Научная статья на тему 'На заседании коллегии Дальневосточного таможенного управления'

На заседании коллегии Дальневосточного таможенного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На заседании коллегии Дальневосточного таможенного управления»

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

На заседании Коллегии Дальневосточного таможенного управления

22 мая 2008 г. во Владивостоке состоялось заседание Коллегии Дальневосточного таможенного управления под председательством начальника Управления генерал-майора таможенной службы Игоря Александровича Власенко. В заседании Коллегии приняли участие руководители высшего и среднего звена ДВТУ, руководители дальневосточных таможен. На рассмотрение участникам заседания коллегии были вынесены два вопроса: «О проблемных вопросах перемещения товаров под таможенным контролем различными видами транспорта по территории Дальневосточного федерального округа» (докладчик — начальник службы организации таможенного контроля ДВТУ В.А. Теремецкий) и «О повышении эффективности защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами ДВТУ» (докладчик — начальник отдела защиты прав интеллектуальной собственности службы федеральных таможенных доходов ДВТУ Д.А. Файзенгер).

I. Заслушав и обсудив доклад «О проблемных вопросах перемещения товаров под таможенным контролем различными видами транспорта по территории Дальневосточного федерального округа» и выступления участников заседания, Коллегия отметила следующее.

В последние годы наблюдается значительное увеличение количества перевозок товаров по процедуре ВТТ различными видами транспорта по территории Дальневосточного федерального округа, что обусловливает необходимость совершенствования таможенного контроля за их осуществлением. В то же время динамика оформления товаров в режиме МТТ на протяжении последних трех лет имеет тенденцию к снижению (в 2006 г. сокращение составило 42 % по сравнению с предыдущим годом, в 2007 г. — 15 %, в 1-м квартале 2008 г. — на 23 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.).

В 1-м квартале 2008 г. оформлено 24 644 таможенных деклараций на товары общим весом 843 тыс. тонн (в том числе по процедуре ВТТ — 20 121 Транзитных Деклараций (ТД)на 774 тыс. тонн, или 82 % от общего количества ТД), что на 40 % и 46 % соответственно больше, чем за аналогичный период 2007 г.

Наибольшее количество ТД оформлено Находкинской (55 %), Уссурийской (11 %) и Гродековской (9 %) таможнями. При этом 60 % товаров по процедуре ВТТ направляются за пределы региона железнодорожным транспортом (из порта Восточный в ЦТУ, СТУ и УТУ).

В 1-м квартале 2008 г. на поступившие товары было оформлено 18 435 ТД, что на 50 % больше, чем за аналогичный период 2007 г. Наибольшее количество товаров было направлено в Находкинскую (25 %), Ванинскую (18 %) и Уссурийскую (15 %) таможни.

Вместе с тем Коллегия отмечает, что в таможенных органах ДВТУ существует ряд проблем перемещения товаров под таможенным контролем по территории Российской Федерации.

1. Определение мест доставки товаров, направляемых из мест их прибытия в таможенный орган назначения (ст. 85 ТК Российской Федерации), и создание зон таможенного контроля в местах нахождения таможенных органов (ст. 92 ТК).

Представленные таможнями предложения не содержат конкретных мероприятий, направленных на ее решение. ФТС России в письме от 14.04.2008 № 02-78/14582 изложена позиция о необходимости размещения таможенных органов в помещениях, находящихся в федеральной собственности.

2. Отсутствие единого порядка таможенного оформления и контроля товаров, оформленных в таможенных режимах, предусматривающих их убытие с таможенной территории РФ и перемещаемых морским транспортом между морскими портами Дальневосточного региона.

Действующим законодательством, актами ФТС России и ДВТУ таможенное оформление и контроль судов и перемещаемых ими товаров в каботажном плавании не регламентировано. Количество судов, прибывающих или убывающих каботажными рейсами из портов Дальневосточного региона в зону деятельности таможни, в среднем составляет около 10-15 % от общего количества транспортных средств. Основными причинами оформлений в каботаж (из каботажа) является необходимость пополнения судовых припасов, смены экипажа, проведения ремонтных работ, догрузки.

Отсутствие единого подхода к порядку таможенного оформления и контроля находящихся под таможенным контролем товаров в части документального оформления (проставление штампов, отметок, внесение сведений) и фактического контроля (определение количества и наименования товара, применение СТИ) влечет за собой:

- снижение эффективности таможенного контроля;

- увеличение времени ожидания транспортным средством таможенного оформления, которое вызвано необходимостью подтверждения таможенным органом факта таможенного оформления товара и количества фактически погруженного.

3. Подмена по пути следования транспортных средств, направленных по процедуре ВТТ в таможенный орган назначения.

Для решения данной проблемы распоряжением ДВТУ от 15.05.2007 № 34-р установлено фотографирование автотранспортных средств, следующих под таможенным контролем по территории Российской Федерации, как дополнительное средство идентификации товаров.

За время действия распоряжения таможенными органами региона выявлено три факта подмены транспортных средств.

Кроме того, в настоящее время в таможенных органах региона остро ощущается нехватка запорных пломбировочных устройств повышенной надежности, применяемых в соответствии с приказом ГТК России от 18.08.2000 № 739. На сегодняшний день в Гродековской и Уссурийской таможнях подобных устройств, обеспечивающих надёжность таможенного контроля при таможенном транзите товаров и транспортных средств нет в наличии.

4. Нормативные правовые акты ФТС России, регламентирующие порядок выдачи разрешения на транзит товаров и завершения таможенного транзита, затруднительно применять в морских пунктах пропуска, так как они написаны исходя из того, что товары, оформленные в соответствии с процедурой ВТТ и в режиме МТТ, перемещаются по таможенной территории Российской Федерации (и вывозятся из неё) на тех же транспортных средствах, на которых были ввезены в Российскую Федерацию, и не учитывают, что в морских портах происходит перегрузка с морского транспорта на другие виды транспорта, и товары после выгрузки с судна еще некоторое время находятся в порту на временном хранении.

5. В последнее время таможнями региона по-прежнему допускаются нарушения сроков передачи информации о доставке товаров по АСКТТ, установленных приказом ГТК России от 26.12.2003 № 1550. Это негативно сказывается на работе по выявлению рисков и пресечению правонарушений при транзите товаров. В 2006 г. нарушения по уведомлениям составили 0,83 % и по подтверждениям — 20 %; в 2007 г. — 0,44 % и 11,67 % соответственно; в 1-м квартале 2008 г. — 0,12 % и 3,43 %.

Наибольшее количество нарушений допускают: по уведомлениям Сахалинская (2,7 %), Хасанская (0,69 %), Биробиджанская (0,27 %); по подтверждениям Ванинская (11 %), Хасанская (5 %), Хабаровская (4,77 %), Биробиджанская (4,38 %,) Владивостокская (3,09 %) и Сахалинская (3,04 %) таможни.

6. В настоящее время перемещение товаров в регионе деятельности одного таможенного органа осуществляется в соответствии с гл. 10 Таможенного кодекса с полным оформлением процедуры ВТТ.

Приказами ФТС России предусмотрена возможность разработки и утверждения начальниками таможен порядков оформления перемещения товаров до мест временного хранения.

На сегодняшний день перемещение товаров в соответствии с утвержденными ДВТУ Порядками осуществляется в регионах деятельности Гродековской и Уссурийской таможен.

По итогам обсуждения Коллегия решила следующее.

Начальникам таможен:

- провести комплекс мероприятий, направленных на усиление контроля за таможенным транзитом;

- подготовить предложения в план ДВТУ по приведению мест доставки при внутреннем таможенном транзите в соответствие с требованиями статей 85 и 92 ТК Российской Федерации и письма ФТС России от 14.04.2008 № 02-78/14582 «О проблемах исполнения требований ст. 85 Таможенного кодекса Российской Федерации».

II. Заслушав и обсудив доклад «О повышении эффективности защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами ДВТУ»

и выступления участников заседания, Коллегия отметила следующее.

В 2007 г. выявлено 544 688 единиц товаров, обладающих признаками контрафактности, дополнительно в 2006 г. выявлены 86 602 единицы товаров, учитываемых по делам об административных правонарушениях, досудебное производство по которым осуществлялось в 2007 г. При этом: в процессе таможенного оформления — 348 144 единицы товаров, в ходе контроля после выпуска товаров — 244 780, в результате оперативно-розыскных мероприятий — 29 582.

В 1-м квартале 2008 г. выявлено 734 217 единиц товаров, обладающих признаками контрафактности, дополнительно в 2007 г. выявлено 52 577 единиц товаров, учитываемых по делам об административных правонарушениях, досудебное производство по которым осуществлялось в 2008 г. Товары с признаками контрафактности выявлялись в процессе таможенного оформления (245 390 ед.), в ходе контроля после выпуска товаров (541 404 ед.).

Резкое увеличение случаев выявления контрафактных товаров связано с внесением в таможенный реестр таких товарных знаков, как «Адидас», «Найк», «Рибок», «Пума», ввозом из КНР товаров народного потребления с логотипами данных товарных знаков, а также активизацией работы таможенных органов по данному направлению.

Основными классами товаров по Международному классификатору товаров и услуг, включаемых в реестр, являются товары групп 30 (кондитерские изделия — 25%), 33 (алкогольные напитки — 17%), 03 (препараты для отбеливания и другие вещества для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивные препараты; мыла; парфюмерная продукция; эфирные масла, косметические средства, лосьоны для волос; зубные порошки и пасты — 11%), 25 (одежда, обувь, головные уборы — 8%), 29 (пищевые продукты — 6%). Необходимо отметить, что перемещение через таможенную гра-

ницу в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления товаров указанных групп, незначительно и носит эпизодический характер.

Таможенное оформление товаров, маркированных товарными знаками, внесенными в ТРОИС, проводилось в основном Владивостокской (б7,б% от общей стоимости перемещаемых товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности) и Сахалинской (27,б%, прочие — 4,8%) таможнями .

В 2007 г. таможенными органами ДВТУ приостановлен выпуск SS товаров по 18 ГТД в порядке, предусмотренном гл. 38 ТК России, из них по 32 товарам (2 ГТД) возбуждено административное производство, товары задержаны, остальные выпущены в свободное обращение.

Мониторинг таможенного оформления товаров, маркированных товарными знаками, внесенными в ТРОИС, показывает, что оформляются продукты питания и алкогольные напитки (ввозятся в основном уполномоченными импортерами, правообладателями). Товары машиностроения, промышленные товары (маркированные товарными знаками «CAT», «CATERPILLAR» и др.) ввозятся на основании письменных разрешений правообладателей товарных знаков, предъявленных к таможенному оформлению до принятия решения о приостановлении выпуска. В 2007 г. по предъявлению таких письменных разрешений оформлено всего 31S товарных партий, ввозимых на территорию Российской Федерации (в 200б г. по письменным разрешениям ввезено 244 товарные партии).

Учтенное количество контрафактапо контрольному показателю эффективности деятельности № S «Количество выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» (КПЭД № S) в 2007 г. равно 307 407 единиц контрафактной продукции (ЕКП), что составило 102,S % от значения КПЭД. Количество контрафактных товаров, учтенных при расчете КПЭД № S в I квартале 2008 г., равно 404 338 ЕКП, что составляет 73S% от значения КПЭД на I квартал 2008 г. (значение показателя — SS тыс. ЕКП), и 202% от значения показателя на весь 2008 г. (значение показателя — 200 тыс. ЕКП).

Среди выявленных контрафактных товаров большую долю занимают спортивные: одежда, обувь, сумки и т. д. известных торговых марок «NIKE», «COLUMBIA», «ADIDAS», «REEBOK», «PUMA»; сумки женские — товарный знак «LOUIS VUITTRON»; косметика и парфюмерия общеизвестных торговых марок «HUGO BOSS», «LACOSTE» и др.; кофе растворимый товарного знака «Golden Eagle».

Соседство Дальневосточного федерального округа с КНР обусловливает ввоз большей части задержанного контрафакта из Китая. Как правило, значительная доля товаров, обладающих признаками контрафактности, выявляется при обнаружении незадекларированного товара либо декларируемого с предоставлением недостоверных сведений. Основные таможни, регулярно выявляющие товары с признаками контрафактности, располагаются на границе (Хабаровская, Уссурийская, Гродековская, Благовещенская).

Вместе с тем в I квартале 2008 г. Владивостокской таможней, оформляющей самые большие объемы ввозимых товаров, КПЭД № 5 выполнен на 95 % (4 771 ЕКП) при установленном значении 5 тысяч ЕКП, что несопоставимо с объемами товарооборота. Не выполнен в I квартале 2008 г. контрольный показатель и Биробиджанской таможней. Товары с признаками контрафактно-сти таможней не выявлялись, эффективных мер, направленных на выполнение КПЭД, не предпринималось.

Основные объективные причины, препятствующие эффективной работе таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности:

1. Правообладатели (их представители) не всегда реагируют на извещения таможенных органов о приостановлении выпуска товаров по признакам кон-трафактности либо разрешают ввоз их на территорию Российской Федерации. Так, в 2007 г. в регионе деятельности Владивостокской таможни 157 849 единиц товаров с признаками контрафактности, выпуск которых приостанавливался, были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации с согласия правообладателя ООО «Кинг-Лион Фудс», фактически отказавшегося от правовой охраны своего знака. На 8 случаев информирования о приостановлении выпуска товаров правообладатель либо не ответил таможенному органу, либо разрешил ввоз товаров.

2. В ходе рассмотрения административных дел выявлена основная проблема привлечения к ответственности участников ВЭД, ввозивших товар на территорию Российской Федерации без разрешения правообладателей. Административное производство таможенными органами прекращалось преимущественно по делам об АП, возбужденным по фактам обнаружения в ходе осуществления таможенного контроля незадекларированной контрафактной продукции. Основанием для прекращения (отказа в возбуждении) дел об АП явилось отсутствие такого признака рассматриваемого состава правонарушения, как цель ввода контрафактной продукции в гражданский оборот на территории Российской Федерации. На принятие таможенными органами таких решений повлияла сложившаяся судебная практика.

3. Анализ судебной практики показывает, что суды не принимают во внимание нормы ст. 127 ТК России, предусматривающей право декларанта провести осмотр товара до подачи таможенной декларации. Например, когда в ходе таможенного досмотра/осмотра, осуществляемого по инициативе таможенного органа, выявляется незадекларированный товар с признаками контра-фактности, при рассмотрении административного дела судебный орган не принимает во внимание тот факт, что декларант имел право на проведение таможенного осмотра по собственной инициативе. При этом ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что административная ответственность в отношении лица наступает, если

будет установлено, что у него была возможность для соблюдения норм и правил, но данным лицом не приняты необходимые меры по их соблюдению.

По итогам обсуждения Коллегия решила следующее.

Начальникам таможен:

- обеспечить достоверную идентификацию товаров в части указания сведений о товарных знаках, нанесенных на товары, являющиеся предметом административного правонарушения в соответствии с гл. 16 КоАП Российской Федерации;

- разработать порядок взаимодействия подразделений правоохранительного блока и защиты прав интеллектуальной собственности в части направления сведений о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с гл. 16 КоАП РФ и касающихся соблюдения прав интеллектуальной собственности;

- обеспечить направление в Дальневосточное таможенное управление, в рамках отчета об исполнении КПЭД № 5, сведений о ходе рассмотрения дел в суде, принятии мер иными контролирующими органами по информации таможни.

Факты и цифры

На Сахалине открыт морской порт Пригородное

6 мая 2008 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 658-р открыло морской порт Пригородное для международного сообщения и захода иностранных судов. Этим же распоряжением утверждены его границы.

Сам же многосторонний постоянный морской грузовой пункт пропуска через государственную границу РФ будет запущен в эксплуатацию в порту после технического оснащения и приемки соответствующими комиссиями.

В начале будущего года запланирован ввод в эксплуатацию объектов проекта «Сахалин-2» — завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и 880-километрового нефте- и газовопровода, по которым с севера Сахалина будут транспортироваться углеводороды. Расчетная мощность завода — до 9,6 миллионов тонн СПГ в год. В среднем каждые двое с половиной суток в порт Пригородное будут заходить танкеры для осуществления круг-логодичных экспортных отгрузок нефти и сжиженного природного газа.

Для их бесперебойного таможенного оформления планируется расширить Корсаковский таможенный пост за счет создания дополнительного подразделения. Также в планах Сахалинской таможни при таможенном оформлении углеводородов использовать систему электронного декларирования.

Ю. Гуршал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.