Научная статья на тему 'Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе'

Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1733
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ / INFORMATION TERRORISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федорова Ольга Николаевна

В статье рассмотрен вопрос информационно-психологической безопасности личности в условиях информатизации общества. Изучены современные информационные технологии, их воздействие на психику и сознание людей. Анализируются принципы и проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности. Рассматривается влияние СМИ, Интернета, телерадиовещания, сотовых телефонов и других информационных технологий на сознание и психическое здоровье личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON IN THE INFORMATION SOCIETY

The article addressed to the issue of information psychological security of the individual in the conditions of informatization of the society. The impact of information and information technologies on the psyche and consciousness of people are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе»

Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2011 № 2 (7)

23.00.00 Политические науки

УДК 613.86:004.056

О.Н. Федорова

Федорова Ольга Николаевна - аспирант кафедры истории и политологии МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток. E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассмотрен вопрос информационно-психологической безопасности личности в условиях информатизации общества. Изучены современные информационные технологии, их воздействие на психику и сознание людей. Анализируются принципы и проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности. Рассматривается влияние СМИ, Интернета, телерадиовещания, сотовых телефонов и других информационных технологий на сознание и психическое здоровье личности.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, средства массовой информации, Интернет, информационный терроризм.

Olga N. Fyodorova,

Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi, Vladivostok, Russia

INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON IN THE INFORMATION SOCIETY

The article addressed to the issue of information - psychological security of the individual in the conditions of informatization of the society. The impact of information and information technologies on the psyche and consciousness of people are analyzed in the article.

Key words: information-psychological security, media, internet, information terrorism.

Особое место в информационной сфере общества занимает индивидуальное, групповое и массовое сознание людей, которое все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям, что в ряде случаев наносит ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушает моральные нормы жизни общества, приводит к дестабилизации социально-политической обстановки.

Под информационно-психологической безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере [12, с. 175-176].

Защита индивидуального, группового и массового сознания граждан от противоправных информационных воздействий составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности страны - этого относительно нового и еще недостаточно разработанного направления обеспечения информационной безопасности. Все это, естественно, может снизить устойчивость психики личности к различным информационным воздействиям. Личность считается устойчивой, если она способна произвести критический анализ, оценку воспринимаемой информации и принять объективное решение на основе этой информации.

В настоящее время наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют практически неограниченно контролировать и управлять информационным воздействием на общественное сознание [17, с. 137-138].

Проблему обеспечения информационно-психологической безопасности отечественные ученые стали изучать совсем недавно - в начале 2000-х гг. В.Я. Асанович и Г.Г. Маньшин [2] впервые создали модели информационной безопасности, изучили важные для практики аспекты моделирования информационно-психологического воздействия на личность, выявили влияние СМИ на динамику политического взаимодействия.

Проблема информационно-психологической безопасности лежит в сфере междисциплинарного взаимодействия: права, психологии и информационных технологий. Так, например, Л.А. Михайлов [13] и Р.М. Юсупов [17] рассмотрели проблему безопасности личности в информационном обществе в контексте национальной безопасности страны в целом. Ю.С. Уфимцев, Е.А. Ерофеев и

другие авторы [9] свою работу посвятили современным аспектам информационной безопасности России, нормативно-правовым, психологическим и технологическим приемам ее обеспечения. Две главы в ней посвящены проблемам негативного психологического воздействия информации на личность.

Информационные технологии сегодня являются основной угрозой информационно-психологической безопасности личности. Данной проблеме посвящено исследование Ю.М. Кузнецовой и Н.В. Чудовой [11]. В работе рассматриваются проблемы личностных изменений, возникающих в новой социальной ситуации развития личности, задаваемой формированием интернет-культуры. Ю.С. Рысин [14] обобщил научные и практические достижения в области современных систем телерадиовещания и информационных технологий, доказал опасность воздействия электронных систем информации на человека.

За последнее десятилетие заметно увеличилось количество исследований по проблеме информационно-психологической безопасности личности и влияния информационных технологий на сознание людей. Тем не менее как для зарубежных ученых, так и для отечественных этот вопрос остается открытым для изучения.

Информационные технологии сегодня представляют благо для человечества, они определили будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников это и грозная опасность, страшное оружие. Главная опасность при этом - несанкционированный доступ (активный или пассивный) к источнику или потребителю (личности). Последнее и есть информационное воздействие на личность.

В настоящее время именно информационное воздействие на человека и общество выходит на первый план. Развитие информации и, как следствие, развитие техники и технологий накладывают значительный отпечаток на внутренний и внешний мир человека, что, в свою очередь, отражается на уровне его информационной безопасности и защищенности. В психосоциокультурное пространство человека активно входят информационные технологии, и зачастую человеку становится невозможно проследить за ходом их развития. В условиях информатизации общества информационные технологии становятся одним из

важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, наконец, инструментом воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения [13, с. 88].

Существуют огромные возможности информационного воздействия на личность с помощью современных средств массовой информации. По существу, сегодня СМИ практически единственная структура, через которую население ежедневно, ежечасно получает информацию о процессах в стране, регионе, мире, через которую буквально навязывают различные идеологические воззрения. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что сегодня СМИ в России могут выступить и в качестве силы, стабилизирующей обстановку в обществе, и в качестве детонатора социального взрыва.

Как известно, телевидение призвано информировать, просвещать и развлекать. Обращенное непосредственно к человеку и обществу, оно обладает огромной силой информационного воздействия на них. У нас в стране традиционно с момента возникновения телевидение стало выполнять еще и функцию «коллективного агитатора и пропагандиста».

В связи с коммерциализацией СМИ, что характерно и естественно для рыночной экономики, со стороны телевидения на личность и общество обрушились поток рекламы, фильмы и передачи, пропагандирующие насилие, садизм, порнографию. Все это можно классифицировать как несанкционированный доступ к сознанию людей.

Непосредственное отношение к безопасности личности в информационном обществе имеет проблема обманутых вкладчиков. В период с 1992 по 1995 гг. от действий финансовых пирамид пострадали около 50 млн россиян. Эти люди, в подавляющем большинстве пожилого возраста, поверили тому информационному прессу, той массированной рекламе, тем «голубковым», которые с экранов и со страниц газет и журналов обещали людям сказочное обогащение [17, с. 140].

Телерадиовещание сегодня может не только воздействовать на человека посредством донесения недостоверной информации, но и влиять на психофизиологическое здоровье личности.

Люди проводят у телеэкрана значительное количество времени. В среднем жители больших городов каждый день тратят на просмотр телепрограмм по три часа. Таким образом, к 75 годам человек отдает телевидению 9 лет. Данное обстоятельство негативно сказывается на психическом здоровье человека, ведь известно, что телевизионное цветовое воздействие обладает прямым физиологическим влиянием, вплоть до биохимического. Основное внимание специалисты сосредоточили на изучении ритмических вспышек голубого, красного и белого цветов. Эти вспышки приводят к нарушению нормального функционирования головного мозга. Таким образом, варьируя цветовой гаммой, используя различные виды модуляции, можно вызывать стресс, усталость, депрессию, угнетение половой функции и т.д. Психологами было выяснено, что при длительном просмотре телевизора человеческий мозг впадает в состояние легкого гипноза. 9 % информации человек воспринимает осознанно, а 93 % - на подсознательном уровне [14, с. 123]. Следовательно, специалисты, кроме основной информации, предназначенной для осознания ее человеком, могут передать неосознаваемую информацию в виде низкочастотных изменений яркости света, воздействующего на подсознание и психофизиологию человека.

Существуют методы создания целенаправленного скрытого негативного действия экрана телевизора на зрителей. Это воздействие выражается в том, что при определенном режиме смены яркости, цвета и ритмов звука происходит «навязывание» мозгу другой частоты ритма, что сбивает его «настройку» и вызывает сильные негативные эффекты. Широко известен случай, происшедший в Японии, когда у 700 детей во время просмотра по телевидению мультфильма «Карманные монстры» возникли эпилептические припадки. 208 пострадавших пришлось госпитализировать. Причиной этого явления послужили ритмические вспышки голубого, красного и белого цветов. Известен также «вирус 666», который вызывает ритмическую смену цветов на экране дисплея. Это приводит к изменению ритма сокращения сердца и, в конце концов, к кровоизлиянию в мозг. Таким образом, телерадиовещательные и приемные устройства способны создавать неосознаваемую опасность для населения - энергетические виды

опасности, влияющие на психофизиологию человека, а также информационные виды опасности, связанные с изменением параметров передаваемых сигналов и шумов [14].

Средства массовой информации формируют сознание массового человека нашего времени. Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния в современном обществе. Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, которые помогают превратить аудиторию в объект манипулирования. Массовый человек, упрощенный, усредненный, повышенно внушаемый, становится этим искомым объектом. Сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, который определяет и регламентирует реакции, оценки, поведение публики [15].

В определенной мере Интернет сродни СМИ. Сегодня существует интернет-журналистика, выпускаются интернет-журналы и интернет-газеты. Но Интернет является более универсальным и более глобальным средством воздействия, чем традиционные СМИ. Интернет сегодня становится весьма доступным и популярным. По статистическим данным, в 2007 г. насчитывалось приблизительно 400 млн пользователей Интернета по всему миру; для России эта цифра составляла 8,8 млн человек [6].

Российский сектор Интернета характеризуется постоянным ростом числа пользователей. В 2000 г. 37-38 % российской аудитории пользователей Интернета составляли молодые люди от 18 до 24 лет, и эта категория растет быстрее других [7]. Наиболее пагубное влияние Интернет оказывает на психику, которая еще не полностью сформировалась.

Увлечение компьютерными играми, которое широко охватило современную молодежь, вызывает особую тревогу. Дети и подростки скачивают беспрепятственно из ресурсов Интернета игры агрессивного характера, играют между

собой через сеть в он-лайн-режиме. Молодежь с еще не окрепшей психикой подвергается особой опасности воздействия на них виртуальной реальности, создаваемой такими играми. Из-за вовлечения в игру подростки и дети могут потратить большое количество времени, просиживая за компьютером. Таким образом, они «выпадают» из социума, становятся апатичными и пассивными к реальной жизнедеятельности общества.

Производство и распространение интернет-игр относится к наиболее прибыльным и активным сферам бизнеса, и поэтому не следует ожидать, что развитие этой сферы деятельности будет сокращаться или ограничиваться. Общество и государство должны принять все возможные меры, включая и моральные, для защиты подрастающего поколения от пагубного влияния такого увлечения. Отдельные государства уже начали действовать в этом направлении. Так, министерство здравоохранения Таиланда сочло необходимым предупредить родителей, чтобы они со всей серьезностью подходили к выбору видеоигр и учитывали при этом возраст и эмоциональное состояние своих детей [17, с. 148].

Как телевидение, так и компьютер, и Интернет могут вызвать у детей психические нарушения, психоэмоциональные проблемы, связанные с информационным воздействием на личность: у ребенка слабеет память; нарушается сон; он хуже работает на уроках в школе, не может сосредоточиться; становится возбудимым, раздражительным, обидчивым [4].

Наиболее значимыми являются исследования ученых, в которых раскрывается влияние Интернета на состояние человека и, как следствие, формирование информационной зависимости от него.

Интернет-зависимые люди преимущественно пользуются теми сервисами Интернета, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства, позволяют встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве, т.е. большая часть интернет-зависимых людей пользуется сервисами, связанными с общением. К. Янг выделяет две группы среди интернет-зависимых: «висящие» на общении ради общения (91 %) и «висящие» на информации. Интернет-зависимые

люди пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает определенную реакцию окружающих; получения признания [13, с. 90].

Интернет-зависимость можно сравнить с другими видами зависимостей, например от психоактивных веществ. Зависимым людям, в том числе от информации, свойственны такие черты, как крайняя несамостоятельность, неумение отказать, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, подчинение авторитетным людям. Опасность данной зависимости, виртуального социума состоит в том, что он для конкретного человека может заменить реальное общество живых людей. Увеличение числа таких людей может привести к распаду общества.

Существует особенность Интернета, имеющая принципиальное значение при рассмотрении вопросов информационно-психологической безопасности личности. Она связана с тем, что в сети Интернет отсутствует какой-либо управляющий или контролирующий орган. Ответственность за помещаемую в Интернет информацию фактически не несет ни автор, часто анонимный, ни провайдер [16].

Еще одной популярной темой является агрессивность хакеров, выражением которой становятся интернет-преступления. От действий взломщиков компьютерных сетей страдают и крупные корпорации, и отдельные люди. Девиантное поведение в сети может объясняться тем, что здесь люди проявляют свои агрессивные наклонности, характерные для них, но в реальной жизни сдерживаемые боязнью правосудия, а особенности виртуальной реальности (анонимность и физическая недоступность) позволяют показать худшие стороны характера личности [8]. По выражению К. Касперски, компьютерный мир из доброго сообщества быстро превратился в подобие социума, где нельзя оставлять ворота незапертыми, а за каждым углом может стоять человек с ножом [10, с. 26].

Сегодня еще нет четко сложившейся системы регламентации правоотношений в сети Интернет в связи с тем, что ответственность за помещаемую в

Интернет информацию фактически никто не несет. Это способствует проявлению худших качеств человека и наносит вред окружающим через виртуальное пространство.

Как показывают опросы самих хакеров, на первом месте среди мотивов своего поведения они называют познавательный (поработать на более мощном компьютере, узнать, как работает та или иная программа); кроме того называются корысть, стремление рассчитаться с работодателем, добиться признания своих способностей, выразить себя, пусть даже во вред окружающим [2].

Информационные сети типа Интернет служат весьма удобной площадкой для подготовки и осуществления информационно-террористических и информационно-криминальных действий. В нем могут распространяться пропагандистские материалы преступных организаций, рецепты изготовления взрывчатых веществ, оружия, в том числе ядерного, наркотических и психотропных средств, наконец, изощренных алгоритмов вскрытия шифров. Такая информация маскируется под научно-техническую информацию [17, с. 142].

Итак, Интернет, как любое крупное изобретение человечества, предоставляет возможности как для развития, так и для стагнации и деградации личности. Использование первой или второй из этих возможностей или же отказ от обращения к интернет-деятельности как к средству изменения себя и своей жизни определяется задачами субъекта. Можно лишь констатировать, что человек меняется под влиянием деятельности, опосредованной Интернетом, причем меняется закономерно, в соответствии с внутренними и внешними условиями этой деятельности. Внутренние условия зависят от того, какой этап в развитии идентичности и развитии высших психических функций человек проходит с опорой на возможности данной среды; внешние - от форм психической активности, которые поддерживаются этой средой [11, с. 194].

Еще одной опасностью для человека в информационном обществе становится терроризм. Террористические организации активно и эффективно используют достижения научно-технической и информационной революции - от средств массового уничтожения, транспорта и связи до новейших медийных и

психологических технологий, регулярно опережая в этом государственные службы, противодействующие терроризму. Поэтому террористические угрозы в информационной сфере представляют очень серьезную проблему, актуальность которой будет только возрастать по мере развития и распространения информационно-коммуникационных технологий.

Использование террористами нестандартных средств нападения и сценариев повышает эффективность психологического воздействия на население за счет «новизны» и увеличивает вероятность успешной реализации за счет неготовности государственных антитеррористических структур и систем к их выявлению и отражению. Перспективной террористической технологией является осуществление компьютерных атак на критически важные информационно-управляющие системы с учетом их повсеместного распространения, а также объективных возможностей нанесения скрытого и удаленного воздействия.

В конце 90-х гг. были сообщения о том, что члены некоторых исламских экстремистских организаций пытаются развить хакерские сети для оказания компьютерной поддержки и организации информационных войн в будущем. Были также неподтвержденные сообщения о том, что при атаке на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. террористами-камикадзе система ПВО США была временно выведена из строя компьютерными хакерами «Аль-Каиды». По мнению сотрудников Международного института антитеррористической политики, террористы уже использовали или в состоянии использовать такие средства нападения, как компьютерные вирусы, «черви», «троянские кони» и «логические бомбы» [3, а 11].

В основе современных технологий пропаганды терроризма лежит прямое или опосредованное использование средств массовой информации. Подавляющее большинство СМИ в настоящее время не предоставляет свои страницы или эфир террористам с учетом общественного мнения и законодательства своих стран. Однако в государствах с фундаменталистскими, левыми и гипертрофированно либеральными режимами такие СМИ всегда находятся («Аль-Джазира» и т.д.), а остальные их в обязательном порядке цитируют. Здесь на-

блюдается объективное совпадение интересов террористов и СМИ: террористам нужно максимально широкое освещение их деятельности (вне зависимости от контекста), а СМИ нужны сенсации.

Технологии воздействия на сознание личности в информационном обществе террористическими организациями различны. Так, прямое использование СМИ в настоящее время реализуется, как правило, в глобальной сети Интернет, где в качестве инструмента воздействия выступают сайты террористических структур. Интернет является идеальной средой для деятельности террористов, поскольку доступ к ней крайне легок, потенциальная аудитория огромна, там легко обеспечить анонимность пользователей, эта среда никем не управляется и не контролируется.

Террористы адресуют свои сайты активным участникам, потенциальным членам, международной общественности (для формирования соответствующих настроений в обществе) и противникам (с целью их деморализации). Особое внимание уделяется журналистам: на террористических сайтах постоянно публикуются пресс-релизы, а журналистам предлагается контактная информация для связи. Сейчас в Интернете представлены все известные террористические группы, которые публикуют свои материалы более чем на 40 различных языках. Типичный террористический интернет-сайт, как правило, содержит историю организации, обзор политических, экономических и социальных предпосылок возникновения организации, биографии лидеров, обоснование применения насилия, программу действий, хронику деятельности. На террористических сайтах часто организована торговля флагами, футболками, плакатами, значками, аудио- и видеозаписями по соответствующей тематике [5].

К обсуждаемым в последнее время возможным террористическим технологиям относятся акции по непосредственному оказанию устрашающего воздействия на массовое сознание (без реализации классического теракта) с помощью информационного оружия и социальных технологий. Одним из наиболее успешных инструментов ведения психологической войны стали сами террористические сайты. На них публикуются дезинформационные сообщения,

новости, вызывающие панику и ощущение безнадежности у населения, фото- и видеоматериалы, внушающие ужас, например казни заложников. «Аль-Каида» периодически публикует на своих сайтах угрозы и предупреждения о готовящихся террористических актах. Технологии планирования сценариев терактов направлены на достижение максимального информационно-психологического эффекта и базируются на хорошем знании социальной психологии и массовых коммуникаций.

Террористические группировки, пытаясь показать незащищенность граждан в государстве, вызывая страх и сея панику в обществе, влияют на сознание людей и манипулируют ими. Так, за период с 2001 по 2003 гг. тысячи американских мусульман получали письма от представителей «Аль-Каиды» с призывами присоединиться к джихаду против США, ссылками на сайты с детальными инструкциями о путях присоединения к террористам. После начала войны в Ираке многие европейские мусульмане также получили послания, призывающие их приехать в Ирак и принять участие в освободительной войне против США и их союзников [3, с. 13, 15].

В настоящее время информационное общество характеризуется все возрастающей скоростью прохождения различных информационных потоков, во взаимодействие с которыми вступает человеческая психика, являющаяся одним из звеньев коммуникационных цепей.

Таким образом, благодаря техническим достижениям двадцатого века появились качественно новые возможности для средств массовой информации, превращающихся в руках ограниченной части населения в мощный инструмент информационной экспансии. Общество сегодня стоит на пороге очередного прорыва в области распространения информации благодаря расширяющимся всемирным сетям кабельного и спутникового вещания, а они, в свою очередь, способствуют появлению новых технологий информационно-психологического воздействия, которое не всегда положительно влияет на психологию людей.

В связи с этим в качестве одной из первоочередных практических задач становится подготовка людей к глобальным информационным переменам, со-

бытиям, участниками которых они являются или могут явиться. В результате исследований доказано, что назрела необходимость разработки теории информационных нововведений, поскольку население часто оказывается психологически не подготовленным к новшествам при формировании информационного общества, изучения психологических аспектов принятия решений в условиях информационного общества, а также разработки и создания эффективно функционирующих систем стратегического планирования в условиях современной информационно-технической среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асанович В.Я., Маньшин Г.Г. Информационная безопасность: анализ и прогноз информационного воздействия. Минск : Амалфея, 2006. 320 с.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 89-100.

3. Белоножкин В.И., Остапенко Г.А. Информационные аспекты противодействия терроризму. М. : Горячая линия-Телеком, 2009. 112 с.

4. Влияние TV и компьютеров на душу ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://medicinform.net/comp/comp_psych1.htm (дата обращения: 14.02.2011).

5. Высокотехнологический терроризм : материалы рос.-амер. семинара. М. : Российская академия наук, 2002. 320 с.

6. Галицкий Е.Б. Опросы «Интернет в России». 2002 [Электронный ресурс]. URL: www.fom.ru/reports/frames/body/o0209241.html (дата обращения: 10.02.2011).

7. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy (дата обращения: 09.02.2011).

8. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3 (19). С. 72-80.

9. Информационная безопасность России / Ю.С. Уфимцев, Е.А. Ерофеев, В.П. Буянов и др. М. : Экзамен, 2003. 560 с.

10. Касперски К. Техника и философия хакерских атак. М. : Солон-Р, 1999. 86 с.

11. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 224 с.

12. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М. : Горячая линия-Телеком, 2009. 320 с.

13. Основы национальной безопасности : учеб. пособие. М. : Академия, 2008. 270 с.

14. Рысин Ю.С. Социально-информационные опасности телерадиовещания и информационных технологий. М. : Гелиос АРВ, 2007. 272 с.

15. Самохвалова В.И. «Массовый человек» - реальность современного информационного общества // Проблемы человека: мультидисциплинарный подход : мат. научной конференции. М., 1998. С. 37-59.

16. Смолян Г.Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности // Информационное общество. 1999. № 1. С. 21-25.

17. Юсупов Р.М. Наука и национальная безопасность. СПб. : Наука, 2006. 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.