Защита прав на интеллектуальную собственность таможенными органами Российской Федерации
Российская Федерация разделяет озабоченность мирового сообщества глобальным масштабом проблемы оборота контрафактной продукции и поддерживает усиление мер, направленных на обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности.
Любые общество и государство должны совместными усилиями отражать противоправные деяния в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности, ставя перед собой в качестве приоритетных такие цели защиты прав интеллектуальной собственности, как:
- здоровье населения;
- недопущение причинения морального вреда потребителю распространением контрафактной продукции (то есть обмана потребителя);
- стимулирование производства, поддержка добросовестных производителей.
В России защита прав интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с нормами международного и национального законодательства.
Международный уровень:
- Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.;
- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. (Протокол от 28 июня 1989 г. к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков);
- Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.;
- иные международные соглашения с участием России.
Так, исключительное право на товарный знак предоставляется на основании государственной регистрации заявленного обозначения или в силу международных договоров. Без государственной регистрации в России охраняются товарные знаки на основе Мадридского соглашения о международной регистрации знаков. С момента международной регистрации, если в заявке
Доклад подготовлен А.Е. Потаповой, гл. государственным таможенным инспектором отдела защиты прав интеллектуальной собственности службы федеральных таможенных доходов ДВТУ.
испрашивалась охрана и на территории Российской Федерации, возникает исключительное право на товарный знак в России.
Национальный уровень:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) - базовое законодательство. Устанавливает основные положения об интеллектуальной собственности в России;
- Кодекс об административных правонарушениях (статьи 7.12, 14.10 КоАП России). Устанавливает ответственность за нарушение прав на интеллектуальную собственность;
- Уголовный кодекс (статьи 146, 147, 180 УК РФ). Устанавливает ответственность за нарушение прав на интеллектуальную собственность в случае причинения крупного ущерба правообладателю;
- Таможенный кодекс (глава 38 ТК России). Устанавливает полномочия таможни в области защиты прав интеллектуальной собственности;
- ведомственные нормативные акты (Роспатента, ФТС России и т. д.). Разъясняют отдельные положения базового законодательства.
Согласно перечисленному законодательству предусмотрена ответственность за нарушения:
- в административном порядке - штраф и конфискация товаров;
- в уголовном порядке - штраф, исправительные работы либо лишение свободы вплоть до шести лет (при наличии квалифицирующих признаков).
Также следует уточнить, что по решению суда товары, признанные контрафактными, подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой-либо компенсации.
Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами
Эффективная защита прав на интеллектуальную собственность невозможна без работы по предотвращению перемещения контрафактной продукции через таможенную границу.
Таможенным кодексом Российской Федерации за таможенными органами закреплены функции обеспечения, в пределах своей компетенции, защиты
прав интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности.
В компетенцию таможенных органов входит выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу товаров, содержащих следующие объекты интеллектуальной собственности:
- объекты авторского права и смежных прав;
- товарные знаки;
- знаки обслуживания;
- наименования места происхождения товара.
На практике товарные знаки являются превалирующим объектом защиты со стороны российских таможенных органов, так как именно товарными знаками индивидуализируются товары, перемещаемые через таможенную границу.
В процессе осуществления таможенного контроля товар проверяется на законность наличия на нем товарного знака. Если установлено, что товар, маркированный товарным знаком, перемещается через таможенную границу без разрешения обладателя прав на данный товарный знак, таможенные органы реализуют полномочия для возбуждения административного производства и передачи дела в суд.
Авторское и смежные с ним права
В процессе осуществления таможенного контроля товар проверяется на содержание объектов интеллектуальной собственности (к примеру, записанной фонограммы произведения). Если установлено, что товар содержит подобную запись и перемещается через таможенную границу без разрешения правообладателя, таможенные органы реализуют полномочия для возбуждения административного производства и передачи дела в суд.
Выявление таможенными органами контрафактной продукции осуществляется:
- в процессе таможенного оформления товаров;
- в процессе таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение на территории России.
Функция таможни по пресечению перемещения контрафактной продукции осуществляется по следующей схеме:
1) таможня выявляет товар с признаками контрафактности;
2) таможня связывается с обладателем прав на объект интеллектуальной собственности;
3) правообладатель подтверждает факт нарушения своих прав, направляет заявление в таможню;
4) участник внешнеэкономической деятельности привлекается к ответственности.
В процессе таможенного оформления осуществляются мероприятия по выявлению товаров, перемещаемых с сокрытием от таможенного контроля, не-
достоверным декларированием либо недекларированием сведений о товарных знаках, нанесенных на товар. Указанные факты контролируются на основании документов и сведений, представляемых в таможенные органы при декларировании товаров, и в ходе осуществления таможенных осмотров/досмотров товаров.
Деятельность российских таможенных органов по выявлению контрафактных товаров в процессе таможенного оформления осуществляется как в рамках процедуры, связанной с применением мер по приостановлению выпуска товара, так и непосредственно направленной на привлечение нарушителей к административной ответственности.
Принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, производится таможенными органами в отношении товаров, обладающих признаками контрафактности, маркированных товарным знаком, внесенным в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее -ТРОИС).
С момента вступления в действие Таможенного кодекса (1 января 2004 г.) Федеральная таможенная служба Российской Федерации ведет Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). На настоящий момент в ТРОИС включено около 1000 товарных знаков. Включая свой товарный знак в реестр, правообладатель получает право требовать приостановления выпуска товаров.
Российским законодательством установлено правило, согласно которому к заявлению о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, в обязательном порядке должно прилагаться письменное обязательство о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иному лицу, обладающему правами в отношении приостановленного к выпуску товара.
При этом включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр производится при условии обеспечения правообладателем исполнения вышеуказанного обязательства способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В случае, если товарный знак внесен в ТРОИС, таможенные органы имеют право приостановить выпуск товара, маркированного таким товарным знаком на 10 дней с правом продления еще на 10 дней для проведения проверочных мероприятий.
В случае невозможности применить процедуру приостановления выпуска (товарный знак, которым маркирован перемещаемый товар, не включен в таможенный реестр) таможенные органы реализуют свою правоохранительную функцию в течение срока таможенного оформления (3 дня).
После выпуска товара таможенными органами в свободное обращение на территории России товар с признаками контрафактности выявляется таможенными органами на внутреннем рынке в ходе проведения таможенной ревизии, то есть путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами, а также путем проверки наличия на таких
товарах маркировки, и документации, подтверждающей легальность ввоза товаров в Российскую Федерацию.
При осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров проверочные мероприятия осуществляются отделами таможенной инспекции.
Если таможенными органами в ходе таможенной ревизии факт перемещения товаров с признаками контрафактности через таможенную границу России не будет установлен и доказан, то таможенные органы не имеют полномочий для возбуждения административного производства. В таком случае материалы, содержащие информацию об административном правонарушении, направляются в органы внутренних дел для принятия решения о возбуждении дела.
Успех политики по борьбе с контрафактом предполагает последовательное фронтальное продвижение, сочетающее ужесточение законодательных санкций и постоянный контроль со стороны правоохранительных органов, регулярный мониторинг рынка и последовательные усилия правообладателей, целевое обучение специалистов и широкую, социально ориентированную разъяснительную работу.
Проблема борьбы с оборотом контрафактной продукции выходит далеко за рамки внутренних проблем отдельно взятого государства. В целях пресечения увеличения мирового оборота контрафактной продукции Россия желает внести вклад в лучшее взаимопонимание и сотрудничество между государствами в интересах их взаимной выгоды на основе уважения суверенитета и равенства и содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире.
Контроль перемещения наличной валюты физическими и юридическими лицами
Порядок перемещения наличной валюты физическими лицами
Валютный контроль в неторговом обороте - одна из основных функций таможенной службы в России. Хотя в последние годы акцент деятельности таможни все больше смещается в сторону контроля за торговыми операциями, вопросы перемещения валюты и валютных ценностей физическими и юридическими лицами через таможенную границу РФ по-прежнему занимают важное место в сфере деятельности таможни.
Доклад подготовлен И.Г. Баталовым, начальником отдела валютного контроля Хабаровской таможни.