НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Светлана Аркадьевна Котова,
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Ольга Владимировна Самойлюк,
педагог-психолог ГБОУ СОШ № 555 Приморского района «Белогорье», г. Санкт-Петербург
• адаптация к школьному обучению • школьная зрелость
• психологическое сопровождение первоклассников • адаптационные трудности
в статье поднимается проблема адаптации детей к началу школьной жизни. авторы рассматривают проблемы диагностики и организации психологического сопровождения детей с трудностями адаптационного процесса. в работе предложена авторская структура мониторинга адаптационного процесса у учащихся первых классов, представлены результаты лонги-тюдного исследования, показано значение системы межличностных отношений для успешной адаптации ребёнка к школьному обучению, определён подход к выбору «мишеней» психолого-педагогической работы с первоклассниками «группы риска».
Важность психологической готовности к обучению в школе трудно переоценить. Ожидается, что к моменту поступления в школу у детей уже формируются свойства и способности, присущие собственно школьнику: произвольное внимание, умение слышать других, выполнять инструкции взрослого, общаться со сверстниками [4]. Завершение формирования у ребёнка этих свойств происходит в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. Установлено, что в первый класс 6-7-летние дети приходят с разной степенью школьной зрелости [3].
Новая социальная ситуация школьной жизни ужесточает условия существования ребёнка, и в период адаптации все дети испытывают напряжение [1, 8]. Дома, в привычном кругу жизни их поведенческие характеристики не вызывали больших проблем, но в школе происходит стандартизация условий, повышаются требования к саморегуляции поведения, что требует быстрой и активной подстройки к ним. В период адаптации на первоклассников влияют: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограниче-
ние двигательной активности, появление новых обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. В целом новые задачи и общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и других психических функций. Адаптация у детей в норме обычно проходит в течение первых трёх месяцев,у некоторых детей она может затянуться на период до полугода, в единичных случаях может сформироваться дезадаптация. У тех детей, которые не справляются с этими задачами, возникает повышенное напряжение и тревога. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка: у одних детей появляется гипервозбудимость, у других - выраженная заторможенность.
Условно по степени адаптации к школьному обучению детей делят на три группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются
в новом коллективе, у них высокая познавательная мотивация. В школе - спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения - продолжают играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, по-детски реагируют на замечания учителя. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа - дети, испытывающие более значительные трудности, внешне выражающиеся в отрицательных эмоциональных реакциях и негативных формах поведения. Поведенческие проблемы сопровождаются выраженными трудностями в обучении письму, чтению, счёту и в освоении школьной программы в целом. Именно на таких детей часто жалуются учителя, одноклассники, родители [1].
Целью психологического сопровождения первоклассников является выявление учащихся, испытывающих трудности в этот период, и оказания им, их родителям и педагогам поддержки и помощи [2]. Психологическое сопровождение строится из следующей системы мероприятий:
• мониторинг готовности учащихся к обучению в школе;
• мониторинг уровня адаптации;
• развивающие и коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации. Целью развивающих занятий является помощь детям в осмыслении и принятии изменения ситуации, развитии навыков рефлексии, анализа того, что с ними происходит и умения делиться этим со значимыми для них взрослыми;
• консультирование родителей и педагогов о трудностях адаптации детей к школьной жизни с целью совместной выработки эффективных путей преодоления данных трудностей.
Мониторинг на этапе адаптации детей к школе традиционно включает использование методов наблюдения, анкетирования, эксперимента и педагогического обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности. На первом этапе (в конце сентября - начале октября) проводится диагностика таких параметров, как сформированность школьной мотивации, развитие произвольного внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, умения ориентироваться в пространстве и выполнять инструкции взрослого. После анализа полученных результатов формируется группа детей, которые испытывают те или иные трудности, и им и их родителям оказывается целевая помощь. На втором этапе (в конце третей - начале четвёртой четверти) проводится диагностика динамики уровня школьной мотивации, эмоционального состояния учащихся, дополняемая оценкой отношений с одноклассниками и педагогом, а также самооценкой в учебной деятельности. Данный диагностический срез показывает степени успешности адаптации детей и помогает оценить эффективность консультационной и развивающей работы психолога, реализуемой в течение учебного года.
Существует большой диапазон современных эмпирических методов и экспериментальных методик для оценки школьной зрелости и адаптационных параметров, на которые опираются школьные психологи при формировании диагностической программы. При проведении мониторинговых исследований мы используем следующие методики диагностирования детей:
Первый этап:
• Методика «Гоафический диктант» (разработана Д.Б. Элькониным) направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
• Методика «Домик» (Н.И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 6-9 лет и использу-
ется для определения способности ребёнка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ученика ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсо-моторной координации и тонкой моторики руки.
Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения вербального материала. Методика «<Простые аналогии» и методика «Исключение лишнего» (С.Д. Заб-рамная) позволяют изучить уровень развития мышления по таким параметрам, как гибкость, логичность и способность к обобщению.
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) помогает выявить особенности отношения ученика к себе и оценки себя по разным параметрам. Максимальная оценка показателя - 7 баллов, средняя - 4, при показателе ниже 4-х баллов считаем, что самооценка у ребёнка - низкая.
мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
• Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) повторно. На этом этапе мы выявляем не только особенности отношения ученика к себе, но и его способность к восприятию своих достижений с разных точек зрения (как я сам себя оцениваю, как меня оценивают родители, учитель и одноклассники).
• Проективная методика «Школа зверей» (С. Панченко [5]) служит прекрасным дополнением к количественным измерениям и, как все проективные методики, является очень информативной в части определения эмоционального состояния испытуемых, их взаимоотношения с окружающим миром, восприятия того, что их окружает. Анализ изображённого даёт возможность уточнить предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Результаты диагностики готовности детей к обучению в школе за период наблюдений показывают, что качество подготовки детей к обучению в школе не остаётся постоянным, но и не ухудшается (табл. 1).
Второй этап:
• Оценить уровень школьной мотивации можно по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Наличие у ребёнка высокого уровня школьной мотивации свидетельствует о готовности хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1, положительный - 3 балла). Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной
В таблице ниже приведены результаты лонгитюдной диагностики учащихся за период с 2012 по 2017 год. Сравнительные исследования велись на базе ГБОУ СОШ № 167 Центрального района и ГБОУ СОШ № 555 Приморского района г. Санкт-Петербурга, диагностика проводилась в период с 2012 по 2017 год. Обе школы -общеобразовательные, набор детей в школы проходит на одинаковых условиях. Разница между школами в количестве детей, обучающихся в начальной школе: в СОШ № 167 - ежегодно обследуется от 40 до 50 первоклассников, а в СОШ № 555 - от 120 до 130.
Рассмотрим результаты методик, наиболее информативных для оценки адаптационной способности первоклассников. Результаты представлены в табл. 1. Показатели самооценки учащихся незначительно колеблются в нормативном коридоре позитивной самооценки. Показатели по методикам «Домик» и «Графический диктант» даже немного повысились.
Таблица 1
Результаты диагностической работы с первоклассниками на начало обучения,
в стандартных показателях
Сроки исследования «Домик» «Графический диктант» Средний показатель самооценки
Школа № 555 Приморского района «Белогорье»
2017 0,19 14,1 5,3
2016 0,18 14,3 5,9
2015 0,13 13,3 6,7
Школа №167 Центрального района
2015 0,16 13,8 6,2
2014 0,12 11,5 6,1
2013 0,15 12,6 6,3
2012 0,14 13,4 6,4
Таблица 2
Уровень школьной мотивации учащихся 1-х классов (май 2017 г.)
Уровень школьной мотивации Количество Самооценка, средний показатель
учащихся, в % по параллели
Высокая 17 6,0
Хорошая 32 5,4
Положительное отношение к школе 27 5,3
Низкая 12 4,7
Дезадаптация 12 5,4
Исследования, проведённые во второй половине учебного года, представлены в табл. 2. Данные показывают, что к концу учебного года большая часть учащихся успешно адаптируется к школьному обучению и получает положительные эмоции от школьной жизни. По результатам прошлого учебного года (табл. 2) 49% учащихся полностью адаптировались к обучению, и для них учёба доминирует над остальными видами деятельности, чуть менее трети (27% учащихся) испытывают положительное отношение к школе, но в школе их радует чаще общение и игра, чем учёба. У 12% учащихся мотивация оказалась низкая, и у 12% учащихся была выявлена школьная дезадаптация.
Сопоставляя результаты исследования школьной мотивации с уровнем самооценки, мы видим (табл. 2), что дети с высоким уровнем школьной мотивации отличаются и высоким уровнем самооценки, при снижении школьной мотивации также снижается и уровень самооценки. Но на уровне дезадаптации эта зависимость уже не работает; в случае дезадаптации ученики часто имеют завышенную самооценку, они закрыты для постороннего опыта и с трудом воспринимают критические замечания. Очевидно, что здесь включаются психологические защиты.
Результаты опросника Н.Г. Лускановой мы традиционно дополняем рисунками учащихся. Для более углублённой диагностики и сбора содержательного эмпирического материала Н.Г. Лусканова рекомендует использовать проективный рисунок «Я в школе». Но в нашей практике использовалась проективная рисуночная методика «Школа зверей». Она более доступна и комфортна для отреагирования своих переживаний первоклассниками. «Чтение рисунков» осуществлялось с помощью рекомендаций автора методики С. Панченко и рекомендаций Грегга М. Ферса, представленных в книге «Тайный мир рисунка» [8].
И.Н. Пихенько установил, что на характер педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе большое влияние оказывает отношение к ребёнку педагогов, родителей, сверстников [5]. Поэтому, изучая самооценку ребёнка, мы также предлагали ему оценить по 7-балльной шкале отношение к нему окружающих. Приведём в табл. 3 результаты анализа рисунков отдельных учащихся 1-го класса с разной мотивацией и уровнем самооценки.
Представленные в таблицах данные, подкреплённые использованием проективного
Таблица 3
Результаты оценки уровня мотивации, самооценки и школьного самоощущения первоклассников
Идентификатор ученика Уровень мотивации по Н.Г. Лускановой «Самооценка и рефлексивная оценка (кто как меня оценивает)» Описание результатов рисуночного теста «Школа зверей»
1 2 3
Ученица 1 Я - 6 Мама - 7 Учитель - 6 Одноклассники - 7 Средний показатель - 6,5 Школьная мотивация высокая (28), самооценка - высокая (6,5). Активная На рисунке изображены два учителя, первый, в нижней части рисунка, идёт в школу вместе с другими детьми, он ничем не выделяется среди них и, очевидно, более доступен ребёнку, чем учитель-медведь у школы. Учитель-медведь имеет значительные размеры по сравнению с другими героями рисунка, чем подчёркивается значимость, как личности учителя, так и школы в жизни автора. В целом рисунок выражает положительные эмоции по отношению к школе, учителю и одноклассникам. Высокая степень адаптации
Ученица 2 Я - 6 Мама - 6 Учитель -7 Одноклассники - 7 Средний показатель - 6,5 Школьная мотивация высокая, самооценка - высокая, но оценка мамы чуть ниже, чем учителя и одноклассников Школа зверей расположена в пещере, учитель - аист на одной ноге, ученица - маленькая белочка сидит прямо перед ним, ещё один ученик - небольшая птица с красивым хвостом идёт в школу, пещера оторочена веточками сосны, внутри пещеры дополнительные «стенки», ветки сосны зелёные. Высокая степень адаптации
Ученица 3 Я - 5 Мама - 6 Учитель - 0 Одноклассники - 0 Средний показатель - 2,8 Учебная мотивация хорошая (24). А вот отношение к себе и к школьному окружению - сложное На рисунке девочка изобразила себя вдали от всех, значительно позади учителя и ученика, дополнительно их отделяет от девочки дерево. По результатам включённого наблюдения она испытывает проблемы с общением, побаивается одноклассников и учителя. Средняя степень адаптации
Ученик 4 Я - 4 Мама - 5 Учитель - 3 Одноклассники - 3 Средний показатель - 3,8 Учебная мотивация хорошая (21). Самооценка низкая На рисунке много штриховки - тревога. На поляне многоэтажное здание - школа. В окнах верхних этажей ученики-звери, учитель у доски с указкой. Изображены и первоклассники, идущие к школе, они смотрят на верхние окна, где виден учитель. Ощущение недосягаемости, разобщённости, тревожности. Средняя степень адаптации
Ученица 5 Я - 7 Мама - 6 Учитель - 5 Одноклассники - 4 Средний показатель -- 5,5 Средний уровень мотивации (17). Самооценка высокая Поляна в лесу, большое здание школы освещается с одной стороны большим ярким солнцем, а с другой стороны ограждено облаками. Школа с окнами и дверью. Детей нигде не видно. Ребёнок испытывает трудности общения со сверстниками, что подтверждается данными включённого наблюдения. Испытывает положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебной, а игровой деятельностью. Средняя степень адаптации
Ученица 6 Я - 7 Мама - 6 Учитель - 5 Одноклассники - 1 Средний показатель - 4,7 Средний уровень мотивации (16). Самооценка высокая. Ученицу беспокоит отношение одноклассников, но поддержку мамы и учителя чувствует Класс, доска, на ней написаны математические примеры, учитель стоит рядом и очевидно проверяет детей, рядом с доской стоит ученик-зверь, за партой также сидит ученик. Ученица сначала изобразила класс, но потом стёрла всех учеников, перевернула лист и нарисовала с обратной стороны ёлочку красивую, украшенную игрушками. Признаётся, что в школе не очень нравится; утром чаще хочется остаться дома, не хочется выполнять домашние задания, с родителями о школе говорит редко. Положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебной, а игровой деятельностью. Средняя степень адаптации
Продолжение таблицы 3
1 2 3
Я - 4 На рисунке густой дремучий лес, внизу в углу слева пар-
Мама - 5 та, за которой сидит ученик, вверху между веток малень-
Учитель-3 кая радуга. Как видим, просвет в лесу знаний есть. Поло-
г- Одноклассники - 6 жительное отношение к школе, но школа привлекает не
Средний показатель - 4,5 учебной, а игровой деятельностью.
ф Средний уровень мотивации (15). Средняя степень адаптации
£ Самооценка снижена, особенно
его беспокоит отношение к нему
учителя. Отношения с одноклас-
сниками благополучны
Я - 4 На рисунке, в самой нижней части листа - поляна, по ней
Мама - 5 ползают букашки, в конце листа-поляны растёт дерево-
00 Учитель - 6 школа, куда все направляются. Ребёнок не очень вклю-
Одноклассники - 3 чён в дружеские отношения с одноклассниками, дома от-
ф X Средний показатель - 4,5 ношение к его успехам в школе критическое. С учителем
> Низкая школьная мотивация (10). взаимоотношения хорошие и школа тревогу не вызывает.
Самооценка снижена, но чувст- Низкая степень адаптации
вует поддержку педагога
Я -- 7 Хорошая адаптация. На рисунке - класс, за столом - учи-
СП Мама - 7 тель, перед столом учителя - парты детей, где сидят уче-
(0 Учитель - 7 ники-звери. Цвета сочные, линии твёрдые уверенные, от
I Одноклассники - 7 рисунка веет спокойствием, энергией.
ф т Средний показатель - 7,0 Высокая степень адаптации
> Самооценка (7,0) и мотивация
высокая (20)
Я - 5 На вертикальном рисунке у края нижней части листа -
Мама - 7 огромный медведь-ученик, на его лапах - когти, слева от
о Учитель - 7 него - высокий частокол, а справа - короткие деревья.
Одноклассники - 6 Ветки выполнены беспорядочной штриховкой. Ребёнок
I ф Самооценка - 7,3, школьная мо- переживает высокую тревожность, и проявляет агрессию.
£ тивация - 12 (низкая) Наблюдение подтверждает трудности общения со свер-
стниками и отсутствие желания учиться.
Низкая степень адаптации
рисуночного теста, позволяют психологу получить более точное представление не только об уровне адаптации учащихся к школьному обучению, но и выявить с большей точностью испытываемые ими проблемы. Как мы видим из табл. 3, особенности рефлексивной оценки отношения окружающих наглядно проявляются и в рисунках учащихся. Обладая столь значимой информацией, педагог-психолог, выделив мишени-работы (повышение уверенности в собственных силах, налаживание контакта с учителем/одноклассниками/родителями, повышение познавательной мотивации и т.п.), совместно с учителем может выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической помощи конкретным учащимся. Наш многолетний опыт показывает, что реализовать эффективно такую программу можно за три, а иногда и за два месяца, то есть до окончания первого класса. Отсроченный контроль за динамикой учеников «группы риска» важно провести в первые месяцы второго класса. Необходи-
мо отметить ещё один фактор, обеспечивающий результативность работы, - это совместная работа с родителями ученика, построенная на едином понимании задач сопровождения и поддержки первоклассников на этапе вхождения в школьную жизнь.
Литература
1. Беличева С.А. Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. - М.: Редакцион-но-издательский центр «Социальное здоровье России», 2011. - 127 с.
2. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 1998. -358 с.
3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): уч. пос. [Текст] / И.Ю. Кулагина. -М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Методы психологической диагностики. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2004. - С. 74.
6. Пихенько И.Н. Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе: уч.-метод. пос. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 79 с.
7. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А.М. Прихожан. - Питер, 2009. - 192 с.
8. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство [Текст] / Грегг М.Ферс. - СПб.: Изд-во Европейский Дом, 2000. - 176 с.