Научная статья на тему 'СУТЬ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

СУТЬ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5064
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ ИСПЫТАТЕЛЯ С ОБЪЕКТОМ / ФИКСАЦИЯ СОБЫТИЙ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернецова Т.С., Афанасьева О.В.

В статье рассматривается существенная разница между профессиональным наблюдением с использованием четких, специально разработанных требований к процессу и бессистемным, не фиксированным житейским наблюдением. Авторы отмечают необходимость применения в образовательных организациях наблюдения именно как целостного метода психолого-педагогических исследований. Данная статья описывает условия проведения психолого-педагогического наблюдения, требования к его научному проведению. Проводится обзор субъективных и объективных достоинств и недостатков данного метода, а также приводятся доводы для оценки эффективности метода наблюдения. В качестве примера дается описание одной из возможных схем проведения наблюдения в общеобразовательном учреждении для выявления уровня мотивации учащихся к школьному процессу в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OBSERVATION METHOD PRINCIPLES IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

This article studies the significant difference between professional supervision, using clear and developed requirements for the process and unsystematic, not fixed everyday supervision. The authors note the necessity of observation in educational organizations as a holistic method of psychological and pedagogical research. This article describes the conditions for conducting psychological and pedagogical observation, as well as the requirements for its scientic implementation. It reviews the subjective and objective advantages and disadvantages of this method. It also provides arguments for evaluating the effectiveness of the observation method. As an example, we represent a description of one of the possible schemes of monitoring in a General education institution in order to identify the level of motivation of students regarding the school process as a whole

Текст научной работы на тему «СУТЬ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

УДК 159.9

СУТЬ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

В ПСИХИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Т.С. Чернецова, О.В. Афанасьева

Аннотация. В статье рассматривается существенная разница между профессиональным наблюдением с использованием четких, специально разработанных требований к процессу и бессистемным, не фиксированным житейским наблюдением. Авторы отмечают необходимость применения в образовательных организациях наблюдения именно как целостного метода психолого-педагогических исследований. Данная статья описывает условия проведения психолого-педагогического наблюдения, требования к его научному проведению. Проводится обзор субъективных и объективных достоинств и недостатков данного метода, а также приводятся доводы для оценки эффективности метода наблюдения. В качестве примера дается описание одной из возможных схем проведения наблюдения в общеобразовательном учреждении для выявления уровня мотивации учащихся к школьному процессу в целом.

Ключевые слова: психолого-педагогическое наблюдение, требования к процессу, непосредственная связь испытателя с объектом, фиксация событий, объективность и субъективность, техническая подготовка, мотивация учащихся, обработка полученных результатов.

THE OBSERVATION METHOD PRINCIPLES IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

T.S. Chernetsova, O.V. Afanasyeva

Abstract. This article studies the significant difference between professional supervision, using clear and developed requirements for the process and unsystematic, not fixed everyday supervision. The authors note the necessity of observation in educational organizations as a holistic method of psychological and pedagogical research. This article describes the conditions for conducting psychological and pedagogical observation, as well as the requirements for its scientific implementation. It reviews the subjective and objective advantages and disadvantages of this method. It also provides arguments for evaluating the effectiveness of the observation method. As an example, we represent a description of one of the possible schemes of monitoring in a General education institution in order to identify the level of motivation of students regarding the school process as a whole.

Keywords: psychological and pedagogical observation, requirements for the process, direct connection of the tester with the object, recording events, objectivity and subjectivity, technical training, motivation of students, processing of the results obtained.

В условиях жизни современного общества возникает потребность в таких людях, которые умеют быстро адаптироваться к окружающей среде, творчески мыслят и умеют решают задачи и проблемы самостоятельно. Поскольку современным детям предстоит стать частью общества нашей страны, то они должны будут участвовать в развитии социальной и духовной стороны нашего общества. Это накладывает на них определенную ответственность. Так, уже сейчас в школьном возрасте от учеников требуется самостоятельность в процессе получения знаний и умений. Но эту ответственность несут и педагоги. Одной из основных задач педагога является подготовка способных и компетентных учеников.

Педагоги обязаны вести воспитательную работу таким образом, чтобы она создавала самые эффективные условия адаптации учеников к школе. Педагог должен глубоко и все-

сторонне знать учеников, следить за их развитием и возникающими проблемами в учебе и поведении, а также стараться моделировать учебный процесс таким образом, чтобы он максимально подходил каждому ученику. Следовательно, для оптимальной работы педагогу недостаточно лишь житейского наблюдения за своими подопечными. Ему требуется профессиональный подход.

В данной статье рассматривается проблема необходимости профессионального наблюдения за поведенческими особенностями учеников в ходе учебного процесса, а также необходимости эффективной фиксации полученных результатов в ходе психолого-педагогического исследования. Особенность метода наблюдения заключается в том, что его применение позволяет, при правильной организации, добиться максимально эталонных результатов, зафиксированных без вмешательства в сам процесс обучения и воспитания.

Целью данной статьи является описание и объяснение существенной разницы между научным наблюдением и наблюдением в повседневной жизни.

Статья ставит перед собой следующие задачи

- охарактеризовать условия проведения психолого-педагогического наблюдения и описать требования, предъявляемые к проведению процесса наблюдения;

- выполнить обзор достоинств и недостатков метода наблюдения и оценить эффективность метода наблюдения;

- описать одну из возможных схем проведения наблюдения за учащимися во время учебного процесса и оценить получившийся во время исследования результат.

Наблюдение как метод исследования встречается в таких науках, как социология, психология и педагогика. Люди применяли этот метод познания действительности с древнейших времен.

К первым профессиональным педагогам можно отнести жрецов Древнего Египта и шаманов Древнего Востока. Они выступали организаторами и учителями в храмовых школах разного уровня. Главной задачей учителей в древние времена было обучение основам письма, чтения, счета, азам мифологии, а также обучение основам социального устройства общества. Основным показателем успешной работы педагога считалась прочность усвоения знаний и дисциплина учащихся. Конечно же, одним из самых доступных методов изучения воспитанников было систематическое наблюдение за ними и изучение их поведения и деятельности. На том этапе обычной житейской наблюдательности педагога было вполне достаточно. Люди не испытывали необходимости в специальных техниках и приемах наблюдения. Следовательно, не существовало каких-либо педагогических рекомендаций и программ с критериями по наблюдению, написанных специально для педагогов.

Чуть позже, с появлением и развитием так называемых ораторских школ, стало развиваться и педагогическое наблюдение, так как для воспитания оратора нужно грамотно оценить его природные возможности и подобрать такие методы обучения и воспитания, которые бы привели к успешному развитию и становлению учащегося. Марк Фабий Квинтилиан, римский учитель красноречия, в своем труде «О воспитании оратора» описывал необходимость изучать индивидуальные возможности ребенка, а также указывал конкретные показатели, на основе которых следует строить педагогическое наблюдение: «В детях редко недостает природных способностей; чаще недостает попечения об них» [3]. Он писал о том, что благоразумный наставник должен разглядеть свойства ума и характер своего ученика, а также оценить индивидуальные возможности памяти и способности к подражанию: «После таких наблюдений над способностями учащихся учитель замечает, как лучше всего обходиться ему с учениками. Один требует понуждения, другой не терпит строгих приказаний; некоторых

сдерживает страх, у других он отнимает бодрость; иной успевает от постоянного прилежания, другой действует порывами» [3].

Несмотря на столь раннее зарождение данного метода, наблюдение как средство педагогического изучения и контроля за учащимися развивалось медленно и почти не менялось вплоть до нового времени.

В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Психолого-педагогическое наблюдение, как научный метод исследования, - это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов. Суть заключается в определении взаимосвязей и отношений в наблюдаемой ситуации.

Стоит заметить, что научное наблюдение и обычное наблюдение в жизни заметно различаются. Различия заключается в существовании определенной, конкретной идеи научного наблюдения, которая ведет к четко сформулированной цели. Профессиональное наблюдение обладает такими чертами, как планомерность и систематичность. Четкое определение цели означает, что педагог точно знает, что ему следует заметить в той или иной ситуации, и тем самым, он сможет предвидеть результаты своего наблюдения.

Наблюдение может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Наблюдение принято считать довольно трудоемким методом исследования. Трудности могут возникнуть уже на стадии сбора первичной информации. Это связано с некоторыми субъективными (влияние личности исследователя на трактовку действий подопечных, толкование результатов через призму собственного «Я», точнее через свою собственную систему ценностей), и объективными (ограниченность во времени проведения наблюдения) особенностями самого метода. Для того, чтобы суметь получить объективную информацию в процессе наблюдения, а также не пропустить некоторые малозаметные факты и сведения, важные для исследования, следует заблаговременно разработать программу педагогического наблюдения. С помощью подобной программы наблюдатель определяет время работы, средства, технику сбора материала, а также обдумывает взаимоотношения между проблемой, рабочей гипотезой и критериями выбора фактов, оценкой полученных данных.

Существует ряд общих требований, которые должны соблюдаться для возможности реализации процесса наблюдения в целом. Наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступны для наблюдения. Период времени, в который проводится наблюдение, должен быть не слишком долговременным, так как в противном случае изменения в окружающей обстановке могут повлиять на изучаемое поведение, явление. Наблюдение проводится в соответствии с заранее разработанным планом, где указываются место и время, объект наблюдения, способы установления характеристик объекта наблюдения, способ фиксирования результатов и др.

При проведении научного наблюдения необходимо соблюдать такие требования, как адресность, беспристрастность, плановость, разработанная процедура процесса наблюдения, необходимость и достаточность количества наблюдаемых признаков, учет возможных будущих ошибок, возможность проведения сравнения, измерения, а также математической обработки собранных сведений, уместность.

Метод наблюдения, как и другие методы, имеет ряд достоинств и недостатков.

К бесспорным достоинствам можно отнести оперативность получения информации и непосредственную связь испытателя с объектом изучения, которая позволяет охватить и зафиксировать явления и ситуации в целом, при этом многогранность данного метода дает возможность улавливать и отдельные детали изучаемого явления. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых объектов. Также одним из достоинств данного метода является возможность фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной информации, которые основываются на предварительных или ретроспективных суждениях респондентов. Данный метод позволяет достичь многомерности охвата (фиксации сразу по нескольким параметрам). Используя данный метод, исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, то есть он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Недостатки метода можно разделить на две группы: объективные - то есть не зависящие от наблюдателя, и субъективные - те, которые связаны с личностью и профессиональными особенностями наблюдателя.

Объективными недостатками принято считать ограниченность информации о целях и мотивах поведения наблюдаемых, сложность и как правило невозможность повторения наблюдений, высокую трудоемкость метода (большие временные затраты, участие большого количества исследователей высокой квалификации).

В свою очередь, к наиболее важному субъективному недостатку относят возможность непреднамеренного вмешательства наблюдателя в естественный ход исследования, особенно в случае включенного наблюдателя: заняв позицию тех, кого он наблюдает, он может начать симпатизировать (или наоборот) отдельным индивидам или группам. Также стоит внимательно относиться к различиям в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, а также стереотипов поведения. Существует такое понятие, как «эффект эксперимента». Это так называемое влияние установки наблюдателя на наблюдаемых. Считается, что если наблюдаемые знают, что являются объектом наблюдения, то характер их действий может искусственно меняться, их желания подстраиваться под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.

Эффективность метода наблюдения заключается в его информативности и универсальности, так как с его помощью можно изучать почти любой процесс или явление. Именно этот метод позволяет воспринимать и фиксировать поведенческие акты одновременно, что исключает факт забывания ситуации или вынесения ошибочных суждений. Наблюдение не искажает естественного протекания процессов поведения. При этом, опытный наблюдатель воспринимает всю картину происходящего целиком и способен одновременно отслеживать поведение целой группы. По средствам наблюдения возможно измерить степень интенсивности актов поведения. Данный метод позволяет свести вмешательство в процесс к минимуму и практически не требует никаких дополнительных средств.

Перед началом наблюдения следует провести тщательную техническую подготовку. Следует заготовить регистрационные листы (или бланки, схемы). Необходимо точно знать, в какой форме будет вестись наблюдение. Проверить наличие записывающих средств, если таковые используются. Продумать ситуацию включения в наблюдение. Определить место, с которого можно наилучшим образом увидеть то, что интересует. Согласовать график наблюдений с ходом реальной жизни наблюдаемых людей.

Обработка результатов наблюдений зависит от его целей, выбранного вида наблюдения и составленной программы. Если наблюдение проводится по формализованной схеме,

то первичная обработка проводится путем обобщения данных, полученных по каждому показателю, с учетом количества проведенных наблюдений. Вторичная обработка будет зависеть от задач исследования в целом.

Наблюдение является одним из методов, которые используются для определения учебной мотивации учеников или студентов. В условиях школьной жизни для педагога не составит никакого труда осуществить данный метод, так как время, которое ученики проводят в стенах школы, довольно продолжительное. Педагог имеет возможность наблюдать за поведением и деятельностью учеников в разных ситуациях (во время учебных занятий, на перемене, в школьной столовой, во время внеурочной деятельности).

На основе полученных данных можно будет сделать вывод об уровне учебной мотивации школьников. В свою очередь, сделанные выводы послужат базой для составления рекомендаций по дополнительной, индивидуальной работе с отдельными учениками.

Анализ научной литературы показывает, что для того, чтобы грамотно провести процесс наблюдения, педагогу необходима четкая схема процесса. Поскольку наблюдение - процесс непрерывный, прежде чем начать наблюдать выбранный объект, следует выделить определенные его стороны, которые нужно замечать и фиксировать. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможность интерпретации результатов в соответствии с теоретической позицией. Подобные исследования были проведены такими отечественными учеными, как М.Я. Басов [1], Б.С. Волков [2], Л.А. Регуш [4], Л.А. Шипилова [5], Н.М. Щелованов [6] и многими другими.

М.Я. Басов в своих трудах определил общие требования к записи наблюдений. Он отмечал необходимость фактической логичности, предметного и социального описания ситуации, полноты записи, чтобы в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.

Далее, в качестве примера, будет приведена примерная схема наблюдения за учащимися в процессе учебной деятельности, применимая в общеобразовательном учреждении. Целью наблюдения выступает выявление уровня мотивации к учебному процессу.

Перед началом наблюдения следует составить схему рассадки детей в классе и подготовить достаточное количество карт наблюдения (рисунок 1).

Предмет Тема урока Карта наблюдения за учащимися класса День недели Урок по счету

Учитель Цель наблюдения Дата

Ф.И.О. наблюдателя Должность

Рисунок 1. Карта наблюдения за учащимися

Далее следует разработать необходимые и достаточные единицы наблюдения. Примерный перечень единиц наблюдения указан в таблице 1. Необходимо также разработать критерии для оценивания уровня мотивации учащихся (таблица 2).

Таблица 1

Схема проведения наблюдения для выявления степени мотивации к учебному процессу (единицы наблюдения)

1. Отношение ученика к учению 2. Уровень форсированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика

- с интересом или без интереса учится; - проявляет ли желание учиться лучше; - к каким учебным предметам проявляет интерес; - реакции на успехи и неудачи в учении; - отношение к оценке; - отношение к похвале и порицанию учителя; - степень осознанности общественной и личностной значимости учебной деятельности для ученика - умение принимать и выполнять требования учителя; - умение планировать учебную работу; - осмысленность восприятия учебного материла, быстрота осмысления; - умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения, выводы; - собранность, внимательность, сосредоточенность во время урока; - уровень настойчивости в достижении поставленных учебных целей; - умение преодолевать трудности в учебе и личном поведении; - умение осуществлять контроль в учении; - умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал

3. Особенности поведения в учебной деятельности 4. Степень успеваемости

- ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость; - типичные нарушения дисциплины (если они имели место); - типичное настроение на уроке; - насколько инициативен в учебной деятельности; - выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие) - преобладающие оценки; - одинаково или нет успевает по разным предметам

Таблица 2

Критерии оценивания степени мотивации учащихся к школьному процессу

Параметры Класс в целом Отдельные учащиеся Дополнения

Степень готовности к уроку (учебные принадлежности, настрой на работу на уроке)

Познавательная активность (высокая, средняя, низкая)

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

Стремление к улучшению результата (ярко выражено, средне, отсутствует)

Работоспособность (высокая, средняя, низкая)

Темп деятельности (высокий, средний, низкий)

Саморегуляция (высокая, средняя, низкая)

Степень самостоятельности (при выполнении заданий) (высокая, средняя, низкая)

Потребность в одобрении (при выполнении заданий) (высокая, средняя, низкая)

Уровень отвлекаемости (проявление речевой, двигательной активности, навязчивые движения, разговоры «не по теме») (высокий, средний, низкий)

Наличие агрессивных проявлений (по отношению к сверстникам, взрослым) (присутствует, отсутствует)

Преобладание эмоционального фона, пониженный фон настроения, эмоциональная нестабильность

Приемы, используемые педагогом для эффективного усвоения учебного материала, следует фиксировать в специально разработанной форме.

Метод наблюдения становится наиболее эффективным, если его применять с использованием элементов других методов (беседа, анкетирование). Так, при проведении наблюдения за учащимися школы будет целесообразно провести беседу по окончании процесса наблюдения. То же

касается и проведения анкетирования. Эти данные качественно дополнят, полученную в ходе наблюдения информацию. Примерные вопросы к беседе с учеником приведены на рисунке 2.

1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение от-

меток, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа и другое),

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?

3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?

4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки

к жизни после окончания школы и почему?

5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему?

6. Преподавание какого предмета тебе нравится больше всего и почему?

7. Как ты считаешь, правильно ли оценивают учителя тебя и твои знания?

8. Можешь ли ты достичь лучших результатов в учении?

Рисунок 2. Вопросы для беседы

В таблице 3 приведен список вопросов для анкетирования учащихся. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993). Данная анкета наилучшим образом отражает отношение детей к школе и учебному процессу.

Таблица 3

Анкета для определения уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова

1. Тебе нравится в школе? да; не очень; нет

2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома? иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? пошел бы в школу; не знаю; остался бы дома

4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? не нравится; бывает по-разному; нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? не хотел бы; не знаю; хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? нет; не знаю; хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? часто; редко; не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, строгий учитель? мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы

9. У тебя в классе много друзей? много; мало; нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники? нравятся; не очень; не нравятся

Критерии анализа результатов: за каждый первый ответ - 3 балла, промежуточный -1 балл, последний - 0 баллов. Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов - сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность. 20-24 балла - отношение к себе как к школьнику практически сформировано. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10-14 баллов - отношение к себе как к школьнику не сформировано. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе.

Проводя научное наблюдение, мы стараемся уловить закономерности и связи в наблюдаемом явлении, его основную суть. Раскрыть сущность явления возможно при анализе педагогических и психологических данных, полученных при наблюдении. Научное наблюдение должно привести к формированию гипотез, к их последующей проверке, уточнению и созданию теоретической базы, объясняющей эти гипотезы. У научного наблюдения есть цель и должен быть результат, в этом его отличие от ненаучного наблюдения. Для того, чтобы процесс наблюдения был организован как научный метод психолого-педагогического исследования и позволил получить достоверную информацию, которая после обработки может служить источником подтверждения или опровержения поставленных гипотез, необходимо четко соблюдать требования и условия, предъявляемые к данному процессу. Эффективность метода наблюдения зависит от профессиональных и личных качеств исследователя, его специальной подготовки и обученности, от четкой и спланированной подготовки на предварительном этапе (выбор оптимальной стратегии наблюдения и четкое ее соблюдение), от своевременной и систематической фиксации наблюдаемых актов; от сопоставления результатов исследования с помощью других метолов (анкетирование, тест, беседа) для исключения субъективности метода наблюдения. Отсутствие предварительно разработанной программы и техники наблюдения делает наблюдение сравнительно сложным и требует от исполнителя высокой методологической подготовки. Имея на руках прописанные карты и формы наблюдения за учащимися, а также четко сформулированные единицы наблюдения и критерии оценивания степени мотивированности школьников к учебному процессу, наблюдатель весьма успешно справится с поставленной задачей. А полученные опытным путем результаты будут полностью достоверны.

Наблюдение, которое ведут современные исследователи, является более рациональным и активным. Оно позволяет собирать не только единичные, особенные факты, но и устанавливать причины их возникновения, выявлять на типичное в поведении людей. На основе такого вида наблюдения разрабатываются конкретные методики, которыми могут пользоваться как искусные наблюдатели, так и психологи и педагоги, владеющие общими правилами наблюдения.

Библиографический список

1. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М. 2010.

3. КвинтилианМарк Фабий. «О воспитании будущего оратора» // URL: http://rit-info.narod.ru/stories. html (дата обращения 02.11.2020)

4. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2008.

5. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению «Педагогика». М., 2013.

6. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста: стенограмма публичной лекции. М., 1954.

Т.С. Чернецова

Студент

Московский информационно-технический университет - Московский архитектурно-строительный институт

О.В. Афанасьева

Кандидат филологических наук

Старший преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин

Московский информационно-технический университет - Московский архитектурно-строительный институт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.