Научная статья на тему 'Перспективы развития здоровьеориентированных фитнес-технологий в физическом воспитании студентов вуза'

Перспективы развития здоровьеориентированных фитнес-технологий в физическом воспитании студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ФИТНЕС / ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / IMPROVING FITNESS / ZDOROVYEORIYENTIROVANNY FITNESS TECHNOLOGIES / STUDENTS / MOTIVE / COORDINATION / ABILITIES / MORFOFUNKTSIONALNY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Татьяна Алексеевна, Борисова Вера Валерьевна, Демченская Людмила Григорьевна

Рассмотрена проблема применения современных здоровьеориентированных фитнес-технологий с учетом различной степени мотивации и уровня физического состояния студенток. Установлено, что основным путем совершенствования физического воспитания студенток являются сформированные потребности в укреплении здоровья средствами системы «Йогалатес-калланетика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестакова Татьяна Алексеевна, Борисова Вера Валерьевна, Демченская Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT ZDOROVYEORIYENTIROVANNYKH FITNES-TEHNOLOGIY IN PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The problem of the use of modern health-oriented fitness technologies is considered, taking into account the varying degrees of motivation and the level of the physical condition of female students. It has been established that the main ways to improve the physical education of female students are formed needs for health promotion by means of the Yogalates Callanetics systems.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития здоровьеориентированных фитнес-технологий в физическом воспитании студентов вуза»

УДК 796.011.3

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННЫХ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Т.А. Шестакова, В.В. Борисова, Л.Г. Демченская

Рассмотрена проблема применения современных здоровьеориентированных фитнес-технологий с учетом различной степени мотивации и уровня физического состояния студенток. Установлено, что основным путем совершенствования физического воспитания студенток являются сформированные потребности в укреплении здоровья средствами системы «Йогалатес-калланетика».

Ключевые слова: оздоровительный фитнес, здоровьеориентированные фитнес-технологии, студенты, двигательные, координационные, морфофункциональ-ные способности.

Первый курс высшего учебного заведения - безусловно переломный момент в жизни вчерашнего школьника, которому предстоит не только освоить новые области знаний, но и выйти на более высокий уровень изучения уже знакомых учебных предметов. Последнее в полной мере касается дисциплины «Физическая культура», которая потребует ответов первокурсников на самые серьезные вызовы времени [1]. Тем более, трудно переоценить помощь им наших педагогов в адаптации к высоким требованиям вуза. Один из способов такой специализированной профессиональной помощи излагается в данной работе.

Адапатация студентов-первокурсников к физическим занятиям, как правило, требует времени и усилий, прогнозировать которые можно посредством здоровьеориентированных фитнес-технологий [4, 5, 8].

Чего не хватает молодежи для скорейшего включения в учебный процесс? На первоначальном этапе, безусловно, профессионального мнения преподавателя о персональном уровне их физической подготовки. Мнения, которое складывается в ходе пристального контроля за подопечными на занятиях физкультурой и анализа их двигательных и функциональных качеств, которое станет основанием для поправок в учебной программе по физическому воспитанию и расстановки акцентов в ней. Результатом грамотной работы педагогов будет своевременное сведение на «нет» большинства негативных моментов адаптации первокурсников к обучению в вузе [1, 3, 7].

В фокусе нашей работы - методика применения современных здоровьеориентированных фитнес-технологий. Обоснование эффективности системы фитнеса-микс «Йогалатес-калланетика» [2, 6, 9] осуществлялось в рамках педагогического эксперимента с сентября 2016 г. по май 2017 г. Было обследовано 36 студенток Тульского государственного

педагогического университета им. Л.Н. Толстого, отнесенных по состоянию здоровья к первой функциональной группе (по 18 чел. в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах). Исследование включало изучение следующих характеристик: рост, масса тела, окружность грудной клетки и физиометрические показатели (динамометрия силы мышц кистей рук), а также функциональные тесты (дыхательные пробы Штанге и Генчи). Для оценки основных двигательных качеств студенток использовались общепринятые в физическом воспитании студентов тесты.

Структурно-содержательные особенности занятия по физической культуре с применением оздоровительной методики «Йогалатес-калланетика» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Структура здоровьеориентированного фитнес-тренинга по методике «Йогалатес-калланетика»

Время, Содержание Задачи Темп, Нагрузка

мин уд/мин

Подготовительная часть

10 Интенсивность низкая и Подготовка опорно-двигате- 120-136 ЧСС, внеш-

средняя. Простейшие со- льного аппарата. нее прояв-

единения, изолированные Повышение ЧСС. ление, са-

движения Психологическая настройка мооценка

Основная часть

20 Комбинации из элементов Улучшение деятельности сер- 125-135 ЧСС, дыха-

классической или танце- дечно-сосудистой системы. ние, внеш-

вальной аэробики Развитие координации, гибкости нее проявление, самооценка

Снижение кардионагрузки

5 Шаги и соединения Постепенное снижение ЧСС 118-125 ЧСС, самооценка

Силовой блок

20 Комплекс «Йогалатес-си- Улучшение силы силовой вы- 100-125 ЧСС, дыха-

ла»: упражнения на силу и носливости ние, само-

силовую выносливость для контроль

мышц живота, спины,

ягодичных мышц, плече-

вого пояса. Элементы кал-

ланетики

Заключительная часть

5 Релаксационный танце- Восстановление деятельности 90-100 ЧСС, само-

вальный комплекс «Фит- кардиореспираторной и ске- оценка

нес-йога», стретчинг-рас- летно-мышечной систем. Ре-

слабление, равновесие, ре- лаксация

лаксация

Результаты эксперимента. В конце учебного года не установлено достоверного прироста силы мышц кистей рук девушек ни в одной из наблюдаемых групп. Это можно объяснить недостаточным использова-нием в учебном процессе по физической культуре силовых упражнений на данные группы мышц (табл. 2).

Таблица 2

Динамика морфофункциональных показателей в экспериментальной и контрольной группах на этапе констатирующего и формирующего

экспериментов (М±т)

№ п/п До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ Р КГ ЭГ Р

Длина тела, см

1 165,3±0,4 162,8±0,8 >0,05 161,95±7,42 159,8±7,97 >0,05

Масса тела, кг

2 55,65±5,16 58,35±5,85 >0,05 55,65±5,16 58,45±5, 95 >0,05

Окружность грудной клетки, см

3 69,5±0,5 70,7±0,8 >0,05 70,9±0,7 72,0±0,8 >0,05

Кистевая динамометрия, кг

4 22,4±0,7 22,6±0,6 >0,05 24,4±0,9 25,0±0,7 >0,05

Жизненная ёмкость лёгких, мл

5 2222±65 2190±52 >0,05 2382±60 2605±9,7 <0,05

Частота сердечных сокращений, уд/мин

6 75,6±0,8 75,6±0,9 >0,05 75,0±0,9 72,3±1,1 <0,05

Время восстановления ЧСС после нагрузки, мин

7 1,4±0,01 1,4±0,08 <0,05 1,05±0,2 1,3±0,08 <0,05

Проба Штанге, с

8 43,8±1,3 34,1±2,8 <0,05 47,3±1,2 35,9±2,4 <0,05

Проба Генчи, с

9 29,4±0,5 23,8±0,8 <0,05 32,7±0,8 28,4±1,7 <0,05

Результаты показателей в тестах с задержкой дыхания в пробе Штанге у КГ оказались ниже, чем в ЭГ как в начале, так и в конце наблюдения. В начале учебного года время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) у девушек ЭГ оказалось больше, чем в КГ на 21,5 и 15,1 % соответственно.

В пробе Генчи в начале наблюдения у студенток ЭГ результаты были ниже, чем в КГ на 18,7 и 14,0 % соответственно. В процессе занятий студенток оздоровительным фитнесом зафиксирована положительная динамика результатов в двух тестах на задержку дыхания (пробы Генчи и Штанге) к концу наблюдения (Р<0,05) только у студенток ЭГ, что свидетельствует об улучшении у них функциональных показателей дыхательной системы.

В пробе Генчи в начале наблюдения у студенток из ЭГ результаты были ниже, чем в КГ на 18,7 и 14,0 % соответственно. В процессе занятий

студенток оздоровительным фитнесом зафиксирована положительная динамика результатов в двух тестах на задержку дыхания (пробы Генчи и Штанге) к концу наблюдения (Р<0,05) только у студенток ЭГ, что свидетельствует об улучшении у них функциональных показателей дыхательной системы.

После эксперимента характеристики основных двигательных качеств у студенток КГ и ЭГ имели значительные отличия от первоначальных данных (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей двигательной подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп (М±т)

№ До эксперимента После эксперимента Р1 Р2

п/п КГ 1 ЭГ 1 t КГ 2 ЭГ 2 t

Челночный бег 5*10 м, с

1 17,20±0,21 16,64±0,21 0,2 16,54±0,10 16,18±0,16 2,48 >0,05 <0,05

Прыжок в длину с места, см

2 162,2±1,9 163,0±1,7 0,3 167,3±1,8 174,6±2,4 3,7 >0,05 <0,05

Наклон туловища вперёд стоя, см

3 3,7±0,9 3,8±0,21 0,07 4,2±0,23 4,55±0,19 2,7 >0,05 <0,01

Поднимание туловища, раз

4 36,8±2,0 36,3±1,6 0,3 39,6±1,5 40,4±1,9 0,21 >0,05 >0,05

6-минутный бег, м

5 1187±13 1201±16 0,9 1276±17 1387±25 0,35 >0,05 >0,05

Бег на 20 м с ходу

6 3,46±0,02 3,86±0,05 0,2 3,40±0,02 3,48±0,14 0,23 >0,05 >0,05

Вис на перекладине, с

7 10,3±0,3 10,4±1,9 0,45 10,6±1,3 13,3±0,3 0,22 >0,05 >0,05

В конце учебного года не установлено достоверного улучшения результатов в тесте на скоростную выносливость и ловкость у студенток ни в одной из наблюдаемых групп. Это может свидетельствовать о недостаточном использовании в учебном процессе по физической культуре упражнений, направленных на формирование этих двигательных качеств.

Значения показателей теста на быстроту «Бег на 20 м с ходу» оказались примерно одинаковыми в КГ и ЭГ как в начале, так и в конце наблюдения. При этом к концу учебного года, по сравнению с началом, улучшение значения показателя в тесте на быстроту отмечены только у студенток ЭГ (Р<0,05). Студентки ЭГ характеризуются большей выносливостью, чем студентки КГ, о чем свидетельствуют результаты.

Показателей в тесте «6-минутный бег» в начале исследования оказалось у девушек ЭГ достоверно меньше на 8,5 %, чем у студенток КГ. К концу исследования установлена тенденция улучшения результатов в данном тесте в обеих группах.

Характеристики скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища - «Подъем туловища из положения лежа», а также силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса - «Вис на перекладине» свидетельствуют о том, что значения показателей у студенток КГ и ЭГ в начале исследования примерно одинаковые (Р>0,05). При тестировании установлено, что за учебный год студентки ЭГ улучшили свои показатели в 4-х из 7 двигательных проб. Девушки КГ улучшили свои двигательные показатели в 1-м из 7 тестов («Наклон туловища»).

Наибольшая гибкость тела регистрируется у девушек ЭГ, на что указывают достоверные результаты, полученные в тесте «Наклон вперед» как в начале, так и в конце наблюдения. При этом прирост значения показателя в этом тесте у них составил более 17 %.

Результаты теста на динамическую силу мышц нижних конечностей «Прыжок в длину с места» у студенток КГ и ЭГ оказались примерно одинаковыми как в начале, так и в конце учебного года (Р>0,05).

При тестировании установлено, что за учебный год студентки улучшили свои показатели в 4-х из 7 двигательных проб (за исключением тестов «Челночный бег», «Наклон туловища» и «Прыжок в длину с места»).

Выводы: отмечено значительное повышение интереса к занятиям физическим воспитанием с использованием предложенных здоровьеориен-тированных фитнес-технологий. Установлено, что основными путями усовершенствования физического воспитания студенток могут быть сформированные потребности в укреплении здоровья средствами оздоровительного фитнеса - «Йогалатес-калланетика»

При анализе научно-методической литературы выявлено, что мало внимания уделяется поддержанию и совершенствованию двигательных возможностей студенток, недостаточно разработан и методический подход к составлению программ по физическому воспитанию относительно здоровьеориентированных фитнес-технологий по системе «Йогалатес-калланетика».

В ходе исследования также была выявлена перспектива совершенствования физического воспитания студенток. Это дает возможность адекватно структурировать проблемы по их необходимости, разрабатывать варианты решений с целью успешной реализации образовательной здоровьеориентированной перспективы.

Сравнительный анализ физической подготовленности и двига-тельно-координационных способностей студенток высших педагогических учебных заведений показал, что с введением новых здоровьеориентиро-ванных фитнес-технологий в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию в экспериментальных группах данные показатели значительно улучшились. Кроме того, благодаря интересу к таким занятиям возросла и посещаемость занятий студентками.

Список литературы

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5. С. 7-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. 2008. № 5. С. 91-92.

3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 27-32.

4. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. М.: Владос, 2000.

5. Организация и проведение занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы с нейроциркуляторной дистонией / В.В. Борисова [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 1. С. 3-8.

6. Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-4. С. 890-894.

7. Сиднева Л.В., Гониянц С.А., Лисицкая Т.С. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. Троицк: Тровантлтд. 2000. 60 с.

8. Шестакова Т.А., Борисова В.В., Титова А.В. Эффективность применения упражнений «кроссфит» в системе физической подготовки студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 3. С. 12-17.

9. Штих Е.А. Особенности формирования оценки физического здоровья студенток // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 63-65.

Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., aqraqor52@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого,

Демченская Людмила Григорьевна, канд. пед. наук, доц., L02081967@ yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

PROSPECTS OF DEVELOPMENT ZDOROVYEORIYENTIROVANNYKH FITNES-TEHNOLOGIY IN PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

T.A. Shastakova, V. V. Borisova, L. G. Demchenskaya

The problem of the use of modern health-oriented fitness technologies is considered, taking into account the varying degrees of motivation and the level of the physical condition of female students. It has been established that the main ways to improve the physical education of female students are formed needs for health promotion by means of the Yogalates Callanetics systems.

Key words: improving fitness, zdorovyeoriyentirovanny fitness technologies, students, motive, coordination, abilities, morfofunktsionalny.

Shestakova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, aqraqor52 amail. ru Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, borisovav5@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Demchenskaya Lyudmila Grigoryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, L02081967@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

Reference

1. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost' // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 1995. № 5. S. 7-9.

2. Vasenkov N.V. Dinamika sostoyaniya fizicheskogo zdorov'ya i fizicheskoj podgotovlennosti studentov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2008. № 5. S. 91-92.

3. Vilenskij M.Ya. Fizicheskaya kul'tura v gumanitarnom obrazovatel'nom prostranstve vuza // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 1996. № 1. S. 27-32.

4. Kazin E.M., Blinova N.G., Litvinova N.A. Osnovy individual'nogo zdorov'ya cheloveka: vvedenie v obshchuyu i prikladnuyu valeologiyu. M.: Vlados, 2000.

5. Organizaciya i provedenie zanyatij fizicheskoj kul'turoj so studentkami special'noj medicinskoj gruppy s nejrocirkulyatornoj distoniej / V.V. Borisova [i dr.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2017. № 1. S. 3-8.

6. Sajkina E.G., Ponomarev G.N. Fitnes-tekhnologii: ponyatie, razrabotka i specificheskie osobennosti // Fundamental'nye issledovaniya. 2012. № 11-4. S. 890-894.

7. Sidneva L.V., Goniyanc S.A., Lisickaya T.S. Ozdorovitel'naya aerobika i metodika ee prepodavaniya. Troick: Trovantltd. 2000. 60 s.

8. Shestakova T.A., Borisova V.V., Titova A.V. Effektivnost' primeneniya uprazhnenij «krossfit» v sisteme fizicheskoj podgotovki studentov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. № 3. S. 12-17.

9. Shtih E.A. Osobennosti formirovaniya ocenki fizicheskogo zdorov'ya studentok // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2008. № 8. S. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.