УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-10-17
«МЯГКИЙ» ФИТНЕС В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
О.В. Мамонова, Н.М. Нуцалов
Рассмотрена проблема физического воспитания студенток с особыми образовательными потребностями на основе анализа литературы. Разработана программа «мягкого» фитнеса и доказана ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. Приведены данные улучшения морфофункционального состояния здоровья студенток, повышения уровня их физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями.
Ключевые слова: студентки с особыми образовательными потребностями, физическое воспитание, «мягкий» фитнес.
""SOFT" FITNESS IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
Mamonova O.V., senior lecturer, Mamonova. [email protected], Russia, Moscow, Plekhanov Russian University оf Economics, Nutsalov N.M., senior lecturer, Nutsalov.NM @rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University оf Economics
The problem of physical education of female students with special educational needs is considered on the basis of literature analysis. A program of "soft" fitness has been developed and its effectiveness has been proven in the course of a pedagogical experiment. The data of improvement of the morphofunctional state of health of female students, increase in the level of their physical fitness and interest in physical exercises are given.
Мамонова Оксана Вячеславовна, старший преподаватель, [email protected], России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Нуцалов Наур Магомеднабиевич, старший преподаватель, [email protected], России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Одной из основных форм занятий оздоровительными видами гимнастики является фитнес. Фитнес в системе физического воспитания включает совокупность передовых технологий, средств, методов и учебно-материальной базы (оборудование, инвентарь, технические средства обучения), способствующих ук-
Key words: female students with special educational needs, physical education, "soft" fitness.
реплению здоровья, увеличивающих активную продолжительность жизни. Система фитнеса гарантирует поддержание хорошей общей физической формы за счет разнообразных, низкоинтенсивных, эмоционально-привлекательных упражнений, адаптированных и вариативных программ, дифференцированных комплексов, учитывающих медицинскую группу здоровья и противопоказания к занятиям юношей и девушек.
Фитнес воспринимается студентами с особыми образовательными потребностями (ООП), имеющих отклонения в состоянии здоровья (студенты специальной медицинской группы «А» и «Б», студенты с инвалид -
ностью и ОВЗ), как что-то интересное, современное и доступное. Доступное, потому что может использоваться низкая физическая нагрузка, которая рекомендована данной категории [6].
Цель обычных занятий фитнесом - укрепление и поддержание здоровья, формирование телосложения, активизация здорового образа жизни.
Различные виды фитнеса в физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ООП могут отличаться доступной физической нагрузкой. Регулярные занятия фитнесом воздействуют на мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивают координационные способности, совершенствуют осанку, развивают дыхательную и сердечно-сосудистую систему, улучшают показатели роста, осуществляют контроль и самокон -троль массы тела. Фитнес не только оказывает положительное влияние на состояние организма в целом, но и, применяя низкоинтенсивную физическую активность, способствует снижению выраженности различных патологий.
Именно поэтому в нашем исследовании рассматриваем «мягкий» фитнес.
Цель исследования - проанализировать методики, входящие в понятие «мягкий фитнес», и применить используемые методики на практических занятиях со студентами с ООП.
Задачи исследования:
1) выявить методики, входящие в «мягкий фитнес», на основе теоретического анализа методик оздоровительных видов гимнастики;
2) применить «мягкий» фитнес в процесс физического воспитания студенток с ООП;
3) выявить влияние «мягкого фитнеса» на морфофункциональное состояние организма, физическую подготовленность и мотивацию к заня -тиям, а также проверить эффективность данных занятий.
Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент.
На базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в период 1-2-го модулей 2021 года было проведено исследование, в котором приняли участие 27 студенток с ООП первого курса, из них: 17 -из специальной медицинской группы, 8 - освобожденные от практических занятий и 2 - с ограниченными возможностями здоровья. Методика занятий - одна лекция в неделю и два практических занятия по программе оздоровительной системы «мягкий» фитнес, в период изоляции студентки занимались в режиме онлайн. На начало эксперимента студентки с ООП имели низкие уровни морфофункционального состояния здоровья и физической подготовленности, поэтому им был предложен «мягкий» фитнес.
«Мягкий» фитнес - вид низкой физической нагрузки, который применяется с помощью комплексного подхода к укреплению и развитию
тела, формированию правильного дыхания и осознанного отношения как к ценности здоровья. Включает несколько комбинированных методик с применением пилатеса, стретчинга, йоги и самомассажа, направленных на развитие гибкости и координации, укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, улучшение функционального состояния организма и работы внутренних органов. «Мягкий» фитнес способствует снижению массы тела, нормализации артериального давления, улучшению психофизических показателей, самочувствия и активности занимающихся [5-7].
Комбинированная методика занятий направлена на проработку всех проблемных зон, и при этом не перегружает скелетно-мышечную систему. Так, занятия пилатес включают систему физических упражнений, их вы -полняют в медленном темпе, используя восемь принципов. Основное отличие находится в кондиционной и коррекционной направленности занятий, исключающих прыжковые и чрезмерные нагрузки, позволяющих проработать глубокие мышцы тела [10].
Другой вид упражнений - йога, основана на практике различных асан, дыхательных техник, развивает физические, физиологические и психические функции человека, ее низкая интенсивность оказывает положительное воздействие на скелетно-мышечную систему и на внутренние системы организма [1, 4].
Еще один вид занятий - стретчинг. Стретчинг - упражнения на растяжку и гибкость, их особенность делать мышцы более эластичными, подвижными, при этом повышая психофизическое состояние, нормализуя кровообращение, совершенствуя чувство равновесия и баланса [3].
В особенности занятий «мягким фитнесом» лежит самомассаж. Самомассаж - массирование разных групп мышц или всего тела своими руками, без помощи другого человека. Он позволяет снять усталость с ор -ганизма и отдельных мышц тела, расслабиться, размять уставшие мышцы, усилить отток застоявшейся крови и лимфы, улучшает самочувствие и настроение [2, 8, 9].
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный педагогический эксперимент показал, что студентки с ООП улучшили результаты физической подготовленности. В течение 1-го семестра девушки с ООП достигли положительных результатов в упражнениях, характеризующих гибкость, координацию движений и силу.
Уровень морфофункционального состояния организма контролировался самостоятельно (табл. 1) и записывался в дневник наблюдения. По показателям: частоты сердечных сокращений (ЧСС), жировой массы и мышечной массы тела, отслеживались данные с помощью мобильных при -ложений (акйВМ!, WeighFit, FatSecret и др.).
Таблица 1
Результаты морфофункционального состояния студенток
Показатели До эксперимента (n=27) После эксперимента Л"±о (n=27)
ЧСС, уд/мин (норма 61-90 уд/мин) 78,37±4,28 76,29±4,19
Жировая масса, % (норма 21-28 %) 28,5±4,78 27,78±4,71
Мышечная масса, % (норма 35-36 %) 29,09±2,89 30,09±2,58
Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение.
Морфофункциональное состояние студенток с ООП к концу первого семестра улучшилось за счет занятий «мягким» фитнесом с низкой интенсивностью, у них заметно снизились показатели частоты сердечных сокращений (рис. 1) за счет занятий с рекомендуемой ЧСС не выше 130 уд/мин.
Норма 61-90 уд/мин
79
78,5 78 77,5
!77 76,5
76
75,5
До эксперимента После эксперимента
Рис. 1. Частота сердечных сокращений у студенток с ООП
На рис. 2 представлена динамика снижения жирового компонента у студенток первого курса, занимающихся «мягким» фитнесом.
28,о 28,4 28.2 28 27.8 27,6 27,4
До эксперимента После эксперимента
Рис. 2. Жировая масса тела у студенток с ООП
На рис. 3 видно, что у студенток с ООП улучшились показатели мышечной массы тела, прирост составил 3,45 %.
30,2 30 29,8 29,6 29,4 29,2 Норма 35-36 %
g
29 28,8 28,6 28,4 ■ = щ
До эксперимента После эксперимента
Рис. 3. Мышечная масса тела у студенток с ООП
Результаты физической подготовленности студенток с ООП представлены табл. 2.
Таблица 2
Результаты физической подготовленности студенток с ООП
Показатели До эксперимента Л"±о (n=27) После эксперимента Л"±о (n=27)
Наклон туловища из положения сед, см 2,03±2,26 9,29±3,37
Стойка на двух ногах (проба Ромберга), с 31,14±10,29 68,48±5,31*
Стойка на одной ноге (проба Ромберга), с 5,92±3,59 17,41±7,44
Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение, * - достоверные различия (р <0,01).
Студенткам с ООП, имеющим разные медицинские группы («А», «Б» и с ОВЗ), была рекомендована низкая физическая нагрузка, поэтому оценка уровня их физической подготовленности оценивалась по трем доступным нормативам для данных категорий обучающихся. Установили, что уровень физической подготовленности студенток с ООП к концу первого семестра повысился в упражнениях, характеризующих гибкость и координацию движений.
Студентки с ООП в процессе занятий «мягким» фитнесом достоверно (р<0,01) улучшили показатель в упражнении «стойка на двух ногах» (рис. 4).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
До эксперимента После эксперимента
Рис. 4. Стойка на двух ногах (проба Ромберга), см
Педагогический эксперимент подтвердил эффективность занятий «мягким» фитнесом: не только улучшились показатели морфофункцио-нального состояния и физической подготовленности студенток, но и повысился у них интерес к занятиям «мягким» фитнесом с 3,2 до 7,6 балла.
Вывод. Процесс физического воспитания на основе занятий «мягким» фитнесом позволил реализовать единство знаний, способов и умений при решении разнообразных задач, формирования физической культуры личности для сохранения и укрепления здоровья.
Список литературы
1. Амплеева В.В. Возможности и перспективы использования средств и методов йоги в системе физического воспитания студентов вуза // Молодой ученый. 2016. № 18 (122). С. 198-200.
2. Ахмадуллина И.А. Коррекция физического развития слабовидящих подростков с использованием самомассажа // Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. Т. 3. № 1. С. 115-122.
3. Гаврилова Н.Е. Применение современных фитнес-программ и технологий в физическом воспитании студенток вузов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 5-3 (37). С. 12-17.
4. Евсеев С.П. Обучение двигательным действиям без ошибок. СПб.: Аргус, 2020. 224 с.
5. Лужбина Н.А., Чернышова О.И., Кариев А.Д. Особенности образа физического «я» женщин, занимающихся «мягкими техниками» фит-неса // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2021. № 4. С. 70-81.
6. Мамонова О.В. Особенности физической культуры для студентов с особыми образовательными потребностями: разграничительный подход // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 1. С. 36-41.
7. Медведева А.С., Кружков Д.А. Применение асан фитнес-йоги в системе физического воспитания студентов вузов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 2. С. 59-64.
8. Темнова В.А., Шевцова И.В. Особенности мягкого фитнеса и его воздействие на психологическое состояние студентов // Устойчивое развитие: наука и практика. 2021. № S1 (29). С. 138-142.
9. Широкова Е.А. Использование средств миофасциального релиза в физическом воспитании студентов высших учебных заведений // Извес -тия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. 2018. Вып. 3. С. 93-98.
10. Ivanov V.D. Gymnastics, stretching and pilates system: effective flexibility development systems // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5. № 3. P. 115-119.
References
1. Ampleeva V.V. Vozmozhnosti i perspektivy ispol'zovaniya sredstv i metodov jogi v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov vuza [Opportunities and prospects for the use of means and methods of yoga in the system of physical education of university students] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. No. 18 (122). P. 198-200.
2. Ahmadullina I.A. Korrekciya fizicheskogo razvitiya slabovidyashchih podrostkov s ispol'zovaniem samomassazha [Correction of the physical development of visually impaired adolescents using self-massage] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport]. 2008. V. 3. No. 1. P. 115-122.
3. Gavrilova N.E. Primenenie sovremennyh fitnes-programm i tekhnologij v fizicheskom vospitanii studentok vuzov [The use of modern fitness programs and technologies in the physical education of university students] // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world]. 2018. No. 5-3 (37). P. 12-17.
4. Evseev S.P. Obuchenie dvigatel'nym dejstviyam bez oshibok [Teaching motor actions without errors]. St. Petersburg: Argus, 2020. 224 p.
5. Luzhbina N.A., Chernyshova O.I., Kariev A.D. Osobennosti obraza fizicheskogo «ya» zhenshchin, zanimayushchihsya «myagkimi tekhnikami» fitnesa [Features of the image of the physical "I" of women involved in "soft techniques" of fitness] // Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University]. 2021. No. 4. P. 70-81.
6. Mamonova O.V. Osobennosti fizicheskoj kul'tury dlya studentov s osobymi obra-zovatel'nymi potrebnostyami: razgranichitel'nyj podhod [Features of physical culture for students with special educational needs: a delimiting approach] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. Issue 1. P. 36-41.
7. Medvedeva A.S., Kruzhkov D.A. Primenenie Asan fitnes-jogi v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov [Application of fitness yoga asanas in the system of physical education of university students] // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maikop State Technological University]. 2017. No. 2. P. 59-64.
8. Temnova V.A., Shevcova I.V. Osobennosti myagkogo fitnesa i ego vozdejstvie na psihologicheskoe sostoyanie studentov [Features of soft fitness and its impact on the psychological state of students] // Ustojchivoe razvitie: nauka i praktika [Sustainable development: science and practice]. 2021. No. S1 (29). P. 138-142.
9. Shirokova E.A. Ispol'zovanie sredstv miofascial'nogo reliza v fizicheskom vospi-tanii studentov vysshih uchebnyh zavedenij [The use of myofascial release means in the physical education of students of higher educational institutions] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura i sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture and sport]. 2018. Issue 3. P. 93-98.
10. Ivanov V.D. Gymnastics, stretching and pilates system: effective flexibility development systems // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2020. V. 5. No. 3. P. 115-119.