Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 27 (165).
Филология. Искусствоведение. Вып. 34. С. 74-77.
А. О. ложкина
«житие свЯтЫЯ БлАжЕннЫЯ И РАВНОАПОСТОЛЬНЫЯ И В ПРЕМУДРОСТИ ПРЕСЛОВУЩИЯ ВЕЛИКИЯ КНЯГИНИ ОЛГИ...»: К ВОПРОСУ О ЖЕНСКОЙ СВЯТОСТИ В ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРА ТУРЕ
В статье предлагается рассмотреть образ святой великой княгини Ольги, в особенности, тех качеств и черт ее характера, благодаря которым она была причислена к лику святых. Уделяется внимание рассмотрению влияния агиографического канона на создание образа женщины-святой. Также в данной работе предпринимается попытка объяснить причины почитания княгини Русской православной церковью, как равноапостольной святой.
Ключевые слова: святая; образ женщины-святой; житийное произведение; агиографиче-
ский жанр; агиографический канон.
В научной среде существует множество мнений относительно исторической роли княгини Ольги в судьбе не только русского народа, но и всего Российского государства. Бесспорным же остается тот факт, что Ольга представляет собой и величественный образ княгини, с сильной волей, высоким достоинством и мужеством, и образ подлинного государственного деятеля, и яркой, многогранной личности, и, несомненно, образ любящей матери. Именно этой женщине, благодаря Промыслу Божиему, выпала честь сделать выбор, определивший дальнейшее историческое развитие России. Очень убедительно звучат слова патриарха, крестившего святую: «Благословити тя имут сынове рустии в послЬдняя дни родовъ внук твоих»1. Самой же княгине сделанный ею выбор определил церковное почитание как равноапостольной святой.
Почитание княгини Ольги как равноапостольной предполагает то, что она признана Русской Церковью равной по значению апостолам в деле распространения христианской веры: «единоревнительница апостоломъ»2
«единоревнительнице апостолом, их же трудом сродствова, с ними же и жребий наслЬдо-ва равночестнаго проповЬдания Божия благодати Рустей земли»3.
Подобный взгляд на образ княгини Ольги представляет для нас наибольший интерес. Именно это определяет цель нашей работы -мы попытаемся рассмотреть, благодаря каким чертам характера и благодаря совершению каких великих дел, княгиня причислена к лику святых. Нам важно выяснить, во-первых, каков образ женщины-святой в данном житийном произведении, во-вторых, каково влияние агиографического канона на создание образа
святой и, в-третьих, с помощью каких художественных средств он создается.
Актуальность нашей работы заключается в том, что в настоящее время в условиях переоценки ценностей важным становится обращение к исторической памяти народа и целой страны, а также к культурным ценностям и идеалам прошлого с целью сохранения культурной памяти, без которой невозможно существование человека.
Для создания наиболее полного образа святой-женщины - княгини Ольги, обратимся к вопросу толкования понятия святости в христианской традиции. Понятие святости является фундаментальным понятием христианского учения. По справедливому замечанию В. Н. Топорова, святость понимается «как некое «сверхчеловеческое» благодатное состояние, когда происходит возрастание в духе, творчества в духе»4. Как отмечает исследователь, русское слово святой обозначает возрастание, набухание, вспухание, то есть увеличение объема или иных физических характеристик. Таким образом, «святой - это тот человек, в ком пребывает особый вид духовно благодатного возрастания, называемого святостью»5. Святой - это, прежде всего. христианин, который, очистившись от греха, стяжал Духа Святого. К свидетельствам подобной святости могут быть отнесены: вера Церкви в святость подвижника; мученическая смерть за Христа или за веру; совершение чудес; высокое церковное просветительское служение; заслуги перед Церковью; добродетельная, праведная и святая жизнь и другое. В целом святость - это высший идеал, высшая духовная ценность. А «в русских святых мы чтим не только небесных покровителей
святой и грешной России, - как писал Г. П. Федотов, - в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути»6. Далее, основываясь на изложенной христианской концепции святости и критериях святости, обратимся непосредственно к рассмотрению данного житийного произведения и образа святой.
«Житие святыя блаженныя и равноапо-стольныя и в премудрости пресловущия ве-ликия княгини Олги, нареченныя во святомъ крещении Елены, иже бысть предтеча ру-скаго рода во благочестие к Богу и о муже-ственномъ ея подвизЬ, и како в царствующем граде получи святое крещение, и о преставлении ея, и о принесении многочюдесных и нетлЬных мощей ея, и отчасти похвала» как жанр агиографии традиционно начинается с риторического вступления. Уже во вступлении встречаем фразу, предваряющую все дальнейшее повествование житийного произведения: «Бяше во всей жизни своей святая и богомудрая и равноапостолная великая княгиня Олга, претворенная во святом крещении Елена.. .»7 Как известно, в переводе с древнегреческого имя Елена означает «Факел», это может быть интерпретировано таким образом: святая приняла духовный огонь, неугасший во всей истории христианства на Руси, а ставший неким выражением горения ее духа.
В основной части житийного произведения, следующей за вступлением, летописец повествует о жизненном пути святой, о ее великих подвигах. Уже в отроческом возрасте, когда случилась встреча Ольги с будущим мужем Игорем, она была «велми юна сущи, доброзрачна же и мужествена»8, что очень понравилось князю. Этим и руководствовался Игорь, когда пришло время ему жениться: «воспомяну дивную въ дЬвицах Олгу, юже видЬ своима очима мужествену сущу и благо-образну, и еже от устъ ея слыша хитростныя глаголы и целомудреный нравъ ея видЬвъ»1. «Доброзрачна», «мужественна», «благообразна», «хитростныя глаголы», «целомудреный нравъ» - всеми этими качествами обладала Ольга с раннего возраста, именно они указывали на ее святость в будущем.
После убийства древлянами князя Игоря, Ольге ничего не оставалось, как «по малу нача укреплятися, и женскую немощь забывши и мужеским смыслом обложися»9. Ей выпал жребий стать управителем Русского государства не в самый благоприятный период
его развития, но это, в свою очередь, не сломило ее дух, а наоборот, дало возможность проявить наиболее яркие черты характера -мужественность, отважность, мудрость, хитроумность и многие другие.
Для будущей святой немаловажным является соблюдение телесной чистоты, этому в полной мере соответствовала княгиня Ольга. Летописец усиливает данное качество святой употреблением очень яркого сравнения: «по лишении же мужа не изволи посягнути ко другому мужу; уподобися горлицы единомужней»10, далее в тексте встречаем еще пример, указывающий на данное качество будущей святой: «тщатеся в чи-тотЬ и в целомудрии пребывати и тЬло свое неоскверненоснабдЬти»1.
Помимо чистоты телесной, Ольга соблюдала духовную чистоту, укрепляла свой духовный стержень. Она изъявила желание стать истинной христианкой, и главное то, что это желание возникло не по принуждению, а очень легко и свободно, от сердца и от души: «чист и целомудръ смыслъ имяше и желанием желаше християна бытии не ну-жею нЬкоею, но самовластным хотЬниемъ»10, «свыше свЬтом разума осияема, благодатию Святаго Духа учима и направляема. своима очима желаше видЬти красоту службы хри-стиянския, и слышати слово благочестия, и разумно увЬдати православную вЬру; и без всякого сумнЬния желаше креститися»11.
Полностью согласимся с высказыванием В. С. Колесниковой о крещении: «Крещение есть духовное рождение, в котором силою обличия во Христа умирает природный человек с присущим ему первородным грехом и рождается новый»12. Княгиня Ольга выбирает именно этот путь: «И тако совлечеся всея грЬховныя одежды, отложши ветхаго человЬ-ка и дЬла поганская, и облечеся в новаго Адама, еже есть во Христа. и возрадовася душею и тЬлом радостию неизглаголанною»13. Таким образом, Ольга умирает для жизни земной и телесной и возрождается для жизни вечной, духовной и святой.
Согласно библейской традиции, первая женщина - Ева нарушает запрет Бога: не вкушать плоды с Древа Познания. Она первая поддается соблазнителю, а затем влечет за собой и мужчину. В результате грехопадения происходит разрыв человека с Богом, нарушается гармония в отношениях как между Богом и человеком, так и между мужчиной и
женщиной. Княгине Ольге же удалось распознать в словах царя Ивана Цимисхия лукавого: «Богомудрая же Олга уразумЬвши, яко сий совЬт от навЬта лукаваго диявола, Евина запинателя, иже в Раи древле во змию вселися и возвиста на первозданных»14. Обратившись к Богу с молитвой, ей удается исправить ошибку Евы, восстановить ранее потерянную гармонию. Подобный поступок, еще раз доказывающий силу, крепость и непоколебимость духа женщины, бесспорно, дает право называть ее женщиной-святой.
Ольга с открытым сердцем и душой принимала Божественное учение: «Блаженная же Олга, поклонши главу, стояше аки губа морская от росы небесныя напаяема, Божественных писаний учение в сладость приимаше от святЬйшаго патриарха»15. Любовь к духовной литературе угадывала в образе Ольги будущую святую. Патриарх, «видЬв блаженныя глубокое смиреномудрие, и крЬпкодушевный смысл», благословил Ольгу на совершение ею дальнейших благих дел: «О чадо вЬрное небеснаго отца, миръ тебЬ и благословение и всему роду державы твоея во веки! О чадо честнЬйшее, уневЬстившееся Христо-ви, во Христа крестилася еси и во Христа облечеся!»16. Летописец подчеркивает такое качество святой, как «смиреномудрие», которое является не только очень важным условием святой жизни, но и условием спасения человека. По словам Иоанна Лествичника: «Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамения и чудес; но без смирения никто не внидет в небесный чертог»17.
Крестившись и получив благословение, Ольга пожелала, чтобы и весь русский народ узнал о христианской вере: «обходящи грады и веси во всей Русстей земли всЬм лю-дем благочестие проповЬдая и учаше их вЬре Христове, яко истинная ученица Христова»18. Она была не только распространителем и проповедником христианского учения, но и искусным государственным деятелем, даже реформатором. Именно княгиня Ольга, как повествует летописец, стала основателем Пскова на том месте, где ей было дано видение: «мЬсто оно пресвЬтлыми лучами осия-ваемо бЬ»18, Ольга также заложила церковь «Святыя Живоначальныя Троица». Святая искренне стремилась и сына своего Святослава склонить к принятию христианской веры: «Аще ты, о сыну мой, истинно прелепишися любви Господа Исусъ Христа и во имя его
крестишися...и сугубу славу и честь от всЬх приобрящеши себЬ»19. Но Святослав не прислушался к словам матери, не захотел стать «посмешищем» для своей дружины. Не найдя последователя в лице своего сына, Ольга обрела его в лице внука: «внук ея великий князь Владимир по нЬколице времени получи святое крещение и вся люди земля своея приведе во крещение»20.
Святая великая княгиня Ольга после своего преставления, как она и завещал своему сыну Святославу, была погребена как истинная христианка по всем христианским обычаям: «И ту прозвитер ея, отпЬвъ над нею уза-коненыя псалмопЬния и молитвы и прочая службы совершив, благоговЬйно погребе ю; и вся яже о ней содЬяше тогда по повЬлению ея»21.
Еще одной из особенностей святости является совершение посмертных чудес и нетление тела. Именно таковыми и оказались мощи святой княгини Ольги: «Честныя же ея мощи по преставлении ея пребыша в земли лЬт яко тридесят; обрЬтены же быша цЬлы и нетлЬнны. От них же различныя чюдеса и многая исцЬления содЬвахуся приходящим с вЬрою благодати Христовою.»21.
После смерти княгини Ольги князь Владимир в Киеве основал церковь во имя Пресвятой Богородицы, куда были перенесены «нетлЬнныя мощи блаженныя Олги»22. И там продолжали происходить чудеса возле ее святых мощей: «и всЬм приходящим ко святым ея мощем с вЬрою само оконце отверзашеся, и явно зряху цЬлы и нетлЬнны лежаща святыя мощи блаженныя Олги, и свЬтяхуся яко солнце. И яцем же, кто недугом одержими бываху, и ту исцьления получаху и здравы отхожаху в домы своя. А иже кто с маловЬрием прихо-дяй, и тЬм не отверзашеся само оконце то»22.
Заключительная часть житийного произведения посвящена похвалам святой - «богоизбранному сосуде цЬломудрия, исполненному божественнаго разума не от человЬче-скаго научения, но от вышняя премудрости и благодати Святаго Духа!»23. Летописец не скупится на использование ярких сравнений и эпитетов: «Аки звЬзда пред солнцем, и яко заря пред свЬтом, и яко луна в нощи сияше, тако блаженная в невЬрных человЬцех свЬтя-шеся, и яко бисер в тимЬнии калнем блещася, ему же скверна не прикасашеся»24, «пресвЬт-лая свЬще, осветивый нам пут правовЬрия», «свЬтолучная заре, облиставшая нам Божией
правды утро и день спасительный», «бого-сиянная русская звЬзда, предоидущая пред солнцем божественныя благодати, иже осия и просвЬти весь род руский сынопорожениемъ купЬли духовныя», «вси вкупЬ пресвЬтлии свЬтильницы четрвероименитии»23. Характерно то, что все слова, которыми, либо непосредственно именуется святая, либо опосредованно, через действия, имеют в своем составе компонент «свет». Подобное символичное использование сравнений и эпитетов может быть интерпретировано таким образом: княгиня Ольга, пройдя таинство святого крещения, встав на светлый путь принятия Божией благодати, смогла увлечь за собой весь русский народ, выведя его из тьмы неверия. Показателен еще и тот факт, что на протяжении всего текста подчеркивается черта премудрости и богомудрости Ольги: «святая и богомудрая»25, «такову премудрость. обрЬте от Бога»8, «супружницу его Олгу премудрую возмем»9, «сея блаженная Олги премудрости»10, «богомудрая же Олга»14, «Не от человЬк блаженная поучашеся истиннЬ, но свыше учителя имЬ Божию премудрость»26 и др. Все примеры подтверждают избранность святой перед Богом и наделение ее таким божественным качеством, как мудрость.
В заключительной части житийного текста летописец высказывает мысль о том, что святая княгиня Ольга стала образцом православной богоугодной жизни для последующих поколений русских святых, не только мужчин, но и, что наиболее показательно, женщин: «и прочии в роды и роды и до нынЬ и во веки, не токмо едини мужескаго полу но мнози и женскаго состава, ревнующе вашему богоугодному нраву, православно пожиша и, нынЬ живуще мнози совершено Богу угодиша, и Богом прославлени быша.»27.
Таким образом, все вышеизложенное указывает на то, что княгиню Ольгу по праву можно назвать равноапостольной святой. В работе мы рассмотрели те качества героини, благодаря которым создается образ женщины-святой, одни из которых обусловлены агиографическим жанром - житие, другие - непосредственно присущи героине (святая княгиня Ольга вошла в историю как духовная мать всего русского народа), они придают образу святой индивидуальность.
Примечания:
1 Житие святыя блаженныя и равноапостоль-ныя и в премудрости пресловущия великия княгини Олги, нареченныя во святомъ крещении Елены, иже бысть предтеча рускаго рода во благочестие к Богу и о мужественномъ ея подвизЬ, и како в царствующем граде получи святое крещение, и о преставлении ея, и о принесении многочюдесных и нетлЬных мощей ея, и отчасти похвала // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 12. XVI век. СПб. : Наука, 2003. С. 342.
2 Там же. С. 358.
3 Там же. С. 374.
4 Топоров, В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М. : Гнозис, 1995. С. 9.
5 Там же. С. 11.
6 Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / пре-дисл. Д. С. Лихачева и А. В. Меня ; ком. С. С. Бычкова. М. : Моск. рабочий, 1990. С. 27.
7 Житие. С. 324-326.
8 Там же. С. 328.
9 Там же. С. 330.
10 Там же. С. 336.
11 Там же. С. 338.
12 Колесникова, В. С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму. М. : ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. С. 75.
13 Житие. С. 342.
14 Там же. С. 340.
15 Там же. С. 342.
16 Там же. С. 348.
17 Иоанн Лествичник. Лествичник. 6-е изд. М., 1901. С. 171.
18 Житие. С. 358.
19 Там же. С. 356.
20 Там же. С. 360.
21 Там же. С. 364.
22 Там же. С. 372.
23 Там же. С. 374.
24 Там же. С. 366.
25 Там же. С. 324.
26 Там же. С. 364.
27 Там же. С. 376.