Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВАЦИИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВАЦИИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / НАБЛЮДЕНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лалетина С. А.

В статье рассматривается условия для эффективного развития наблюдательности у детей на занятиях изобразительного искусства на примере анализа исследований известных психологов и педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВАЦИИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ»

УДК 159.9

С.А. Лалетина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВАЦИИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

В статье рассматривается условия для эффективного развития наблюдательности у детей на занятиях изобразительного искусства на примере анализа исследований известных психологов и педагогов

Ключевые слова: наблюдательность, зрительное восприятие, наблюдение, изобразительное искусство, сенсорная организация.

Наблюдение - древнейший метод эмпирического исследования. С целью выживания как вида, человечество с давних времен наблюдает за природой и окружающей средой, за поведением животных и друг за другом. Современные философия, педагогика, экономика, психология, биология и многие другие науки в той или иной мере используют наблюдение в качестве познавательно-оценочного инструмента.

Хорошая наблюдательность также неотъемлемая составляющая творческой деятельности. Она помогает накапливать художественные впечатления, развивает образное мышление. Способность видеть красоту в повседневности, замечать малозаметное, но важное, незначительное, но интересное, дает человеку возможность получать эстетическое удовлетворение от жизни.

По определению психологов наблюдение является высшей точкой развития познавательных способностей после ощущения и восприятия. Первая ступень - это ощущение. Оно является результатом действия различных анализаторов: зрительного, слухового, тактильного и т.д. Ощущение дает узкую информацию об отдельных характеристиках окружающего мира, например цвет фрукта, его запах, вкус. Целостное ощущение предмета или явления уже работа восприятия. Восприятие количественно отличается от ощущения, то есть, воспринимая, например, фрукт, мы оценим и цвет, и запах в совокупности, плюс, в отличие от ощущения, восприятие не является врожденной способностью, а формируется в процессе жизнедеятельности. Но, по мнению советского психолога Ананьева, знания, приобретенные таким путем, имеют небольшое значение для умственного развития ребенка, не становятся частью его личности. Простое, непреднамеренное восприятие способно перейти в высшую стадию своего развития - наблюдение, при активной деятельности человека, и связано с его умом, волей и чувствами. Целенаправленность является отличительной чертой наблюдения от других форм познания окружающего мира.

Известно, что наблюдательность у человека не является врожденным качеством. Многие психологи, занимавшиеся изучением этой темы, писали в своих исследованиях о малонаблюдательности детей. Например, психолог, профессор Иван Сикорский отмечал ряд интересных фактов, которые указывают на то, что дети с трудом усваивают и замечают то, что было перед главами много раз. По словам немецкого профессора Уильяма Штерна, наблюдательность детей - односторонняя и не глубокая. Да, их самопроизвольные наблюдения могут поразить своей точностью, только когда события находятся в сфере их интересов, однако существует ряд неблагоприятных факторов влияющих на детскую наблюдательность таких как: «недостаточное усваивание многих малодоступных ребенку впечатлений, неустойчивое внимание, легкая отвлекаемость, неуменье установить между отдельными переживаниями пространственную, временную и логическую связь». Профессор Альфред Бинэ писал: «о ребенке говорят, что он хороший наблюдатель; это иллюзия. Он может быть поражен подробностью, которой мы не заметим, но он не увидит общей картины, панорамы вещей, и прежде всего он не способен отличить побочное от главного» [2]

Отсюда напрашивается логический вывод, что наблюдательность - это то, свойство личности, которому можно и нужно помочь развиться. Развитую наблюдательность с полным основанием можно отнести к способностям, которые помогают человеку успешно реализоваться во всех сферах профессиональной деятельности. Чтобы определится с методами и условиями, позволяющими добиться лучших результатов в активации наблюдательности, необходимо проанализировать уже существующие теоретические наработки известных психологов и педагогов.

Еще в прошлом веке Иван Сикорский, в своей работе «Душа ребенка», отмечал первейшую связь наблюдательности и интеллекта, Восприятие - это сложный процесс, прежде всего связанный с понима-

© Лалетина С.А., 2019.

Научный руководитель: Архипов Александр Александрович - кандидат педагогических наук, доцент. Московский государственный педагогический университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 2-1(89)

нием и осмыслением увиденного. Этим он объясняет слабые возможности наблюдательности детей и малообразованных людей. Уильям Штерн приводит возрастные особенности восприятия детей, деля их на 4 периода развития в зависимости от имеющегося жизненного опыта. Чем больше у человека понятий и представлений, тем выше его способности к наблюдению. Опыты проф. Меймана показали, что лучшие результаты наблюдения были в случае активации внимания детей, то есть в случае, когда «действовали на чувство и волю испытуемых (обращались к честолюбию и добросовестности детей, внушали им мысль, о легкости задачи и т.д.); делайте детей внимательными, и вы сделаете их наблюдательными» [3]. Таким образом, суммируя исследования психологов начала века, делаем вывод, что хорошая наблюдательность повышается вместе с ростом общего образования, знания о предмете наблюдения и внимательности.

По мнению Б.Г.Ананьева, формирование наблюдательности связано с сенсорной организацией человека, которая развивается в течение всей жизни, зависит от индивидуальных особенностей, от приложенных усилий и жизненных обстоятельств. Он указывает, что развитие наблюдательности базируется на таких качествах как сообразительность, инициативность, любознательность и восприимчивость. Сообразительность - умственное качество, быстрота реакции при наблюдении и решении умственных задач. Инициативность - Ананьев определяет как направленность на активный поиск ответов на возникающие в процессе наблюдения вопросы. Любознательность позволяет хранить живой эмоциональный интерес к наблюдаемому объекту, Наблюдатель должен быть активен к исследуемому предмету или явлению. И самым важным компонентом наблюдательности Б.Г Ананьев считает восприимчивость, как повышенную чувствительность к явлениям внешнего мира. Именно она позволяет отмечать малозаметные, характерные черты предметов и явлений.

Индивидуальность восприятия зависит от объема имеющихся у человека понятий и представлений в той или иной области и врожденных особенностей. Чем больше знаний по предмету наблюдений, тем больше учащийся сможет увидеть. Как писал биолог Н.В. Тимофей-Ресовский, что при наблюдении, мы увидим гораздо больше, если будем знать, что ищем и что хотим увидеть. Кроме того у каждого человека существует предрасположенность к чувственному восприятию в определенной области. Кто-то из детей более способен воспринимать природу, у кого-то глаз нацелен в большей степени на технику или архитектуру. В условиях личностно-ориентированной педагогики этот факт необходимо учитывать преподавателем.

Индивидуальный характер носит и зрение человека. Функционирование и острота зрительного анализатора также является индивидуальной характеристикой. Хотя восприимчивость к цвету, оттенкам, форме, имеет врожденные особенности, но ее качественный уровень формируется в ходе целенаправленной педагогической деятельности. Как писал в свое время Константин Паустовский «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому» [4]

Развитие современной культуры идет с большой доминантой зрительного восприятия по сравнению с опытом в сфере чувств и слуховым восприятием. Поэтому роль развития наблюдательности в формировании сенсорной организации ребенка становится очень важным моментом. Как указывал психолог Е.Н. Румянцев, для ее развития «нужно прежде всего, уточнение органов чувств детей - зрения, слуха, осязания и в этом отношении большое педагогическое значение имеют те предметы, которые позволяют связать теоретическое преподавание с практической деятельностью.... Лепка, рисование имеют громадное значение для развития детской наблюдательности тем, что приучают детей сосредоточить свое внимание на форме предмета и указывают на пробелы в их представлениях о вещах». [6]

Таким образом, предмет Изобразительное искусство в целом имеет первостепенную значимость в развитии наблюдательности у детей, а наилучшие результаты внутри предметно возможно получить, учитывая следующие моменты:

•Интерес к объекту наблюдения, эмоциональная вовлеченность значительно стимулирует наблюдательность

•Наличие цели наблюдения усилит восприятие предмета,

•Наблюдательность неразрывно связана с памятью, зрительной памятью, следовательно, обязательно нужно включать в программу упражнения на ее развитие

•Дополнительные знания, информация о предмете или объекте наблюдения позволят точнее видеть и замечать их характерные малозаметные черты и особенности.

Библиографический список

1.Ананьев Б. Г. Воспитание наблюдательности школьников. — Л., 1940

2.Бинэ Альфред. Современные идеи о детях. - СПб, 1909

3.Мейман Эрнст. Лекции по экспериментальной психологии, - М, 1910

4.Паустовский К. Г. Золотая роза: Повести. — Кишинев, 1987. — С. 596.

5.Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2008.

6.Румянцев Н.Е. Лекции по педагогической психологии для народных учителей. - М.:Издательство журнала «Народный учитель», 1913.

ЛАЛЕТИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Московский государственный педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.