Научная статья на тему 'Новые проблемы и подходы в психологическом сопровождении первоклассников'

Новые проблемы и подходы в психологическом сопровождении первоклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / ADAPTATION TO SCHOOL EDUCATION / ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / SCHOOL MATURITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FIRST-GRADERS / АДАПТАЦИОННЫЕ ТРУДНОСТИ / A DIFFICULT ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова Светлана Аркадьевна, Самойлюк Ольга Владимировна

В статье поднимается проблема адаптации детей к началу школьной жизни. Авторы рассматривают проблемы диагностики и организации психологического сопровождения детей с трудностями адаптационного процесса. В работе предложена авторская структура мониторинга адаптационного процесса у учащихся первых классов, представлены результаты лонгитюдного исследования, показано значение системы межличностных отношений для успешной адаптации ребёнка к школьному обучению, определён подход к выбору «мишеней» психолого-педагогической работы с первоклассниками «группы риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котова Светлана Аркадьевна, Самойлюк Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Problems And Approaches In The Psychological Support Of First-graders

The article raises the problem of adaptation of children to early school life. The authors consider problems of diagnosis and the organization of psychological support of children with difficulties of the adaptation process. In the work the author proposes a structure for the monitoring of adaptation process of students of the first classes presented the results of a longitudinal study shown the value system of interpersonal relationships for successful adaptation of the child to schooling, defined approach to the selection of «targets» psychological and pedagogical work with first graders «at risk».

Текст научной работы на тему «Новые проблемы и подходы в психологическом сопровождении первоклассников»



НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Светлана Аркадьевна Котова,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Ольга Владимировна Самойлюк,

педагог-психолог ГБОУ СОШ № 555 Приморского района «Белогорье», г. Санкт-Петербург

• адаптация к школьному обучению • школьная зрелость

• психологическое сопровождение первоклассников • адаптационные трудности

в статье поднимается проблема адаптации детей к началу школьной жизни. авторы рассматривают проблемы диагностики и организации психологического сопровождения детей с трудностями адаптационного процесса. в работе предложена авторская структура мониторинга адаптационного процесса у учащихся первых классов, представлены результаты лонги-тюдного исследования, показано значение системы межличностных отношений для успешной адаптации ребёнка к школьному обучению, определён подход к выбору «мишеней» психолого-педагогической работы с первоклассниками «группы риска».

Важность психологической готовности к обучению в школе трудно переоценить. Ожидается, что к моменту поступления в школу у детей уже формируются свойства и способности, присущие собственно школьнику: произвольное внимание, умение слышать других, выполнять инструкции взрослого, общаться со сверстниками [4]. Завершение формирования у ребёнка этих свойств происходит в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. Установлено, что в первый класс 6-7-летние дети приходят с разной степенью школьной зрелости [3].

Новая социальная ситуация школьной жизни ужесточает условия существования ребёнка, и в период адаптации все дети испытывают напряжение [1, 8]. Дома, в привычном кругу жизни их поведенческие характеристики не вызывали больших проблем, но в школе происходит стандартизация условий, повышаются требования к саморегуляции поведения, что требует быстрой и активной подстройки к ним. В период адаптации на первоклассников влияют: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограниче-

ние двигательной активности, появление новых обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. В целом новые задачи и общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и других психических функций. Адаптация у детей в норме обычно проходит в течение первых трёх месяцев,у некоторых детей она может затянуться на период до полугода, в единичных случаях может сформироваться дезадаптация. У тех детей, которые не справляются с этими задачами, возникает повышенное напряжение и тревога. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка: у одних детей появляется гипервозбудимость, у других - выраженная заторможенность.

Условно по степени адаптации к школьному обучению детей делят на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются

в новом коллективе, у них высокая познавательная мотивация. В школе - спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения - продолжают играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, по-детски реагируют на замечания учителя. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа - дети, испытывающие более значительные трудности, внешне выражающиеся в отрицательных эмоциональных реакциях и негативных формах поведения. Поведенческие проблемы сопровождаются выраженными трудностями в обучении письму, чтению, счёту и в освоении школьной программы в целом. Именно на таких детей часто жалуются учителя, одноклассники, родители [1].

Целью психологического сопровождения первоклассников является выявление учащихся, испытывающих трудности в этот период, и оказания им, их родителям и педагогам поддержки и помощи [2]. Психологическое сопровождение строится из следующей системы мероприятий:

• мониторинг готовности учащихся к обучению в школе;

• мониторинг уровня адаптации;

• развивающие и коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации. Целью развивающих занятий является помощь детям в осмыслении и принятии изменения ситуации, развитии навыков рефлексии, анализа того, что с ними происходит и умения делиться этим со значимыми для них взрослыми;

• консультирование родителей и педагогов о трудностях адаптации детей к школьной жизни с целью совместной выработки эффективных путей преодоления данных трудностей.

Мониторинг на этапе адаптации детей к школе традиционно включает использование методов наблюдения, анкетирования, эксперимента и педагогического обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности. На первом этапе (в конце сентября - начале октября) проводится диагностика таких параметров, как сформированность школьной мотивации, развитие произвольного внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, умения ориентироваться в пространстве и выполнять инструкции взрослого. После анализа полученных результатов формируется группа детей, которые испытывают те или иные трудности, и им и их родителям оказывается целевая помощь. На втором этапе (в конце третей - начале четвёртой четверти) проводится диагностика динамики уровня школьной мотивации, эмоционального состояния учащихся, дополняемая оценкой отношений с одноклассниками и педагогом, а также самооценкой в учебной деятельности. Данный диагностический срез показывает степени успешности адаптации детей и помогает оценить эффективность консультационной и развивающей работы психолога, реализуемой в течение учебного года.

Существует большой диапазон современных эмпирических методов и экспериментальных методик для оценки школьной зрелости и адаптационных параметров, на которые опираются школьные психологи при формировании диагностической программы. При проведении мониторинговых исследований мы используем следующие методики диагностирования детей:

Первый этап:

• Методика «Гоафический диктант» (разработана Д.Б. Элькониным) направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

• Методика «Домик» (Н.И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 6-9 лет и использу-

ется для определения способности ребёнка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ученика ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсо-моторной координации и тонкой моторики руки.

Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения вербального материала. Методика «<Простые аналогии» и методика «Исключение лишнего» (С.Д. Заб-рамная) позволяют изучить уровень развития мышления по таким параметрам, как гибкость, логичность и способность к обобщению.

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) помогает выявить особенности отношения ученика к себе и оценки себя по разным параметрам. Максимальная оценка показателя - 7 баллов, средняя - 4, при показателе ниже 4-х баллов считаем, что самооценка у ребёнка - низкая.

мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

• Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) повторно. На этом этапе мы выявляем не только особенности отношения ученика к себе, но и его способность к восприятию своих достижений с разных точек зрения (как я сам себя оцениваю, как меня оценивают родители, учитель и одноклассники).

• Проективная методика «Школа зверей» (С. Панченко [5]) служит прекрасным дополнением к количественным измерениям и, как все проективные методики, является очень информативной в части определения эмоционального состояния испытуемых, их взаимоотношения с окружающим миром, восприятия того, что их окружает. Анализ изображённого даёт возможность уточнить предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Результаты диагностики готовности детей к обучению в школе за период наблюдений показывают, что качество подготовки детей к обучению в школе не остаётся постоянным, но и не ухудшается (табл. 1).

Второй этап:

• Оценить уровень школьной мотивации можно по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Наличие у ребёнка высокого уровня школьной мотивации свидетельствует о готовности хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1, положительный - 3 балла). Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной

В таблице ниже приведены результаты лонгитюдной диагностики учащихся за период с 2012 по 2017 год. Сравнительные исследования велись на базе ГБОУ СОШ № 167 Центрального района и ГБОУ СОШ № 555 Приморского района г. Санкт-Петербурга, диагностика проводилась в период с 2012 по 2017 год. Обе школы -общеобразовательные, набор детей в школы проходит на одинаковых условиях. Разница между школами в количестве детей, обучающихся в начальной школе: в СОШ № 167 - ежегодно обследуется от 40 до 50 первоклассников, а в СОШ № 555 - от 120 до 130.

Рассмотрим результаты методик, наиболее информативных для оценки адаптационной способности первоклассников. Результаты представлены в табл. 1. Показатели самооценки учащихся незначительно колеблются в нормативном коридоре позитивной самооценки. Показатели по методикам «Домик» и «Графический диктант» даже немного повысились.

Таблица 1

Результаты диагностической работы с первоклассниками на начало обучения,

в стандартных показателях

Сроки исследования «Домик» «Графический диктант» Средний показатель самооценки

Школа № 555 Приморского района «Белогорье»

2017 0,19 14,1 5,3

2016 0,18 14,3 5,9

2015 0,13 13,3 6,7

Школа №167 Центрального района

2015 0,16 13,8 6,2

2014 0,12 11,5 6,1

2013 0,15 12,6 6,3

2012 0,14 13,4 6,4

Таблица 2

Уровень школьной мотивации учащихся 1-х классов (май 2017 г.)

Уровень школьной мотивации Количество Самооценка, средний показатель

учащихся, в % по параллели

Высокая 17 6,0

Хорошая 32 5,4

Положительное отношение к школе 27 5,3

Низкая 12 4,7

Дезадаптация 12 5,4

Исследования, проведённые во второй половине учебного года, представлены в табл. 2. Данные показывают, что к концу учебного года большая часть учащихся успешно адаптируется к школьному обучению и получает положительные эмоции от школьной жизни. По результатам прошлого учебного года (табл. 2) 49% учащихся полностью адаптировались к обучению, и для них учёба доминирует над остальными видами деятельности, чуть менее трети (27% учащихся) испытывают положительное отношение к школе, но в школе их радует чаще общение и игра, чем учёба. У 12% учащихся мотивация оказалась низкая, и у 12% учащихся была выявлена школьная дезадаптация.

Сопоставляя результаты исследования школьной мотивации с уровнем самооценки, мы видим (табл. 2), что дети с высоким уровнем школьной мотивации отличаются и высоким уровнем самооценки, при снижении школьной мотивации также снижается и уровень самооценки. Но на уровне дезадаптации эта зависимость уже не работает; в случае дезадаптации ученики часто имеют завышенную самооценку, они закрыты для постороннего опыта и с трудом воспринимают критические замечания. Очевидно, что здесь включаются психологические защиты.

Результаты опросника Н.Г. Лускановой мы традиционно дополняем рисунками учащихся. Для более углублённой диагностики и сбора содержательного эмпирического материала Н.Г. Лусканова рекомендует использовать проективный рисунок «Я в школе». Но в нашей практике использовалась проективная рисуночная методика «Школа зверей». Она более доступна и комфортна для отреагирования своих переживаний первоклассниками. «Чтение рисунков» осуществлялось с помощью рекомендаций автора методики С. Панченко и рекомендаций Грегга М. Ферса, представленных в книге «Тайный мир рисунка» [8].

И.Н. Пихенько установил, что на характер педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе большое влияние оказывает отношение к ребёнку педагогов, родителей, сверстников [5]. Поэтому, изучая самооценку ребёнка, мы также предлагали ему оценить по 7-балльной шкале отношение к нему окружающих. Приведём в табл. 3 результаты анализа рисунков отдельных учащихся 1-го класса с разной мотивацией и уровнем самооценки.

Представленные в таблицах данные, подкреплённые использованием проективного

Таблица 3

Результаты оценки уровня мотивации, самооценки и школьного самоощущения первоклассников

Идентификатор ученика Уровень мотивации по Н.Г. Лускановой «Самооценка и рефлексивная оценка (кто как меня оценивает)» Описание результатов рисуночного теста «Школа зверей»

1 2 3

Ученица 1 Я - 6 Мама - 7 Учитель - 6 Одноклассники - 7 Средний показатель - 6,5 Школьная мотивация высокая (28), самооценка - высокая (6,5). Активная На рисунке изображены два учителя, первый, в нижней части рисунка, идёт в школу вместе с другими детьми, он ничем не выделяется среди них и, очевидно, более доступен ребёнку, чем учитель-медведь у школы. Учитель-медведь имеет значительные размеры по сравнению с другими героями рисунка, чем подчёркивается значимость, как личности учителя, так и школы в жизни автора. В целом рисунок выражает положительные эмоции по отношению к школе, учителю и одноклассникам. Высокая степень адаптации

Ученица 2 Я - 6 Мама - 6 Учитель -7 Одноклассники - 7 Средний показатель - 6,5 Школьная мотивация высокая, самооценка - высокая, но оценка мамы чуть ниже, чем учителя и одноклассников Школа зверей расположена в пещере, учитель - аист на одной ноге, ученица - маленькая белочка сидит прямо перед ним, ещё один ученик - небольшая птица с красивым хвостом идёт в школу, пещера оторочена веточками сосны, внутри пещеры дополнительные «стенки», ветки сосны зелёные. Высокая степень адаптации

Ученица 3 Я - 5 Мама - 6 Учитель - 0 Одноклассники - 0 Средний показатель - 2,8 Учебная мотивация хорошая (24). А вот отношение к себе и к школьному окружению - сложное На рисунке девочка изобразила себя вдали от всех, значительно позади учителя и ученика, дополнительно их отделяет от девочки дерево. По результатам включённого наблюдения она испытывает проблемы с общением, побаивается одноклассников и учителя. Средняя степень адаптации

Ученик 4 Я - 4 Мама - 5 Учитель - 3 Одноклассники - 3 Средний показатель - 3,8 Учебная мотивация хорошая (21). Самооценка низкая На рисунке много штриховки - тревога. На поляне многоэтажное здание - школа. В окнах верхних этажей ученики-звери, учитель у доски с указкой. Изображены и первоклассники, идущие к школе, они смотрят на верхние окна, где виден учитель. Ощущение недосягаемости, разобщённости, тревожности. Средняя степень адаптации

Ученица 5 Я - 7 Мама - 6 Учитель - 5 Одноклассники - 4 Средний показатель -- 5,5 Средний уровень мотивации (17). Самооценка высокая Поляна в лесу, большое здание школы освещается с одной стороны большим ярким солнцем, а с другой стороны ограждено облаками. Школа с окнами и дверью. Детей нигде не видно. Ребёнок испытывает трудности общения со сверстниками, что подтверждается данными включённого наблюдения. Испытывает положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебной, а игровой деятельностью. Средняя степень адаптации

Ученица 6 Я - 7 Мама - 6 Учитель - 5 Одноклассники - 1 Средний показатель - 4,7 Средний уровень мотивации (16). Самооценка высокая. Ученицу беспокоит отношение одноклассников, но поддержку мамы и учителя чувствует Класс, доска, на ней написаны математические примеры, учитель стоит рядом и очевидно проверяет детей, рядом с доской стоит ученик-зверь, за партой также сидит ученик. Ученица сначала изобразила класс, но потом стёрла всех учеников, перевернула лист и нарисовала с обратной стороны ёлочку красивую, украшенную игрушками. Признаётся, что в школе не очень нравится; утром чаще хочется остаться дома, не хочется выполнять домашние задания, с родителями о школе говорит редко. Положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебной, а игровой деятельностью. Средняя степень адаптации

Продолжение таблицы 3

1 2 3

Я - 4 На рисунке густой дремучий лес, внизу в углу слева пар-

Мама - 5 та, за которой сидит ученик, вверху между веток малень-

Учитель-3 кая радуга. Как видим, просвет в лесу знаний есть. Поло-

г- Одноклассники - 6 жительное отношение к школе, но школа привлекает не

Средний показатель - 4,5 учебной, а игровой деятельностью.

ф Средний уровень мотивации (15). Средняя степень адаптации

£ Самооценка снижена, особенно

его беспокоит отношение к нему

учителя. Отношения с одноклас-

сниками благополучны

Я - 4 На рисунке, в самой нижней части листа - поляна, по ней

Мама - 5 ползают букашки, в конце листа-поляны растёт дерево-

00 Учитель - 6 школа, куда все направляются. Ребёнок не очень вклю-

Одноклассники - 3 чён в дружеские отношения с одноклассниками, дома от-

ф X Средний показатель - 4,5 ношение к его успехам в школе критическое. С учителем

> Низкая школьная мотивация (10). взаимоотношения хорошие и школа тревогу не вызывает.

Самооценка снижена, но чувст- Низкая степень адаптации

вует поддержку педагога

Я -- 7 Хорошая адаптация. На рисунке - класс, за столом - учи-

СП Мама - 7 тель, перед столом учителя - парты детей, где сидят уче-

(0 Учитель - 7 ники-звери. Цвета сочные, линии твёрдые уверенные, от

I Одноклассники - 7 рисунка веет спокойствием, энергией.

ф т Средний показатель - 7,0 Высокая степень адаптации

> Самооценка (7,0) и мотивация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокая (20)

Я - 5 На вертикальном рисунке у края нижней части листа -

Мама - 7 огромный медведь-ученик, на его лапах - когти, слева от

о Учитель - 7 него - высокий частокол, а справа - короткие деревья.

Одноклассники - 6 Ветки выполнены беспорядочной штриховкой. Ребёнок

I ф Самооценка - 7,3, школьная мо- переживает высокую тревожность, и проявляет агрессию.

£ тивация - 12 (низкая) Наблюдение подтверждает трудности общения со свер-

стниками и отсутствие желания учиться.

Низкая степень адаптации

рисуночного теста, позволяют психологу получить более точное представление не только об уровне адаптации учащихся к школьному обучению, но и выявить с большей точностью испытываемые ими проблемы. Как мы видим из табл. 3, особенности рефлексивной оценки отношения окружающих наглядно проявляются и в рисунках учащихся. Обладая столь значимой информацией, педагог-психолог, выделив мишени-работы (повышение уверенности в собственных силах, налаживание контакта с учителем/одноклассниками/родителями, повышение познавательной мотивации и т.п.), совместно с учителем может выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической помощи конкретным учащимся. Наш многолетний опыт показывает, что реализовать эффективно такую программу можно за три, а иногда и за два месяца, то есть до окончания первого класса. Отсроченный контроль за динамикой учеников «группы риска» важно провести в первые месяцы второго класса. Необходи-

мо отметить ещё один фактор, обеспечивающий результативность работы, - это совместная работа с родителями ученика, построенная на едином понимании задач сопровождения и поддержки первоклассников на этапе вхождения в школьную жизнь.

Литература

1. Беличева С.А. Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. - М.: Редакцион-но-издательский центр «Социальное здоровье России», 2011. - 127 с.

2. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 1998. -358 с.

3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): уч. пос. [Текст] / И.Ю. Кулагина. -М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.

5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Методы психологической диагностики. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2004. - С. 74.

6. Пихенько И.Н. Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе: уч.-метод. пос. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 79 с.

7. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А.М. Прихожан. - Питер, 2009. - 192 с.

8. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство [Текст] / Грегг М.Ферс. - СПб.: Изд-во Европейский Дом, 2000. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.