профессиональный стандарт «врач - судебно-медицинский эксперт»: исторические предпосылки, нормативная база, этапы разработки
к.м.н. Н.А. Романько 12, к.м.н., доцент Г.В. Золотенкова 12 , к.м.н. О.В. Лысенко 2
1 Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач. — д.м.н., проф. В.А. Клевно),
2 Кафедра судебной медицины (зав. - д.м.н., проф. В.А. Клевно) ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского
Аннотация: В статье изложены основные этапы разработки профессионального стандарта «врач - судебно-медицинский эксперт» и отмечены вопросы, требующие решения в ближайшей перспективе. Проанализированы подходы к созданию профессиональных стандартов, этапы разработки и внедрения. Рассмотрен понятийный аппарат: приведены актуальные определения терминов «профессиональный стандарт», «квалификация». Описано состояние вопроса разработки профессиональных стандартов в здравоохранении.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, врач - судебно-медицинский эксперт, квалификационные характеристики, компетенции, аккредитация, образовательные стандарты
professional standart "forensic medical expert": historical background, legal basis, stages of development
N.A. Romanko, G.V. Zolotenkova, O.V. Lysenko
Abstract: This article expounds the basic stages of development of a professional standard «forensic medical expert» and noted issues to be addressed in the short term. Approaches to the development of professional standards, stages of development and implementation have been analyzed. Specific terminology has been considered: the current definitions of «professional standard» and «qualification» have been clarified. The article describes the state of the issue of development of professional standards in healthcare.
Keywords: professional standard, forensic medical expert, qualifying characteristics, competence, accreditation, educational standards
http://dx.doi.org/10.19048/2411-8729-2016-2-3-23-26
В последние десятилетия в нашей стране достаточно остро звучит проблема слабого, неэффективного взаимодействия сфер труда и образования, приведшая к дисбалансу спроса и предложения рабочей силы на рынке труда [1]. Как показывает анализ мировой практики, решение подобного рода вопросов, а также совершенствование устаревшей нормативно-правовой базы в сфере регламентации и организации труда и в области классификации профессий и специальностей, возможно только через создание профессиональных стандартов [2].
Впервые термин «профессиональный стандарт» был о использован еще в 1997 г. в Программе социальных ре-« форм в Российской Федерации на период 1996-2000 годов. ^ Однако за последующее десятилетие, несмотря на то, что ^ разработка профессиональных стандартов была включена и в программы большинства Федеральных министерств и 9, ведомств, никаких значимых действий для осуществления я поставленной правительством задачи предпринято не « было. Важным шагом на пути создания национальной ^ системы квалификаций в Российской Федерации стало § создание в 2006 году Национального агентства развития со квалификаций (НАРК) на базе Российского союза пром мышленников и предпринимателей (РСПП). 0- В 2007 году НАРК впервые разработало макет про-^ фессионального стандарта, Положение о профессио-* нальном стандарте, тогда же, в 2007-2008 гг., появились о первые профессиональные стандарты. Предполагалось, ^ что именно они будут применяться при разработке об-^ разовательных стандартов нового поколения (ФГОС). @ В силу ряда причин, данная работа застопорилась,
и вузам пришлось разрабатывать образовательные программы самостоятельно.
Следующий этап - в 2008 году на основе идей Европейской рамки квалификаций был создан Проект Национальной рамки квалификаций РФ (при участии Минобразования, Федерального института развития образования, РСПП и НАРК). Он представлял собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и путей их достижения.
В 2011 году появился Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)» [3, 4]. В этом же году Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое принялось за разработку дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». Был утвержден новый план разработки профстандартов (на 2012-2015 гг.), а также утвержден очередной макет профстандарта, разработаны нормативные документы и методические рекомендации.
Работа над профстандартами активизировалась после Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597. Именно во исполнение Указа в Трудовой Кодекс РФ Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-Ф3 было введено понятие профстандарта как характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В последующем, в Трудовом Кодексе РФ Федеральным законом от 02 мая 2015 года г. № 122-ФЗ, статья 195.1 (Понятия квалификации работника, профессионального стандарта) приобрела следующую редакцию: «Квалификация работника - уровень знаний умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции». Раздел IX «Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников» дополнен статьями 195.2 и 195.3 следующего содержания: «Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов. Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов».
Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 утверждены правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. В частности, документом предусмотрено три ключевых направления применения профстандартов:
• при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
• при разработке профессиональных образовательных программ;
• при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Согласно методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170, профес-
сиональный стандарт включает следующие структурные элементы:
• Раздел I. Общие сведения.
• Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
• Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
Профессиональный стандарт имеет достаточно сложную структуру в контексте определения трудовой функции и требований к квалификации работников. В частности, для каждого наименования обобщенной трудовой функции установлен уровень квалификации и конкретные трудовые функции, для некоторых из них, в свою очередь, определены подуровни квалификации. Уровни и подуровни содержат описание таких показателей, как «трудовые действия», «необходимые знания», «необходимые умения».
Разработка профессиональных стандартов в сфере здравоохранения базируется на использовании следующих нормативных правовых документов, которые устанавливают требования, предъявляемые к работникам и их квалификации:
• Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37);
• Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее - ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.20l0 № 541н);
• Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС, первый выпуск утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30);
• Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее -ОКПДТР, принят постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367), в котором содержится перечень официальных наименований профессий и должностей, существующих в различных отраслях экономики.
По состоянию на 01.07.2016 г. Минтрудом РФ утверждено 5 профессиональных стандартов в сфере здравоохранения, ознакомиться с ними можно на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ:
• профессиональный стандарт «Специалист по педиатрии» (приказ Минтруда РФ от 25.06.2015г. №400н);
• профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» (приказ Минтруда РФ от 25.06.2015 г. № 399н);
• профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал» (приказ Минтруда РФ от 12.01.2016 г. № 2н);
• профессиональный стандарт «Провизор» (приказ Минтруда РФ от 09.03.2016 г. № 91н);
• профессиональный стандарт «Врач-стоматолог» (приказ Минтруда РФ от 10.05.2016 г. № 227н).
В данной статье нам также хотелось остановиться на одном из основополагающих моментов, касающихся организаций - разработчиков профессиональных стандартов. 31 марта 2014 года вышло Постановление Правительства № 487-р, утверждающее комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, а 16 апреля руководитель страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ. При этом следует особо отметить, что В.В. Путин неоднократно указывал на необходимость разработки
профессиональных стандартов профессиональными сообществами. 14 февраля на встрече с главой РСПП Александром Шохиным Владимир Путин высказался прямо: «Принципиальная роль в качественном развитии экономики принадлежит новым профессиональным стандартам. Они должны задать требования к квалификации каждого специалиста... Их подготовка должна идти с участием самих профессиональных сообществ».
В здравоохранении, на наш взгляд, только союз медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» как кластер общественных и некоммерческих организаций, объединений и профессиональных ассоциаций способен профессионально, на должном уровне компетентности участвовать в разработке профессиональных стандартов врачей различных специальностей.
Ассоциация судебно-медицинских экспертов - единственное профессиональное объединение судебно-медицинских экспертов, являющееся членом Национальной медицинской палаты - в настоящее время завершает работу по созданию профессионального стандарта врача - судебно-медицинского эксперта. Последовательность разработки профессионального стандарта «Специалиста в области судебно-медицинской экспертизы» была обусловлена Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н. В соответствии с которым был установлен и осуществлен ряд этапов. На подготовительном этапе работы была сформирована рабочая (экспертная) группа, в состав которой вошли эксперты, обладающие практическим опытом работы в судебно-медицинской экспертизе, в организации здравоохранения, а также эксперты, обладающие опытом разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования для данной категории работников. Рабочая группа провела анализ состояния и перспектив развития профессиональной деятельности в области судебно-медицинской экспертизы, в том числе с учетом отечественных и международных тенденций; анализ нормативной, методической, учебной, технологической документации, в том числе и по отдельным трудовым функциям. Уже сформирована репрезентативная выборка организаций, занимающихся судебно-медицинской экспертной деятельностью, проведён опрос работников данных организаций и ведущих специалистов в области судебной медицины. Параллельно с этим выполнялась непосредственная работа над самим текстом проекта профессионального стандарта. В данном проекте обобщенная трудовая функция предлагается в следующей трактовке «Экспертное сопровождение деятельности правоохранительных органов и судебной системы в делах, связанных с преступлениями против жизни и здоровья граждан; содействие органам управления здравоохранения и их подведомственным учреждениям в улучшении качества оказания медицинской помощи населению».
Обобщенная трудовая функция реализуется путем выполнения нескольких трудовых функций:
• проведение судебно-медицинской экспертизы и исследования трупов;
• проведение судебно-медицинской экспертизы живых лиц;
• проведение судебно-медицинской экспертизы и исследования биологических объектов»;
• проведение комиссионной судебно-медицинской экспертизы»;
• проведение анализа медико-статистической информации и организации деятельности подчиненного медицинского персонала».
Основанием для подобного структурирования документа послужило то, что именно данные трудовые функции отражают виды деятельности судебно-медицинского эксперта и в какой-то мере отражают этапы его деятельности. Выполнение обобщенной трудовой функции через реализацию отдельных трудовых функций направлено на достижение основной цели профессиональной деятельности: «изучение и разрешение медикобиологических вопросов, возникающих в правовой практике и деятельности органов управления здравоохранения».
В ближайшее время планируется проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта врача - судебно-медицинского эксперта через размещение информации сначала на сайте Ассоциации судебно-медицинских экспертов (ответственной организации разработчика), а затем и сайте Минтруда России. С целью сбора, анализа и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта в IV квартале 2016 года запланировано проведение общественных дебатов на публичных мероприятиях, организованных для представителей профессионального сообщества. Завершающим этапом работы над проектом станет доработка, включающая в себя внесение изменений в содержимое проекта профессионального стандарта с учетом высказанных в процессе обсуждения замечаний, согласование и представление профессионального стандарта в Министерство труда России.
Созданный профессиональный стандарт врача -судебно-медицинского эксперта по сути своей будет представлять методический документ, описывающий характеристики знаний, умений и опыта работника, необходимых для осуществления данной профессиональной деятельности и мотивирующих к профессиональному и карьерному росту.
Считаем необходимым подчеркнуть, что наиболее важной целью создания любого профессионального стандарта является его внедрение в систему разработки профессиональных образовательных программ, что позволит подготовить специалиста, отвечающего всем требованиям работодателя, а также способного адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, в том числе и в сфере здравоохранения.
◊ ЛИТЕРАТУРА:
1. Сухомлин В.А. Профессиональные стандарты и образование. Перпендикулярный взгляд [Электронный ресурс] / В. А. Сухомлин. Режим доступа: http:// prof-standart.org.
2. Прянишникова О.Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта [Электронный ресурс] / О.Д. Прянишникова, А.Н. Лейбович. Режим доступа: http://www.nark-rspp.ru
3. Лейбович А.Н. Профессиональные стандарты: разработка и внедрение: доклад на заседании АСИ [Электронный ресурс] / А.Н. Лейбович. Режим доступа: http://prof-standart.org.
4. Федин В.В. Технология разработки профессиональных стандартов [Электронный ресурс] / В.В. Федин. // Режим доступа: http://www.rconsult.ru/files/ Publications/Profstandart_Fedin.
◊ СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ССЫЛОК НА ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки,
утверждения и применения профессиональных стандартов»;
2. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
3. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»;
4. Письмо Минтруда России от 07.03.2014 №12-0/10/ П-1077;
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2014 № 487 - р «Об утверждении комплексного плана
мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально -общественной экспертизе и применению на 2014 -2016 годы»;
6. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prof-standart.org (дата обращения: 21.11.2011).
7. http://www.rosmintrud.ru;
Для корреспонденции: ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ РОМАНЬКО Наталья Александровна - к.м.н., заместитель начальника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по экспертной работе, доцент кафедры судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. + 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • [email protected]
ЗОЛОТЕНКОВА Галина Вячеславовна - к.м.н., врач - судебно-медицинский эксперт медико-криминалистического отдела Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы», доцент кафедры судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. + 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1 • [email protected]
ЛЫСЕНКО Олег Викторович - к.м.н., доцент кафедры судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. + 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • [email protected]
н Конфликт интересов отсутствует.