УДК 159.9
Т. Ю. Скамьянова
Начальный период адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в политехническом университете
В статье представлена авторская оценка стартового состояния учебной деятельности студентов с особыми образовательными потребностями, обучающихся в высшем техническом учебном заведении, а также отмечены значимые для освоения образовательных программ особенности этой категории студентов.
Ключевые слова: студенты, адаптация, профессиональные компетенции, успешность, освоение образовательных программ, воспитательное воздействие, профессионально-деятельностный подход.
Т. Ju. Skamianova
The Initial Stage of Adaptation of Students with Special Educational Needs in Training in Polytechnical University
The article describes the author's assessment of the starting state of the educational activity of the students with special educational needs, studying in the higher technical educational institution. It also mentions the characteristics of this category of students which are important for educational programmes mastering.
Keywords: students, adaptation, a professional competence, successfulness, educational programmes mastering, educational influence, a professional and operational approach.
Начало любой деятельности, в том числе учебной, связано с определенным переходным временным интервалом, связывающим предшествующий этап жизни индивида с его новым состоянием. Приступив к учебе в политехническом университете, первокурсник сталкивается с целым рядом незнакомых ему прежде особенностей. Во-первых, лекционная система, не предполагающая ежедневного опроса присутствующих, однако требующая от субъектов педагогической системы университета умения четко выделять и письменно фиксировать основополагающие сведения, сообщаемые педагогом-предметником. Во-вторых, необходимость отрабатывать пропущенные даже по уважительным причинам лабораторные, практические, конструкторские занятия. В-третьих, система оценки знаний студентов, осуществляемая преподавателями в соответствии с нормативными требованиями, минующая дневниковые или какие-либо другие записи, отражающие для студента его конкретную ежедневную учебную успешность. Если субъект педагогической системы высшего технического учебного заведения обладает практически полноценным здоровьем, то, опираясь на информацию о новых для него требованиях, он за две-три недели перестраивает свою учебную деятельность и начинает привыкать к новому распорядку.
Для студентов с особыми образовательными потребностями начальный период адаптации к
педагогической системе политехнического университета значительно длиннее по времени и, к сожалению, связан с многочисленными негативными ситуациями, на которые мы обратим внимание в представленной статье. Уточним, что учащиеся с особыми образовательными потребностями - это студенты-сироты, студенты-инвалиды, студенты с незначительными психическими отклонениями, беременные студентки, студенты зрелого возраста и др. Наши наблюдения за экспериментальной группой таких лиц показали, что для этой категории студентов вызывают трудности аккуратное посещение учебных занятий; выполнение требований педагогов по работе в аудитории и дома; выделение в коллективе лидирующих лиц. Для определения возможной учебной успешности в самом начале учебной деятельности в экспериментальной группе студентов-первокурсников нами был проведен тест. Поскольку он содержал вопросы, касающиеся личных сведений о здоровье, физическом и интеллектуальном, взаимоотношениях с окружающими и т. п., проводился тест анонимно в трех подгруппах названной группы. Результаты тестирования представлены на рис. 1, а. Первая подгруппа имеет средний показатель возможной учебной неуспешности 1,3; вторая - 1,6; третья - 2,6. Анализ полученных данных привел нас, к сожалению, к негативным выво-
© Скамьянова Т. Ю.., 2013
дам о низком стартовом уровне тестированных первокурсников, поскольку чем больше цифровое значение упомянутого показателя, тем больше число проблем, которые студент пытается разрешить параллельно с получением высшего технического образования. Этот вывод косвенно подтверждается сведениями приемной комиссии технического университета, зафиксировавшей баллы Единого государственного экзамена для студентов экспериментальной группы. Среди всего списочного состава первокурсников нет ни одного лица, имеющего хотя бы по одному предмету из трех представленных в личных картах 70 или более баллов. Нижние баллы членов экспериментальной группы по основным техническим дисциплинам физике и математике - 36 и 38 соответственно. Кроме того, при работе с экспериментальной группой студентов нам пришлось столкнуться со случаями значительных купюр в освоении отдельных предметов школьной программы субъектами педагогической системы политехнического университета, например, такой сложной дисциплины как химия. Поэтому они вынуждены в первый учебный семестр не только изучать новый материал по химии, но и восстанавливать пропущенный ими материал программы полного среднего образования. Однако времени для этой необходимой работы в учебных планах технических специальностей инженерного вуза не предусмотрено.
Совокупность нормативного времени, необходимого для освоения всех дисциплин специальности определяет учебную нагрузку коллективов преподавателей и студентов. Часовая нагрузка учебного дня студента достигает четырех пар занятий, то есть восьми академических часов. Для каждой дисциплины определены часы самостоятельной работы студентов. Как правило, их количество сопоставимо с количеством часов аудиторной нагрузки. Таким образом, ежедневная нагрузка на среднего студента политехнического университета, включая аудиторную и самостоятельную работу, составляет около шестнадцати часов. Очевидно, что времени для каких-либо дополнительных занятий явно недостаточно. Необходимо констатировать следующий факт: столь напряженная ежедневная учебная работа посильна далеко не каждому студенту. В первую очередь это относится к студентам с особыми образовательными потребностями.
Приведем аргументацию для всех категорий студентов такого типа. Студенты-сироты, к сожалению, не готовы к столь длительной интеллектуальной работе. Им трудно даже просто слушать преподавателей несколько часов подряд. Устав, они покидают аудитории. Студенты зрелого возраста, вероятно, к столь длительной мыслительной работе готовы, но, чтобы она была эффективной, им необходим ряд дополнительных условий. Студентам этого типа нужны увеличенные перерывы для отдыха во время аудиторных занятий, специальное питание [1, с. 217-233]. Беременным студенткам такой длинный учебный день не рекомендован по медицинским показаниям. Какую бы серьезную интеллектуальную подготовку не имела женщина до беременности, вынашивание плода налагает на нее дополнительные обязанности, в том числе по выполнению режима дня, соответствующего ее состоянию [2, с. 110]. Студенты-инвалиды испытывают немалые затруднения при перемещении от места проживания к месту учебы, внутри зданий учебного заведения. Конечно, после трудного пути необходим отдых, времени на который в учебном расписании вуза не предусмотрено. Поэтому, дважды преодолев маршрут между местами проживания и обучения, студент-инвалид вряд ли будет способен еще около восьми часов выполнять самостоятельную учебную работу или восстанавливать пропущенный по программе среднего образования материал. Студентам с небольшими психическими отклонениями интенсивная интеллектуальная работа противопоказана, рекомендованы врачами длительные перерывы в специально оснащенных помещениях.
Аккуратность посещения занятий студентами экспериментальной группы характеризуют сведения, представленные на рис. 1, б. Видим, что регулярно занимаются физической культурой под руководством педагога одни и те же семь человек, что составляет около трети списочного состава группы. Поскольку в этой группе немало лиц имеют хронические заболевания, в том числе и органов опорно-двигательного аппарата, отсутствие молодых людей на занятиях по физической культуре не всегда объясняется их недисциплинированностью. В условиях неблагоприятных межсезонных погодных условий уральского региона количество больных заметно увеличивается, увеличивается и число пропущенных занятий. Данные, помещенные в верхней части рисунка рис. 1, б, иллюстрируют посещение студентами основополагающих технических дисциплин: на-
чертательной геометрии, химии, высшей математики. Таким образом, посещаемость в группе студентов с особыми образовательными потребностями представлена диапазоном 60-80 %.
Учебная успешность этих студентов проиллюстрирована столбчатой диаграммой (см. рис. 1, в). По истечении двух первых учебных месяцев преподаватели, ведущие занятия в группе, охарактеризовали учебную деятельность студентов на уровне «удовлетворительно», показав в бланке аттестации, справляется
Показатель 2.6 |—
возможной учебной неуспешности
1.6 I—
ли каждый из них с нормативными требованиями по освоению дисциплины на указанную оценку. Анализ диаграммы показывает, что только два студента по всем восьми курсам дотянулись до уровня «удовлетворительно»; один студент не имеет ни одной положительной оценки со стороны педагогов. Общий показатель освоения учебной программы на уровне «удовлетворительно» экспериментальной группой студентов составляет менее 58 %.
1 2 3 Л 5 Б 7 а а 1» И 1! 13 М 15 И 17 1« 19 20
(СПИСОЧНЫЙ номер студент?)
Посещение занятий студентами
(сентябрь октябрь 2011 г.)
Начертательная геометрия
П_I I м
.......
III!............
Высшая математика
I I I I I I I I I I I I I I I I
Физическая культура
_О.
1111_|—I |—I
5 6 7 а 9 10 11 12 13 14 15 1а 17 1в 19 20 (списочный номер студента)
Полное усвоение учебной программы на уровне «удавл етворител ь но»
100 -|
90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -
%
7 8 Э 10 11 12 13 11 15 18 17 18 19 20 (списочный номер студента)
Рис. 1. Результаты экспериментов: а - тестирование; б - явочный контроль; в - аттестация
Конечно, в группе, где с учебной нагрузкой на уровне «удовлетворительно» справляются только два человека, трудно выделить лидера. Однако слабое освоение учебной программы является не единственной причиной отсутствия студентов-руководителей. Другими причинами сложившейся ситуации являются внутренние конфликты, переживаемые лицами с особыми образовательными потребностями, и кодирование информации в проблемных ситуациях, свойственное им. Внутренние конфликты представителей различных категорий студентов такого типа имеют общее основание: противоречие притязаний и реальных возможностей [3, с. 33], однако, причинная обусловленность у них разная. Педагоги, воспитывающие школьников с проблемным поведением, хорошо знают о кодировании информации их подопечными в сложных социальных ситуациях [4, с. 70]. По нашим наблюдениям, студенты такого типа также склонны к кодированию информации в проблемных ситуациях, что резко снижает число их коммуникативных партнеров.
При работе с названной категорией студентов особое значение имеет ориентация воспитательного воздействия на отдаленные цели, на ту конкретную деятельность, с которой будет связана профессиональная карьера выпускника. Эти цели представлены в нормативных документах как требования к результатам освоения основных образовательных программ. Так, например, через восемь семестров учебной деятельности (длительность освоения бакалавриата) выпускник политехнического университета должен освоить основы «системы управления качеством продукции» [5, ПК-15], быть готовым «к обучению на протяжении всей жизни» [5, ОК-6], владеть «основами высокотехнологичного инновационного менеджмента» [5, ПК-15]. По отношению к студентам-первокурсникам с особыми образовательными потребностями перечисленные требования означают следующее. Тот, кто сегодня не может контролировать свое поведение, не может заставить себя посещать учебные занятия, через четыре года должен быть готов контролировать результаты производительного труда вверенных ему исполнителей, вовремя заметить нарушение технологической дисциплины, пресечь его, провести необходимую работу с нарушителем, при необходимости наказать его, обеспечить осознанное, грамотное выполнение операции работником. Тот, кто на первом курсе обучения тяготится учебной деятельностью под руководством педагога, ленится выполнять по данному препо-
давателем образцу домашнее задание, после окончания политехнического университета должен уметь заниматься самостоятельно, находя пути решения производственных и социальных проблем, привлекая для этой учебной деятельности различные виды информации. Те студенты, среди которых в настоящее время невозможно выделить лидера, после освоения профессиональных образовательных программ должны быть готовы к руководящей производственной и технологической деятельности, то есть должны сформировать в себе лидерские позиции как по отношению к теоретическому содержанию избранной специальности, так и в культуре коммуникативной деятельности.
Этим студентам необходима серьезная помощь, которая может осуществляться наставником-куратором группы, представителем выпускающей кафедры. Педагог, обсуждая с первокурсниками вопросы учебной дисциплины, успеваемости, приоритетной деятельности, сможет любую педагогическую задачу решать с опорой на профессионально-деятельностный подход, когда субъекты педагогической системы ориентируются на профессионально значимые ценности; каждая воспитывающая ситуация увязывается с профессиональными компетенциями.
Анализ полученных нами данных и результатов наблюдений за студентами с особыми образовательными потребностями позволяет высказать следующие утверждения.
Начальный период адаптации студентов такого типа к педагогической системе политехнического университета требует особого воздействия на эту категорию студентов со стороны всех воспитывающих подразделений политехнического университета.
Для того чтобы студент с особыми образовательными потребностями стал специалистом, отвечающим современным требованиям научно-технического производственного комплекса, педагогической системе вуза необходимо решить целый ряд новых для нее задач, одной из которых является повышение учебных возможностей студентов первого курса.
В работе со студентами с особыми образовательными потребностями мы предлагаем опираться на профессионально-деятельностный подход, суть которого заключается в том, что все вопросы воспитательной и учебной деятельности обсуждаются и решаются с точки зрения будущей профессиональной значимости.
Библиографический список
1. Перльмуттер, Д. Отличная память в любом возрасте: как укрепить память, повысить умственные способности и предотвратить старение мозга [Текст] / Д. Перльмуттер, К. Коулмен; пер. с англ. М. Л. Кульневой. - М. : Астрель, 2007. - 317 с.
2. Шмитц, Ж. Я жду ребенка [Текст] / пер. с фр. -М. :Эксмо, 2008. - 272 с.
3. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.
4. Касицина, Н. В., Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика [Текст]. - СПб. : Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. - М. : Сфера, 2010. - 158 с.
5. Приказ от 25 января 2010 г. № 66 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» (квалификация (степень) «бакалавр»).
ШЫ^гаЛеЬевк] $р1$ок
1. РегГтийег, Б. ОШеЬпауа ратуа^ V 1уиЬот У07-газ1е: как икгерк' ратуа^, povysit' итБ^еппууе БроБоЬ-
побИ i рге^^гаШ:' 8!агетуе mozga [ТекБ^] / Б. Рег1'тШ-!ег, К. Кои1теп; рег. б а^1. М. Ь. Ku1'nevoy. - М. : АБ^еГ, 2007. - 317 б.
2. 8ЬтЙБ, 2И. Уа zhdu геЬепка [ТекБ!] / рег. Б Й\ -М. :ЕкБто, 2008. - 272 Б.
3. Уакитп, V. А. Pedagogicheskaya psikho1ogiya [ТекБ!] : иЛеЬ. posobiye. - 2-уе izd. - 8РЬ. : Izd-vo М1№ау^а V.A., 2000. - 349 Б.
4. КаБЙБша, N. V., Mikhay1ova, N. К, Уusfin, 8. М. №е1уге taktiki pedagogiki poddeгzhki. Effektivnyye Бро-БоЬу vzaimodeystviya uchite1ya i uchenika [ТекБ^. -8РЬ. : Agentstvo obгazovate1'nogo sotгudnichestva. ОЬга-zovate1'nyye ргоуек1у. Rech'. - М. : Sfera, 2010. - 158 б.
5. Prikaz О! 25 yanvaгya 2010 g. № 66 «ОЬ и^ veгzhdenii i vvedenii v deystviye Fedeгa1'nogo gosu-darstvennogo obгazovate1'nogo standarta vysshego рго-fessiona1'nogo obrazovamya» (kva1ifikatsiya (stepen') «Лакает»).