УДК 342.53:37(092)(470.40/43)"XIX/XX" ББК Ч403(2)5В05
Н.С. БОЙКО
РОЛЬ ГУБЕРНАТОРОВ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ (на примере городов Среднего Поволжья)
Ключевые слова: система образования, население, губернатор, училищные советы, земские школы, старообрядчество, Братство, общины, епархии.
В статье уделено особое внимание изучению истории развития и становления системы образования в городах Среднего Поволжья с учетом многонациональности и многоконфессионности данного региона. Впервые предпринята попытка исследовать систему образования на основе региональных культурных особенностей, порожденных долгим процессом исторического развития народа, его традициями, так как в исследуемый период практически в каждом регионе дореволюционной России вырабатывались собственные региональные образовательные стандарты и региональная образовательная политика. Исследованы яркие конфликтные ситуации, которые возникали, например, между дирекцией школ и органами городского управления, земствами и сопровождали становление образовательной системы в регионах. Изучена роль губернаторов, которые разрешали конфликты между православными епархиями, выступающими как составная часть государственного аппарата, и городскими думами в сфере образования. Сделан основной вывод, о том, что губернаторы практически контролировали всю деятельность дирекций народного образования, докладывая в случае необходимости о недостатках в их работе вышестоящим попечителям учебных округов.
Изучение истории становления системы образования в городах Среднего Поволжья в течение Х1Х-ХХ вв. приобретает важнейшее значение, так как позволяет всесторонне и поэтапно рассмотреть проблемы, образования, учесть накопленный опыт, выявить историко-культурный потенциал формирующегося на данной территории общества в системе образования.
В царской России понимали, что система образования должна строиться на учете региональных культурных особенностей, порожденных долгим процессом исторического развития народа, его традициями. Практически в каждом регионе дореволюционной России вырабатывались собственные региональные образовательные стандарты и региональная образовательная политика.
Так, например, в Симбирской губернии губернаторы внимательно следили за состоянием образования и просвещения других, немусульманских народов, проживающих в крае. В 1870-1890-е гг. XX в. губернаторы и училищные советы поддерживали деятельность выдающегося просветителя И.Я. Яковлева. В 1896 г. И.Я. Яковлев на заседании губернского училищного совета выступил с информацией о том, что в ряде волостей Симбирской губернии под влиянием исламской пропаганды своих соседей татар начался повальный переход многих представителей чувашского населения из православия в ислам. Для того чтобы выправить ситуацию, И.Я. Яковлев предложил создать в этих уездах сеть чувашских миссионерских школ. Губернатор выделил ему на эти цели 1220 руб. Было открыто несколько миссионерских православных школ, которые усилили «антиисламскую» пропаганду. Процесс перехода чувашей в ислам в этих уездах был остановлен И.Я. Яковлевым, который занимался образованием и просвещением чувашей [23. С. 53].
Однако губернаторам приходилось также разрешать конфликты между православными епархиями, выступающими как составная часть государственного аппарата, и городскими думами в сфере образования. Вот один из конфликтов: в марте 1885 г. санитарная комиссия Симбирской думы попросила Симбирскую духовную консисторию составлять ежемесячную статистику смертей в городе, по
возможности выясняя причину смерти усопших у родственников. Думе это было необходимо для выявления наиболее опасных и частых заболеваний в городе [23. С. 171]. В ответ Симбирская консистория попросила управу отремонтировать ограду вокруг Всесвятского кладбища по причине ее ветхости [15].
Возник конфликт, так как дума потребовала у церкви статистику, а церковь отказалась ее давать, пока городские власти не отремонтируют территорию ряда церквей. Губернатор вмешался в решение этого вопроса, и стороны, проведя переговоры, пошли навстречу друг другу [19. С. 57].
Городские думы пытались отстаивать интересы горожан во взаимоотношениях с церковью, далеко не всегда эти взаимоотношения складывались безоблачно. Серьезный конфликт Самарской городской думы с духовным ведомством, который также пришлось улаживать самарскому губернатору, произошел летом 1890 г. В августе 1890 г. городской голова лично обратился в Самарскую духовную консисторию, за одобрением строительства на территории бывшего кладбища, принадлежавшего Самарской духовной консистории православного ведомства. Духовная консистория решительно воспротивилась проекту, разработанному городской думой, хотя там планировалось построить и школы [5].
Православная епархия не захотела отдавать бывшее кладбище и заблокировала все решения городской думы, даже губернатор ничего не смог поделать, разрешение на строительство так и не было получено [6].
Губернаторы нередко в споре с епархиями поддерживали городские управления, как это было, например, в Симбирской губернии в 1905 г. Даже всесильный Обер-прокурор Святейшего Синода по просьбе архиепископа Гурия не смог убедить губернатора выдать разрешение на постройку на кладбище храма, хотя город планировал построить по соседству с этой территорией школу. Победоносцев так и не смог заручиться поддержкой Симбирского губернатора для умиротворения конфликта. Через некоторое время Гурий сменил епархию, тем временем городская дума самостоятельно построила храм на данном кладбище.
Губернские училищные советы, дирекции народного просвещения, православные братства совместно с местными епархиями уделяли значительное внимание борьбе с язычеством среди представителей коренных народностей края. На противоязыческое религиозно-нравственное воспитание в Симбирской губернии губернским училищным советом, а также земствами, по просьбам губернаторов, выделялись значительные средства. Постепенно языческое население края, как русские, так и чуваши и мордва таких деревень, как Большая Акса, Богдашкино, Верхние Темирсяны, Новые Чукалы, все больше и больше стало приобщаться к православной вере [10].
Губернские училищные советы постоянно настраивали руководителей земств и городских дум на открытие новых школ, оказывали в этом деле им всяческую поддержку. Например, губернский училищный совет одобрил программы ряда уездных земств Симбирской губернии по открытию новых начальных народных училищ. Карсунское уездное земское собрание учредило 85 новых школ, израсходовав при этом 66 000 руб. [10] Симбирское уездное собрание открыло 70 школ, при расчёте 14 школ в год, при этом земские расходы составили 14 820 руб. в год. [10] Буинская уездная управа открыла в течение первых 5 лет 80 новых школ [10]. Курмышская уездная управа - 62 школы [10].
Однако не все земские учреждения понимали всю важность этого дела, поэтому губернские училищные советы были вынуждены вызывать их на свои заседания и проводить с ними широкую разъяснительную работу. В частности, пришлось разъяснять задачи совершенствования школьного образования руководителям Сызранского уездного земства [9].
В период корректировки реформы, проводимой правительством Александра III, губернское правление принимало активное участие в реализации некоторых ее положений применительно к губерниям. С 1882 г. правительство не только стало проводить политику усиленного насаждения церковно-при-ходских школ, но и значительно расширило религиозные аспекты преподавания в министерских и земских школах. В Симбирской губернии эта новация особенно явственно проявилась начиная с 1886 г., когда поступило распоряжение попечителя Казанского учебного округа, рекомендовавшее наряду с увеличением часов на преподавание Закона Божьего введение изучения в рамках этой дисциплины Псалтыря и Часослова, а также Октоиха. Губернские училищные советы и губернаторы активно включились в выполнение этой новой правительственной задачи. Одновременно в министерских и земских школах вводилось церковное пение. Губернский и училищный советы во исполнение этого распоряжения объявили о том, что учительские вакансии в первую очередь будут предоставляться преподавателям церковного пения, и для обучения учителей по этому предмету наряду с военной гимнастикой были созданы специальные краткосрочные курсы. К 1904 г. в 407 школах губернии преподавалось церковное пение. Одновременно с 1886 г. усиливается преподавание церковнославянского чтения.
Симбирский губернатор всячески пропагандировал работу Буинского уездного училищного света, который, по его мнению, наиболее тщательно подошел к выполнению распоряжения правительства. Буинский уезд под руководством архиерея А. Баратынского пошел дальше всех в губернии по внедрению религиозно-нравственного аспекта в преподавании. Была проведена массовая «чистка» книг в библиотеках, откуда удалили издания, «не соответствующие новым требованиям», волостным и сельским старшинам было запрещено приобретать литературу для деревенских школы кроме тех книг, которые значились в перечне, утверждённом советом, были усилены дисциплинарные меры к учителям-нарушителям. Губернатор призвал все уездные училищные советы поддержать положительный опыт членов Буинского училищного совета [13].
Когда в стране в общеобразовательных школах были введены церковное пение и «военная гимнастика», остро встал вопрос о кадрах. В различных губерниях эти проблемы решали по-разному. В Симбирской губернии были срочно при содействии губернского училищного совета и лично губернатора созданы краткосрочные курсы для обучения этим предметам. Их устроители постарались привлечь к ним как можно больше учителей, нежелание их посещать было чревато отстранением от работы. Так, учителей по «военной гимнастике» привлекали путём привлечения запасных нижних чинов, уволенных из рядов Вооружённых сил Российской империи. Им выплачивалось жалованье в размере 15-20 руб. в месяц, при этом попутно назначали на должности сторожей и вахтёров при школах. Однако из этой затеи ничего путного не вышло. Занятия приходилось отменять. Кроме того, в период «корректировки» значительно усилился контроль за досугом учеников в начальных школах. Им, как и в системе среднего образования, было категорически запрещено под страхом исключения участвовать в увеселительных мероприятиях, проводимых без ведома руководства школ [8].
Одновременно чиновники от образования и направленная губернаторами полиция значительно усилили контроль за учебной литературой, используемой в школах [14]. В ходе проведения «военной гимнастики» учащиеся отрабатывали упражнения на шестах, трапециях, маршировали под барабанный бой.
Как уже отмечалось, не менее значимым направлением в деятельности губернаторов было урегулировании возникающих конфликтов и трений в об-
разовательной сфере между дирекциями народных училищ, земскими учреждениями, органами городского управления и конфессиональными структурами. Конфликтов, между главными субъектами организации образовательного процесса было достаточно много. Практически все они затрагивали различные интересы, были ожесточенны, и губернаторам приходилось их урегулировать. Так, в Пензенской губернии в г. Инсар городская дума, ссылаясь на «извечную нехватку средств», приняла решение закрыть местную ремесленную школу, как «не приносящую дохода, а вводящую город в убыток» [4]. Пензенская губернская дирекция народного образования, получив от местного уездного инспектора соответствующий рапорт, немедленно доложила об инциденте губернатору. Губернатор специально по этому поводу собрал присутствие по городским делам. Присутствие признало постановление Инсар-ской думы незаконным, так как для закрытия школы необходимо было согласие ее соучредителей - земства и нескольких частных лиц [1].
В Симбирской губернии губернскому правлению также приходилось разрешать конфликты между, например, дирекцией школ и органами городского управления и земствами. Так, когда симбирскиму губернатору стало известно, что органы городского управления несвоевременно финансируют подотчетные им школы, он собрал губернское присутствие по городским и земским делам и потребовал разобраться в ситуации. На заседание были приглашены представители дирекции народного образования, земских учреждений и городов, члены губернского училищного совета. Была озвучена поступившая в губернский училищный совет и на стол губернатора информация о несвоевременной выдаче денег, ассигнованных на училища, и задержке выплат заработной платы учителям. На заседании была подвергнута критике ситуация, когда учителя иногда получали свое жалованье лишь по истечении нескольких месяцев. Вследствие этого губернатор по согласованию с Министерством внутренних дел направил городским властям предписание выдавать жалованье учителям регулярно каждый месяц в четко установленные сроки, а денежные средства представлять училищам заблаговременно [12].
Один из крупных конфликтов между Самарским губернатором и Самарской городской думой произошел в 1871 г., когда губернатор Г.С. Аксаков потребовал преобразовать городское женское училище в гимназию. Это означало, что училище выводилось из-под опеки городской думы и переходило в подчинение Министру народного просвещения, в то время как городская дума не хотела выводить из-под опеки данное образовательное учреждение. Городская дума, хотя открыто и не воспротивилась требованию губернатора, прекратила финансирование вновь образованной гимназии [2].
Губернатор немедленно вынес этот вопрос на заседание губернского по городским делам присутствия, которое предписало городу финансировать это образовательное учреждение в полном объеме [3], гордума попыталась жаловаться в Сенат, но он оставил данное решение в силе.
В 1894 г. губернатору пришлось снова вмешаться в спор между органом городского управления, Карсунской гордумой и уездным земством, когда между ними возникла тяжба из-за открытия ремесленного училища. Все дело в том, что Карсунская уездная земская управа обратилась к органам городского самоуправления Карсуна с просьбой предоставить земству здание для открытия ремесленного училища. В то же время гордума сама хотела открыть подобное училище и стала всячески тормозить это необходимое дело.
В результате вялотекущей тяжбы городская дума много раз оставляла данный вопрос «открытым», предложив земской управе совместно с городской управой составить смету о расходах на приспособление кирпичного корпуса под
учебное заведение. Когда смета была все-таки составлена, городские власти три месяца перепроверяли сметы, пытаясь установить максимально точно сумму расходов и снизить затраты города. Уездное земство обратилось за помощью к губернатору, так как иначе решить этот вопрос представлялось невозможным. В данном случае дело при поддержке губернатора было урегулировано, и даже не потребовалось вмешательства вышестоящих инстанций [7].
Встречались и более серьезные конфликты, в которых были задействованы дирекции народного образования и инославные конфессии, в частности старообрядцы. Эти конфликты также приходилось разрешать губернаторам. В сентябре 1909 г. в с. Аскилы Сызранского уезда, где проживала большая община староверов-беспоповцев, возник конфликт между уездным инспектором народных училищ и руководством общины, когда ее лидеры без согласования с уездным инспектором открыли свою старообрядческую школу, грубо нарушив закон. Уездный инспектор народных училищ немедленно доложил о происшедшем губернатору. Тот приказал провести ревизию учебного процесса в школе. Проведенная инспекция ее деятельности показала, что преподаватели-старообрядцы воспитывали и обучали своих питомцев в духе религиозной ненависти к православному «еретическому» христианству, фанатизма и изуверства, ненависти к земским школам. Губернатор и здесь проявил терпение, порекомендовав уездному инспектору проследить за тем, чтобы учебный процесс в этой школе был организован согласно требованиям Министерства народного просвещения.
Однако руководители общины предпочли эскалацию конфликта, они не только не внесли никаких изменений в учебный процесс, но и продолжали воспитывать в учениках ненависть и непримиримость по отношению к православию. Через два месяца, в ноябре 1909 г., проходя мимо земской начальной школы, ученики-старообрядцы разбили камнями стекла в земской школе и обозвали ее учителей и учеников «антихристами». Жители села обратились через уездное земство к губернатору с просьбой навести порядок и «унять разбушевавшихся староверов». Губернатор прислал немедленно наряд полиции во главе с уездным капитан-исправником, который закрыл школу и задержал для разбирательства руководителя общины [11].
Губернаторы и члены их правлений принимали также непосредственное участие в работе миссионерских православных братств (в Казани это было Братство святителя Гурия, а в Симбирской губернии - Братство «Трех Святителей»).
В Казанской губернии губернатор принимал активное участие в работе Братства святителя Гурия. Братство было создано в 1867 г. и открывало свои школы, основанные на системе известного педагога-миссионера Н.И. Иль-минского. Помимо церковноприходских школ, крещено-татарских школ, миссионерских приютов школы Братства также были ориентированы на распространение православной веры и усиление религиозного образования у так называемых «инородцев».
Эти школы подчинялись непосредственно духовному ведомству. Большинство членов данного Братства являлись государственными чиновниками и священнослужителями. Их главной задачей было стремление максимально использовать в своих целях весь административный ресурс власти. Согласно уставу «Братства святителя Гурия» 1867 г., начальная цель организации выражалась в содействии утверждению в вере православной крещеных инородцев, воспитании детей их в духе православия через создание так называемых «инородческих школ» по «системе Ильминского»; издании книг на их родных языках; распространении «святой веры Христовой» среди иноверного населения Казанской епархии; убеждении и вразумлении отпадающих и заблуждающихся членов пра-
вославной церкви; заботе и попечении о нуждающихся членах православной церкви из инородцев, оказание им нравственной и материальной поддержки [18. С. 161-162].
Братство существовало в основном благодаря субсидиям Святейшего Синода, средствам, выделяемым при посредничестве губернатора, трансфертам Министерства народного просвещения, а также на деньги, выделяемые органами городского управления, губернского и уездных земств. Так, в начале 1869 г. в ведении организации было только 8 крещено-татарских школ, а после получения денежных вспомоществований от государственных и земских учреждений к концу того же года количество школ возросло до 25. В 1872 г. Братство содержало уже до 40 крещено-татарских школ [20. С. 225].
Подобные школы создавались и в других губерниях, в частности в Симбирской. В их создании активное участие принимал губернатор, являющийся членом православного Братства «Трех Святителей». Так, во второй половине XIX в. в Симбирской и Сызранской епархиях состояла 471 школа, из них двуклассных 1, одноклассных 433, школ грамоты 37. Количество учащихся составляло 19 745 человек. При некоторых церквях были библиотеки, количество которых в Симбирской губернии составляло 674. Именно губернатор и на заседании губернского училищного совета, и на собрании Братства «Трех Святителей» постоянно требовал увеличения количества церковноприходских школ, так как особенностью Сибирской губернии было тесное совместное проживание татар и чувашей, как следствие, татары стремились в массовом порядке приобщить чувашское население, которое исповедовало в своем большинстве язычество, к исламу и делали это весьма небезуспешно [22. С. 56-57].
Православные религиозные братства, поддерживаемые губернаторами, проводили активную религиозно-просветительную работу среди населения. В 1896 г. в г. Симбирск по предложению губернатора были открыты религиозно-нравственные чтения. На открытии чтений в семинарской церкви губернатор присутствовал лично, обратился к собравшимся слушателям с речью «О призвании помощи, благодати и дара Пресвятого духа в начале каждого доброго дела» [21. С. 4].
Публичные религиозно-нравственные чтения в первый раз состоялись в зале Симбирского уездного земства в соединении с духовным концертом со сбором средств в пользу Братства «Трех Святителей», заседание открыл лично губернатор. Религиозно-нравственное чтение было проведено ректором духовной семинарии В.М. Успенским на тему: «О цели и смысле жизни». Чтения привлекли большое число слушателей, было много представителей коренных народов края. Подобные публичные чтения проводились и отделениями в г. Сызрань и г. Карсун [16. С. 5]. Народ относился к чтениям и собеседованиям сочувственно и смотрел на них как на «училище благочестия», в котором ему преподавались «истины веры и нравственности христовой» [17. С. 15].
Следует отметить, что полицейский надзор над образовательной системой постоянно усиливался, о чем свидетельствует появление такой новой формы надзора, как запросы, направляемые уездными и губернскими советами Симбирской губернии в жандармское управление о благонадёжности не только учителей, но и аппаратных работников училищных советов. Немаловажные вопросы, которые решали училищные советы, - это проведение специальных испытаний лиц, стремящихся получить право преподавания. Губернаторы также контролировали всю деятельность дирекций народного образования, докладывая, в случае необходимости, о недостатках в их работе вышестоящим попечителям учебных округов. Контроль за литературой и учебниками школ и школьных библиотек был полностью возложен на полицию, подконтрольную губернаторам.
Нередко губернаторам приходилось разрешать конфликты между православными епархиями, выступающими как составная часть государственного аппарата, и городскими думами в сфере образования, которые возникали, как правило, на почве имущественных и финансовых разногласий. Губернские училищные советы постоянно настраивали руководителей земств и городских дум на открытие новых школ, оказывали в этом деле им всяческую поддержку, т.е. выступали в качестве генераторов в развитии системы образования.
Литература
1. Государственный архив Пензенской области. Ф. 361. Оп. 1. Д. 177. Л. 19-27.
2. Государственный архив Самарской области (далее - ГАСО). Ф. 153. Оп. 9. Д. 387. Л. 7-9.
3. ГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 387. Л. 11.
4. ГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 387. Л. 21.
5. ГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 626. Л. 3об.
6. ГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 626. Л. 15об.
7. Государственный архив Ульяновской области (далее - ГАУО). Ф. 84. Оп. 1. Д. 24. Л. 63.
8. ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 44. Л. 6.
9. ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 117. Л . 11.
10. ГАУО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 65. Л. 8-8об.
11. ГАУО. Ф. 190. Оп. 4. Д. 56. Л. 16.
12. ГАУО. Ф. 137, Оп. 34. Д. 37. Л. 72.
13. ГАУО. Ф. 768. Оп. 1. Д. 14. Л. 43-44об.
14. ГАУО. Ф. 932. Оп. 1. Д. 17. Л. 10.
15. Свод законов Российской империи. СПб., 1876. Т. XII. Ст. 914.
16. Отчет о деятельности Симбирского духовно-просветительского братства Трех Святителей за 1896 г. Симбирск: Типолитография Токарева, 1897.
17. Отчет о деятельности Симбирского духовно-просветительского братства Трех Святителей за 1899 г. Симбирск: Типолитография Токарева, 190о.
18. Устав «Братства святителя Гурия» при Казанском кафедральном соборе // Известия по Казанской епархии. Казань, 1867. № 6. С. 161-162.
19. Златоустовский Б.В. Городское самоуправление // История Москвы: в 6 т. М., 1954. Т. 4.
20. Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства святителя Гурия» за двадцать пять лет его существования: 1867-1892 гг. Казань, 1892.
21. Симбирск и его прошлое: хрестоматия краеведческих текстов. Ульяновск: Лаборатория культурологии, 1993.
22. Ульяновская правда. 2002. 12 марта, № 40.
23. Юмакулов Н.Х. Система образования нерусских народов Среднего Поволжья: структура, организация, практика: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. 171 с.
БОЙКО НАТАЛИЯ СЕМЕНОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры летной эксплуатации и безопасности полетов, Ульяновское высшее авиационное училище (институт), Россия, Ульяновск ([email protected]).
N. BOYKO
ROLE OF GOVERNORS IN DEVELOPMENT OF EDUCATION SYSTEM IN LATE XIX - EARLY XX CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL VOLGA AREA TOWNS)
Key words: education system, population, governor, school boards, territorial schools, Old Belief, Brotherhood, communities, eparchies.
The article is focused on studying the history of development and formation of an education system in the towns of Central Volga area, considering multinationality and multiconfessionali-ty of this region. It is the first attempt to study the education system based on the regional cultural peculiarities that had been shaped throughout the long process of historical development of the people and their traditions, as during the period under study practically each region in the pre-revolutionary Russia was developing their own regional educational standards and policy. The author has studied the most striking conflict situations, between, for example, a school directorate and municipal governmental bodies or zemstvoes, which accompanied the process of formation of education system in the regions, as well as the role of governors who resolved the conflicts in the sphere of education between the orthodox eparchies, as a constituent part of governmental machine, and the municipal dumas. The author concludes that governors practically controlled all the activities of the public education directorates, reporting, when needed, on the shortcomings of their work to higher trustees of educational districts.
References
1. Gosudarstvennyi arkhiv Penzenskoi oblasti. F. 361. Op. 1. D. 177. L. 19-27 [State Archives of the Penza region. Archive 361. Anagraph 1. Document 177. P. 19-27].
2. Gosudarstvennyi arkhiv Samarskoi oblasti. F. 153. Op. 9. D. 387. L. 7-9 [State Archives of the Samara region. Archive 153. Anagraph 9. Document 387. P. 7-9].
3. Gosudarstvennyi arkhiv Samarskoi oblasti. F. 153. Op. 9. D. 387. L. 11 [State Archives of the Samara region. Archive 153. Anagraph 9. Document 387. P. 11].
4. Gosudarstvennyi arkhiv Samarskoi oblasti. F. 153. Op. 9. D. 387. L. 21 [State Archives of the Samara region. Archive 153. Anagraph 9. Document 387. P. 21].
5. Gosudarstvennyi arkhiv Samarskoi oblasti. F. 153. Op. 9. D. 626. L. 3ob. [State Archives of the Samara region. Archive 153. Anagraph 9. Document 626. P. 3ob.].
6. Gosudarstvennyi arkhiv Samarskoi oblasti. F. 153. Op. 9. D. 626. P. 15ob [State Archives of the Samara region. Archive 153. Anagraph 9. Document 626. P. 15ob.].
7. Gosudarstvennyi arkhiv Ul' yanovskoi oblasti. F. 84. Op. 1. D. 24. L. 63 [State Archives of the Ulyanovsk region. Archive 84. Anagraph 1. Document 24. P. 63].
8. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 99. Op. 1. D. 44. L. 6 [State Archives of the Ulyanovsk region. Archive 99. Anagraph 1. Document 44. P. 6].
9. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 99. Op. 1. D. 117. L. 11 [State Archives of the Ulyanovsk region. Archive 99. Anagraph 1. Document 117. P. 11].
10. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 135. Op. 1. D. 65. L. 8-8ob. [State Archives of the Ulyanovsk region. Archive 135. Anagraph 1. Document 65. P. 8-8ob.].
11. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 190. Op. 4. D. 56. L. 16 [State Archives of the Ulyanovsk region. Archive 190. Anagraph 4. Document 56. P. 16].
12. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 137. Op. 34 1, d. 37, l. 72 [State Archives of the Ulyanovsk region. Archive 137, Anagraph 34, Document 37, P. 72].
13. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 768. Op. 1. D. 14. L. 43-44ob. [State Archives of the Ulyanovsk region. Archive 768. Anagraph 1. Document 14. P. 43-44ob.].
14. Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. 932. Op. 1. D. 17. L. 10 [State Archives of the Ulyanovsk region. Archive 932. Anagraph 1. Document 17. P. 10].
15. Svod zakonov Rossiiskoi imperii [Code of Laws of the Russian Empire]. St. Petersburg, 1876, vol. XII.
16. Otchet o deyatel'nosti Simbirskogo dukhovno-prosvetitel'skogo bratstva Trekh Svyatitelei za 1896 g. [The 1896 report on activities of Simbirsk ecclesiastical and educational brotherhood of Three Holy Hierarchs]. Simbirsk, 1897.
17. Otchet o deyatel'nosti Simbirskogo dukhovno-prosvetitel'skogo bratstva Trekh Svyatitelei za 1899 g. [The 1899 report on activities of Simbirsk ecclesiastical and educational brotherhood of Three Holy Hierarchs]. Simbirsk, 1900.
18. Ustav «Bratstva svyatitelya Guriya» pri Kazanskom kafedral'nom sobore. Izvestiya po Ka-zanskoi eparkhii [The charter of «Brotherhood of Saint Guriya» at Kazan cathedral church. News on Kazan eparchy]. Kazan, 1867, no. 6, p. 161-162.
19. Zlatoustovskii B.V. Gorodskoe samoupravlenie [City self-government]. Istoriya MoskMy: v 6 t. [History of Moscow. 6 vols.]. Moscow, 1954, vol. 4.
20. Mashanov M.A. Obzor deyatel'nosti «(Bratstva svyatitelya Guriya» za dvadtsat' pyat' let ego sushchestvovaniya: 1867-1892 gg. [The review of «Brotherhood of Saint Guriya's» activity within its twenty-five-year existence: 1867-1892]. Kazan, 1892.
21. Simbirsk i ego proshloe: khrestomatiya kraevedcheskikh tekstov [Simbirsk and its past: anthology of local history texts]. Ulyanovsk, 1993.
22. Ul'yanovskaya Pravda [Ulyanovsk truth], 2002, March 12, no. 40.
23. Yumakulov N.Kh. Sistema obrazovaniya nerusskikh narodov Srednego Povolzh'ya: struktura, organizatsiya, praktika: dis. ... kand. ped. nauk [Education system of the non-Russian peoples of Central Volga area: structure, organization, practice]. Cheboksary, 2002, 171 p.
BOYKO NATALIA - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department for Flight Maintainance and Security, Ulyanovsk Higher Civil Aviation School (Institute), Ulyanovsk, Russia.
Ссылка на статью: Бойко Н.С. Роль губернаторов в развитии системы образования в период конца XIX - начала XX веков (на примере городов Среднего Поволжья) // Вестник Чувашского университета. - 2015. - № 4. - С. 22-29.