Научная статья на тему 'НАБЛЮДЕНИЕ, КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

НАБЛЮДЕНИЕ, КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1258
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ПРОЦЕСС / УСЛОВИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ТРУДНОСТИ / НАБЛЮДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Калимбетов Б.И., Алимбетов К.Е.

В статье рассматриваются особенности метода наблюдения в педагогических исследованиях. Педагогическое наблюдение - это понимание и познание педагогического процесса в естественных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBSERVATION AS A METHOD OF PEDAGOGICAL RESEARCH

The article discusses the features of the observation method in pedagogical research. Pedagogical observation is the understanding and knowledge of the pedagogical process in natural conditions.

Текст научной работы на тему «НАБЛЮДЕНИЕ, КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 37.013.77

Калимбетов Б.И. ассистент

кафедра педагогики и психологии Алимбетов К.Е. ассистент

кафедра полупроводниковой физики Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Каракалпакстан

НАБЛЮДЕНИЕ, КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности метода наблюдения в педагогических исследованиях. Педагогическое наблюдение -это понимание и познание педагогического процесса в естественных условиях.

Ключевые слова: метод, процесс, условия, информация, личность, трудности, наблюдения.

Kalimbetov B.I. assistant

Department of Pedagogy and Psychology

Alimbetov K.E. assistant

Department of Semiconductor Physics Karakalpak State University named after Berdakh

Republic of Karakalpakstan

OBSERVATION AS A METHOD OF PEDAGOGICAL

RESEARCH

Annotation: The article discusses the features of the observation method in pedagogical research. Pedagogical observation is the understanding and knowledge of the pedagogical process in natural conditions.

Key words: method, process, conditions, information, personality, difficulties, observations.

В настоящее время одним из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования в педагогических исследованиях является- наблюдение. Педагогическое наблюдение - это понимание и познание педагогического процесса в естественных условиях, т.е. в процессе обучения, внеклассной работы и т.д.

"Мировая наука" №12(69) 2022 science-j.com

При использовании методанаблюдения исследователь должен точно фиксировать факты, для объективного педагогического анализа. В педагогическом исследовании наблюдение может быть направлено на достижение различных целей: будет использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, при помощи наблюдения можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Трудности применения наблюдения в качестве метода сбора первичной информации делятся на субъективные, связанные с личностью исследователя и объективные, не зависящие от исследователя. К субъективным трудностям наблюдения относится то, что исследователь понимает и истолковывает поведения и действияучащихся через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентаций. К объективным трудностям наблюдения прежде всего следует отнести ограниченность времени наблюдения, а также не все педагогические факты поддаются непосредственному наблюдению. Для получения необходимой информации исследователь должен разрабатывать программу педагогического наблюдения [2].

Составление программы наблюдения ставит исследователя перед необходимостью:

• решать ряд достаточно сложных задач;

• изучать объект исследования всесторонне, в различных условиях и ситуациях;

• строить систему классификации фактов, явлений, которые отвечают целям исследования.

• проверять жизненность гипотезы;

• устанавливать сроки проведения наблюдения и определять средства сбора информации.

По масштабунаблюдение делится на сплошные, где внимание исследователя обращено на весь класс или группу, выборочные, где ведётся наблюдение за отдельными учащимися и небольшой группой ребят.

По регулярности проведения наблюдение делится на систематическое и случайное. При систематическом наблюдение регулярно фиксируется действия, или ситуация, в течение определенного периода времени.

К случайным наблюдениям относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, педагогической ситуации. Случайное наблюдение обычно заранее не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации.

По степени формализации наблюдение может быть неструктурализованное или неконтролируемое, при котором

"Мировая наука" №12(69) 2022 science-j.com

исследователь заранее не определяет, какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана.

Структурализованное или контролируемое наблюдение— это вид наблюдении, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса имеют наибольшее значение для его исследования, составляя специальный план наблюдения до начала сбора информации.

Научное наблюдение - это наблюдение, осуществляемое по специально разработанной педагогической программе. Основные характерные черты научного наблюдения:

целенаправленность;

аналитический характер;

комплексность;

систематичность [1].

Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении исследователь изучает процесс непосредственно. Если исследователь об особенностях изучаемого явления узнает через других лиц, то это относится к косвенным наблюдениям.

Прямое наблюдение позволяет изучать деятельность и поведение людей непосредственно. В практике работы с учащимися применяется скрытое наблюдение. Скрытое наблюдение - это наблюдение осуществляется незаметно для учащихся. Именно это наблюдение представляет ценность.

Здесь исследователь придерживается правила: стремиться видеть, будучи невидимым. Он просто регистрирует ход происходящих событий.

Процесс скрытого наблюдения состоит из нижеследующих стадий:

• 1 - стадия, где педагог-исследователь в начале учебного года целенаправленно и систематически собирает материал жизнедеятельности, и общения учащихся. Информация фиксируется в дневниках педагогических наблюдений.

• 2- стадия, где педагог-исследователь систематизирует, классифицирует полученную информацию, анализирует факторы, влияющие на развитие негативных качеств личности учащегося;

• 3- стадия, где педагог исследователь на основе полученных информаций прогнозирует воспитательную работу с учащимися.

В зависимости от степени участия исследователя в изучаемой ситуации различают:

включенное или участвующее; не включённое или не участвующее.

При не включённом наблюдении исследователь со стороны наблюдает происходящие процессы и регистрирует ход происходящих событий. Не включённое наблюдение используется за массовыми

Мировая наука" №12(69) 2022

science-j.com ■ 78

процессами, применяется для описания педагогической атмосферы, в которой происходит интересующие исследователя явление, факт.

Внешнее наблюдение дает возможность фиксировать факты так называемого «открытого поведения», «открытых отношений», «открытых поступков». Но исследователь как человек посторонний, не может точно знать, что скрывается за этими фактами, поэтому его интерпретация не всегда может быть правильной. Повысить объективность наблюдения можно путем увеличения числа наблюдателей [1].

Таким образом, педагогическое наблюдение - это планомерный анализ и оценка организации воспитательно-образовательного процесса, либо личности учащихся, проводимые без вмешательства исследователя в естественную среду их течения.

Использованные источники:

1. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

2. Сеина Юлия Анатольевна Особенности наблюдения в педагогической практике// https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/osobennosti-nablyudeniya-v-pedagogichesk. 8416444/

"Мировая наука" №12(69) 2022

science-j.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.