Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ У ПСИХОЛОГОВ'

РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ У ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
541
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЛЮДЕНИЕ / НАБЛЮДАТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЯ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кошелева Ю. П.

В статье рассматриваются важные для психолога навыки наблюдения, даются структура и основные элементы практикума по наблюдению и наблюдательности для психологов с учетом видов наблюдения, позиции наблюдателя, объекта, предмета и условий наблюдения, обсуждается деятельность наблюдения, выделяются особенности наблюдения в психологии, разделяются результат наблюдения и наблюдательности, определяются условия развития наблюдательности как профессионально важной черты личности у психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PSYCHOLOGISTS’ ABILITY FOR OBSERVATION THROUGH WATCHFULNESS

The article discusses observation skills that are important for a psychologist, gives the structure and basic elements of a workshop on observation and psychologists’ ability for observation, taking into account the types of observation, the position of the observer, object, subject and conditions of observation, examines the features of observation in psychology, separates the result of observation and ability for observation, and highlights the conditions for developing ability for observation as a professional personality trait in psychologists.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ У ПСИХОЛОГОВ»

Научная статья

УДК 159.9 /316(075)

DO110.52070/2500-3488_2022_1_842_115

Развитие наблюдательности через наблюдение у психологов

Ю. П. Кошелева

Московский государственный лингвистический университет,

Москва, Россия, yu.p.kosheleva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются важные для психолога навыки наблюдения, даются структура

и основные элементы практикума по наблюдению и наблюдательности для психологов с учетом видов наблюдения, позиции наблюдателя, объекта, предмета и условий наблюдения, обсуждается деятельность наблюдения, выделяются особенности наблюдения в психологии, разделяются результат наблюдения и наблюдательности, определяются условия развития наблюдательности как профессионально важной черты личности у психологов.

Ключевые слова: наблюдение, наблюдатель, деятельность, результат наблюдения и наблюдательности, психологи

Для цитирования: Кошелева Ю. П. Развитие наблюдательности через наблюдение у психологов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 1 (842). С. 115-122. DOI 10.52070/2500-3488_2022_1_842_115

Original article

Developing Psychologists' Ability for Observation Through Watchfulness

Yuliya P. Kosheleva

Moscow State Linguistic University, Moscow,

Russia, yu.p.kosheleva@mail.ru

Abstract. The article discusses observation skills that are important for a psychologist, gives the structure and basic

elements of a workshop on observation and psychologists' ability for observation, taking into account the types of observation, the position of the observer, object, subject and conditions of observation, examines the features of observation in psychology, separates the result of observation and ability for observation, and highlights the conditions for developing ability for observation as a professional personality trait in psychologists.

Keywords: observation, observer, activity, the result of observation and watchfulness, psychologists

For citation: Kosheleva, Yu. P. (2022). Developing Psychologists' Ability for Observation Through Watchfulness.

Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 1(842), 115-122. 10.52070/2500-3488_2022_1_842_115

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдение играет важную роль в жизни человека, оно помогает ему в той или иной степени познавать себя и окружающий мир. Познание как феномен изучается разными науками. То, что изучает человек, как изучает, каков результат познания, какие методы для получения знания используются и чему учить психологов для достижения высоких профессиональных успехов - предмет специального анализа.

Психологи в своей профессиональной деятельности должны уметь различать виды наблюдения, выделять их отличительные признаки, различать сходные методы познания, определять специфику использования метода наблюдения в психологии и развивать свою наблюдательность как профессионально важное качество.

В Московском государственном лингвистическом университете в течение ряда лет автор читает дисциплину «Практикум по наблюдению и наблюдательности» для психологов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01. Психология. Структура курса состоит из следующих элементов: наблюдение как вид восприятия; наблюдение как исследовательский метод; объекты и субъекты наблюдения; виды наблюдения и их особенности; наблюдение как деятельность; наблюдательность как черта личности.

Мы считаем, что в профессии психолога необходимыми умениями и навыками являются: распознавание терминологических тонкостей понятия, выделение объекта и предмета наблюдения, касающихся душевной жизни человека, определение влияние наблюдателя на наблюдаемое, выбор вида наблюдения под решение исследовательской задачи, применение метода наблюдения в практической деятельности, развитие наблюдательности у психологов как будущих профессионалов.

НАБЛЮДЕНИЕ

Первое, на что нужно обратить внимание психологов, - разграничение двух значений понятия наблюдения, которые связаны с двумя видами познания [Кошелева, 2017]. Такое разграничение важно по тому, что наблюдение можно определить как вид восприятия и как исследовательский метод, решающие задачи чувственного и словесно-логического познания соответственно. В первом случае наблюдение охватывает все способы получения сведений об окружающем мире и своих непосредственных реакциях на него посредством органов чувств [Регуш, 2008; Шнейдер, 2007; Лабунская, 2011]. Способность психологов различать мельчайшие проявления объекта наблюдения - важнейший

навык профессионала, умеющего подмечать то, на что другие люди не обратили бы внимания. Во втором случае наблюдение опосредовано знаком, благодаря которому появляется возможность соотносить объекты действительности с их обозначением и затем манипулировать ими в сознании, создавая бесчисленное количество комбинаций из представлений (первичных образов). Это соотнесение является произвольным, и, чтобы результат мыслительной деятельности человека был социально значим, необходимо выполнять определенные правила, следуя которым знание становится верифицируемым, повторяемым и прогностическим. Наблюдение как исследовательский метод решает задачи словесно-логического познания и подчиняется тем же требованиям, что и любое исследование [Абду-рахманов, 1999; Шнейдер, 2007; Кравченко, 2014]. Требования касаются всех его звеньев - от установления фактов (что считать фактом, а что нет, его объективность и достоверность) до их обработки, интерпретации и повышения качества (оценочных показателей) наблюдения. Основой исследования является его методология, которая делится на качественную и количественную, содержит уровни (философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический) и включает инструментарий (в методе наблюдения это дневник, протокол и карточки наблюдения, классификатор контент-анализа, аудиовизуальные средства и программа обработки данных) [Кравченко, 2018]. Любое исследование предполагает программу, в которой выделяются цели и ставятся задачи, объект и предмет наблюдения, формулируется гипотеза, определяются категории наблюдения, наблюдаемые ситуации, условия и единицы наблюдения. При составлении исследовательской программы трудности возникают уже на этапе выделения предмета наблюдения, так как в нем нужно определить признаки объекта, включая его элементарные, эмпирически фиксируемые поведенческие акты, которые становятся единицами наблюдения (характеристики движений - скорость, темп, направление, перемещения, одиночные или совместные; экспрессию - мимика, пантомимика, позы; речевые акты (высота голоса, тон, интенсивность, интонация, ошибки и оговорки) и др. Предмет исследования тесно связан с категориями наблюдения, к которым относятся выделенные признаки. Их не только нужно операционали-зировать и определить необходимое количество, но и объединить в наблюдаемые признаки и сопоставить с решаемой задачей. Так, несмотря на то, что предметом наблюдения являются психологические явления (например, стеснительность или эмоциональные проявления), их признаки могут включать вегетативные реакции человека - ритм дыхания,

кожно-гальванические реакции, изменение цвета кожи (покраснение или побледнение). Другой трудностью становится определение реальных обстоятельств, при которых могут проявиться, и, наоборот, могут не проявится категории наблюдения. В наблюдаемых ситуациях нужно обнаружить факторы, которые способствуют проявлению этих признаков. Условия наблюдения необходимо фиксировать, так как не все они способствуют наблюдению. (В этом наблюдение схоже с экспериментом, в котором условия становятся контролируемыми [Шнейдер, 2007]. Согласно авторской позиции, три понятия: исследование, наблюдение и эксперимент имеют сходство. Они следуют в таком порядке: сначала наблюдение, затем исследование и в конце эксперимент - в каждом добавляется по одному элементу из общей для них схемы. В нашем понимании как метод наблюдения, так и эксперимент может использоваться как исследовательские методы. Они являются основными научными методами сбора данных. В этом случае исследование является родовым понятием по отношению к методам, с помощью которых собираются и обрабатываются полученные в исследовании данные). И, наконец, единицы наблюдения, с помощью которых подтверждаются категории наблюдения. Определение предмета, категорий и единиц наблюдения осложняется тем, что в психологии нужно выделить невидимые характеристики через внешние проявления (о чем будет сказано далее).

При формировании навыков наблюдения у студентов следует идти от простого к сложному. Сначала осваивается обыденное наблюдение как один из древнейших методов познания. В нем нет цели, наблюдение воспринимается студентами как задание. Оно позволяет обращать внимание на объекты и их признаки, следить за возможными изменениями в нем. От обыденного наблюдения легче перейти к научному, в котором нужно не только выделить какой-то факт наблюдения, но и отобрать его среди других для решения исследовательской задачи. При использовании наблюдения как исследовательского метода следует понимать, что и научное наблюдение может интерпретироваться как вид восприятия, а по тому может быть ограничено возможностями органов чувств человека. Вот почему необходима серьезная проработка теоретического материала и операционализации основных понятий, которые раскрывают содержание предмета исследования. Здесь следует обратить внимание на два момента. Первый связан с возможностями употребления тех или иных терминов на разных языках. Так, например, само понятие «наблюдение» будет интерпретироваться по-разному в зависимости от того, какое слово выбирается, какое

значение является доминирующим и с какой ситуацией оно связано [Кошелева, 2017]. Например, на английском языке слова observation, watching, notice, up-keep, monitoring, supervision, attendance, outsight et cetera - это разные виды наблюдения. Какие-то из них перешли в русский язык, а какие-то нужно понимать контекстно. Учитывая, что на отделении психологии в Московском государственном лингвистическом университете учатся психологи-лингвисты, этот факт является немаловажным для них при определении вида, предмета и условий наблюдения. Второй момент касается такого признака, как протяженность. Изменения в объекте наблюдения можно отслеживать во времени. К тому же сам метод наблюдения имеет этапы, связанные с процедурой его проведения. От длительности наблюдения и наличия или отсутствия системы показателей зависит выбор метода - в случае их увеличения наблюдение становится мониторингом. Он проводится в течение длительного времени, в котором периодически осуществляются замеры индикаторов (чаще в равные промежутки), отслеживаются одни и те же показатели, позволяющие фиксировать состояние, процесс и возможные изменения объекта наблюдения. В отличие от метода наблюдения мониторинг позволяет изучать сложные объекты в динамике, давать их всестороннее описание. В практикуме по наблюдению и наблюдательности осуществляется развитие навыков наблюдения, благодаря которым формируется наблюдательность.

Таким образом, наблюдение является способом познания. Оно становится частью деятельности людей (в том числе научной). Усложняется и дифференцируется деятельность, а вместе с ней и наблюдение. Вид деятельности, в которой оно используется, влияет на цели и результаты наблюдения. Они будут иными, в зависимости от того, кто его проводит - например, психолог или социолог. Наблюдение как вид восприятия ограничено органами чувств, но подразумевает задействование всех органов чувств, доступных человеку (хотя это звучит непривычно).

Второе, на что следует обратить внимание психологов, - это выбор позиции наблюдателя и связанного с ней вида наблюдения, разграничение наблюдателя и наблюдаемого, определение наблюдения как деятельности. Неоспоримым фактом является то, что применять наблюдение как исследовательский метод может только человек. Он определяет программу исследования, в которой выделяет объект и предмет, ставит цель и формулирует задачи и гипотезы и их проверяет. Его нельзя полностью исключить из исследования. Нужно учитывать и разные области деятельности,

где исследователь применяет метод наблюдения от его принадлежности к той или иной области зависят сбор, организация исследования и интерпретация полученных результатов. Кроме того, в ситуациях, когда объектами наблюдения становятся другие люди, нельзя исключить и взаимовлияния их друг на друга.

Позиция психолога, наблюдателя-исследователя, диктует выбор метода наблюдения как метода исследования, предполагающего «систематическое, целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» [Шахматова, 2008, с. 6]. Предметом исследования становятся психические явления, которые при определенных условиях выявляются и изменяются. Если объектом наблюдения для психолога могут быть личность, группа, общность или сообщество (общество), деятельность людей, то предмет исследования во многом будет зависеть от выбора исследователем теории и методологии исследования. Например, в психологическом исследовании с помощью этого метода в числе

Для того чтобы правильно выделить признаки сознания, нужно понимать, какой вид наблюдения нужно выбрать, какие проявления каждого уровня сознания существуют и как они описаны в психологической литературе.

В то же время от позиции наблюдаемых людей зависит процесс и результат наблюдения. Они определяются тем, знает ли человек, что за ним наблюдают или нет. Чтобы наблюдение стало возможным, исследователю приходится включаться в процесс наблюдения (в том числе и в самонаблюдение - наблюдение за самими собой). От степени участия наблюдателя зависит выбор вида наблюдения, в котором усиливается или ослабляется либо объективная, либо субъективная сторона наблюдения. Это участие проявляется как в степени трудоемкости процедуры наблюдения (тогда

первых М. Я. Басов изучал личность и ее отдельные стороны, индивидуально-психологические различия в поведении учащихся одной возрастной группы и др. Предмет исследования определялся научными интересами автора. Фактом является то, что на любое исследование накладывается опыт исследователя, его знания, личная заинтересованность в результатах, отношение к объекту и предмету и исследованию в целом. Вместе с тем в психологическом исследовании необходимо через внешние факты определить внутреннее содержание психической деятельности человека (это дается с трудом в выполнении студентами заданий практикума). Исследователю необходимо проявить активность в том, чтобы извлечь скрытое из явного, дать ему обоснование и психологическую интерпретацию. Например, какие индикаторы нужно выбрать психологу, если его предметом является сознание? По мнению Ф. Е. Василюка, в зависимости взаимоотношений между наблюдателем и наблюдаемым и от их участия выделяются четыре уровня (режима) функционирования сознания: рефлексия или переживание, сознавание или бессознательное (см. табл. 1).

разграничиваются формализованное (структурированное, стандартизованное, контролируемое) и нестандартизованное (бесструктурное, простое, неконтролируемое) виды наблюдения), либо его включенность в процесс наблюдения (в этом случае контролируемое наблюдение делится на включенное (участвующее, соучаствующее) и невключенное (неучаствующее)). Если стандартизированное наблюдение обычно не вызывает вопросов, то включенное и невключенное наблюдение следует прокомментировать. Понятно, что невключенное наблюдение подразумевает невмешательство в ход событий, однако открытым остается вопросы: насколько наблюдатель остается беспристрастным; действительно ли его присутствие не влияет на наблюдаемых людей, и они его не замечают. Включенное наблюдение или

Таблица 1

типология уровней (режимов) функционирования сознания

Сознание Наблюдаемое

Активен Пассивен

Наблюдатель Активен Рефлексия Сознавание

Пассивен Переживание Бессознательное

наблюдение «в маске» проводить сложнее, так как необходимо соблюдать меры предосторожности. Нужно не только скрывать истинную информацию о себе, становится частью сообщества людей, за которыми производится наблюдение, но и понимать контекст наблюдаемых событий. От глубины понимания зависит глубина наблюдения - проникновение в значение и смысл происходящих событий для наблюдаемых людей. Исследователь вынужденно становится «пристрастным», начинает разделять образ их жизни (вплоть до смены своего на новый). У его есть выбор одной из двух позиций - отстраненности или соучастия, которые совместить нельзя. Взаимоотношения наблюдателя с участниками наблюдения делит его на сходные с предыдущим делением виды - скрытое и открытое. Скрытое наблюдение гарантирует, что наблюдаемые не догадываются о том, что за ними наблюдают. Наблюдатель частно присутствует в ситуациях наблюдения инкогнито, о его намерениях никто не знает. Такой вид наблюдения приводит к жарким дискуссиям о разделении включенного и скрытого наблюдения, ставит вопросы, касающиеся этики сбора данных, проведения наблюдения и его результатов. В любом случае наблюдатель подвергается двойному риску - риску быть разоблаченным вплоть до смертельного исхода и риску потери идентичности в случае отождествления себя с наблюдаемой группой. Если же наблюдаемые заметили, что за ними наблюдают, то они демонстрируют «реактивное» поведение - осознанное или неосознанное изменение поведения человека под влиянием наблюдения. Невключен-ное открытое наблюдение подразумевает знание наблюдаемых о наблюдении и их согласии на его проведение. Доверие к наблюдателю-исследователю повышается, если он проявляет определенные качества, которые от него ожидают (например, доброжелательность, спокойствие, нейтральность). Однако и здесь имеется риск - риск искажения результатов наблюдения, так как трудно проверить, насколько поведение людей сходно в его отсутствие.

Выбор позиции наблюдателя связан еще и с тем, что результаты наблюдения зависят от того, кем он является - действующим лицом или наблюдателем событий. В социальной психологии хорошо известно, что объяснение причин поведения людей будет зависеть от занимаемой позиции. Феномен каузальной атрибуции, или приписывание этих причин в зависимости от контекста, обусловлен тем, что занимаемая позиция диктует разное объяснение причин одного и того же поведения. Эта тенденция усиливается, если нет ни фоновой информации о событии ни информации

о наблюдаемом человеке. Здесь проявляются две ошибки атрибуции - фундаментальная и мотива-ционная. Объяснение причин поведения зависят от позиции участников. С позиции действующего лица, подверженного первой ошибке, его поведение объясняется влиянием внешней среды в случае неуспеха и личных качеств, если что-то получилось сделать, а с позиции наблюдателя, на которого действует вторая ошибка атрибуции, наоборот - если что-то не получилось, то «виноват» тот, кто это действие совершал, а если получилось, то это дело случая, а не личных усилий. Действующие лица всегда обладают большей информацией, включая обстоятельства их жизни, по сравнению с наблюдателями, и она имеет разную значимость для них, что объясняет появление у них и разных ошибок. У них меняется «фигура и фон» - для одних фигурой является человек, а фоном ситуация, а для других обратное. Действующее лицо фокусируется на ситуации -оно интерпретирует ее, исходя из собственных соображений, а потому считает их результатом своей активности (себя же он и так знает - факты из жизни, переживания, мотивы), наблюдатель же игнорирует ситуацию и концентрируется на наблюдаемом, который оценивает свое поведение как реакцию на ситуацию (меняется ситуация, меняется и поведение).

Получается, что и наблюдатель и наблюдаемое взаимосвязаны - каждый влияет на другого (что экспериментально подтверждено в физике). Наблюдение как способ познания является двусторонним процессом. Оно вплетается в деятельность участников наблюдения, а значит может быть не только вспомогательным методом по отношению к основной деятельности - исследовательской, но и само может стать деятельностью. Частично это проявляется в процессе включенного наблюдения, когда наблюдатель становится, хоть и на время, членом группы, за которой наблюдает. Его вовлеченность в наблюдение сливается с деятельностью группы. Наблюдение становится видом профессиональной деятельности, когда от его результатов зависит открытие нового, описание процессов в природе, сохранность объекта и др. - например, в профессиях орнитолога, натуралиста, астронома, охранника, караульного и т. д. Наблюдение как деятельность имеет все характеристики, которые ей присущи. Оно затрагивает различные сферы психики, сопровождающие деятельность - в первую очередь, интеллектуальную, эмоциональную и волевую. Вовлекаясь в наблюдательную деятельность, человек помечает мелкие детали в объекте наблюдения, собирает их в единый образ, дополняя его все новыми и новыми фактами наблюдения. Этот факт отражен в притче, в которой учитель

дал задание ученику часами и днями наблюдать за одним и тем же объектом - рыбой. Реакции ученика хорошо иллюстрируют этапы перехода наблюдения в деятельность: недоумение, вовлечение, протест, негодование, интерес, переживания, радость открытия, сопровождающие процесс наблюдения. Задача учителя - дать ученику инструмент замечать то, что считается привычным, и оттачивать навык наблюдения. Наблюдение развивается в деятельности, развивается и личность, которая ее осуществляет, и у нее появляется особое качество - наблюдательность.

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

В психологической литературе прослеживается взаимосвязь между наблюдением и наблюдательностью [Богуславский, 2000; Регуш, 2008]. Наблюдательность формируется, если человек совершенствует культуру наблюдения, систематически тренируется в наблюдении [Богуславский, 2000]. Она определяется как способность замечать малозаметные, но существенные и интересные с какой-либо точки зрения признаки в явлениях и предметах. Это не только умение проводить наблюдение. Наблюдательность сопровождают стремление узнавать новое, любознательность и внимание к деталям. В его основе, по нашему мнению, лежит поиск неочевидного в очевидном, стремление находить новые факты и не отбрасывать их, даже если они противоречат общепринятой точке зрения. Наблюдательность отличается от наблюдения тем, что она проявляется в любых условиях, где человек находится, а не в процессе его исследовательской или профессиональной деятельности при заданных условиях. Наблюдательный человек замечает ценные детали в любой ситуации, «по ходу дела», в любой деятельности, которую он совершает. Он включен в окружающий мир, демонстрирует готовность воспринимать широко и глубоко.

Впервые о наблюдательности как черте личности, которую нужно развивать у обучающихся, говорил Б. П Ананьев в работе «Воспитание наблюдательности школьников». Последующие идеи о наблюдательности привели исследователей к необходимости ее развития как профессионально важного качества, характерного для ряда профессий, включая психологов. Наблюдательность, так же, как и наблюдение, опосредована ощущениями, восприятием и условиями их протекания. Например, слуховой анализатор ограничен частотой и амплитудой, зрительный - яркостью, цветом, контрастностью, интенсивностью, скоростью изменения картинки и др. Наблюдательность увеличивает диапазон воспринимаемого, пороги

чувствительности (абсолютный, относительный, разностный). У человека формируется способность тонкой дифференцировки сигналов, когда человек способен слышать еле различимые звуки и видеть малозаметные детали изображения. Наблюдательность встраивается в структуру психической организации человека и начинает оказывать влияние на формирование ее составляющих - психические процессы, состояния, свойства личности, затрагивает механизмы самопознания и познания других. Значит развитие наблюдательности мобилизует все ресурсы личности и увеличивает ее возможности, способствует профессионализации деятельности человека.

Так, музыкант различает качество и оттенки звука, художник - цвета, а программист быстро находит ошибку в программном коде, лишь бегло бросив на него взгляд. человек другой профессии не сможет сделать то же самое - у него нет предметных знаний, и он не знает, что искать (а потому и не замечает очевидного для профессионала). У профессионала есть необходимый инструментарий - понятия, представления, алгоритм поиска в предметной области и др. Он знает, что и как нужно искать. Наблюдая за объектами окружающего мира, он отбирает те, которые связаны с его профессиональной деятельностью и личностными особенностями, которые индивидуальны для каждого человека. В то же время его профессиональные знания позволяют ему осознавать и интерпретировать наблюдаемые явления. Задача восприятия в наблюдении становится мыслительной, мыслительная задача возвращается в задаче восприятия, и, таким образом, образуется цикл, который формирует наблюдательность. Человек связывает эти два процесса, он определяет саму задачу, условия ее решения и оценивает результат, что подтверждает включенность наблюдения в деятельность личности. Правильная постановка и решение задачи приводит к способности выявлять нужные факты, обобщать, находить закономерности и прогнозировать.

В психологии, относящейся к профессиям типа «человек - человек», наблюдательность обладает своими особенностями. Во-первых, психолог за внешними проявлениями должен увидеть внутреннее содержание (психические явления). Во-вторых, нужно уметь дифференцировать признаки, которые человек выражает вовне. В-третьих, должен быть интерес к человеку как объекту восприятия и наблюдения. И, в-четвертых, необходимо учитывать взаимодействие людей [Регуш, 2008]. Кроме того, необходимо учитывать взаимосвязь между наблюдателем (субъектом) и наблюдаемым (субъектом или объектом). Она заключается в том, что с одной стороны, наблюдатель-психолог должен обладать предметными знаниями, понимать объект

и предмет наблюдения, а с другой - у наблюдаемых людей есть свои личностные и иные особенности, которые скрыты, но оказывают существенное влияние на внешние проявления человека. Задача психолога как раз и состоит в том, чтобы их обнаружить, дать обратную связь, где это необходимо, что может привести и к изменению личности. Нельзя забывать и о влиянии контекста и учете условий взаимодействия. Если считать, что наблюдательность свойственна определенному типу людей, ищущих непознанное, открытых новому и любознательных, то естественным следствием развития наблюдательности через наблюдение будет трансформация того, что есть, в то, чем оно может стать. Иначе говоря, расширяя свой диапазон воспринимаемого и осознаваемого в наблюдаемом объекте, человек тем самым его преобразует. Изменения в нем приводят к новым комбинациям, перестановке или замене одних элементов другими - что было не существенным, становится таковым или, напротив, малозаметное становится выпуклым и выходит на первый план. А изменения в наблюдаемом объекте приводят к изменениям самого наблюдающего.

Конечно, сила изменения зависит от личности. Встречаются ситуации, когда наблюдение ее не затрагивает, остается внешним. В этом случае наблюдение создает защиту человеку и охраняет его от непонятой и непонятной информации, санкции на восприятие которой он не давал. Если же он ее принимает, включается в наблюдение, то оно помогает ему структурировать факты, пользоваться алгоритмом сбора данных и определять рамки их интерпретации. Работа с ними также меняет исследователя, но это влияние будет большим, если он станет повторять свои действия на других объектах наблюдения, и тогда наблюдение станет основным видом его деятельности или его частью, и тогда у него создадутся предпосылки формирования наблюдательности. Возрастет вовлечение в деятельность, усилится взаимосвязь между наблюдателем и наблюдаемым. Вот почему уже в процессе обучения крайне важно погружать будущих психологов в свою профессиональную деятельность. При этом они должны уметь различать результат наблюдения и наблюдательности. В первом случае это решение исследовательских задач и проверка

гипотезы (ее подтверждение или опровержение), во втором - глубокая личностная трансформация, затрагивающая все сферы психической деятельности, что в свою очередь оказывает влияние не только на наблюдаемое, но и на окружающее его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, можно заключить, что развитие наблюдательности через наблюдение у психологов совершенствует их психическую деятельность, проявляет у них индивидуальность. Знакомясь с особенностями функционирования психики, развивая свою наблюдательность, у них появляется интерес к своей профессии, к себе и к другим людям. Заинтересованное наблюдение приводит и к изменению их личности, их жизни и жизни других людей. Они становятся наблюдательными. Другие люди обращаются к таким психологам за подсказками, чтобы решать свои жизненные задачи. Психолог является образцом для подражания, а наблюдательность -необходимым и желаемым качеством, способствующим повышению осознанности и включенности в происходящее.

Практикум наблюдения и наблюдательности предполагает, что студенты пройдут путь от наблюдения к наблюдательности, соблюдая условия ее развития и выполняя соответствующие упражнения. Сначала они выполняют упражнение, развивающее навыки наблюдения неподвижного объекта (наблюдение как вид восприятия), затем оценивают групповую дискуссию, представленную в видеофрагменте, осваивают инструментарий метода наблюдения и переходят на наблюдение и оценку групповой дискуссии, участниками которой становятся они сами, - такой подход формирует у них способность учитывать позиции участников наблюдения. Следом они проводят наблюдение за подвижным объектом, где оттачивают навыки наблюдения как исследовательского метода. Заканчивается практикум составлением упражнений по развитию наблюдательности, описанию и проигрыванию ситуаций, где наблюдательность определяется как профессионально важное качество у психологов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кошелева Ю. П. От наблюдения к наблюдательности. Фельдштейновские чтения: I Межвузовская научно-практическая конференция, 16 мая 2017 г. / под ред. проф. Л. Б. Шнейдер. М. : МПСУ, 2017. С. 143-158.

2. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб. : Питер, 2008.

3. Шнейдер Л. Б. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов. М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2007.

4. Лабунская В. А. Визуальная диагностика личности: учебное пособие. Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2011.

5. Абдурахманов Р. А. Психологический практикум. Метод наблюдения в психологии. М. : Современный гуманитарный университет, 1999.

6. Кравченко А. И.Психология и педагогика. М. : Проспект, 2014.

7. Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов. М. : Юрайт, 2018. URL: https://urait.ru/bcode/426476

8. Шахматова О. Н. Практикум по социальной психологии: учебное пособие. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008.

9. Богуславский В. М. Психология: учебник для вузов, 2000. https://www.psyoffice.ru/2224-8-psichology-book_ o306_2.html

REFERENCES

1. Kosheleva, Ju. P. (2017). Ot nabljudenija k nabljudatel'nosti = From observation to watchfulness (pp. 143-158). In L. B. Shnejder (ed.), Fel'dshtejnovskie chtenija: I Interuniversity Scientific and Practical Conference, 16 May 2017. Moscow: MPSU. (In Russ.)

2. Regush, L. A. (2008). Praktikum po nabljudeniju i nabljudatel'nosti = Observation and watchfulness workshop. St. Petersburg: Piter. (In Russ.)

3. Shnejder, L. B. (2007). Jeksperimental'naja psihologija = Experimental psychology: textbook for universities. Moscow: Akademicheskij Proekt : Fond «Mir». (In Russ.)

4. Labunskaja, V. A. (2011). Vizual'naja diagnostika lichnosti = Visual diagnostics of personality: tutorial. Rostov-na-Donu: JuFU. (In Russ.)

5. Abdurahmanov, R. A. (1999). Psihologicheskijpraktikum. Metod nabljudenija v psihologii = Psychological workshop. Observation method in psychology: Working tutorial. Moscow: Sovremennyj gumanitarnyj universitet. (In Russ.)

6. Kravchenko, A. I. (2014). Psihologija i pedagogika = Psychology and pedagogy. Moscow: Prospekt. (In Russ.)

7. Kravchenko, A. I. (2018). Metodologija i metody sociologicheskih issledovanij: uchebnik dlja vuzov = Methodology and methods of sociological research: textbook for universities. https://urait.ru/bcode/426476 (in Russ.).

8. Shahmatova, O. N. (2008). Praktikum po social'noj psihologii = Social psychology workshop. Ekaterinburg: RSVPU. (In Russ.)

9. Boguslavskij, V. M. (2000). Psihologija = Psychology: Textbook for Universities. https://www.psyoffice.ru/2224-8-psichology-book_o306_2.html (in Russ.).

информация об авторе Кошелева юлия Павловна

доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета

information about the author Kosheleva Yuliya Pavlovna

Associate Professor, PhD (Psychology), Associate Professor of Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Institute of the Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 15.12.2021; одобрена после рецензирования 20.12.2021;

принята к публикации 27.01.2022

The article was submitted 15.12.2021; approved after reviewing 20.12.2021; accepted for publication 27.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.