Научная статья на тему '11. 1. О защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами'

11. 1. О защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1975
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАФАКТ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИМПОРТ / ПАТЕНТООБЛАДАТЕЛЬ / ТОРГОВАЯ МАРКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / CONTRAFACT / CUSTOMS BODIES / IMPORT / RIGHT HOLDER / THE TRADE MARK / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Елена Ислямовна, Нестеров Анатолий Васильевич, Кушниренко Анна Валерьевна, Бегишева Ирина Валерьевна

В статье приводится анализ практики защиты товарных знаков таможенными органами с целью выявления его недостатков и определения направления его совершенствования на примере деятельности некоторых таможен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF IPR BY THE CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

the article describes measures taken by the customs service of Russia in the sphere of prevention of IPR infringements, protection of the right holders and steps taken in order to improve current legislation by ana-lyzing the best practice of certain customs bodies.

Текст научной работы на тему «11. 1. О защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами»

11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14), ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

11.1. О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Андреева Елена Ислямовна, к.т.н., доцент. Должность: заведующий кафедрой товароведения и таможенной экспертизы. Место работы: Российская таможенная академия (г.Люберцы). E-mail: ei_eiandreeva@mail.ru Нестеров Анатолий Васильевич, д.ю.н. Должность: профессор кафедры Судебной власти и организации правосудия. Место работы: Высшая школа экономики (г. Москва). E-mail: nesterav@yandex.ru Кушниренко Анна Валерьевна. Должность: судья, старший преподаватель. Место работы: Арбитражный суд Магаданской области, Магаданский филиал Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. E-mail: annakyshni@mail.ru Бегишева Ирина Валерьевна, старший лейтенант таможенной службы. Должность: оперуполномоченный по особо важным делам. Место работы: Федеральная таможенная служба России (г.Москва), Главное управление по борьбе с контрабандой, служба «Н», отдел организации специальных мероприятий. E-mail: ibegisheva@ rambler.ru

Аннотация: В статье приводится анализ практики защиты товарных знаков таможенными органами с целью выявления его недостатков и определения направления его совершенствования на примере деятельности некоторых таможен.

Ключевые слова: контрафакт, таможенные органы, импорт, патентообладатель, торговая марка, интеллектуальная собственность.

PROTECTION OF IPR BY THE CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

Andreeva Elena Islyamovna, PhD in Tech., associate professor. Position: head of commodities knowlege and customs examination chair. Place of employment: Russian customs academy (Lyubertsy). E-mail: ei_eiandreeva@mail.ru Nesterov Anatoliy Vassilievich, Doctor of law. position: professor of Judicial power and the organisation of justice chair. Place of employment: Higher school of economics (Moscow). E-mail: nesterav@yandex.ru Kushnirenko Anna Valerievna. Position: judge, senior lecturer. Place of employment: Arbitration court of the Magadan area, Magadan branch of the Moscow state legal academy of

O.E.Kutafin. E-mail: annakyshni@mail.ru Begisheva Irina Valerievna, customs service senior lieutenant officer. Position: special agent. Place of employment: Federal Customs Service of the Russian Federation, Antidrug service Central Enforcement Department. E-mail: ibegi-sheva@ rambler.ru

Annotation: the article describes measures taken by the customs service of Russia in the sphere of prevention of IPR infringements, protection of the right holders and steps taken in order to improve current legislation by analyzing the best practice of certain customs bodies. Keywords: contrafact, customs bodies, import, right holder, the trade mark, intellectual property.

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает

оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем.

Насыщение рынка различными товарами и услугами является одним из условий существования рыночной экономики. Расширению спектра высококачественных товаров и услуг во многом способствует наличие системы объектов, индивидуализирующих не только сами товары или услуги, но и их производителей. От наличия такой системы, от ее работоспособности и эффективности выигрывают все: потребители продукции, ее производители, посредники, государство.

Однако, как свидетельствуют данные статистики внешнеторговой деятельности, материалы судебной практики и литературные данные в открытой печати, экспансия импортного контрафактного товара на территорию Российской Федерации не прекращается. При этом важная роль сегодня отводится таможенным службам, осуществляющим таможенный контроль на границе [3, 4, 5, 6, 7].

Авторами проведен анализ практики защиты товарных знаков таможенными органами с целью выявления его недостатков и определения направления его совершенствования на примере деятельности некоторых таможен.

Рассматривая правовые основы защиты товарных знаков таможенными органами важно определиться в терминологии.

Под товарным знаком (обозначением), служащим для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Правоохранительная деятельность таможенных служб связана, с тем, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров,

для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Важным этапом в становлении системы защиты прав интеллектуальной собственности стало принятие в 2003 г. новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), определившей защиту прав интеллектуальной собственности в качестве функции таможенных органов и предоставившей им необходимые полномочия для пресечения противоправных действий.

Сегодня основное внимание привлечено к действующему с 01.01.2008 Федеральному закону от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». С его вступлением, утратили силу многие специальные нормы права, ранее регулировавшие отношения в области интеллектуальной собственности.

А в действующих Кодексах увеличены меры наказания за незаконное использование торгового знака, т.е. произошло ужесточение ответственности за нарушения в сфере интеллектуальной собственности.

В новом законодательстве сохраняются определенные несоответствия и пробелы, которые иногда компенсируются на уровне практики правоприменения.

Так, если в предыдущем Законе о товарных знаках содержался перечень действий, которые относятся к «незаконному использованию торгового знака», то в новой четвертой части ГК России зафиксированы права правообладателя на использование торгового знака, а само незаконное использование товарного знака четко не определено.

Хотя в правоприменительной практике сложилось понимание того, что под незаконным использованием товарного знака понимается производство, ввоз товара на территорию Российской Федерации, хранение, перевозка товара, сбыт товара и его продажа, а также использование сходного обозначения.

Охрана интеллектуальной собственности в России гарантируется нормами ст.44 Конституции. Законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Федерации (п. «о» ст.71 Конституции). Российское законодательство в области интеллектуальной собственности представлено:

- Гражданским кодексом Российской Федерации (Часть 4-я);

- Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях;

- Уголовным кодексом Российской Федерации;

- Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Иерархия правового регулирования интеллектуальной собственности в Российской Федерации представлена:

- Конституцией Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

- Гражданским кодексом Российской Федерации (Часть 4-я);

- Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях;

- Уголовным кодексом Российской Федерации,

- Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и специальными федеральными законами: «О защите конкуренции», «О защите прав потребите-

лей», «О лекарственных средствах», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и т.д.

Кроме этого Россия участвует в 18 международных соглашениях, регламентирующих вопросы интеллектуальной собственности, в том числе в наиболее значимых соглашениях в области защиты средств индивидуализации: Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1882 г., Мадридском

соглашении о международной регистрации товарных знаков 1891 г., Ниццком соглашении о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г. и др. Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав, а в 1994 г. - Евразийскую патентную конвенцию.

Наряду с этим отношения России со многими странами СНГ в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами. Так, например, можно выделить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности. Следовательно, составной частью правовой системы Российской Федерации являются нормы международных договоров

Сохраняются различия в законодательстве России и стран СНГ. Например, в законодательстве Казахстана не регулируется категория параллельного импорта (импорта товаров, защищенных торговой маркой, без авторизации собственника торговой марки). В условиях интенсивных трансграничных потоков отмечается необходимость создания единого пространства борьбы с контрафактом (наподобие того, что создано в рамках Евросоюза), что предполагает приведение к общим стандартам национального законодательства в странах СНГ, сближение процедур правоприменения, сотрудничество правоохранительных органов, использование единых баз данных.

Меры, принимаемые таможенными органами по приостановлению выпуска товаров.

В целях обеспечения реализации таможенными органами Российской Федерации функции по защите прав интеллектуальной собственности и на основании статей 149, 393 - 400, 403 ТК России, на территории Российской федерации действуют приказ ГТК России от 27.10.2003 № 1199 «Об утверждении Положения о защите интеллектуальной собственности таможенными органами» и приказ ФТС России от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». [1,2,3].

Положение определяет единый порядок обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами. Административный регламент определяет порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее - Реестр).

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу или совершении

иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя и вне зависимости от вида заявленного таможенного режима либо иной таможенной процедуры, под которую помещаются товары.

При этом меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если должностным лицом таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.

Уведомления о приостановлении выпуска товаров вручаются декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после дня принятия решения о приостановлении выпуска товаров.

В случае, если правообладатель (его представитель) обратился в судебные органы с целью защиты его прав и/или в иные уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы для возбуждения дела об административном правонарушении и/или уголовного дела, правообладатель (его представитель) до истечения срока приостановления выпуска товаров вправе подать в таможенный орган мотивированное письменное обращение о продлении приостановления выпуска товаров с указанием срока такого продления.

Срок, на который продлевается решение о приостановлении выпуска товаров, не может превышать 10 рабочих дней.

Если до истечения срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров или наложении ареста на товары, либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

2) объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии вышеуказанных оснований.

После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

На основе анализа правоохранительной деятельности Карельской таможни в области пресечения правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков можно выделить перечень товаров лидирующих по количеству подделок.

По данным правоохранительных и контролирующих органов, а также самих производителей, доля контрафактной продукции на потребительском рынке увеличивается, расширяется и их спектр в номенклатуре ВЭД. По отдельным группам товаров - парфюмерно-

косметических, обуви, одежды, синтетических моющих средств, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий - от 30 до 50% находящихся из них в обращении являются контрафактными. Особую озабоченность вызывает проблема подделки лекарственных средств. Производство и реализация контрафактной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья.

Наибольшее количество контрафактной продукции отмечается по следующим видам товаров:

1) одежда и обувь;

2) кондитерские изделия и иные продукты питания;

3) парфюмерия и косметика, алкогольная и табачная продукция;

4) СО- и DVD-диски, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника;

5) фармацевтическая продукция.

На приведенной продукции (на упаковке или этикетках) были размещены товарные знаки или обозначения сходные с ними до степени смешения.

Эффективность деятельности таможенных органов по защите товарных знаков на данном этапе во многом зависит от правообладателя. В связи с чем, перспектива наделения таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, так называемый принцип ех с^Исю, является одним из важных шагов на пути повышения данного показателя.

Смысл предлагаемого ФТС России нововведения в том, что любая продукция сомнительного качества может быть отнесена к контрафактной. В том числе и та продукция, которая не зарегистрирована в таможенном Реестре.

Судебная практика показывает, что решение судьбы конфискованного контрафакта отдается на откуп подразделениям ФТС России, задержавших контрафактную продукцию на границе. Контрафактные товары должны уничтожаться, но указанные процедуры не регламентированы никаким документом. Очевидно, что необходимы поправки в Административный кодекс в части, касающейся данного вопроса.

В ФТС Росси организовано проведение учебных занятий с должностными лицами таможенных органов региональных таможенных управлений, участвующими в процессе оформления товаров. К обучению привлекаются эксперты-товароведы Российской таможенной Академии и представители компаний-патентообладателей брендовых марок.

Отсутствие информирования правообладателями таможенных органов о потоках, каналах поставок, местах сокрытия контрафактных товаров снижают эффективность деятельности таможенной службы в этом направлении. Ведь именно правообладатели становятся обладателями полной оперативной информации, необходимой для выявления поддельной продукции, поскольку они:

- создают специальные службы безопасности, нанимая юридические и охранные компании и привлекая к работе различные компетентные государственные и правоохранительные органы;

- отслеживают конъюнктуру рынка;

- работают с розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями.

Важно отметить, что наиболее серьезные проблемы в обеспечении защиты:

- перемещение через таможенную границу контрафактной продукции физическими лицами. Крупные

партии поддельных товаров дробятся за рубежом, перевозятся на российскую территорию, где аккумулируются на складах, формируются в товарные партии, которые реализуются в другие регионы страны;

- нежелание правообладателей сотрудничать с таможенной службой, осуществляющей в пределах своей компетенции защиту прав на интеллектуальную собственность и отказ от применения к нарушителям мер административного воздействия;

- отсутствие перечня экспертных организаций, уполномоченных на проведение исследований и выдачу заключений на предмет наличия или отсутствия сходства до степени смешения.

- низкая правовая грамотность фирм-правонарушителей, которые зачастую не знают о принципах правового регулирования интеллектуальной собственности или недооценивают его практическое значение. Это обусловлено, тем, что фирмы-правообладатели недостаточно информируют рядовых потребителей о своих правах на данный товарный знак и о последствиях за незаконное использование торговой марки (гражданская, административная и уголовная ответственность).

Анализируя товаропоток в регионе Карельской таможни, который имеет экспортную направленность, следует отметить, что ввоз через таможенную границу Российской Федерации товаров, маркированных товарными знаками и включенных в Реестр осуществляет только один участник внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

Ввозимые товары (алкогольная, табачная, парфюмерная и кондитерская продукция) помещаются под таможенный режим «магазин беспошлинной торговли». В соответствии с письмами ФТС России данный участник ВЭД является уполномоченным импортером этих товаров. В случае ввоза продукции, для которой данный импортер не является уполномоченным, участник ВЭД получает разовое разрешение у правообладателя.

В соответствии со статьей 375 ТК России в целях выявления фактов реализации в розничной торговой сети контрафактной продукции таможенные органы Карелии осуществляли осмотр помещений и территорий у лиц, осуществляющих розничную торговлю товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением порядка, предусмотренного ТК России, для проверки такой информации.

Как правило, владельцами всех торговых точек, находящихся на территории Республика Карелия, являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (далее - ИП), и торговля носит мелко- розничный характер. Большинство ИП в соответствии с Налоговым кодексом РФ, пользуются упрощенной формой налогообложения, которая не предусматривает обязательного наличия у них счетов-фактур (с указанием в них номеров грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) на товары, ими реализуемые.

Таким образом, у таможни не было возможности доказать факт перемещения контрафактных товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В связи с вышесказанным, Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа таможенному органу было отказано в привлечении владельцев торго-

вых точек к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП России. Таким образом, круг замкнулся.

В целях минимизации подобных рисков должностными лицами Карельской таможни:

- осуществляется постоянный анализ информации, поступающей от правообладателей, о признаках контрафактной продукции, в том числе не включенной в Реестр (например, способы идентификации контрафактной парфюмерной и туалетной воды под маркой «Hugo Boss»).

- направляются запросы правообладателям (их представителям) о признаках контрафактности продукции, наличии соглашений на использование товарных знаков между правообладателями и торговыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Карелия.

- проводятся совместные рейды, направленные на выявление фактов реализации в розничной торговой сети контрафактной продукции с признаками административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10 КоАП России.

Должностные лица Карельской таможни в данных рейдах участвуют в качестве специалистов по определению признаков контрафактности, а сотрудники МВД проводят все процессуальные действия в отношении обнаруженных товаров. В результате таких рейдов за 2009 год изъята 3661 единица продукции, маркированная различными товарными знаками: Sоny

Ericsson, Cricket, SONY, HENCO, ЕССО, LACOSTE, LEVI'S, NIVEA, Adidas, Reebok, HUGO BOSS, CHANEL, ФК «Зенит», ФК «Спартак-Москва», СОЧИ 2014 и другими.

Судебная практика по делам о защите прав владельцев интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что позиция российских судебных органов по спорам, связанным с нарушениями прав интеллектуальной собственности была различна.

Согласно позиции одной группы арбитражных судов (в том числе и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа) составление должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 КоАП РФ, в случае обнаружения товаров с признаками контрафактности вне связи с их перемещением через таможенную границу и не находящимися под таможенным контролем, признавалось незаконным как совершенное с превышением полномочий, установленных законом. Исходя из этой позиции, таможенным органам отказывали в привлечении к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другая группа федеральных арбитражных судов (в том числе Федерального арбитражного суда ВолгоВятского округа) признавали полномочия таможенных органов по составлению протоколов об АП, предусмотренных ст. 14.10 КоАП России, не ограничивая их задачами, функциями и сферой деятельности таможенных органов.

В настоящее время у судебных органов выработалась единая позиция, согласно которой недопустимо расширение судебной практикой установленной законом компетенции административных органов (в том числе и таможенных органов) при осуществлении контрольной деятельности.

ФТС России с целью снижения уровня отрицательной судебной практики и обеспечения единообразного подхода к применению мер, направленных на пресечение незаконного оборота товаров, содержащих объ-

екты интеллектуальной собственности, указала, что «таможенные органы правомочны возбуждать дела об АП по ст. 14.10 КоАП России только в случае установления факта ввоза контрафактных товаров на таможенную территорию РФ, вследствие чего такими действиями нарушаются исключительные права правообладателя товарного знака».

Также для снижения уровня отрицательной судебной практики необходимо товары, обладающие признаками контрафактности, направлять для проведения специальной экспертизы не представителям правообладателей, а в организации, которые имеют соответствующую лицензию. Представители правообладателей могут консультировать, представлять данные о своих технологиях, но в процессуальном плане они не наделены полномочиями эксперта. Поэтому арбитражные суды не принимают во внимание заключения представителей правообладателя и в связи с отсутствием экспертного заключения выносят решения не в пользу таможенных органов.

До 2009 года выпуск таможенными органами оригинальных товаров, ввезенных без согласия правообладателя (так называемый «параллельный импорт»), приостанавливался, и инициировалось административное разбирательство по ст. 14.10 КоАП России.

В 2009 году Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (Постановление от 03.02.2009 № 10458/08) постановил, что оригинальные товары, ввезенные без согласия правообладателя, не являются контрафактными. Ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя является нарушением его исключительных прав. Данное нарушение влечет гражданско-правовую ответственность в рамках гражданского судопроизводства. А по гражданскому делу в качестве истца должен выступать сам правообладатель (или его уполномоченный представитель).

Таким образом, полномочия таможенных органов в отношении параллельного импорта ограничиваются правом приостановления выпуска товаров, а практику возбуждений дел об административном правонарушении по ст. 14.10 КоАП России таможенными органами, на наш взгляд, необходимо прекратить.

Статьей 14.10 КоАП России предусмотрена административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака. В соответствии с этой статьей незаконное использование чужого товарного знака влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.

В силу активных трансграничных потоков контрафактной продукции нарастает потребность в преодолении различий в законодательстве России и граничащих с ней стран СНГ.

Особую актуальность приобретает данный вопрос на единой таможенной территории стран предполагающих использовать единую номенклатуру ВЭД и Таможенный кодекс (Россия, Казахстан, Беларусь).

В этих условиях путь к совершенствованию таможенных технологий по защите прав интеллектуальной собственности нам видится в создании единого пространства борьбы с контрафактом, сближении проце-

дур правоприменения, сотрудничестве правоохранительных органов и использовании единых баз данных. В части касающихся единых баз данных, важна координация деятельности таможенных и правоохранительных органов, Роспатента и органов, проводящих экспертизы для таможенных целей.

Список литературы:

1. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: ДГУП «Ростаможинформ», 2003. - 304 с.

2. Приказ ГТК России от 27.10.2003 № 1199 (ред. от 08.06.2007) «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2003 N 5341);

3. Приказ ФТС России от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности»;

4. Шурыгин С.Н. Борьба с контрафактом: тест на эффективность // Таможня - №6. - март.-2006 г. - с. 22

5. Лепихов Г.В. Таможня и бизнес: против контрафакта вместе // Экономика и жизнь. - № 1. - январь. - 2007г. - с. 25

6. Воробьева Г.Н. Защита прав интеллектуальной собственности - один из приоритетов деятельности ФТС // Консультант. - №21. - ноябрь. - 2006 г. - с.25

7. Будаева Е.В. Как обеспечить права интеллектуальной собственности //Таможня. - сентябрь. - 2006 г. - с. 12

Рецензия

На статью «О защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами» авторов Андреевой Е.И., Нестерова А.В., Кушниренко А.В., Бегишевой И.В.

В статье авторами приводится анализ практики защиты товарных знаков таможенными органами с целью выявления его недостатков и определения направления его совершенствования на примере деятельности должностных лиц отдельной таможни. Поднимаются проблемы, которые возникают на всех таможнях из-за пробелов в законодательстве. В частности, отсутствие законодательно закрепленной регламентации деятельности таможенных органов по отношению к конфискованной контрафактной продукции порождает прецеденты для судебных разбирательств. В связи с этим, авторами обосновывается необходимость внесения поправок в Административный кодекс в части, касающейся данного вопроса.

В статье справедливо отмечено, что в условиях таможенного союза стран предполагающих использовать единую номенклатуру ВЭД и Таможенный кодекс (Россия, Казахстан, Беларусь) правоприменительные таможенные технологии по защите прав интеллектуальной собственности должны быть сближены. В частности, это создание и использование единого пространства борьбы с контрафактом, в том числе и использование единых баз данных.

Авторами раскрыты наиболее серьезные проблемы в обеспечении защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, и приводится опыт применения мер таможенными органами по минимизации подобных рисков. Актуальность рецензируемой статьи «О защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами» не вызывает сомнений и поэтому может быть рекомендована для опубликования.

Начальник отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Внуковской таможни подполковник таможенной службы С.В. Шкляев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.