Научная статья на тему 'Основы компетентносного подхода к содержанию начального образования'

Основы компетентносного подхода к содержанию начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание обучения / учебный материал / системность / преемственность / интеграция / компетенции / развитие мышления / коммуникативные умения и навыки / начальное образование / learning content / learning material / consistency / continuity / integra-tion / competences / thinking development / communication skills / primary education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафарова Рохат Гайбиллаевна

Совершенствование содержания образования в Республике Узбекистан связано с определением уровня компетенций учащихся. В статье рассмотрены ключевые аспекты содержания учебных предметов, включенных в учебные планы для начального этапа образования, обозначены цели и задачи обучения младших школьников с точки зрения интеграции учебных дисциплин, осуществления комплексного развития учащихся и преемственности с последующими этапами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the content of education in the Republic of Uzbekistan is connected with the determination of the level of students’ competence. The article describes the key as-pects of the content of subjects included in the curriculum for the initial stage of educa-tion, sets the goals and objectives of primary school pupils training in terms of subjects integration, implementation of comprehensive development of pupils and continuity with the subsequent stages of training.

Текст научной работы на тему «Основы компетентносного подхода к содержанию начального образования»

ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА К СОДЕРЖАНИЮ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р. Г. Сафарова

Совершенствование содержания образования в Республике Узбекистан связано с определением уровня компетенций учащихся. В статье рассмотрены ключевые аспекты содержания учебных предметов, включенных в учебные планы для начального этапа образования, обозначены цели и задачи обучения младших школьников с точки зрения интеграции учебных дисциплин, осуществления комплексного развития учащихся и преемственности с последующими этапами обучения.

Improving the content of education in the Republic of Uzbekistan is connected with the determination of the level of students' competence. The article describes the key aspects of the content of subjects included in the curriculum for the initial stage of education, sets the goals and objectives of primary school pupils training in terms of subjects integration, implementation of comprehensive development of pupils and continuity with the subsequent stages of training.

Ключевые слова: содержание обучения, учебный материал, системность, преемственность, интеграция, компетенции, развитие мышления, коммуникативные умения и навыки, начальное образование.

Key words: learning content, learning material, consistency, continuity, integration, competences, thinking development, communication skills, primary education.

Одним из приоритетных направлений личностно-ориентированного начального образования является развитие и воспитание учащихся в духе уважения к общечеловеческим и национальным ценностям. Духовнонравственное воспитание и физическое развитие ребенка занимает ведущее место на начальной ступени образования. Освоение морально-этических норм и общечеловеческих ценностей осуществляется на основе учебного материала, предлагаемого в форме образовательных тестов, дидактических упражнений, учебных заданий, познавательной информации. Период школьного обучения характеризуется интенсивным развитием логического мышления детей. При этом нельзя игнорировать развитие образного мышления ребенка, которое является пропедевтической простейшей первоначальной формой логического мышления. А для начального этапа обучения образное мышление - основная форма интеллектуального развития.

Особое внимание на начальном этапе обучения уделяется таким предметам как родной язык (чтение) и математика. Обучение родному языку способствует расширению мыслительной деятельности учащихся, формированию умений излагать свои мысли в устной и письменной форме, вступать в свободное общение с членами общества. Математическое начальное образование должно обеспечить формирование и развитие способностей логического мышления, умений самостоятельно излагать и доказывать свои суждения, овладение знаний в рамках требований программы, должно подготовить учащихся к продолжению математического образования на следующем этапе - общеобразовательной средней школы. Исходя из концепции личностно-ориентированного обучения, изучение в начальных классах родного языка и математики направлено также на освоение духовнонравственных национальных и общечеловеческих культурных ценностей, на

367

развитие коммуникативной культуры, формирование и развитие математического мышления, математического языка, получение первоначальных основ экономических знаний.

Программой для начальных классов предусматривается овладение учащимися навыками чтения и письма, умениями составления простых предложений (на основе реалий повседневной жизни), формирование коммуникативных умений и навыков. Учащиеся знакомятся с национальными традициями, культурой узбекского народа путем чтения народных сказок, учебных текстов.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» осуществляется программа по внедрению современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, широко используются мировые информационные ресурсы и достижения мировой цивилизации в сфере образования, создаются условия для международного сотрудничества и межнационального общения. Изучение иностранных языков (в частности, английского) начинается в школах республики с 1-го класса (в форме игровых занятий и устного разговорного курса), а со 2-го класса начинается поэтапное обучение алфавиту, чтению и грамматике. Содержание обучения иностранным языкам в начальных классах определено государственным образовательным стандартом. На этапе начального обучения происходит активное ознакомление детей с окружающим миром, его устройством и природой, формируются представления учащихся и зачатки научного мировоззрения, пробуждаются чувства любви и бережного отношения к природе, закладываются знания о разумном использовании природных ресурсов. Данный блок понятий и представлений реализуется при изучении предметов «Окружающий нас мир» (1-2 классы) и «Природоведение» (3-4 классы). Дети получают знания и представления о явлениях и предметах окружающего мира, их разнообразии и классификации, учатся применять знания на практике. Одновременно учащиеся проходят подготовку к переходу на второй этап обучения - изучению научных дисциплин: географии, биологии, физики, химии. Уместно также отметить, что на этапе начального образования создаются оптимальные возможности для интеграции содержания учебных дисциплин. Помимо формирования обобщенных знаний и развития общеучебных умений и навыков, интеграция состоит также в введении информации об истории своей страны, о памятных великих датах в жизни узбекского народа, о труде и ремеслах, образе жизни народа, о географических особенностях родного края.

Содержание предметов учебно-воспитательного цикла в целом должно быть направлено на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, формирование у детей нравственных представлений и норм поведения, воспитание чувства прекрасного, умений видеть красоту окружающего мира, труда и поступков людей, воплощенных в цвете, звуках музыки. Кроме того, необходимо предусмотреть и формирование у младших школьников первоначальных знаний о семье и её экономических основах. Введение учащихся в мир искусств дает возможность сформировать у них ряд психологических качеств. Одно из них - развитие воображение и фантазии. Если у ребенка не

368

развито воображение, то в последующем трудно формировать творческое мышление и даже нравственные качества высокого порядка. Наряду с этим, владение навыками воображения, представления обеспечивает человеку успех во всех сферах деятельности. Именно благодаря приобщению к образцам искусства навыки воображения, предвидения развиваются более интенсивно. Опыт и наблюдения показывают, что учащиеся 5-9 классов испытывают большие затруднения в обучении из-за недостаточно развитых навыков воображения и представления. Включение в содержание образования физических и эстетических критериев обусловливает отношение младших школьников к прекрасному. В этом состоит один из принципов развития национального сознания. Изучение произведений искусства занимает одно из ведущих мест в преподавании этики, изобразительного искусства, музыкальной культуры, труда и физического воспитания.

Основное содержание предметных дисциплин, включаемых в начальное образование, определено в государственном образовательном стандарте с опорой на разработанные компетенции. Такой подход создает прочную основу для формирования гармоничной личности.

Список литературы

1. Узбекистан Республикаси Президентининг 2012 йил 10 декабрдаги “Чет тилларни урга-ниш тизимини янада такомиллаштириш чора-тадбирлари тутрисида”ги карори.

2. Umumiy o'rta ta'limning davlat ta'lim standarti va o'quv dasturi. Boshlang'ich ta'lim //Таълим тараккиёти. - 1999. - № 7. - С. 22.

3. Йулдошев Ж. F. “Педагогик технология асослари (халк таълими ходимлари учун)” Тош-кент.,-Укитувчи 2004 й.

4. Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 4. - С. 38-44.

369

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.