Научная статья на тему 'На вопросы отвечает Д. Э. Н. Ф. Н. Кадыров'

На вопросы отвечает Д. Э. Н. Ф. Н. Кадыров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На вопросы отвечает Д. Э. Н. Ф. Н. Кадыров»

НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ д.э.н. Ш.Н. КАДЫРОВ

Расчет платных медицинских услуг в учреждении производится согласно инструкции № 01-23/4-10 от 10.11.1999 г. «Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная). В соответствии с пунктом инструкции 3.1.7 расчет расходов на оплату труда по медицинской услуге производится раздельно по каждой категории персонала на основании средней заработной платы сотрудников по подразделению в соответствии с тарификационными списками. Форма тарификационных списков соответствует приказу № 310 от 04.09.2008 г. «О тарификации работников ФМБА» и приказу № 749 от 11.11.2009 г., т.к. в тарификационных списках отражается заработная плата медицинского персонала без учета стимулирующих выплат, расходы на оплату труда и начисления на заработную плату в стоимости медицинской услуги не отражаются в полном объеме. Правомерно ли включать в расчет расходов на оплату труда заработную плату медицинского персонала с учетом стимулирующих выплат по всем источникам финансирования? Какими нормативными документами это обосновать?

«Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная)» № 01-23/4-10 от 10.11.1999 г. не является обязательным для применения документом.

Приказ ФМБА от 13 мая 2013 г. № 122 «Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении ФМБА России, оказываемых ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» не содержит обязательных требований по порядку формирования цен, указывая лишь на то, что размер платы за платные услуги (работы) определяется на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятель-

ности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды.

Поэтому уровень заработной платы, закладываемой в цены на платные услуги, определяется самим учреждением.

Установление уровня оплаты с учетом стимулирующих выплат по всем источникам финансирования является оправданным, поскольку отражает средний сложившийся уровень оплаты труда работников.

В связи с этим целесообразно отразить это в методике ценообразования, утвержденной руководителем учреждения, и в коллективном договоре со ссылкой на необходимость реализации «майских» Указов Президента 2012 года в части уровня заработной платы и указанием на то, что уровень оплаты труда, закладываемый в цену, определяется по среднему сложившему уровню оплаты труда с учетом всех источников финансирования.

Вопрос: Можно ли выдавать результаты исследований по рукописной доверенности?

Ответ: Да, можно.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Согласно ч. 3 указанного выше Федерального закона «С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях».

В законе речь идет о письменном согласии. Поэтому любая форма письменного согласия (а не только доверенность) со стороны пациента даёт основания получать информацию о пациенте, в том числе результаты исследований.

Однако для того, чтобы не возникли сомнения в достоверности подписи, лучше всего, если пациент напишет доверенность в присутствии представителя медицинской организации. Целесообразно также согласие закрепить еще и в медицинской документации (амбулаторной карте и т.д.).

Обязательны ли требования профессиональных стандартов для медицинских организаций с частной формой собственности?

Профессиональные стандарты касаются любых организаций независимо от форм собственности. Другое дело, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 установлены особенности применения профессиональных стандартов государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения.

№7

2018

Менеджер

к 77-

здравоохранения

а

Профессиональные стандарты являются обязательными для применения медицинскими организациями любых форм собственности только в той части, в которой это установлено нормативными правовыми актами (например, требования к квалификации медицинских работников).

Что если должность придумана работодателем? Должность называется «Специалист по мед. оборудованию и информационным технологиям» с функциями инженера по мед. оборудованию и «айтишника». Имеем ли мы право сами создавать должность?

В соответствии с приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» все без исключения профессиональные стандарты должны содержать «Возможные наименования должностей».

Как видим, сами профессиональные стандарты содержат лишь рекомендуемые наименования должностей. Обязательными они являются только в случаях, предусмотренных законами, другими нормативными-правовыми актами.

Так, определенные требования в отношении обязательности применения некоторых положений профстандартов содержатся в Трудовом кодексе. Например, статья 57 Трудового кодекса устанавливает: «Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов».

Медицинские работники имеют льготы (сокращенный рабочий день и т.д.) и ограничения (отсутствие судимости и т.д.). Поэтому при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника в части наименования должности медицинского работника следует руководствоваться либо действующим в настоящее время Приказом № 541н, либо (в случае применения в учреждении соответствующего профстандарта) - профессиональным стандартом.

В отношении наименования должностей могут существовать и другие обязательные требования. Так, статья 217 Трудового кодекса устанавливает: «В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области». Поэтому именно так и должна называться должность. Она именно так и называется в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».

В случае, когда отсутствуют обязательные требования в отношении наименования должностей, работодатель вправе самостоятельно устанавливать наименования должностей.

Поэтому должность специалиста может называться «Специалист по медицинскому оборудованию и информационным технологиям».

Есть квалификационные характеристики по должностям медицинского персонала. Теперь появились профессиональные стандарты. Но имеются еще и квалификационные требования к должностям медицинских работников. Каким из этих документов руководствоваться? Или учреждение вправе самостоятельно это решать?

Как было указано в вышеприведенном письме Минтруда, учреждение самостоятельно это решает только в случаях отсутствия регулирования этих вопросов в нормативных правовых актах. По поводу квалификационных требований есть прямое указание статьи 195.3 Трудового кодекса. Она устанавливает: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

Хотя в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, прямо обязывающие соблюдать требования к квалификации (в том числе к уровню образования), предусмотренные профессиональными стандартами, имеются, например, требования наличия медицинского образования для медицинских работников. Это установлено статьей 69 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации». Поэтому соблюдать данные требования все равно обязательно.

Что же касается других требований к квалификации работников, то с расхождением содержания квалификационных характеристик и профессиональных стандартов, а также приказов Минздрава России, действительно, уже приходится сталкиваться. Так, требования к образованию в профессиональном стандарте «Врач-патологоанатом» (Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 131н от 20.04.2018) существенно отличаются от соответствующих требований, предусмотренных квалификационными характеристиками по данной должности, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее - Приказ № 541н). При этом продолжает действовать приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - приказ № 707н).

Сравнительная характеристика квалификационных требований, утвержденных различными приказами, приведена в таблице.

Таблица

Сравнительная характеристика квалификационных требований, утвержденных различными приказами

Приказы Квалификационные требования

Приказ Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело»,

№ 541н «Педиатрия», послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Патологическая анатомия».

№7

2018

Менеджер

к 79 -

здравоохранения

Приказы

Квалификационные требования

Как видим, в профессиональном стандарте перечень допустимых специальностей значительно расширен как по сравнению с Приказом № 541н, так и с Приказом № 707н. Добавлены, например, «Анестезиология-реаниматология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Кардиология», «Неврология», «Неонатология», «Нефрология», «Общая врачебная практика», «Педиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Эндоскопия».

Возникает закономерный вопрос - чем следует руководствоваться кадровой службе медицинской организации при предъявлении требований к образованию для соискателя на должность врача-патологоанатома: Приказом № 541н или профстандартом «Врач-патологоанатом»?

Ни тем, ни другим. В данном конкретном случае ни требования Приказа № 541н, ни требования профессионального стандарта не соответствуют положениям Приказа Минздрава № 707н.

Как уже отмечалось, требования к квалификации квалификационных характеристик и профессиональных стандартов применяются в части, не противоречащей нормативным актам, касающимся квалификации по соответствующим должностям. При предъявлении требований к квалификации следует руководствоваться нормативными актами, устанавливающим требования к квалификации. Это приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.