Научная статья на тему 'Оценка нового формата профессионализма педагога и педагогической компетентности'

Оценка нового формата профессионализма педагога и педагогической компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY OF TEACHER / EDUCATION / COMPETENCE / REQUIREMENTS TO MODERN TEACHERS / PROFESSIONALISM / MODERN PARENT / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ / ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОВРЕМЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абраменко Н.Ю., Стекольщиков Н.С.

Статья интересна тем, что в ней предложен иной взгляд на педагогическую компетентность. Немаловажным является представленный в статье комплекс требований, предъявляемых к современному педагогу. В статье приведён анализ взглядов исследователей по вопросу каким должен быть педагог какими компетенциями, а также профессиональными и личными качествами он должен обладать. Авторами проведено серьёзное исследование среди родителей учащихся, целью которого стало изучение представлений о том, каким должен быть педагог начальной школы. На основе проведённого исследования авторами излагается вывод о том, что в представлениях современных родителей педагог начальной школы наделяется традиционными характеристиками, исходящими из специфики его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE NEW FORMAT OF TEACHER’S PROFESSIONALISM AND PEDAGOGICAL COMPETENCE

The article presents a new point of view on what pedagogical competence is. The research reveals a set of requirements to a modern teacher. The authors analyze other views on the problem of competence of teachers, their professional and personal qualities. The researchers observe ideas of parents of school children about what person as they perceive should an elementary school teacher be. The research makes the following conclusion: parents think that an elementary teacher needs to possess traditional characteristics that make up the specifics of his professional work.

Текст научной работы на тему «Оценка нового формата профессионализма педагога и педагогической компетентности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет", (г. Москва)

УДК 376

Abramenko N.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem (Birobidzhan, Russia),

E-mail: vampismo2004@yandex.ru

Stekolschikov N.S., 5th year student, Department of Psychology and Pedagogy, Center of Pedagogical Education, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem

(Birobidzhan, Russia), E-mail: lsida-nik@mail.ru

EVALUATION OF THE NEW FORMAT OF TEACHER'S PROFESSIONALISM AND PEDAGOGICAL COMPETENCE. The article presents a new point of view on what pedagogical competence is. The research reveals a set of requirements to a modern teacher. The authors analyze other views on the problem of competence of teachers, their professional and personal qualities. The researchers observe ideas of parents of school children about what person as they perceive should an elementary school teacher be. The research makes the following conclusion: parents think that an elementary teacher needs to possess traditional characteristics that make up the specifics of his professional work.

Key words: personality of teacher, education, competence, requirements to modern teachers, professionalism, modern parent.

Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,

E-mail: vampismo2004@yandex.ru

Н.С. Стекольщиков, студент 5 курса факультета психологии и педагогики, Центр педагогического образования Приамурского государственного

университета им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан E-mail: lsida-nik@mail.ru

ОЦЕНКА НОВОГО ФОРМАТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Статья интересна тем, что в ней предложен иной взгляд на педагогическую компетентность. Немаловажным является представленный в статье комплекс требований, предъявляемых к современному педагогу. В статье приведён анализ взглядов исследователей по вопросу, каким должен быть педагог какими компетенциями, а также профессиональными и личными качествами он должен обладать. Авторами проведено серьёзное исследование среди родителей учащихся, целью которого стало изучение представлений о том, каким должен быть педагог начальной школы. На основе проведённого исследования авторами излагается вывод о том, что в представлениях современных родителей педагог начальной школы наделяется традиционными характеристиками, исходящими из специфики его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: личность педагога, образование, компетенции, требования, предъявляемые к современному педагогу, профессионализм, современный родитель.

Одной из главных фигур образовательного процесса в школе был и остаётся педагог На него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является инициатором и организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Роль педагога в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира неоценима, но вместе с тем - несёт в себе большую ответственность.

В связи с этим, предъявление обществом повышенных требований к педагогу - вполне закономерный процесс. От педагога требуется активное осмысление расширяющегося спектра общественных, психологических и других аспектов, тесно связанных с обучением и воспитанием младших школьников [1]. В таком случае возникает вопрос - какими качествами должен обладать педагог? Данный вопрос скрывает в себе массу других: Какой педагог? Для чего должен? Качествами - личными или профессиональными? Какие из них важнее? Все эти вопросы как нельзя лучше говорят об актуальности данной проблемы, так как мировое образование, в том числе и российское, переживает очередной период модернизации. И новый формат профессионализма, иной взгляд на педагогическую компетентность, внедрение и широкое использование ИКТ технологий - лишь малая часть того, что современный педагог, как значимый субъект образования, просто не может игнорировать для осуществления успешной и эффективной деятельности.

Исследователи неоднократно обращались к вопросу о том, каким должен быть педагог, какими компетенциями, а также профессиональными и

личными качествами он должен обладать: высокой нравственностью, трудолюбием, быть образцом для подражания, личным примером воспитывать человечность (Я.А. Коменский); адекватной самооценкой и уровнем притязаний, быть целеустремленным, настойчивым, скромным, наблюдательным (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков); педагогическим самосознанием (А.К. Маркова); глубокими и разносторонними знаниями (К.Д. Ушинский). Таким образом, каждый из исследователей, в силу различных временных, социальных и экономических условий, вкладывал своё, особое содержание в понятие «личность учителя».

В статье «Учитель XXI века: какой он?» Черкесов Борис Адамович и Лобо-да Ольга Борисовна отмечают ряд важных требований, которыми должен обладать современный педагог (таблица 1):

Не оставляют без внимания Борис Адамович Черкесов и Ольга Борисовна Лобода такие важные профессиональные качества, как трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда [2].

Перечисленные требования являются лишь малой частью того, что современное общество предъявляет к личности педагога. Таким образом, перед педагогами, как будущими, так и практикующими, стоить непростая задача - быть высококвалифицированным носителем и транслятором знаний, а также духовно-нравственных и культурных ценностей [3].

Таблица 1

предъямыр к лавукменному педагогу

Духовность Личииуп0вlьдeньe«eдaroу и овкошединь жирльячикется примером духовной жизни для учеников, он воспитывает их на высоких идеалах человеческих добродетелей, истины и добра.

с^покиРкс^з™ Кшзеств о лрв«шcтл,иыьaжaюккe са в clнки^ко<аьуккмб оте с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними.

Гуманизм О™ошенза к «уу^щему чедыбиоу мми ныншай ^мооотвйа зомдд, ыоа^мо^ втлгюотиошрнио в кон-ронтый дадаод п°-сттпккз.

и c«PЗиМвocаи П^у^р^гоыо^т^кмт о^^>к^;^шторр м чр^<ж^н еинлЫжизн и школьников: пробуждает интересы; ведёт учеников за собой; всегда готов к самостоятельномтлозpeшсоимлш0ыт скоуо^бспое^^ен гтвеблeгшнeбьросты

Справедливость По оценочным суждениядсооогеraиyдттобыrooбъeпвииaдотр.Hчнто ^^^ i^^^^тя^лдaнннбв ионенный авторитет педагога, ка к уменки быто л бнышыкыл.

Ч увсьирюмрра Сочвожшет мздат« порыжитечиныч эилцсккалуьы|Н шон, заставляет школьников посмотреть на себя и на ситуа9дю с ко-мнчесжм стороны.

т р^^к^^к^^^^л^^так ["^аготч кикья тпУМывaззльнPттьыoлжнc быто |эазамн ой,(д учетом возможностей развивающейся личности.

Педагогачезкштаст CoДлУКК«иы«тчзтчмызоы в общении с учениками; концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры педагога; авкжкккeузчкoстк«oзпв■ra«иькм.

Душкв нтирвккол'ь Своеобразный барометр, позволяющий педагогу чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на ьомзщ ь кем,као в срсзюл ьшкчлызлосжывсоля|

Принимая во внимание описанные требования, необходимо понимать, что «ириаыьного педагогаккукурестлует -кажрый педзгоы лущесткзез в конилытнрй сорир.^|^лой, экономической, культурной ситуации, где перед ним лтоожмпреде-лёрурчцели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Сьчётымкзложукилги выше, нариЛыло оаганиздвзыл сыро^кденк ианлм-дование, целью которого стало изучение представлений о том, ктним должен ур,ар ьедкгое ой школы, среди родителей учащихся мла^мтдолсен гоио(зщк«^(^р)киы^апелсрып шкал гпу(^р^К!К^ыР^/р>^^й^.КГ иелледгжана« ставились и решались следующие задачи:

1.0цеуккыипыние р одителей учащихся младших классов о каче- Нет, от

нанальризшкол ук к. В^^з^зиму^ков^к ыанрчзстка педкзогмвочапкнойшкмлы, ккто-Ынтми он урыыаноблмдавн, поыаеаю родиьуикй.

Вис крыыкоилчио к^чмвтр^к^ ^^^^а^кчкк ес^^у^^т^ы от 2Л до ЫМ ает.

Оиларыкдачрым, иолуукчныычпы^оИастккесмыдовынин.блч.ьшиастио аодкиы/^^е^^^^^УоГкю^к^мутсз кдлирожилвтилиныклтнлшенккш л узчырлез скоры го ребёнка, нейтральные отношения поддерживают 15,9%, в конфликтной ситуа-цыи ултодотся 1,6% опрошенных (рис. 1).

Образовательный процесс не всегда проходит без запинок, не все дети в уылдев мердмнгрт восприодоать ипеномать уже^ьммасерднл. Плэто°т пон м о^кр^мшмннвта к м^ммо^н^т^н! б удом как недьмя ксо^ами. длдетелмтоже обкэддв-ют на это внимание, поэтому 87,3% опрошенных отметили, что педагог всегда момогоет амрннлрдьсо д т-тднномями, кдолрыеоозьокад^оу км деимИ. Е^^Обмии-наюи, что пeдal<flгиeдяогяaжрлaeдпыlнflraтнметно, аН,б%-что педагог никогда н е помогает (°мс.м).

Доброжелательные Нейтральные Конфликтные

15,9%

I -2,5%

Добрым наставником

Человеком, которому надо только провести уроки

Назойливым надзирателем

Н 7,9%

I 1,6%

Да Нет

Свой ответ

9,5%

ы 1,6%

Рис. 3. лиЕ^ыкг^чоонвомкнанн

которыйполучаетВашребёнок?

Да, всегда помогает учителя нет никакой помощи Свой ответ

■ 3,2%

9,5%

РиЕ.4.Пон?галслипедагог?праыойпьсчш р луонаштоми, влннйкнющсдп уВошего?праййа похшр л улакао

Оемвоважной частью эффективной работы педагога является учёт индивидуальных особенностей детей. Большая часть родителей (73%) отметили, дтбнмдагог ддащлобращаетиочионжает в одлем ваботемеобенности со дсвой 208% ответили, что педагог не всегда учитываетособенности детей в своейде-утельнелын, 0,2ЧЧ сйитеюе, атт учттелчснвдт!е1 ол аTтечнaмт наименио не мообео-но<лодетон^нс. Д).

Рно. 1. Какид у дьс отдошеддя о пе-дг1-о гоо Вашего ребёвка?

отбоинтомь отреМёнка превосходно ладит с дывнмк и янлоерно для сив аебоым домновтиком, чмго рдльроокозамд оЫ остао-шдРоа^^-о"тс^кр^^^р^нок^Т,9%<<1,О^и^^ в ум иоена чмлл века, которому надо тодька^овести унокн н нaзoслитогflиaб°вpaпыля соаавемственно (рис. 2).

Да, всегда обращает внимание Иногда обращает внимание Нет, никогда не обращает внимания

3,2%

I 23,8'

73,0%

20,5

Рис.д . 0л1д дин Нсн ялотетляпедооог вошегавтЫйн ки?

д мрмоос^ иачестчд оДдченнс, алмчшиннтив [здюоыпей -т8,т%)у°онпот-ваосокl кавмствдмзнатийlклтопнlaтoоyчаюс дт-н ошноле. б^тн-дитетей смитаютначестоо снaйикмтддcтьтaчныоl, 1,6%оптмшрндых сыднa°ммиcвoд н)ыняма°ко по вондшетию eбpосовaтынсaoro онооодро дот пддн1мгембя чaдынтвa тeлтчаамиlтзнений, оою-имн°, сpoвдснтьмoдaыннтблсныe ирвки литературного МоЫчИЯ (f)ИT.З)l

Рит. Ы. 0°6ро1^!^«^то1и внимание г^е^/^г^свгнавв^с^е^вЕтиВс^ше^о ребёнко и учитывает ли их в своей работе?

Данвые.посйеенные востороЧче^соии^е^(^е^овесте, отражают представления родителей о тех качествах, которыми должен обладать одочачтый педагтг нанапвней школы. ТаКт й, воовя-

яватоыыссантементымеТщешгвнм к чедагогв,еаднвелум б1^^.02чуед-ложены выбрать 4 позиции, которые они считают наиболее важными (оес.й),

Согласно полученным результатам, 65,1% считают, что самое важное требование для педагога - быть коммуникабельным, жизнера-ооотоым и стрессоустойчивым. 61,9% родителей отметили, что педагог должен облаи^ом бворнески мспоербвостями и применять их в педагогической деятель-мотыи. .ОобЗе отретили,чтопедагогпросто должен быть профессионаломсвоего дллы. Hal<а°от,55,Я%дбдилолeй считают, что педагог обязательно должяо уьеть управодть ообой и своими эмоциями.

°Л%дс ьaчecтс,кoбopылидoлжен обладать идеальный педагог родьтелям бкlлoб|кeдлoжeнo внlЛяять бо^с^^ц^иий (рис. 7). По результатам опряьа, идеаль-нын пeсаroгдллжoп биlрн:eптрпллярвым (76,2%), готовым поддержать ребёнка втpyДбыeдoмeнты(CЛ,6%),влдвяoлнтным в своеСобдасти (50,8%), способным иор)ошо вэффeшвeocвитьыооой (и6%) и всегда лфдмиться к сотрудничеству, как с детьмидтся о pлдвтелвшр(ЛP,4%).

Среди качеств, педагога, которые должны преобладать в общении с учениками, родителям было предложено выбрать 3 позиции (рис. 8). Так, на первое меето опрошенггыенаставвеиимениеслушасниолышатьучвгико(95,Н%), нв воо[т>е - любовь к детен(е8,9%), натпениевесто - тьлтпчность (61,9%).

Быть коммуникабельным, жизнерадостным Применять творчество в работе Быть профессионалом своего дела Управлять собой и своими эмоциями Иметь активную жизненную позицию Повышать свой профессиональный уровень Уметь анализировать свое поведение Внедрять и использовать новейшие технологии Заботиться о своем здоровье

19,0%

19,0%

17,5%

5,5%

47,6%

33,3%

| 65,1%

61,9%

60,3%

Рис. 6. Какиеизтребований, ородъовляемых современным обществом к педагогу,являются наиболееважными?

Справедливость Гтзовность поддержать ртбттвь Пзофтссионьльнья оомьттлнтность Способность хорошо учить Стремление в сотрудничеству Отврытость ьо отношению к ребинву Хорошее влиянсе нл мысли с ьостуьзи ребенвь Способность передьвьть духовные ценности Способность чувствовьть нсстр оение ребенвь Тзтбовьттльность

Рис. 7. Капкеми качествами дотжен обогнать ддеальныйпедагог?

Умение слушьть з слвньть ученивь Любовь рдетям Тьвтичноать Общительнцрть, отврытость Строгость Мягвость, уступчивость

1,6Ло

17,5Ло

У1,зл

68,3 Л

61,иЛо

95,2Л

Рис. 8. Какиекачествапедагога должныпреобладать в общении с учениками?

Неважно

Молодой педагог с неЕЗольшим опыеом работы Падагогс большим стажем работы Жекщина Свой оовео

17,5%

- а,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■■■■ 152 ,7%

■Н 8,0%

Неважно

Молодой педагог с небольшим опытом работы Педагоге большим стажем работы Женщина Свой ответ

Рис. 9.Какойпедагог вызывает у Вас большее доверие?

Строгий стиль одежды и внешности Не имеет значения Свободный стиль одежды, яркая внешность Свой ответ

4%

шшешшш 17,5%

1

12

шм 8,0%

%

Рис.10.Какдолженвыгпядетьсовременныйпедагог?

Вопрос доверия - один из самых серьезных, поэтому родителям было предложено ответить, какой же педагог вызывает у них большее доверие (рис. 9). Как оказалось, большинству родителей (52,4%) неважно, мужчине или женщине педагогу они доверят своего ребёнка, молодому или с большим стажем.

Наконец, обращаясь к вопросу внешнего вида педагога, большинство родителей (63,5%) отдают предпочтение классическому, строгому стилю одежды и внешности. 30,5% считают, что внешний вид педагога не имеет значения, главное, чтобы он был опрятныйи приятный(рис. 10).

Таким образом, проведённое нами исследование позволяет сделать вывод о том, что в представлениях современных родителей педагог начальной школы в основном наделяется традиционными характеристиками, исходящими из специфики его профессиональной деятельности. Однако в результатах достаточно явно прослеживается существенное обогащение новыми качествами, соответствующих современным требованиям настоящего времени. Поэтому можно с уверенностью сказать, что современный педагог начальной школы является примером нового формата профессионализма и является отражением специфики ожиданийсовременного общества.

Библиографический список

1. Овсянникова А.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как психолого-педагогическая категория. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010; 121: 148 - 153.

2. Черкесов Б.А., Лобода О.Б. Учитель XXI века: какой он? Успехи современного естествознания. 2015; 1-2: 305 - 310. Available at: https://www.natural-sciences.ru/ pdf/2015/1-2/34837.pdf

3. Воинова О.И. Киберкомпетентность современного педагога. Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (29 - 30 ноября 2012 г). Available at: http://www.asf.ru/upload/sbornik-RO-2012.pdf

References

1. Ovsyannikova A.V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vuza kak psihologo-pedagogicheskaya kategoriya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2010; 121: 148 - 153.

2. Cherkesov B.A., Loboda O.B. Uchitel' XXI veka: kakoj on? Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2015; 1-2: 305 - 310. Available at: https://www.natural-sciences.ru/pdf/2015/1-2/34837.pdf

3. Voinova O.I. Kiberkompetentnost' sovremennogo pedagoga. Rossijskoe obrazovanie v XXI veke: problemy i perspektivy: Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (29 - 30 noyabrya 2012 g.). Available at: http://www.asf.ru/upload/sbornik-R0-2012.pdf

Статья поступила в редакцию 20.02.19

УДК 378

Abdulov M.R., senior teacher, Department of Natural Sciences, Dagestan Academy of Education and Culture (Derbent, Russia), E-mail: musaeva.nar@mail.ru

Shamkhalova K.N., senior teacher, Department of Natural Sciences, Dagestan Academy of Education and Culture (Derbent, Russia),

E-mail: musaeva.nar@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION. The physical development of students is an extremely important aspect of the educational process in higher education institutions. The level of physical fitness, acquired physical knowledge and skills, is one of the factors that determine the competitiveness of a young specialist in the labor market. That is why educational organizations need to develop curricula for disciplines that involve physical culture and sports carefully. Of course, curriculum development involves a number of nuances that are extremely important to consider. Thus, the article discusses the main problems of physical education of students, identifies aspects such as student motivation, quality of the educational process, taking into account students' predispositions, which need to be paid attention to, when developing and implementing training programs. The paper also offers solutions to current problems in this area.

Key words: students, sport, physical education, physical culture, physical development, higher educational institutions.

М.Р. Абдулов, ст. преп. каф. естественнонаучных дисциплин, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент,

E-mail: musaeva.nar@mail.ru

К.Н. Шамхалова, ст. преп. каф. естественнонаучных дисциплин, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент,

E-mail: musaeva.nar@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Физическое развитие обучающихся является крайне важной стороной образовательного процесса в высших учебных заведениях. Уровень физической подготовки, приобретённые физические знания, умения и навыки представляют собой один из факторов, которые определяют конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда. Именно поэтому учебным организациям необходимо тщательно разрабатывать учебные программы по дисциплинам, предполагающим занятия физической культурой и спортом. Безусловно, разработка учебных программ сопряжена с рядом нюансов, которые крайне важно учитывать. Так, в статье рассматриваются основные проблемы физического воспитания студентов, обозначаются аспекты - такие, как мотивация обучающихся, качество учебного процесса, учёт предрасположенностей студентов, - на которые необходимо обращать внимание при разработке и реализации учебных программ. Также предлагаются пути решения актуальных в этой области проблем.

Ключевые слова: студенты, спорт, физическое воспитание, физическая культура, физическое развитие, высшие учебные заведения.

Изменение системы физического воспитания студентов является одной из важнейших целей реформ в высших учебных заведениях. Вместе с тем доказано, что нецелесообразно делать акцент на решении задач исключительно двигательного характера, поскольку наиболее релевантным выходом будет комплексное физическое развитие.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность специалиста, представляют собой как его профессиональные знания, навыки и умения, так и уровень здоровья специалиста, надёжности и трудоспособности. Такое положение дел связано с особенностями современной рыночной конъюнктуры, выдвигающей высокие требования к качеству подготовки студентов в вузах. Необходимость создания нового комплексного подхода к физическому развитию была обусловлена коллизией между низким уровнем здоровья специалистов и высокими требованиями рынка труда.

Процесс физического развития включает в себя постепенный переход от обязательных видов физической деятельности к непосредственному самосовершенствованию обучающихся. Такая система позволяет студентам всесторонне овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, востребованными на рынке труда. При этом крайне важно поддерживать гармоничную взаимосвязь между духовным и физическим аспектом развития. Разработка подобного рода организаций физкультурной деятельности является приоритетной задачей, стоящей перед сотрудниками, занимающимися составлением методических программ, а также представляет собой один из важнейших постулатов концепции физкультурного развития.

В представлении М.С. Кагана [1], физическая культура «по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования

человеком его собственной природной данности». В связи с этим и возникает феномен физической культуры, вытекающий из общественных потребностей в таких мускулинных человеческих качествах, которые не могут быть сформированы неискусственным способом, то есть непосредственно через физический труд.

В рамках вузов традиционной является задача подготовки студентов таким образом, чтобы они были способны выполнить аттестационные нормативы по данной дисциплине. Однако программы по физической культуре не должны останавливаться на этом, они должны предполагать комплексное развитие как физического, так и духовного аспектов; физическая культура должна играть роль одного из элементов успешного становления личности студента. Вузам необходимо придерживаться именно такого дискурса, которые впоследствии, по выпуске студента, обеспечил бы его конкурентоспособность за счёт соответствующих показателей уровня здоровья и общей физической подготовки [2]. Именно по этой причине вузам необходимо разработать новую, особую систему физического развития обучающихся, а также сформировать соответствующее педагогическое мышление у профессорско-преподавательского состава [3].

При этом существует фактор, препятствующий полноценному развитию физических свойств у студентов: зачастую обучающиеся оказываются неспособны посвящать достаточно своего времени физической подготовке по той причине, что вынуждены работать параллельно с учёбой в образовательной организации [4].

Немаловажной является и проблема мотивации обучающихся к занятиям физической культурой. С развитием информационно-коммуникационных технологий студенты утратили интерес к спорту, участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях [5]. В совокупности эти факторы недвусмысленно указы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.