Научная статья на тему 'Начальное образование - основа формирования личности'

Начальное образование - основа формирования личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗАДАЧА / PRIMARY EDUCATION / INNOVATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / FIGURATIVE THINKING / LOGICAL THINKING / MODULE SYSTEM / PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайтбекова Светлана Сайлаубаевна, Айназарова Асия Жумамуратовна

В статье рассматриваются вопросы внедрения инновационных технологий в начальное образование для развития образного и логического мышления у учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY EDUCATION - BASE FOR PERSONALITY SHAPING

In article are considered questions of the introduction innovation technologies in primary education for development figurative and logical thinking beside pupils primary classes.

Текст научной работы на тему «Начальное образование - основа формирования личности»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

УДК 373.3

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Сайтбекова Светлана Сайлаубаевна

кандидат педагогических наук Нукуский государственный педагогический институт, Нукус (Узбекистан)

Айназарова Асия Жумамуратовна

ассистент

Каракалпакский государственный университет, Нукус (Узбекистан)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения инновационных технологий в начальное образование для развития образного и логического мышления у учащихся начальных классов.

Ключевые слова: начальное образование, инновации, педагогические технологии, образное мышление, логическое мышление, модульная система, задача.

PRIMARY EDUCATION - BASE FOR PERSONALITY SHAPING

Saytbekova Svetlana Saylaubayevna

candidate of pedagogical sciences Nukus state teacher training college, Nukus (Uzbekistan)

Aynazarova Asiya Zhumamuratovna

assistant

Karakalpak state university, Nukus (Uzbekistan)

Abstract. In article are considered questions of the introduction innovation technologies in primary education for development figurative and logical thinking beside pupils primary classes.

Key words: primary education, innovation, pedagogical technologies, figurative thinking, logical thinking, module system, problem.

Как отметил Президент страны И.А. Каримов, «Само собой понятно, что в создании нового государства принципиальное и решающее значение имеет вопрос подготовки кадров нового поколения, воспитанного в духе национальных и общечеловеческих ценностей, способного решать сложные и широкомасштабные задачи по модернизации государства и построению современного демократического общества». Эти задачи предусматривают:

- изучение происходящих изменений в образовании, реализованных и реализуемых нововведений, достигнутых успехов и выявленных проблем;

- анализ своеобразных сторон образовательной системы в осуществлении ее целей и задач, их реализации в соответствии с требованиями времени;

- обобщение достигнутых успехов и опыта в реализации Закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров;

- обновление и модернизацию образовательной отрасли, обобщение и анализ передового опыта;

- изучение механизмов увязки практических, полезных сторон зарубежного опыта в сфере образования с национальной моделью образования;

- разработку выводов, практических предложений и рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие образовательной сферы. Претворяемые последовательно по инициативе Президента страны

Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров позволили не только кардинально изменить облик общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей, высших учебных заведений, но и укрепить их материально-технические базы и улучшить условия обучения. Качество образования поднялось на уровень мировых стандартов. Введение общего обязательного бесплатного 12-летнего образования по схеме 9 + 3 стало надежным фактором

получения молодыми людьми глубоких знаний, выбора профессии в соответствии со своими интересами, возможностью и потенциалом, и занятия достойного места в обществе.

Как известно, начальное образование является фундаментом общего среднего образования, и их будущие успехи, развитие во многом зависит от качества начального образования. Это образование формирует первоначальные навыки чтения, правописания, счета учеников, элементы теоретического мышления, основы речи и культуры поведения, закладывает основу обеспечения личной гигиены и здорового образа жизни.

В начальном образовании обучение в основном ведется через привитие образного мышления как предтеча логического. Образное мышление рассматривается как основная форма мышления малолетних детей и учитывается при подготовке школьных учебников, учебных пособий, дидактивных, раздаточных материалов. Развитие образного и логического мышления тесно связано с развитием речи у детей. Это свойство начального образования учтено при определении содержания и объема таких сфер обучения, как математика и родной язык.

В начальном образовании грамота дается в форме описания, информационного представления, она в процессе дошкольного обучения выполняет и роль уточнителя, систематизатора и обогатителя получаемых знаний. Ожидаемые результаты от начального образования, конечно, зависят от учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, созданных на основе идей, отраженных в принципах, концепции начального образования и его организации, методов и способов организации начального образования, инновационных идей, современных педагогических и информационных технологий, средств обучения нового поколения.

Начальное образование, включающее в себя 1-4 классы, требует от учителей высокой внимательности и ответственности. Как говорится в пословице, «Знания, полученные в юности все равно, что резьбы нане-

сенные на камень», какое знание получит человек с юности и будущее его определено соответствующим образом. Значит, крепкое знание человек должен получить в начальных классах.

Значение введения инновации в начальное образование направлено на совершенствование сути, содержания и формы проводимых реформ в сфере образования в целом. Факторы научно-технического процесса, демократизации нашего общества, расширения сферы информатики положительно влияют на личные качества ребенка, в частности, развивают смекалку, воображение и мышление, умственные способности. Ни для кого не секрет резкий рост интереса у учеников к миропозна-нию. Главной задачей современного образования является удовлетворение потребности ребенка в получении знаний.

Перед системой образования и школой стоит цель воспитать всесторонне развитой личности. Обновления, привносимые в систему начального образования, вызывает необходимость пересмотра и закрепления его содержания, структуры методов. Сюда входят использующиеся в настоящее время модульная система, рейтинговая оценка, педагогические технологии, тестовые испытания.

Современный ученик должен быть с широким мировоззрением, со свободным мышлением, с острым умом, крепкой волей, короче говоря, иметь высокую интеллектуальную силу. Для этого обязательно необходимо внедрение в систему инновации.

Через применение педагогических технологий можно достичь качественного и эффективного овладения учениками знаний, навыков и квалификаций. Поэтому мы будущие учителя начальных классов должны изучать опыт педагогических технологий, добиться их внедрения в жизнь посредством творческого подхода, совершенствовать их использование на уроках, быть в постоянном поиске, не забывать, что в имени «наставник» лежат глубокое содержание, бесценное доброта, труд и свершения, растут и совершенствуются наши будущие надежды и мечты.

Список использованных источников

1. Каримов И. Янгича фикрлаш ва ишлаш-давр талаби. Тошкент: Узбекистон, 1997. 387 б.

2. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. № 5.

3. Сафарова Р., Бикбоева Н. Бошлан^ч таълим концепцияси // Бошланлич таълим. 6-сон. 1998. Б. 2-9 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.