Научная статья на тему 'Социальные аспекты информационной безопасности общества'

Социальные аспекты информационной безопасности общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3358
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатизация / информационная безопасность / информационно-коммуникационные технологии / виртуальные сетевые сообщества / informatization / information and communication technology / virtual community network / information security

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цвык Владимир Анатольевич

В статье анализируются социально-исторические аспекты информационной безопасности общества. Рассматриваются проблемы социальных связей в виртуальных сетях, формирования личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий, а также проблемы информационной безопасности и социальные последствия глобальной информатизации и компьютеризации общества в начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF INFORMATION SECURITY OF SOCIETY

This article analyzes the social and historical aspects of information society. The problems of social relationships in virtual networks, identity formation under the influence of information and communication technologies, as well as issues of information security and social impacts of global informatization and computerization of society at the beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты информационной безопасности общества»

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА

И.В. Цвык

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Кафедра философии Волоколамское шоссе, 4, Москва, Россия, 125171

В статье анализируются социально-исторические аспекты информационной безопасности общества. Рассматриваются проблемы социальных связей в виртуальных сетях, формирования личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий, а также проблемы информационной безопасности и социальные последствия глобальной информатизации и компьютеризации общества в начале XXI в.

Ключевые слова: информатизация, информационная безопасность, информационно-коммуникационные технологии, виртуальные сетевые сообщества.

Развитие общества в последние десятилетия характеризуется стремительным проникновением во все сферы человеческой жизни новых информационно-коммуникационных технологий. Эти изменения привели к формированию качественно нового типа общества, получившего название «информационного». Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Информационные технологии стали мощным преобразователем экономической, социальной и других видов деятельности. Процесс компьютеризации и информатизации протекает неравномерно в разных странах и регионах, однако в целом он уже продвинулся настолько, что стало возможным подвести некоторые итоги и сделать прогноз на будущее. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности высту-

пает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества, способное обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам.

Глобальность процессов информатизации привела также к обострению многих проблем, связанных с интеллектуальной собственностью. Важнейшим следствием информационной революции в современном обществе стала актуализация проблемы информационной безопасности. Информационная безопасность достигается путем реализации соответствующего комплекса мероприятий по управлению информационной безопасностью, которые могут быть представлены политиками, методами, процедурами, организационными структурами и функциями программного обеспечения. Указанные мероприятия должны обеспечить достижение целей информационной безопасности организации.

В современном обществе процессы информатизации приобретают глобальный характер. Информатика, электронная вычислительная техника, автоматизированные системы определяют магистральные направления развития и эффективность производства и технологий, проектно-конструкторских разработок и научных исследований. Компьютеры существенно преобразуют содержание и характер труда и обучения, по-новому ставят проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывают серьезное влияние на мировоззрение человека. Осмысление социальных, интеллектуальных и культурных последствий массового внедрения информационных технологий составляет важнейшую задачу современной философии [4. С. 232-234].

Приметой времени стало распространение различных видов сетей - информационных, индустриальных, маркетинговых, финансовых. Наиболее влиятельной из всех типов стала всемирная глобальная компьютерная сеть Интернет. Расширение этой сети по всему миру идет весьма интенсивно. По прогнозам экспертов количество пользователей Интернета к концу 2005 г. превысило 1 млрд человек. К 2011 г. их число возросло до 2 млрд. Российский сегмент, несмотря на некоторое отставание от наиболее развитых стран, в последние годы также значительно увеличился. Отставание России от стран-лидеров обусловлено как слабой компьютерной оснащенностью населения и организаций, так и нехваткой средств на подключение к сети. Однако, несмотря на трудности, количество россиян, пользующихся Интернетом, оценивается уже в 9,8 млн человек, что в 2 раза превышает аналогичный параметр двухлетней давности. По мере увеличения количества пользователей, в том числе и в России, Интернет все больше приобретает роль социального фактора, что делает необходимым философское осмысление связанных с ним проблем и социальных последствий его распространения.

Появление и распространение сети ставит вопрос о том, что в ближайшие годы станет основным источником информации для человека - средства массовой информации или компьютерная сеть. Интернет представляет

собой мировую информационную компьютерную сеть, которую по праву называют всемирной паутиной. Она объединяет в одно целое множество компьютерных сетей, работающих по единым правилам, и имеет своих пользователей практически во всех странах мира. Таким образом, можно констатировать, что Интернет представляет собой важнейшую инфраструктуру развивающегося информационного общества. Говоря об особенностях Интернета, следует отметить:

- широкую аудиторию пользователей и возможность ее неограниченного расширения;

- трансграничное распространение информации;

- высокую скорость и оперативность предоставления информации;

- практически неограниченный выбор источников и видов информации;

- практическое отсутствие предварительного контроля содержания информации;

- возможность обсуждения возникающих вопросов в режиме реального времени.

В процессе коммуникации в киберпространстве индивиды-пользователи Интернета создают и поддерживают определенные образцы, нормы и правила поведения, подчиняются неким универсальным структурам, нарабатывают определенные социокультурные ресурсы, выстраивают информационную стратификационную систему, иными словами - создают виртуальные сетевые сообщества. Интернет превратился в неотъемлемый атрибут жизни современного российского общества - атрибут, который оказался не просто неким новым фрагментом социальной ткани, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом и изменяющимся под влиянием процессов социокультурной динамики.

Активное распространение Интернета оказывает существенное влияние на формирование социальных связей в обществе. Именно виды социальных связей и соответствующие им виды социальных объектов могут быть положены в основу классификации социальных систем. Социальным фактом на сегодняшний день является и развитие Интернета как глобальной компьютерной сети, как новой информационной среды, предполагающей специфические средства деятельности в ней, развивающей различные виды социальных связей и коммуникации. Специфика социальных связей в Интернете состоит, главным образом, в том, что сеть позволяет осуществлять коммуникацию почти мгновенно, эти услуги создают реальное сообщество пользователей, обладающее собственными социальными характеристиками. При этом, с одной стороны, социальная структура виртуальных сетевых сообществ, складывающихся на основе Интернет-взаимодействия, все больше отражает в себе характеристики реального общества, а с другой - Интернет-пространство все сильнее пронизывает ткань повседневного взаимодействия в реальном мире и охватывает огромный пласт индивидов и организаций. Этот факт, безусловно, определяет важность исследования сети с точки зрения соци-

альных связей, складывающихся в ней и определяющих особенности социальной структуры как пользователей сети, так и общества в целом.

Необходимость изучения социальных связей в Интернет-сообществе определена еще и тем, что подобные исследования призваны вскрыть основные социальные противоречия, присущие современному Интернету, поскольку состояние социальной структуры Интернет-сообщества является показателем уровня его развития, включающего как позитивные, так и негативные стороны. Новая среда социальных интеракций предусматривает больше социально непредсказуемых последствий действий акторов. Однако было бы неверно характеризовать глобальные компьютерные сети как информационную среду сугубо негативной, девиантной направленности, что часто является стержнем публикаций на эту тему [1].

Анализируя социальный аспект Интернета, следует отметить также и то, что Интернет-технологии являются одной из главных движущих сил глобализации, поскольку, являясь средством глобальной коммуникации, Интернет практически стирает границы между государствами, способствуя созданию единого кросс-культурного информационного пространства. Учитывая неоднозначное отношение к явлению глобализации со стороны общественности, проявившееся в возникновении двух полярных точек зрения - сторонников глобализации и антиглобалистов, анализ различных сторон влияния Интернета на процесс глобализации имеет существенное значение. Сегодня многие социологи, философы, экономисты, государственные деятели ставят Интернет на одно из ключевых мест по степени влияния на процесс развития человечества.

Одним из важных социальных последствий информатизации общества явилось также изменение характера человеческого труда. Главной разновидностью труда в современном обществе становится труд, связанный с преобразованием информационных потоков. К мощи собственного мозга отдельного человека присоединяется мощь общечеловеческого интеллекта, сконцентрированная в программах, вводимых в компьютеры. Таким образом, привычная задача применять собственные интеллектуальные способности для большинства работников, использующих информационные технологии, превращается в задачу выбора и использования тех или иных программ, позволяющих в оптимальные сроки переработать и выдать информацию, необходимую для принятия решений и организации практической деятельности. Существенно преобразуется и сама практическая деятельность, особенно в сфере материального производства, поскольку автоматизация и робототехника меняют положение человека-работника в системе производства, снимая с его плеч функцию придатка к той или иной машине. Кроме того, информационные потоки при наличии компьютерной техники допускают обработку в любых условиях. Следствием этого становится значительное изменение распределения служащих по местам их работы.

Следствием глобализации процессов информатизации в современном обществе явилось изменение не только содержания наших знаний о мире, но и способов их получения, воспроизведения и передачи, что в конечном счете существенно влияет на внутренние структуры личности. Многие современные исследователи проблем личности отмечают, что человек, сформировавшийся в старой школе и вузе старого типа, по своим внутренним психологическим характеристикам отличается от того, который уже в детском саду играет в компьютерные игры, ходит в школе в компьютерные классы, работает на компьютеризированном рабочем месте и общается с друзьями через спутниковую связь. Под воздействием новых информационных технологий меняется стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки. Весьма актуальной становится проблема компьютерной зависимости человека.

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с «виртуализацией» человека в киберпространстве. С одной стороны, возникает явление аутизации личности и усиление отчуждения. С другой стороны, существенно меняется ролевой набор человека, вовлеченного в сети. Видимость свободы у участника телекоммуникационных взаимодействий оборачивается усилением социально-психологической зависимости и деградацией личности. Возникает опасность формирования большой массы унифицированных, отчужденных, анонимных индивидов, для которых ценность и значение реальных социальных связей отступают на второй план. Выступая элементом социальности, Интернет и виртуальная реальность в целом, созданная с помощью новых информационных технологий, становится мощным агентом вторичной, а подчас и первичной социализации индивида: социализации применительно не только к сетевым сообществм, но и к офлайновой действительности - к тому реальному обществу, в котором человек живет.

Следует также отметить, что реальность сети - виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, лишь актуализировала исследовательский интерес, потому что феноменология этой виртуальной реальности созвучна культурным интенциям постмодернистского мира. Но, будучи осознана как реальность, она вызывает необходимость формулирования определенных рекомендаций по своему совершенствованию и определению дальнейших шагов развития технологий человеческой коммуникации, способов и средств современной социализации.

Социализация и культурная идентификация человека в виртуальных сетевых сообществах реализуется через принадлежность индивида к тому или иному сетевому сообществу, причем двояким образом: или через виртуальную реконструкцию статусной социокультурной позиции и символов идентичности, или через активное и свободное конструирование своего виртуального «я» и персональной идентичности. Отсюда и возникающая двойственность виртуальной социализации, ибо творчество в киберпространстве часто заменяется его симуляцией, а саморазвитие - новыми формами отчу-

ждения. Правда, именно сетевые сообщества предоставляют уникальную возможность свободного проектирования себя в качестве социокультурного субъекта действия, члена того или иного сетевого сообщества. Репрезентируя свое «я», человек как бы примеряет на себя маски идентичности, осуществляя то, что можно назвать «опережающей социализацией». Различные «виртуальные жизни» как бы раскрывают перед индивидом веер тех социальных возможностей, согласно которым проектируется его жизнедеятельность. При этом в сетевых сообществах главную роль в развитии и поведении членов данных сообществ играет культурное начало индивида, его потребность в «карнавализации» жизни, идентификации, самопрезентации.

Социальные отношения в киберпространстве выстраиваются так, как их интерпретируют пользователи. Единство сетевого социума по поводу общей для всех социальной реальности основано на том, что пользователи в процессе социализации усвоили общую точку зрения на большинство типов взаимодействий, осуществляемых в виртуальной среде. В процессе социализации личность неизбежно сталкивается с альтернативными образцами мышления и реальными типами поведения. Соответственно можно вести речь о том, что наряду с процессами социализации в компьютерных сетях происходят и процессы ресоциализации, то есть усвоение участниками виртуальных социальных отношений новых ценностей, навыков, ролевых дискурсов в связи с переходом в иную коммуникационную среду. Естественно, что наложение старых и новых предписаний может привести к вытеснению, трансформации ориентации на нормы и ценности, принятые в реальном социальном взаимодействии.

Таким образом, социализация личности в виртуальном пространстве осуществляется как взаимовлияние двух процессов: следования личности тем нормам и правилам поведения, которые она восприняла в первичной социальной реальности (в результате первичной и вторичной социализации), и усвоения норм, ценностей и установок как конкретного виртуального сетевого сообщества, так и моделей поведения, принятых в рамках социальной системы киберпространства в целом. Последнее можно назвать «третичной социализацией». Возвращаясь в первичную социальную реальность, личность является уже продуктом трех типов социализации.

Современное коммуникативное пространство объемлет собой все формы общения между людьми: межличностное, межгрупповое, международное. Общение опосредствуется многими средствами, но наиболее влиятельными как по охвату, так и по содержанию являются средства массовой информации. Примечательно, что рассмотрение профилактики различных форм девиантного поведения не всегда берет во внимание тот психологический эффект «заражения», который способны создавать негативные аксиологические функции, деструктивные для процессов социализации [1].

Одним из таких негативных последствий воздействия на социализацию личности современных информационных технологий, используемых в СМИ,

является формирование у нее безволия и безответственности. «Подспудное ощущение индивидуальным сознанием по крайней мере неполной реальности сконструированного для него и окружающего его мира ведет к возникновению специфического «облегченного» типа поведения, независимо друг от друга открытого и подробно исследованного рядом серьезных писателей развитых стран» [2. 60]. Носителем подобного «облегченного» типа поведения выступает человек, обозначаемый термином «человек играющий». Для этого типа характерно нечеткое осознание грани между действительным и виртуальным миром и соответственно отсутствие четких представлений о причинно-следственных связях, в том числе по отношению к результатам собственной деятельности. Отсюда формируется слабовыраженная ответственность, что приводит к нестабильности, рискам. Формирование такого рода инфантилизма у индивида весьма опасно и для человека, и для социальной целостности. Моральное ядро личности постоянно играющего человека становится аморфным, он делается безвольным и неспособным принимать ответственные решения, действовать адекватно ситуациям.

Информация - это актив, который, подобно другим активам организации, имеет ценность и, следовательно, должен быть защищен надлежащим образом. Информационная безопасность защищает информацию от широкого диапазона угроз с целью обеспечения уверенности в непрерывности бизнеса, минимизации ущерба, получения максимальной отдачи от инвестиций, а также реализации потенциальных возможностей бизнеса. Безотносительно формы выражения информации, средств ее распространения или хранения она должна всегда быть адекватно защищена.

Информационная безопасность - механизм защиты, обеспечивающий:

- конфиденциальность: доступ к информации только авторизованных пользователей;

- целостность: достоверность и полноту информации и методов ее обработки;

- доступность: доступ к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ под информационной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлены в Доктрине информационной безопасности РФ. На основе анализа положений, содержащихся в этом документе, можно выделить следующие, жизненно важные интересы в информационной сфере:

А. Для личности: соблюдение прав человека на поиск, получение и передачу информации; реализация прав граждан на неприкосновенность част-

ной жизни, защита информации; защита права на интеллектуальную собственность.

Б. Для общества: обеспечение интересов личности в информационной сфере; построение информационного общества; предотвращение манипулирования массовым сознанием; приоритетное развитие современных информационных технологий.

В. Для государства: защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов; защита единого информационного пространства страны [5. С. 74].

При этом следует учитывать и некоторые опасные тенденции глобальной информатизации, среди которых можно особо выделить следующие:

- возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

- возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий, в том числе проблема компьютерного воровства;

- усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

- увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

- усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

В Российской Федерации идет активная работа по разработке теоретических основ и формированию государственной политики в области развития информационной сферы. По поручению Комитета Государственной думы по информационной политике и связи Федерального собрания РФ разработана Концепция государственной информационной политики. В Концепции отмечается, что целью информатизации в России является создание эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг, базирующейся на принципах четкого разделения сфер ответственности принципов деятельности экономики и государства, максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала, гармоничного вхождения в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости. Целью перехода России к информационному обществу является развитие гражданского общества и демократических традиций, а также преодоление информационного неравенства и равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное общество. Важнейшим нравственным принципом информационной цивилизации должен стать приоритет личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бондаренко С.В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения. - URL:

http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus.

[2] Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М., 2000.

[3] Информатизация и Россия-2001 (Белая книга информационных технологий). -URL: http://www.libertarium.ru/libertarium/df_whitebook/.

[4] Лешкевич Т.Г. Актуальные проблемы науки ХХ1 в. // Философия для аспирантов: учебное пособие / под ред. А.А. Лавриненко. - Ростов-на Дону, 2003.

[5] Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. - СПб., 2000.

[6] Основы правовой информатики / под ред. М.М. Рассолова. - М., 2004.

REFERENCES

[1] Bondarenko S.V. Virtual'nye setevye soobshhestva deviantnogo povedenija. - URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus.

[2] Bratimov O.V., Gorskij Ju.M., DeljaginM.G., Kovalenko A.A. Praktika globalizacii: igry i pravila novoj jepohi. - M., 2000.

[3] URL: http://www.libertarium.ru/libertarium/df_whitebook/.

[4] Leshkevich T.G. Aktual'nye problemy nauki HHI v. // Filosofija dlja aspirantov: ucheb-noe posobie / pod red. A.A. Lavrinenko. - Rostov-na Donu, 2003.

[5] Lopatin V.N. Informacionnaja bezopasnost' Rossii: Chelovek. Obshhestvo. Gosudarstvo. -SPb., 2000.

[6] Osnovy pravovoj informatiki / pod red. M.M. Rassolova. - M., 2004.

SOCIAL ASPECTS OF INFORMATION SECURITY OF SOCIETY

Irina V. Tsvyk

Moscow Aviation Institute (National Research University) Department of Philosophy Volokolamsk Highway, 4, Moscow, Russia, 125171

This article analyzes the social and historical aspects of information society. The problems of social relationships in virtual networks, identity formation under the influence of information and communication technologies, as well as issues of information security and social impacts of global informatization and computerization of society at the beginning of the XXI century.

Key words: informatization, information and communication technology, virtual community network, information security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.