Научная статья на тему 'О неизданных сочинениях святителя Димитрия Ростовского: к постановке проблемы'

О неизданных сочинениях святителя Димитрия Ростовского: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
813
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ / НЕИЗВЕСТНЫЕ СОЧИНЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ / АГИОГРАФИЯ / ДРАМАТУРГИЯ / ПРОПОВЕДИ / ГИМНОГРАФИЯ / SAINT DIMITRY / METROPOLITAN OF ROSTOV / UNKNOWN WORKS / PROBLEMS OF ATTRIBUTION / HAGIOGRAPHY / DRAMA / SERMONS / HYMNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова Марина Анатольевна

Творческое наследие святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского (1651-1709), православного святого и одного из самых популярных славянских авторов, всегда привлекало внимание исследователей, его сочинения являются объектом изучения отечественных и зарубежных медиевистов. В статье М. А. Федотовой поставлен один из самых актуальных вопросов современного «димитриеведения» вопрос о неизученных, неизданных и не введенных в научный оборот сочинениях святителя, которые обнаруживаются в рукописных сборниках, созданных и вышедших из ростовского скриптория (некоторые из них это авторские рукописи из библиотеки митрополита), а также в сборниках его проповедей. В статье рассмотрены основные рукописи с этими текстами из собраний РНБ, ГИМ, РГАДА. Автором статьи, с одной стороны, обобщены и проанализированы исследования, затрагивающие эту тему (труды И. А. Шляпкина, А. А. Круминга, Л. А. Янковской и других), с другой вводятся в научный оборот новые, неизвестные и неизданные сочинения святителя Димитрия Ростовского. Среди этих текстов памятники агиографии (краткие жития на сентябрь), проповеди на подвижные и неподвижные праздники церковного года, драматические (декламация «Кающийся грешник»), исторические («Разсмотрение и исследование лет Рождества Христова...»), гимнографические («Служба святым девяти мученикам кизическим») и другие сочинения. По мнению автора статьи, проповеди составляют один из самых больших пластов творчества Димитрия Ростовского, поэтому вопросы атрибуции для многих слов и поучений все еще остаются актуальными, в связи с чем вопросам авторства того или иного текста в статье уделено особое внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Федотова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legacy of Saint Dimitry of Rostov, Metropolitan of Rostov and Yaroslavl’ (1651-1709), the Orthodox saint and one of the most prominent Slavonic authors, has always attracted much attention. His works have been the obj ect of study of both Russian and foreign scholars. The paper puts forward one of the most topical issues in the study of Dimitry’s writing, namely unresearched, unpublished and previously unavailable works of the Saint. These are discovered in manuscript collections which were compiled and came out of Rostov scriptorium (some of them are original manuscripts from the Metropolitan’s library), as well as in collections of his sermons. The paper examines main manuscripts with these texts from the National Library of Russia, State Historical Museum, Russian State Archive of Ancient Records. The author of the paper, on the one hand, summarises and analyses previous studies of this topic (the works of I. A. Shlyapkin, A. A. Kruming, L. A. Yankovskaya and others) and, on the other hand, makes available new, unknown and unpublished works of Saint Dimitry of Rostov. These include hagiographic texts (brief Lives of Saints for September), sermons on moveable and fixed feasts, dramatic texts (the declamation «Repentant Sinner»), historical works («Historical Calender») and hymnographic writings («Service for the Saint Nine Martyrs of Cyzicus»). The author considers that sermons constitute one of the largest parts of Saint Dimitry’s legacy. The problems of attribution of many speeches and homilies (i.e. the authorship of certain texts) are therefore still topical and are paid special attention.

Текст научной работы на тему «О неизданных сочинениях святителя Димитрия Ростовского: к постановке проблемы»

Вестник ПСТГУ

III: Филология

2014. Вып. 1 (36). С. 47-64

О неизданных сочинениях

святителя Димитрия Ростовского:

к постановке проблемы1 М. А. Федотова

Творческое наследие святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского (1651—1709), православного святого и одного из самых популярных славянских авторов, всегда привлекало внимание исследователей, его сочинения являются объектом изучения отечественных и зарубежных медиевистов.

В статье М. А. Федотовой поставлен один из самых актуальных вопросов современного «димитриеведения» — вопрос о неизученных, неизданных и не введенных в научный оборот сочинениях святителя, которые обнаруживаются в рукописных сборниках, созданных и вышедших из ростовского скриптория (некоторые из них — это авторские рукописи из библиотеки митрополита), а также в сборниках его проповедей. В статье рассмотрены основные рукописи с этими текстами из собраний РНБ, ГИМ, РГАДА. Автором статьи, с одной стороны, обобщены и проанализированы исследования, затрагивающие эту тему (труды И. А. Шляпкина, А. А. Круминга, Л. А. Янковской и других), с другой — вводятся в научный оборот новые, неизвестные и неизданные сочинения святителя Димитрия Ростовского. Среди этих текстов памятники агиографии (краткие жития на сентябрь), проповеди на подвижные и неподвижные праздники церковного года, драматические (декламация «Кающийся грешник»), исторические («Разсмотрение и исследование лет Рождества Христова...»), гимнографические («Служба святым девяти мученикам кизическим») и другие сочинения.

По мнению автора статьи, проповеди составляют один из самых больших пластов творчества Димитрия Ростовского, поэтому вопросы атрибуции для многих слов и поучений все еще остаются актуальными, в связи с чем вопросам авторства того или иного текста в статье уделено особое внимание.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, совершенно справедливо признан одним из самых популярных славянских авторов конца XVII — начала XVIII в., его писательский талант проявился в исторических и богословских трудах, в агиографических, драматургических и ораторских сочинениях; его Четьи Минеи, «Летописец келейный», «Розыск о раскольнической брынской вере», проповеди и другие произведения распространялись не только в печатных изданиях, но тиражировались в многочисленных списках, и не только в России, но и за рубежом.

1 Статья написана при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-04-00119 («Каталог сочинений Димитрия Ростовского: библиографические материалы»).

Некоторые труды митрополита были изданы еще при его жизни. Среди них — книги «Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (Чернигов, 1683, 1689, 1691, 1696, 1697, 1702)2, «Апология во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении, вкратце сложенная по совету святаго апостола Павла, глаголющаго: Утешайте друг друга и созидайте кийждо ближняго (1 Солун: 5, 44)» (Чернигов, 1696, 1700)3, «Книга жи-

2 Заслуга открытия книги «Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии» принадлежит С. А. Клепикову и Т. Н. Каменевой. С. А. Клепиковым были выявлены книги, вышедшие из Новгород-Северской типографии, в ряду которых была и книга «Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии», при этом ученый указал на преемственность Черниговской типографии Лазаря Барановича от типографии в Новгороде-Северском, которая просуществовала с 1674 по 1679 г. (См.: Клепиков С. А. Издания Новгород-Северской типографии и ложночер-ниговские издания 1674—1679 годов // Книга: Исследования и материалы. М., 1963. Сб. 8. С. 255—278.) В свою очередь Т. Н. Каменева, описывая деятельность и издания Черниговской типографии, впервые атрибутировала авторство книги «Чуда пресвятой и преблагословен-ной Девы Марии» Димитрию Ростовскому: «В 1677 году в Новгород-Северской типографии вышла анонимная книга «Чуда Девы Марии», автором которой был Дмитрий Ростовский. Это сочинение в переработанном виде было названо «Руном орошенным» и неоднократно печаталось в Чернигове». (См.: Каменева Т. Н. Черниговская типография, ее деятельность и издания // Труды Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. М., 1959. Т. 3. С. 243, 259—319.) Авторство книги «Руно орошенное» определяется по акростиху, читаемому уже в издании 1683 г. и расположенному автором после двух предисловий; акростих был изменен в издании 1691 г. И. А. Шляпкин, автор главной монографии о Димитрии Ростовском, не утратившей своей научной ценности до настоящего времени, в данном случае ошибался, полагая, что «Руно орошенное» является первым из дошедших до нас сочинением святителя Димитрия, написанным в 1675—1677 гг. (См.: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). СПб., 1891. С. 18—19.) К сожалению, данная ошибка повторяется иногда и в современных исследованиях. (См.: Bercoff G. B. Old and new narrative: «Runo orosennoe» by Dimitrij Tuptalo, metropolitan of Rostov // Старобългарска литература. Кн. 41-42: Юбилеен сборник в чест на 60-годишнината на Красимир Станчев и Александър Наумов. София, 2009. С. 359-366.)

3 Первые издания книги «Апология во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении...» не имеют указания на автора — святителя Димитрия Ростовского. Как показал А. А. Круминг, «Апология во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении...» является ремейком (термин А. А. Круминга) «Илиотропиона» Иеремии Дрекселия и ремейком второй степени книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу». (См.: Кру-минг А. А. Подражания «Подражанию». Римейки книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу» в славяно-русской письменности: Библиографический обзор // Фома Кемпийский. О подражании Христу. В переводе с лат. К. П. Победоносцева (1869. 2-е изд., исправл. и до-полн.) / Пред. и комм. В. А. Захарова, сост. и ред. И. А. Настенко. М., 2009. С. 274, 277.) При «Апологии во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении.» (1696, 1700) в издании опубликовано и ошибочно атрибутировано как сочинение святителя Димитрия Ростовского «Послание святаго исповедника Христова Хрисогона от уз к святей Анастасии Фармаколитрии, бывшей в печали и долзем от домашних ея озлоблении», принадлежащее Никифору Каллисту Ксанфопулу, на что указал еще И. А. Шляпкин. (См.: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. С. IX.) Ошибка могла возникнуть потому, что оба текста читаются в «авторизованной» рукописи Димитрия Ростовского: ГИМ, Синодальное собр., № 146, л. 164-178 об. Однако на л. 178 перед началом «Послания святаго исповедника Христова Хрисогона. » есть маргиналия, сделанная рукой святителя Димитрия: «Сие послание написано есть у Никифора в книз^ 14, глава 58, Никандру». Вопрос об авторстве «Апологии во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении.» в свете новых исследо-

тий святых» (Киев, 1689—1705; Могилев, 1702)4, сочинение «Об образе и подобии Божием в человеце» (1707)5.

После смерти Димитрия Ростовского и до выхода первого собрания трудов митрополита был опубликован ряд его сочинений: «Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны»6, «Дневныя записки святаго чудотворца Димитрия, митрополита Ростовскаго, изданныя с собственноручно писанной им книги, находящейся в Киевопечерской библиотеке»7, «Роспись митрополитов киевских с кратким летописанием»8, «Летопись иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовскаго, новоявленнаго чудотворца, ска-зующая вкратце деяния от начала миробытия до Рождества Христова ... с присовокуплением Келейной летописи сего же святого чудотворца»9.

Первое «Собрание разных поучительных слов и других сочинений святого Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, на шесть частей разделенное, с приложением Жития его» (далее — СС-1786) вышло в Москве в 1786 г. в шести частях и было инициативой частного лица — Якова Афанасьевича Татищева10. Основу первого собрания сочинений Димитрия Ростовского составляют проповеди митрополита и небольшие по объему богословские сочинения. Последующие собрания сочинений в той или иной степени сохранили состав первого издания, дополнив его некоторыми проповедями, различными мелкими статьями, не все из которых принадлежали перу ростовского митрополита, и изданием «Келейного летописца». Можно назвать следующие издания собраний сочинений Димитрия Ростовского: М., 1805-1807; 1818; 1827-1835; 1833-1835; 1842; 1849; 1857; Киев, 1869-1872; 1880-1881; 1895-1905. Следует при этом заметить,

ваний может быть поставлен заново. Т. А. Исаченко в работе «Русский "Хрисмологион" Паи-сия Лигарида — Николая Спафария в списках Румянцева, Московской Духовной академии и неизвестной рукописи Белоруссии» дала описание конволюта (Национальная библиотека Беларуси, Научно-исследовательский отдел книговедения, № 091/4198-К), в который входит «Хрисмологион», в этой же рукописи читается и «Апология во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении.» с указанием, как нам кажется, на л. 306 об. имени переводчика текста — Андрея Виниуса, однако вопрос этот требует дальнейшего рассмотрения. Благодарю Т. А. Исаченко, позволившую нам ознакомиться с ее статьей до публикации. См. также: Шляпкин И. А. Указ. соч. С. 264.

4 См. об издании Четьих Миней Димитрия Ростовского: Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: очерк истории издания // Филевские чтения. Вып. IX: Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы / Ред. Л. А. Янковска. М., 1994. С. 5-52.

5 Впервые издано в 1707 г., затем в 1714 и 1717 гг., вошло в состав «Розыска о раскольнической брынской вере» (ч. 2, гл. 18 и 19).

6 Изд.: М., 1745; переизд.: М., 1755, 1762, 1783; Киев, 1748, 1776.

7 См.: Древняя российская вифлиофика. М., 1774. Ч. 6. С. 315-408; переизд.: 1781.

8 См.: Рубан В. Г. Московский любопытный месяцеслов. М., 1776. С. 54-109.

9 Изд.: М., 1784.

10 См.: Никольский А. И. Несколько слов о житии и сочинениях святаго Димитрия Ростовского // ИОРЯС. СПб., 1909. № 1. С. 160-171; [Протокол 84 собрания, 3 марта 1913 г.] // Труды Ярославской губернской архивной комиссии. Ярославль, 1914. Кн. 7, вып. 1. С. 103-106; Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского (к вопросу об истории текста) // Труды Отдела древнерусской литературы (далее — ТОДРЛ). СПб., 2009. Т. 60. С. 150-182.

что несмотря на большое число изданий как отдельных сочинений митрополита, так и собраний его трудов, мы до сих пор не имеем ни одного критического издания произведений, тем более — полного собрания сочинений.

При таком обилии изданий трудов Димитрия Ростовского, безусловно, встает вопрос об атрибуции сочинений, надписанных именем святителя, как опубликованных, так и встречающихся только в рукописях. Данный вопрос является одним из ключевых в изучении творчества писателя, а потому этой теме должно быть посвящено самостоятельное исследование. Не менее важным является вопрос о неизданных и не введенных в научный оборот сочинениях Димитрия Ростовского.

Уже в XIX столетии собиратели рукописей, исследователи, издатели неоднократно обращались к неопубликованным в собраниях сочинений трудам митрополита и знакомили с ними читателя11, особое внимание уделялось эпистолярному наследию писателя12.

Можно назвать и рукописи, например сборники из собрания Ростовского музея-заповедника, № 82813 и собрания Титова (РНБ), № 355714, писцы которых определенно были знакомы с первым собранием сочинений Димитрия Ростовского 1786 г. и подобрали для своих сборников его произведения, в том числе и отсутствующие в этом издании, используя при этом подлинные, вероятно черновые, рукописи святителя. В связи с этим не лишним будет привести высказывание Вл. Нестерова, который еще в XIX в. при первом издании обнаруженного им списка украинской проповеди на «Успение Пресвятыя Богородицы» святителя Димитрия справедливо отмечал: «Допуская, что некоторые из них (проповедей. — М. Ф.) могли быть утрачены, мы все же склонны думать, что многие проповеди святителя Димитрия не известны литературе лишь потому,

"См.: Остальные сочинения святаго Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, досел^ св^ту еще неизв^стныя. М., 1804 [1803]; Краткое учение о седми таинствах церковных Святителя Димитрия Ростовского, исправленное собственною его рукою. Издано А. А. Титовым. М., 1880; Из неизданных сочинений Святителя Димитрия Ростовского. Сообщил епископ Угличский Амфилохий. М., 1889; Псальмы, или духовные канты сочинения Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго, изданные протоиереем Аристархом Израилевым. М., 1891; Титов Ан. Проповеди Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго, на украинском наречии. М., 1909. О некритичности ряда таких изданий писали многие исследователи, см., например: Лествицын В. Новое сочинение св. Димитрия Ростовскаго // Ярославские епархиальные ведомости (далее — ЯЕВ). 1880. № 47. Ч. неоф. С. 374—375; Янковска Л. А. К вопросу об истоках «Псальмы» «Новый год бежит», приписанной преосвященным Амфилохием Угличским святому Димитрию, митрополиту Ростовскому // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2002. Вып. 12. С. 15-21.

12 См.: Неизданные письма св. Димитрия Ростовского // Труды Киевской духовной академии. 1860. № 2. С. 282-285; Письма к отцу Феологу // ЯЕВ. 1860. № 8. Ч. неоф. С. 65-66; № 9. Ч. неоф. С. 73; Письма святителя Димитрия, митрополита Ростовского, Феологу // ЯЕВ. 1874. № 31-38. Ч. неоф. С. 246-303; Педагогическая мера св. Димитрия Ростовского к обузданию своеволия школьников // ЧОИДР. 1883. Кн. 2, отд. 5. С. 17-18.

13 См. об этой рукописи: Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись Ростовского музея № 828) // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993. С. 69-91.

14 Ср. состав данной рукописи с рукописью РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, большой по объему (10, 678 л.) и содержащей почти все проповеди Димитрия Ростовского.

что ученые изыскатели доселе мало прилагали стараний к тому, чтобы извлечь из-под спуда старых книгохранилищ и внимательно пересмотреть находящиеся там драгоценные сборники творений св. Димитрия Ростовскаго. Невнимание это разве отчасти может быть объяснено трудностью разыскивания рукописей в различных местах служения св. Димитрия, а также тем обстоятельством, что литература располагает уже достаточно большим наличным количеством творений этого святителя, сделавших его имя незабвенным и славным для Отечества»15. Таким образом, неизвестными и не введенными в научный оборот и сегодня остаются некоторые сочинения святителя Димитрия Ростовского, которые обнаруживаются в рукописном наследии митрополита.

В результате просмотра большого числа рукописных сборников и печатных изданий с сочинениями Димитрия Ростовского обнаруживается, что есть несколько типов сборников, важных при решении этого вопроса. Прежде всего — это большие сборники проповедей, в состав которых могли входить и другие мелкие сочинения Димитрия Ростовского.

Трудно определить, какие именно сохранившиеся рукописные сборники сочинений Димитрия Ростовского послужили основой первого издания16, но совершенно очевидно, что это были «большие рукописные сборники сочинений Димитрия. Большинство произведений в таких сборниках — помещенные в календарном порядке проповеди — сначала проповеди на подвижные праздники, начиная с недели о Мытаре и Фарисее, затем проповеди на неподвижные праздники, начиная с сентября — первого месяца церковного года»17.

Большинство таких сборников имели на титульном листе заглавия типа: «Поучения преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, на недельные и праздничные дни, его же архиерейскими трудами сочиненные» (РГБ, ф. 299 (собр. Н. С. Тихонравова), № 139); «Поучения недельные и праздничные. Творение преосвященнаго Димитрия, митрополита Ростовского» (РГАДА, ф. 181 (библиотека МГАМИД), № 432); «Казания или поучения в вос-кресныя дни, в праздники Господския и Богоматере, и святых угодников Божи-их, от Божественнаго Писания в ползу душам и в наставление всему православ-

15 Нестеров Вл. Неизданное слово св. Димитрия митрополита Ростовскаго // Странник. 1891. Т. 2. С. 432-433.

16 Напомним, что черновые материалы сочинений Димитрия Ростовского, положенные в гроб при погребении, истлели, о чем свидетельствуют записи в рукописях. Так, в сборнике РНБ, Софийское собр., № 1283, на л. 331 после текста Духовной митрополита читаем: «По смерти его осталось келейной казны шесть рублев дватцать алтын восемь денег. 1709 октября в 28 день преставися преосвященный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, в первый час дни, а т^ло его погребли в Ростов^ по ево Духовной в монастыре святаго Иакова епископа во углу у западной ст^ны на правой рук^, а умер ходя, заболел с вечера. По повелению в рак^ т"Ъло ево послали черными ево руки книгами в тетратех, а смерти себ^ всегда ожидал около своих имянин и с другими о том говаривал. Погребали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский»; а в доношении Святейшему Правительствующему Синоду от 17 октября 1752 г. сказано: «Да под главою оного покойного преосвященнаго Димитрия митрополита положенные трудов его писания, писанныя на бумаг^, истлели» (см.: РГИА, ф. 796, оп. 33, № 222, л. 4).

17 Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись Ростовского музея № 828). С. 69-70.

ному христианству проповедано при державе благочестивейшаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича, з трудолюбием блаженныя памяти преосвя-щеннаго архиерея Димитрия Савича, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, сочиненныя, по божественнай литургии от уст его чтенныя» (РГАДА, ф. 181, библиотека МГАМИД, № 720; ГИМ, Епархиальное собр., № 783); «Праздничныя проповеди Димитрия, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго» (ГИМ, Епархиальное собр., № 642); «Поучении преосвященнаго Димитриа, митрополита Ростовскаго, бывшаго еще на Украйне ректором» (ГИМ, Епархиальное собр., № 657) и т. д.18 Внутри сборников проповеди уже не имели указания на авторство святителя Димитрия Ростовского.

Безусловно, имеется вероятность, что некоторые из проповедей в таких сборниках не принадлежат перу ростовского митрополита и были приписаны ему случайно (исследователи уже указывали на такие ошибки)19, но большинство слов и поучений повторяется из сборника в сборник, и основной состав таких кодексов идентичен. При некоторых проповедях имеются дата и место произнесения, встречаются типичные для рукописных сборников сочинений Димитрия Ростовского маргиналии, указывающие на славянские и западные источники тех или иных сюжетов и цитат, большая часть которых взята из книг, принадлежавших библиотеке писателя. Важным фактором для атрибуции является и тот факт, что проповеди в этих сборниках не встречаются в печатных изданиях и рукописных книгах проповедей других проповедников — старших и младших современников ростовского митрополита.

Большое значение имеют «авторизованные» сборники, в том числе и сборники проповедей, — книги, вышедшие из скриптория митрополита, некоторые из которых имеют правку и маргиналии, сделанные рукой святителя Димитрия, что еще раз подтверждает их принадлежность ростовскому митрополиту. К таким сборникам проповедей можно отнести рукописи ГИМ, собр. Е. И. Забелина, № 619; ГИМ, собр. М. И. Соколова, № 81; ГИМ, Епархиальное собр., № 783. Встречаются и отдельные рукописные тетради, вышедшие из ростовского скрип-тория, иногда даже с пометами митрополита, в состав которых входят один-два текста, например: РГБ, ф. 205 (собр. ОИДР), № 242 («Два слова Димитрия Ростовского: Месяца августа в 29 день, Святыи верховныи апостолы Петр и Павел; Месяца августа в 19 день, Пресвятой Богородицы Донской»); РНБ, собр. П. Н. Тиханова, № 517 («Речь при вступлении на кафедре в Ростове»); Ярославский музей-заповедник (далее — ЯМЗ), Р-1153 («Слово Димитрия Ростовского, сказанное в Москве»)20. Большая часть этих текстов известна, атрибутирована

18 Для последующих переизданий сочинений святителя Димитрия Ростовского, вероятно, готовились специальные рукописи, например: РГАДА, , № 505, 20, XIX в., скрп., кн. 1—5, «Поучения святаго Димитрия. Писменныя орегиналы (так в рукописи, — М. Ф.)»; РНБ, собр. А. А. Титова, № 1152—1156 , 40, XIX в., п/у скрп., «Пять частей сочинений Димитрия Ростовского» и др.

19 См. об этом подробнее: Федотова М. А. О неизданных проповедях Димитрия Ростовского: Слово на перенесение мощей святого мученика Димитрия царевича // ТОДРЛ. Т. 63. В печати.

20 См. подробнее: Федотова М. А. Украинские проповеди Димитрия Ростовского (1670— 1700 гг.) и их рукописная традиция. Статья 2. // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 409-431.

и издана, но встречаются сочинения неизвестные, редко переписываемые и даже единичные, но, без сомнения, по всем «признакам» принадлежащие перу ростовского митрополита. Заметим, что проповеди являются одним из самых больших пластов творчества Димитрия Ростовского, поэтому вопросы атрибуции для многих текстов все еще остаются актуальными.

Так, нам удалось атрибутировать Димитрию Ростовскому четыре слова из сборника проповедей РНБ, Q.I.269: л. 1—8 «Слово на Рождество Христово» («Contio pro Nativitate Christi»), л. 47—52 об. «Слово второе на Благовещение блаженной девы» («Alia contio pro eodem Fest.» (так в рукописи. — М. Ф.)) и две проповеди на день памяти святой Варвары-мученицы, произнесенные в Батурине в 1691 и 1692 гг. (л. 185-191 «Contio pro Festo sanctas Barbaras martiris»; л. 191-197 об. «Alia contio pro eodem Fest. S. Bar.» (так в рукописи. — М. Ф.)). Эта рукопись является особой среди сборников проповедей Димитрия Ростовского: названия проповедей написаны по-латински, ряд слов в ней совершенно определенно принадлежит Димитрию Ростовскому, эти проповеди давно известны и изданы, атрибуции других еще требует уточнения, но перечисленные 4 проповеди, ранее не известные и читаемые только в этой рукописи, безусловно, по своим стилистических признакам, характерным маргиналиям, ссылкам на западные источники, указанным датам и месту произнесения принадлежат Димитрию Ро-стовскому21.

Проповедями Димитрия Ростовского являются и два похвальных слова (сохранившиеся в единственном списке в черновом варианте) «на святаго Гуриа, перваго архиепископа Казанскаго» из рукописи Ростовского музея-заповедника № 828, л. 155-155 об., 155 об. — 16022. Эти две проповеди отличаются от ранее известного «Поучения в честную память, иже во святых отца нашего Гуриа, архиепископа Казанскаго», произнесенного 4 октября (год произнесения нам не известен) в Москве в Спасо-Преображенском соборе Ново-Спасского монастыря23. На л. 160 данной рукописи запись писца «Сии оба слова списаны с подлинных черных святителя Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, рукою его черненные».

В этой рукописи (л. 104—108 об.) и еще в ряде списков читается «Слово на пресвятую память святителя Леонтия, ростовского чудотворца», произнесенное митрополитом, согласно пометам, в Ростове в 1702 г.: РНБ, собр. А. А. Титова, № 3557, л. 477-482 об. (с датой: «An: 1702»); собр. А. А. Титова, № 100, л. 532— 538 об.; собр. А. А. Титова, № 3445, л. 265-269 об.; собр. А. А. Титова, № 3550, л. 79 об. - 85 об.; РНБ, Софийское собр., № 1283, л. 188-191 об.; РНБ, F.I.455, л. 219 об. - 223 об.; РНБ, собр. Н. Я. Колобова, № 238, л. 213 об. - 221 об. (с пометой «Проповедано в Ростове 1702»).

К таким неопубликованным и не известным ранее проповедям, произнесенным в московский период творчества святителя Димитрия, относится «Слово на перенесение мощей святого мученика Димитрия царевича», произнесенное к

21 Федотова М. А. Украинские проповеди Димитрия Ростовского... С. 410-411.

22 См.: Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись Ростовского музея № 828). С. 79-80.

23 См. первую публикацию текста: СС-1786. Т. 4. Л. 47-64 об.

столетию празднуемого события. Текст читается в единственном списке в составе рукописи РНБ, Q.I.830, (40, XVШ—XIX вв., 486 л.), которая представляет собой не сборник проповедей Димитрия Ростовского, а искусственный конволют, созданный, вероятно, в Императорской публичной библиотеке из разрозненных тетрадей без тематической подборки. Тетрадь с проповедью писана одним из писцов ростовского скриптория и на всем протяжении текста имеются пометы и правка, сделанные самим Димитрием Ростовским, т. е. его автографы, а напротив заглавия рукой Димитрия Ростовского написано — «Ап: 1706 МоБсИсмае. Июня в 3 день». Данная маргиналия типична для сборников проповедей Димитрия, подобные пометы читаются на полях сборников проповедей, вышедших из скриптория митрополита.

Есть и другие проповеди, авторство которых приписывается Димитрию Ростовскому, но окончательная их атрибуция не установлена и еще требует дальнейшего уточнения. Ниже мы перечислим проповеди, которые имеются в сборниках сочинений святителя Димитрия, атрибутируются ему и не имеют издания24.

«Слово в неделю сыропустную второе» (на текст: «Егда же поститеся, не будите яко же лицемерии. Словеса суть Христа Спасителя. Матфей 6»; нач.: «Плоть естества нашего, постом неумерщвленная...») — РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, л. 34 об. — 36.

«Слово в неделю 4 разслабленнаго» (на текст: «Се здрав еси, к тому не согрешай, да не гор^е ти, что будет. Иоанн, глава 5, зачало 14»; нач.: «Между всЪми щастливостями и между вс^ми нашими благополучиями...») — ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 183, в лист, л. 407—411.

«Слово в неделю 7 по Сошествии Святаго Духа» (на текст: «По Иисус^ идоста два слепца, зовуща и глаголюща: Помилуй наю, Иисусе, Сыне Давыдов. Матфей, глава 9, зачало 33»; нач.: «Аки бы на обличение наше сия евангельская о двоих слепцах.») — ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 183, в лист, л. 411 об. — 414.

«Слово в неделю 18» (на текст: «Наставниче об нощь всю труждашеся, ниче-соже яхом. Лука, глава 5, зачало 17»; нач.: «Жалуется пред Христом Спасителем нашим святый апостол Петр.») — ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 183, в лист, л. 420 об. — 424.

«Слово на Покров Пресвятыя Богородицы» (на текст: «Покрова не стяжа-хом, нигд^же прибегнут страннии, всегда поб^ждаемии, разв^ тебе, Владыце миру, — церковь поет», нач.: «Вс^м человеком общий есть обычай.») — РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, л. 367—371; РНБ, Софийское собр., № 1283, л. 277 — 282 об.; собр. А. А. Титова, № 100, л. 441—444 об.

«Слово на Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснод^вы Марии» (без темы, нач. «Приидите, празднолюбных собори, Пресвятую Д^ву почтим.») — РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, л. 363—366.

24 Об изданных проповедях святителя со спорной атрибуцией, т. е. проповедях, которые при публикации были приписаны Димитрию Ростовскому, см.: Федотова М. А. О неизданных проповедях Димитрия Ростовского: Слово на перенесение мощей святого мученика Димитрия царевича. В печати.

«Поучение на преславный и веселый день Христова Воскресения, с четырех евангелистов собрано» (без темы, нач. «Во едину же от суббот зело рано...») — ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 183, в лист, л. 22-27 об.

«Слово на Введение Пресвятыя Владычицы Богородицы» (на текст: «Приведутся царю девы вслед ея, и искренняя ея приведутся, в веселие и радость въведутся во храм царев, — церковь поет», нач.: «Бог всемогущий лучши есть и честнейший всякия твари.») — РНБ, Софийское собр., № 1283, л. 90-95; РГБ, ф. 354 (Вологодское собр.), № 175, л. 210-220 об.

«Слово на день святаго и великомученика и победоносца Георгия» (на текст: «Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир», нач.: «Якоже темность светлости противна есть.») — РНБ, Софийское собр., № 1283, л. 174 об. - 179.

«Слово на память святаго великомученика Георгия» (на текст: «Текущи в позорищи вси убо текут, един же приемлет почесть. Коринфяном, глава 9, зачало 143», нач.: «Позорищем именуется мир сей.») — ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 183, в лист, л. 428 об. - 431 об; РНБ, ОСРК, Е1.252, л. 40-43.

«Слово о должности всякаго вернаго суща в защищение святыя церкве про-тиву еретиков» (на текст: «Даждь премудрому вину, и премудрейший будет, ска-зуй праведному, и приложит приимати», нач.: «Древле избра Бог Моисея и явися ему в купине.») — РНБ, Софийское собр., № 1283, л. 331 об. - 339.

«Поучение о страстех Христовых» (на текст: «Воини, сплетшее венец от терния, возложиша на главу его. Словеса суть святаго евангелиста Матфея», нач.: «Пишется в Песнех Песней о царе Соломоне.») — РНБ, Софийское собр., № 1283, л. 494-497.

«Слово о сретении Господнем и о Очищении Пресвятыя Девы Богородицы» (без темы, нач.: «По Рождестве Господа нашего Иисуса Христа.») — РМЗ, № 828, л. 75-79 об.

«Слово на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (на текст: «Бог явися во плоти. 1 Тим. 3», нач.: «Бог еще прежде век во плоти Своего путешествия.») — РМЗ, № 828, л. 122-127 об.; РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, л. 436-440 об.

«Слово на Преображение Господне» (без темы, нач.: «Господня Преображения действо не точию святыи евангелисты.») — РМЗ, № 828, л. 128-136 об.

«Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (на текст: «Поят Иисус ученики своя Петра, Павла и Иоанна, возведе их на гору вы-соку и преобразися пред ними. Словеса сия евангельская, ныне на святой литургии чтенная, у святаго Матфея евангелиста в главе 17 положенная», нач.: «Егда же преобразися Иисус, лице его просветися.») — РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, л. 524-529; РНБ, Q.I.269, л. 104-105 об.

«Слово в день святыя мученицы Софии и чад ея, Веры, Надежды и Любве» (на текст: «Вдовицы чти, сущыя истинныя вдовицы. Словеса суть божественна-го апостола Павла к Тимофею в первом послании во главе 5 положенная», нач.: «Многи суть вдовы в подсолнечней.») — РМЗ, № 828, л. 143-150 об.

«Слово на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (без темы, нач.: «Тако у философов древле Бога быти единаго приято бысть.») — РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, л. 453-455 об.; РНБ, собр. Титова, № 100, л. 508-511.

«Слово на Сретение Господне» (на текст: «Се лежит сей на падение и на восстание многим во Израили. Словеса суть пророческая старца Симеона. Лука глава 5, зачало 8», нач.: «Кто возглаголет силы Господня и слышан...») — ГИМ, собр. Уварова, № 183, в лист, л. 424 об. - 428.

«Поучение на день российских князей Романа и Давыда» (на текст: «Входящу Господу во двор свой, возьмите врата князи ваша, и внидет Царь Славы», нач.: «Обители сия святая есть то двор Царя Небеснаго...») — РНБ, собр. М. П. Погодина, № 1154, л. 178-182.

«Слово на день святаго благов^рнаго князя Александра Невскаго» (без темы, нач. «Благодарствовати должны вси воины. ») — Национальная библиотека Украины (далее НБУ), собр. Киево-Печерской лавры, № 353 П / 4, л. 292-303.

Одной из наиболее интересных находок в сборниках проповедей Димитрия Ростовского является драма «Кающийся грешник», обнаруженная нами среди других сочинений митрополита Димитрия Ростовского в рукописи РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, л. 609 об. - 616 под названием «Суд кающагося грешника пред Богом».

В настоящее время Димитрий Ростовский считается автором театральных декламаций «На погребение Христово плач» (дошла до нас в пяти списках, два из них — авторизованные) и «На Воскресение Христово» (известна только по факсимильному изданию, предпринятому Амфилохием Угличским, единственного, не сохранившегося списка)25, «Рождественской драмы», дошедшей до нас в четырех списках, и «Успенской драмы», известной в двух списках — Типографском и Музейском26.

Текст драмы, или декламации, «Кающийся грешник» не сохранился; пьеса известна нам по двум описаниям: русского драматурга князя А. А. Шаховского27 и актера Ивана Носова28, оба описания составлены на основе записи содержания пьесы знаменитого русского актера И. А. Дмитриевского. Это, вероятно, было описание петербургской придворной постановки, состоявшейся 18 марта 1752 г., или ярославской постановки труппы Ф. Г. Волкова начала 1750-х гг. Согласно изложенному содержанию драмы исследователи полагают, что пьеса «Кающийся грешник» могла быть создана на основе какой-то части 2-го действия «Успенской драмы», возможно с привлечением сюжета «Рождественской драмы». Обнаруженный нами в рукописи собрания А. И. Хлудова список пьесы «Суд кающегося грешника перед Богом» в стихах, на наш взгляд, является не чем иным, как драмой «Кающийся грешник» Димитрия Ростовского. Драма «Кающийся грешник» не является самостоятельным произведением, это извлечение

25 Стихи на Страсти Господни, или Стихи Страстные, сочиненные св. Димитрием митрополитом Ростовским / Сообщены Преосвященным Амфилохием, епископом Угличским, викарием Ярославской епархии. Ярославль, 1889.

26 История вопроса изложена: Жигулин Е. В. Источниковедение театра святителя Димитрия Ростовского // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 139-145; Он же. Художественное своеобразие театра Димитрия Ростовского. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1995.

27 См.: Театральный альманах на 1830 год. СПб., 1830. С. 125-130.

28 См.: Хроника русского театра Носова. С предисловием и новыми разысканиями о первой эпохе русского театра Е. В. Барсова. М., 1883. С. 32-33.

2-го действия из «Успенской драмы» (с небольшими текстологическими разночтениями), которое исполнялось, вероятно, как самостоятельная декламация. Время создания «Успенской драмы» исследователями трактуется по-разному: есть мнение, что пьеса могла быть создана еще на Украине в XVII в. и не для школы (пьеса представлялась 15 августа, это время школьных «вакансий»), а, возможно, «для постановки в монастыре Елецком монахами и бельцами»29, однако она не могла быть создана ранее 1698 г., так как одним из ее источников, как показал Н. И. Петров, была драма «Царство Натуры Людской», датируемая этим годом30. Если «Успенская драма» и не ставилась в Ростове в 1703-1705 гг., то эпизоды ее, извлеченные из пьесы: 2-е действие в виде пьесы, или декламации, «Суд кающегося грешника перед Богом» (т. е. «Кающийся грашник»), а также эпизод 1-го действия «Успенской драмы» (со слов «Власть круга земнаго сим венцем в^нчанна...»), который в Музейском списке ГИМ читается отдельно и в конце текста пьесы (на л. 52 об. - 60 об.), могли быть исполнены в Ростове в качестве самостоятельных декламаций.

Второй вид сборников, в которых обнаруживаются неизвестные сочинения Димитрия Ростовского, — это рукописные сборники из библиотеки святителя, оставшейся после смерти митрополита и описанной иеромонахом Филаретом31 (заметим, что не все сборники подобного типа, отмеченные в «Росписи книг келейных» Филарета, на сегодняшний день обнаружены). В основном рукописи собирались в период служения святителя Димитрия в Ростове с 1 марта 1702 г. по 28 октября 1709 г., в их составе читаются различные «неисправленные» (по выражению самого Димитрия Ростовского) материалы: выписки из отцов церкви, исторические (хронографические и летописные тексты, каталоги) и агиографические сочинения, авторские проповеди, письма, послания и т. д., преимущественно с собственноручными заметками и поправками. Наиболее значимые сборники: ГИМ, Синодальное собр., № 858; 811 (оба 1704 г.); 147 (1705 г.); 81 (1707-1709 гг.)32; РГАДА, ф. 381 (рукописные книги Московской Синодальной Типографии), № 420 (1706-1709 гг.). Некоторые из них относятся к украинскому периоду творчества святителя Димитрия, созданы в 1690-е годы, состоят в основном из текстов исторического и хронологического содержания, использованных позднее при работе над «Келейным летописцем», наиболее интересный из них — ГИМ, Синодальное собр., № 146)33.

Среди этих тестов обнаруживается неизданное, неизвестное и не вошедшее в состав «Келейного летописца» «Разсмотрение и изследование лет Рождества

29 Петров Н. И. Очерки из истории украинской литературы ХУП-ХУШ веков. Киев, 1911. С. 169.

30 ПетровН. И. О сочинении студента Евгения Троицкого на тему: «О драматических произведениях св. Димитрия Ростовского» // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1912. № 3. С. 679.

31 Первая публикация: Роспись книг келейных блаженны памяти преосвященнаго Димитрия, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, лета Господня 1709 // Москвитянин. 1855. № 21-22; публикация подготовлена о. Иоанном Троицким.

32 Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. Н. Невоструева). М., 1970. Ч. 1. С. 33-34, 37-41.

33 Там же. С. 35-36.

Христова, согласующих и несогласующих с летами Бытиа Мира» (нач. «Понеже мнози о л^т^ Рождества Христова, в которое Спаситель наш от Пречистыя Д^вы произыйти благоизволил есть...»). Текст сохранился в нескольких «авторизованных» рукописях: НБУ, собр. Киево-Печерской лавры, № 345 /162Л (начало работы над рукописью — 1693 г.); ГИМ, Синодальное собр., № 139 (1695— 1701 гг.); последняя окончательная редакция «Разсмотрения и изследования лет Рождества Христова.»: ГИМ, Синодальное собр., № 147 (20, 474, скрп. разных почерков, на обороте верхнего переплетного листа записи рукой Димитрия Ростовского: «Сиа книга собрася в л^то 1705, августа в пост Спасов, в Ростове», ниже «Много в ней неисправних описей и вещей», «Смиреннаго архиерея Ро-стовскаго Димитриа»)34. Можно назвать и другие списки: НБУ, собр. Киево-Софийского собора, № 250/684 С; собр. Духовной академии, № 382/Муз. 427.

В одной из «авторизованных» рукописей Димитрия Ростовского, перечисленных выше (ГИМ, Синодальное собр., № 811, 40, 367 л., скрп. разных почерков, конволют из 20 рукописей, запись Димитрия Ростовского «Неисправленные вещи различнии собранны в лето 1704 августа месяца в Ростове. Архиерей Димитрий»), на л. 4—44 об. сохранилось еще одно незаконченное, крайне интересное сочинение митрополита, до сих пор не введенное в научный оборот, — «Мартиролог, или мученикословие житиа святых по месяцех и числах въкратце собранныя, в себе содержащое».

Впервые на это сочинение указал И. А. Шляпкин35, но в монографии ученого была допущена досадная опечатка: указан шифр Синодального собр., № 81, а не 81136. Значимость этого памятника заключается в том, что святитель Димитрий, помимо полных, распространенных текстов житий святых, своих Четьих Миней, задумал написать еще краткие их жития, причем он не механически сокращал уже написанные им тексты, а писал новые, хотя и краткие жития. Работа была задумана, как свидетельствует запись перед «Мартирологом», «в обители всемилостиваго Спаса Новгородка Северского ново написанное в лето 1700». Текст имеет два предисловия, одно из них «К читателю», в котором, в частности, митрополит писал: «Триех ради вин сию сокращеннейших житий святых книжицу помощию Божиею написати умыслих: Первая: Яко не всяк может имети пространно написаних житий святых книги, на ихже куплю немалыа цены требе... Вторая: Аще и имат кто тыа книги, в нихже пространно написашася святых житиа, но многащи домовними или народними, или инеми некиими делами препинаемыи, не можех много чести. Собрах убо сокращеннее всех святых деяниа в едину сию книжицу малую. Да и убогий удобнее может ю себе стяжа-ти, и житейскими попечениами обятый, без труда можех коегождо дне настоящих святых прочести и уведати... Третиа вина. ни единаго же преминути сво-

34 См.: Янковска Л. А. К вопросу об истоках «Псальмы» «Новый год бежит», приписанной преосвященным Амфилохием Угличским святому Димитрию, митрополиту Ростовскому. С. 15-21.

35 Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). С. 264.

36 Заметим, что рукопись Синодального собр., № 81 (ГИМ) знаменита другим сочинением святителя Димитрия Ростовского — это «Епистолар архиерея Ростовского Димитриа. Купно и памятник прилучающихся знатнейших деяний. Начат писатися в лето Христово 1707. Декавриа месяца».

им благоговейным поклонением, но всех достодолжною честию да почитаюх и стяжаваюх я себе, ходотай к Богу». Святитель Димитрий написал только жития на сентябрь, видимо переезд в Россию и новые заботы и труды («Келейный летописец», «Розыск о раскольнической брынской вере») отвлекли его от выполнения задуманного дела. Со сборника Синодального собр., № 811 в ростовском скриптории, был сделан список, сейчас он хранится в РНБ, собр. А. А. Титова, № 2037 («Неисправленнии вещи различнии собранны в лето 1704 августа месяца в Ростове. Архиерей Димитрий», 40, П+132+! л., п/у скрп.). А. А. Титов заказал и копию с этой редкой рукописи своего собрания, хранящуюся также в его коллекции — № 4511 (XIX в., 40, П+132+! л., скрп.). Однако ни рукопись собр. А А. Титова № 2037, ни рукопись № 4511 не имеют в своем составе «Мартиролога», который таким образом читается только в списке Синодального собр., № 811.

От работы над Четьими Минеями сохранился еще один неизданный памятник Димитрия Ростовского «О л^те скончания преподобной Марии Египетской разсмотрение» (нач. ««Хотяще уведати, в которое истинно лето святая Мария преставися, потребно первее вняти словеса историчная...»). Текст, вероятно, был написан при подготовке митрополитом Четьих Миней к переизданию, т. е. после 1705 г., но во второе издание 1711—1718 гг., в котором отражены минимальные дополнения к «Книге житий святых», этот текст не вошел37. Известно два списка текста: РГАДА, ф. 381 (рукописные книги Московской Синодальной Типографии), № 420, л. 247—248 об. и отдельный список — 2 листа, вложенные в экземпляр Четьих Миней (экземпляр принадлежал Димитрию Ростовскому) на март-апрель (РГБ МК, 20, инв. 8576), между листами 253 об. и 254. Текст «О лете скончания преподобной Марии Египетской разсмотрение» по типу напоминает другие исследовательские тексты, которыми святитель Димитрий прокомментировал некоторые жития — Житие Кирилла и Мефодия, Житие княгини Ольги, Житие князя Владимира и ряд других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Димитрий Ростовский известен как автор самых разнообразных в жанровом отношении сочинений — житий, проповедей, драм, стихов, молитв, летописей и т. д. Среди этих жанров есть и гимнографические памятники, в частности им был написан «Канон преподобным и богоносным отцем нашим Антонию и Феодосию Киево-Печерским»38. Согласно «Диариушу» Димитрия Ростовского, сочинению дневникового типа, святителем была сочинена «Служба святым девяти мученикам кизическим», под 1694 г. есть запись: «1694. Месяца марта написалася служба святым 9 мученикам кизическим на желание певное с Патриаршего дому»39. Эта служба входит в состав так называемого «Врачества безмездного святых девяточисленных, иже в Кизизку мученик»40, написанного Ди-

37 Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: очерк истории издания. С. 31-33.

38 См. авторизованный список Канона: ГИМ, собр. Соколова, № 81, л. 312-319 об.

39 См. список «Диариуша»: НБУ, собр. Киево-Печерской лавры, № 345 / 162 Л, л. 129. О редакциях «Диариуша» см.: Федотова М. А. Источники жития Димитрия Ростовского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации СПб., 2011. Т. 2. С. 182.

40ЯнковскаЛ. А. Еще несколько замечаний по поводу проблемы источников и литературно-богословского значения Житий свв. Зосимы и Савватия Соловецких // Филевские чтения. Вып. 9: Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. С. 102.

митрием Ростовским в 1694 г. по повелению патриарха Адриана, который еще в 1688 г. поставил в Казани, в бытность свою Казанским митрополитом, церковь во имя святых девяти мученик кизических. В состав «Врачества» входят: «Служба святым девяти мученикам кизическим, поемая в обители Кизической, яже близ града Казане» (На мал. веч. Стихиры. Полк светлых Христовых воинов.), «Молитва святым девяти мученикам кизическим» (нач. «О преславнии страсто-терцы Христовы девяточисленныи, мужественно до крове за имя Господне став-шии воины.»), «Страдание святых девяти мученик», вошедшее под 29 апреля в Четьи Минеи Димитрия Ростовского41, «Сказание о прославлении святых девяти мучеников кизических в граде Казане, и о новосозданной во имя их каменной церкве и обители» (нач.: «Во царство благочестивейших великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великиа и Малыя и Белыя России самодержцев.») и «Поучение в память святых мученик кизических», известное в ряде рукописей и изданий42. Тексты Службы, Молитвы и Сказания о церкви и обители никогда не были изданы и до сих пор остаются неизученными, они сохранились в единственном списке — «авторизованной» рукописи Димитрия Ростовского: ГИМ, Синодальное собр., № 146 (20, 327 л., скрп.), л. 295 об. - 304, 304 об. - 306, 314-317 об.

Недостаточно изученным до сих пор остается еще один тип сочинений Димитрия Ростовского — это его каталоги, или «комментированные реестры», которые святитель Димитрий составлял на протяжении всего своего творчества. С одной стороны, к сочинениям такого типа можно отнести каталог «Архиереи ростовские»43 или уже упоминаемую выше «Роспись митрополитов киевских с кратким летописанием», с другой — неизвестные и неизданные, а соответственно и не введенные в научный оборот сочинения «Собрание еретиков и ересей их» и «Реестр еретиков», известные нам в трех списках: «авторизованном» списке ГИМ, Синодального собр., № 811, л. 60-146 и соответственно в его копиях из собр. А. А. Титова, № 2037 и № 4511. Атрибуция этих памятников, безусловно, должна быть уточнена, но компилятивный характер этих сочинений очевиден, маргиналии в рукописи Синодального собр., № 811 перечисляют источники: Иоанн Дамаскин, Тертуллиан, Ириней Лионский, Епифаний Кипрский, Иоан-никий Галятовский и др.

Изучение рукописей, сохранившихся после смерти святителя Димитрия Ростовского, дало новый материал и для изучения эпистолярного наследия митро-полита44. Так, удалось обнаружить новое (41-е по счету) письмо Феологу (нач. «Послахом в царствующий град честнаго монаха Варлаама.», см.: РНБ, НСРК (рукопись не зашифрована), 1826 г., 60 л., письмо без указания даты на л. 5960); черновик письма, т. е. автограф святителя Димитрия, казначею Филарету — тому самому иеромонаху, который впоследствии составил «Роспись книг келейных» Димитрия Ростовского, от 10 августа 1709 г. (нач. «Сего августа в 10 день

41 См.: Книга житий святых. Киев, 1700. Кн. III. Л. 419 об. - 421.

42 Первое издание: СС-1786. Т. 5. Л. 14 об.-25.

43 Летописец о ростовских архиереях / С примеч. чл.-корр. А. А. Титова. СПб., 1890.

44 Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исследование и тексты. М., 2005.

от земнаго овощу дыню.», см.: РНБ, ОСАГ, № 5588, 1709 г., 1 л.); письмо некой духовной персоне, которой святитель Димитрий «в утешение» посылает свое сочинение «Врачество духовное» (нач. «Возлюбленн^йший! Аще тако есть, что изволением Божиим искушаешися...», см.: РНБ, собр. Новгородской духовной семинарии, № 107, конволют XVII—XVIII вв., 349 л., письмо без указания даты на л. 19-21 об.).

Уточним также атрибуцию некоторых стихотворений, приписываемых Димитрию Ростовскому: хорошо известно, что митрополит писал стихи, ему принадлежит большой ряд поэтических текстов45. Например, стих «На образ Пресвя-тыя Богородицы Рудницкой» (так в рукописи. — М. Ф), вероятно, написанный в начале января 1689 г., когда Димитрий, согласно его «Диариушу»46, был в Рудне на поклонении образу. Мне известно два списка стиха: РМЗ, № 828, л. 13747; РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, л. 676 об. Димитрию Ростовскому принадлежат четыре стихотворения на книгу И. Т. Посошкова «Зеркало безъименного творца на раскольников обличение»: «Стихи на книжку зеръкалом названную», «На книжицу малую», «На безъименного творца», «На неизъявление книжицы». В издании «Зеркала» И. Т. Посошкова48 тексты не атрибутированы, хотя из переписки святителя Димитрия Ростовского с иеромонахом Феологом факт написания митрополитом этих стихов хорошо известен49. Рукопись «Зеркало безъименного творца на раскольников обличение» с правкой святителя Димитрия Ростовского и стихами хранится во Владимиро-суздальском архитектурно-художественном музее-заповеднике, № 5636 (392), введена в научный оборот Л. А. Янковской50. Л. А. Янковска также полагает, что Димитрию Ростовскому принадлежат стихи на латинском языке, посвященные книгам. Стихи написаны на обороте верхнего форзаца книги: Leonardo Lessius. Higiasticon seu Vera Ratio Valetudinis Bonae et Vitae una cum Sensuum... Antverpiae, 162351. Можно подтвердить и авторство стихов Димитрия Ростовского на обороте нижней крышки

45 См.: Украшська поезш. Середина XVII ст. / Упорядники В. I. Крекотень, М. М. Сулима. Кшв, 1992. С. 278-329.

46 См. список «Диариуша»: РНБ, Q.IV. 186, л. 12 об.: «Року 1689. З Чернигова ехалем до Рудни, под Любичом зостаючой, гд^ прославился образ Пресвятой Богородици чудами многими. Тамо змешкавши колко дней вел^лем малиреви своему змалевати мн^ тот чудотворный Пресвятой Богородицы образ, м^рою и подобием таковым, как есть, а д^ялося то месяца иануария, на початку месяца». Историческое предание сохранило известие об авторстве этих стихов, поэтому многие списки иконы Пресвятой Богородицы Рудненской (Руденской) имеют подпись — эти стихи Димитрия Ростовского. См. также: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). С. 190.

47 Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись Ростовского музея № 828). С. 77-78.

48 Сочинения И. Посошкова / изд. подгот. М. С. Погодиным. М., 1863. Т. 2. С. 7-8.

49 Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исследование и тексты. С. 98, 287, 299-300.

50 Янковска Л. А. Литературно-богословское наследие святителя Димитрия Ростовского: восприятие иезуитской науки XVI-XVII вв. Автореф. дисс.... д-ра филол. наук. М., 1994. С. 29.

51 Книга хранится в РГАДА, ф. 1251, БМСТ/ин., № 1732. См. Янковска Л. А. Литературно-богословское наследие святителя Димитрия Ростовского: восприятие иезуитской науки XVI-XVII вв. На правах рукописи // МГУ им. Ломоносова. 71. 95-10/21-1. С. 288-298.

переплета рукописи ГИМ, Синодальное собр., № 187 «Notata per Alphabetum», в которых автор критикует «стихоплетство» Иоанна Максимовича, архиепископа Черниговского, недовольство стихами которого митрополит высказывал и в письме к Стефану Яворскому52.

В заключение хотелось бы заметить, что среди сохранившихся рукописей могут быть вновь обнаружены не только новые, еще не известные и не введенные в научный оборот сочинения святителя Димитрия Ростовского, но и новые списки уже хорошо известных его трудов, которые не менее ценны. В некоторых случаях новые списки сочинений подтверждают авторство Димитрия Ростовского (например, авторство трактата «О пресуществлении» (или «Разсуждение о пресуществлении святейшей евхаристии»)), а в некоторых случаях эту атрибуцию ставят под сомнение (например, сочинение «Апология во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении.»).

Ключевые слова: святитель Димитрий Ростовский, неизвестные сочинения, проблемы атрибуции, агиография, драматургия, проповеди, гимнография.

On unpublished writings of Saint Dimitry of Rostov: Raising the problem

M. A. Fedotova

The legacy of Saint Dimitry of Rostov, Metropolitan of Rostov and Yaroslavl' (1651-1709), the Orthodox saint and one of the most prominent Slavonic authors, has always attracted much attention. His works have been the object of study of both Russian and foreign scholars.

The paper puts forward one of the most topical issues in the study of Dimitry's writing, namely unresearched, unpublished and previously unavailable works of the Saint. These are discovered in manuscript collections which were compiled and came out of Rostov scriptorium (some of them are original manuscripts from the Metropolitan's library), as well as in collections of his sermons. The paper examines main manuscripts with these texts from the National Library of Russia, State Historical Museum, Russian State Archive of Ancient Records.

The author of the paper, on the one hand, summarises and analyses previous studies of this topic (the works of I. A. Shlyapkin, A. A. Kruming, L. A. Yankovskaya and others) and, on the other hand, makes available new, unknown and unpublished works of Saint Dimitry of Rostov. These include hagiographic texts (brief Lives of Saints

52 Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исследование и тексты. С. 142, 320. Тексты стихотворений см.: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). С. 190, 263-264.

for September), sermons on moveable and fixed feasts, dramatic texts (the declamation «Repentant Sinner»), historical works («Historical Calender») and hymnographic writings («Service for the Saint Nine Martyrs of Cyzicus»).

The author considers that sermons constitute one of the largest parts of Saint Dimitry's legacy. The problems of attribution of many speeches and homilies (i.e. the authorship of certain texts) are therefore still topical and are paid special attention.

Keywords: Saint Dimitry, metropolitan of Rostov, unknown works, problems of attribution, hagiography, drama, sermons, hymnography.

Список литературы

1. Жигулин Е. В. Источниковедение театра святителя Димитрия Ростовского // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 139—145.

2. Каменева Т. Н. Черниговская типография, ее деятельность и издания // Труды Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. М., 1959. Т. 3. С. 224—383.

3. Клепиков С. А. Издания Новгород-Северской типографии и ложночерниговские издания 1674—1679 годов // Книга: Исследования и материалы. М., 1963. Сб. 8. С. 255—278.

4. Круминг А. А. Сборник произведений святого Димитрия Ростовского (рукопись Ростовского музея № 828) // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993. С. 69-91.

5. Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского: очерк истории издания // Филевские чтения. Вып. IX: Святой Димитрий, митрополит Ростовский: Исследования и материалы / Ред. Л. А. Янковска. М., 1994. С. 5-52.

6. Круминг А. А. Подражания «Подражанию». Римейки книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу» в славяно-русской письменности: Библиографический обзор // Фома Кемпийский. О подражании Христу. В переводе с лат. К. П. Победоносцева (1869. 2-е изд., исправл. и дополн.) / Пред. и комм. В. А. Захарова, сост. и ред. И. А. Настенко. М., 2009. С. 267-285.

7. ЛествицынВ. Новое сочинение св.Димитрия Ростовскаго //Ярославские епархиальные ведомости. 1880. № 47. Ч. неоф. С. 374-375.

8. Нестеров Вл. Неизданное слово св. Димитрия митрополита Ростовскаго // Странник. 1891. Т. 2. С. 432-433.

9. Никольский А. И. Несколько слов о житии и сочинениях святаго Димитрия Ростовского // ИОРЯС. СПб., 1909. № 1. С. 160-171.

10. Петров Н. И. Очерки из истории украинской литературы XVII-XVIII веков. Киев, 1911.

11. Петров Н. И. О сочинении студента Евгения Троицкого на тему: «О драматических произведениях св. Димитрия Ростовского» // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1912. № 3. С. 678-680.

12. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. Н. Невоструева). М., 1970. Ч. 1.

13. Рубан В. Г. Московский любопытный месяцеслов. М., 1776.

14. ТитовАн. Проповеди Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго, на украинском наречии. М., 1909.

15. Федотова М. А. Украинские проповеди Димитрия Ростовского (1670-1700 гг.) и их рукописная традиция. Статья 2. // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 409-431.

16. Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исследование и тексты. М., 2005.

17. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского (к вопросу об истории текста) // ТОДРЛ. СПб., 2009. Т. 60. С. 150-182.

18. Федотова М. А. Источники жития Димитрия Ростовского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации СПб., 2011. Т. 2. С. 180-222.

19. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891.

20. Янковска Л. А. К вопросу об истоках «Псальмы» «Новый год бежит», приписанной преосвященным Амфилохием Угличским святому Димитрию, митрополиту Ростовскому // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2002. Вып. 12. С. 15-21.

21. Янковска Л. А. Еще несколько замечаний по поводу проблемы источников и литературно-богословского значения Житий свв. Зосимы и Савватия Соловецких // Филевские чтения. Вып. 9: Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. С. 75-107.

22. Bercoff G. B. Old and new narrative: «Runo orosennoe» by Dimitrij Tuptalo, metropolitan of Rostov // Старобългарска литература. Кн. 41-42: Юбилеен сборник в чест на 60-годишнината на Красимир Станчев и Александър Наумов. София, 2009. С. 359366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.