Научная статья на тему 'ДЕОНТОЛОГИЯ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ'

ДЕОНТОЛОГИЯ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕОНТОЛОГИЯ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ»

писке написал в Оргбюро ЦК РКП(б): «Прошу об отмене этого подпункта, ибо я при посещении Кремлевской больницы лично от врачей слышал указание на недостаток питания больных и сам предложил врачам через Бонч-Бруевича дать мне их письменное предложение об улучшении питания больных и т. д. Следовательно, за т. Бонч-Бруевичем здесь не было даже и „обращения" ко мне»

Обеспокоенный тяжелым положением с питанием больных и возникновением случаев заболеваний цингой, В. И. Ленин писал Н. Н. Крестин-скому: «Прошу поставить вопрос в Оргбюро. По-моему, необходимо для больных выдавать еще для диетического питания и постановить улучшить, создав медицинскую комиссию. Для цинготных и других больных необходимо, по-моему, тот час разрешить покупку на вольном рынке, обставив известными правилами (может быть тоже комиссию и привлечь совхозы)» 2.

В 1920 г. под Москвой, согласно постановлению Совнаркома, был организован совхоз «Лесные Дали» для снабжения овощами и другими продуктами столовых и больницы. Этим совхозом ведал В. Д. Бонч-Бруевич 3. (В настоящее время здесь построен современный, отлично оборудованный дом отдыха «Лесные Дали».)

Но все же овощей не хватало, и руководству больницы приходилось закупать их частным порядком, на что была израсходована значительная сумма денег, не предусмотренная бюджетом. В связи с этим больница обратилась в Малый Совнарком с письмом от 22/Х 1920 г. за № 9367, где была высказана просьба рассмотреть этот вопрос и разрешить уплатить указанные деньги из средств больницы. Малый Совет Народных Комиссаров на заседании 23/Х1 1920 г. (протокол № 592) вопрос этот решил положительно

Все эти меры, принятые Советским правительством и лично В. И. Лениным, способствовали резкому снижению заболеваемости.

Поступила 7/Х 1969 г.

УДК 613:614.253

ДЕОНТОЛОГИЯ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ

Проф. Б. Д. Петров (Москва)

Проблемы деонтологии привлекают все большее внимание медицинской общественности.

Деонтология — учение о долге. В 1834 г. английский философ И. Бен-там в книге «Деонтология или наука о морали» сделал попытку разработать учение о долге применительно к представителям разных профессий. Активнее других подхватили инициативу И. Бентама медики — появилось много работ о врачебном долге и о многих частных вопросах врачебной профессии.

В отечественной медицинской литературе термин «деонтология» появился сравнительно недавно, но проблемы, относящиеся к этому понятию, всегда были близки медикам. Н. Пирогов, С. Боткин, В. Манассеин и многие другие крупные русские медики говорили о том, каким должен быть врач, как он должен работать, какие обязанности накладывает на него профессия.

Литература о деонтологии на русском языке очень велика. Соответствующий библиографический указатель5 насчитывает более 500 изданий.

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 51, с. 297.

2 Т а м же, т. 51, с. 297.

3 ОР ГБЛ, ф. 369, к. 89, ед. хр. 2.

4 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 4, ед. хр. 770, л. 4.

5 Врачебная этика. М., 1968.

Для отечественных медиков характерно расширенное понимание деонтологии. Она понималась ими не как свод правил, определяющих профессиональное поведение врача, а как учение о долге врача, о его обязанностях не только перед больными, но и перед народом. Иначе говоря, отечественные врачи понимали под деонтологией не только личную, но и гражданскую нравственность. Эту мысль наиболее полно и ярко выразил И. Павлов. «Что ни делаю — постоянно думаю,— писал он,— что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству». В отечественной медицине деятельность врача всегда трактовалась как святой долг, как дело жизни, в ней постоянно присутствовал элемент жертвенности, самопожертвования.

В советской медицинской литературе было предпринято несколько попыток дать определение деонтологии и ее взаимоотношения с врачебной этикой. Удачным является определение врачебной этики как учения о принципах врачебной морали, а деонтологии как учения о правилах поведения врача, вытекающих из этих принципов и на них построенных.

Деонтология для отечественных врачей не имеет ничего общего с декларациями, она проявляется в поступках, поведении. Напомним, что Н. Гамалея (1886) на себе проверял эффективность вакцины против бешенства. В. Фавр (1902) заразил себя малярией посредством укуса малярийного комара, чтобы доказать его роль в распространении малярии. Г. Габричевский (1902) впрыснул себе скарлатиновую вакцину, стремясь показать ее безвредность для человека. С. Дзержговский (1902) проверял на себе безвредность активной иммунизации против дифтерии. Н. Сахаров заражал себя тропической малярией.

Советские врачи и ученые продолжили эту славную традицию русской медицины. М. Покровская и Н. Жуков-Вережников испытали на себе советскую противочумную вакцину, а М. Чумаков — вакцину против энцефалита. 3. Ермольева экспериментировала на себе с холерными вибрионами. Такого же рода опыты делали Н. Латышев и многие другие врачи.

Медицинская деонтология, ее требования в конечном счете определяются положением врача в обществе. Врач-гигиенист находится в прямой зависимости от этих условий. К- Маркс отмечал, что труд врача можно отнести к сфере деятельности, которая не участвует непосредственно в производстве, но создает предпосылки для его нормального функционирования.

Сравнение условий деятельности советского врача и врача капиталистического общества говорит о многом. Для врачей капиталистических стран остается в силе то, о чем писал К- Маркс в «Коммунистическом Манифесте»: «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила их в своих платных работников».

О враче в условиях царской России писал В. Вересаев. Гигиенистам и санитарным врачам особенно близки те страницы его «Записок врача», в которых речь идет не о лечении, а об условиях жизни. «Я в течение нескольких лет веду прием в одной типографии,— писал В. Вересаев,— и за все время я ни разу не видел наборщика-старика. Нет старости, нет седых волос — съеденные свинцового пылью, люди все сваливаются в могилу раньше». Далее автор указывал: «Не может существовать такой науки, которая бы научила залечивать язвы с торчащими в них гвоздями, наука может только указывать на то, что человечество так не может жить, что необходимо прежде всего вырвать из язв гвозди». Небезыинтересен вывод, к которому приходит автор: «Все яснее и неопровержимее для меня становилось одно: медицина не может дать ничего нового, как только указывать на те условия, при которых единственно возможно здоровье и излечение людей, но врач,— если он врач, а не чиновник врачебного дела,—должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленною и бесплодною; он должен быть общественным деятелем в самом широ-

Ю

ком смысле слова, он должен не только указывать, он должен бороться и искать путей, как провести свои указания в жизнь».

Перед санитарными деятелями капиталистических стран неизбежно возникают серьезные и ответственные задачи, но условия буржуазного общества не дают возможности сделать то, что требует гигиеническая наука. В вышедшей в 1967 г. в США книге М. Гросса «Доктора» говорится: «В будущем врачам общей практики придется заниматься вопросами скорее социальными нежели медицинскими: уход от дел, престарелый возраст, одиночество. Это импонирует врачам не больше, чем предупредительная медицина; врачи не любят иметь дело с пациентом, не ,,безусловно больным". В той же книге имеются главы под названием «Врач как личность» и «Врач как бизнесмен». Автор не испытывает никаких затруднений в такой трактовке. Он не утрирует, не возмущается, не беспокоится, а просто анализирует положение врача как предпринимателя, как дельца. Если частнопрактикующим врачам США «не импонируют» социальные вопросы, равно как и предупредительная медицина, то санитарным врачам СССР проблемы эти близки.

Деонтология советских гигиенистов во многом определяется Программой КПСС. Речь идет не только о том, что врач-гигиенист является активным борцом за выполнение этой Программы, но и о том, что выполнение многих разделов ее может быть успешным прежде всего при участии врачей-гигиенистов. Речь идет не только о разделе Программы, посвященном здравоохранению, но и о многих других разделах, касающихся проблем подрастающего поколения, физкультуры и спорта, строительства жилищ, градостроительства, охраны труда и др.

Советские медики взяли на вооружение все лучшее из области деонтологии, накопленное в прошлом. Деонтология врача-гигиениста опирается на богатый опыт истории отечественной гигиены и санитарии.

Каким должен быть гигиенист, санитарный врач, какими принципами он должен руководствоваться в своей деятельности, как следует понимать долг гигиениста, его место в обществе — обо всем этом многократно писали и говорили выдающиеся гигиенисты — бойцы санитарного фронта. Для многих из них характерны не столько рассуждения о врачебном долге, сколько личный пример, нередко на протяжении всей их жизни. Например, несмотря на различие биографий и условий деятельности Ф. Эрисмана, Н. Семашко, А. Марзеева, не трудно уловить то общее, что их сближает, роднит. Взгляды Ф. Эрисмана на долг и обязанности врача формировались в условиях царской России. Еще совсем молодым врачом он понял, что решение больших санитарных задач не под силу самодержавному правительству — реакционному, далекому от потребностей жизни, как не под силу оно и отдельным врачам-гигиенистам, будь они трижды правы в своих требованиях и утверждениях; нужно привлечь общественное внимание, общественные силы для решения санитарных проблем.

Это нашло отражение в рецензии Ф. Эрисмана на книгу немецкого профессора Крамера о государственной медицине. Ф. Эрисман возмущается тем, что автор книги «нисколько не понимает задачи гигиениста...вырывает из его рук всю общественную гигиену и выражает явное желание причислить ее к судебной медицине» и «ограничить ее область несколькими административными мерами...» Ф- Эрисман видит в гигиене «живую науку, имеющую самую непосредственную связь с действительной жизнью и долженствующую играть самую активную роль в культурном развитии человечества».

Эти слова, написанные молодым ученым, содержат то новое понимание гигиены, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Долг и обязанности врача, по Ф. Эрисману, вытекают из того, что в условиях царской России нужна не проста гигиена, а гигиена общественная, т. е. сочетание научных требований гигиенической науки с силой, которая могла бы эти гигиенические условия и требования претворить в жизнь. Ученый был страстным проповедником гигиены. Во вступительной лекции, посвященной основам и задачам гигиены, он говорил: «Как же не ставить выше ту науку,

П

которая изучает причины болезней и изыскивает средства к устранению их, нежели ту, которая изучает и старается смягчить лишь последствия неблагоприятных санитарных условий!».

Предвидя возражения, что «нельзя же заменить медицину гигиеной, ибо больные всегда будут и лечить, стало быть, их нужно будет всегда», ученый подчеркивает, что он не предлагает заменить медицину гигиеной. «Я считаю лишь нужным и в высшей степени важным,— отмечал Ф. Эрис-ман,— развитие санитарного направления в медицине; я указываю на то, что в этом именно заключается наиболее существенное совершенствование практической медицины и что противиться этому естественному ходу дела, игнорировать его — это значит отказаться от всякой логики, закрыть глаза на то, что в действительности роковым образом и неумолимо уже совершается. Я лично твердо уверен в том, что санитарное направление в медицине одержит блестящую победу над чисто лечебными тенденциями». Не каждый врач, конечно, может быть специалистом по гигиене, но каждый врач может и должен усвоить себе, так сказать, гигиенический способ мышления». Принципиальная установка выдающегося русского гигиениста остается в силе и в настоящее время.

«Предупредительной медицине предстоит великое будущее»,— эти слова Ф. Эрисмана оправдываются.

Отечественными санитарными-врачами гигиенистами был взят на вооружение тезис, выдвинутый и обоснованный им: «Лишите гигиену ее общественного характера — и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп, оживить который вам никоим образом не удастся».

Глубокое сочувствие страдающему человеку, сочувствие трудящимся, угнетенным и эксплуатируемым — характерная черта отечественных медиков.

Врач-революционер Н. Семашко всей своей жизнью показал, что исполнять долг врача надо, борясь с общественным строем, делавшим людей несчастными. Его постоянно привлекала врачебная этика, в особенности этика советского врача. Он рассматривал ее не как сумму правил профессионального поведения, а как самую сущность врачебной работы, ее сердцевину, ее философию, определяющую облик врача, его отношение к больным и здоровым, взаимоотношения с коллективом. Хорошо зная, как цепки еще пережитки прошлого в сознании людей, с каким трудом люди, жившие и воспитывавшиеся в условиях капиталистического общества, расстаются с этими пережитками, Н. Семашко не жалел времени и сил на пропаганду врачебной этики, на разработку тех ее проблем, которые выдвинула Советская власть. Он пользовался каждым удобным случаем для того, чтобы подчеркнуть особенности социалистического общества, позволяющие по-новому строить взаимоотношения врача и больного. В лекциях студентам, в выступлениях перед молодыми врачами Н. Семашко стремился полнее обрисовать моральный облик советского врача, показать, что медицинские знания для него не средство получения заработка, а средство служения людям.

Среди работ о деонтологии в действии, о примерах самоотверженного служения санитарных врачей народу выделяются «Записки санитарного врача»— книга выдающегося украинского гигиениста А. Марзеева, изданная в Киеве в 1965 г. «Одна черта,— говорит он,— наложила отпечаток на всю мою деятельность — моя кровная связь с народом. Поэтому мне было легко идти, поэтому мой путь был прямой, без колебаний и сомнений. Поэтому же я стал санитарным врачом, так как для народа здоровье, охрана его, профилактика — важнее всего».

Известный гигиенист-ученый не отделял себя от армии санитарных врачей, считал себя рядовым этой армии. Тысячи и тысячи санитарных врачей могут присоединиться к его словам: «Сила и ценность деятельности санитарного врача заключается не только в его специальных знаниях, но и в профилактических идеях, санитарной целеустремленности, инициативе,

поисках всего того, что оздоровляет жизнь, в волевой настойчивости,в умении выдвигать и ставить важные задачи по охране здоровья людей и добиваться их разрешения, осуществления».

В трудные для народа годы — годы гражданской войны и интервенции — врачи оказались на высоте. «Если нужно одним словом охарактеризовать ту незабываемую эпоху,— писал А. Марзеев,— то таким словом будет только одно — героизм. Всеобщий героизм творил чудеса, придавал людям необыкновенную веру и силу. И этот героизм я видел и чувствовал среди медицинских работников». Противоэпидемическая борьба характеризуется не только как явление глубоко трагичное, но и как подвиг, полный неувядаемой красоты.

«На этом опаснейшем, смертоносном и ответственнейшем фронте,— отмечал ученый,— работали и глубокие старики, и юные врачи, ускоренно выпущенные из вузов, и вся многочисленная армия фельдшеров и сестер милосердия. Эта медицинская армия, как правило, не знала дезертирства». Прав автор, утверждая: «Во всей мировой истории медицины мы не знаем другого такого примера героического, самоотверженного и бескорыстного служения медицинского персонала. Только дух революционной эпохи, кровная связь с народом и глубокое сознание своего врачебного долга могут объяснить нам это исключительное явление».

В истории отечественной деонтологии много и других важных моментов. Н. Пирогов очень существенным находил «умение видеть свои ошибки и, что еще важнее,—умение их признать, показать другим с тем, чтобы их обогатить, сделать нужный вывод, вооружить врача и врачей».

Подобно тому, как клиницист, разбирая свою ошибку, учит других, как предупредить ее в дальнейшем, так и санитарный врач, рассказывая своим коллегам о том, как и почему он ошибся, под влиянием каких мотивов, каких обстоятельств ошибка была допущена, сделал бы большое дело, предупредил своих товарищей. Жаль, однако, что ошиб ка, сделанная работником санитарного фронта, так редко разбирается в печати.

Непрерывная работа над собой, совершенствование знаний и навыков— серьезное деонтологическое требование. Еще М. Мудров писал: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших всю науку». Врачи-гигиенисты обязаны постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Перемены в условиях общественной жизни, рост городов, положительные и отрицательные изменения во внешней среде в наши дни столь стремительны, что санитарный врач, не учитывающий этих сдвигов и изменений, не шагающий в ногу с развитием гигиены и многочисленных отраслей ее, окажется несостоятельным. Это тем более опасно потому, что научная несостоятельность гигиениста или санитарного врача нередко угрожает десяткам тысяч людей.

Если под врачебной Деонтологией понимать не только взаимоотношение врача и больного, но и врача и общества, то это в значительной мере относится к врачам-гигиенистам. На деятелей профилактического фронта распространяются все те деонтологические требования, которые предъявляются и к лечащим врачам. Но специфические особенности деятельности вра-чей-профилактиков возлагают на них дополнительные деонтологические обязательства, расширяют сферу применения деонтологии, ее диапазон.

Лечащий врач имеет дело с одним человеком, а гигиенист — с массой) людей; но и в том и в другом случае законы и требования, определяющие их поступки, являются едиными. Если борьба за профилактику заболеваний — одно из постоянных деонтологических требований, если профилактикой, по мнению выдающихся отечественных клиницистов, должен заниматься каждый врач, то это в еще большей степени относится к врачам-; гигиенистам.

Обеспечение здоровьем здоровых, улучшение здоровья здоровых — задача гигиенистов и санитарных врачей. Нередко именно изучение здоро-

вых может открыть пути более продуктивной борьбы со страданиями, нежели изучение болеющих, изучение заболеваемости. Ведь нередки примеры, когда при равных условиях труда профессиональные заболевания возникают лишь у части работающих; кроме групп рабочих, много и часто болеющих, следует изучать и тех, кто длительно, годами не болеет, хотя и находится в таких же производственных условиях, как и часто болеющие. Очень важные обстоятельства могут быть выявлены, если будет найдено, чем вызвана устойчивость организма у лиц, подолгу не болеющих. Изучение здоровья здоровых поможет точнее определить направление помощи тем, кто болеет.

Деятельность врача — не только профессиональная деятельность, она значительно шире. Без участия врача, в особенности санитарного, не может правильно вестись строительство городов, жилищное строительство, не могут правильно создаваться новые предприятия. Врачам принадлежит важная роль в школе, в воспитании детей. Большая государственная задача, связанная с отдыхом миллионов здоровых людей, не может быть правильно разрешена без участия врачей. Оздоровление условий труда — не менее важная задача, если учесть, что нередко изменения в технологии приносят новые вредности, с которыми следует бороться. Наконец, врач должен участвовать в разработке и упорядочении законодательства в самых различных областях. Во всех перечисленных делах именно врачу принадлежит важное, а иногда и решающее слово.

Деонтология врача-гигиениста требует, чтобы он активно вмешивался во все сферы общественной жизни. К врачам-гигиенистам обращены в первую очередь слова проф. И. Давыдовского: «Голос нашей медицины еще не звучит так, как он должен звучать, когда дело идет об улучшении условий труда, о повышении санитарной культуры, о создании обстановки, максимально благоприятной для нравственного и физического здоровья членов нашего общества. Поэтому мне хочется еще раз напомнить, что врач может и должен быть борцом». Если каждый врач может и должен быть борцом, то это особенно относится к врачу санитарному. Общественная активность, настойчивость — обязательные черты его характера. Умение вести себя решительно и смело, умение мобилизовать общественность, найти опору среди тех, кто разделяет твои убеждения и болеет за твое дело,— вещь возможная и обязательная. Улучшение условий труда и быта, профилактика заболеваний, укрепление здоровья населения — общая задача, определяющая частные деонтологические требования.

Высокая политическая активность, наступательный, атакующий стиль работы — одна из особенностей советских гигиенистов. Нельзя ждать, когда вредные условия среды начнут сказываться на здоровье населения; необходимо предвидеть возможность их возникновения, принимать предупредительные меры до того, как люди пострадают. Именно потому, что врачебная деонтология зависит от положения врача в обществе, для него, врача, характерно активное вмешательство в общественные процессы, участие в них и в первую очередь в тех, которые оказывают и могут оказать влияние на здоровье людей. Гигиеническая пропаганда с этих позиций —обязательная составная часть деятельности советского гигиениста, санитарного врача. Такая пропаганда должна быть боевой, ставящей задачу воспитания здорового духом и телом советского человека.

Борьба с вредными традициями, пережитками и предрассудками — бесспорная обязанность советского врача, а тем более врача-гигиениста. Не меньшее значение имеет борьба против знахарей и шарлатанов от медицины. Непременное участие должен принимать врач в научной атеистической пропаганде. И это не случайно. Религиозные предрассудки, суеверия наносят огромный ущерб здоровью людей.

Деонтология советского врача-гигиениста должна быть нацелена против отрицательных явлений жизни и, в частности, против антисанитарии, в чем бы она ни выражалась. Алкоголизм — враг советского человека.

Поэтому гигиенист, санитарный врач не могут не возглавить борьбу против алкоголизма, против того, что ему способствует.

Гигиенисты и санитарные врачи имеют определенные обязанности и обязательства перед разными возрастными и профессиональными группами населения. В особом внимании нуждаются пожилые люди. Для борьбы со старостью, для предотвращения ее и преждевременного старения гигиенический подход имеет огромное значение. Развитие компенсаторных приспособительных процессов в организме в значительной степени зависит от мер гигиенических, и здесь исключительно велика роль гигиенистов и санитарных врачей как специалистов, знающих, какими путями бороться с этими явлениями, пропагандистов гигиенических взглядов, так и организаторов осуществления необходимых практических мер.

Многие буржуазные авторы придерживаются вредного и ложного взгляда на старость как на деградацию и маразм личности.

В книге «Геронтология» (1966) И. Давыдовский показывает несостоятельность этих взглядов. В наше время стираются грани между физическим и умственным трудом, поэтому опыт старых специалистов особенно важен. Опыт поколений всегда находил и будет находить отражение в индивидуальном творчестве людей, мудрость которых остается пропорциональной длительности их жизненного пути. Именно гигиенические меры могут уменьшить или сделать незаметными недуги старости. Лучший антидот старости, утверждает И. Давыдовский,— труд, создающий бодрость, удовлетворение и целеустремленность, а продолжить трудоспособность на многие годы может помочь гигиена.

Для гигиенистов, санитарных врачей обращение к общественности — обязательное деонтологическое требование, обусловливающее успех и эффективность работы. Речь идет о других аспектах подобного обращения — о работе с медиками других специальностей и работе с широкими кругами трудящихся. Гигиенистов, санитарных врачей разной специальности стало много, и число их непрерывно растет. Но все же они представляют собой небольшую часть армии врачей, в связи с чем для них важно установление контактов с другими медицинскими специалистами и умение работать совместно. Во многих случаях успех гигиенических начинаний зависит от того, как все медики независимо от их специальности, все медицинские организации поддерживают намеченные планы оздоровления.

В частности, успех социально-гигиенических исследований, расширение которых предусмотрено решениями XV Всесоюзного съезда гигиенистов и санитарных врачей, может быть обеспечен лишь при активном участии в их проведении не только специалистов в области социальной гигиены, но и сотрудников многих научно-исследовательских институтов: сердечнососудистой патологии, онкологических, фтизиатрических, институтов травматологии и др. Пока работа в этом направлении протекает очень медленно, хотя все больше примеров того, как социально-гигиенический подход к решению ряда проблем оказывается плодотворным.

Опора на широкие круги населения, привлечение их к решению санитарно-гигиенических задач могут считаться серьезным деонтологическим требованием, предъявляемым к гигиенистам, санитарным врачам. В делах, связанных с гигиеной труда, например, одними административными мерами, приказами и распоряжениями добиться нужных результатов нельзя. Привлечение же в помощь врачу профессиональных организаций, самих трудящихся, бесспорно, явится гарантией успеха.

Советский врач, действуя как полномочный представитель социалистической системы здравоохранения, как человек, которому государство поручило заботу о здоровье людей — тружеников и творцов, пользуется в нашей стране глубоким уважением. Это подтверждает, в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда одновременно ряду санитарных врачей.

__Поступила 29/X 1969 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.