Научная статья на тему 'Слова на память святого Гурия Казанского: к вопросу о неизвестных сочинениях Димитрия Ростовского'

Слова на память святого Гурия Казанского: к вопросу о неизвестных сочинениях Димитрия Ростовского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ / АВТОРСКИЕ РУКОПИСИ / НЕИЗВЕСТНЫЕ СОЧИНЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ / ПРОПОВЕДИ / ГИМНОГРАФИЯ / ST DIMITRY METROPOLITAN OF ROSTOV / AUTHOR'S MANUSCRIPTS / UNKNOWN WORKS / PROBLEMS OF ATTRIBUTION / SERMONS / HYMNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федотова Марина Анатольевна

Проповеди святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского (1651-1709), составляют один из самых больших пластов его творчества, поэтому вопрос принадлежности ему многих слов и поучений все еще остается актуальным. Проповеди обнаруживаются в рукописных сборниках его сочинений. Некоторые из них были созданы и вышли из ростовского скриптория (среди них есть авторские рукописи из библиотеки митрополита), другие читаются в сборниках проповедей, которые не были созданы при жизни митрополита, но переписаны с использованием его черновых рукописных материалов. К таким сборникам относится рукопись, рассматриваемая в статье М. А. Федотовой «Слова на память святого Гурия Казанского: к вопросу о неизвестных сочинениях Димитрия Ростовского», из собрания Ростовского музея-заповедника, № 828. В ее составе содержатся две неизвестные и не опубликованные ранее проповеди, сохранившиеся в единственном списке в данной рукописи. Они написаны на память святого Гурия, митрополита Казанского: первая на 20 июня (на день перенесения мощей святого в Казанский кафедральный Благовещенский собор) и вторая на 5 декабря (на день смерти святого). В данной статье представлен анализ этих слов, а также других сочинений святителя Димитрия Ростовского, созданных на память Гурия Казанского. К этим текстам относятся две службы, написанные, соответственно как и проповеди, на день смерти святого Гурия и на день перенесения его святых мощей, проложное житие и еще одно поучение, получившее широкое распространение в рукописной традиции и опубликованное в первом собрании сочинений святителя Димитрия 1786 г. Все эти тексты, по мнению автора статьи, могли составлять единый комплекс, который не получил своего завершения, в отличие, например, от текстов, созданных митрополитом и посвященных девяти мученикам кизическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Федотова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERMONS IN MEMORY OF ST. GURIAS OF KAZAN: ON THE PROBLEM OF DIMITRY'S OF ROSTOV UNKNOWN TEXTS

Sermons are one of the largest parts in the literary heritage of the holy bishop Dimitry, metropolitan of Rostov and Yaroslavl (1651-1709), which is the reason why problems of attribution with regard to many of his sermons are still topical. The sermons are found in manuscrip collections of his works. Some of them were compiled and originated from the scriptorium of Rostov (among these there are the author's manuscripts from the metropolitan's library), the others are read in collections of sermons that were not created in the metropolitan's lifetime, but were written with the use of his draft manuscript materials. Among such collections there is a manuscript that is studied in this article. It originates from the collection of Rostov Museum-Reserve, № 828 and contains two unknown and previously unpublished sermons surviving in a single copy only in this manuscript. They were written for the feast day of St. Gurias, metropolitan of Kazan: the first one for 20 January (the day of the translation of the relics of the saint to Kazan Cathedral of Annunciation); the other one for 5 December (the day of death of the saint). The article offers the analysis of these sermons, as well as of other writings of bishop Dimitry of Rostov made for the feast day of Gurias of Kazan. Among these texts there are two services written, like the sermons, for the day of death of St. Gurias and for the day of the translation of his relics; a prologue Life and another sermon that became very popular in the manuscript tradition and was published in Dimitry's first collection of works (1786). All these texts could form a unifi ed complex that was not completed, as opposed to, for example, the texts dedicated to the nine martyrs of Cyzicus.

Текст научной работы на тему «Слова на память святого Гурия Казанского: к вопросу о неизвестных сочинениях Димитрия Ростовского»

Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология.

2018. Вып. 56. С. 86-105

Федотова Марина Анатольевна,

канд. филол. наук, ст. науч. сотр., Институт Русской

литературы (Пушкинский Дом) РАН, Российская Федерация, 192236,

г. Санкт-Петербург, ул. Софийская 20-4-40 [email protected]

ORCID: 0000-0001-5167=34-14

Слова на память святого Гурия Казанского:

К ВОПРОСУ О НЕИЗВЕСТНЫХ СОЧИНЕНИЯХ

Димитрия Ростовского*

М. А. Федотова

Аннотация: Проповеди святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского (1651—1709), составляют один из самых больших пластов его творчества, поэтому вопрос принадлежности ему многих слов и поучений все еще остается актуальным. Проповеди обнаруживаются в рукописных сборниках его сочинений. Некоторые из них были созданы и вышли из ростовского скриптория (среди них есть авторские рукописи из библиотеки митрополита), другие читаются в сборниках проповедей, которые не были созданы при жизни митрополита, но переписаны с использованием его черновых рукописных материалов. К таким сборникам относится рукопись, рассматриваемая в статье М. А. Федотовой «Слова на память святого Гурия Казанского: к вопросу о неизвестных сочинениях Димитрия Ростовского», из собрания Ростовского музея-заповедника, № 828. В ее составе содержатся две неизвестные и не опубликованные ранее проповеди, сохранившиеся в единственном списке в данной рукописи. Они написаны на память святого Гурия, митрополита Казанского: первая — на 20 июня (на день перенесения мощей святого в Казанский кафедральный Благовещенский собор) и вторая — на 5 декабря (на день смерти святого). В данной статье представлен анализ этих слов, а также других сочинений святителя Димитрия Ростовского, созданных на память Гурия Казанского. К этим текстам относятся две службы, написанные, соответственно как и проповеди, на день смерти святого Гурия и на день перенесения его святых мощей, проложное житие и еще одно поучение, получившее широкое распространение в рукописной традиции и опубликованное в первом собрании сочинений святителя Димитрия 1786 г. Все эти тексты, по мнению автора статьи, могли составлять единый комплекс, который не получил своего завершения, в отличие, например, от текстов, созданных митрополитом и посвященных девяти мученикам кизическим.

В рукописи Ростовского музея-заповедника (далее — РМЗ), № 828 читаются две проповеди на память святого Гурия Казанского: л. 151—155 об. «Слово похвальное первое на святаго Гуриа, перваго архиепископа Казанскаго» (тема не обо-

* Статья написана при поддержке гранта РФФИ 18-012-00236 (Проповеди Димитрия Ростовского: проблемы атрибуции и научного издания).

значена; нач.: «Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его, безъсмертия бо есть и радости неизъглаголанныя исполнена память его...»); л. 155 об.—160 «Слово второе на святаго Гуриа, перваго архиепископа Казанскаго» (тема не обозначена; нач.: «Святый Гурий первый бысть архиепископ и пастырь Казанский ...»). На л. 160 данной рукописи (в конце второй проповеди) имеется запись, касающаяся обоих текстов: «Сии оба слова списаны с подлинных черных святителя Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, рукою его черненные» (ил. 1). Далее идет приписка о назначении Гурия митрополитом Казанским, вероятно, также списанная с собственноручной записи Димитрия Ростовского: «Лета 7063 году повелением благочестиваго государя царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея Русии и по благословению Ма-кария митрополита всея Русии сошлися вси русские архиепископы и епископы, архимандриты и игумены, и весь священный собор в царствующий град Москву на исправление церковных вещей, на утверждение православныя веры. Тогда же благоверный царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Русии, советовав с Макарием митрополитом всеа Русии и со всем освященным собором, приговорил быти на Казанском царствии на утверждение христианския веры архиепископу архимандритом и игуменом в Свияжском городе архимандриту»1. Обе проповеди никогда не были опубликованы и сохранились в единственном списке в данной рукописи.

Ил. 1

Рукопись из РМЗ, № 828 была подробно описана А. А. Крумингом2. Писец этого сборника, как отметил А. А. Круминг, определенно был знаком с первым собранием сочинений Димитрия Ростовского 1786 г.3 и подобрал для своего сборника произведения митрополита, прежде всего проповеди, в том числе и отсутствующие в этом издании, используя при этом подлинные, вероятно, черновые рукописи святителя4. Рукопись РМЗ, № 828, таким образом, принадлежит к тому типу сборников Димитрия Ростовского, которые не являются «авторизованными» сборниками сочинений, т. е. не были созданы при его жизни и не

1 Текст записи согласуется с текстом второй проповеди, см. л. 158—158 об.

2 Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись ростовского музея № 828) // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993. С. 69—91.

3 Собрание разных поучительных слов и других сочинений святого Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, на шесть частей разделенное, с приложением Жития его, Духовной грамоты святаго Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, и Надгробной, 1—6, Москва, 1786. См. также: Федотова М. А. О первом издателе и первом издании проповедей Димитрия Ростовского // Slovene = СловЬне. International Journal of Slavic Studies. 2018. Vol. 7. № 1. С. 148-173.

4 Круминг. Указ. соч. С. 69.

имеют маргиналий и правки, сделанных его рукой, но имеют ряд особенностей. С одной стороны, кроме уже известных опубликованных произведений Димитрия Ростовского, в их составе обнаруживаются неизвестные сочинения святителя, с другой — среди текстов есть произведения, Димитрию Ростовскому не принадлежащие, а потому мы не всегда можем использовать эти рукописи как «авторитетные» при атрибуции сочинений святителя Димитрия. К таким сборникам, кроме ростовской рукописи, принадлежат рукописи РНБ, собр. А. А. Титова, № 35575 и РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25.

Для доказательства того, что рукопись РМЗ и рукопись, например из собрания Титова, № 3557 были созданы с использованием черновых материалов святителя Димитрия, можно привести тот факт, что в них читается «Краткое учение о седми таинствах Церкви» (нач.: «Вопрос: Что суть таинства? Отв%т: Таинства суть видимые знамения невидимой благодати Божей...»). Текст «Краткого учения о седми таинствах церкви» святителя Димитрия Ростовского, исправленный собственною его рукою, был издан факсимильно А. А. Титовым в 1880 г.6 Это сочинение не является самостоятельным и оригинальным трудом митрополита. В православной украинской письменной практике уже существовал ряд памятников подобного катахезического типа: «Наука о седми тайнах церковных» (1618), «О сакраментах или тайнах в посполитости» Сильвестра Косова (1637, 1638, 1642, 1653)7, «Евхалогион» Петра Могилы (1646) и др.8 На эти сочинения и было ориентировано «Краткое учение о седми таинствах Церкви» ростовского митрополита. В рукописи РМЗ, № 828 (л. 193—195), как и в рукописи собр. А. А. Титова, № 3557 (л. 127—130) сохранился список этого сочинения, в котором учтена вся правка, сделанная рукой святителя и отраженная в издании Титова. Таким образом, можно утверждать, что писцы видели текст, правленный митрополитом и впоследствии изданный А. А. Титовым, и переписали его с учетом правки. Что касается рукописи РГБ, из собр. А. И. Хлудова, № 25, то можно отметить многочисленные маргиналии, указывающие на дату и место произнесения той или иной проповеди, имеющиеся в составе рукописи стихи, принадлежащие митрополиту, и главное — драму «Кающийся грешник», сохранившуюся в данной рукописи в единственном списке и вызывающую многочисленные споры среди исследователей драматургических сочинений святителя Димитрия.

5 Рукопись описана: Федотова М. А. Слово на память Леонтия, епископа Ростовского: к вопросу о неопубликованных сочинениях Димитрия Ростовского // IX чтения по истории и культуре Древней и Новой России: Материалы научной конференции / Ярославль 25—27 сентября 2014 г. Ярославль, 2016. С. 178-199.

6 Краткое учение о седми таинствах Церкви святителя Димитрия Ростовскаго, исправленное собственною его рукою / Издано А. А. Титовым (собственность издателя); С предисловием А. А. Титова. М., 1880.

7 См.: Запаско Я., 1саевич Я. Пам'ятки книжкового мистецтва: Каталог стародруыв, вида-них на Укра'Ы. Кн. 1 (1574-1700). Льв1в, 1981. С. 59, № 262; Украинские книги кирилловской печати ХУ1—ХУШ вв. Каталог изданий, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. Вып. 2. Т. 1: Киевские издания 2-й половины XVII в. М., 1981. С. 12, № 99.

8 См.: Корзо М. А. Освоение католической традиции московскими и киевскими книжниками XVII в.: Иннокентий Гизель и Симеон Полоцкий // Православие Украины и Московской Руси в ХУ—ХУП вв.: общее и различное / Под ред. М. В. Дмитриева. М., 2012. С. 290—301.

Тем не менее в рукописи РМЗ, № 828 (остановимся в нашей статье только на этой рукописи) читается ряд проповедей, которые приписываются Димитрию Ростовскому, но ему не принадлежат, а были написаны другими проповедниками. Приведем, например, проповеди Симеона Полоцкого:

л. 37—41 «Слово в недЬлю 5 по Пасце, о жене самаряныне» (тема не обозначена; нач.: «Источник воды живыя стоит ныне у кладенца Иаковля и жаждет, слушатели православнии...»)9;

л. 48 об.—54 «Слово в неделю 3 по святом Дусе» (тема: «Не можете Богу ра-ботати и мамоне. Словеса суть от Христа Господа, изреченная от божественнаго же евангелиста Матфея в главе 6, в зачале 18 положенная» <Мф 6. 24>; нач.: «Два закона во всяком обретаема еста человеце, православнии слушателие...»)10;

л. 55—59 об. «Слово в неделю 25 по святом Дусе» (тема: «Человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон и в разбойники впаде. Словеса суть Христа Бога нашего, к законнику глаголанная, от божественнаго евангелиста Луки во главе 10, в зачале 53 положенная» <Лк 10. 30>; нач.: «Обычно есть в мире на путех велицех разбоем бывати, слушателие православнии.»)11 ;

л. 60—64 «Слово в неделю 26 по святом Дусе» (тема: «Душе, имаши многа блага, лежащая на лета многа, почивай, яждь, пий, веселися. Словеса суть богача, в нынешнем Евангелии поминаема от божественнаго евангелиста Луки во главе 12, в зачале 66 положенная» <Лк 12. 19>; нач.: «В Бога богатевыйся и земными сокровищи не нищий, царь и пророк Давид добре богатыя века сего описует, слышателие православнии, сице он глаголет: "Богатство, аще течет, не прилагайте сердца". Пс 61» <Пс. 61. 11>)12;

л. 64—68 об. «Слово в неделю 28 по святом Дусе» (тема: «Человек некий сотвори вечерю велию и зва многия. Словеса суть Христа Бога, в нынешнем Евангелии чтенная от божественнаго Луки евангелиста, в главе 14 в зачале 76 положенная» <Лк 14. 16>; нач.: «Иисус сын Навин с Халевом сходничествоваше и соглядавше землю обетованную, дивне похвалиста ю пред лицем полков рода Исраильска, слышателие православнии.»)13;

л. 69—74 об. «Слово в неделю 30 по святом Дусе» (тема: «Учителю благи, что сотворив, живот вечный наследую. Словеса суть князя некоего ко Христу Господу глаголанная, евангелиста Луки в главе 18, в зачале 91 положенная» <Лк 18. 18>;

9 Симеон Полоцкий. Книга Обед душевный. М., 1691. Л. 48—53; Слово издано как сочинение Димитрия Ростовского: Московские церковные ведомости. 1891. № 39 (22 сентября). С. 507-509.

10 Симеон Полоцкий. Книга Обед душевный. Л. 124-140; Слово издано как сочинение Димитрия Ростовского: Странник. 1891. Т. 2 (Июнь-июль). С. 210-216; Московские церковные ведомости. № 16 (14 апреля). С. 239-241.

11 Симеон Полоцкий. Книга Обед душевный. Л. 418 об. - 425; Слово издано как сочинение Димитрия Ростовского: Странник. Т. 3 (Сентябрь). С. 20-26; Московские церковные ведомости. № 18 (28 апреля). С. 269-271.

12 Симеон Полоцкий. Книга Обед душевный. Л. 425 об. - 431 об.; Слово издано как сочинение Димитрия Ростовского: Странник. Т. 3 (Октябрь). С. 207-212; Московские церковные ведомости. № 24 (9 июня). С. 349-350.

13 Симеон Полоцкий. Книга Обед душевный. Л. 459 об. - 465; Слово издано как сочинение Димитрия Ростовского: Странник... Т. 3 (Ноябрь-декабрь). С. 370-375; Московские церковные ведомости. № 26 (23 июня). С. 365-367.

нач.: «Сей бе нынешний князь во стране сей, смерти подлежащей, и хотяше вни-ти во град жизни вечныя, но не веде пути праваго и безбеднаго, вводящаго в него»)14;

л. 143—150 об.: «Слово в день святыя мученицы Софии и чад ея Веры, Надежды и Любве» (тема: «Вдовицы чти, сущыя истинныя вдовицы. Словеса суть божественнаго апостола Павла к Тимофею, в первом послании во главе 5 положенная» <1 Тим 5.3>; нач.: «Многи суть вдовы в подсолнечней, слушателие пра-вославнии, и многое имеют различие между собою: суть бо едины вдовы злыя демонския, суть иныя мирския, еще иныя полма Христова, полма же демоновы, четвертыя совершенно суть Христов)15.

Таким образом, в рукописи РМЗ, № 828 читаются как тексты, приписанные Димитрию Ростовскому, так и тексты, им сочиненные и переписанные в сборнике с черновых бумаг, к последним относятся и два похвальных слова на память Гурия Казанского, которые он мог произнести в Ростове.

Святителем Димитрием Ростовским, кроме этих проповедей, Гурию Казанскому посвящены и другие тексты.

В 1-м томе Четьих Миней Димитрий Ростовский под 4 октября (на день обретения мощей, в собор казанских святых) поместил Житие святых Гурия и Варсонофия «Память в святых отец наших Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго, и обретение мощей ею» (нач.: Преподобный Гурий рождение и воспитание имЬ в градЬ РадонежЬ...», кон.: .с южныя страны олтаря храм создати, и в нем положити явЬ святыя святителей Божиих мощи, истачающия вЬрным исцЬления, в славу Бога, в Троици славимаго, нынЬ и присно и ввЬки вЬком. Аминь»)16. На полях издания маргиналий нет, т. е. источники текста не указаны. В библиотеке святителя Димитрия был Пролог 1685 г.17, в котором на лл. 123—125 читается Проложное житие «В той же день иже во святых отец наших Гуриа, архиепископа Казанскаго, и Варсонофиа, епископа Тверскаго, и обрЬтение мощей ею», текст этот был полностью заимствован святителем для своих Четьих Миней. А. М. Державин, изучавший источники «Книги житий святых», отметил, что Димитрий Ростовский исключил только тот факт Жития, что святой Гурий был поставлен на игуменство в Селижаров монастырь «от царя», и фразу, что кости святого Варсонофия «крепки бяху зело и никако-же слабости в составех имуще», что, подчеркнем, характерно для редакторской правки ростовского святителя18. В рукописи РНБ, собр. А. А. Титова, № 3561, содержащей краткие жития святых и составленной на основе Четьих Миней, на

14 Симеон Полоцкий. Книга Обед душевный. Л. 485—492; Слово издано как сочинение Димитрия Ростовского: Московские церковные ведомости... № 34 (21 августа). С. 267—272; № 35 (28 августа). С. 267—272; № 38 (18 сентября). С. 302—303.

15 Симеон Полоцкий. Книга Вечеря душевная. М. 1683. Л. 47 об. — 54 об.

16Димитрий Ростовский. Книга житий святых на месяцы первыя: сентябрь, октябрь, ноябрь. Киев, 1689. Л. 229—231.

17 См.: РГБ, Музей книги, № 1287 (т. 1), 1290 (т. 2).

18 Державин А., прот. Радуют верных сердца / Четьи Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Ч. 3: Приложение. М., 2012. С 93—94.

л. 412 (под 3 октября. — М. ф.) читается небольшая память святым Гурию Казанскому и Варсонофию Тверскому.

Известно, что, приехав на кафедру в Ростов и работая над последней, четвертой, книгой, Димитрий Ростовский проявил большой интерес к русским памятям и собирал через своих корреспондентов жития русских святых, которых было мало в первых трех книгах Четьих Миней. Результаты этих «поисков» митрополита находятся в том числе и в рукописи РГАДА, ф. 381 (рукописные книги Московской синодальной типографии), № 42019. На л. 61-99 об. этой рукописи читается «Житие и жизнь иже во святых отец наших Гуриа, перваго архиепископа новопросвященнаго града Казани, и Варсонофия, епископа тверскаго, казанских чудотворцев. Списано Ермогеном, митрополитом Казанским». Рукой Димитрия Ростовского на полях запись «Октовриа в 4 день», т. е. Димитрий Ростовский знал и располагал Житием святителей Варсонофия и Гурия Казанских, написанным в 1596-1597 гг. митрополитом Казанским и Астраханским Ермо-геном (Гермогеном, впоследствии патриархом Московским и всея Руси)20. Эта редакция Жития так и не вошла в «Книгу житий святых», хотя первая книга Четьих Миней была переиздана и некоторая правка Димитрием Ростовским была сделана21, но «Память в святых отец наших ...» изменений не претерпела.

Димитрий Ростовский, вероятно по просьбе митрополита Тихона (Воинова), возглавлявшего казанскую кафедру с 1699 г. по 1724 г., написал две бденные службы на память Гурия Казанского: на 5 декабря — на день смерти святого и на 20 июня — на день перенесения святых мощей святого Гурия в 1630 г. в Казанский Благовещенский кафедральный собор22. При некотором сходстве и повторах это два совершенно разных текста, которые и сегодня используются в богослужебной практике23. Книга со службами святому Гурию Казанскому 15 августа 1710 г. была вложена «в Нижней Новгород в соборную церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа по себе и по своих родителех в вечное поминовение»24 митрополитом Тихоном, как известно, происходившим из Нижнего Новго-

19 Описание рукописи: Державин. Указ. соч. Ч. 1. М., 2006. С. 240-255. См. об этой рукописи подробнее: Федотова М. А. К истории Четьих Миней Димитрия Ростовского: рукописные материалы // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11: Филология. С. 123-133.

20 Липаков Е. В., Чугреева Н. Н. Гурий // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 464-469.

21 Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: Очерк истории издания // Филевские чтения. Вып. 9: Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы / Под ред. Л. А. Янковской. М., 1994. С. 31-33.

22 См.: Литвина Т. А. Рукописные жития святых в казанских книгохранилищах // Русская и сопоставительная филология. Сер.: Языкознание (Русистика: синхронический и диахронический аспекты). Казань, 2003. С. 75-78.

23 См.: Минея на 12 месяцев. Декабрь, т. 1. М., 2002. С. 170-187; Минея на 12 месяцев. Июнь, т. 2. М., 2002. С. 161-181.

24 Каталог рукописных книг из собрания НГОУНБ / сост. И. В. Нестеров: Ч. 1. XV-XVII вв.Н. Новгород, 1999. С. 82-83. См. также рукопись: НГОУНБ, Р 55 (1-1-54), Служба Гурию первому епископу казанскому (Сер. XVII — нач. XVIII в., 127 л. [+5 форзацных]. 4° [19 х 5,5 см]. Полуустав).

рода25. Тихон Казанский вложил список службы в Преображенскую церковь неслучайно: святитель Гурий Казанский был похоронен у алтаря Преображенского собора Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Доказательством того, что службы были написаны именно святителем Димитрием Ростовским, является тот факт, что собственноручный черновой список со службами находился, согласно Инвентарной описи храмов, в ризнице храма Толгской Божьей Матери Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря26.

Кроме проповедей из сборника РМЗ, № 828, на память святого Гурия Димитрием Ростовским было написано еще одно слово, которое издано среди сочинений святителя: под 4 октября читается «Поучение в честную память, иже во святых отца нашего Гуриа, архиепископа Казанскаго» (без темы; нач.: «Апостольских нравов причастника, апостольски о спасении душ человеческих трудившагося, иже во святых отца нашего Гуриа, перваго архиепископа и просветителя земли Казанския.»). Первая публикация в Собрании сочинений 1786 г.27 Проповедь была широко распространена в рукописной традиции. Укажем самые «авторитетные» списки: РГБ, собр. А. И. Хлудова, № 25, л. 371-383 об.; РНБ, собр. А. А. Титова, № 100, л. 445-456 об.; РНБ, собр. А. А. Титова, № 3557, л. 503-526 об.; РНБ, собр. М. П. Погодина, № 1154, л. 88-107 об.; она сохранилась и в авторских сборниках митрополита: ГИМ, собр. М. И. Соколова, № 81, л. 129-164 об.; ГИМ, Синодальное собр., № 147, л. 359-374 об. Последний список имеет собственноручную правку и записи Димитрия Ростовского, а благодаря помете в списке РГБ, собр. Хлудова, № 25 («в Преображенском») мы знаем, что проповедь могла быть произнесена в Москве, в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря. Произнесение проповеди именно в Спасо-Преображенском соборе также закономерно, если еще раз вспомнить, что святой Гурий был похоронен в Преображенской церкви.

Все три проповеди носят самостоятельный характер, имеют разное предназначение.

«Поучение в честную память. Гуриа, архиепископа Казанскаго», опубликованное в издании 1786 г., имеет трехчастную структуру и по объему намного больше, чем два рукописных текста: часть первая «О страдальческом Гурия святого житии, бывшем в мире»; часть вторая «О преподобническом Гурия святого во иноческом житии»; часть третья «О архиерействе Гурия святого». В трех частях проповеди излагается биография святого, весь его жизненный путь: рождение,

25 См.: Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Ч. 2. Н. Новгород, 1859. С. 60-67.

26 См.: Виденеева А. Е. К истории посвящений храмов Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. Ростов, 1991. С. 74-119. Исследовательница ссылается на дело «Переписка по б. Яковлевскому монастырю», хранящееся в фондах РЯ АХМЗ, А-1035, л. 116 об.

27 Собрание разных поучительных слов. Т. 4. Л. 46-64 об. Укажем и другие издания: Сочинения святаго Димитрия, митрополита ростовскаго. М., 1805-1807. Т. 3. С. 208-231; Сочинения святаго Димитриа, митрополита ростовскаго. М., 1818. Т. 3. С. 208-231. Сочинения святаго Димитриа, митрополита ростовскаго. М., 1842. Т. 3. С. 298-332; Сочинения святаго Димитриа, митрополита ростовскаго. М., 1857. Т. 3. С. 298-332.

заточение в молодые годы в темнице «по навету в прелюбодеянии», чудесное избавление, монастырское служение и игуменство, архипасторство в новоучреж-денной Казанской епархии, смерть, открытие мощей. Если бы не помета в рукописи из собр. Хлудова, № 25 «в Преображенском», следовало бы предположить, что текст не предназначался для произнесения, а скорее служил для келейного чтения. Сам святитель определяет его как «духовную беседу», в которой «житие святителя Христова Гурия, еже аще и все от юности до старости, от чест-наго рождения до блаженной кончины бяше воистинну преподобно, незлобно, безскверно...»28. Текст не изобилует биографическими сведениями о святом, но риторически украшен, насыщен библейскими цитатами, сравнениями, изречениями святых отцов. Как и большинство проповедей святителя Димитрия, текст можно назвать образцовым, построенным по всем правилам риторического искусства, эстетическим канонам барокко с его поэтическими образами, формами и идеями. Доминантами в данной проповеди, пронизывающими весь текст, проходят три добродетели: «незлобие» и «безскверность» в первой части, «препо-добность» во второй, создавая в третьей части проповеди, наряду с автором, похвальное «слово и житие» Гурию Казанскому, «свЬтлый зрящи нань образ, якоже на небеси сияющее солнце»29.

Совершенно иную функцию несут два рукописных текста, небольшие по объему и простые в изложении. Они как бы дополняют службы: проповеди должны были быть произнесены и сопровождать две составленные Димитрием Ростовским службы на память святого Гурия: «Слово похвалное первое.» — Службу на 20 июня, на день перенесения мощей (в нем изложены все факты этого события), и «Слово второе.» — Службу на 5 декабря, на день смерти святого (с кратким изложением его жития). Отметим, что во втором слове, так же как и в «Поучении в честную память. Гуриа, архиепископа Казанскаго», вспоминаются в качестве главных добродетелей «незлобие, безъскверность и преподобство», что свидетельствует о том, что автором обоих текстов был один человек — Димитрий Ростовский. Таким образом, это мог быть единый комплекс, составленный ростовским митрополитом, — две службы и две проповеди, комплекс, который не получил своего «текстуального завершения», какое он получил, например, во «Врачестве безмездном святым девяточисленным, иже в Кизику мученикам», написанном Димитрием Ростовским в 1694 г. по повелению патриарха Адриана. Патриарх, еще в бытность свою Казанским митрополитом, в 1688 г. поставил в Казани церковь во имя святых девяти мучеников кизических. В состав этого «Врачества», которое складывалось, по-видимому, не одномоментно, а постепенно, входят: «Служба святым девяти мученикам кизическим, поемая в обители Кизической, яже близ града КазанЬ», «Молитва святым девяти мученикам кизическим», «Страдание святых девяти мученик», вошедшее под 29 апреля в Четьи Минеи Димитрия Ростовского, «Сказание о прославлении святых девяти мучеников кизических в граде Казане и о новосозданной во имя их каменной церкве и обители» и «Поучение в память святых мученик кизических», известное

28 Собрание разных поучительных слов. Т. 4. Л. 46 об.

29 Там же. Л. 62 об.

в ряде рукописей и изданий30. Комплекс, посвященный Гурию Казанскому, также мог бы быть дополненным и Житием, вошедшим в «Книгу житий святых», и пространным «Поучением в честную память. Гуриа архиепископа Казанскаго».

В Приложении публикуются тексты: «Слово похвалное первое на святаго Гуриа, перваго архиепископа Казанскаго» и «Слово второе на святаго Гуриа, перваго архиепископа Казанскаго» по рукописи РМЗ, № 828. При публикации из букв кириллического алфавита сохранена только п>, титлы раскрываются, пунктуация современная, маргиналии перенесены в примечания и приводятся как в рукописи — без унификации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слово похвалное первое на святаго Гуриа,

перваго архиепископа Казанскаго

«Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его»31. Безъсмертия бо есть и радости неизъглаголанныя исполнена память его, и паки: «Похваляему праведнику возвеселятся людие», — глаголет премудрый Соломон о преставлшихся святых32. Радости бо есть день и веселия, егда муж праведен и преподобен конец житию восприемлет и от временных на вечная преселяется, ибо труды скончав —покой начинает, печаль отверг —веселие обретает, землю оставль — на небеса грядет, от человек отлучен и видения их временнаго лишен — со аггелы водворяется и в незаходимом и неприступном свете Бога зрети сподобляется.

Каков есть святый пастырь наш Гурий, первый архиепископ Казанский? Сей слуга Христов взыде от нижних на вышняя, от земных на небесная, от временных на вечная. Отверзошася ему врата небесная, сретоша его вси святии, возрадовашася о нем аггели. Писано бо есть: «Яко о едином грешнице кающемся множество аггел на небеси радуются». Колми паче возрадовашася и радуются небесныя силы о преселении // в небесныя обители угодника Божия, пастыря нашего святителя Гурия, иже не един спасеся, но многих, в неверии и в проклятом предании моамефов заблуждших, во истинную православную веру обрати по писанному: «Изводяй от недостойных, достойное будет, яко уста Моя».

Воистинну уста Гуриева медоточна, от нихже мнози жаждущии пивом духовным до изобилия напоишася, по царствующему пророку: «Упиются от оби-

30 Полный текст «Врачества безмездного.» сохранился в рукописях: ГИМ, Синодальное собр., № 146 (20, 327 л., скрп.), лл. 295 об.-304, 304 об.-306, 314-317 об. (в рукописи имеется автограф митрополита — «Трудом грЬшнаго иеромонаха Димитриа Савича животописателя»); ГИМ, собр. Барсова, № 799, л. 12-30, 78 об.-81 об., 46-52 (благодарю С. А. Семячко, указавшую нам этот список). Атрибуция текстов, входящих в состав «Врачества безмездного.», Димитрию Ростовскому является предметом нашего отдельного исследования и требует дополнительных разысканий.

31 На поле: Притч. 10.

32 На поле: 28, должно быть: Притч. 29.

лия дому Твоего, и потоком пищи Твоего напоиши их». Питаше бо сей пастырь от потока пищи духовныя и пасяше словесныя овцы на пажити православныя вЬры, ограждаше их от волка мысленнаго твердою оградою — святым крещением. Возвеселяше множество святых аггел не о едином грЬшницЬ обращающемся, но о множествЬ, приходящих покаянием ко спасению. Сего ради прослави его Бог: «Прославляющаго бо мя, — рече, — прославлю»33. Тридесят бо и два лЬта по преставлении землею покровено бЬ честное и многотрудное цЬлбоносное и многочудесное тЬло святителя Гурия. Егда же изволением Божиим повелЬ благочестивый самодержец царь и великий князь Феодор Иоанович всеа России воздвигнута в монастырЬ Спасова Преображения (идЬже лежит тЬло святаго) церковь // каменную, и, егда начаша дЬлатели рвы копати, тогда обрЬтоша раки святых Гуриа и Варсонофиа и видЬша дивное и преславное чудо, полна бо бяше рака святителя Гурия мира благоуханна, мощи же его верху мира, яко губа ношахуся, воистинну губа, отирающая и очищающая струпы наша душевныя и болЬзни тЬлесныя. НетлЬнием бо почте Бог честное и многотрудное его тЬло, к тому же и неизреченными чудесы. И исполнися проречение Исаино, реченное сице: «Ско-чит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых»34. Многая бо чудеса от святых мощей его быша: овии прикосновением раки, инии же лобзанием честных его мощей, друзии же помазанием мира исцЬлЬвахуся, слЬпии прозираху, хро-мии хождаху, нЬмии ясно глаголаху, прокаженнии очищахуся, бЬсов отгоняху-ся — и коемуждо от человЬк, просящему с вЬрою, прошение молитвами святаго исполняшеся, и донынЬ неоскудно от мощей его подаются в различных недузЬх исцЬления. По обрЬтении же многочудесных и цЬлбоносных мощей его немалым временем минувшим, во многочудесных излияниих со свЬтлосиятелным и лучи цЬлебныя испущающим солнцем рака стояше во церкви во обители Преображения Спасова. Соборная же апостольская церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, яже есть митрополия, лишашеся своего первопрестолника и, яко невЬста, возлюбленнаго своего жениха // искаше, и желаше насытитися доброты его, и вопияше, аще со гласом, но, вещию, громчайша гласа: «ВозвЬстите ми о сем, егоже возлюби душа моя. ГдЬ пасет и гдЬ опочивает в полудне?» И паки: «Воистину убо и обыйду во градЬ и на торжищах и на стогнах поищу, егоже возлюби душа моя»35. Возжела и поиска архиерей Божий блаженныя памяти преосвященный Матфей, митрополит Казанский, и обрЬте мощи святителя Гуриа не на торжищах, ни на стогнах града, но во церкви Преображения Спасова. И тако со всЬм освященным своим собором, с преподобными архимандриты и со всечестными игумены, и со честными протопопы и иереи, и диаконы и со всЬм причтом церковным, и со множеством народа прииде во обитель Спасову во церковь Преображения его, идЬже почиваху многочудесныя мощи святителя Гурия, пЬв убо тамо молебная пЬния. И по отпЬнии благоговЬйно, с радостными слезами, взем цЬлебныя мощи преподобнаго, преложи их своима рукама из древянаго ковчега в новую чудноустроенную раку сребрянну и принесоша честно и благоговЬйно во святую соборную церковь Пресвятыя Богородицы честнаго

33 На поле: 1 царств: 2.

34 На поле: Исайа: 11.

35 На поле: ПЬснь пЬсней: 1; глава 3.

Ея Благовещения, на престол его, со благословением тогда украшающаго престол Великиа церкви соборныя и апостольския превысочайшаго царства Мо-сковскаго и всеа Великиа России великаго архипастыря государя господина святейшаго Филарета // патриарха в лето от создания мира 7138 июня в 20 день, во царство благочестивыя державы блаженныя памяти Государя нашего царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Великиа России. В пренесении же многоцелебных мощей его бысть чудо преславно. Исполнися бо весь град благоухания, и вси благочестивии людие от радости восклицаху сице, глаголющее: «Дивен Бог во святых Своих!» Бог прославляяй святыя Своя, церковь же святая соборная восприемши мощи святителя в недра своя, радостно вопияше: «Радуйся, женише мой возлюбленный»36.

Пастыре первопрестолный, обретох бо тя, цЬлую тя лобзанием святым, уже к тому не уничижат мене, обьях тя и возведох тя на престол твой. Сей покой твой, зде всЬлися и почивай. Дондеже приидет великий архиерей, про-шедый небеса, Христос Бог и призовет тя, избраннаго своего, во уготованную тебе радость, в неизглаголанныя обители, сам бо рекл есть: «В дому Отца моего обители многи суть, идеже есмь аз, тамо и слуга мой будет». Темже и мы, не-достойныи раби Твои, молим тя единородное Слово Отчее, якоже возвел еси от земных угодника Твоего на гору небесе, сице возведи и нашу мысль на гору любви Твоея и просвети наш ум, еже Тебе любити истиннаго Бога от всея души нашея и ближняго нашего, яко самих себе. Воистинну ближний // наш есть сей верный твой раб, иже словом евангельския проповеди и дЪлом в заповедех Твоих. Первопрестолник новопросвещеннаго града Казани бысть неложный архиерей и пастырь наш Гурий, егоже днесь преставления память о тебе Бозе нашем собрахомся праздновати, и сподоби нас в единомысленном совокуплении торжественный лик составити и любовию прерадостную ныне песнь соплести, и согласно ему возопити сице: «Радуйся, святителю великий и пастырю наш добрый, уподобивыйся пастыреначалнику Христу, зане положил еси душу твою за порученныя тебе овцы, иже прежде быша злосмрадныя козлища, народ лютый варварский, ихъже многое множество богодухновенным твоим учением в разум познания о Святыи Троицы привел еси. Радуйся, яко твоим учением от того злолютаго варварскаго народа мнози зловерие свое прокляша, банею же порождения крещением святым просветишася и истиннаго Бога познаша»37. Того ради даде им власть чады Его быти верующим во имя Его, иже ни от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. Радуйся, радо-сте неизглаголанная, иже прежде темному, ныне же тобою зЬло просвещенному граду Казани. Просвещаеши бо его паче солнечных лучь многочудесными твоими // от святых мощей исходящими пресветлыми сиянии, святии бо паче солнца просияют ради благих и богоугодных дЪл своих. Радуйся, крепкий душею, мужественный же телом, уподобивыйся крепкому адаманту, ибо трилетное время жизни в болезни твоей пребыл еси, но и тогда душевнаго любомудрства уединенныя молитвы не лишися и всем чадом твоим от полезнаго поучения не престал еси, вси бо напияхуся учением от уст твоих, яко от источника медоточ-

36 На поле: ПЬснь пЬсней 18.

37 На поле: Иоанн 1.

на. Такоже и во церковь на праздники Господьския вносити себЬ повелЬвал еси, забыв труд болЬзненный, понеже пластырь имЬл еси — любовь к Богу, покрывающую тя, чая утЬхи будущаго вЬчнаго блаженства, вселенныя же великаго учителя словесы, яко златым жезлом себЬ подкрЬплял еси, глаголя: «Егда изнемогаю, тогда силен есмь». Радуйся, просвЬщение преславному граду Казани и всей российстЬй земли великое утверждение. Радуйся, прописателю и образе путе и вожде правителю, и наставниче всего мира ко спасению. Радуйся, начал-ниче и поборниче, поспЬшителю и поборниче хотящим братися с мысленными и невидимыми враги. Радуйся, насадителю винограда Христова, егоже, яко из Египта, из проклятыя богомерзкаго Моамефа вЬры богодухновенным твоим учением принесе и насадих еси, // поливая водою святаго крещения (мнози бо от варваров тобою Бога познаша), яко прострошася розги его до моря и даже до рЬк отрасли его. Радуйся, умноживый талант Господина твоего и слышевый сладкий глас от него, благий рабе и вЬрный, в малЬ был еси вЬрен, над многими тя Господь постави, вниди в радость Господа твоего. Радуйся, пажите Христова, яже напита до избытка словесное стадо Христово, яко и козлища (си рЬчь татарский род), тоя пажити вкусившия, во овцы претворишася и вкупЬ с чады твоими соединишася. Радуйся, источниче сладкий, от негоже пивши, хлад божественный прияша. Радуйся, пастырю и учителю, соблюды стада Христово от волка мысленнаго непорочно и невредно и к началнику пастырем Христу приведый. Радуйся, столпе огненный, свЬтящий паче при Моисеи бывшаго: он бо тЬлеснЬ, ты же духовнЬ просвЬти, он Исраиля от пустыни, ты же многих бесермен от пу-стошнаго и богомерзскаго жития их ко истинному Богу изведе, он Амолика, ты же диавола устраши и его угодника Моамефа проклятое предание посрами, он в землю обЬтованную, ты же в райския пажити многих души учением введе. Радуйся, земный аггеле и небесный человЬче. Радуйся, отче, святителю Гурие, всЬх нас похвало и великолЬпие, ибо прославиша тя безплотныя // силы, прияша тя апостоли, почтиша тя пророцы, обьяша тя мученицы, срадуются тебЬ святители, сретоша тя лицы черноризец, возвеличит тя сама Пресвятая Единосущная и НераздЬлная Троица, и зЬло превознесе и знаема показа не во едином градЬ Казани и предЬлЬх его, но и по всей земли российстЬй, реку же и в концы вселенныя. «Прославляющаго бо мя, — рече, — прославлю»38. Мы же, како возможем тя, слуга Господень, святителю Христов, по достоянию похвалити, скверно уста имуще и нечист язык, ум же печалми житейскими смущен, но не имуще что принести тебЬ в день преставления твоего. Сие малое похваление приносим ти, приими, угодниче Божий, ревнуя учителю своему, пастырем начални-ку Христу, якоже он не возгнушася малаго приношения оныя убогия вдовицы, яже воверже во хранилище церковнаго имения двЬ лЬптЬ, тако и ты, святе, не возгнушайся сим, малым сим хвалением, приими, яко чадолюбивый отец дЬтей твоих нЬмование. Да и мы в нЬдрЬх молитв твоих приимем от Христа Бога грЬхов прощение и от всЬх злых, находящих на ны, свобождение. ТЬмже, о честный вершесвятителю, отче наш Гурие, не прогнЬвайся, но моли о нас, грЬшных рабЬх твоих, да не осудит ны в день пришествия Своего Господь наш Иисус Христос, егда придет судити живых и мертвых, и воздати // комуждо по дЬлом их, яко

38 На поле: 1 царств 2.

праведныи и нелицемерныи Судиа, Емуже слава со безначалным его Отцем и со единосущным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

РМЗ, № 828, л. 151-155 об.

Слово второе на святаго Гуриа,

перваго архиепископа Казанскаго

Святый Гурий первый бысть архиепископ и пастырь Казанский, тому пастырю пастырей началник Христос, еже о себе глаголет: «Аз есмь алфа и омега, начаток и конец, первый и последний»39.

Первый в Казани престол вручи, Архиерей великий, прошедый небеса, Иисус сын Божий40 о врученном себе от Бога Отца престоле чрез псалмисту глаголет: «Престол твой, яко солнце предо мною»41. Бысть же и Гурия святаго престол, яко солнце, якоже бо от восток солнца до запад хвално имя Господне, аще хвално бе имя Господне на престоле архиепископства Казанскаго: в сем престоле, якоже в солнцу, положи селение Свое Вышний // и седяше на нем42. Седяй на херувимех по писаному: «Бог седит на престоле святом Своем»43. Посади же на нем и Гурия святаго, аки в селении солнечном, и якоже Сам иногда на Фаворе просветися лицем, яко солнце. Сице сотвори и первопрестолнице Ка-занскаго Гурия святаго, аки солнце, и несть иже укрыется теплоты сего солнца, теплый бо помощник святый Гурий. Всякому, притекающему к нему, испущает лучи благодати и, яко солнце, сияет на злыя и благия. Солнце виноград плоден творит: святый Гурий, солнцу подобне, виноград Христов плодоносен сотвори. Сей свет, еще егда во тме светился, тма его не обьят. Егда бо еще бе во мире, иже весь во зле лежит, весь есть в тме, не потемнился раб Христов мраком злоб-наго мира, не постигоша его беззакония, ибо, якоже от лица змиина, бежаша от греха, видя, яко аще приступиши, угрызнет тя44. Зубы лвовы — зубы его45. Второй Иосиф претерпе искушение: блажен муж (глаголет Иаков)46, иже претерпит искушение47, зане, искушен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим его. Христос — архиерей преподобен, незлобив, безсквернен48, своего архиерея Гурия нескверна сохрани, яко зеницу ока, не даде пасти сущу во очи его, име очи раба своего Господин в руках своих, готовише его на престол Казанский // и непорочна сохрани49, подобает бо епископу быти непорочну. Об-

39 На поле: Апок. 26.

40 На поле: К евреом 4.

41 На поле: Псалом 112.

42 На поле: Псалом 18.

43 На поле: Псал. 46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 На поле: Исус Сирах 28.

45 На поле: Быт. 39.

46 Так вркп.

47 На поле: Иаков 1.

48 На поле: Ко евреом 7.

49 На поле: 1 Петр 3.

ручи Христос душу его СебЬ, единому мужу дЬву чисту представити50, уподоби-ся святым мудрым дЬвам. Прият елей в сосудЬх своих со свЬтилники своими51, изыйде в срЬтение жениху своему. Милость, еюже написовашеся: «Милостию Божиею архиепископ Казанский и истинна Господня срЬтостася, яже положи по достоянию на главЬ его вЬнец от камене честна». Не сам себЬ прият честь, но званный от Бога. Избран бЬ Христови сосуд в честь, исполнь благодати, излияся благодать во устнах его, егда, аки Христос посредЬ ученик, сице он, посредЬ овец своих стоя, мир им подаяше52. Господин его, емуже он еще в мирЬ работаше, сый Григорий, егда строение дому своего вручил ему, он исполни апостольское повелЬние, работающи господину своему. Пишет бо апостол: «Раби, послушайте по всему плотских господей ваших»53. Не пред очима точию работающе, аки человЬкоугодницы, но в простотЬ сердца, боящеся Бога. И всяко, еже творите, от души делайте, якоже Богу, а не человЬком, вЬдяще, яко от Бога приимете воздаяние наслЬдия Господу, бо Христу работаете.

ВидЬ бо его Господь добрЬ дом господина своего правяща, сотвори его достойна церковнаго правления. Аще бо кто своего дому не умЬет правити, како о церкви Божий прилЬжати возможет: во малЬ вЬрна // над многими постави54. Аще же сей свЬтильник изначала и поставлен бысть под спудом, егда оклеветан, ввержен бысть в темницу, обаче потом постави его Христос на свЬщници, да свЬтит всЬм. Он же, в темницЬ быв, непрестанно моли Господа: «Изведи из темницы душу мою исповЬдатися имени Твоему»55. Изведый Исраиля от работы Египетския, изведе раба своего из работы, еюже порабощен бЬ злому господину, рекий: «В темницЬ бЬх и посЬтисте мене». ПосЬти раба своего в темницЬ, восия свЬт, Христос, во тмЬ бывшему Григорию, изведе из темницы душу да на престолЬ Казанском сияющем, аки солнце, исповЬсть имя его. В темницЬ даема ядь бЬ нечеловЬческа, сноп овса и воды скудно, аки скоту. Преподобный же гла-голаше к Богу: «Скотен бых у тебЬ, и аз выну с Тобою»56. Внимаше преподобный апостолу Петру: «Раби, то нуитеся во всяком страсЬ владыкам, не токмо благим и кротким, но и стротивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще, совЬсти ради Божия, терпит, кто скорЬй стражда без правды. Кая бо хвала, аще согрЬшающе, мучими терпите, но, аще доброе творяще и страждуще, терпите, сие угодно пред Богом, на сие бо и звани бысте»57. Прославите Бога в чести сей, укрЬпляемы апостольским писанием: «Вам даровася о ХристЬ не токмо, еже в него вЬровати, но и еже по нем страдати»58. Егда лЬта двЬ исполни Григорий в темницЬ, явися ему // в дверЬ свЬт. Воспомяну святый дверь, иже о себЬ глаголаше: «Аз есмь дверь, мною сице кто внидет, спасется, и внидет, и изыдет, и пажить обрящет»59.

50 На поле: 2 коринф. 11.

51 На поле: Матф. 25.

52 На поле: к Тим. 2.

53 На поле: кор. 3.

54 На поле: 1 Тим. 3.

55 На поле: Псалом 141.

56 На поле: Псалом 62.

57 На поле: 1 Петр. 2.

58 На поле: 1 Петр. 4.

59 На поле: Иоанн. 10.

И имея вторую милосердия дверь, пресвятую Богородицу, еяже икону имея с собою в темнице, светлую свещу и матерь света, изыйде, дню сущу, видим ни-ким же, и иде из града того и прииде во обитель пресвятыя Богородицы честна-го и славнаго ея Успения, Иосифову именуемую. Пожре Богови жертву хвалы и воздаде вышнему обеты своя, в глубокой темнице обещанныя. Призва Господа в день печали своея — и избави его, и прославляше его; обеща в темнице по-крытися во монашестве темными ризами — и Божиею благодатию бысть монах чуден, бе Бог дивен в святом своем Гурии: нищету, чистоту и послушание — трие добродетели во Троице славимому Богу обеща исполнити во монастыре. Возда-де всем должное: емуже страх — страх, емуже честь — честь60. Игумену и братии покоряшеся, научен Христом бе, кроток и смирен сердцем, прилепляшеся благому, братолюбием друг ко другу любезен, честию друг друга больши себе творя-ше, тщанием не ленив, духом горящ, Господеви работающ, упованием радуися, скорби терпящ, во молитве пребываше, страннолюбия держашеся, благослов-ляше гонящия его. И пойде от силы в силу, из монаха — игумен: самодержцем посылается во игуменство Святыя Живоначальныя // Троицы, Селижаров именуемый. Егда же Божие изволение благочестивому и христолюбивому государю царю и великому князю Иоанну Василиевичу всеа России самодержцу предаде болгарския земли, отчину его град Казань, тогда царь благочестивый с Мака-рием, митрополитом Московским и всеа России, и с прочими российскиа митрополии святители совет сотвориша поставити архиепископа новоприятому граду Казани и изъбраша из архимандритов и игуменов четырех, в нихже, аки в звездах сияше, аки солнце, Гурий преподобный, любимый самодержцем царем и святителми. Дващи паде жребий на Гуриа, онъже ко Господу глаголаше: «В руку твоея жребий мой»61. Ты глаголал еси Господи: «Не вы мене избрасте, но аз вас избрах. И положил вас, да вы идете и плод принесете»62. Вси же единомыслно возопиша: «Блажен, егоже избрал еси и приял вселится во дворы твоя». Несть власть, аще не от Бога63, и пояху молебная пения, дващи благодаряще со всем собором, яко извести Бог, аки от Писания глаголя: «Се отрок мой, егоже изво-лих, возлюбленный мой, на ньже благоволи душа моя. Положу дух мой на нем»64. Духом бо святым постави его епископом пасти церковь Господа Бога, юже стяжа кровию Своею65, волею самодержавнаго царя и благословением // преосвящен-наго Макария, митрополита всеа России, и советом всего освященнаго собора в лето 7063 февраля в 7 поставлен архиепископ новопросвещенному граду Казани и новому граду Свияжску, и прочим градом. Самодержец архиепископа почте попремногу, вещи церковныя и честныя даде ему драгия, и паче Гурий святый стадо Божие посещающи не нуждею, но волею и по Бозе, ниже неправедными при бытии, но усердно, ни яко обладающи причту, но образ бысть стаду. Сего ради явлшуся пастырем началнику, прият неувядаемый венец славы66, бысть об-

60 На поле: рим. 13.

61 На поле: Псалом: 30.

62 На поле: Иоанн. 15.

63 На поле: рим. 13.

64 На поле: Матф. 12.

65 На поле: Деян. 20.

66 На поле: 1 Петр 5.

раз вЬрным, словом, житием, любовию, духом, вЬрою, чистотою, внимая себЬ и учению67. БЬ яко Божий строитель, не себЬ угождая, не дерз, не напраслив, не гнЬвлив, страннолюбив, боголюбец, цЬломудрен, праведен, преподобен, воздержателен, любяше правду, благочестие, вЬру, любовь, терпЬние, кротость, подвизася подвигом добрым вЬры, творяше попечение о вЬчной жизни, потща-ся себЬ искусна поставити пред Богом дЬлателя непостыдна68, право правяща слово истинны69. БЬ тих ко всЬм, учителен, незлоблив, со кротостию наказующи противныя, проповЬдаше слово, настоише благовременн, обличаше, запреща-ше, умоляше со всЬм долготерпЬнием и учением70. Целомудренно и праведно и благочестно // пожи в нынЬшнем вЬкЬ, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа71, яко достойно ему и похва-литися. Подражатели мнЬ бывайте, якоже и аз Христу72, подвигом добрым под-визахся, течение скончах, вЬру соблюдох. Прочее же отложимися вЬнец правды, егоже отдаст ми Господь в день он праведный судиа73. Многих иновЬрцов крести, к нимже глаголаше: «Аще и многи пЬстуны имате о ХристЬ, но не многи отцы: о ХристЬ бо ИисусЬ благовЬствованием аз вы родих»74. Боляше лЬт три, на праздники Господни носим бываше в церковь, дух бо в нем бодр, аще и плоть немощна, яко иногда Павел сице в немощи своей глаголаше: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу, сладцЬ похваляше в немощех своих, да вселится в него сила Христова»75. Научен от Христа, пастырем началника, сира и вдову приимати, бЬ око слЬпому, нога хромому, прослави его Бог, прославляю-щаго его, долготою дний исполни его и яви ему спасение свое, позна отшествие свое ко Богу и с апостолом глаголаше: «Аз уже жрен бываю, и время моего от-шествия наста». Декемврия во 2 день призывает архимандрита Варсонофия и повелЬ ему возложити на себе великий образ, еже есть святая схима, в сем преиде к тому, иже есть сияние славы Отча и образ ипостаси его76. В день 4 того же месяца в 8 час нощи, // день Господень, яко тать в нощи, тако прииде и украде церкви сие велие сокровище77. БЬ его престол, яко солнце, но сие солнце позна запад свой. Преиде же к немерцаемому свЬту, пасЬ церковь Божию 8 лЬт и месяцей 9, нынЬ хвалится сам: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит»78. ПовелЬ свое честное тЬло положити во обители Спасова Преображения, якоже бо преобразися святый, и просвЬтися лице его, яко солнце79. Сице праведницы просвЬтятся, яко солнце, во царствии Отца их80, и яко на преображении Господни явлшийся в

67 На поле: 1 Тим. 4.

68 На поле: 1 Тим. 6.

69 На поле: 2 Тим. 2.

70 На поле: 2 Тим. 4.

71 На поле: Тит: 2, зач. 302.

72 На поле: 1 кор. 4.

73 На поле: 2 Тим. 4.

74 На поле: 1 коринф. 4.

75 На поле: 2 кор. 2.

76 На поле: к евреем 1.

77 На поле: 1 солун. 5.

78 На поле: Псалом 22.

79 На поле: Матф. 17.

80 На поле: Матф. 13.

славе глаголаста исход его. Сице раб его Гурий святый глагола исход свой, иже хотяше скончати во обители Преображения Господня, и яко на Преображении рече Петр ко Иисусу: «Наставниче, добро есть нам зде быти». Сице преобра-зивыйся от временныя жизни в вечную сей пастырь возшед на гору небесную, всегда бо горе име сердце, и идеже сокровище его Христос, ту и сердце его. Глаголет ко Господу: «Добро мне зде быти». Обещал еси Господи, идеже есмь аз, тамо и слуга мой будет. Ты, Господь мой, седиши одесную Бога Отца, да одесную убо и аз овца твоя стану.

Но, о святый Гурие, отче и пастырю наш, Божию престолу предстояй, по-молися к владыце Христу о нас грешных, да не лишит нас деснаго стояния, но с тобою купно да вчинит нас, яко да идеже // еси ты отец наш, тамо и мы чада твоя будем, идеже ты пастырь наш водворяешися, тамо и мы овцы твои да водворимся ввеки молитвами твоими, благодатию же Господа нашего Иисуса Христа, емуже слава вовеки. Аминь.

РМЗ, № 828, л. 155 об. - 160.

Ключевые слова: святитель Димитрий Ростовский, авторские рукописи, неизвестные сочинения, проблемы атрибуции, проповеди, гимнография.

Список литературы

Виденеева А. Е. К истории посвящений храмов Ростовского Спасо-Яковлевского Дими-

триева монастыря // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. Ростов, 1991. С. 74—119. Державин А., протоиерей. Радуют верных сердца / Четьи Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Ч. 1-3. М., 2006-2012. Димитрий Ростовский. Книга житий святых на месяцы первыя: сентябрь, октябрь, ноябрь. Киев, 1689. Л. 229-231. Запаско Я., 1саевич Я. Пам'ятки книжкового мистецтва: Каталог стародруив, виданих на

Укршш. Кн. 1 (1574—1700). Льв1в, 1981. С. 59. № 262. Каталог рукописных книг из собрания НГОУНБ / сост. И. В. Нестеров: Ч. 1. ХУ-ХУП вв.

Н. Новгород, 1999. С. 82-83. Корзо М. А. Освоение католической традиции московскими и киевскими книжниками XVII в.: Иннокентий Гизель и Симеон Полоцкий // Православие Украины и Московской Руси в ХУ—ХУ11 веках: общее и различное / Под ред. М. В. Дмитриева. М., 2012. С. 290-301.

Краткое учение о седми таинствах Церкви святителя Димитрия Ростовскаго, исправленное собственною его рукою / Издано А. А. Титовым (собственность издателя); С предисловием А. А. Титова. М., 1880. Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись Ростовского музея № 828) // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993. С. 69-91.

Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: Очерк истории издания // Филевские чтения. Вып. 9: Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы / Под ред. Л. А. Янковской. М., 1994. С. 5-52. Липаков Е. В., Чугреева Н. Н. Гурий // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 464-469.

Литвина Т. А. Рукописные жития святых в казанских книгохранилищах // Русская и сопоставительная филология. Серия: Языкознание (Русистика: синхронический и диахронический аспекты). Казань, 2003. С. 75—78.

Минея на 12 месяцев. М., 2002.

Симеон Полоцкий. Книга Вечеря душевная. М., 1683.

Симеон Полоцкий. Книга Обед душевный. М., 1691.

Собрание разных поучительных слов и других сочинений святого Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, на шесть частей разделенное, с приложением Жития его, Духовной грамоты святаго Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, и Надгробной, 1—6, Москва, 1786.

Украинские книги кирилловской печати ХУ1—ХУ1П вв. Каталог изданий, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. Вып. 2. Т. 1: Киевские издания 2-й половины XVII в. М., 1981. С. 12, № 99.

Федотова М. А. К истории Четьих Миней Димитрия Ростовского: рукописные материалы // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11: Филология. С. 123—133.

Федотова М. А. Слово на память Леонтия, епископа Ростовского: к вопросу о неопубликованных сочинениях Димитрия Ростовского // IX чтения по истории и культуре Древней и Новой России: Материалы научной конференции / Ярославль 25—27 сентября 2014 года. Ярославль, 2016. С. 178-199.

Федотова М. А. Драматургия святителя Димитрия Ростовского // Пятые Лихачевские чтения. Русская культура: история и экология (Ясная Поляна. 28 сентября — 1 октября 2016 года). Ясная Поляна, 2016. С. 237-246.

Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Ч. 2. Н. Новгород, 1859. С. 60-67.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia III: Filologiia. 2018. Vol. 56. P. 86-105

Marina Fedotova, Candidate of Sciences in Philology, Senior Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences 20-4-40 Sofiiskaia Str.., 192236, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]

ORCID: 0000-0001-5167=34-14

Sermons in Memory of St. Gurias of Kazan: On the Problem of Dimitry's of Rostov Unknown Texts

M. Fedotova

Аbstract: Sermons are one of the largest parts in the literary heritage of the holy bishop Dimitry, metropolitan of Rostov and Yaroslavl (1651—1709), which is the reason why problems of attribution with regard to many of his sermons are still topical. The sermons are found in manuscrip collections of his works. Some of them were compiled

and originated from the scriptorium of Rostov (among these there are the author's manuscripts from the metropolitan's library), the others are read in collections of sermons that were not created in the metropolitan's lifetime, but were written with the use of his draft manuscript materials. Among such collections there is a manuscript that is studied in this article. It originates from the collection of Rostov Museum-Reserve, № 828 and contains two unknown and previously unpublished sermons surviving in a single copy only in this manuscript. They were written for the feast day of St. Gurias, metropolitan of Kazan: the first one for 20 January (the day of the translation of the relics of the saint to Kazan Cathedral of Annunciation); the other one for 5 December (the day of death of the saint). The article offers the analysis of these sermons, as well as of other writings ofbishop Dimitry of Rostov made for the feast day of Gurias of Kazan. Among these texts there are two services written, like the sermons, for the day of death of St. Gurias and for the day of the translation of his relics; a prologue Life and another sermon that became very popular in the manuscript tradition and was published in Dimitry's first collection of works (1786). All these texts could form a unified complex that was not completed, as opposed to, for example, the texts dedicated to the nine martyrs of Cyzicus.

Keywords: St Dimitry metropolitan of Rostov, author's manuscripts, unknown works,

problems of attribution, sermons, hymnography.

References

Derzhavin A. (2006—2012) Raduiut vernykh serdtsa/ Chetii-Minei sviatitelia Dimitriia, mitropolita Rostovskogo, kak tserkovno-istoricheskii i literaturnyipamiatnik [The Hearts of Faithful People Bring Joy / Great Menaion Reader by Holy Bishop Dimitry, Metropolitan of Rostov, as a Church-Historical and Literary Monument], 1—3. Moscow (in Russian).

Fedotova M. A. (2012) "K istorii Chet'ikh MineiDimitriia Rostovskogo: rukopisnye materialy" ["On the history of Dimitry of Rostov's Great Menaion Reader: Manuscript Materials"]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia, filologiia, vol. 11, pp. 123—133 (in Russian).

Fedotova M. A. (2016) "Dramaturgiia sviatitelia Dimitriia Rostovskogo" [Holy Bishop Dimitry's of Rostov Drama Works], in Piatye Likhachevskie chteniia. Russkaia kul'tura: istoriia iekologiia [5th Likhachev Readings. Russian Culture: History and Ecology]. Iasnaia Poliana, pp. 237246 (in Russian).

Fedotova M. A. (2016) "Slovo na pamiat' Leontiia, episkopa Rostovskogo: k voprosu o neopublikovannykh sochineniiakh Dimitriia Rostovskogo" [Sermon for the Feast Day ofLeontios, Bishop of Rostov: on the Problem of Dimitry's of Rostov Unpublished Texts], in 9 chteniia po istorii i kul'ture Drevnei i Novoi Rossii: Materialy nauchnoi konferentsii [9th Conference on the History and Culture of Ancient and New Russia: Proceedings of the Scientific Conference]. Yaroslav', pp. 178-199 (in Russian).

Korzo M. A. (2012) "Osvoenie katolicheskoi traditsii moskovskimi i kievskimi knizhnikami 17 v.: Innokentii Gizel' i Simeon Polotskii" [Assimilation of the Catholic Tradition by Moscow and Kiev Scribes of the 17th Century: Innokenty Gizel and Symeon Polotsky], in M. Dmitrieva (ed.), Pravoslavie Ukrainy iMoskovskoiRusi v 15—17vekakh : obshchee i razlichnoe [Orthodoxy of Ukraine and Moscow Russia in the 15th — 17th Centuries: the Common anf the Different]. Moscow, pp. 290-301 (in Russian).

Kruming A. A. (1993) "Sbornik proizvedenii sviatogo Dimitriia Rostovskogo (rukopis' Rostovskogo muzeia № 828) ["Collection of Texts by St. Dimitry of Rostov (Manuscript from

Rostov Museum № 828)"], in Istoriia i kul'tura Rostovskoizemli: 1992 [History and Culture of Rostov Land: 1992]. Rostov, pp. 69-91 (in Russian).

Kruming A. A. (1994) "Chet'i Minei sviatogo Dimitriia Rostovskogo: Ocherk istorii izdaniia" ["Dimitry's of Rostov Great Menaion Reader: Outline of the Publishing History"], in L. Iankovskaja (ed.), Filevskie chteniia, 9: Sviatoi Dmitrii, mitropolit Rostovskii: Issledovaniia i materialy [Filevskie Readings, 9: St. Dimitry, Metropolitan of Rostov: Studies and Materials]. Moscow, pp. 5-52 (in Russian).

Lipakov E. V., Chugreeva N. N. (2006) "Gurii" ["Gurias"], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], 13. Moscow, pp. 464-469 (in Russian).

Litvina T. A. (2003) "Rukopisnye zhitiia sviatykh v kazanskikh knigokhranilishchakh" ["Manuscript Lives ofSaints in Repositories ofKazan"], in Russkaia i sopostovitel'naia filologiia. Seriia: Iazykoznanie (Rusistika: sinkhronicheskii i diakhronicheskii aspekty) [Russian and Comparative Philology. Series: Linguistics (Russian Studies: Synchronical and Diachronical Aspects)]. Kazan', pp. 75-78 (in Russian).

Mineia na 12 mesiatsev [Menaion for the Twelve Months] (2002). Moscow (in Russian).

Nesterov I. V. (ed.) (1999). Katalog rukopisnykh knig iz sobraniia NGOUNB [Catalogue of Manuscripts from Collection of Nizhny Novgorod Regional Universal Scientific Library], 1: 15th — 17th Centuries. Nizhny Novgorod (in Russian).

Ukrainskie knigikirillovskoi pechati 16—18vv. Katalogizdanii, khraniashchikhsia v Gosudarstvennoi biblioteke SSSR imeni V. I. Lenina (1981) [Ukrainian Books of Cyrillic Print of the 16th — 17th Centuries. Catalogue of Editions Kept in the State Library of the USSR.], vol. 2, pt. 1: Kievskie izdaniia 2-i poloviny XVII v. [Kiev Editions of the 2nd Half of the 17th Century]. Moscow (in Russian).

Videneeva A. E. (1991) "K istorii posviashchenii khramov Rostovskogo Spaso-Iakovlevskogo Dimitrieva monastyria" ["On the History of Dedications of Churches of Spaso-Iakovlevskii Dimitriev Monastery in Rostov], in Soobshcheniia Rostovskogo muzeia [Reports of Rostov Museum]. Rostov, pp. 74-119 (in Russian).

Zapasko Ia., Isaevich Ia. (1981). Pam'atki knizhkovogo mistetstva: Katalogstarodrukiv, vidanikh na Ukraini. Kn. 1 (1574—1700) [The Monuments of Bookmaking: The Catalogue of Old Books in Ukraine]. L'viv (in Ukranian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.