Научная статья на тему 'Роль таможенных органов в борьбе с оборотом контрафактной продукции'

Роль таможенных органов в борьбе с оборотом контрафактной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
892
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль таможенных органов в борьбе с оборотом контрафактной продукции»

Казахстан. Основной номенклатурой экспорта через Благовещенскую таможню является древесина и изделия из нее (93,9 % веса, 76,1 % стоимости от экспорта всех товаров). Кроме того, заметная доля экспорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства.

В рамках таможенного сотрудничества установлены прочные связи с Хэй-хэской таможней: проводятся стажировки и обмен опытом по вопросам таможенного контроля, продолжают развиваться культурные связи.

Все подразделения таможни постоянно проводят профилактическую работу среди участников ВЭД и физических лиц по предупреждению нарушений таможенных правил. В 2009 г. по различным нарушениям возбуждено 24 уголовных дела, зарегистрировано 678 дел об административных правонарушениях, включая и нарушения физическими лицами. Суммы наложенных взысканий составили более 16 млн р.

Таким образом, таможней создаются все предпосылки для увеличения количества участников внешнеэкономической деятельности, наращивания объемов экспорта и импорта товаров, перечисления таможенных платежей в доходную часть российского бюджета.

Владимир Шабельский, помощник начальника Благовещенской таможни

Роль таможенных органов в борьбе с оборотом контрафактной продукции

Генеральная ассамблея Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в октябре 1999 г. приняла решение учредить Международный день интеллектуальной собственности 26 апреля, в день основания ВОИС — 26 апреля 1970 г.

В ознаменование этой даты в Дальневосточном таможенном управлении 26 апреля 2010 г. состоялся брифинг, посвященный защите таможенными органами Российской Федерации прав интеллектуальной собственности.

В целях приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами, в частности, с положениями TRIPS (the Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights — Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), касающимися особых требований в отношении пограничных мер, за российскими таможенными органами закреплены функции обеспечения, в пределах своей компетенции, защиты прав интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности (контрафактной продукции).

В соответствии с полномочиями, предоставленными Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ), таможенные органы осуществляют

деятельность по контролю соблюдения прав на интеллектуальную собственность, в том числе в рамках процедуры, связанной с применением мер по приостановлению выпуска товара.

Согласно положениям ТК РФ таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в отношении таких объектов интеллектуальной собственности, как:

1) объекты авторского права и смежных прав,

2) товарные знаки и знаки обслуживания,

3) наименования места происхождения товара.

Глава 38 ТК РФ предусматривает основные меры по приостановлению выпуска товаров, содержащих признаки контрафактных, определяет порядок подачи правообладателем заявления в ФТС России о принятии таких мер, а также порядок включения объектов интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). На настоящий момент в ТРОИС включено более 1600 товарных знаков.

В случае, если товарный знак внесен в ТРОИС, таможенные органы имеют право выпуск товара с признаками контрафактности, маркированного таким товарным знаком, приостановить на 10 дней с правом продления еще на 10 дней, что дает возможность правообладателю в соответствии с законодательством РФ использовать разнообразные средства защиты своих прав, в том числе и методы гражданско-правовой защиты.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 400 Таможенного кодекса РФ меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В соответствии с п. 2 ст. 281 ТК РФ предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

Соседство Дальневосточного федерального округа с КНР является фактором, обусловливающим ввоз большей части контрафакта из Китая. Основными таможнями, регулярно выявляющими товары с признаками контрафактности, являются Биробиджанская, Благовещенская, Владивостокская, Находкинская, Уссурийская и Хабаровская.

В 2009 г. количество товаров с признаками контрафактности, выявленных таможенными органами ДФО, составило более 1,9 млн единиц, из них уже признано контрафактными более 320 тыс. в 2009 г. и 596 тыс. в 2010 г.

В первом квартале 2010 г. в результате работы таможенных органов ДФО, признано контрафактными более 670 тыс. единиц товаров. Основными груп-

пами товаров с признаками контрафактности, регулярно выявляемых таможенными органами ДФО, являются: одежда и обувь, машины, оборудование, кожгалантерея, разные промышленные товары, в том числе игрушки, продукция химической промышленности, в том числе косметическая продукция и изделия из пластмассы.

Среди выявленных контрафактных товаров большую долю, как и в прошлые периоды, занимают спортивные товары, маркированные обозначениями, сходными до степени смешения либо тождественными товарным знакам «Adidas», «Nike», «Reebok», «Puma», кожгалантерея — «Louis Vuitton», «Hugo Boss», «Chanel», «Gucci», сотовые телефоны и их комплектующие — «Nokia».

Так, например, в регионе деятельности Хабаровской таможни в ходе таможенного контроля товаров, прибывших из КНР, был выявлен товар — сумки женские, с нанесенным на лицевую поверхность сумки обозначением «Louis Ruitton». В результате проведенных проверочных мероприятий Хабаровской таможней было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ, за незаконное использование обозначения, сходного с товарным знаком «Louis Vuitton». По решению Арбитражного суда Хабаровского края товар признан контрафактным и подлежит уничтожению, назначено наказание в виде штрафа 30 тыс. р.

По итогам 2009 г. можно отметить наличие тенденции к изменению перечня используемых товарных знаков на ввозимых контрафактных товарах по сравнению с предыдущими годами: данный перечень пополнился товарными знаками на пробках для закупоривания алкогольной продукции — «Журавли», «Пять Озер», «Stolichnaya»; на ввозимых игрушках и прочих детских товарах — «Смешарики» и «Disney»; на обуви — «UGG», «ECCO»; товарным знаком «Zinger» маркированы маникюрные принадлежности, товарным знаком «Shimano» — спиннинги и рыболовные снасти.

К примеру, пробки для водки с товарным знаком «Пять озер» производятся только в некоторых странах Европы, соответственно, имевший место в Находке случай ввоза из Китая пробок, маркированных обозначением «Пять озер», заведомо указывал на контрафактность ввозимого товара. Таким образом, в Находкинской таможне было выявлено нарушение прав на интеллектуальную собственность при перемещении данного товара через таможенную границу, в результате чего были приняты меры по предотвращению ввоза на территорию России товара (пробок), маркированного товарными знаками «Пять озер» и «Журавли». По решению Арбитражного суда Приморского края импортер был привлечен к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ. Товар в количестве около 600 тыс. пробок конфискован, назначено наказание в виде штрафа 10 000 рублей.

Работа по выявлению товаров, обладающих признаками контрафактности, проводилась в первом квартале 2010 г. Биробиджанской, Уссурийской, Хабаровской таможнями: из 14,9 тыс. пар обуви, маркированных товарным

знаком «UGG» (так называемые «Угги»), более семи тысяч пар признаны судами контрафактными.

Необходимо отметить, что зачастую правообладатели, возлагая ответственность по защите прав интеллектуальной собственности на таможенный орган в рамках привлечения к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ, не используют всего спектра возможностей по защите своих прав, либо вообще не реагируют на извещения таможни о приостановлении выпуска товаров по признакам контрафактности.

В решении задач по защите прав интеллектуальной собственности, предотвращении правонарушений при перемещении товаров через таможенную границу требуется совершенствование механизма взаимодействия таможни с правообладателем. Только совместными усилиями можно достичь ощутимых результатов, поскольку прерогатива правообладателей — использование всех средств противодействия контрафакту, в том числе гражданско-правового способа защиты.

В целях интеграции России в мировую экономику, внедрения международных правил в практику работы Федеральной таможенной службы необходимо расширение сотрудничества с таможенными службами иностранных государств, в том числе в рамках участия в международных объединениях.

В 2009 г. организованы совместные семинары между таможенными службами России и Китая в целях изучения законодательства в области таможенного дела. Так, таможенники ДВТУ приняли участие в организуемом китайской стороной совместном семинаре в г. Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян, КНР), в ходе которого были обсуждены, в том числе, вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, способы предотвращения перемещения через таможенную границу контрафактных товаров. В г. Уссурийске на базе Уссурийской таможни состоялась ответная встреча; с китайской стороны присутствовали представители Дуннинской, Мишаньской, Хулиньской, Харбинской таможен, с российской — должностные лица ДВТУ, Владивостокской, Гродековской, Находкинской, Уссурийской, Хабаровской таможен.

В 2010 г. в результате создания Таможенного союза система нормативных правовых актов по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами будет включать:

1. Таможенный кодекс таможенного союза (гл. 46. «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»).

2. Международные договоры государств-участников таможенного союза.

3. Национальное законодательство государств-участников таможенного союза.

Помимо существующего в настоящее время в Российской Федерации таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрено создание международного реестра объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, в рамках

Таможенного союза таможенные органы России будут принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-участников Таможенного союза. Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — участников Таможенного союза и порядок его ведения будут определены международным договором государств — участников Таможенного союза.

Деятельность таможенных органов, направленную на контроль соблюдения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности, необходимо совершенствовать путем расширения перечня объектов интеллектуальной собственности, которые подлежат защите таможенными органами, и/или расширения полномочий таможенных органов по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, но в любом случае — путем активного внедрения в работу достижений в сфере информационных технологий, совершенствования нормативной правовой базы.

В этой связи, в соответствии с проектом Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 г. стратегической целью становится развитие ФТС России до уровня, достаточного для надежного обеспечения защиты прав на интеллектуальную собственность при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и пресечения незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности.

Анастасия Потапова, главный государственный таможенный инспектор отдела защиты прав интеллектуальной собственности службы федеральных таможенных доходов ДВТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.