Научная статья на тему 'Социальные аспекты информатизации общества'

Социальные аспекты информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2933
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / VIRTUAL REALITY / INTERNET / INFORMATIZATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / SOCIAL NETWORKING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пасхин Евгений Николаевич, Шиловская Екатерина Евгеньевна

С развитием новых информационных технологий становится актуальным вопрос воздействия этих технологий на человека и общество. В статье рассматриваются негативные аспекты информатизации и порождаемые ими опасности и угрозы, уже проявившиеся в основных сферах жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Aspects of Informatization of the Society

Along with development of new information technologies arises the question of its impact on individual and society. The article analyses negative aspects of informatization and associated dangers and threats that have already affected the main spheres of society

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты информатизации общества»

Пасхин Е. Н., Шиловская Е. Е.

Социальные аспекты информатизации общества

- доктор философских наук, профессор кафедры управления социальными и экологическими системами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС);

- кандидат философских наук, доцент кафедры информационных технологий в управлении РАНХиГС (е-таН: 5 503 [email protected]).

Аннотация: С развитием новых информационных технологий становится актуальным вопрос воздействия этих технологий на человека и общество. В статье рассматриваются негативные аспекты информатизации и порождаемые ими опасности и угрозы, уже проявившиеся в основных сферах жизнедеятельности общества. Ключевые слова: виртуальная реальность, интернет, информатизация, информационные технологии, социальная сеть.

В настоящее время формируется новый подход к общечеловеческим ценностям и представлениям о перспективах развития всего мирового сообщества. Это нашло отражение в трудах ученых, когда в конце XX века был сделан вывод о переходе к новому - информационному обществу. Формирование информационного общества порождает новые противоречия, опасности и угрозы1.

Перед обществом встала новая глобальная проблема - обеспечение различных видов и форм безопасности. Развитие процесса информатизации привело к необходимости выделения такой составляющей национальной безопасности, как информационная безопасность2. Информационная безопасность общества направлена на предотвращение негативных последствий информатизации, многие из которых представляют собой серьезную угрозу для личности, общества и государства.

1 Новая технократическая волна на Западе. - М. : Знание, 1986. - С. 352.

2 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Информационная безопасность. - М. : МГФ «Знание», 2005.

Информатизация - важнейший способ обобществления знаний, превращения их во всеобщее достояние. Отметим, что только на основе общедоступности знаний и всех достижений мировой культуры может произойти смена традиционных мировоззренческих установок общества. В процессе информатизации происходит повышение интеллектуального и информационного потенциала нации, существенно расширяются возможности самого познания. Это приводит к росту интеллектуализации общества в целом.

Сейчас важно понять, какое воздействие на человека и общество оказывают новые информационные технологии. Результаты процесса информатизации могут иметь для человека не только позитивные, но и негативные последствия. Позитивные и негативные последствия тесно взаимосвязаны, и вторые часто являются следствием первых. Ниже рассматриваются негативные аспекты информатизации и порождаемые ими опасности и угрозы, уже проявившиеся в основных сферах жизнедеятельности общества: экономической, духовно-культурной, политической, военной и социальной.

Информационные технологии, как правило, в значительной мере изменяют экономическую деятельность, в том числе процесс производства. Эти технологии, в частности, ускорили ритм работы, оставили меньше простора работникам для инициативы и творчества, привели к увеличению физических и психических нагрузок на человека. Все это приводит к опасности появления разрушительной для человека психической реакции на эти изменения характера труда. Реальной угрозой, существующей в настоящее время, является техностресс.

Использование компьютеров на производстве и в частной жизни в качестве накопителей и преобразователей информации, а также контролирующих систем позволяет через их посредство детально анализировать поведение человека. Компьютеры, контролируя производство и частную жизнь, делают теперь человека компьютерно-прозрачным.

Другим немаловажным источником стресса является фактор ускоренного развития компьютерной техники и информационных технологий. Человеку постоянно приходится приспосабливаться к новым условиям работы с компьютером. Это вызывает страх и неуверенность в завтрашнем дне. Современная жизнь выдвигает новые требования к человеку, связанные с необходимостью постоянно учиться, повышать квалификацию, а иногда и переквалифицироваться.

Всё большее применение информационных технологий создает возможность такой угрозы, как дегуманизация труда. Передача человеком некоторых функций, например, персонального руководства, компьютерным экспертным системам включает в себя следующие негативные моменты: руководители лишаются возможности регулировать в коллективе человеческие отношения; с усилением компьютерноориентированных коммуникаций часто утрачива-

ются чисто человеческие коммуникации; передача человеческого опыта компьютерам изменяет сам опыт работника, который подчиняется всё в большей мере целям руководителей.

Главное следствие этих процессов заключается в том, что рационализация деятельности, связанная с извлечением знаний из человека, предполагает использование в качестве технических средств современных компьютеров. Однако компьютерные «интеллектуальные способности» отличаются от человеческих1. Научные исследования подтвердили то, что было известно и ранее, а именно: что сущность человека в полном объёме несводима к рациональным мышлению и деятельности. Помимо сознания, в человеке есть ещё и подсознательное - нечто неподдающееся формализации и компьютеризации. В этом и заключается главная причина столкновения интеллектов человека и компьютера. К тому же компьютеры не могут обладать духовными ценностями, моралью, нравственностью, эмоциями и т. п.

Важнейшей сферой в жизни общества является духовно-культурная сфера, в том числе сфера образования. Уровень образования в стране, наряду с культурой и наукой, во многом обусловливает моральный, культурный и интеллектуальный потенциал нации, формирование ценностей общества. Отмечая в целом позитивный характер процесса информатизации образования2, сле -дует остановиться на проблемах и трудностях этого процесса. Разумеется, рационализация обучения в форме математизации и информатизации необходима, так как является важным средством повышения эффективности обучения. Но чрезмерное стремление опираться в обучении, прежде всего, на рациональное знание и утрата образного, эмоционального, интуитивного знания часто приводят к отчуждению образования от культуры и духовности, в которых как раз и преобладают нерациональные моменты. Это, как правило, ведет к опасности формирования у обучаемых «компьютерного» мышления. А это может привести, по мнению Э.Фромма3, к тому, что в информационном обществе может вообще исчезнуть не только культура, но и свобода человека, его ответственность, возможность выбора и т. д., так как этот мир, если он будет господством рационализма и технократии, может перестать быть человеческим.

Большую тревогу вызывает то обстоятельство, что из обихода учащихся постепенно исчезает книга, её все больше вытесняют видео и электронные пособия. У обучаемых теряет свою значимость учебник, представляющий собой веками апробированное, всеобще-необходимое знание.

1 Философия искусственного интеллекта. Материалы Всероссийской междисциплинарной конференции. - М. : Изд-во МИЭМ, 2005.

2 Введение в педагогическую информатику - Учеб. пособие. - М. : Изд-во РАГС, 2001.

3 Иметь или быть? - М. : Прогресс, 1990.

В информационном обществе зарождается новая культура - культура виртуальной реальности. Наряду с телевидением, развитие электронных компьютерных сетей становится тем фактором, который можно считать формообразующим для культуры виртуальной реальности. В связи с этим особую важность приобретает виртуализация образования, которая проявляется в создании систем автоматизированного и дистанционного обучения, систем открытого образования, дающих возможность формировать, в частности, индивидуальные программы для обучения. За всю историю развития педагогики впервые появилась технология, позволяющая задействовать не только области сознательного и подсознательного психики человека, но и область бессознательного, где не исследованы даже подходы к реализации её ресурсов в образовательных целях. Поэтому так важно не навредить, прикасаясь к этой неизведанной области психики человека.

Важное место в жизни современного общества занимает сфера досуга. Уже отмечаются негативные эффекты вторжения компьютера в данную сферу. Электронные игры, конечно, тренируют внимание, некоторые формы мышления, но они также могут формировать эгоцентрическую установку, однобокость мышления и т. п. Многие специалисты считают, что компьютерные игры, в которых участникам начисляют победные баллы за успех в совершении на экране акта насилия, морально готовят людей к таким поступкам и в реальной жизни. Другой отрицательный момент компьютерных видеоигр заключается в формировании у играющего уверенности в том, что игру всегда можно начать заново и выиграть. И он часто эту уверенность переносит в реальную жизнь. Но время однонаправленно, в реальности нельзя вернуться назад и начать все сначала.

Негативным эффектом информатизации также является предоставляемая средствами информатики возможность почти полного ухода человека из реального мира в виртуальный. В виртуальных компьютерных системах, как в полноценных реальностях, человек может потерять ориентиры в мире, утратив различия между реальным и иллюзорным. Возникает опасность такого воздействия на человека, природа которого остается пока мало изученной и последствия которого трудно прогнозировать. Нарастающее увлечение компьютерными играми в обществе ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальному миру, т. е. уменьшается интерес человека к чтению, искусству, спорту, путешествиям, семье и т. п. Довольно часто человек развивается в виртуальности, формируя свое «Я виртуальное», а развитие реальной личности в этом случае резко затормаживается. Возникающая возможность ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир «компьютерных грез в киберпространстве», в виртуальную реальность может стимулировать явление аутизации человека. По сути, виртуальная реальность вовлекает человека в новые формы бытия, которые в определенной

мере могут формировать личность. Эти формы бытия могут породить и новые формы социального контроля. Здесь можно провести аналогию с наркотиками, недаром уже существует термин «компьютеромания», т. е. «патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, вызванная привыканием к воздействию на его психику компьютерных игр и технологий виртуальной реальности»1.

Следует подчеркнуть, что виртуальные реальности можно также использовать в целях манипулирования сознанием, для погружения человека в состояния, приводящие к фрустрации, для предъявления несуществующих миров и т. п. Уже появляются сомнения в том, сможет ли человеческая психика безболезненно приспособиться к пребыванию в киберпространстве, будет ли оно безвредным для него, не отступит ли реальный мир под натиском виртуального мира.

В настоящее время, наряду с видеоиграми, широко используется компьютерная сеть интернет. Опыт развития мировых открытых сетей (особенно интернета) позволяет говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый элемент единого информационного сообщества. Одним из негативных аспектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение по сети различной информации сомнительного, а иногда и вредного, содержания. Существуют информационные воздействия, прямо угрожающие физическому или психическому здоровью человека. Довольно часто такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту числа психических заболеваний. Как результат, возникает угроза социальной и личностной дезадаптации человека к окружающей среде, а в ряде случаев происходит разрушение психики человека, подвергшегося такому информационному воздействию. Отметим также широкое распространение по компьютерной сети различного рода непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы и т. п. Не вызывает сомнений, что размещение на Web-сайтах порнографических изображений нарушает сложившиеся в обществе стандарты морали. Все это также приводит к опасности снижения морального и культурного уровня человека и общества.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о цензуре в интернете, под которой понимается контроль распространения или полное запрещение какой-либо информации в сети. Интернет-цензура имеет, в общем-то, ту же основу, что и цензура в средствах массовой информации. Отличие же состоит в трудности контроля распространения информации в интернете,

1 Фундаментальные основания информатики: социальная информатика: Учебное

пособие для вузов - М. : Академический Проект, 2000 - С. 346.

так как национальные границы в сети размываются и практически никем не признаются. Цензура, как известно, бывает «негативная» и «позитивная». «Негативная» - это когда, например, сводятся счёты с неугодными лицами, партиями и т. п. по политическим, расистским, религиозно-экстремистским или другим мотивам. «Позитивная» - когда, например, ведётся борьба с детской порнографией, экстремизмом, пропагандой наркотиков, демонстрацией насилия и т. п.

Компьютер влияет и на личную жизнь человека. Часто в результате взаимодействия с компьютером человек стремится изолировать себя не только от прежних друзей, но и от членов семьи. Для него само общение с людьми приобретает строго утилитарный характер, часто оно лишено эмоций и человеческой теплоты. Такие люди, по сути дела, обращаются с другими людьми по аналогии с компьютером: их интересует, прежде всего, обмен информацией, вследствие чего они начинают игнорировать подлинно человеческие взаимоотношения. Как правило, все это приводит к угрозе отчуждения человека от других людей.

Повсеместное использование компьютеров, в том числе в системе образования, может привести к формированию «компьютерного» стиля мышления, сущность которого состоит в сверхрационализации поведения человека. Сложности возникают при столкновении человека с таким стилем мышления с нашей противоречивой социальной реальностью. Безмерное раздувание и абсолютизация сферы познавательных процессов, жесткая фиксация на критериях эффективности, оптимальности и т. п. - всё это может вести к игнорированию содержания, к утрате чувства морального долга и социальной ответственности. Э. Фромм назвал такой тип личности «кибернетическим человеком».

В настоящее время существенно усилились роль и значение политической сферы в жизни общества. Негативным аспектом информатизации в этой сфере является возможность получения разнообразной информации о человеке, который пользуется новыми технологиями, и несовершенство защиты этой информации в компьютерных системах. Вследствие чего возникает опасность использования информации и новых видов информационного воздействия на человека в неблаговидных политических целях. В частности, это может привести к потенциальной угрозе информационного тоталитаризма1.

С развитием информатизации общества уровень «включённости» людей в информационно-коммуникативные процессы существенным образом возрос, что многократно увеличило эффективность использования манипулятив-ных информационных технологий. Хотя процесс использования глобальной сети электронных коммуникаций только набирает силу, в интернете уже сво-

1

Судьба цивилизации. Путь разума. - М. : «Языки русской культуры», 2000.

бодно расположились политические авантюристы, пропагандисты, разжигатели слухов и т. п. люди, как правило, лишенные доступа к официальным СМИ.

Высокая техническая и технологическая сложность средств информатики привела к такому негативному эффекту информатизации, как монополизация производства этих средств. Возникает опасность появления различных видов зависимости стран-потребителей компьютерной техники от стран-производителей. Следствием этого является возникновение угрозы технологической зависимости менее развитой страны от более развитой1. Возможность такой технологической зависимости приводит к потенциальной угрозе информационного колониализма.

Особое место в жизни общества занимает военная сфера, связанная с защитой жизненно важных интересов государства внутри и за его пределами. Негативным эффектом информатизации в данной сфере являются широкие возможности, которые она предоставила для создания новых видов оружия и усовершенствования уже существующих видов. В настоящее время реальной угрозой является воздействие с помощью информационного оружия, ведение информационных войн.

Социальная сфера играет определяющую роль в жизни общества, она включает в себя регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Негативным эффектом информатизации этой сферы является увеличение поляризации в обществе. В обществе создается опасность возникновения новых видов неравенства. В 1997 году в ежегодном докладе ООН по проблемам развития было введено понятие «информационной бедности» - бедности по принципу доступа к современным информационным и телекоммуникационным технологиям. Также появилось понятие «цифровое или информационное неравенство». Цифровое расслоение населения ведёт к неравенству граждан в области доступа к информации и новейшим информационным услугам, предоставляемым через интернет, и соответственно в реализации конституционного права на доступ к государственным информационным ресурсам. Такое расслоение приводит к потенциальной угрозе формирования только информационной элиты общества и усиления возможности её воздействия на общество. Компьютерная коммуникация как таковая в ближайшее время останется преимущественно принадлежностью лишь образованной части населения наиболее развитых стран2. Что подтверждается статистическими данными, приведенными на рис. 1.

В частности, уже сейчас наблюдается рост социальной стратификации среди пользователей сети Интернет. Выбор мультимедиа будет ограничен не только людьми, имеющими время и деньги для доступа к компьютерным

1 2

Указ. соч.

Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Удельный вес домашних хозяйств Удельный вес населения

в их общем числе, использующих: в его общей численности, использующего:

62

68

I-1-1-1-1---1-1-1-1-1

100 80 60 40 20 0 0 20 40 60 80 100

^Россия ЕС | | США | | Япония | | Канада

Рис. 1. Основные показатели использования информационно-коммуникационных технологий в домохозяйствах и населением: 2008 год (%)Ч

сетям и технологиям, но и странами с достаточным рыночным потенциалом; решающими в использовании сетевых технологий будут культурные и образовательные различия. Таким образом, в мире сетевых технологий будут существовать два различных типа пользователей информации: взаимодействующие и включенные во взаимодействие, т. е. те, кто способен выбирать свои «мультинаправленные цепи коммуникации», и те, кого будут снабжать ограниченным количеством заранее «упакованных» вариантов информации.

Одной из проблем информационной безопасности становится вторжение в личное пространство человека через интернет. В настоящее время интернет является общедоступной компьютерной сетью, что подразумевает полную открытость и незащищенность практически всех данных, размещенных в этой сети. Поэтому всегда есть опасность того, что личная информация пользователя того или иного информационного ресурса сети окажется достоянием кого-либо без его ведома. Подтверждением этому служат нашумевшие скандалы с поисковыми серверами, когда в течении одной недели в открытый доступ попали тысячи СМС-сообщений пользователей и данные о клиентах интернет-магазинов2.

Другой актуальной проблемой становится всё большее влияние компьютерных социальных сетей на жизнь общества. На данный момент социальные сети, по сути, являются огромной базой данных с самой разнообразной информацией о сотнях миллионов людей по всему миру. В настоящее время эти

1 . Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий // Форсайт - 2009. - № 4 (12). - С. 44-55.

2 «МегаФон»: найдется все // Российская газ. - 2011. - 18 июля; «Яндекс» раскрыл покупателей // Российская газ. - 2011. - 26 июля.

сети всё больше открываются внешнему миру. Современные социальные сети предлагают пользователям указать практически все данные о себе: фото; видео; связи; интересы; образование; информацию о работе; места, в которых бывает человек; личные размышления и т. п. Большая часть такой информации, как правило, доступна в сети другому пользователю без какой-либо его регистрации. Кроме того, вся информация о пользователях сети доступна администрации этой сети.

В последнее время проблема информационной безопасности и приватности в социальных сетях привлекает всё большее внимание. Большие проблемы пользователям создает утечка личных данных, что неоднократно случалось в разных проектах. Одной из самых больших по размерам можно считать утечку личных данных 77 млн. пользователей игровой сети PlayStation Network в апреле 2011 годаг. Проблем с безопасностью всегда много и вполне вероятно, что большинство подобных утечек просто скрывается от общественности.

Совершенно новым социальным процессом является так называемая «революция через социальную сеть» - название серии гражданских акций протеста, прокатившихся в Беларуси и ряде арабских стран. Акции протеста организовываются инициативными группами через социальные сети. Таким образом, революция приобретает новое лицо - сетевое. Ее оружие, по крайней мере, на начальной стадии - интернет.

В социальных сетях пользователи добровольно размещают личную информацию разной степени подробности. При этом многие меняют своё имя, надеясь таким образом защитить свою информацию от несанкционированного вторжения. Однако с развитием технологий распознавания изображений такая защита становится малоэффективной, появляется возможность с помощью фотографии идентифицировать конкретного человека и его информационные ресурсы в сети.

Авторы проекта «Лица Facebook: Частная жизнь в эпоху дополненной реальности», проведя эксперимент, доказали, что, если человек зарегистрирован в социальной сети Facebook, то существует большая вероятность того, что любой желающий может узнать детали его жизни (личные интересы, фамилию, место работы, образование и т. д.). Эксперимент состоял в следующем: студентам, имеющим личные страницы в Facebook, предложили сфотографироваться и потом при помощи программы распознавания лиц попытались идентифицировать каждого. Всего в эксперименте приняло участие порядка 25 тысяч студентов. В итоге, удалось распознать более 30 % лиц1.

Через несколько лет программы визуального поиска могут стать столь же часто используемыми, как современные текстовые поисковые системы.

1 Faces of Facebook: Privacy in the Age of Augmented Reality. URL: http://www.heinz.cmu. edu/~acquisti/face-recognition-study-FAO/acquisti-faces-blackhat-draft.pdf.

И тогда пользователь социальной сети может быть идентифицирован прямо на улице - достаточно лишь сфотографировать его на фотокамеру, например, мобильного телефона и воспользоваться специальной программой распознавания. Таким образом, следует констатировать, что технологии обеспечения защиты информации пользователя при работе в социальной сети не соответствуют требованиям информационной безопасности.

Таким образом, можно заключить, что информатизация, затронувшая все сферы жизни общества, имеет не только свою позитивную сторону, но и негативную. Как отмечал еще К. Ясперс, «человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. И совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности. Техника стала ни от кого не зависимой, всё за собой увлекающей силой»1.

Список литературы

1. Об актуальных проблемах формирования новой информационной культуры общества // Информационные технологии. - 2007. - № 8.

2. Судьба цивилизации. Путь разума. - М. : «Языки русской культуры», 2000.

3. Иметь или быть? - М. : Прогресс, 1990.

© Пасхин Е. Н., Шиловская Е. Е., 2011

1 Новая технократическая волна на Западе. - М. : Знание, 1986. - С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.