство <тому> — и сын твой Георгий, которого соделал Господь преемником власти твоей по тебе, не нарушающим уставов твоих, но утверждающим, не сокращающим учреждений твоего благоверия, но более прилагающим, не разрушающим, но созидающим. Недоконченное тобою он докончил, как Соломон — <предпринятое> Давидом. Он создал дом Божий, великий и святой, <церковь> Премудрости его, — в святость и освящение граду твоему, — украсив ее всякою красотою: и золотом, и серебром, и драгоценными каменьями, и дорогими сосудами. И церковь эта вызывает удивление и восхищение во всех окрестных народах, ибо вряд ли найдется иная такая во всей полунощной стране с востока до запада» [3].
Приведенная цитата митрополита Илариона содержит глубинный смысл духовно-нравственного воспитания многих поколений россиян, который основывается на евангельском изречении «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего» (Мф.16:27). Как Христос — Сын Божий пришел на землю во славе Отца Своего, так и каждый сын человеческий своими делами и поступками должен умножить славу отца земного и прославить Отца Небесного. Поэтому главным заветом отца к сыну было продолжение начатых добрых дел, наиболее важным из которых было благоустроение земного Отечества. Хваля благоверного князя Ярослава митрополит Иларион прославляет и его отца, князя Владимира, напоминая потомкам о том, что в далекие времена таким же славным сыном был Соломон, который завершил начатое его отцом Давидом строительство храма.
Образ Ярослава, подносящим макет храма Иисусу Христу и ведущим за собой свою семью, в изобразительной форме раскрывал смысл евангельского изречения и утверждал идею образ мудрого правителя, наследующего положительный опыт предков и приносящего результат этого наследования Богу, и, что еще очень важно, ведущего за собой потомков.
Второй по значимости Софийский собор был возведен в княжение благоверного князя Ярослава Мудрого в Великом Новгороде. Он имеет три апсиды и пять куполов, а внутри расписан фресками. Храм строил сын Ярослава Мудрого, благоверный князь Владимир (1020—1052), нареченный отцом в честь деда. По преданию, храм был заложен в день празднования святых равноапостольных императора Константина и его матери царицы Елены. Их фресковое изображение присутствует на пилоне южной паперти. Оно призвано напомнить потомкам о небесных покровителях первых равноапостольных на Руси — равноапостольном князе Владимире, которого летописец называл «новым Константином» и его бабушке Ольге, в крещении Елены, а также о тех, кто строил храмы Богу на земле.
В куполе новгородской Софии изображен Христос Вседержитель. Предание гласит, что писавшие фреску мастера тщетно пытались изобразить Христа с благословляющей десницей и переделывали рисунок сжатой правой кисти, пока не услышали божественный голос: «Писари, писари, о писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание...» [4]. Это предание содержит указание на стремление всех князей к самодержавной власти и осмысление ее, как единственно на земле праведной и Богу угодной.
На освящение храма в 1050 году князь Владимир пригласил своих родителей князя Ярослава и княгиню Ирину, а через двадцать дней умер. Построенный им храм стал для него усыпальницей.
Третьим Софийском собором Древней Руси стал храм в Полоцке. После него строительство храмов в честь Премудрости Божией приостанавливается на века, и только в 1568 году первый русский царь Иоанн Грозный (1530—1584) заложил Софийский собор в Вологде, где государь задумал сделать свою северную резиденцию. Достраивал храм его сын, благоверный царь Федор Иоаннович (1557—1598), в царствование которого было учреждено патриаршество.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что возведение Софийских соборов на Руси фиксирует важные исторические вехи — начало государственности и установления власти — княжеской после Крещения и царской в XVI веке. Эти вехи важно осветить школьникам для уяснения ими духовно-нравственного содержания лидерства, которое всегда сопряжено гражданской идентичностью. Праведный правитель (лидер) не может быть в духовном отрыве от вверенных ему людей, и только осознания отчей связи с ними и сыновей со своими предшественниками дает ему силу и мудрость в принятии решений и укрепляет в нем ответственность за будущее.
В завершение занятий для выявления рефлексивной оценки изученного материала целесообразно задать школьникам задания:
а) на повторение: где находятся Софийские соборы и какие события с ними связаны?
б) на обнаружение смыслов: является ли исторически значимым для россиян история Киевской Софии и почему?
в) для актуализации творческого потенциала: представьте, что Вы правитель России и решили построить Софийский собор. Какое место Вы выберете для возведения храма? Что послужит Вам ориентиром? Каким будет Ваш храм? Опишите его. Кому будет предназначаться Ваш храм? Какие идеи он будет нести потомкам?
В традициях православной культуры премудрость — это свойство Бога, поэтому премудрым именуют того, кто исполняет волю Бога. Премудрый царь или правитель — это тот, кто, подобно Соломону, возлюбил
Бога и исполнил заветы отца земного. Апостол Павел говорил: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13:1—2).
Разговор о Софийских соборах с пятиклассниками позволяет рассмотреть актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания лидера и связаннее с ними вопросы ответственности за данные полномочия и возможности влиять на судьбу другого человека.
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 2002. Т. 1—4.
2. Повесть временных лет [Электр. ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=52345 (дата обращения: 30.05.19).
3. Слово о законе и благодати митрополита Илариона [Электр. ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 (дата обращения: 31.05.19).
4. Легенды и предания древнего Новгорода [Электр. ресурс]. URL: http://likirussia.ru/content/view/1237/ (дата обращения: 30.05.19).
References
1. Dal' V.I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [The explanatory dictionary of Great Russian language] in 4 vols. Moscow, 2002. Vol. 1—4.
2. Povest' vremennykh let [Story of bygone years]. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=52345 (accessed: 30.05.19).
3. Slovo o zakone i blagodati mitropolita Ilariona [Speech about law and paradise of metropolitan Hilarion]. Available at: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 (accessed: 31.05.19).
4. Legendy i predaniya drevnego Novgoroda [Legends and stories of ancient Novgorod]. Available at: http://likirussia.ru/content/view/1237/ (accessed: 30.05.19).
Gusakova V.O. "Wisdom has built herself a house". Axiological bases of the study of Sophia cathedrals in the spiritual and moral education of school students. The article focuses on the theme of the building of Sofia's cathedrals in Russia over the historical and cultural perspective and symbolical and allegorical sense. The facts and the legends, connected with this theme, make it possible to solve the relevant problems of education: encourage formation of civic identity, moral and spiritual qualities in school students. Due to complexity of this theme, we recommend working on this topic in the context of "The bases of the spiritual and moral culture of peoples of Russia" curriculum. It is concluded that power is God-given to those who faithfully fulfil precepts of the earthly father and glorifies the Heavenly Father, has a civil identity and spiritual bond with the people, the power of will, wisdom, and responsibility.
Keywords: wisdom, precept, temple, Sofia's cathedral, father and son, spiritual and moral education.
Сведения об авторе. Виктория Олеговна Гусакова — кандидат искусствоведения, методист Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии; ORCID: 0000-0002-2924-6886; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2020. Принята к публикации 15.03.2020.