Научная статья на тему 'Наблюдение - как один из приемов формирования научного метода познания в преподавании естественнонаучных предметов (биологии и химии)'

Наблюдение - как один из приемов формирования научного метода познания в преподавании естественнонаучных предметов (биологии и химии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1821
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ МЕТОД / НАБЛЮДЕНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / ОПЫТЫ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / АЛГОРИТМ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршутина Людмила Александровна, Заграничная Надежда Анатольевна

Данная статья дает возможность читателям познакомиться с научными методами познания, применяемыми в школьной практике: теоретическими и эмпирическими. Более подробно рассмотреть одни из важнейших научных методов познания наблюдение. Именно наблюдение важнейший метод научного познания в химии и биологии, который вместе с наукой пришел в школьное образование и, за годы претерпев определенные изменения, остался также востребован среди учителей и учащихся. Наблюдение дает возможность накапливать первоначальные данные об объекте исследования при минимальном воздействии на него исследователя, способствует развитию у учащихся таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Вместе с тем учащиеся вырабатывают практические умения и навыки (измерение, зарисовки, записи, препарирование и пр.). В статье предлагается определённый алгоритм в естественных науках для усвоения учащимися понятия «наблюдение». Рассматриваются разные взгляды педагогов-естественников на данный метод, его применение в преподавании естественнонаучных предметов биологии и химии. Кроме интересного теоретического материала в статье представлены фрагменты уроков по биологии и химии с применением научного метода познания наблюдение, который представляет обновленный подход в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршутина Людмила Александровна, Заграничная Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наблюдение - как один из приемов формирования научного метода познания в преподавании естественнонаучных предметов (биологии и химии)»

Наблюдение - как один из приемов формирования научного метода познания в преподавании естественнонаучных предметов (биологии и химии)

Паршутина Людмила Александровна

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра естественнонаучного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования (ФГБНУ «ИСРО РАО»), [email protected]

Заграничная Надежда Анатольевна

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра естественнонаучного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования (ФГБНУ «ИСРО РАО»), [email protected]

Данная статья дает возможность читателям познакомиться с научными методами познания, применяемыми в школьной практике: теоретическими и эмпирическими. Более подробно рассмотреть одни из важнейших научных методов познания -наблюдение. Именно наблюдение - важнейший метод научного познания в химии и биологии, который вместе с наукой пришел в школьное образование и, за годы претерпев определенные изменения, остался также востребован среди учителей и учащихся. Наблюдение дает возможность накапливать первоначальные данные об объекте исследования при минимальном воздействии на него исследователя, способствует развитию у учащихся таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Вместе с тем учащиеся вырабатывают практические умения и навыки (измерение, зарисовки, записи, препарирование и пр.).

В статье предлагается определённый алгоритм в естественных науках для усвоения учащимися понятия «наблюдение». Рассматриваются разные взгляды педагогов-естественников на данный метод, его применение в преподавании естественнонаучных предметов биологии и химии. Кроме интересного теоретического материала в статье представлены фрагменты уроков по биологии и химии с применением научного метода познания - наблюдение, который представляет обновленный подход в педагогической практике.

Ключевые слова: научный метод, наблюдение, эксперимент, эмпирический уровень, теоретический уровень, опыты, естественнонаучные предметы, алгоритм, естественнонаучная грамотность.

СО ^

0

сч

N

01

Статья выполнена в рамках проекта «Обновление содержания общего естественнонаучного образования и методов обучения естественнонаучным предметам в условиях современной информационной среды». Шифр проекта № 27.6122.2017/БЧ.

В основе обновления содержания всех естественнонаучных учебных предметов лежит направленность на формирование естественнонаучной грамотности выпускников средствами, доступными для этих дисциплин. Важнейшим фактором формирования естественнонаучной грамотности является опора на научный метод познания в образовательном процессе.

Как показывают результаты педагогическая практика, наиболее эффективный путь к преодолению отставания в формировании естественнонаучной грамотности выпускников основной школы предполагает преподавание всех естественнонаучных предметов на основе единой концепции, построенной на общих дидактических и технологических принципах. Особо важным аспектом такой концепции представляется создание возможности для каждого учащегося овладеть естественнонаучными знаниями и научным методом познания в соответствии с принципом научности. Об этом свидетельствуют современные научные исследования в области теории и практики обучения, которые проводились под руководством акад. В.Г. Разумовского [10] и др.

Применение научного метода в обучении естественнонаучным предметам в основной школе обеспечивает школьникам возможность овладения умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; создаёт условия для формирования умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений, представления научных аргументов для обоснования своих действий.

Научный метод - основа науки, он определяет путь научного исследования. Это способ научного познания, представляющий собой последовательность определённых действий, приводящих к новому знанию [1, с.41].

Научный метод познания основывается на взаимосвязи форм научного знания в структуре научной теории: факты, понятия, явления — основные закономерности/законы — теория —следствия и их проверка. Именно применение научного метода при изучении теоретических основ биологии и химии, ознакомление учащихся со всеми этапами процесса получения научных зна-

ний, приобретение ими познавательного опыта приводит к пониманию особенностей естественнонаучного познания, к появлению убеждений в истинности научных знаний, в их общечеловеческой значимости и ценности. В конечном итоге формируются отношения школьников к природе, к человеку, к знаниям, к самому процессу познания, к науке, к естественнонаучному образованию. Таким образом, закладывается основа естественнонаучной грамотности.

Традиционно при изучении в школе естественных учебных предметов рассматривают два уровня научного познания: эмпирический (опытный) и теоретический. Эмпирическое и теоретическое познание - это единый процесс, характерный для любого естественнонаучного исследования на любой его стадии.

Эмпирический уровень познания включает исследования реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов на этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемом объекте путем наблюдения, выполнения описаний и разнообразных измерений и проведения экспериментов, а также производится первичная систематизация получаемых данных и, возможно, формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональном (логическом) этапе познания. В результате использования приёмов теоретического познания строятся научные теории, которые являются основной формой научного знания. Это более высокая ступень в научном познании. Здесь широко используются приёмы (методы) научного абстрагирования и идеализации - переход к обобщенным представлениям и понятиям.

Важнейшие методы научного познания в биологии и химии являются: наблюдение, эксперимент (опыты) и моделирование, которые вместе с наукой пришли в школу, претерпев определенное изменение.

Более подробно остановимся на методе наблюдения.

Наблюдение (от лат. observatio) - это метод, который дает возможность накапливать первоначальные данные об объекте исследования при минимальном воздействии на него исследователя. «Успех наблюдения зависит от множества причин: прежде всего от того, насколько ясно и конкретно поставлена задача наблюдения, насколько правильно построен план наблюдения, как подготовлен наблюдатель, насколько развита его наблюдательность, умение фиксировать факты, умение анализировать и синтезировать фактический материал» (К.Я. Парменов) [6]. Целенаправленным (т.е. научным) наблюдение становится при последовательном выполнении всех этапов наблюдения; необходимость, интерес — цель, гипотеза

— план — подготовка — фиксация результатов

— объяснение, выводы — оценка.

Как в научном, так и в учебном наблюдении эти этапы реализуются в обобщенных умениях, которыми должны владеть все учащиеся.

При организации усвоения понятия «наблюдение» целесообразно, руководствоваться определённым алгоритмом в естественных науках [2]:

• определить свой личный интерес (Зачем мне?);

• сформулировать цель, гипотезу (Чего я достигну? Цели учебного наблюдения: получить представление о чем-то, получить информацию о ... Гипотеза может отсутствовать в учебном наблюдении);

• выбрать объект наблюдения (предмет, вещество, явление) (Что?);

• определить условия наблюдения (время, место, продолжительность) (Когда? Где?);

• составить план действий;

• выбрать необходимый способ фиксации результата (словесное описание, рисунок, схема, таблица, протокол, отчет);

• практически осуществить восприятие явления или процесса;

• обработать и проанализировать результаты наблюдения;

• формулировать выводы.

Методу наблюдения уделяли огромное внимание педагоги-естественники А.Я. Герд, К.Д. Ушин-ский, К.П. Ягодовский, В.В. Половцов, М.Н. Скат-кин, В.Ф. Шалаев, В.Б. Богорад, Н.В. Падалко, А.И. Никишов и др. [8, 4, 5].

В своих трудах К.Д. Ушинский [12] отмечал, что прежде чем проводить наблюдение за живыми организмами, учителю необходимо провести предварительную работу по подготовке наблюдений; определить цель наблюдения; выбрать объект; разработать задания и познакомить с ними учащихся; подобрать необходимое оборудование; познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов.

По мнению В.В. Половцова - наблюдение должно решать определенную задачу. Ученый утверждает, что перед наблюдением нужно поставить проблему, например, «Почему черемуха зацветает яркими цветами с сильным запахом?» [8]. При наблюдениях очень важно приучать учеников оценивать условия наблюдаемого явления, а также отличать существенное от несущественного.

Наблюдения можно проводить как в классе на уроках и лабораторных занятиях, так и на экскурсиях в природу. На уроках или лабораторных занятиях учащиеся ведут самостоятельные наблюдения над объектами (растениями, животными, природными экосистемами). В.Ф. Шалаев отмечает [5], что самостоятельные наблюдения ценны тем, что они соответствуют важнейшему методу исследования биологии, где наблюдения над живыми организмами занимают наряду с экспериментом ведущее место. Учащиеся, проводя самостоятельные наблюдения, овладевают и научным методом изучения живой природы.

Н.В. Падалко в своем труде «Методика обучения ботанике» [4] отмечает, что наблюдения можно проводить в уголке живой природе и дома: например, наблюдения за развитием растений (за

распусканием почек и образованием побегов, за ростом и развитием корневой системы у бобовых и злаковых и др.). Положительные результаты эти наблюдения дают в том случае, если учащиеся будут систематически выполнять задания, если их работа будет под постоянным контролем учителя, а результаты наблюдений будут обобщаться на уроках при прохождении соответствующей темы.

Академик A.M. Новиков подчеркивает, что наблюдение - это «наиболее информативный метод исследования», позволяющий «увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя - как непосредственному, так и с помощью различных приборов» [9]. Наблюдения помогают получить определенную информацию для «дальнейшего теоретического осмысления и истолкования, утверждения или опровержения какой-либо гипотезы и пр.».

Сегодня метод наблюдения широко применяется как на уроках, так и во внеклассной работе, а также в проектной и учебно-исследовательской деятельности [7]. Так в школьных учебниках практически во всех присутствуют задания на наблюдения. Например, в первом параграфе учебника биологии (автор С.В. Суматохин, В.Н. Радионов) внимание пятиклассников обращается на то, что окружающий мир познаваем: «Сегодня по пути в школу вам, наверное, хотелось узнать, почему отцвели и пожухли многие растения, почему по утрам стало прохладнее и на смену солнечному лету пришла унылая осень?» [11, с. 5].

Учитель должен показать школьникам, что внимательный наблюдатель может сделать немало удивительных открытий. У пятиклассников должен возникнуть вопрос: как научиться видеть то, чего не видно на первый взгляд. Какими методами пользоваться для того, чтобы это «увиденное» познавать?

Наблюдения необходимы для получения исходной информации. При проведении наблюдений, включенных в курс «Биологии» и «Химии», зачастую результат определяется стереотипностью суждения, эмоциональным состоянием и ценностной ориентацией ребенка. Появляется опасность интерпретировать полученные факты «в духе желаемых» результатов наблюдения (вопреки реальным).

В рамках учебного занятия наблюдение - целенаправленное, организованное, осознанное восприятие предметов (объектов) и явлений окружающего мира.

Организуя наблюдения, учитель решает целый комплекс задач:

• освоение учащимися знаний о природе и окружающем мире;

• овладение умением осуществлять наблю-£ дения, способствующее развитию наблюдательности;

00

5 • развитие эстетического восприятия и ста-

сч новление экологического сознания. N Педагогическая практика показывает, что при

Z проведении биологических экскурсий, практиче-

ских, творческих, проектных и исследовательских работ не все школьники владеют методом наблюдения.

Умение наблюдать (видеть, слышать, думать) не сформировано у большинства школьников. Перед учителем биологии и химии стоит крайне важная задача - обучить учащихся проведению наблюдения, которое включает элементы теоретических (замысел, методика, осмысление и контроль результатов) и качественных методов анализа (факторный анализ, шкалирование, измерение и т.д.).

Научное наблюдение имеет определенную цель. Оно проводится по заранее составленному плану. Чтобы наблюдения имели ценность и ими можно было воспользоваться для научных выводов и обобщений, записывают место, время и другие условия, при которых проводилось наблюдение, указывают фамилию наблюдателя [3].

Приведем фрагменты уроков с применением метода наблюдения в 8 классе.

Фрагмент урока по химии.

Тема: «Взаимосвязь химии с другими науками. Предмет химии. Тела и вещества».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учитель. Для того чтобы понять, что изучает химия (предмет изучения), обратимся к вашим знаниям, полученным из курсов других естественнонаучных предметов. Из курса физики вам известно понятие «тело».

- Что мы называем телом? (Тело имеет массу, объём. Твёрдые тела имеют форму). Видеоматериалы на электронной доске иллюстрируют учебную информацию.

- Приведите примеры тел, окружающих человека в природе.

- Приведите примеры тел, сделанных человеком.

Учитель, обращаясь к тексту учебника, знакомит учащихся с понятием «вещество». Вещество -вид материи. Все тела состоят из веществ. Отличия понятия «вещество» от понятия «тело» (связь с курсом физики, 7 класс). Вещества находятся в природе или могут быть получены людьми в лабораториях и на промышленных предприятиях. Известно более 15 млн. веществ. Учёные постоянно синтезируют новые вещества с заданными свойствами.

Демонстрации;

- различные виды химической посуды (разные тела сделаны из одного вещества - стекла);

- предметы, сделанные из разных веществ (одинаковые тела - ложки или стаканы - сделаны из разных веществ - стекло, фарфор, пластик, металл).

Учитель проводит беседу по вопросам:

- Что называют свойствами веществ?

- Какие физические свойства веществ вам известны? (связь с курсом физики) Для нахождения ответов учащиеся работают с текстом учебника.

План характеристики физических свойств веществ (на эл. доске);

Вещество

Агрегатное состояние (Т, 'А'. Г)

Цвет

Прозрачность

Запах (ТБ)

Вкус (ТБ)

Растворимость в воде

Мягкость (твердость)

Хрупкость(пластичность)

Справочные данные: плотность, Г, аыя,Г., , щ электропроводность

Учитель: Некоторые свойства вещества могут быть опасны для человека. Их указывают при помощи специальных знаков. Демонстрация предупреждающих знаков на эл. доске или на плакате по ТБ (яд, радиоактивность, высокое напряжение, огнеопасно и т.п.).

Вопрос: Как можно выяснить, какие физические свойства присущи определённому веществу? (Из визуальных наблюдений или при помощи приборов).

Демонстрация: Ареометр для измерения плотности. Термометр для определения температуры кипения или плавления.

Учитель поясняет понятие «Наблюдение»:

Наблюдение - целенаправленное познание мира с помощью органов чувств непосредственно или опосредованно, с использованием специального оборудования, приборов.

Пронаблюдаем физические свойства некоторых веществ.

Лабораторный опыт: Ознакомление с веществами, описание их физических свойств.

Задание: Охарактеризуйте физические свойства веществ (например: меди и серы; графита и алюминия), стоящих на столе, по плану.

Учитель в ходе беседы обсуждает с учащимися цель наблюдения и план характеристики веществ, уточняет, на что следует обратить внимание. Знакомит с правилами техники безопасности (ТБ) при обращении с незнакомыми веществами (определение запаха, вкуса), используя плакаты и другие средства наглядности.

Учащиеся рассказывают о результате своих наблюдений, одновременно записывая физические свойства веществ в тетрадь в виде таблицы (образец на эл. доске).

Справочные данные учащиеся должны записать дома, используя доступные источники информации.

Вещество Физические свойства (наблюдаемые)

медь

сера

Учащиеся обобщают информацию о веществе, работая с определениями из учебника. Дают определение «химии»; делают вывод о том, что изучает химия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель проводит беседу с показом фрагментов презентации или видеоматериалов об истории развития химии: Химия -фундаментальная наука. Химия - важная область

практической деятельности человека.

Необходимость химических знаний в повседневной жизни человека.

Выполнение заданий:

Задание 1. Вставьте термин «вещество» или «тело» в следующие предложения:

A) При обычных условиях_

имеет форму и объем.

Б) _ может существовать в

разных агрегатных состояниях.

B) _ обладает электропроводностью.

Задание 2. Из приведённого перечня выберите названия тел и веществ, из которых могут состоять эти тела. Получившиеся пары «тело - вещество» запишите в тетрадь.

Медь, алмаз, ведро, сталь, гвоздь, кошка, лёд, льдинка, золото, провод, полиэтилен.

Задание 3. Назовите известные вам методы, при помощи которых можно установить физические свойства вещества.

Задание 4. Сделайте вывод на основе анализа следующих примеров:

Задание 5. Некоторые вещества внешне можно спутать, но если вы знаете свойства веществ, вы сумеете их различить.

Вещества Признаки, по которым

можно спутать можно различить

Вода и раствор сахара

Мелкие кристаллы сахара и соли

Вода и уксус

Учащиеся выполняют задание и делают выводы.

Рассмотри фрагмент урока по биологии в курсе «Человек и его здоровье», в котором указывается на необходимость проведения учащимися наблюдений по темам: «Общее знакомство с организмом человека»; «Опорно-двигательная система»; «Кровь»; «Кровообращение»; «Дыхание»; «Пищеварение»; «Обмен веществ»; «Кожа»; «Нервная система»; «Органы чувств (анализаторы)»; «Высшая нервная деятельность».

Характерным для рассматриваемого курса является использование в качестве наглядных посо-

бий животных, их органов и тканей для того, чтобы опосредованно изучать тело человека. Демонстрация натуральных объектов животного происхождения играет серьезную роль в накоплении конкретных представлений об органах человека и процессах, в них происходящих.

Тема: «Строение и свойства костей. Соединение костей.

Фрагмент урока, включающий этапы изучения нового материала и закрепление с использованием методов (приемов) научного метода познания: анализ, наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, лабораторный анализ.

Познавательные задания:

Задание 1. Рассмотрите микропрепараты костной и хрящевой ткани. Сделайте вывод об особенностях строения плотной соединительной ткани.

Задание 2. Рассмотрите декальцированную и прокаленную кости. Ответьте на проблемный вопрос урока.

Задание 3. Зарисуйте в тетради строение кости и подпишите рисунок.

- За счет чего кость растет в ширину?

- Что влияет на рост костей?

Задание 4. Пользуясь текстом и рисунками учебника, раздаточным материалом, составьте в тетради схему разнообразия костей по форме. Приведите примеры костей.

- Как строение и форма костей связаны с выполняемой функцией?

- Большинство людей имеют красивую форму головы, так как после родов акушерка поправляет голову ребенка. Как вы думаете, почему это надо делать?

Задание 5. Выполните лабораторную работа на тему: «Типы соединений костей, строение».

Лабораторный опыт: возьмите модели скелета человека, черепа с костями, проведите наблюдения и опишите их.

Оборудование: модели скелета человека, черепа с раскрашенными костями.

Цель работы: изучить разные виды соединения костей (суставы), провести наблюдения за их движениями.

1. Рассмотрите на скелете локтевой сустав.

- Какими костями он образован?

- Какую форму имеют суставные поверхности?

2. Исследуйте на себе, какие движения можно совершать в локтевом суставе.

3. Найдите на скелете суставы шаровидной формы. Результаты наблюдений запишите в таблице.

Название сустава Образующие кости Форма сустава Движения

Л 4. Определите виды соединений в позвоночном

со столбе.

о - Между чем образованы суставы грудной клетки?

и - Какие движения возможны в позвоночном

^ столбе (проверьте на себе)?

- Как соединены ребра и грудина?

- Какие отделы позвоночника позволяют совершать наибольшее количество разнообразных движений? Результаты наблюдений оформите в виде таблицы.

Виды соединений Образующие кости Форма сустава Движения

Название сустава: Полуподвижное Неподвижное

Учащиеся выполняют задание и делают выводы.

Необходимость ознакомления школьников с различными методами научного познания - общепризнанное положение. Но эта проблема не решается в достаточной мере в образовательной практике. В школах редко можно встретить химический или биологический проблемный эксперимент в качестве средства постановки проблем, формулирования целей и гипотез. Чаще всего эксперимент используется как средство наглядности и средство формирования практических умений, но не для доказательства правильности или ошибочности гипотезы. В то же время, природные и лабораторные наблюдения, эксперимент, самостоятельные учебные исследования могут и должны стать неотъемлемой частью преподавания этих предметов.

Литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.

2. Заграничная Н.А., Журин А.А. Химия: мета-предметные результаты обучения. 8-11 классы (Мастерская учителя химии): Методическое пособие. М.: ВАКО, 2014. 208 с.

3. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Методы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы: интегральный под-ход//Школьные технологии.2017. № 3., С. 20-25.

4. Методика обучения ботанике. Под общ. ред. Н. В. Падалко, В.Н. Федоровой. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1982. 351 с.

5. Методика обучения зоологии: Пособие для учителей/ Шалаев В.Ф., Богоряд В.Б., Никишов А.И. и др. - 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 271 с.,

6. Парменов К.Я. Химический эксперимент в средней школе. М.: Из-во АПН РСФСР, 1959. 360с.

7. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения естественнонаучных предме-тов//Научные исследования в образовании. 2012. №1. - с. 21а-25.

8. Половцов В. В. Общая методика естествознания. М., 1914. 45с.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.- М.: Синтег. - 663 с.

10. Разумовский В.Г., Майер В.В., Вараксина Е.И. ФГОС и изучение физики в школе. О научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников. Москва - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. 208с.

11. Суматохин С.В., Радионов В.Н. Биология. 5 класс. Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 114 с.

12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1.Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584с.

13. Болотова У.В., Бондаренко Н.Г. Проблема культурного самопознания и самоин-дентификации в традиционном и индустриальном обществах в генезисе социально-философской мысли. // Инновации и инвестиции. 2014. №7. с.141-143

14. Салынская Т.В. Система действий преподавателей и студентов по созданию собственного интеллектуального продукта в виде презентации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (76). С. 208-210.

Observation as one of the means of forming the scientific method of cognition in teaching of natural science subjects (biology and chemistry) Parshutina L.A., Zagranichnaya N.A.

Federal state budgetary scientific institution "Institute of education

development strategy of the Russian Academy of education") The article provides an opportunity for readers to get acquainted with the scientific methods of cognition being used in school practice: theoretical and empirical, and to consider in more detail one of the most important scientific methods of cognition - observation. Observation is the most important method of scientific knowledge in chemistry and biology, which came to school education in common with Science, over the years has undergone some changes, but has still remained in demand among teachers and students. Observation makes it possible to accumulate initial data on the object of research with minimal impact on the researcher, promotes the development of students' thinking techniques such as analysis, synthesis, comparison, generalization. At the same time, students develop practical skills (measurement, sketches, recordings, preparation, etc.).

The article examines a certain algorithm in natural Sciences for students to learn the concept of the "observation". The authors consider different points of view of natural-science teachers on this method, its application in teaching of natural subjects of biology and chemistry. In addition to interesting theoretical material, the article presents fragments of lessons in biology and chemistry using the scientific method of cognition - observation, which is an updated approach in pedagogical practice. Key words: scientific method, observation, experiment, empirical level, theoretical level, experiments, natural science subjects, algorithm, natural science literacy.

References

1. Vygotsky L. S. Thinking and speech. Psychological researches.

M.: Labyrinth, 1996. 416 pages.

2. Foreign N.A., Zhurin A.A. Himiya: metasubject results of training.

8-11 classes (Workshop of the teacher of chemistry): Methodical grant. M.: WACO, 2014. 208 pages.

3. Foreign N.A., Parshutina L.A. Methods of formation of natural-

science literacy of pupils of the main school: integrated approach//School technology.2017. No. 3., Page 20-25.

4. Technique of training in botany. Under a general edition of N.V.

Padalko, V.N. Fedorova. 3rd prod., reslave. M.: Education, 1982. 351 pages.

5. Technique of training of zoology: A grant for Teachers / Shalaev

V.F., Bogoryad V.B., Nikishov A.I., etc. - the 2nd prod., ucnp. M.: Education, 1979. 271 pages,

6. Parmenov K.Ya. A chemical experiment at high school. M.: Publishing house of NPA of RSFSR, 1959. 360 pages.

7. Parshutina L.A., Samoylenko P.I. Research activity of pupils in

the course of studying of natural-science objects//Scientific research in education. 2012. No. 1. - page 21a-25.

8. V. V. Cumans. General technique of natural sciences. M, 1914.

45 pages.

9. Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology. - M.: Cwm-er - 663

pages.

10. Razumovsky V.G., Maier V.V., Varaksina E.I. FGOS and studying of physics at school. About scientific literacy and development of informative and creative activity of school students. Moscow - St. Petersburg: Nestor History, 2014. 208 pages.

11. Sumatokhin S.V., Radionov V.N. Biologiya. 5th class. Binomial. Laboratory of knowledge, 2014. - 114 pages.

12. Ushinsky K.D. Chosen pedagogical compositions. In 2 t. Volume 1. Theoretical problems of pedagogics. M.: Pedagogics, 1974. 584 pages.

13. Bolotova U.V., Bondarenko N.G. The problem of cultural self-knowledge and self-identification in traditional and industrial societies in the genesis of socio-philosophical thought. // Innovation and investment. 2014. No7. p. 141-143

14. Salynskaya T.V. The system of actions of teachers and students to create their own intellectual product in the form of a presentation // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2017. No. 10-2 (76). S. 208-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.