Научная статья на тему 'Медицинские товары и услуги: оплата труда в бюджетных медицинских организациях'

Медицинские товары и услуги: оплата труда в бюджетных медицинских организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА / МЕДИЦИНСКИЕ БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

Бюджетным медицинским организациям при разработке системы оплаты труда следует учитывать, что в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В статье рассмотрен порядок оплаты труда в бюджетных медицинских учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинские товары и услуги: оплата труда в бюджетных медицинских организациях»

Бухгалтер и закон

МЕДИЦИНСКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ: ОПЛАТА ТРУДА В БЮДЖЕТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Оно вправе осуществлять и иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного образовательного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. При этом бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения такого задания, что следует из п. 3 ст. 9.1 Закона № 7-ФЗ.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий от соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). В состав субсидий включены и средства на оплату труда медицинских работников и иных сотрудников бюджетных медицинских учреждений.

Бюджетным медицинским организациям при разработке системы оплаты труда следует учитывать, что в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Рассмотрим систему оплаты труда в бюджетных медицинских организациях.

В настоящее время такие рекомендации утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011 (протокол № 10) (далее — Рекомендации).

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников бюджетных учреждений в соответствии с пп. 6, 9 и 32 Рекомендаций, устанавливаются:

• в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»; • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Рекомендаций.

Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. В силу п. 10 Рекомендаций системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются и изменяются с учетом: ♦♦♦ Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; ♦♦ Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Для справки. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (разд. «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») утвержден приказом Минз-дравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;

♦♦ обеспечения государственных гарантий по оплате труда (перечень основных государственных гарантий по оплате труда работников содержит ст. 130 Трудового кодекса РФ); ♦♦ профессиональных квалификационных групп. Отметим, что профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»; ♦♦ перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях (Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»); ♦♦ перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях (Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях утверждены приказом Минздрав-соцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»); ♦♦ примерных положений об оплате труда работников федеральных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета (далее — Примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности);

♦ Рекомендаций;

♦ мнения представительного органа работников. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом

обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (п. 11 Рекомендаций).

Положение об оплате труда работников федерального государственного учреждения, разрабатываемое этим учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп и не может содержать минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, предусмотренных примерными положениями об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности.

Размеры выплат компенсационного характера определяются в процентах от фиксированного размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, которые установлены работнику за исполнение им трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а в случаях, предусмотренных ст. 146 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), — в процентах от заработной платы работника и не могут быть ниже размеров, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями (п. 15 Рекомендаций).

В соответствии с п. 16 Рекомендаций размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

При этом разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:

^ объективности — размер вознаграждения

работника должен определяться на основе

объективной оценки результатов его труда;

^ предсказуемости — работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда; ^ адекватности — вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации; ^ своевременности — вознаграждение должно

следовать за достижением результата; ^ справедливости — правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику;

^ прозрачности — принятие решений о выплатах и их размерах с учетом мнения представительного органа работников.

Следует отметить, что фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется на календарный год, исходя из размеров субсидий, предоставленных указанным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), объемов средств, централизованных главным распорядителем средств федерального бюджета и используемых учреждениями с учетом исполнения ими целевых показателей эффективности работы, объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 28 Рекомендаций).

Для справки. Перечень целевых показателей эффективности работы бюджетных медицинских учреждений утвержден приказом Минобрнауки России от 12.10.2010 № 1011 « О целевых показателях эффективности работы бюджетных научных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и иных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации».

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. В соответствии с п. 32 Рекомендаций при установлении системы оплаты труда работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется: ♦♦♦ не допускать установления различных размеров тарифных ставок, окладов (должностных

окладов), ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним либо диапазонов размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по одним и тем же должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию; ♦♦ соблюдать принцип оптимального соотношения уровней оплаты труда руководителей и работников учреждений, в том числе с учетом применения кратности к средней заработной плате работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу, при установлении конкретных размеров должностных окладов руководителей учреждений, предусмотренный для федеральных государственных учреждений разд. VI «Система оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров» Рекомендаций; ♦♦ не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения для них систем оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. При разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, согласно п. 34 Рекомендаций, не вправе:

■ формировать и утверждать профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам (в нашем случае должностей работников здравоохранения к профессиональным квалификационным группам);

■ переносить профессии рабочих и должности служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп, изменять порядок регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов

педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), в том числе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы;

■ применять наименования должностей работников, по которым отсутствуют утвержденные в установленном порядке квалификационные характеристики;

■ утверждать квалификационные характеристики по должностям служащих и профессиям рабочих;

■ отступать от Единого реестра ученых степеней и ученых званий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней», а также установленных сроков вступления в силу решений об их присуждении;

■ устанавливать по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различные размеры повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы;

■ устанавливать диапазон тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы при одинаковых показателях квалификации (квалификационная категория, уровень образования, стаж работы) по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы.

При введении и применении систем оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений следует обращать внимание на: • необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны только работникам данного учреждения, а также на обязательность установления в них по всем имеющимся в штате учреждения должностям работников фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный

месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. При этом базовые (минимальные) тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, предусматриваемые в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, целесообразно рекомендовать учреждениям использовать лишь в качестве ориентиров, не указывая их в положении об оплате труда работников конкретных учреждений;

• закрепление в трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору) его конкретной трудовой функции, условий оплаты труда с указанием фиксированного (конкретного) размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленной ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

• определение размеров выплат компенсационного характера, исчисляемых исходя из фиксированного размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленной работнику за исполнение им трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а в случаях, предусмотренных законодательством, — исходя из заработной платы работника;

• наличие критериев и показателей для стимулирования труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом;

• применение демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера (создание соответствующей комиссии с

участием представительного органа работников);

• необходимость внесения изменений в трудовые договоры с работниками (заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам) в случаях изменения условий и размеров оплаты труда, в том числе при переходе на новые системы оплаты труда, при установлении и изменении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных работникам за исполнение ими трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера;

• нецелесообразность внесения в локальные нормативные акты положений, дублирующих нормы ТК РФ, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

В разд. X Рекомендаций установлены особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. На основании п. 37 Рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:

• при установлении выплат медицинским работникам, участвующим в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, в том числе программ повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, обращать внимание на то, что:

— указанные выплаты относятся к виду выплат стимулирующего характера;

— перечень должностей специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, участвующих в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Отметим, что Показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утверждены приказом Мин-здравсоцразвития России от 21.02.2011 № 145н;

— финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера осуществляется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

— сроки, порядок, условия осуществления и размеры указанных выплат работникам определяются положениями об оплате труда работников учреждения в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— размер и условия установления выплат стимулирующего характера работнику, участвующему в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также права и ответственность работника и работодателя определяются трудовым договором либо дополнительным соглашением к трудовому договору;

— выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые медицинским работникам, участвующим в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, учитываются при исчислении среднего заработка во всех случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

• в целях повышения мотивации медицинских и фармацевтических работников к повышению квалификации, обеспечению единых подходов при оплате труда работников рекомендуется в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации не допускать различий в размерах должностных окладов, в повышающих коэффициентах либо в надбавках стимулирующего характера для медицинских работников, имеющих один и тот же уровень квалификации, в том числе одну и ту же квалификационную категорию;

• при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего времени работника за учетный период (месяц, квартал, год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, которое определяется исходя из установленной

для данной категории работников еженедельной

продолжительности рабочего времени.

Список литературы

1. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

3. О целевых показателях эффективности работы бюджетных научных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и иных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Минобрнауки России от 12.10.2010 № 1011.

4. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»: приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н.

5. Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней: постановление Правительства РФ от 30.01.2002 № 74.

6. Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях: приказ Минздравсоц-развития России от 29.12.2007 № 822.

7. Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях: приказ Минздрав-соцразвития России от 29.12.2007 № 818.

8. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников: приказ Минздрав-соцразвития России от 06.08.2007 № 526.

9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.