Научная статья на тему 'Управление формированием профессиональных компетенций в сфере здравоохранения'

Управление формированием профессиональных компетенций в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
346
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARDS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КВАЛИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / QUALIFICATION OF MEDICAL WORKERS / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / LABOR FUNCTION / СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА / THE COMPLIANCE OFFICE HEALTH CARE WORKER

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Титор Светлана Евгеньевна, Линькова Ирина Виленовна

Институт профессионального стандарта только начинает развиваться (в настоящий момент их принято чуть более 1000). Но уже сегодня складывается правоприменительная практика по их внедрению. В каждой отрасли экономики эта практика складывается по-своему: есть свои проблемы, есть свой опыт. Сфера здравоохранения это социально значимая отрасль. От того, как будут определены профессиональные компетенции врачей зависит и уровень подготовки медицинского персонала, и уровень их квалификации при оказании медицинских услуг. Организация работы по разработке профессиональных стандартов и их внедрению показывает, что есть много нерешенных вопросов, на которые следует обратить внимание профильному министерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Титор Светлана Евгеньевна, Линькова Ирина Виленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of formation of professional competences in the sphere of health care

The Institute of professional standard is just beginning to develop (at the moment, and accepted just over 1,000). But today there is a legal practice for their implementation. In each sector of the economy, this practice develops in its own way. There are some problems and we have some certain experience. The healthcare sector is a socially important sector. The level of training of medical personnel and the level of their qualification in the provision of medical services depends on how the professional competence of doctors will be determined. The organization of work on the development of professional standards and their implementation shows that there are many unresolved issues that should be brought to the attention of the relevant Ministry.

Текст научной работы на тему «Управление формированием профессиональных компетенций в сфере здравоохранения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 35.088.7

© С.Е. Титор, И.В. Линькова, 2018 Научная специальность 12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Светлана Евгеньевна Титор, эксперт Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям, начальник отдела кадров, доцент кафедры частного права, кандидат юридических наук Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99) E-mail: [email protected]

Ирина Виленовна Линькова, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, кандидат медицинских наук

Российская медицинская академия Непрерывного профессионального образования (125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1) E-mail: [email protected]

Аннотация. Институт профессионального стандарта только начинает развиваться (в настоящий момент их принято чуть более 1000). Но уже сегодня складывается правоприменительная практика по их внедрению. В каждой отрасли экономики эта практика складывается по-своему: есть свои проблемы, есть свой опыт. Сфера здравоохранения — это социально значимая отрасль. От того, как будут определены профессиональные компетенции врачей зависит и уровень подготовки медицинского персонала, и уровень их квалификации при оказании медицинских услуг. Организация работы по разработке профессиональных стандартов и их внедрению показывает, что есть много нерешенных вопросов, на которые следует обратить внимание профильному министерству.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, квалификация медицинских работников, трудовая функция, соответствие занимаемой должности медицинского работника.

MANAGEMENT OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE SPHERE OF HEALTH CARE

Titor E. Svetlana, expert of the National Council under the President of Russia on professional qualifications, head of the personnel department, associate professor of the private law chair, candidate of law State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky Prospekt, d. 99) E-mail: [email protected]

Lin'kova V. Irina, associate professor of the Department of Health Organization and Public Health, candidate of medical sciences

Russian Medical Academy of Continuing Professional Education (125993, Moscow, ul. Barrikadnaya, 2/1, str. 1) E-mail: [email protected]

Annotation. The Institute of professional standard is just beginning to develop (at the moment, and accepted just over 1,000). But today there is a legal practice for their implementation. In each sector of the economy, this practice develops in its own way. There are some problems and we have some certain experience. The healthcare sector is a socially important sector. The level of training of medical personnel and the level of their qualification in the provision of medical services depends on how the professional competence of doctors will be determined. The organization of work on the development of professional standards and their implementation shows that there are many unresolved issues that should be brought to the attention of the relevant Ministry.

Keywords: professional standards, professional competence, qualification of medical workers, labor function, the compliance office health care worker.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Титор С.Е., Линькова И.В. Управление формированием профессиональных компетенций в сфере здравоохранения. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):88-94.

С 1 июля 2016 г. вступил силу ряд положений Фе- сиональных стандартов в части требований, обяза-

дерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О вне- тельных для применения государственными внебюд-

сении изменений в Трудовой кодекс Российской Феде- жетными фондами РФ, государственными или муни-

рации и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образо- ципальными учреждениями, государственными или

вании в Российской Федерации» [2], связанных с внед- муниципальными унитарными предприятиями, а так-

рением профессиональных стандартов. же государственными корпорациями, государствен-

Постановлением Правительства РФ от 27 июня ными компаниями и хозяйственными обществами,

2016 г. № 584 «Об особенностях применения профес- более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [7] определено следующее:

♦ обязательность применения для перечисленных в названии структур профессиональных стандартов;

♦ внедрение их в плановом порядке до 2020 г.;

♦ определение обязанности или права работодателей проводить переобучение и переподготовку работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Для того, чтобы разобраться, что такое профессиональный стандарт, для чего он нужен, и как его внедрять, необходимо понять: откуда он появился.

Существовавшая в советское время планово-распределительная система подготовки кадров разрешала проблемы соотношения между потребностями рынка труда в кадрах и подготовкой специалистов образовательными организациями. С переходом на рыночные отношения произошел разрыв этих связей. Развитию бизнеса, производства способствовала жесткая конкуренция в условиях мирового развития техники и технологий. В то время, как образовательные процессы отставали в своем развитии. Материально-техническая база образовательных организаций не успевала совершенствоваться в соответствии с новыми потребностями экономики.

На определенном этапе специалисты и ученые в области профессионального образования, представители бизнес-сообщества пришли к мысли о необходимости более тесного сотрудничества в области подготовки кадров с учетом обновленных потребностей и квалификационных компетенций.

Изначально речь о новых квалификационных требованиях к профессиям шла только в отношении высококвалифицированных технологий.

В 2010 г. специалисты Научно-исследовательского института труда сделали заключение о том, что действующие в России тарифно-квалификационные характеристики единых тарифно-квалификационных справочников по профессиям рабочих и единых квалификационных справочников по должностям служащих (далее — ЕКС) представляют собой, по сути, не что иное, как профессиональные стандарты (далее — профстандарты). По форме тарифно-квалификационные характеристики отличаются от профессиональных стандартов западных стран, но, в целом, они определяют требования работодателя к знаниям, умениям и навыкам работников. В связи с этим, изна-

чально было принято решение не о замене системы квалификационных справочников, а об их модернизации, т.е. включении в тарифно-квалификационные характеристики всех необходимых элементов профессиональных стандартов.

В последующем было заявлено о необходимости создания в России системы профессиональных стандартов и системы обязательной общественно-профессиональной экспертизы учебных программ и независимой оценки качества образования.

Указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [3] и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [4] были поставлены задачи о разработке профессиональных стандартов и выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров. Видимо, опираясь на международный опыт, было предписано сформировать 800 профессиональных стандартов до 2015 г.

Понятие «профессиональный стандарт» введено в Трудовой кодекс РФ в 2012 г. В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ «Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [1].

Указом Президента РФ от 16 апреля 2014 г. № 249 [5] создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — НСПК), который объединяет усилия бизнеса, органов исполнительной власти и профессиональных союзов по формированию профессиональных стандартов, их последующую трансформацию в федеральные государственные образовательные стандарты, проведение независимой оценки квалификаций.

НСПК создает Советы по профессиональным квалификациям по разным отраслям экономики. В области здравоохранения такой совет создан на базе НП «Национальная Медицинская Палата». Председателем Совета по профессиональным квалификациям в области здравоохранения является Л.М. Рошаль.

Советы по профессиональным квалификациям в рамках своих полномочий должны: проводить мониторинг соответствующего сегмента рынка труда, потребности в квалификациях, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий; разрабатывать, актуализировать и организовывать применение профессиональных стандартов; раз-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

рабатывать, актуализировать и организовывать применение отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований; устанавливать требования для подтверждения профессиональной квалификации, организовывать, координировать и контролировать деятельность по оценке и присвоению профессиональных квалификаций в соответствующих областях профессиональной деятельности; участвовать в определении потребностей в образовании и обучении, в разработке образовательных стандартов профессионального образования, в обновлении и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.

На сегодняшний день в области здравоохранения, с учетом медицинской и фармацевтической деятельности, утверждено около 20 профстандартов.

На данный момент (февраль 2018 г.) в плане Совета по профессиональным квалификациям стоит разработка более 40 профстанартов по узким врачам специалистам: врач-хирург, врач-дерматолог, врач-уролог и т.д. Около 17 — находятся в разработке и на согласовании в Минздраве России и планируются к выходу в первой половине 2018 г.

Приказом Минтруда России от 7 ноября 2017 г. № 768н утвержден профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» [16]. Этот стандарт предусматривает не только традиционные должности «врач-статистик», «врач-методист», «заведующий организационно-методическим отделом медицинской организации», «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации», «главный врач (начальник) медицинской организации», «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа», но и должность, которую ранее не относили к категории специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», а именно: «заведующий (начальник) структурным подразделением медицинской организации — врач-специалист».

Но в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, кроме непосредственно медицинского персонала, работают и представители других профессий, профстандарты по которым следует также внедрять: специалист в области управления персоналом [12], бухгалтер [11], специалист в области охраны труда [10] и др. Таких профстандартов на февраль 2018 г. насчитывается около 60.

В соответствии с ранее названным постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 [7] в

настоящий момент каждое медицинское учреждение должно иметь свой план внедрения профстандартов, утвержденный приказом главного врача или руководителя медучреждения.

План может предусматривать следующие разделы.

1. Организационно-правовое и информационное сопровождение.

2. Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям профессиональных стандартов.

3. Развитие профессиональной компетенции работников.

4. Разработка нормативно-правовых и локальных актов.

В рамках первого раздела может быть создана рабочая группа, состав которой утверждается приказом, осуществлено информирование через сайт или общее собрание работников о необходимости внедрения профстандартов, проведена разъяснительная работа по ним и т.д.

В рамках второго раздела должны быть проведены анализы утвержденных профстандартов с должностными инструкциями, имеющимися в медучреждении. В рамках анализа исследуются следующие позиции:

Название должности, закрепленной в профстан-дарте, и название должности в соответствии со штатным расписанием, их соотношение. В соответствии со ст. 57 ТК РФ название трудовой функции (должности), если с выполнением работ по ней связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, установленных федеральным законодательством, то ее название должно применятся в соответствии с ЕКС или профстандартами. Название возможной должности в профстандарте берется не из названия самого профстандарта, а из раздела «возможные наименования должностей». При этом, каждый профстандарт имеет привязку к конкретному названию из ЕКС. Здесь уместно сказать, что по тем, имеющимся профстанад-ратам, которые уже утверждены, названия должностей практически не меняются, но имеются новые названия. Так, например, профстандарт «специалист в области медико-профилактического дела» предусматривает такие возможные должности: главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт, врач-бактериолог, врач-вирусолог, врач-дезин-фектолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач-паразитолог, врач по гигиене детей и подростков, врач по гигиене питания, врач по гигиене

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

труда, врач по гигиеническому воспитанию, врач по коммунальной гигиене, врач по общей гигиене, врач по радиационной гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врач по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы, врач-эпидемиолог. ЕКС предусматривал только одно название: врач-специалист.

Наименования должностей в штатном расписании медицинской организации и, как следствие, в должностных инструкциях должны соответствовать Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников, которая утверждена приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н [9]. Если наименования должностей в профстандарте и действующей номенклатуре не совпадают, Минздрав России вносит коррективы в приказ № 1183н [9]. В свою очередь, медицинская организация должна изменить штатное расписание и, соответственно, кадровые документы.

Уровень квалификации, требуемый в соответствии с профстандартами, и уровень квалификации по имеющимся должностям. Статья 195.3 ТК РФ [1] предусматривает обязательное использование характеристик квалификации, которые содержатся в профстан-дартах, если действующим законодательством установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Для сферы государственного и муниципального здравоохранения обязательное применение соответствующего уровня квалификации для медицинских работников закреплено в приказе Минздрава России от 23 июля 2010 г. № 541н [8], а также вышеназванным постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 [7]. По мере внедрения новых профессиональных стандартов в здравоохранение Приказ № 541н [8] будет терять силу в части тех специалистов, по которым приняты профессиональные стандарты. Для сферы частной медицины постановление Правительства РФ № 584 [7] не действует, но все остальные нормативные акты являются обязательными. Таким образом, профстандарты медицинской сферы применимы в обязательном порядке для медицинских организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм. Все остальные профстандарты, используемые для немедицинских должностей, обязательно применимы только в сфере государственной и муниципальной медицины.

Пока на сегодняшний день только один профстан-дарт в области здравоохранения предусматривает по-

вышение квалификации к замещению должности по отношению к квалификации, ранее определенной в квалификационных справочниках. Это профстандарт «младший медицинский персонал» — по первой обобщенной трудовой функции «Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека», по должности — «санитар». Профстандарт в отношении санитара предусматривает наличие среднего общего образования и профессиональное обучение по должности «санитар».

Применение отдельных профессиональных стандартов в части требований к квалификации будет крайне затруднено. Так, например, профессиональный стандарт «врач-биофизик» [15] предусматривает обязательную квалификацию для занятия этим видом деятельности «Высшее образование — специалитет по специальности «Медицинская биофизика», полученное по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования после 1 января 2016 г. Возникает вопрос — а лица, которые получили образование ранее, совсем исключаются из этого вида деятельности? Таким образом, с учетом среднего срока обучения в медицинском вузе (6—7 лет), специалистов по данному направлению, которые обучаются по стандартам 2016 г., мы получим только к 2022—2023 гг. В такой ситуации Минздрав России планирует на время отрегулировать этот процесс для лиц с немедицинским высшим образованием, занимающих врачебные должности в медицинских организациях, своими нормативными актами, однако это урегулирование может привести к различному пониманию одного и того же вопроса разными ведомствами.

Третий раздел плана должен предусматривать анализ квалификации конкретного работника, ее соответствие профстандарту, решение вопроса о повышении квалификации или переподготовке работника в соответствии с требованиями профстандарта. Вышеназванное постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 [7] определило, что повышение квалификации или профессиональная переподготовка осуществляется за счет средств бюджета, внебюджетных средств или за счет денежных средств самого работника. А конкретно этот вопрос отнесен к ведению работодателя или его учредителя. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 332 [6] и ряда нормативно-правовых актов Минзд-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

рава России (Приказы от 27 августа 2015 г. № 599 [13] и от 4 августа 2016 г. № 575н [14]) в здравоохранении появляется новый источник финансирования программ повышения квалификации, а именно: средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС) из нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС. Нужно отметить, что использование этих средств на указанные нужды возможно только при соблюдении в обязательном порядке определенных условий, таких как длительность учебных мероприятий, участие медицинской организации в системе ОМС и др. Для врачей важно знать, что повышение квалификации с использованием средств ОМС возможно только через личный кабинет врача на портале edu.rosminzdrav.ru. По предварительным данным, озвученным Минздравом России, врачей, обучившихся в 2017 г. за счет средств ОМС насчитывается несколько более 1000 человек. Понятно, что это мало, но, мы надеемся, что 2018 г. будет отмечен более выраженной динамикой роста численности врачей, которые смогли использовать средства системы ОМС для финансирования повышения своей квалификации.

Особо актуальным для медицинских организаций является вопрос, как будет осуществляться финансирование профессиональной подготовки санитаров. Этот же вопрос беспокоит и всех остальных работников здравоохранения. В рамках плана внедрения профстан-дартов работодатель может составить план повышения квалификации работников. Следует отметить, что работники, которые не будут соответствовать по своей квалификации требованиям профстандарта к 2020 г., могут быть признаны не соответствующими своим должностям по недостатку квалификации, а значит, уволены с занимаемых должностей.

Четвертый раздел плана должен, прежде всего, предусматривать вопросы актуализации должностных инструкций. Должностные инструкции актуализируются в части:

♦ названия должности в соответствии с требованиями профстандарта. Поскольку, как говорилось выше, ст. 57 ТК РФ предусматривает применение названия должности в соответствии как с квалификационным справочником, так и с профстандартом, то пока существуют на равных и тот и другой документы, использовать можно любое название. Постепенно, с приемом новых сотрудников, название должностей необходимо менять на те, которые указаны в профстандартах;

♦ квалификационных требований. Но с этим вопросом пока можно не спешить. Во-первых, не все работники, фактически замещающие эти должности, имеют указанный в профстандартах уровень квалификации. Изменив им должностную инструкцию, мы можем повергнуть сами себя в противоречия между должностной инструкцией и фактом. Во-вторых, внедрение профстандартов осуществляется до 2020 г. — есть время для переобучения работников, после чего станет возможным изменение этой части инструкции.

♦ содержания прав и обязанностей работника. В профстандарте каждая обобщенная трудовая функция делится на трудовые функции. Каждая трудовая функция делится на трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения. Необходимые знания и необходимые умения включаются как составляющее части характеристики квалификации. Необходимо не только иметь документы о соответствующем уровне образования, но и на практике показывать те знания и умения, которые закреплены в профстандарте. Трудовые действия — это то, что называется в должностной инструкции правами и обязанностями. Действующим законодательством не определена обязанность работодателей использовать в должностных инструкциях абсолютно все трудовые действия профстандарта. Да и необходимости в этом нет. Так, например, профстан-дарт «младший медицинский персонал» содержит две обобщенные трудовые функции. Первая — «Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека», т.е. работа по должности санитара. Эта обобщенная трудовая функция предусматривает три трудовые функции: перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов; санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря; уход за телом умершего человека. Очевидно, что такая трудовая функция, как «уход за телом умершего человека», есть не во всех медучреждениях. А две другие трудовые функции могут входить в обязанности разных санитаров. Таким образом, трудовые функции могут быть распределены по разным должностным инструкциям. При этом, законодательно работодатель не ограничен в этом никакими нормативными актами. В то же время, при составлении должностной инструкции врачей-специалистов, работающих в детских медицинских организациях, необходимо использовать сразу два профстандарта — «специалист по педиат-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

рии» и профстандарт конкретного врача-специалиста. Таким образом, содержание должностной инструкции в части прав и обязанностей может включать в себя полностью весь профстандарт, его часть, а может использоваться сразу несколько профстандартов.

Возможно, внедрение профстандартов затронет и содержание других локальных нормативных актов медучреждения: правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда и др. Сроки, ответственные лицам и порядок их актуализации также могут быть отражены в общем плане внедрения профстандартов.

Таким образом, внедрение профстандартов — процесс не быстрый, требующий много усилий. Действующее законодательство предоставляет возможность внедрения профстандартов до 2020 г. Однако, не все профстандарты еще разработаны, но их разработка уже запланирована.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 5 февраля 2018 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

2. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и ст. 11 и 73 ФЗ «Об образовании в РФ» // СЗ РФ. 2015. № 18. Ст. 2625.

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2336.

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.

5. Указ Президента РФ от 16 апреля 2014 г. № 249 «О Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям» (вместе с «Положением о Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям») // СЗ РФ. 2014. № 16. Ст. 1882.

6. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» // СЗ РФ. 2016. № 18. Ст. 2626.

7. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. III). Ст. 4484.

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» // Рос. газета. 2010. 27 сент.

9. Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н (ред. от 1 августа 2014 г.) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» // Рос. газета. 2013. 27 марта.

10. Приказ Минтруда от 4 августа 2014 г. № 524н (ред. от 12 декабря 2016 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 51.

11. Приказ Минтруда от 22 декабря 2014 г. № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» // URL: http://www.pravo.gov.ru

12. Приказ Минтруда от 6 октября 2015 г. № 691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» // URL: http://www.pravo.gov.ru

13. Приказ Минздрава России от 27 августа 2015 г. № 599 «Об организации внедрения в подведомственных Министерству здравоохранения РФ образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата» // URL: http://www.pravo.gov.ru

14. Приказ Минздрава России от 4 августа 2016 г. № 575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнитель-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2018. № 45.

15. Приказ Минтруда России от 4 августа 2017 г. № 611н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-биофизик» // URL: http://www.pravo.gov.ru

16. Приказ Минтруда России от 7 ноября 2017 г. № 768н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» // URL: http://-www.pravo.gov.ru

References

1. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii (red. ot 5 fevralya 2018 g.) // SZ RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 3.

2. Federal'nyy zakon ot 2 maya 2015 g. № 122-FZ «O vnesenii izmeneniy v TK RF i st. 11 i 73 FZ «Ob obrazova-nii v RF» // SZ RF. 2015. № 18. St. 2625.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» // SZ RF. 2012. № 19. St. 2336.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 597 «O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoy sotsi-al'noy politiki» // SZ RF. 2012. № 19. St. 2334.

5. Ukaz Prezidenta RF ot 16 aprelya 2014 g. № 249 «O Natsional'nom sovete pri Prezidente RF po professio-nal'nym kvalifikatsiyam» (vmeste s «Polozheniem o Natsional'nom sovete pri Prezidente RF po professional'nym kvalifikatsiyam») // SZ RF. 2014. № 16. St. 1882.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 aprelya 2016 g. № 332 «Ob utverzhdenii Pravil ispol'zovaniya meditsin-skimi organizatsiyami sredstv normirovannogo strakho-vogo zapasa territorial'nogo fonda obyazatel'nogo medi-tsinskogo strakhovaniya dlya finansovogo obespecheniya meropriyatiy po organizatsii dopolnitel'nogo professio-nal'nogo obrazovaniya meditsinskikh rabotnikov po pro-grammam povysheniya kvalifikatsii, a takzhe po priobre-teniyu i provedeniyu remonta meditsinskogo oborudova-niya» // SZ RF. 2016. № 18. St. 2626.

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 iyunya 2016 g. № 584 «Ob osobennostyakh primeneniya professio-nal'nykh standartov v chasti trebovaniy, obyazatel'nykh dlya primeneniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami RF, gosudarstvennymi ili munitsipal'nymi uc-hrezhdeniyami, gosudarstvennymi ili munitsipal'nymi uni-tarnymi predpriyatiyami, a takzhe gosudarstvennymi korporatsiyami, gosudarstvennymi kompaniyami i kho-

zyaystvennymi obshchestvami, bolee pyatidesyati protsen-tov aktsiy (doley) v ustavnom kapitale kotorykh nakho-ditsya v gosudarstvennoy sobstvennosti ili munitsipal'noy sobstvennosti» // SZ RF. 2016. № 27 (ch. III). St. 4484.

8. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 23 iyulya 2010 g. № 541n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsion-nogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsiali-stov i sluzhashchikh, razdel «Kvalifikatsionnye kharak-teristiki dolzhnostey rabotnikov v sfere zdravookhrane-niya» // Ros. gazeta. 2010. 27 sent.

9. Prikaz Minzdrava Rossii ot 20 dekabrya 2012 g. № 1183n (red. ot 1 avgusta 2014 g.) «Ob utverzhdenii No-menklatury dolzhnostey meditsinskikh rabotnikov i farmat-sevticheskikh rabotnikov» // Ros. gazeta. 2013. 27 marta.

10. Prikaz Mintruda ot 4 avgusta 2014 g. № 524n (red. ot 12 dekabrya 2016 g.) «Ob utverzhdenii professio-nal'nogo standarta «Spetsialist v oblasti okhrany truda» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. 2014. № 51.

11. Prikaz Mintruda ot 22 dekabrya 2014 g. № 1061n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Bukhgal-ter» // URL: http://www.pravo.gov.ru

12. Prikaz Mintruda ot 6 oktyabrya 2015 g. № 691n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spetsialist po upravleniyu personalom» // URL: http://www.pravo.gov.ru

13. Prikaz Minzdrava Rossii ot 27 avgusta 2015 g. № 599 «Ob organizatsii vnedreniya v podvedomstvennykh Ministerstvu zdravookhraneniya RF obrazovatel'nykh i nauchnykh organizatsiyakh podgotovki meditsinskikh rabotnikov po dopolnitel'nym professional'nym program-mam s primeneniem obrazovatel'nogo sertifikata» // URL: http ://www.pravo .gov.ru

14. Prikaz Minzdrava Rossii ot 4 avgusta 2016 g. № 575n «Ob utverzhdenii Poryadka vybora meditsinskim rabotnikom programmy povysheniya kvalifikatsii v orga-nizatsii, osushchestvlyayushchey obrazovatel'nuyu deya-tel'nost', dlya napravleniya na dopolnitel'noe professio-nal'noe obrazovanie za schet sredstv normirovannogo strak-hovogo zapasa territorial'nogo fonda obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. 2018. № 45.

15. Prikaz Mintruda Rossii ot 4 avgusta 2017 g. № 611n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Vrach-biofizik» // URL: http://www.pravo.gov.ru

16. Prikaz Mintruda Rossii ot 7 noyabrya 2017 g. № 768n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spet-sialist v oblasti organizatsii zdravookhraneniya i obshche-stvennogo zdorov'ya» // URL: http://www.pravo.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.