Научная статья на тему 'Начальная светская школа в Средневолжских губерниях во второй половине xix века'

Начальная светская школа в Средневолжских губерниях во второй половине xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
406
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гошуляк Л. Д.

В статье через призму количественных и качественных показателей дан сравнительный анализ состояния светского начального образования в средневолжских губерниях во второй половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гошуляк Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальная светская школа в Средневолжских губерниях во второй половине xix века»

НАЧАЛЬНАЯ СВЕТСКАЯ ШКОЛА В СРЕДНЕВОЛЖСКИХ ГУБЕРНИЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века

Л. Д. Гошуляк

В статье через призму количественных и качественных показателей дан сравнительный анализ состояния светского начального образования в средневолжских губерниях во второй половине XIX в.

Характерной чертой начальной школы Российской империи вплоть до 1917 г. была ее разнородность и многотипность, обусловленная историческим ходом развития государства. В дореволюционной историографии выделяют около шестидесяти типов начальных учебных заведений, имевших свои уставы и программы, которые отличались образовательным цензом учителей, ведомственной принадлежностью и

уровнем преподавания в них. Столь же сложной была и внутренняя структура начального образования России, состоявшая из школ трех ступеней.

К школам первой ступени относились од-ноклассные училища, которые представляли низшую, элементарную школу. К одноклас-сным относилась большая часть земских школ и школ городского самоуправления. Срок обу-

чения в них обычно устанавливался трехгодичный.

Вторую ступень начального образования составляли двухклассные училища — министерские «образцовые» училища, часть приходских. Учебный курс первого класса был аналогичен одноклассной школе (3 года обучения). Второй класс (2 года обучения) давал дополнительный курс начального образования. Преподавались следующие дисциплины: русская грамматика, история, география России, арифметика, основы геометрии и черчения, сведения по естествознанию.

Третью и последнюю ступень начальной школы составляли многоклассные училища. К ним по «Положению» 1872 г. относились в основном уездные и городские училища. Срок обучения в уездных училищах был трехлетний, а в городских — шестилетний. Необходимо отметить, что из всех начальных училищ выход в среднюю школу давали только уездные училища.

Начальная светская школа Средневолжских губерний в пореформенный период XIX в. была представлена земскими, министерскими, ведомственными и частными школами. Наиболее прогрессивным, отвечающим вопросам времени типом начальной школы были земские училища. Правовая база предусматривала передачу управления начальными школами уездным и губернским училищным советам, куда входили представители Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, местного самоуправления. Право открытия школ было дано правительственным ведомствам, городским и сельским обществам, частным лицам.

Земства как выразители интересов всех сословий стали первыми считаться со стремлением народа к грамотности и создавать условия для его реализации. Стабильное финансирование народного образования земскими органами приводило к количественному росту земских начальных школ. Например, на момент открытия земств в Пензенской губернии насчитывалось 47 сельских училищ, в 1870 г. их стало уже 94, а в 1880 г. — 269 [7, с. 70]. Процесс создания новых школ ускорился, таким образом, почти в 6 раз.

В Ставропольском уезде Самарской губернии к моменту перехода школьного дела в руки

земств насчитывалось 36 школ. К 1884 г. по переписи 1883 г. земских школ стало 49, грамотных числилось 8 725 человек по уезду, из которых 2 685 учились в народных школах, то есть на 1 000 человек приходилось 46 грамотных [5, с. 123]. Это был довольно высокий показатель. В Симбирской губернии к середине 80-х гг. было 17,5 грамотных на 1 000 жителей [2, с. 227].

Что касается расходов земств Средневолж-ских губерний на начальное образование, то они неуклонно росли. Так, в 1866 г. Пензенское земство затратило на начальное образование 180 рублей, или 0,7 % к общим расходам, а в 1880 г. — 80 678 рублей, или 62 % к общим расходам земства 1). Симбирское земство в 1869 г. израсходовало на содержание народных школ 6 486 рублей, или 12,9 % к общим расходам, в 1878 г. — 44 165 рублей, или 26,4 % [2, с. 184].

Поскольку земского бюджета не хватало на содержание школ, то некоторые хозяйственные расходы брали на себя сельские общества. Выделение помещений для школы, а также ее ремонт и отопление, вознаграждение законоучителей, устройство школьной мебели, наем служителей. Так, в 1883/84 учебном году в Ставропольском уезде Самарской губернии Ташелкской школе от земства был выделен 261 рубль, сельское общество добавило 139 рублей; в Узюкове эти показатели составили 230 и 132 рубля; в Хрящевке — 180 и 245 рублей; в Ягодном — 257 и 143 рубля [9, с. 70].

В начале 70-х гг. XIX в. пензенское губернское земское собрание приняло решение оказывать помощь сельским обществам в строительстве училищных зданий, отпускать из свободных земских средств под ответственность уездных земских собраний ссуды в размере 50 % стоимости строительства школы сроком на пять лет, без процентов, с уплатой ежегодными взносами равными частями. Сельские общества в строительстве училищ не только использовали земские средства, но и выделяли свои. Так, например, в 1876 г. в приговоре крестьян села Чернцовки Пензенского уезда значилось, что сельское общество выделяет 200 рублей на постройку училища в дополнение к 300 рублям земской ссуды. В приговоре крестьян села Симбухово этого же уезда было такое же решение [10, с. 8]. Эта система финансирования строительства школ была далека от

1 ГАПО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 1071. Л. 3.

совершенства, однако, в условиях острой нехватки финансовых средств, особенно на начальном этапе существования земских учреждений, она способствовала количественному росту начальных училищ.

Как правило, сельские начальные школы были одноклассными, так как двухклассные школы требовали дополнительных затрат, как на материально-техническую базу, так и на содержание учительского персонала. Например, до 1881 г. в Самарском уезде было только одно двухклассное училище Министерства народного просвещения в селе Екатериновка. Средства на содержание этой школы: 1 000 рублей от Министерства народного просвещения, 250 рублей от земства, 180 рублей от сельского общества.

На каждое одноклассное училище полагались один учитель на 2—3 отделения и один законоучитель. Преподавательский состав двухклассных училищ состоял из двух учителей и законоучителя. Кроме того, в некоторых школах могли вводиться должности помощников учителя. Затем после ходатайства Самарского уездного земства управляющему Министерством шесть одноклассных земско-обществен-ных школ были преобразованы в двухклассные, а именно в селах Дубовом Умете, Студенце, Новых Костычах, Елховке, Старом Буяне и колонии Александрталь [10].

Надо отметить, что земства имели право отказаться от финансирования училищ и четко оговаривали сроки их содержания. В «Отчете о состоянии училищ в Самарском уезде за 1883 год» указано, что училища открыты по желанию земства на три года и что оно прекратит выдачу средств, если найдет нужным со своей стороны.

С середины 70-х гг. в народных школах Пензенской губернии стали внедряться методики преподавания, рекомендуемые видными русскими педагогами, и их учебные книги. По русскому языку использовались: «Родное слово» и «Детский мир» К. Д. Ушинского, «Первая учебная книга» и «Книга для чтения» И. И. Па-ульсона, «Азбука и уроки чтения», «Книга для чтения в школе и дома» Н. Ф. Бунакова, «Букварь» Д. И. и К. И. Тихомировых, «Книга для первоначального чтения» В. И. Водовозова, «Наш друг» Н. А. Корфа. По арифметике при-

2) ГАПО. Ф. 364. Оп. 1. Д. 1. Л. 18, 25.

3) ГАПО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 838. Л. 36.

4) Там же. Л. 39.

менялись учебники «Арифметика по Грубе» И. И. Паульсона, «Арифметика» и «Задачник» В. А. Евтушевского.

К. Д. Ушинский сформулировал цели и разработал содержание обучения родному языку в зависимости от целей развития и воспитания ребенка. Одним из главных в обучении родному языку он считал развитие речи детей, усвоение грамматики и овладение сокровищами родного языка. С 70-х гг. XIX в. во всех народных школах губернии обучение грамоте велось по звуковому аналитико-синтетическому методу, введенному в практику работы К. Д. Ушинским. Данная методика обучения чтению являлась наиболее эффективной, позволяла в сжатые сроки научить ребенка одновременно чтению и письму. Механическое зазубривание названий букв и бессмысленных слогов было исключено из процесса обучения, а взамен ему предполагались всестороннее развитие речи, памяти, мышления и наблюдательности ребенка. Для этой цели учителям были рекомендованы приемы наблюдения, сравнения, приемы, способствующие установлению причинно-следственной зависимости, временной последовательности действий и т. п.

В ходе занятий применялись объяснительное чтение, деление статей на части, чтение по частям, объяснение непонятных слов и выражений. Вырабатывались правильность и выразительность чтения и составлялся план для устной и письменной передачи прочитанного 2). В ходе уроков чтения учитель сообщал учащимся сведения по природоведению, географии, истории и литературе. Все это способствовало превращению учебного процесса в начальной школе в процесс активного и сознательного усвоения детьми учебного материала.

Преподавание арифметики в народных школах губернии велось по методу Грубе. В сжатом виде он представлен в педагогических работах основателя земской школы Н. А. Корфа. Этот метод заключался в следующем: а) чтобы умственное счисление предшествовало письменному; б) чтобы арифметические действия над малыми числами предшествовали вычислениям с большими числами; в) чтобы изучение чисел начиналось с чисел именованных как более доступных детскому пониманию; г) чтобы при умственном

счислении целые числа и дроби изучались одновременно; д) чтобы таблица умножения заучивалась такими детьми, которым понятно то, что они заучивают [3, с. 240]. Используя такой метод, пензенские учителя преподавание арифметики сопровождали наглядными пособиями в виде кубиков, счетов и т. д. В младшем отделении изучали по наглядным пособиям числа от 1 до 20, в среднем — от 20 до 100, в старшем проводились письменные и устные вычисления, решались практические задачи на числа до 1 000, а затем производились четыре арифметические действия над отвлеченными и именованными числами 3).

Для удовлетворения нужд сельского населения в начальном образовании в губерниях все чаще стали открываться частные училища. В Симбирской губернии в 1871 г. в селе Промзине Алатырского уезда землевладельцем Потемкиным было открыто одноклассное начальное училище; в Буинском уезде в селе Жукове — землевладельцем Еремеевым; в селе Кияти — Терениным [8, с. 30]. В Самарской губернии в слободе Покровской Новокузнецкого уезда в том же году Христианом Фризе было открыто частное одноклассное училище 4).

Самые лучшие помещения для начальных школ были у частных владельцев. Например, в 80-е гг. обустроенные школьные помещения в Самарском уезде были в селах Владимирском (училище Д. Ф. Самарина) и Сколковском (училище К. М. Сибирякова). Сколковское училище благоустройством было обязано так же заботам почетного блюстителя училища местного крестьянина П. Е. Коченова 5). Тем не менее количественный показатель частных начальных школ в Средневолжском регионе был низок. К 80-м гг. он составлял от 0,9 до 7,4 % от общего количества школ.

Процесс развития начальной сельской школы был неравномерен. Это объясняется объективными причинами социально-экономического развития России пореформенного периода: недовольством крестьян реформой 1861 г. и ужесточением политики царского правительства. В конце 60-х гг. правительство изменило отношение к народной школе, которая стала прямым объектом политики и заботы государства.

5) ГАСО. Ф. 360. Оп. 22. Д. 7. Л. 2.

6) ГАСО. Ф. 360. Оп. 32. Д. 25. Л. 135—136.

В 1874 г. утверждено новое «Положение о народных начальных училищах», которое изменило управление начальной школой, практически поставив ее в непосредственное подчинение местным органам Министерства народного просвещения — дирекциям народных училищ. Училищные советы были сохранены, но круг их обязанностей ограничивался хозяйственно-административными вопросами. Кроме этого в каждую губернию назначались по два инспектора, а с 1876 г. — по четыре. Безусловно, инспекция народных училищ по своему составу не была однородной. Среди инспекторов было немало людей, искренне преданных делу народного образования, например, инспектор (а позже директор) народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянов.

С 1875 г. оканчивающие курс в начальных училищах мальчики стали сдавать выпускные экзамены по новой программе, утвержденной Министерством, и получать свидетельства на льготу по отбыванию воинской повинности. В связи с этим число окончивших курс в 1875 г. понизилось. Например, по Симбирской губернии число окончивших курс в начальных школах в 1874 г. было 1 136 человек, в 1875 г. — 891. Но уже начиная со следующего года количество окончивших и справившихся с экзаменами возрастает: в 1876 г. — 1 133, в 1877 — 1 431, в 1878 г. — 1 492 человека 6). Это объясняется повысившимся интересом крестьян к грамотности. Отношение народных масс к начальной школе меняется к середине 70-х гг. в связи с разрушением старого крестьянского быта, развивающихся отхожих промыслов и общения с городом.

В. П. Вахтеров, сравнивая соотношение количества девочек и мальчиков в земских школах России, пришел к выводу, что в 1880 г. численность учеников превосходила численность учениц в 4,9 раза, в 1885 г. — в 4,1 раза. В Пензенской губернии эти показатели были еще выше — 12 и 8,5 раза соответственно. «Мы вполне разделяем, — писал В. П. Вахтеров, — очень распространенное мнение, что обучить девочку, будущую мать семейства, — значит, сделать грамотным все ее потомство» [1, с. 33].

Более детальный анализ обучения девочек в земских школах Пензенской губернии на всем

протяжении их существования позволяет проследить тенденцию увеличения числа девочек по отношению к числу мальчиков. В 1872 г. в земских школах девочки составляли 2,4 % к числу обучающихся, в 1890 г. — 7,3 %, в 1910 — 22,2, в 1914 г. — 30,1 %. Это означает, что крестьяне все больше осознавали необходимость обучения девочек, преодолевали сложившиеся стереотипы и консерватизм. Постановка народного образования, деятельность земства в этой сфере способствовали закреплению данной тенденции, свидетельствующей о повышении культурного уровня населения губернии.

Об итогах развития начальной сельской школы Средневолжских губерний пореформенного периода свидетельствует повысившаяся грамотность населения. Процент грамотных, принятых на военную службу к середине 80-х гг., составил: в Симбирской губернии — 27,5 %, Пензенской — 19,5, Самарской — 17,6 % [9, с. 87].

В пореформенные годы XIX столетия с ускорением развития капитализма в России и ростом потребности городского населения в образовании появилась необходимость создать школу, доступную для более широких слоев горожан. Эту задачу предстояло решить начальным школам городского самоуправления, открытым в соответствии с «Городовым положением» 1870 г. на средства городских обществ.

Школы городского самоуправления представляли собой элементарные, в основном одноклассные училища, создаваемые по «Положению о начальных народных училищах» 1864 г. и содержавшиеся за счет городских средств и пожертвований частных лиц. По характеру управления и внутренней структуре училища городского самоуправления почти не отличались от земских школ, но в организации учебной работы у них была своя специфика, обусловленная особенностями городской жизни. Городские школы отличались от сельских длительностью учебного года, продолжавшегося обычно с середины августа до начала мая (не менее 180 учебных дней). Курс обучения в них был трехлетним.

Во всех городских училищах изучались одни и те же предметы: Закон Божий, чтение и письмо, русский язык и церковнославянское

7) ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 322. Л. 4.

8) ГАСО. Ф. 360. Оп. 32. Д. 25. Л. 131.

чтение, арифметика, практическая геометрия, география, история Отечества, сведения из естественной истории и физики, черчение и рисование, пение, гимнастика [11, с. 101]. Городские училища были изолированными учебными заведениями в системе школьного образования. Лишь небольшое число их воспитанников могло поступить в учительские семинарии, некоторые из детей состоятельных родителей попадали во 2-й и З-й класс гимназии, получив за плату подготовку по дополнительным предметам (иностранный язык, например). И тем не менее эти училища пользовались популярностью, число их неуклонно возрастало. Если в 1874 г. в России было только 4 школы такого типа, то в 1879 г. — уже 163 [4].

Этот процесс был характерен и для средне-волжских губерний. В городе Симбирске, например, в 1876 г. существовало 13 начальных училищ [6, с. 296]. Все одноклассные и двухклассные училища содержались за счет городского общества. В городе Самаре в 1882 г. действовало 12 начальных училищ, которые также содержало городское общество 7).

Плата за обучение в городских училищах Средневолжских губерний в середине 80-х гг. XIX в. составляла 1 рубль в год, а в некоторых училищах обучение было бесплатным. Ученики приобретали за свой счет только учебные пособия.

Преподавание в училищах велось согласно программам и указаниям начальства. Особое внимание уделялось развитию мыслительных способностей учащихся и нравственному воспитанию. Воспитывались уважение к старшим, любовь к труду, стремление приносить пользу другим, самоуважение. На уроках русской истории преподаватели уделяли большое внимание развитию патриотических и гражданских чувств учащихся.

В отчете инспектора — учителя Бугуль-минского трехклассного училища В. Мазухина говорилось, что весной 1881 года с учениками второго класса сделано несколько экскурсий, во время которых «ученики знакомились практически с полевыми и луговыми, и лесными растениями». С учениками первого класса «учителем сделано две экскурсии, где ученики были ознакомлены с частями растения». По зоологии

учителем Назаровым «были прочитаны некоторые отделы по зоологии, доступные пониманию учащихся, из сочинений Брема». Преподавание гимнастики состояло «в упражнении различных частей тела, причем обращалось особое внимание на простоту и практичность упражнений» 8). На уроках церковного пения, кроме пения молитв, изучалось нотное пение. Надзор за поведением учеников осуществлялся под наблюдением учителей-инспекторов. Для оказания медицинской помощи при вспышках болезней педсовет приглашал в училище городского врача. Если ученики не могли дома заниматься приготовлением уроков, то им разрешалось прийти в училище раньше занятий и подготовиться. Для этого городские училища открывались рано утром (раньше 7 часов).

В 1-м, 2-м и 5-м одноклассных училищах Самары большое внимание уделялось преподаванию арифметики. А при чтении статей из книг обращалось внимание, как на сознательность усвоения учениками прочитанного, так и на закрепление приобретенных знаний в памяти. Для достижения этой цели учителя пользовались наглядными пособиями, которыми были снабжены все городские училища.

Благодаря такой постановке учебного процесса успеваемость в городских училищах в 80-х гг. в губерниях Среднего Поволжья достигла высоких показателей. Например, в 1880/81 учебном году она составила в Самарской губернии 92,2 % 9).

Кроме государственных городских начальных училищ в губернских и некоторых уездных городах в 80-е годы пореформенного периода стали открываться частные училища, которые пользовались большим успехом городских обывателей. Например, в Пензе в 1880 г. были открыты частные школы 3-го разряда М. Орионовой и О. Отто 10). Всего в губернии было шесть частных школ. В Симбирской губернии в 1884/85 гг. действовали частные

городские училища М. Марковой, А. Крейтер, Л. Тулузовой, А. Сальковой и др. Всего в губернии было 14 частных школ: в Симбирске — 7, в Сызрани — 5, в Буинске — 2 11). В Самаре в тот же период существовало 8 частных городских училищ: Липеговского, Екатериновс-кого, Данненберга, Маловского, Шегринской, Зороастрова, Фон-Древиц, сестер Муравьевых и др. 12)

Частные городские начальные школы Сред-неволжских губерний в 80-х гг. XIX в. существовали только на средства от платы за учение, которая была различной и колебалась от 10 до 80 рублей в год в Самарской губернии; от 20 до 40 рублей в год в Симбирской губернии и до 60 рублей в год в Пензенской губернии. Если учебное заведение было с пансионом, то с приходящих учеников взималась более низкая плата. Например, в пансионе баронессы Фон-Дре-виц в 1882 г. взимали плату: с приходящих — 100 рублей, с полупансионерок — 150 рублей и с пансионерок — 240 рублей в год 13). Средства, полученные с учеников, расходовались на содержание помещения, служащих, воспитанников, на учебные пособия и прочие расходы.

Училища размещались как правило в квартирах самих содержателей, которые и были преподавателями в своих школах. Число учеников в частных училищах могло колебаться, но не превышало 30—40 учеников.

Учебный год начинался в августе и заканчивался 1 июня. Целью частных учебных заведений были обучение детей и подготовка их в средние учебные заведения.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что городская начальная школа Средневолж-ских губерний в пореформенный период получила достаточное развитие в основном благодаря городским обществам и частным лицам, от инициативы которых всецело зависело развитие народного образования в провинциальных городах.

9) ГАСО. Ф. 360. Оп. 32. Д. 25. Л. 5—7.

10) ГАСО. Ф. 360. Оп. 32. Д. 25. Л. 12.

11 ГАПО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 770. Л. 3.

12) ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 324. Л. 1—5 ; Там же. Д. 320. Л. 1 ; Там же. Д. 325. Л. 1 ; Там же. Д. 319. Л. 1—2.

13) ГАСО. Ф. 360. Оп. 32. Д. 25. Л. 66; Там же. Л. 8.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров. — М. : Педагогика, 1987. — 400 с.

2. Известен всей России : И. Н. Ульянов : статьи, документы, материалы, воспоминания / авт.-сост.

A. Карамышев. — Саратов : Приволжск. кн. изд., 1974. — 319 с.

3. Корф Н. А. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и сельских школ / Н. А. Корф. — СПб. : Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1870. — 363 с.

4. Купечатов Н. Г. Городские училища в системе народного образования дореволюционной России / Н. Г. Купечатов// Учеб. записки Карельского пединститута. — Т. 4. — Карелия, 1959. — С. 52.

5. Лобанова Н. Г. Ставрополь и Ставропольский уезд 18—20 вв. : сб. документов и статей / Н. Г. Лобанова. — Тольятти, 1998. — 271 с.

6. Мартынов П. Город Симбирск за 250 лет его существования / П. Мартынов. — Симбирск, 1898. — 400 с.

7. Никулин В. И. Пензенское земство : уроки культурно-просветительской деятельности. 1865—1917 гг. /

B. И. Никулин. — Пенза, 1996. — 125 с.

8. Обозрение начальных училищ Симбирской губернии в 1871 году. — Казань, 1872. — 59 с.

9. Овсянников В. А. Ставрополь — Тольятти : страницы истории / В. А. Овсянников. — Ч. 1 : организация, менеджмент, право / редкол. : А. П. Жабин [и др.]. — Тольятти, 1999. — 396 с.

10. Отчет о состоянии начального народного образования в Самарском уезде за 1883 год. — Самара, 1884. — 54 с.

11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР : конец XIX — нач. XX в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. — М. : Педагогика, 1991. — 445 с.

Поступила 20.11.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.