Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1019
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ФОРМЫ АДАПТАЦИИ / ТРУДНОСТИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ / МОТИВЫ / ДЕТЕРМИНАНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коколова Т.В., Ольховик Г.А.

Решение проблемы адаптации учеников первого класса к условиям обучения в школе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности адаптационного процесса первоклассников, выявляются качественные различия, обосновывается детерминация, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психолого-педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

© Коколова Т.В.1, Ольховик Г.А.2

НОУ «Католическая гимназия г. Томска», г. Томск ОГБПОУ «Лесотехнический техникум», г. Томск

Решение проблемы адаптации учеников первого класса к условиям обучения в школе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности адаптационного процесса первоклассников, выявляются качественные различия, обосновывается детерминация, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психолого-педагогического исследования.

Ключевые слова адаптация, формы адаптации, трудности первого года обучения, мотивы, детерминанты.

Проблеме адаптации детей к школе в современных психологических исследованиях уделяется большое внимание. Несмотря на это, по данным исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким [3]. В связи с чем данная проблема продолжает интересовать психологов и не теряет актуальности.

Ребенку, впервые переступившему порог школы, предстоит адаптироваться к новым условиям. По данным разных исследователей, продолжительность адаптации может колебаться от нескольких недель и месяцев до года. Этот период традиционно считается одним из самых сложных для младшего школьника.

Изучая историю проблемы школьной дезадаптации, исследователи отмечают, что в отечественной педагогике и психологии она долгое время не поднималась, либо рассматривалась косвенно, в основном в ее биологическом аспекте. Одной из причин игнорирования психологического аспекта данной проблемы называется вероятность возможности «бросить тень на отечественную систему образования, на советскую школу...» [6].

Обращение к вопросам школьной дезадаптации именно в ее психологическом аспекте произошло, по разным данным, в конце второй половины прошлого столетия. В отличие от биологического понимания адаптации как приспособления организма к условиям среды существования (от лат. adaptation - приспособление), под школьной адаптацией в психологической нау-

1 Педагог-психолог НОУ «Католическая гимназия г. Томска».

2 Преподаватель ОГБПОУ «Лесотехнический техникум».

ке стало пониматься, соответственно, психологическое приспособление к условиям школы. Важно отметить, что одновременно с началом обучения в школе, первоклассник вступает и в новый психологический возраст - младший школьный возраст, с сопровождающими этот момент сменой ведущего типа деятельности, новой социальной ситуацией развития, возрастными новообразованиями, переживанием кризиса семи лет.

Известно, что процесс адаптации, понимаемый как приспособление ребенка к школе, к требованиям и условиям обучения, может иметь два варианта своего развития. Его результатом может стать как адекватный психологический механизм, обеспечивающий в конечном итоге благополучную адаптацию, так и неадекватный механизм, приводящий к дезадаптированности ребенка. Это может быть и психологическая атмосфера класса или школы в целом, особенности взаимоотношений с учителем и др. При этом, по данным исследователей, примерно от пяти до двадцати процентов таких детей нуждаются в психотерапевтической помощи, а «еще больший процент детей нуждается в психологической помощи и профилактике в их допсихотерапевти-ческих формах. Именно на этот контингент и должна быть ориентирована работа возрастных психологов-консультантов» [1]. Дополняя данную мысль, С. Степанов говорит о том, что фактически, такая помощь должна исходить от школьных психологов. С нашей точки зрения, это действительно так. В современной школе работу с дезадаптированными детьми может и должен взять на себя именно педагог-психолог. Однако, осуществление этой работы должно происходить в обязательном сотрудничестве с учителем и родителями.

В психологической литературе рассматриваются различные содержательные характеристики процесса адаптации, выделяются его виды и уровни.

В исследованиях А.Л. Венгера выделяются три уровня адаптации к школьному обучению: высокий, средний и низкий. Каждый уровень предполагает определенную степень развития следующих содержательных характеристик: общего отношения к школе, интереса к учебной деятельности, особенностей поведения, статусного положения в классе.

Так, при высоком уровне адаптации, с точки зрения исследователя, первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивается ребенком легко, глубоко и плотно; ребенок решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

При среднем уровне адаптации ребенок также положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для

него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Первоклассник с низким уровнем адаптации отрицательно или индифферентно относится к школе, нередко жалуется на нездоровье. Доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [2].

С нашей точки зрения, данная классификация отражает все основные характеристики детей в зависимости от уровня адаптации. Однако, исходя из практического опыта, отметим, что дети с низким уровнем адаптации все же достаточно часто имеют друзей, знают имена и фамилии всех своих одноклассников, а вот уровень развития произвольности (в том числе и произвольности поведения), коммуникативных способностей, действительно, часто не позволяет им занимать в классе «благоприятное статусное положение».

Исходя из рассмотренной классификации, к дезадаптированным детям, с нашей точки зрения, можно отнести детей со средним и низким уровнем развития этого процесса. Важно отметить, что понятие школьной дезадаптации не распространяется на детей с нарушениями учебной деятельности, вызванными отклонениями в интеллектуальном развитии, олигофренией.

К рассмотренным «школьным факторам», негативно влияющим на процесс адаптации и способствующим дезадаптации ребенка, мы считаем необходимым отнести и авторитарный стиль педагога, что подтверждается результатами многочисленных педагогических и психологических исследований. А также такой существенный фактор, как семья, включающий в себя, в частности, неадекватный стиль семейного воспитания, стиль взаимоотношений с ребенком в семье; неблагоприятный психологический климат в семье, нарушенный характер взаимоотношений в системах «родитель - ребенок», «родитель - родитель».

Для изучения рассматриваемой нами проблемы интересен подход О.В. Хухлаевой, которая в рамках изучения психологического здоровья детей в некоторой мере затрагивает проблему адаптации в целом и адаптации ребенка к социальной среде в частности. Говоря о необходимости определения понятия нормы, автор исходит из понимания нормы, основываясь на анализе взаимодействия человека с окружающей средой. Это предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать среду в соответствии со своими потребностями. При этом подчеркивается, что чем старше становится человек, тем в большей

степени проявляется необходимость приспособления его самого к условиям среды, а не наоборот. Изучая проблему психологического здоровья детей, О.В. Хухлаева выделяет три его уровня, каждый из которых включает в себя определенный уровень адаптации к социальной среде. Креативный (преобладание устойчивой адаптации к среде, наличие резерва сил для преодоление стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности, наличие созидательной позиции), адаптивный (в целом адаптированы к социуму, однако имеют несколько повышенную тревожность, не имеют запаса прочности психологического здоровья), ассимилятивно-аккомодативный (нарушение баланса между процессами ассимиляции и аккомодации) [7].

На наш взгляд, данная классификация может быть успешно использована при определении уровня психологической адаптации детей к школе. Вслед за автором, мы считаем возможным рассматривать три уровня психологической адаптации детей: дети с устойчивой адаптацией (соответствует креативному уровню по О.В. Хухлаевой), дети, проявляющие отдельные признаки дезадаптации (адаптивному уровню), дети с нарушенной адаптацией (ассимилятивно-аккомодативному или дезадаптивному уровню). Уровни адаптации мы предлагаем выявлять путем применения комплекса различных диагностических методик, среди которых немаловажная роль отводится следующим методикам: Метод наблюдения, Методика «Личики» [5], анкета для оценки уровня школьной мотивации [4], анкета по адаптации классный руководитель, родители [4].

В НОУ «Католическая гимназия г.Томска» было проведено исследование адаптации учеников первого класса (количество обучающихся 10 человек 1«А», 10 человек 1«Б») 2015-2016 учебный год. Причина исследования: решение задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации, изучения особенностей процесса адаптации.

Цель исследования: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.

План исследования адаптации первоклассников к образовательному процессу состоит из наблюдения, диагностики, обработки и анализа результатов, выявления детей группы «риска», проведения консультаций для учителей и учащихся, участия в родительских собраниях, консультирования.

Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов).

Результаты исследования по методике «Личики» показали, что эмоциональное отношение к школе является важнейшим фактором успешной адап-

тации к школьному обучению и важным показателем успешности протекания этого процесса [5]. Ученик, которому комфортно в школе и в классе среди детей и с теми учителями, которые его учат, лучше усваивает учебную программу, меньше болеет, легче переносит возникающие трудности.

Таким образом, результат по методике «Личики» показал, что положительное отношение к школе отмечается у 100 % учащихся 1-х классов; нет обучающихся, у которых отмечается отрицательное отношение к школе.

Показания диагностики психологических условий адаптации первоклассника выявили (по анкете «Изучение адаптации ребенка к школе»): в 1 «А» классе:

Таблица 1

Изучение адаптации ребенка к школе 1«А»

Шкалы Учебная активность Усвоение программных материалов Поведение на уроке Поведение на перемене Взаимоотношения с одноклассниками Отношение к учителю Эмоциональное состояние

Средний балл 4,6 3,8 4 4,2 4,7 5 4,5

Средний балл по анкете составил 30,8 баллов, что соответствует полной адаптации учащихся к школе. В 1«Б» классе:

Таблица 2

Изучение адаптации ребенка к школе 1«Б»

Шкалы Учебная активность Усвоение программных материалов Поведение на уроке Поведение на перемене Взаимоотношения с одноклассниками Отношение к учителю Эмоциональное состояние

Средний балл 3,6 2.7 3,8 4,2 4,8 4,4 3,5

Средний балл по анкете составил 27,5 баллов, что соответствует полной адаптации учащихся к школе.

Результаты психолого-педагогического наблюдения (заполняется классным руководителем и педагогом-психологом) представлены в сводной таблице психолого-педагогического наблюдения.

Таблица 3

Психолого-педагогическое наблюдение (средние данные по классам)

Класс Параметры психологического здоровья

нормальный высокий низкий

1 «А» Уровень тревожности учащихся 100 %

Уровень стрессоустойчивости учащихся 100 %

Уровень стабильности эмоционального состояния 100 %

1 «Б» Уровень тревожности учащихся 100 %

Уровень стрессоустойчивости учащихся 100 %

Уровень стабильности эмоционального состояния 100 %

Уровень тревожности учащихся первых классов в состоянии «норма» выражается в комфортном самочувствие на уроках, отсутствие чувства страха при общении с учителями, способности самостоятельно справиться с периодически возникающими состояниями тревожности, волнения (при проверке знаний, ответов у доски и т.д.).

Уровень стрессоустойчивости учащихся первых классов в «норме» проявляется как адекватное реагирование на стрессовые ситуации в большинстве случаев.

Уровень стабильности эмоционального состояния учащихся средний характеризуется достаточно устойчивым эмоциональным состоянием, иногда проявляется утомляемостью или раздражительностью.

Методика исследования мотивации учения у первоклассников показала, что сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые в школе требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Таблица 4

Мотивация учения у первоклассника

Уровень Описание уровня Количество %

Уровень I (25-30) Высокий уровень школьной мотивации 6 60,0 %

Уровень II (20-24) Хорошая школьная мотивация 3 30,0 %

Уровень III (15-19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью 1 10,0 %

Уровень IV (10-14) Низкая школьная мотивация 0 0 %

Уровень V (ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация 0 0 %

На основании данных проведенной диагностики, в целом, выявлен уровень хорошей школьной мотивации к обучению у учащихся первых классов. В результате анализа анкет родителей учеников первых классов получены следующие результаты:

Таблица 5

Результаты анкеты для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе

Вопрос анкеты 1 «А» кл. (%) 1 «Б» кл. (%)

Охотно ли ваш ребенок идет в школу 80 90

Приспособлен ли ребенок к новому режиму 90 90

Переживает ли свои учебные успехи и неудачи 90 90

Окончание таблицы 5

Вопрос анкеты 1 «А» кл. (%) 1 «Б» кл. (%)

Делится ли с вами своими школьными впечатлениями 100 100

Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений 100 100

Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы 100 100

Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу 90 90

Справляется ли с учебной нагрузкой 100 100

Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение 100 100

Жалуется ли на беспричинные боли 10 10

Когда ложиться спать 100 100

В результате проведенного анкетирования были получены следующие ответы: первоклассники с удовольствием идут в школу, 3 человека иногда имеют плохое настроение. Учащиеся, по мнению и результатам родителей приспособились к новому режиму дня, кроме 2 человек. Все ученики (кроме 2 человек) переживают свои учебные успехи и неудачи и обсуждают их с родителями. Все без исключения дети делятся школьными впечатлениями. Преобладающий эмоциональный характер впечатлений положительный. Родители имеют большой арсенал методов, помогающий преодолевать трудности в выполнении домашней работы (выполнение вместе, объяснение, ободрение, премирование). Дети устанавливают коммуникативные отношения через обсуждение задач со взрослыми. По мнению родителей, дети справляются с учебной нагрузкой, им нравятся объяснения учителя. Поведение учеников изменилось в сторону ответственности и взрослости. Дети не жалуются на беспричинные боли родителям, что говорит об отсутствии соматических заболеваний. Дети стараются соблюдать режим дня под контролем родителей.

Таким образом, по результатам проведённого исследования можно сделать следующий вывод: большинство детей ощущают первый класс как важный шаг в их жизни. Проведя наблюдение и проанализировав данные исследований учеников 1 -х классов, можно отметить, что период адаптации проходит благополучно. При посещении уроков в данных классах выявлено, что учениками приняты нормы поведения в классе. Межличностные отношения в данном классе сформированы, имеют положительную характеристику, но имеется тенденция к перестройке коллектива и появлению новых лидеров в классе.

В результате исследования данная классификация уровней адаптации первых классов является, на наш взгляд, наиболее приемлемой в практической работе педагога-психолога с детьми и позволяет вырабатывать и, при необходимости, корректировать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения детей, вырабатывать рекомендации для учителя и родителей в отношении конкретного ребенка или группы детей.

Подводя краткий итог, отметим, что проблема школьной дезадаптации является содержательно очень широкой и объемной. Несмотря на ее актив-

ное исследование, в современной психологии она остается недостаточно изученной в силу своей многоаспектности. Изучение процесса школьной адаптации первоклассника, исходя из практической направленности работы педагога-психолога, предполагает выявление уровней, которые определяются на основании анализа диагностических данных, а также содержательного (качественного) анализа психологических трудностей, испытываемых ребенком в адаптационный период. Исходя из этого может строиться дальнейший этап коррекционно-развивающей работы с учащимися, испытывающими трудности процесса школьной адаптации.

Список литературы:

1. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Издательство Московского университета, 1990. - 136 с.

2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 117 с.

3. Винокуров Л.Н. Возможности межведомственной и междисциплинарной интеграции в профилактике школьной дезадаптации // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 2. - С. 61-67.

4. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Генезис, 2007. - 122 с.

5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - М.: Бахрах-М, 2011.

6. Степанов С.С. Азбука детской психологии. - М.: Сфера, 2004.

7. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Академия, 2008. - 160 с.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Лаврова Т.А.1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Клименковская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области имени Таволжанского Павла Викторовича», Белгородская область, Вейделевский район, с. Клименки

When computers become so widely used in education, there is a need to talk about information technology training, it turned out that they've been actually implemented in learning processes, and then appeared the term «new information technology of training».

1 Учитель начальных классов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.