Научная статья на тему 'На пути к обществу знаний'

На пути к обществу знаний Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
111
41
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Манжуева О. М.

В статье рассмотрены некоторые негативные последствия процесса информатизации в социальной сфере общества. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий вызвало возникновение ряда проблем, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье человека. Приведены возможные пути решения вопросов обеспечения безопасного использования информационно-коммуника­ционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути к обществу знаний»

НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЙ

© Манжуева О.М.*

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств,

г. Улан-Удэ

В статье рассмотрены некоторые негативные последствия процесса информатизации в социальной сфере общества. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий вызвало возникновение ряда проблем, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье человека. Приведены возможные пути решения вопросов обеспечения безопасного использования информационно-коммуникационных технологий.

Когда человечество говорит о строительстве информационного общества, то предполагает такое общество, которое будет основываться не просто на информации, но, прежде всего, на знаниях, то есть говорит об обществе знаний. Информация понятие техническое, ее можно хранить, измерять, накапливать, ее суть нейтральна, поэтому человек не стремимся к информации как таковой, он стремимся к знаниям, которые она дает. «Если мы стремимся к информационному обществу, то это связано не только с беспрецедентным масштабом информационных потоков, сколько с теми знаниям, которые они нам предоставляют» [1, с. 28]. Основное отличие между понятиями информация и знания содержится в интерпретации: знание предполагает наличие субъекта, который способен интерпретировать. Оно базируется на существовании взаимодействия между человеческим сознанием и окружающим миром, то есть знание не может существовать без субъектов, обладающих сознанием и пониманием. В ряде выявленных проблем формирующегося общества, определенных использованием информационных технологий, четко выделяется одна категория, связанная с взаимодействием человеческого сознания и окружающего мира. Поскольку взаимодействие между человеческим сознанием и окружающим миром достаточно сложный процесс, обеспечение которого происходит на фоне физического, духовного и интеллектуального развития личности, оттого существует острая необходимость в изучении и элиминации негативных факторов применения информационных технологий.

Проблемы нового информационного общества достаточно ярко отразились в духовно-культурной сфере, одной из важнейших областей жизни общества. Как известно, уровень образования в стране наряду с культурой и наукой во многом обусловливает моральный, культурный и интеллектуальный потенциал нации, человеческие ценности общества. Отмечая в целом

* Доцент кафедры Информационно-коммуникационных технологий, кандидат философских наук.

позитивный характер информатизации образования, следует заметить, что, к сожалению, методология обучения с помощью компьютера обещала, но не создала эффективной обучающей системы. Своеобразный кризис школы, характерный для развитых стран, как один из примеров, представляющих негативные эффекты от проникновения компьютера в процесс обучения. Чрезмерное стремление опираться в обучении, прежде всего, на рациональное знание и утрата образного, эмоционального, интуитивного знания часто приводят к отчуждению образования от культуры и духовности, в которых как раз и преобладают нерациональные моменты. Это, как правило, ведет к опасности формирования у обучаемых «компьютерного» мышления. А это может привести, по мнению Э. Фромма, к тому, что в информационном обществе рационализированной технократической цивилизации может вообще исчезнуть не только культура, но и свобода человека, его ответственность, возможность выбора и т.д., так как этот мир, если он будет господством рационализма и технократии, может перестать быть человеческим.

Большую тревогу у преподавателей вызывает то, что из обихода учащихся постепенно исчезает книга, у школьников теряет свою значимость учебник, представляющий собой веками апробированное, всеобще-необходимое знание. Плотников С.Н. называет три принципиальных отличия видео культуры от культуры читательской: тип внимания, особенности содержания, характер восприятия [2]. Еще одна отличительная черта видео культуры: характер последствий, связанный с информационной перегрузкой человека, с нарушением естественных связей человека с другими людьми. За всю историю развития педагогики и как искусства, и как ремесла, и как науки впервые появилась технология, позволяющая задействовать не столько области сознательного и подсознательного психики человека, сколько область бессознательного. Однако эта область психики человека не только малодоступна современной науке, но не исследованы даже подходы к реализации ее ресурсов в образовательных целях. Поэтому так важно не навредить, прикасаясь к этой неизведанной области психики человека, погружая обучаемого в виртуальную реальность, например, учебного вычислительного эксперимента.

В соответствии с теорией развития «Я» Э. Эриксона, теорией гуманистической психологии А. Маслоу и теорией нейрологических уровней Г. Бейтсо-на у каждого человека в возрасте с 6 до 9 лет происходят формирование ценностей и убеждений, потребностей признания и почитания, формирование компетентности и верности, выбранным идеалам, идентификация и самоутверждение. Главную роль в этих процессах играют школа и система идеологического воздействия (культовые образования). В формирование системы взглядов сегодняшнего молодого поколения ведущую роль играет телевидение и компьютерная сеть. По этому поводу Т. Росзак пишет: «К несчастью, эти главные средства массовой информации в большей степени находятся в руках коммерческих оппортунистов, для которых благородство цели - вне обозре-

ния. В лучшем случае, несколько мишурные образы героизма и злодейства могут просочиться, чтобы насытить голодные умы молодежи»[3, с. 179]. В идеале, содержание обучения - это моральные и метафизические парадигмы, которые лежат в сердце любой культуры. «Если однажды молодой разум пропустит сказки, эпосы, мифы и легенды, очень трудно возвратиться к ним и уловить с тем плодотворным чувством смысла наивного чуда»[3, с. 176]. Многие тексты Библии, Бхагавадгиты и других священных книг можно рассматривать в качестве своеобразных форм оценки техники, так как они оказывали огромное влияние на систему ценностей, выполняя нормативную функцию, создавая рамочные условия для самых разнообразных видов деятельности, включая и техническую. «Уже анализ мифологии, в первую очередь ветхозаветного предания о строительстве Вавилонской башни и древнегреческих мифов о Прометее, Дедале и Икаре, позволяет перейти к определенным выводам о коллизии между традиционной культурной средой и тем, что сегодня принято называть «инновационной активностью» [4, с. 12]. Глубинные духовно-культурные процессы, важны не менее, а в переходные периоды даже более чем некоторые сиюминутные экономические и политические действия.

Сфера досуга с момента начала использования информационно-компьютерных технологий, также претерпела существенные изменения. Негативные эффекты вторжения компьютера в данную сферу выражаются в формирование эгоцентрической установки, однобокости мышления и т.п. Поскольку большинство существующих компьютерных игр основано на элементах насилия, жестокости, связано с манипулированием сознанием играющих, то с необходимостью можно констатировать отрицательное воздействие многих видеоигр на общество. Многие специалисты считают, что видеоигры, в которых участникам начисляют победные баллы за успех в совершении на экране акта насилия, морально готовят людей к таким поступкам в реальной жизни. Человек находясь, длительное время в такой виртуальной среде, переносит ее законы на реальный мир. Другой отрицательный момент компьютерных видеоигр заключается в формировании у играющего уверенности, что игру всегда можно начать заново и выиграть. И он часто эту уверенность переносит в реальную жизнь. Но время однонаправлено, в реальности нельзя вернуться назад и начать все сначала.

Предоставляемая средствами информатики возможность полного ухода из реального мира в виртуальный, еще один вопрос информатизации, требующий своего решения. Нарастающее увлечение компьютерными играми в обществе ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальному миру: уменьшается интерес человека к чтению, искусству, спорту и т.п. Все это ведет к угрозе снижения общего культурного уровня людей. Более того - довольно часто человек развивается в виртуальности, развивая свое «Я виртуальное», а развитие реальной личности в этом случае резко затормаживается. Возникаю-

щая возможность ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир «компьютерных грез в киберпростран-стве», в виртуальную реальность может стимулировать явление аутизации человека. Необходимо отметить, что основная часть людей, увлекающихся компьютерными играми - дети и подростки, главная задача которых - развитие своей личности, а не формирование компьютерного героя. Приобретение знаний, умений и навыков, полезных в реальной жизни - вот первостепенная задача подрастающего поколения, нежели чем овладение компьютерными навыками убийства, насилия и т.п., использующимися в виртуальной реальности. Применяемая в играх виртуальная реальность обещает человеку новые миры и переживания; снова становятся актуальными идеи «путешествий», но уже не географических, а в иных реальностях - виртуальных. Однако виртуальное путешествие небезопасно для личности. По сути, виртуальная реальность вовлекает человека в новые формы бытия, которые в определенной мере могут формировать личность. Могут они породить и новые формы социального контроля. Здесь можно провести аналогию с наркотиками, недаром уже существует термин «компьютеромания», т.е. «патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, вызванная привыканием к воздействию на его психику компьютерных игр и технологий виртуальной реальности»[5, с. 346]. Отметим, что компьютеромания в настоящее время является признанной в обществе потенциальной угрозой. Следует подчеркнуть, что виртуальные реальности можно также использовать в целях манипулирования сознанием, для погружения человека в состояния, приводящие к фрустрации, для предъявления несуществующих миров и т.п. Кроме того, сами пользователи систем виртуальной реальности могут применить их для экспериментирования над своей психикой, что может приводить к крайне негативным последствиям. В частности, именно в рамках виртуальных систем человек получает легкий доступ к деструктивным для психики событиям и сюжетам. Отметим, что современный человек все больше погружается в эти реальности, очень часто не отдавая себе отчета в негативных последствиях этого процесса. Пугающей выглядит высокая степень иллюзорности, достигаемая в виртуальной реальности, а массовое увлечение новыми информационными технологиями лишь усугубляет эту опасность. В настоящее время появляются сомнения в том, сможет ли человеческая психика безболезненно приспособиться к пребыванию в киберпространстве, будет ли оно безвредным, не отступит ли реальный мир под натиском виртуального мира. Дело в том, что получение информации и впечатлений при помощи информационных технологий нарушает биологически детерминированный способ усвоения информации и взаимодействия. В психике человека формируется дематериализованный мир, заменяющий реальный, материальный мир с материальными взаимодействиями к которым приспособлены тело и психика человека. в результа-

те возникают различные болезни, депрессии, распады и разрушения личности, головные доли и другие негативные явления. Сам тип человеческой деятельности изменяется и становится противоестественный.

Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпрепровождением является компьютерная сеть Интернет. В подобных сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение по сети различной информации сомнительного содержания. Следует отметить, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающие физическому или психическому здоровью человека, довольно часто такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту числа психических заболеваний. Сектантское проповедничество, распространение мистических и эзотерических учений и практик, магии, шаманства и т.п. по Интернету приобрели угрожающий размах [6]. Этому также способствуют, играя на человеческих слабостях, средства массовой информации. Как результат возникает угроза социальной и личностной дезадаптации человека к окружающей среде, а в ряде случаев происходит разрушение психики человека, подвергшегося такому информационному воздействию. Общеизвестны результаты манипулированием массовым сознанием через заложенное в рекламу скрытое программирование («25-й кадр»), когда человек делает что-либо помимо своей первоначальной воли и желания. В 1997 г. около 700 японцев попали в больницу с признаками эпилепсии после просмотра «компьютерного мультика», то есть результатом стало нанесение вреда здоровью [7].

Отметим также широкое распространение по компьютерной сети различного рода непристойной, оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы и т.п. Не вызывает сомнений, что размещение на 'еЬ-сайтах порнографических картинок нарушает сложившиеся в обществе стандарты морали. Исследования показывают, что серверы с такой информацией посещаются довольно часто, в том числе детьми и подростками [8]. Все это приводит к опасности снижения уровня культуры человека.

С целью решения вышеперечисленных проблем необходимо обеспечить следующие условия: в первую очередь, необходимо сформулировать «социально-научную теорию компьютера» [9, с. 172], которая будет опираться на понимание общественных законов, содействовать взаимопониманию людей и препятствовать непомерному компьютерному контролю над человеком. Использование компьютеров должно быть направлено на облегчение и гуманизацию труда, на максимальное повышение творческого потенциала человека. Правильное использование информационных технологий, технологий массовых коммуникаций, программных продуктов предполагает изучение их влияния на культуру и минимизацию негативных последствий.

Второе условие решения проблем негативного использования информационных технологий заключается в верном понимании смысла словосочетания «свобода доступа». Что предполагает полная свобода без фильтров и цензуры? [1, с. 29]. На этот вопрос в век свободной информации и открытого доступа к ней исследователи видят только один ответ: образование, способность личности к суждению и критическому анализу могут защитить человека от низкокачественной и негативной информации. В процессе дифференцирования представленного в мировых сетях контента «самое лучшее средство, самая лучшая «поисковая служба» - это образование» [1, с. 31]. Причем приоритетом в информационном обществе должно быть общее образование, использующее эффективные методы обучения технологиям, и обучение с помощью технологий. Современные технологии являются замечательным средством доступа к знаниям, но работе с ними необходимо обучаться.

Решая проблемы свободы доступа и взаимодействия пользователей, необходимо помнить, что человек должен быть готов воспринимать и осмысливать знаки, так как доступ к информации и автономность познающего субъекта подчиняются, прежде всего, когнитивным требованиям. В определенной степени здесь можно говорить об «экологии знаний», в контексте которой предполагается, что чрезмерная и слишком сложная информация вредит способности восприятия. В целях решения данной задачи используются специально созданные технические средства и методы, например поисковые средства или агрегаторы информационных ресурсов. Применяются разработанные когнитивные стратегии обращения к информации: сетевой серфинг, просмотр, имитационное моделирование, выборка, репутационные сети (reputation networks) и т.д. Но всегда необходимо помнить, что по настоящему освободить человека, сталкивающегося с потоками информации и обращений, подобные стратегии могут лишь в том случае, если он способен критически взглянуть на весь представленный контент.

Список литературы:

1. Этика и права человека в информационном обществе: материалы Европейской региональной конференции. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 64 с.

2. См.: Книжность как феномен культуры (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. - М., 1994. - С. 17-18.

3. Roszak T. The Cult of Information. The Folklore of Computers and the True Art of Thinking. - Pantheon Books, NY., 2000. - 231 p.

4. Еременко Д.В. Введение в оценку техники. - М.: МНЭПУ 2002. - 167 с.

5. Колин К.К. Фундаментальные основания информатики: социальная информатика: учебное пособие для вузов. - М., 2000. - 350 с.

6. См.: Кудрявцев В.Н., Топорнин Б.Н. Наука клеймит псевдонауку // Известия. - М., 1998. - № 130. - 17 июля.

7. См.: Лопатин В.Н. Информационный выбор России в XXI в. - М., 2002. - С. 194-204.

8. См.: Смолян Г.Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности // Информационное общество. - М., 1999. - № 1.

9. Метлер-Мейбом Б.Социальные цены в информационном обществе: размышление о коммуникативной экологии. Информационная революция: наука, экономика, технология. - М.: ИНИОН РАН, 1993. - С. 161-174.

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

© Раенко С.И.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье показывается, что становление информационного общества является тенденцией развития современного глобального мира, автор анализирует различные точки зрения российских и зарубежных исследователей по вопросу становления информационного общества.

Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают,что наиболее важной тенденцией развития современного общества является формирование глобального информационного общества. Глобальное информационное общество, и это очевидно, во многом будет определять облик уже формирующейся сегодня новой глобальной цивилизации.

Понятие «информационное общество» возникло в середине шестидесятых годов двадцатого века. Необходимо сказать, что идея информационного общества сформировалась как естественное следствие двух представлений: об информации и представлений о возможности и путях реализации мечты о «мыслящей» машине. Если идея информации как научная идея выступает как относительно новая идея, то мечты о мыслящей машине появились уже в глубокой древности. Учение Аристотеля о логике, дальнейшие исследования в области формальной логики позволили придти к выводу, что основу человеческого мышления составляют суждения и умозаключения, а значит, полагали исследователи, можно создать машину, которая могла бы механически осуществлять логические операции. Можно вспомнить логическую машину Раймунда Луллия, работы Альберта Больштедского, настойчивые поиски Чарлза Бэббиджа, его сына Генри и выдающейся программистки и математика 19 века леди Ады Лавлейс (она дочь великого английского поэта Джорджа Байрона). Из Отечественных философов и изобретателей «мыс-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.