Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании'

Роль информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / MODERNIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATICS PHILOSOPHY / PROFESSIONALISM OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рузиева Зулайхо Саматовна

В данной статье осуществлен анализ опыта преподавания информатики в начальной школе. Наиболее проблематичной с точки зрения изучения информатики является начальная школа, так как предмет в учебный план ввели совсем недавно и ввели в образовательную область математики, но при этом в стандарте прописали ряд требований по информатике, которым должен соответствовать выпускник начального общего образования. Результат зависит от компетентности педагога. Педагог должен быть человеком высоких нравственных позиций, обеспечивающим на практике результат педагогического труда в подготовке подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рузиева Зулайхо Саматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании»

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Рузиева З.С. Email: Ruziyeva656@scientifictext.ru

Рузиева Зулайхо Саматовна - преподаватель, кафедра начального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье осуществлен анализ опыта преподавания информатики в начальной школе. Наиболее проблематичной с точки зрения изучения информатики является начальная школа, так как предмет в учебный план ввели совсем недавно и ввели в образовательную область математики, но при этом в стандарте прописали ряд требований по информатике, которым должен соответствовать выпускник начального общего образования. Результат зависит от компетентности педагога. Педагог должен быть человеком высоких нравственных позиций, обеспечивающим на практике результат педагогического труда в подготовке подрастающего поколения.

Ключевые слова: модернизация, информационные технологии, философия информатики, профессионализм педагога.

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PRIMARY EDUCATION Ruziyeva Z.S.

Ruziyeva Zulayho Samatovna - Lecturer, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article analyzes the experience of teaching computer science in elementary school. The study of computer science is an elementary school, since the subject has been introduced into the curriculum quite recently and introduced into the educational field of mathematics, but at the same time the standard prescribed a number of requirements for computer science, which a graduate of elementary general education must meet. The result depends on the competence of the teacher. The teacher should be a man of high moral position, providing in practice the result of pedagogical work in preparing the younger generation.

Keywords: modernization; information Technology; informatics philosophy; professionalism of the teacher.

УДК 373.31

Модернизация системы образования в республике выдвигает проблемы формирования ИКТ-компетентности школьников на одно из ведущих мест. Введение государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования, предполагают совершенно новое проектирование образовательного процесса с использованием новых технологий. Так или иначе, это говорит о большом влиянии ИКТ-технологий на образование в целом и на качество обучения школьников в частности. Информатика, как предмет была введена 30 лет назад и только для старшеклассников, которые изучали теоретические аспекты работы с информацией, логику, основы разработки алгоритмов, программирование, отдельные модули информационных технологий и то в основном это касалось работы с текстами, их применение и хранение [1]. Прошло достаточно много времени, содержательно изменились некоторые понятия, очень быстро стали развиваться процессы электронизации и информатизации, усугубились процессы глобализации в

мире. Наша задача - подготовить информационно грамотных выпускников, чтобы они могли правильно работать и распоряжаться нужной для них информацией, знать законы взаимодействия в мировом сетевом сообществе (все мы являемся членами этого сообщества), уметь работать с разными видами информации.

В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Что же такое ИКТ?

ИКТ - это информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

1. создание презентаций к урокам;

2. работа с ресурсами Интернет;

3. использование готовых обучающих программ;

4. разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

• создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

• создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

• создание текстовых работ;

• обобщение методического опыта в электронном виде и т.д.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Необходимо время, а точнее в течение всего периода обучения поэтапно воспитывать в будущих гражданах нашей страны информационную культуру и информационную грамотность, дать основы жизнедеятельности в мировом информационном сообществе, философии информатики и информациологии, научить школьников формулировать причинно-следственные связи возникших проблем и таким образом готовить их к реальной жизни.

Наиболее проблематичной с точки зрения изучения информатики является начальная школа, так как предмет в учебный план ввели совсем недавно и ввели в образовательную область математики, но при этом в стандарте прописали ряд требований по информатике, которым должен соответствовать выпускник начального общего образования.

Результат зависит от компетентности педагога. Педагог должен быть человеком высоких нравственных позиций, положительных психолого-педагогических характеристик и научно-предметных знаний в сочетании с соответствующим культурно - нравственным обликом, обеспечивающим на практике результат педагогического труда в подготовке подрастающего поколения. А с позиции профессионализма - обладать необходимыми знаниями, умением учиться и применять свой опыт и знания на практике, используя инновационные методы в работе, в том числе, информационные технологии. Наша задача состоит в том, чтобы обучить учителей начальной школы профессиональному применению ИКТ в своей педагогической деятельности. Закладывая фундаментальные основы по информатике в начальной школе, мы обеспечиваем высокий результат по предмету на 2-й, и 3-й ступенях обучения. Переходя от формальных методов обучения к практико-

ориентированным, мы закладываем основы проектного мышления, умению формировать причинно-следственные выводы и умозаключения, что поможет ребенку в дальнейшем правильно ориентироваться в реальной обстановке и лучше адаптироваться в создавшейся жизненной ситуации.

Именно поэтому считаем, что роль информационно-коммуникационных технологий и информатики в развитии и непрерывном обучении школьников очень велика. Возможно, влияние ИКТ приведет к формированию мировоззрения, интеллекта, повысит стимул к самообразованию, проектированию, а это как раз и сформирует его личностные характеристики, как человека, что соответственно обеспечивает его карьеру, интеллектуальный рост и лидерство.

Список литературы /References

1. Абдукадыров А., Тайлаков Н., Болтаев Б. Основы информатики и вычислительной техники. Учебник. Ташкент: Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2006. 128 с.

CHARACTERISTICS OF THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE PREPARATION OF COMPETITIVE

PERSONNEL Opaeva G.A. Email: Opaeva656@scientifictext.ru

Opaeva Gulbahar Aymanovna - Assistant, Teacher of mathematics, DEPARTMENT OF FUNCTIONAL ANALYSIS, ALGEBRA AND GEOMETRY, KARAKALPAK STATE UNIVERSITY, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the use of innovative pedagogical technologies and the fundamentals of training for the training of modern staff. The article is intended for working in all segments of the education system, teachers, researchers and specialists in the field of science, education and vocational training, for use in the development and improvement of methodological developments. Designing an educational process is an effective way of organizing and developing an educational practice. Education is also rapidly developing in the field of education. Planning and design of the educational process and the organization of the educational process on this basis will enhance the effectiveness and quality of education.

Keywords: modern educational technologies, design of education, teaching materials.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КАДРОВ Опаева Г.А.

Опаева Гулбахар Аймановна - ассистент, преподаватель по математике, кафедра функционального анализа, алгебры и геометрии, Каракалпакский государственный университет, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования инновационных педагогических технологий и основы подготовки кадров для подготовки современных кадров. Статья предназначена для работы во всех сегментах системы образования, учителей, научных работников и специалистов в области науки, образования и профессиональной подготовки, для использования при разработке и совершенствовании методических разработок. Проектирование учебного процесса -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.