Научная статья на тему 'Народное образование в Бугульминском уезде Самарской губернии в пореформенный период'

Народное образование в Бугульминском уезде Самарской губернии в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
618
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУГУЛЬМИНСКИЙ УЕЗД / BUGULMINSKY COUNTY / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC EDUCATION / НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА / PUBLIC SCHOOLS / МЭДРЕСЕ / MEDRESE / МЕКТЕБЕ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / PAROCHIAL SCHOOLS / ЗЕМСТВО / DISTRICT COUNCIL / MEKTEBE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухаметдинова Алсу Ханнановна, Недобежкин Станислав Владимирович

В статье рассмотрены основные вехи становления и особенности развития народного образования в Бугульминском уезде Самарской губернии в конце XIX вначале XX вв. Определены роль и значение Бугульминского земства и меценатства в организации школьного дела. Изучен конкретный вклад отдельных личностей в формирование культурно-образовательной среды дореволюционного уездного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народное образование в Бугульминском уезде Самарской губернии в пореформенный период»

Education in Bugulma County Samara province in the post-reform period

Muhametdinova A.1, Nedobezhkin S.2 Народное образование в Бугульминском уезде Самарской губернии в пореформенный период Мухаметдинова А. Х.1, Недобежкин С. В.2

'Мухаметдинова Алсу Ханнановна /Muhametdinova Alsou - кандидат исторических наук,

заведующая кафедрой;

2Недобежкин Станислав Владимирович /Nedobezhkin Stanislav - старший преподаватель, кафедра гуманитарных дисциплин, Бугульминский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Бугульма

Аннотация: в статье рассмотрены основные вехи становления и особенности развития народного образования в Бугульминском уезде Самарской губернии в конце XIX вначале XX вв. Определены роль и значение Бугульминского земства и меценатства в организации школьного дела. Изучен конкретный вклад отдельных личностей в формирование культурно-образовательной среды дореволюционного уездного города.

Abstract: the article describes the main milestones of the formation and features of the development of education in the Bugulma County Samara province in the late XIX beginning of XX centuries. The role and importance Bugulminsky district council and patronage in the organization of the school system are considered. It examines the specific contribution of individuals to the formation of cultural and educational environmentprerevolutionary county town.

Ключевые слова: Бугульминский уезд, народное образование, народные училища, мэдресе, мектебе, церковно-приходские школы, земство.

Keywords: Bugulminsky county, public education, public schools, medrese, mektebe, parochial schools, the district council.

Земская реформа 60-х - 70-х годов XIX века была призвана решать назревшие проблемы российского общества. Одним из важнейших направлений в деятельности земств являлось развитие народного образования. Решение этой задачи усложнялось особенностями исторического развития России, которая к этому времени сложилась как полиэтничное и поликонфессиональное государство. История народного образования - это неотъемлемая часть истории нашей страны. Необходимо осмыслить это духовное наследие, отобрать ценные идеи и использовать их в дальнейшей практической деятельности.

Опыт организации народного образования в Бугульминском уезде в пореформенный период изучен на основании источников государственных архивов Самарской области, Оренбургской области и Республики Татарстан.

В дореформенный период в Бугульминском уезде функционировали следующие школы: Старописьмянская, открытая в 1842 году, Борискинская в 1858 году, Добринская, основанная в 1860 году [1, д. 11, л. 3]. В Черемшанской и Кичуевской крепостях школы были открыты в 1862 и 1863 годах по инициативе местного духовенства [1, д. 11, л. 4].

Введение земских учреждений в Бугульминском уезде началось 5 августа 1864 года [2, д. 4, л. 7]. С самого начала заботы о народном образовании были отнесены к предметам видения уездных земств. Земства в народном образовании решали следующие вопросы: определение типа начальной школы, подготовка учителей, учебников, изыскание средств на обучение детей [2, д. 4, л. 7 об.].

25 ноября 1868 года в Бугульминском уезде открылось восемь земских школ для крестьянских детей [2, д. 4, л. 5]. В Бугульминском уезде Самарской губернии было 38 волостей, но грамотность была далеко не повсеместной. Спасская, Богоявленская, Добринская, Ивановская и Ново-Письмянская волости отличались наибольшим развитием грамотности. Грамотность составляла в среднем 66 человек на 1000 душ обоего пола. Мужское население этих пяти волостей - в среднем 116 грамотных на 1000 душ, а женское всего - 18. Спасская волость имела 107 человек грамотных на 1000 душ обоего пола. Успех объяснялся стараниями органов местного самоуправления, устроившего две земско-общественные школы. В то же время половина волостей уезда не имели ни одной школы. В волостях Новописьмянской и Добринской, давших 61 и 51 человек грамотных на тысячу, хотя и имелось по 2 школы, но церковно-приходских, которые явно уступали земским [2, д. 4, л. 3].

В 1870 - 1871 учебном году число школ возросло до 34. Из которых 16 было - земских,

18 - церковно-приходских. На содержание этих школ Бугульминское земство выделило 780 руб. [4, д. 2, л. 5 об.].

В 1885-1886 учебном году в Бугульминском уезде из-за финансовых проблем и в связи с оптимизацией средств осталось всего 23 народных школы: 13 земских, 1 - Министерства народного просвещения, 1 - общественная, 8 - церковно-приходских [4, д. 2, л. 8.].

В Бугульминском уезде четыре волости имели по две школы, 15 волостей - по 1, остальные

19 волостей были лишены возможности обучения детей. Это связано с тем, что пришкольное село в волости давало наибольшее количество учащихся, тогда как прочие селения из-за дальности расстояния могли присылать 1-2 человек или вообще никого. В учительских отчетах это обстоятельство объясняется следующим образом: «За дальностью местожительства живут в селе на квартирах. Затруднительно было посылать детей в школу в другое село даже среднезажиточному крестьянину» [2, д. 1, л. 2]. Существовавшие школы не могли удовлетворить потребности большинства крестьянского населения в обучении своих детей. В своем отчете о народном образовании за 1882 год Бугульминская земская управа неоднократно отмечала положительное отношение крестьян к образованию, так как в земское собрание ежегодно поступали просьбы об открытии школ в близлежащих от Бугульмы деревнях: Соколке, Петровском, Ефановке, Александровке и других [4, д. 5, л. 5]. Земская управа часто отказывала крестьянам в связи с отсутствием средств для содержания школ [2, д. 4, л. 7].

Перепись крестьянских хозяйств Бугульминского уезда 1887 года свидетельствует о том, что на 42 287 крестьянских хозяйств с населением в 239.975 душ обоего пола, грамотных мужчин числилось - 646, женщин - 437, учащихся мальчиков - 902 и девочек - 163 [6, с. 137]. Инородческий состав, преобладающий в Бугульминском уезде повлиял на уровень грамотности населения. Распространение такого явления как келейничество в среде мордовского и чувашского населения уезда способствовало стремлению женщин к изучению грамотности, так как они по церквам и молельням исполняли обязанности причетника, наставницы, читали молельни [5, д. 12, л. 3].

Отдел народного образования Самарской губернии, уделял внимания Бугульминскому уезду как единственному, который «расходует значительные суммы на инородческое образование» [3, д. 5, л. 1]. Это явление объясняется преобладанием татарского населения в уезде. Неоднократные попытки создания школ с совместным обучением православных и магометан получили толчок в 1893 году. Гласные Юсуп Халилов, Исмагил Миндубаев и Нурутдин Азаматов выступили с заявлением об устройстве русско-татарской школы в деревне Альметево [3, д. 5, л. 2]. При этом расходы по устройству и содержанию просили предусмотреть за счет земства.

В 1913 году новые инициативы гласных татар, небезразличных к судьбе своего народа, все-таки сдвинули с мертвой точки проблему совместного обучения. В этот период активную позицию занял новый прогрессивный гласный Ш. Л. Хакимов. Суть нововведения заключалась в том, что мектебе оставались прежние, но в них открывались дополнительные русско-татарские классы. Скомплектовать один класс было проще, чем ориентировать учащихся всей школы. В 1913 году было скомплектовано три подобных класса. Ш. Л. Хакимову удалось добиться повышение пособия мусульманским общественным школам уже до 6000 рублей и на очередное обследование медресе и мектебе — 500 рублей в год [3, д. 5, л. 2].

Координировал вопросы образования в уезде Училищный совет под председательством уездного предводителя дворянства в составе инспектора народных училищ, протоирея, представителей уездного собрания и городского общества. Совет решал вопросы открытия народных училищ, улучшения их состояния, обеспечения пособиями и учителями, учреждал попечителей, искоренял вредные явления. [2, д. 4, л. 7 об]. Самыми распространенными в уезде были начальные народные училища, которые имели цель воспитать религиозные и нравственные ценности и распространять первоначальные полезные знания. К ним относились училища: народные, сельские, церковно-приходские, воскресные школы. Содержались они частично из казны, в основном, от пожертвований частных лиц. Учителей для Бугульминского уезда готовили на педагогических курсах в Казани и в Самаре [2, д. 4, л. 8].

Ступенью выше стояли городские училища. В содержании городских училищ участвовало правительство. Они создавались одно, двух, трех и четырехклассные. Их штат состоял из законоучителя, учителя на каждый класс и заведующего. Учение в городских училищах занимало шесть лет. В одноклассном училище было три курса, в каждом курсе учились по два года. В двухклассном учились на первом курсе четыре года, на втором — два года. В трехклассном учились три курса по два года. В четырехклассном учились два курса по два года и два курса по одному году.

В Бугульминских городских училищах изучали Закон Божий, чтение и письмо, русский язык, церковно-славянское чтение, арифметику, геометрию, географию, историю и физику, черчение и рисование, пение и гимнастику. Окончившие полный курс получали право поступать без экзаменов в гимназию и реальное училище [7, с. 135].

Первое русско-татарское одноклассное училище в уезде было открыто в Бугульме в 1909 году. Для этого потребовалось материальное и нравственное содействие благотворителя Ш. Л. Хакимова. Школа разместилась во флигеле местной мечети. Содержание школы принял на себя купец Хакимов. Из отчета инспектора уездных училищ следует: «Школа прилично обставлена всем необходимым инвентарем. Учителем приглашен молодой татарин, сдавший экзамен на звание русско-татарского учителя». [3, д. 5, л. 3]. До обеда дети изучали мусульманское вероучение и татарскую грамоту. После обеда - русский язык, счет и русское письмо. Занятия шли довольно успешно. Выделенные земством денежные средства распределялись попечительским советом школы. К 1916 году в уезде было создано четырнадцать русско-татарских школ с обучением детей по новой методике [3, д. 5, л. 3 об.].

У Бугульминского земства не хватало средств для содержания школ. Произведенные сборы не могли обеспечить строительство школ и даже оплату труда учителей. В развитие народного образования значительный вклад внесли местные купцы - меценаты, так, на строительство школы в Бугульме пожертвовали деньги купцы И. Н. Носов, Д. А. Мордвинов и

H. Т. Шулешкин. Купец А. В. Казанцев завещал под школу свой земельный участок. Землевладельцы А. Ф. Елачич, Н. М. Микулин, В. Г. Ростовский построили на свои сбережения сельские школы [4, д. 2, л. 5]. Купцы Бугульминского уезда несли расходы на покупку дров, керосина, книг. Их жены на безвозмездной основе помогали этим школам и обучали детей.

Одно из первых училищ в Бугульме - приходское и уездное духовное училище было построено на личные пожертвования священника Евграфа Малова. На свои средства содержал частный приют для девочек - сирот супруга предводителя уездного дворянства госпожа В. М. Шелашникова.

Таким образом, Бугульминское земство сыграло значительную роль в организации народного образования в уезде в конце XIX - начала XX вв. С 1869 по1871 гг. наблюдалось увеличение количества школ с преобладанием церковно-приходских. Общее количество школ составляло 34, с охватом 530 учащихся. В 1886 году в связи с решением Бугульминского земства о сокращении церковно-приходских школ, из-за неудовлетворительности качества образования в них, произошло уменьшение количества школ до 23, с общим количеством учащихся 1310. Был осуществлен больший охват учащихся, за счет оптимизации финансовых средств. Бугульминское земство так же принимало определенное участие в организации инородческого образования. В начале были организованы русско-татарские классы в мектебе, к 1916 году было создано 14 русско-татарских школ. В Бугульминском уезде Самарской губернии народное образование получило существенное развитие за счет меценатства.

Литература

I. Государственный архив Оренбургской области Ф. 18. Оренбургская палата государственного имущества. Оп. 5.

2. Государственный архив Самарской области Ф. 360. Дирекция народных училищ Самарской губернии. Оп. 2.

3. ГАСО Ф. 361. Инспектор народных училищ Самарской губернии 1869-1917. Оп. 1.

4. Национальный архив Республики Татарстан Ф. 231. Бугульминская уездная земская управа Самарской губернии 1879-1917. Оп. 1.

5. НА РТ Ф. 1334. Бугульминская городская дума Самарской губернии 1887-1918. Оп. 2.

6. Сборник статистических сведений по Самарской губернии Т. 5: Бугульминский уезд / Самар. губерн. земство, Отд. хоз. статистики. Самара: Земская тип., 1887. 245 с.

7. Садчикова М. В. Профессиональная подготовка учителей в конце XIX - начале XX веков (на примере Самарской губернии) // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. № 1. Т. 18, 2012. С. 134-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.