УДК 97(47)371
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИМБИРСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв. (НА МАТЕРИАЛАХ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
© 2010 Е.С. Дурыманова
Ульяновский государственный педагогический университет
Поступила в редакцию 29.12.2009
В статье рассматривается деятельность земских учреждений Симбирской губернии в сфере образования. Кратко раскрываются основные направления их работы, заключающиеся в открытии новых начальных училищ и поддержке уже действующих; учреждении собственных средних школ, финансовой и организационной поддержке профессиональных училищ и церковных школ. Немаловажное внимание губернское уездное земство уделяло развитию медицинского и торгового образования. На высоком уровне осуществлялась культурно-просветительная и культурно-воспитательная работа земств среди населения края.
Ключевые слова: земство, училищный совет, дирекция народного образования, учебные программы, воспитательная работа, частная школа, церковно-приходское училище, воскресная школа, финансирование.
В настоящее время не прекращаются споры о дальнейшем развитии российской современной средней школы, о путях поднятия ее эффективности и качества, соответствующего уровню предъявляемых современных требований. В этом контексте в современной средней школе активно внедряются комплексные меры улучшения всей постановки дела, включая внедрение современных информационных технологий и единого государственного экзамена.
В этой связи для нашего времени крайне интересен опыт постановки дела народного образования, накопленный в дореволюционной России образовательными учреждениями и земствами. Как известно из ранее проведенных исследований, народное образование являлось одной из приоритетных сфер деятельности земских учреждений. В нем, по мнению многих исследователей, проявлялись наиболее значительные достижения земства1. С появлением земств прежняя российская школа, влачившая жалкое существование при волостном правлении, а чаще при церкви и даже при помещичьей конторе или съезжей избе, коренным образом изменилась. Богатый фактический материал, статистические данные о жизни школ на территории Симбирской губернии подробно освещены в работе протоиерея Дмитрия Троицкого 2.
Народное образование, благодаря деятельности земств, превратилось в разветвленную систему регулярно финансируемых учреждений. Был значительно поднят авторитет учителей в обществе, им улучшили условия работы, повысили заработную плату. Земские практики вы-Дурыманова Елена Сергеевна, соискатель кафедры истории России. E-mail: [email protected]
работали систему школьного обучения. Итоги развития школы к 1905 году подробно проанализированы в работе Воробьева В.К. "Очерки истории начальных народных школ Симбирской губернии (70-е гг. XVIII в. - нач. XX в.)".3
Работа земских учреждений в системе народного образования определялась Положением о начальных народных училищах от 14 июля 1964 г. Народная школа теперь передавалась из ведения дирекции народного образования и штатных смотрителей уездных училищ в ведение уездных и губернских училищных советов. Начиная со второй половины 1860-х гг. народные училища могли открываться различными правительственными ведомствами, а также земствами и частными лицами. В уездных и губернских училищных советах присутствовали представители правительственных ведомств - министерств народного просвещения и внутренних дел и т.д., а также духовенства. Кроме того, были вновь введены представители земств и городских дум. Роль училищных советов была велика. Они принимали решения об организации и закрытии народных училищ, ведали назначением и увольнением учителей и другими вопросами 4.
В то же время негативные процессы в школах, связанные с распространением среди учителей и учеников идей вольнодумства и нигилизма, заставили правительство внести определенные коррективы. В 1875 г. было издано новое Положение о начальных училищах, которое ставило их под жёсткий контроль со стороны правительственных и сословных учреждений 5. Положение 1874 г. действовало до 1917 г. Закон, делая упор на ограничение административных функций земства в области народного образования и уменьшение его
влияния на учебную работу школ, не изменял экономических рычагов воздействия земства на школу. За земствами сохранились права и обязанности по изысканию средств для открытия новых училищ и совершенствования уже существующих, а также для назначения пособий училищам, учителям. Более того, сохранились и некоторые права, позволяющие влиять на учебную жизнь школы, в частности, право утверждать тарифные ставки учителей 6.
С расширением земской образовательной сферы увеличивались и расходы на неё. Так, например, если расходы Симбирского губернского земства на народное образование в 1908 году составили 189,3 тыс. руб., в 1912 г. - 324,8 тыс. руб.7; то уже в 1915 г. губернское земство израсходовало 1264,5 тыс. руб.8
В Симбирской губернии в начале XX века существовало несколько основных категорий начальных школ, среди которых были как школы, подведомственные министерству народного просвещения: городские двухклассные женские училища; городские двухклассные и однокласс-ные приходские училища по уставу 1828 г.; сельские двухклассные и одноклассные училища по инструкции 4 июня 1875 г.; частные училища, так и школы, подведомственные земским учреждениям: одноклассные начальные народные училища по положению 1874 г. (земские школы); частные училища с программой одноклассных училищ. Отдельную поддержку земства оказывали церковно-приходским и школам грамотности 9.
Земство в значительной степени участвовало в открытии новых начальных училищ, а также оказывало финансовую помощь уже существующим училищам. Так, например, в 1902 г. земское губернское Собрание выделяет пособие на содержание Епифановского одноклассного училища Сенгилеевского уезда. Этим подчёркивалась важность развития начального народного образования для сельского населения, и происходило осознание уездами необходимости расширения начального образования10.
Земские учреждения способствовали также открытию городских училищ. В 1909 г. в Симбирской губернии училища были во всех уездных городах, в них обучалось 1075 человек11. Училища открывались и в крупных сёлах. Например, в 1910 г. училища были организованы в двух крупных сёлах Алатырского уезда: Астра-дамовке и Промзино12. По закону 1912 г. городские училища стали преобразовываться в высшие начальные училища13. В 1917 г. в два раза увеличились расходы на содержание высших начальных училищ. Главным источником финансирования стали уездные земства губернии. Так, например, Сызранское земство ассигновало 1850
руб., Алатырское -2000 руб., Буинское - 1200 руб., Сенгилеевское - 4175руб.14 В 1915 г. было решено создать целую сеть высших начальных училищ во всех уездах губернии15. Так, в этом году в Ардатовском уезде было принято решение о создании ещё 4 училищ; в Буинском уезде - об открытии ещё 10; в Сенгилеевском - 4; Симбирском - 6; Сызранском уезде - 11 училищ; Карсунском - 2; Курмышском уезде - 116.
Следует отметить, что с самого начала развития системы земского образования периодически поднимался вопрос о необходимости введения всеобщего начального обучения. Особенно активно обсуждался этот вопрос земскими деятелями в последнее десятилетие существования земской организации17.
Но не все уездные земские Собрания выступали за быстрое расширение школьной сети. Так, например, Сызранское уездное земское Собрание считало, что необходимо отложить подобное расширение до тех пор, пока земство не "встанет на твёрдую почву", то есть будет обладать достаточным количеством финансов для реализации данного проекта18. По мнению симбирских земцев, необходима была детальная разработка разных сторон школьного дела, чтобы планомерно провести в жизнь реформу начального образования19.
Главной причиной недостаточного количества земских школ была финансовая проблема. Сельские общества не выделяли достаточно средств на содержание народных училищ. Земства Симбирской губернии были вынуждены ходатайствовать о дополнительных субсидиях перед правительством. Периодически Министерством народного просвещения выделялись пособия на содержание земских школ. Они выдавались при условии освобождения сельских обществ от всяких расходов по содержанию сельских училищ20.
Земства участвовали также в содержании министерских училищ. Так, например, Курмыш-ское уездное земское Собрание 1908 г. приняло решение об отпуске 150 руб. ежегодно на содержание каждой министерской школы21. В 1906 г. Курмышское уездное земское Собрание ассигновало на содержание вновь открываемых министерских школ в 5 деревнях уезда по 180 руб. на школу22. С 1913 г. содержание министерских училищ в хозяйственном отношении стало исключительной заботой Министерства23. Земства участвовали и в содержании церковно-приходских школ. Так, например, в 1905 г. Симбирские земства ассигновали на содержание церковно-при-ходских школ 4723 руб., в 1908 г. - 4490 руб.24
В обязанности земских учреждений входила постройка новых школьных зданий для школ раз-
ных типов. В первую очередь земства участвовали в постройке зданий земских школ. Особенно активно земства взялись за строительство школ с началом введения всеобщего начального обучения в губернии. Так, например, Буинское уездное земское Собрание 1906 г. отпустило из специального капитала 2800 руб. на постройку 6 новых школьных зданий25. Всего в 1906 г. земствами Симбирской губернии было отпущено 100000 руб. на постройку 30 новых школьных зданий26.
Немало сделали земства и для развития среднего и профессионального образования. Основной формой содействия развитию среднего образования было субсидирование различных типов правительственных средних школ: мужских и женских гимназий и прогимназий, реальных и технических училищ. Так, например, с 1911 г., с момента открытия мужской гимназии в Сызрани, губернское земство стало ежегодно выделять пособие в размере 500 рублей на содержание гимназии27.
Второй формой земской деятельности по развитию среднего образования явилось учреждение земствами собственных средних школ. Так, например, в 1901 г. Симбирское губернское земское Собрание принимает решение об ассигновании пособий на открытие в городе Карсуне женской прогимназии. В 1908 г. губернское земство назначает пособия на содержание проектируемой к открытию в городе Сенгилее четырёхклассной женской прогимназии28.
В январе 1906 г. Симбирское губернское земство признало целесообразным открыть в Симбирске новое среднее учебное заведение. В сессию 1907 г. губернское земское Собрание поручило управе возбудить ходатайство об открытии второй мужской гимназии. Вместо предполагаемых четырёх классов с курсом реального училища при гимназии было учреждено несколько параллельных классов, на содержание которых губернским земством было ассигновано 1140 рублей в год. Уже в 1909 г. земство увеличило ассигнование до 4796 руб.29 Гимназия предназначалась для всех сословий, обучение в ней было платное. В 1909 г. в гимназии обучалось 360 человек.
Третьей формой была выдача разного рода стипендий учащимся в учебных заведениях. Например, к 1 января 1906 г. в ремесленном училище графа Орлова-Давыдова земских стипендиатов обучалось 24 человека, при этом количество государственных стипендий было 2330. При выдаче пособий учащимся земства преследовали главным образом две цели: во-первых, требовалось готовить различных специалистов для всё более усложнявшегося земского хозяйства; во-вторых, благодаря земским стипендиям образование могли получать дети служащих, крестьян, имевших недостаточное содержа-
ние31. Это способствовало повышению интереса к образованию среди местного населения. В 1917 г. земских стипендиатов в училище графа Орлова-Давыдова было 11 человек, земство выдавало им по 30 руб. стипендии32.
Земства способствовали развитию и медицинского образования. В 1901 г. при симбирской фельдшерской школе были учреждены курсы повивальных бабок33. В 1905 г. при фельдшерской школе открылась повивальная школа второго разряда34. В 1912 г. она была переведена в 1 разряд, что давало окончившим её акушеркам право практики в городе. Именно с этого времени данная школа стала именоваться фельдшерс-ко-акушерской35. Увеличилось количество выпускников данного учебного заведения. Если в 1909 г. школа выпустила 20 специалистов, то в 1912 г. их было уже 4036. В целом это способствовало формированию медицинских кадров и повышению уровня здравоохранения Симбирской губернии. Земства способствовали развитию и торговому образованию. Так, в 1913-1914 гг. Симбирским обществом распространения коммерческих знаний были устроены Торговые классы, при этом Симбирская губернская Управа приняла решение о выделении пособия в размере 50 руб.37 Всего за 1913-1914 гг. прошли курс в этих классах 133 человека38.
Таким образом, следует отметить, что земские мероприятия в области развития среднего и специального образования были направлены на повышение уровня образованности местного населения, на формирование профессиональных кадров в различных сферах деятельности.
Земства стремились также к развитию и внешкольного образования. Земское внешкольное образование принимало форму различных мер культурно-прсветительного характера, охватывая библиотечное дело. Главной формой земской культурно-просветительной работы были учреждения, в которых население получило доступ к книге, - земские библиотеки и читальни. Земс-ко-библиотечное дело развивалось по двум направлениям: одно - развитие публичных библиотек и специальных библиотек для земских служащих, другое - развитие бесплатных народных библиотек-читален39. Так, например, в Симбирском уезде было три библиотеки-читальни: в сёлах Нагаткино, Ундоры, Тушне40.
Таким образом, земская деятельность по народному просвещению была направлена на создание разветвлённой системы школьного начального, среднего и профессионального образования. Земства старались помогать учреждениям, призванным заботиться о местных нуждах населения, сосредоточивались на удовлетворении самых насущных культурных по-
требностей деревни, стремились поднять общую
культуру сельских жителей с ее самых низких
ступеней развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. №8. С.44-59.
2 Троицкий Д. Краткий исторический очерк церковных школ Симбирской епархии. Симбирск, 1907. С.7-21.
3 Воробьёв В.К. Очерки истории начальных народных школ Симбирской губернии (70-е гг. XVIII в. - нач. XX в.) Ульяновск, 1997. С. 13-49.
4 Суперанский М.М. Начальная народная школа в Симбирской губернии. Историко-статистический очерк. Симбирск, 1906. С.84-85.
5 Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. №8. С.45.
6 Там же.
7 Юбилейный сборник 1864-1914. Симбирское губернское земство. Симбирск: Типография Балакирщикова, 1914. С.114.
8 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ), Ф.1789. Оп.2. Л.45-55.
9 Суперанский М.М. Начальная народная школа в Симбирской губернии. Историко-статистический очерк. Симбирск, 1906. С.84.
10 Журналы Симбирского губернского земского Собрания очередной сессии 1901 г. Симбирск: Губернская типография, 1902. С.60.
11 Воробьёв В.К. Очерки истории начальных народных школ Симбирской губернии (70-е гг. XVIII в. - нач. XX в.) Ульяновск, 1997. С.35.
12 Там же.
13 Государственный архив Ульяновской области (далее ГАУО). Ф.46. Оп.2. Д.769. Л.25.
14 ГАУО. Ф.46. Оп.18. Д.15. Л.Л. 5-30; Д.29. Л.1.
15 Журналы и доклады Симбирской губернской Управы
очередному Губернскому земскому Собранию сессии 1915 г. Симбирск: Типография А.П.Балакирщикова, 1916. С.264.
16 ГАУО. Ф.46. Оп.2. Д.769. Л.Л.32 - 33об.
17 К вопросу о всеобщем обучении в Симбирской губернии // Вестник Симбирского земства. 1904. №10-11.
18 ГАУО. Ф.99. Оп.1. Д.117. Л.11.
19 ГАУО. Ф.46. Оп.2. Д.408. Л.233.
20 ГАУО. Ф.99. Оп.1. Д.1090. Л.76об.
21 ГАУО. Ф.99. Оп.1. Д.117. Л.3.
22 Там же. Л.6об.
23 Там же. Д.535. Л.21 об.
24 Церковная школа в Симбирской Епархии с 1884 по 1908 г. // Материалы по народному образованию. Книга 9. Симбирск. 1909. С.115.
25 ГАУО. Ф.99. Оп.1. Д.117. Л.6.
26 Там же. Д.1090. Л.77.
27 ГАУО. Ф.46. Оп.18. Д.7. Л.5.
28 Журналы Симбирского губернского земского Собрания очередной сессии 1908 года. Симбирск: Губернская типография, 1909. С. 6.
29 Материалы по народному образованию. Книга 9. Симбирск, 1909. С.2-4.
30 Журналы Симбирского губернского земского Собрания очередной сессии 1905г. Симбирск, 1906. С.185.
31 Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. №8. С.51.
32 ГАУО. Ф.46 Оп.3. Д. 196. Л. 276.
33 ГАУО. Ф. 88. Оп 3. Д. 1208. Л.56.
34 Евдокимов П.П. Из истории среднего медицинского образования Симбирской губернии и Ульяновской области // Казанский медицинский журнал. 1970. №2. С.3.
35 ГАУО. Ф.22. Оп.1. Д.10. Л.Л.1-2об.
36 ГАУО. Ф.46. Оп.2. Д.634. Л.2.
37 Там же.
38 Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просве-щение//Вопросы истории. 1998. №8. С.55.
39 ГАУО. Ф.99. Оп.1. Д.123. Л.68.
40 Там же. Л.68.
SIMBIRSK PROVINCE ZEMSTVO AND ITS ROLE IN THE IMPROVEMENT OF THE PUBLIC EDUCATION SYSTEM AT THE TURN OF THE XIX - XX CENTURIES (ON THE MATERIALS OF SIMBIRSK PROVINCE )
© 2010 E.S. Durymanova
Ulyanovsk State Pedagogical University
The article covers the work of Simbirsk province zemstvo in the public education sphere. The author outlines major directions of this work. Simbirsk zemstvo tried to set up new elementary schools, to support existing ones, to open its own secondary schools, to give financial and organizational support to vocational and parochial schools, and special attention was given to the medical and commerce education. Zemstvo also carried out a program of cultural educational work among Simbirsk province population. Key words: zemstvo, school board, board of public education, curriculum, educational work, private school, parochial school, Sunday school, funding.
Elena Durymanova, Graduate Student, Russian History Department. E-mail: [email protected]