Научная статья на тему 'Н.А. СЕМАШКО КАК ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ'

Н.А. СЕМАШКО КАК ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н.А. СЕМАШКО КАК ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ»

организацию научно-исследовательских работ гигиенического или эпидемиологического профиля.

Вторым фактором для улучшения организации таких исследований применительно к гигиеническим проблемам— необходима разработка единого документа, строго регламентирующего объем, порядок и последовательность токсиколого-гигиенической оценки новых материалов и веществ, используемых в народном хозяйстве и выпускаемых промышленностью для населения. Это позволит определить место и промышленных лабораторий, и кафедр медицинских вузов, и головных исследовательских институтов в оценке новых разрабатываемых материалов или создаваемых технологических процессов.

Непременными условиями действенности такого документа являются согласование его с заинтересованными министерствами и ведомствами, утверждение соответствующей инстанцией и обеспечение предусмотренных им исследований апробированными методиками.

Третий фактор, который может способствовать значительному повышению научного потенциала наших институтов и своевременному обеспечению народного хозяйства необходимыми нормативами, — развертывание фундаментальных исследований для разработки моделей, заменяющих длительные и дорогостоящие медико-биологические исследования. Это крайне важно в плане своевременного осуществления мероприятий,"; исключающих опасность для здоровья человека.

Шестидесятилетие Октября многотысячная армия сотрудников санэпидстанций и исследовательских гигиенических и эпидемиологических институтов, посвятивших свою деятельность благородному делу — сохранению здоровья советских людей, встречает с уверенностью в успешном выполнении задач, вытекающих из плана развития народного хозяйства в десятой пятилетке. Развитие в нашей стране социалистического хозяйства, повседневная забота партии о здоровье народа, повышение его материального уровня полностью опровергают утверждения о том, что взаимоотношение между человеком и окружающей средой представляется замкнутой системой, в которой воздействие человека на окружающую среду сопровождается неблагоприятным влиянием ее на человеческое общество. В СССР такого положения не должно быть, а должно осуществляться рациональное использование природных ресурсов.

Поступила 19/V11 1977 п

УДК 614.3 + 613](0В2)Семашко

Член-корр АМН СССР Б. Д. Петров, Москва

Н. А. СЕМАШКО КАК ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ

Роль Николая Александровича Семашко в организации санитарного дела Советской России, в перестройке гигиенической науки и преподавания гигиены исключительно велика.

Санитарную организацию в стране, охваченной эпидемиями, приходилось создавать заново. Н. А. Семашко уже на первом совещании санитарных врачей и работников медико-санитарных отделов Советов в октябре 1918 г. выступил с докладом о новых организационных формах и структуре санитарных органов республики. Совещание одобрило предложенную им структуру местной и центральной санитарной службы, наметило задачи и определило объем ее деятельности. Следует напомнить, что, по словам Н. А. Семашко, Владимир Ильич чрезвычайно внимательно следил за всеми перипетиями борьбы с сыпным тифом, часто заслушивал доклады по этому вопросу на заседаниях Совнаркома, бранил за упущения и горячо помогал в трудные моменты.

Когда кончилась гражданская война, перед санитарными органами возникли новые задачи, в связи с чем вновь началась перестройка. Новые структура, права и нормативы были определены декретом Совнаркома от 15/ IX 1922 г. «О санитарных органах республики», который был одобрен В. И. Лениным.

Спустя 3 года XII Всероссийский съезд Советов по этому декрету принял следующее постановление: «Залогом успешной борьбы с эпидемиями является правильное построение санитарного аппарата. Съезд считает неотложной задачей осуществление установленных норм государственной и местной санитарной организации, а также улучшение материального положения санитарных врачей и усиление подготовки их» 1.

Это всего лишь краткие сведения о первых шагах санитарной организации республики. Следует вспомнить, с каких идейных позиций, руководствуясь какими принципами, Н. А. Семашко боролся за организацию санитарного дела и перестройку гигиенической науки. «Сова Минервы вылетает ночью», — этими словами, которые любил К. Маркс, начал Н. А. Семашко свою первую лекцию по социальной гигиене в той самой аудитории медицинского факультета, в которой читал и Ф. Ф. Эрисман. Знамя передовой гигиенической науки, которое Ф. Ф. Эрисман держал на протяжении многих лет (вплоть до насильственного удаления его царским правильством в 1896 г.), перешло в твердые руки первого в мире министра здравоохранения и первого в Советской России профессора социальной гигиены. Все передовое, прогрессивное, что на протяжении десятилетий создавал Ф. Ф. Эрисман, было взято на вооружение советской гигиенической наукой. Принципиальные основы санитарного дела излагались обоими учеными. Сопоставление того, как понимали гигиену Н. А. Семашко и Ф. Ф. Эрисман, позволяет сделать интересные и важные выводы.

Уже первые выступления и работы Ф. Ф. Эрисмана свидетельствуют о том, что он понимал гигиену как науку социальную. По его мнению, в условиях царской России нужна не просто гигиена, а гигиена общественная, т. е. соединение научных требований гигиенической науки с силой, которая могла бы в данных условиях эти гигиенические установки и требования претворить в жизнь. Ученый был страстным проповедником гигиены. В своей вступительной лекции в Московском университете, посвященной основам и задачам современной гигиены, он указывал: «Если верное распознавание болезни и правильный способ лечения ее считаются весьма важными и существенными, если ради этого студенты-медики в течение нескольких лет занимаются в целой дюжине разных клиник, то... как же не назвать в высшей степени важным и существенным умение диагностировать и устранять те санитарные недуги общества, которые являются причинами этих болезней и правильное лечение которых вернее спасет от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства, вместе взятые. И как же не ставить выше ту науку, которая изучает причины болезней и изыскивает средства к устранению их, нежели ту, которая изучает и старается смягчить лишь последствия неблагоприятных санитарных условий!».

«Мне выпало счастье слушать Ф. Ф. Эрисмана, — вспоминает Н. А. Семашко. — Содержание его лекций так интересно, что мы, сгрудившись на первых партах, старались не проронить ни слова; аудитория была полна слушателей...»

«Основы и задачи современной гигиены» — такова была тема первой лекции, которая получила широкую известность. В ней он предсказывал «деятельность земского врача, которая, по всей вероятности, предстоит многим из присутствующих, скоро убедит вас в том, что предупредительной медицине — гигиене — предстоит великое будущее».

Далее он дает достаточно ясное определение гигиены, совершенно четко устанавливающее ее место в ряду других дисциплин и тем самым не только

1Семашко Н. А. Избр. произв. М., 1954.

определяющее ее право на самостоятельное существование, но и выясняющее основное различие между ней и другими науками. Он пишет: «Современная гигиена имеет вполне определенный и научный характер. Она неуклонно преследует задачу, ей одной свойственную, — изучение всех тех явлений природы или факторов социальной жизни, которые так или иначе способствуют нарушению физиологических отправлений человеческого организма и, следовательно, так или иначе влияют на заболеваемость и смертность народонаселения». Ф. Ф. Эрисман стал идеологом санитарных работников того времени, оказав решающее влияние на развитие русской гигиенической мысли, создал свою школу и направление. Эта школа, основывавшаяся на достижениях европейской гигиенической науки, вместе с тем имела широкое русское общественное содержание, так отчетливо проявившееся затем в практической деятельности земских санитарных органов.

Ф. Ф. Эрисман постоянно подчеркивал важность развития санитарного направления в медицине: «Смертность как общественное зло требует не индивидуальной, а общественной борьбы, т. е. принятия таких мер, которые свое действие сразу распространяли бы на целые группы населения, имели бы, так сказать, массовое влияние. Такие меры могут быть только предупредительные, а предупредительные меры со своей стороны требуют известной организации, известного плана действий, известной руководящей мысли, понимания солидарности интересов всего населения». Врач, учитывающий влияние условий среды на людей, принесет больше пользы, нежели «простой лечитель, способный только к прописыванию лекарств».

Особо следует подчеркнуть трактовку Ф. Ф. Эрисманом гигиены. Впоследствии, уже в советское время, возник спор между двумя направлениями, условно говоря — техническим и физиологическим. Ученый подчеркивал, что узкотехническое направление гигиены на Западе превращает ее в дисциплину лабораторную, что вызывало решительный отпор с его стороны: «Лишите гигиену ее общественного характера — и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп, оживить который вам никоим образом не удастся. Заявите, что гигиена не есть наука об общественном здоровье, а что она должна заниматься лишь разработкой частных вопросов в стенах лаборатории, — и перед вами останется призрак науки, ради которого и трудиться не стоит». Эти слова стали лозунгом, знаменем для целого поколения санитарных врачей.

Во вступительной лекции в Московском университете, о которой речь шла выше, Ф. Ф. Эрисман указывал, что «не каждый врач, конечно, может быть специалистом по гигиене, но каждый врач может и должен усвоить себе, так сказать, гигиенический способ мышления». Эта принципиальная установка остается в силе и поныне.

Основой советского здравоохранения Н. А. Семашко считал профилактику. Профилактическую направленность советской медицины определяла программа партии большевиков, но эти требования надо было конкретизировать, исходя из обстановки, внедрить в деятельность медицинских учреждений — показать все творческие возможности этого направления. Очень убедительно писал об этом 3. П. Соловьев. Ключевой концепцией, рабочим принципом был выдвинутый им тезис о единстве профилактической и лечебной медицины, о слитности лечебно-профилактических задач. Он постоянно настаивал на необходимости единства санитарных и лечебных задач, на котором должна основываться деятельность всех учреждений.

Хотя вопрос о создании кафедр социальной гигиены был поставлен в 1919 г., лишь 3/Х 1921 г. научно-техническая секция Государственного ученого совета Наркомпроса приняла решение об учреждении для всех трех медицинских факультетов Москвы одной общей кафедры социальной гигиены при I МГУ. Первая лекция была прочитана 20/11 1922 г.; социальная гигиена включена в учебный план 1922/23 г. Заведующим кафедрой

стал народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко, который руководил ею в течение 27 лет (до своей смерти).

Н. А. Семашко привлекал к преподаванию социальной гигиены крупных деятелей здравоохранения — А. Н. Сысина, который читал лекцию по санитарной статистике, жилищному вопросу, организации здравоохранения в СССР и за рубежом, борьбе с инфекционными болезнями, С. И. Каплуна, читавшего курс гигиены труда, А. В. Молькова, преподававшего социальные проблемы воспитания, знакомившего будущих врачей с основами санитарного просвещения.

«Учреждение кафедр социальной гигиены, — писал Н. А. Семашко, — победа борющегося пролетариата на санитарно-гигиеническом фронте» 1. В статье «Очередные задачи социальной гигиены в России» он писал,что «каждый вопрос социалистического строительства должен быть освещен факелом социально-гигиенического учения», что социальная гигиена «должна заниматься систематической консультацией во всех вопросах советского строительства» 2.

Давая марксистское освещение основных проблем медицинского обслуживания населения, Н. А. Семашко критиковал буржуазные теории социальной гигиены. Он говорил, что социальная гигиена существует и в буржуазных странах, но между ней и советской гигиеной общее — только название, а содержание и методы различны. Буржуазные социальные гигиенисты, даже левые, являются реформистами, а социальные гигиенисты-марксисты — революционерами.

Важно было установить правильные взаимоотношения между экспериментальной и социальной гигиеной. Н. А. Семашко считал, что общая гигиена «изучает влияние внешней среды (воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и т. д.) на здоровье человека, изучает причины и способы распространения заразных заболеваний и меры борьбы с ними; указывает нормы, при которых организм человека приобрел бы наибольшую устойчивость в борьбе с вредными влияниями и т. д. Социальная гигиена изучает те же вопросы оздоровления с социальной точки зрения, т. е. анализирует влияние факторов на здоровье всего населения и отдельных групп его; намечает не только индивидуальные, но и социальные мероприятия, направленные к сохранению или восстановлению здоровья населения» 3.

В подтверждение целесообразности указанного разграничения Н. А. Семашко приводил ряд примеров. Он указывал, что жилищным вопросом как социальной проблемой занимается социальная гигиена (жилищные условия разных классов населения и их влияние на здоровье, жилищная политика, жилищное законодательство), тогда как общая гигиена устанавливает нормы пригодности помещения для жилья (кубатура помещения, освещение, отопление, санитарные нормы строительства жилых зданий и др.). В области питания общая гигиена учит проведению анализа пищевых веществ, установлению норм питания, борьбе с фальсификацией продуктов и др., в то время как социальная изучает питание различных классов населения в зависимости от их социально-экономического положения, разрабатывает мероприятия по улучшению организации общественного питания с точки зрения гигиены и др.

Мероприятия социального характера по охране материнства Н. А. Семашко относил к социальной гигиене, тогда как индивидуальную гигиену женщины — к области гинекологии и акушерства. Болезни детей грудного возраста и меры борьбы с этими болезнями он включал в круг деятельности

'Семашко Н. А. Социальная гигиена, ее сущность, метод и значение. — В кн.: Социальная гигиена. Вып. 1. М., 1923, с. 11.

'Семашко Н. А. Очередные задачи социальной гигиены в России. — В кн.: Социальная гигиена. Вып. 2. М., 1923, с. 3, 5.

'Семашко Н. А. Социальная гигиена, ее сущность, метод и значение. В кн.: Социальная гигиена. Вып. 1. М., 1923, с. 8—9.

кафедр эпидемиологии и педиатрии, а социальные аспекты детской смертности — в компетенцию социальной гигиены.

Такое разграничение было обоснованным для тех времен, когда в клинических дисциплинах еще отсутствовало профилактическое направление. Вместе с тем ученый подчеркивал, что дело не столько в четком размежевании, сколько в том, чтобы «ввести социально-гигиенические вопросы в цикл медицинского образования и научного изучения». Дело осложнялось тем, что некоторые, в том числе видные гигиенисты, занимали неверные позиции. Так, проф. Н. А. Вигдорчик говорил о социальной гигиене как о таинственной незнакомке, отличающейся большими претензиями: она, по его мнению, представляла собой лишь «новый лозунг для молодой формации гигиенистов». Он предлагал ей «не считать себя отдельной наукой, а, напротив, стремиться целиком и без остатка слиться со всеми отделами общей и частной гигиены»

Проф. Г. В. Хлопин также очень отрицательно относился к выделению социальной гигиены в особую дисциплину, что нашло отражение в его руководстве «Основы гигиены» (1922). Он высказал опасение, что преобразование социальной гигиены в особую научную дисциплину и преподавание ее приведут «к выделению социального элемента из гигиенической науки, пронизывающего эту науку от ее корней до мельчайших разветвлений». Это поведет к тому, что общую гигиену придется «запереть только в лаборатории, вынуть из нее живую душу, оторвать ее от практической жизни страны и лишить непосредственного влияния на санитарные условия жизни». Такое мнение свидетельствует, с одной стороны, о правильном подходе к общей гигиене, а с другой — показывает, что Г. В. Хлопин, как и многие другие гигиенисты того времени, не сознавал, что определенные, возникшие с образованием Советского государства общественные потребности обусловили необходимость обращения особого внимания на социально-гигиенические проблемы и что выделение социальной гигиены было прогрессивным явлением.

3. Г. Френкель правильно заметил по этому поводу, что «углубление и дальнейшее развитие специальной отрасли науки, исследующей при помощи методов социально-экономических наук влияние условий социального расслоения общества и социально-экономической жизни не на здоровье того „среднего" человека, которым занимается общая гигиена, а на здоровье социальной группы, не может ослабить интереса к „социальному элементу", к стремлению его выявить и учитывать в практической гигиенической и санитарно-технической работе» а.

Н. А. Семашко, оценивая заслуги кафедры социальной гигиены, выдвигал на первый план их роль в разработке важных для социалистического строительства социально-гигиенических задач в области оздоровления условий труда и быта населения. На торжественном заседании, посвященном 5-летию кафедры социальной гигиены I МГУ, он говорил: «Новое социалистическое строительство немыслимо без единого плана. В этом плане соображения и указания социально-гигиенического характера должны занимать значительное место. При новом строительстве заводов, путей сообщения, школ, больниц, столовых, жилищ и т. п. мы должны предъявлять необходимые требования, делать надлежащие указания в целях оздоровления населения и создания здорового быта и труда».

Большая заслуга Н. А. Семашко состоит в обосновании диспансеризации и разработке ее методов. «Под диспансером мы разумеем лечебно-социальное учреждение, — писал он, — которое не только оказывает лечебную помощь больным, но и держит на учете санитарное состояние своего района (учетно-статистическая и обследовательская работа диспансера), держит систематическую связь с организациями трудящихся (организа-

1 Вигдорчик H.A. Очерки по профессиональной гигиене. М.— Л., 1925, с. 37.

2 Ф р е н к е л ь 3. Г. Социальная гигиена. Вып. 1. Харьков, 1923, с. 33.

ционная работа диспансера), оказывает социальную помощь как приходящим, так и больным на дому, „вылавливает" больных (социальная задача диспансера) и ведет санитарное просвещение в районе своей деятельности»1. Диспансеризация — дело не только диспансеров, но и всех амбулаторно-поликлинических учреждений. В 1928 г. на XI Всероссийском съезде бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей Н. А. Семашко говорил, что диспансеризация — это метод оздоровления условий труда и быта трудящихся. Если профилактика — направление всей нашей медицины, то диспансеризация — метод, которым это профилактическое направление проводится в жизнь. В настоящее время, когда задача диспансеризации поставлена в центр внимания всех медицинских учреждений, эти положения Н. А. Семашко, носящие принципиальный характер, приобретают особое значение. Появились материальные возможности для того, чтобы расширить фронт диспансеризации, охватить ею миллионы людей.

Николай Александрович пользовался каждым случаем, чтобы обосновать, разъяснить, популяризировать марксистское понимание проблемы общественного здоровья.

Вклад Н. А. Семашко в здравоохранение и медицину ярко отражает истинно ленинское понимание проблем общественного здоровья и формирующих его факторов. Теоретические основы, на которых должно было создаваться советское здравоохранение, практические пути ликвидации наследия капитализма в этой области, охрана здоровья детей и подростков, рабочих и крестьян — все это обдумывалось, изучалось и разрабатывалось В. И. Лениным, его учениками и последователями. Однако когда рабочий класс взял власть в свои руки, многое пришлось продумать в деталях и разработать заново. Ценность сделанного Н. А. Семашко в то время заключалась не только в решении неотложных практических задач, от успешного решения которых зависела победа революции, но и в том, что создавалась теория социалистического профилактического здравоохранения. Теоретические работы замечательного ученого и организатора послужили основой для последующих социально-гигиенических исследований, получивших творческое развитие во многих трудах наших отечественных гигиенистов и клиницистов.

Поступила 31/У 1977 г УДК в 13/6М<47+57)(091)

Акад. АМН СССР Ф. Г. Кроткое (Москва)

60 ЛЕТ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ И РАЗВИТИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ И САНИТАРНОЙ^ПРАКТИКИ

Прошло 60 лет после Великой Октябрьской социалистической революции. Шесть десятилетий назад героической рабочий класс России под руководством партии большевиков во главе с В. И. Лениным приступил к строительству нового общества, свободного от эксплуатации, социального и национального угнетения. Победа Октября коренным образом изменила ход развития всего человечества. Советский народ, находясь во враждебном капиталистическом окружении, претворил в жизнь ленинский план строительства социализма, охватывающий все основные стороны жизни и развития нового общества. Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства, культурная революция, справедливое решение национального вопроса превратили Советский Союз в могучую державу.

«Партия разработала и последовательно осуществляет научно обоснованную экономическую стратегию, направленную на достижение фунда-

1 Семашко Н. А. Избр. произв. М., сМедицина», 1967, с. 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.