Научная статья на тему 'Повышение эффективности работы таможенных органов России по защите прав интеллектуальной собственности'

Повышение эффективности работы таможенных органов России по защите прав интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бек Вадим Александрович

В данной работе предложена одна из возможных мер по совершенствованию механизма защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing of work efficiency of the Customs aimed at protecting the intellectual property rights

The author suggests one of the measures aimed a t improving the mechanism of protecting the intellectual property rights

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности работы таможенных органов России по защите прав интеллектуальной собственности»

Повышение эффективности работы таможенных органов России по защите прав интеллектуальной

собственности

В.А. Бек

В данной работе предложена одна из возможных мер по совершенствованию механизма защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами России.

The author suggests one of the measures aimed at improving the mechanism of protecting the intellectual property rights.

Право интеллектуальной собственности, институт защиты прав интеллектуальной собственности - для России область относительно новая. В то время как большинство стран мира уже давно обратили должное внимание на этот аспект сферы деятельности человека, общества, государства. Каждый товар или услуга, получившие популярность на рынке, включают в себя объект интеллектуальной собственности и соответствующие права.

Поскольку рынок России изобилует огромным ассортиментом различных товаров, постольку и вопрос защиты интеллектуальной собственности выходит на первый план. Проблема эта актуальна для всемирно известных брэндов международных корпораций, которые заинтересованы в «имени» своей компании и «высокой марке»

своей продукции. Это важно и для страны, где продаются товары. И самое главное - это важно для потребителей всего того огромного ассортимента товаров, который предлагает рынок.

Если вести речь о стране в целом, необходимость обеспечения надёжной защиты и охраны интеллектуальной собственности вызвана отрицательными политическими и экономическими последствиями торговли контрафактной продукцией как на международном, так и на национальном уровнях, так как следствием этого является, в конечном счёте, непоступление налогов в доходную часть бюджета, подрыв легальной индустрии, приостановление процессов создания объектов интеллектуальной собственности и их вовлечение в хозяйственный оборот, сокращение рабочих мест, подрыв авторитета государства, а также отказ иностранных компаний и государств от инвестиций как в отдельные отрасли, так и в национальную экономику в целом.

В настоящий момент не может вызывать сомнений тот факт, что таможенные органы должны играть одну из ключевых ролей в деле защиты интеллектуальной собственности. Это вызвано тем, что интернационализация хозяйственных связей и совершенствование методов тиражирования в последние годы привели к значительному увеличению объёмов международной торговли контрафактной (поддельной) продукцией. По свидетельству мировой практики, очевидно, что нарушения прав интеллектуальной собственности можно

Бек Вадим Александрович - ассистент кафедры мировой экономики и внешнеэкономических связей Хабаровской государственной академии экономики и права (г. Хабаровск)

фиксировать с момента ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

За относительно короткий промежуток времени в России сформирована достаточно сильная правовая база защиты прав интеллектуальной собственности, в целом, и в таможенном законодательстве, в частности. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами в РФ построен на основе положений Соглашения Всемирной Торговой Организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Таможенная служба, на основании заявления обладателя исключительных прав интеллектуальной собственности, принимает меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Схематично этот механизм выглядит следующим образом.

1. Правообладатель подаёт заявление в Федеральную таможенную службу (ФТС) о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, которые содержат объекты его интеллектуальной собственности (объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров) и в отношении которых у правообладателя имеются достаточные основания полагать, что их перемещение через таможенную границу может осуществляться с нарушением его исключительных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

2. ФТС рассматривает заявление и принимает решение об обеспечении защиты того или иного объекта прав интеллектуальной собственности. Срок защиты устанавливается в зависимости от требования правообладателя, а также срока действия его исключительных прав на объект интеллектуальной собственности. Указанный срок не может быть более пяти лет.

Принятие положительного решения о защите таможенными органами объекта интеллектуальной собственности сопровождается внесением данного объекта в таможенный Реестр объектов интеллектуальной

собственности (далее — Реестр). Информация об объектах интеллектуальной собственности, внесённых в Реестр, и сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, направляются Федеральной таможенной службой по вертикали региональным таможенным органам и таможням.

3. Таможни осуществляют контроль за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включённые в Реестр. В случае, если должностным лицом таможенного органа при проверке грузовой таможенной декларации и прилагаемых документов или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя, указанный срок может быть продлён, но не более чем ещё на 10 рабочих дней.

4. Таможенный орган уведомляет декларанта и правообладателя о принятии решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и внесённые в таможенный Реестр. В свою очередь, правообладатель в течение десяти дней оценивает полученную информацию, при необходимости инспектирует товары и принимает решение о разрешении выпуска приостановленных товаров или обращается в уполномоченные органы за защитой своих прав. Если до истечения срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров или наложении ареста на товары либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене. В случае, если товары, выпуск которых был приостановлен, оказались подлинными, импортёр либо экспортёр таких товаров вправе требовать компенсацию затрат от правообладателя, связанных с приостановлением выпуска.

Данная система защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами действует в нашей стране с 2004 года, с момента введения в силу нового Таможенного кодекса.

О результатах работы системы можно судить по уже имеющимся определённым статистическим данным. Так, в 2004 - 2005

гг. в ФТС России поступило и было обработано 170 заявлений о включении в таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности. Отказано по 23 заявлениям, поскольку они касались патентов на изобретения, что не является предметом таможенного регулирования. Если в середине 2004 года, в Реестре было 122 объекта, то уже на август 2005 г. в Реестр внесено 488 объектов [8]. А на январь 2007 г. в Реестре содержится 791 объект интеллектуальной собственности [6]. В 2004 году таможенниками возбуждено 154 административных дела в отношении нарушителей прав интеллектуальной собственности, в

2005 году - 390 дел, а за пять месяцев

2006 года - свыше 300 дел [9]. Всего за истёкший 2006 год таможенные органы 126 раз приостанавливали выпуск товаров, основываясь на поданных правообладателями товарных знаков заявлениях. В ап-реле-июне и октябре-декабре 2006 года подразделениями ФТС России проведены две специальные операции, направленные на выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации контрафактной продукции. По их результатам заведено 130 дел об административных правонарушениях, возбуждено 2 уголовных дела, переданы по подследственности материалы, по которым возбуждено 12 уголовных дел, задержано товаров, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, на сумму свыше 38 млн. рублей в количестве более 3 млн. единиц. За 2006 год в соответствии со статьей 14.10 кодекса административных правонарушений (далее - КоАП) Российской Федерации (незаконное использование товарного знака) было возбуждено 750 дел об административных правонарушениях, а в соответствии с ч. 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав) - ещё 65 дел об административных правонарушениях. Причём, основными товарами, задержанными по делам о незаконном использовании товарных знаков, являлись кондитерские изделия, в том числе - конфеты, а также спортивная одежда и обувь, парфюмерия и бытовая химия. К числу основных товаров, задержанных по делам, связанным с нарушениями авторских и смежных прав, относятся видеокассеты, СБ- и БУБ-диски [7].

Тем не менее, впереди у таможенной службы ещё много работы и возможностей улучшения механизма защиты прав интеллектуальной собственности. При ближайшем рассмотрении становится ясным, что систему можно обновлять и совершенствовать, чтобы получать лучшие результаты. В данной работе предложена одна из возможных мер по совершенствованию механизма защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами России.

Согласно Соглашению ТРИПС, меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных могут также приниматься властями по их собственной инициативе (ех-о£йсш), хотя они, и не обязаны принимать такие меры.

В России, если объект интеллектуальной собственности не внесён в таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности, таможенные органы не имеют право принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.

С одной стороны, отсутствие данных норм в российском таможенном законодательстве представляет собой расхождение с нормами Соглашения ТРИПС и, с другой стороны, если таможня не имеет возможности действовать по собственной инициативе -это минус в работе системы в целом.

Полномочия таможенных органов действовать ех-о£йсю являются ключевым элементом эффективного пограничного режима. Сотрудники таможенных органов первые сталкиваются с контрафактными товарами. Пока таможенная служба не имеет полномочий приостанавливать выпуск подозреваемых в контрафакте товаров по собственной инициативе, пограничные меры останутся не эффективными.

Следует рассмотреть международный опыт регулирования данного положения. Для сравнения были взяты Киргизская республика; Китай; Типовой Закон Всемирной таможенной организации - «Модель положений для национальных законодательств по обеспечению исполнения справедливых и эффективных мер на границе в соответствии с Соглашением ТРИПС». По мнению автора, нормы таможенного законодательства этих стран в области защиты прав интеллектуальной собственности отражают выбранное направление в разных

плоскостях, что даёт возможность для сравнения и принятия объективных решений рекомендательного характера. И Киргизия, и Китай - страны-члены Всемирной торговой организации. Обе страны имеют схожие с Россией параметры при определении уровня опасности нарушения и борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности на границе. Типовой Закон Всемирной таможенной организации представляет свод положений и рекомендаций на основе Соглашения ТРИПС в сфере защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, учитывая современные тенденции мировой торговли и возможные средства и способы нарушения прав интеллектуальной собственности и опыт работы таможенной службы стран Европейского Союза в этой области.

Таможенное законодательство Киргизии (в новой редакции Таможенного кодекса) даёт возможность таможенным органам приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесённые в Реестр, при обнаружении признаков контрафактности товаров. Законодательство Китая не содержит прямых норм о таких полномочиях таможенных органов. Однако, в целом, система защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами Китая отличается от российской, что уменьшает отрицательный эффект от отсутствия данных норм. Модель законодательства Всемирной таможенной организации настоятельно рекомендует внести данное положение Соглашения ТРИПС в национальные законы и даёт практические советы по реализации данного положения.

Таким образом, введение в национальное таможенное законодательство положения о предоставлении полномочий таможенной службе действовать ех-о£йсю при осуществлении таможенного контроля за перемещением товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности необходимо и первостепенно важно. Можно ввести данное положение на примере законодательства республики Киргизии, сохранив прежнюю систему защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами. Однако, внедряя в законодательство данное положение, желательно видоизменить всю систему по принципу Модели законодательства Всемирной таможенной

организации. По такому же принципу сегодня построена эта система в Китае.

Подробнее рекомендуемая система выглядит следующим образом. Таможенные органы ведут контроль за перемещением товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности, только после внесения того или иного объекта в таможенный Реестр. То есть, заранее (до предполагаемого перемещения через границу контрафактной продукции), правообладатель подаёт заявление в таможенные органы. Таможня в течение относительно длительного периода времени (обычно в течение 30 дней) принимает решение по данному заявлению. С момента принятия решения таможня начинает вести контроль по внесённому в Реестр объекту интеллектуальной собственности. В данном контексте система носит название «общий порядок подачи заявления». Модель законодательства Всемирной таможенной организации, помимо «общего порядка», даёт возможность правообладателю подачи так называемого «срочного заявления» в «особом порядке». То есть, когда у правообладателя есть информация о перемещении конкретной партии контрафактной продукции в ближайшее время, и данный правообладатель или объект интеллектуальной собственности не внесён в таможенный Реестр, он вправе подать заявление с просьбой о приостановлении выпуска конкретной партии и внесения объекта интеллектуальной собственности в таможенный Реестр. При особом порядке подачи заявления срок рассмотрения должен быть минимальным (рекомендуется не больше трёх дней).

В случае приостановления выпуска товаров таможенной службой по собственной инициативе, правообладатель обязан в кратчайшие сроки подать «срочное заявление». Данное заявление подлежит рассмотрению в ускоренном «особом порядке». В результате, контрафактный товар будет задержан на границе, а таможенные органы, принимая меры, будут иметь достаточно информации и оснований для объективного суждения о правильности принимаемых действий.

Таким образом, рекомендуется, во-первых, совершенствование системы защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами в целом путём введения «особого порядка подачи заявления»

по принципу Модели законодательства Всемирной таможенной организации и, во-вторых, в «новой» системе - введение положения о действиях таможни ex-officio.

Предложенная схема по улучшению работы механизма защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами России - лишь одна из ступеней на пути к совершенствованию системы, в целом. Несмотря на уже достигнутые успехи и результаты таможенных органов в деле защиты прав интеллектуальной собственности, работу по совершенствованию и обновлению этого механизма необходимо продолжать.

Литература и источники:

1. Model provisions for national legislation to implement fair and effective border measurers consistent with the agreement on trade-related aspects of intellectual property rights (dated May 19, 2004) / Модель положений для национальных законодательств по обеспечению исполнения справедливых и эффективных мер на границе в соответствии с Соглашением ТРИПС (типовой Закон Всемирной таможенной организации-

от 19 мая 2004 г) — Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электрон, ресурс]. - 2006 - Режим доступа : http://www. wcoipr,org/wcoipr/ Мел ModelLegisla lion. h tm

2. Regulations on the Protection of Intellectual Property Rights by Customs (Decree No. 179, of July 5, 1995) / Положение «О Защите Прав Интеллектуальной Собственности Таможенными органами Китая» — Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электрон, ресурс]. - 2006 - Режим доступа: h tip: //www. wipo.int/clea/docs_new/en/cn/

3. Таможенный Кодекс Киргизской Республики, принят законодательным собра-

нием 13 апреля 2004 г. / Официальный сайт Государственной таможенной инспекции Киргизии [Электрон, ресурс]. -2006 - Режим доступа: http: //www. customs.gov.kg /content/newkod/ rus

4. Таможенный кодекс РФ: Федеральный закон от 23 мая 2003 г. №61-ФЗ

5. Положение «О защите прав интеллектуальной собственности таможенными органамио Приказ ГТК РФ от 27 октября 2003 г. №1199

6. Реестр Объектов интеллектуальной собственности ФТС России / Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электрон, ресурс]. - 24.01.2007 -Режим доступа: http://www,customs.ru/ ru /ved info/ copvright pro

7. ВТО и ФТС в борьбе с контрафактом / страница новостей официального сайта Федеральной таможенной службы РФ [Электрон, ресурс]. - 25.01.2007 - Режим доступа: h ttp://www. customs.ru/ru /ved info/copyright_pro/narusheniya / index.php?id286

8. ФТС намерена снять таможенную защиту с некоторых товарных знаков, предлагает закрепить в Таможенном кодексе РФ право приостанавливать выпуск незаконно используемых объектов интеллектуальной собственности / страница новостей официального сайта Федеральной таможенной службы РФ, «Прайм-ТАСС» [Электрон, ресурс]. - 06.12.2005 -режим доступа: ttp://www. customs.ru/ ru /ved info/copyrigh tpro/narusheniya

9. ФТС на защите прав интеллектуальной собственности / страница новостей официального сайта Федеральной таможенной службы РФ [Электрон, ресурс]. - 27.06.2006 - Режим доступа: http: //www. с ustoms, г u/ru/press/oí _ ne ws / index, php ? id286=10 736

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.