Научная статья на тему '«Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии. Казахстан'

«Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии. Казахстан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1547
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии. Казахстан»

нальной безопасности, искать новые пути межгосударственного экономического сотрудничества, развития транспортной инфраструктуры и трубопроводного транспорта, вопросы окружающей среды и биоресурсов.

«Тысячелетия вокруг Каспия», Астрахань, 2013 г., с. 99-107.

Д. Александров,

начальник сектора центральноазиатских

исследований

И. Ипполитов,

научный сотрудник (РИСИ);

Д. Попов,

руководитель Уральского регионального ИАЦ РИСИ «МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. КАЗАХСТАН

Долгосрочные политические цели США в Центральной Азии состоят в отрыве региона от России, Китая и Ирана и расширении здесь собственного влияния; в экономической сфере - в переориентации региона на Южную Азию и получении доступа к каспийским углеводородам; в военной - в формировании собственной военной инфраструктуры вблизи внутриконтинентальных границ крупных геополитических игроков - России, Китая, Индии и Ирана.

Каждая американская администрация, выдвигая свои проекты, так или иначе стремится к решению этих задач. Действующая администрация Барака Обамы, сохраняя общий вектор и преемственность американской политики, сконцентрировала усилия на реализации трех ключевых программ - Северной сети поставок (Northern Distribution Network, NDN), Новом шёлковом пути (New Silk Road, NSR) и Центральноазиатской антинаркотической инициативе (Central Asia Counternarcotics Initiative, CACI).

По многим позициям эти концепты входят в противоречие с национальными интересами России и Китая. Наряду с безопасным снабжением группировки в Афганистане Северная сеть поставок все чаще рассматривается в Вашингтоне как платформа для дальнейшего продвижения в Центральную Азию. Сеть заметно расширяет американское присутствие в регионе. Так, решение подклю-

чить к NDN Таджикистан было продиктовано не столько соображениями логистики (в этом отношении республика, имеющая слаборазвитую инфраструктуру, сильно уступает соседнему Узбекистану), сколько задачами усилить внешнеполитические позиции США здесь; втянуть Душанбе в процесс «афганского урегулирования» путем заключения многочисленных сопутствующих контрактов на обслуживание перевозок, поставку питьевой воды и фруктов, обучение афганского персонала; диверсифицировать каналы снабжения на случай ухудшения отношений с Узбекистаном и замедлить наметившийся дрейф таджикского руководства в сторону Москвы и Пекина.

Американская стратегия экономического восстановления Афганистана, известная под названием «Новый шёлковый путь», изложенная госсекретарем США X. Клинтон 20 июля 2011 г. в индийском Ченнаи, представляет собой план интеграции Центральной и Южной Азии в единый экономический макрорегион, в сердце которого будет находиться Афганистан. Стратегия подразумевает, во-первых, формирование инфраструктуры от республик ЦА через Афганистан в Индию (проекты CASA-1000, TAPI)1. Во-вторых, либерализацию торговли между ними2. Это должно обеспечить экономическую устойчивость проамериканского правительства в Афганистане и экономически развернуть Центральную Азию в южном направлении.

В целом идея интеграции Центральной и Южной Азии призвана снизить значение российского и китайского факторов в экономике региона. Реализация крупных инфраструктурных проектов будет диверсифицировать вывоз сырья из Центральной Азии в обход России и Китая, снижать степень зависимости ее республик от уже созданных здесь российских и китайских трубопроводов и дорог. Появление в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане новых потенциальных покупателей, претендующих на вывоз минеральных ресурсов в Индию, осложнит деятельность российских и китайских добывающих компаний. Либерализация торговли с Аф-

1 Remarks Robert О. Blake, Jr., Assistant Secretary, Bureau of South and Central Asian Affairs at the Jamestown Foundation, Washington, DC (November 14, 2011) // U.S. Department of State: website. URL: http://www.state.gov/p/sca/rls/rmks/ 2011/177181.htm (15.04.2012.)

2 Next Steps on the Silk Road. Remarks Geoffrey Pyatt, Principal Deputy Assistant Secretary, Bureau of South and Central Asian Affairs, Chennai, India (November 15, 2011) // U.S. Department of State: website. URL: http://www.state.gov/p/sca/ rls/rmks/2011/177179.htm (15.04.2012.)

ганистаном, в свою очередь, усилит поток наркотиков и экстремистских идей в направлении России и Китая и усугубит криминогенную обстановку на южной окраине СНГ.

Центральноазиатская антинаркотическая инициатива была обнародована внешнеполитическим ведомством США в июне 2011 г. Суть американских предложений сводится к созданию при финансовой поддержке и координирующей роли Белого дома специальных и оперативно-разыскных подразделений для борьбы с наркотиками в каждой из пяти республик региона1. Посредством CACI Вашингтон, имеющий источник наркопроизводства на подконтрольной территории, пытается отодвинуть фронт борьбы с наркотиками ближе к российским и китайским границам, что в корне противоречит предложенному Москвой подходу по уничтожению посевов опиумного мака в самом Афганистане. Учитывая стратегическую незаинтересованность США в ослаблении наркоагрессии против России, Китая и Ирана как своих геополитических конкурентов, усиление роли Америки в вопросах борьбы с наркотиками в регионе в долгосрочной перспективе лишь усугубит эту проблему. Напротив, наиболее эффективные решения в этой области могут быть реализованы и без участия США - только странами, непосредственно затронутыми наркотрафиком.

Предложенные администрацией Обамы проекты, таким образом, находятся в рамках фундаментального стремления американцев закрепиться в срединной части Евразийского континента. Белый дом сохранил преемственность и в части используемых инструментов внешней политики. Помимо традиционной дипломатии он применяет силовые и военные акции, расстановку лояльных правительств, давление через санкции, целевое распределение материальной и технической помощи, а также широкое применение рычагов «мягкой силы».

Термин «мягкая сила» (soft power) в начале 90-х годов ввел в оборот профессор Гарвардского университета и помощник министра обороны США Джозеф Най2. Изначально под ним подразумевалось создание привлекательного образа Америки путем культи-

1 Assistant Secretary of State William R. Brownfield Visits Central Asia and Russia. Media Note. Office of the Spokesperson, Washington, DC (June 24, 2011) // U.S. Department of State: website. URL: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2011/ 06/166981.htm (05.04.2012.)

2 Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power / Joseph Nye. - New York: Basic Books, 1990. - 336 p.

вирования интереса к американским ценностям и популяризации американского образа жизни. Ключевая роль в распространении американской идеологии отводилась многочисленным СМИ, неправительственным организациям, молодежным движениям. Постепенно американский истеблишмент стал воспринимать «мягкую силу» как способ воздействия на зарубежные государства изнутри и манипуляции чужим общественным мнением, а также дополнил ее концепциями «ненасильственной» смены иностранных правительств1. Это сочетание было успешно реализовано на практике в ходе «цветных революций» на постсоветском пространстве в 2003-2005 гг. в Грузии, Киргизии и Украине.

Между тем в последние годы доминирующей тенденцией американской внешней политики стало использование так называемой «умной силы» (smart power)2 как комбинации «мягкой» и «жесткой силы», что предполагает массированное воздействие на те или иные государства через сетевые и идеологические механизмы и одновременно через дипломатические ультиматумы, экономические санкции и акции силового характера вплоть до ракетно-бомбовых ударов. Намерение опираться на «умную силу» было подтверждено X. Клинтон во время слушаний в Конгрессе США при утверждении ее в должности госсекретаря и стало лейтмотивом внешней политики президента Б. Обамы.

Тем не менее особенностью Центральной Азии как политического региона являются сильные позиции в нем Москвы и Пекина. Это затрудняет использование прямого силового вмешательства США в дела центральноазиатских республик. Именно поэтому, выстраивая свои отношения с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном, Белый дом наряду с традиционной дипломатией сделал ставку на «мягкую силу».

1 Sharp G. From Dictatorship to Democracy. A Conceptual Framework for Liberation / Gene Sharp; The Albert Einstein Institution. - 4th ed. - 2010. - 93 p.

2 CSIS Commission on Smart Power: a smarter, more secure America / to chairs: Richard L. Armitage, Joseph S. Nye, Jr. Washington; Center for Strategic and International Studies, 2007. - 82 p.; Gavel D. Joseph Nye on Smart Power: Interview / Doug Gavel // Harvard University Kennedy School: website. 2008. June 12. URL: http://www.hks.harvard.edu/news-events/publications/insight/international/joseph-nye (10.04.2012.)

3 Nomination Hearing To Be Secretary of State. Testimony Hillary Rodham Clinton, Secretary of State, Secretary of State Statement before the Senate Foreign Relations Committee, Washington, DC (January 13, 2009) // U.S. Department of State: website. URL: www.state.gov/secretary/rm/2009a/01/115196.htm (10.04.2012.)

Казахстан

В 1994 г. во время своего визита в США президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев и его американский коллега Билл Клинтон подписали Хартию демократического партнерства (Charter on Democratic Partnership), согласно которой республика приняла на себя обязательства проводить рыночные реформы, соблюдать права человека и двигаться по пути демократизации общества и государства. Хартия и ряд других документов, подписанных Казахстаном с западными странами, открыли республику для деятельности многочисленных американских и европейских неправительственных организаций, агентств, фондов и средств массовой информации.

В период с 1992 по 2011 г. американская государственная помощь Казахстану составила 1,73 млрд долл. (пятый результат среди постсоветских республик)1. Однако на первом этапе американцев больше волновала проблема советского ядерного арсенала, химического и бактериологического оружия, остававшихся на складах в Казахстане, чем трудности становления здесь гражданского общества. Поэтому основная часть средств (до 40% к 2008 г.) была направлена на создание «безъядерного Казахстана» (боеголовки вывезены в Россию к 1994-1995 гг.), ликвидацию остатков оружия массового поражения и разнообразных испытательных полигонов2.

В дальнейшем, несмотря на очевидные для американских экспертов тенденции усиления авторитаризма в Казахстане3, Белый дом сохранил официальную сдержанность в оценке демократических процессов в республике, что было продиктовано интересами американских корпораций в нефтегазовом секторе страны и предоставлением Астаной транзитного коридора для снабжения западной военной группировки в Афганистане в рамках Северной

1 Nichol J. Kazakhstan: Recent Developments and U.S. Interests: CRS Report for Congress / Jim Nichol; Congressional Research Service. 2010. October 5. Summary; Congressional Budget Justification. Foreign operations. Annex: Regional Perspectives. Fiscal Year 2012 / U.S. Department of State. - P. 634.

2 Ibid. - P. 7.

3 Олкотт М.Б. Казахстан: Непройденный путь / М.Б. Олкотт; ред. А.И. Иоффе; Московский центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2003. - С. 77; Коэн А. США, страны Центральной Азии и Кавказа: Проблемы и перспективы взаимоотношений / Ариэль Коэн // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 2 (8). URL: http://www.ca-c.org/journal/cac-08-2000/05.kohen.shtml (16.04.2012.)

сети поставок. Интересный факт: с 2003 г. (по американским законам) Соединенные Штаты не должны помогать правительству Казахстана, поскольку в стране нет значительного прогресса в области защиты прав человека, но госсекретарь США пользуется своим правом не учитывать данное ограничение по соображениям национальной безопасности. В итоге Америка, по-прежнему прикрываясь псевдодемократической риторикой, ежегодно выделяет деньги Казахстану. При этом многочисленные «фабрики мысли», НПО и СМИ, формально частные, но фактически тесно связанные с внешнеполитическим ведомством и специальными службами США, критикуют казахстанский «режим» в резко негативном ключе, что скорее и отражает действительную оценку американцами положения дел в РК.

Точно определить общие масштабы финансовых вливаний США в некоммерческий сектор, массмедиа и образовательные программы в Казахстане довольно сложно, поскольку они спонсируются одновременно из нескольких источников.

Госдепартамент США и Американское агентство по международному развитию (U.S. Agency for International Development, USAID) в последние три-четыре года направляют в Казахстан около 20-22 млн долл. ежегодно. Из них 4-5 млн долл. - на «демократизацию»1, а большую часть - на проекты в области безопасности и военного сотрудничества, включая подготовку кадров. В целом это меньше, чем ассигнования указанных ведомств на Таджикистан и Киргизию (не менее 40-50 млн долл. в год), но больше, чем на Узбекистан и Туркмению2. На 2012 г. Госдеп США и USAID запросили у Конгресса 21,4 млн долл. для Казахстана3.

Самостоятельные программы в республике имеют Пентагон и Министерство энергетики США; крупные американские корпорации, работающие в стране (в частности, Chevron и Exxon Mobil), а также частные американские фонды, иногда с сомнительной репутацией. Только Фонд «Сорос-Казахстан», начавший работу в

1 См.: Nichol J. Kazakhstan: Recent Developments and U.S. Interests. Summary.

2 См.: State Department. Office of the Coordinator of U.S. Assistance to Europe and Eurasia. Congressional Budget Justification for Foreign Operations, FY 2011; Nichol J. Central Asia: Regional Developments and Implications for U.S. Interests: CRS Report for Congress / Jim Nichol; Congressional Research Service Report. -2011. - January 12. - P. 50.

3 См.: Congressional Budget Justification. Foreign Operations. Annex: Regional Perspectives. Fiscal Year 2012 / U.S. Department of State. - P. 634.

республике в 1995 г., вложил в свои местные инициативы не менее 58 млн долл.1 Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED), будучи неправительственной организацией, финансируется напрямую Конгрессом США, только в 2010 г. выделил для казахстанских НПО грантов в размере от 25 до 300 тыс. долл. на общую сумму около 700 тыс. долл.2

Наконец, американское присутствие дополняется и дублируется разнообразными проектами Евросоюза и отдельных европейских стран, а также западных международных организаций, и прежде всего НАТО, в программе которой «Партнерство ради мира» Астана участвует с 1994 г. Таким образом, ежегодно миллионы долларов «вкачиваются» в Казахстан с целью распространения либеральной идеологии, создания дееспособной сети лоббирующих американские интересы НПО и СМИ, а также формирования прозападных элит.

Правительство США, федеральные агентства и частные американские фонды спонсируют отдельные донорские программы напрямую, но в основном распределяют гранты среди западных и местных неправительственных организаций, которые и выступают по ним конечными исполнителями.

USAID предпочитает вести работу в Казахстане через зарекомендовавшие себя американские и международные некоммерческие и консалтинговые структуры: ACDI/VOCA, AECOM International Development, Flora and Fauna International (FFI), Population Services International (PSI), Eurasia Foundation, Abt Associates, Альянс волонтеров за экономический рост (VEGA), Американские советы по международному образованию (American Councils for International Education, ACTR/ACCELS), Weidemann Associates, Deloitte Consulting, Детский фонд ООН (UNICEF), Internews Network, Cardno Emerging Markets, Chemonics International, Pragma Corporation, Tetra Tech, Международная организация по миграции (International Organization for Migration, IOM), Международный фонд спасения Арала (IFAS), Международный центр некоммерческого права (ICNL), Центральное объединение по борьбе и профилактике туберкулеза Королевства Нидерландов (KNCV) и др.

1 О Фонде «Сорос-Казахстан» // Фонд «Сорос-Казахстан»: Интернет-сайт. URL: http://www. soros. kz/ru/about_us/soros_foundation_kazakhstan (18.04.2012.)

2 О деятельности национального фонда поддержки демократии США в Казахстане см.: Kazakhstan // National Endowment for Democracy: website. URL: http ://www.ned.org/where-we-work/eurasia/kazakhstan (18.04.2012.)

Получая средства от USAID, эти международные организации либо самостоятельно реализуют проекты, либо привлекают к работе малые казахстанские НПО. Что касается частных и полугосударственных американских фондов, то они, как правило, напрямую выделяют гранты местному некоммерческому сектору. Например, помощь от Национального фонда поддержки демократии США поступает таким казахстанским объединениям, как интернет-издание «Zona.kz»; Фонд «Адил соз», специализирующийся на защите свободы слова в Интернете, а также Национальная ассоциация телевидения и радиовещания Казахстана1.

Финансируемая Западом сеть НПО имеет ряд особенностей.

Bo-первых, многие из них выбрали Казахстан с его сравнительно открытым правовым, административным и идеологическим режимом как плацдарм для размещения региональных штаб-квартир и работы по другим республикам Центральной Азии. Большинство региональных представительств западных НПО (наряду с киргизским Бишкеком) базируются в «южной столице» Казахстана Алма-Ате. При этом в Астане открыты только отдельные офисы межправительственных организаций и структур ООН.

Во-вторых, в отличие от некоторых других республик ЦА, в Казахстане разрешена деятельность западных организаций, ставящих своей целью воздействие на внутриполитические процессы и подозреваемых центральноазиатскими экспертами в участии в «цветных революциях» на постсоветском пространстве. Среди них -Национальный демократический институт (National Democracy Institute, NDI), Международный республиканский институт (International Republican Institute, IRI) и Freedom House, в руководстве которых числятся многие высокопоставленные выходцы из американских дипломатических кругов и спецслужб. Другая подобная структура - Фонд Карнеги «За международный мир» со штаб-квартирой в Вашингтоне и филиалами в Пекине, Москве, Бейруте и Брюсселе - также предпринимала попытку открыть свое представительство в Астане. В октябре 2010 г. переговоры по этому

1 О деятельности национального фонда поддержки демократии США в Казахстане см.: Kazakhstan // National Endowment for Democracy: website. URL: http ://www.ned.org/where-we-work/eurasia/kazakhstan (18.04.2012.)

вопросу с властями республики провела ведущий американский эксперт по Казахстану Марта Брилл Олкотт1.

Наконец, правозащитные и некоммерческие объединения в Казахстане имеют возможность более свободно вести деятельность в регионах, где создают информационные офисы и контактируют с местными элитами. В частности, высокую активность они проявляют в примыкающих к Узбекистану южных районах страны и нефтедобывающих западных областях, где довольно распространены сепаратистские настроения. NDI, который тесно связан с демократической партией США и пришел в Казахстан практически сразу с получением страной независимости для закрепления в ней либеральных преобразований, с 2004 г. финансирует работу информационных центров в городах Шимкент, Та-раз и Кентау. Локализованные на юге Казахстана, эти центры являются местами встреч гражданских активистов и площадкой для проведения различных семинаров и тренингов. Фонд «Сорос-Казахстан» поддерживает свои опорные пункты, выполняющие схожие функции, в Астане, Караганде, Шимкенте и Актобе2. Впечатляет география работы Eurasia Foundation: это и запад Казахстана (Атырау, Кульсары, Уральск), и восток (Павлодар, пригород Семипалатинска - пос. Шульбинск), и юг (Шимкент), и центральная часть страны (Костанай, Астана). На поиск и обучение лидеров местных общин ориентированы также некоторые проекты USAID -Инициативы местного уровня (объем финансирования в 20092011 гг. - 1,6 млн долл., исполнитель - NDI) и Местные инициативы развития (13,8 млн долл. в 2009-2012 гг., Cardno Emerging Markets).

Все это в целом формирует благоприятные условия для эффективной работы американских и прозападных НПО по всей территории Казахстана, хотя они сталкиваются здесь и с объективными трудностями, такими как опека спецслужб и значительная коррупция. При действующей схеме распределения грантов, например, большая часть американских денег оседает в карманах многочисленных посредников - западных консультантов, руково-

1 Фонд Карнеги открывает представительство в Казахстане // Новости-Казахстан: Информ. агентство. 2010. 5 октября. URL: http://newskaz.ru/politics/ 20101005/824436.html (10.04.2012.)

2 Колосов А. Фонд Сороса и его вклад в развитие казахстанского интернета / Колосов Александр // Computer Club Magazine. 2003, N 10. URL: http://www. ccm.kz/article/default.aspx?ArticleID=83 (10.04.2012.)

дителей НПО и чиновников, которые превращают их в источник постоянного заработка.

Традиционно в неправительственном сегменте существует своеобразное «разделение труда», когда крупные НПО придерживаются конкретной специализации: ICNL предоставляет НПО правовую помощь, Internews обеспечивает им информационную поддержку в СМИ, NDI контактирует с политическими партиями, Freedom House проводит оценку уровня соблюдения прав человека и таким образом формирует западное общественное мнение о самой стране и ее руководстве.

Помощь правительства США и американских фондов, распределяемая через систему НПО, частично поступает на благотворительные и гуманитарные проекты, ликвидацию последствий стихийных бедствий, укрепление системы здравоохранения, борьбу с инфекционными заболеваниями, микрокредитование малого бизнеса и экологию. Информация о гуманитарных акциях Вашингтона широко тиражируется американскими представителями в Казахстане, зачастую приобретая характер рекламной кампании в поддержку благоприятного имиджа США. Одновременно американские ассигнования используются в политико-идеологических целях и в качестве финансовой основы «мягкой силы». В данном случае они концентрируются на двух ключевых задачах: получение доступа к информационному пространству республики и расширение в ней прозападной социальной базы. В конечном итоге это призвано как минимум влиять изнутри на политический курс Казахстана, а как максимум - добиться утверждения в стране ориентированного на Вашингтон правительства.

Первое направление подразумевает создание в Казахстане сети лояльных Вашингтону средств массовой информации, а также распространение на него вещания западных массмедиа. Информационные потоки служат пропаганде американского образа жизни и либеральных ценностей, воздействуют в нужном ключе на общественное мнение, оказывают давление на власти республики и лоббируют американские внешнеполитические инициативы в регионе. В рамках данного направления американцами реализованы многочисленные проекты по поставкам оборудования в «независимые» СМИ, созданию телерадиопрограмм, подготовке казахстанских журналистов. Ведущей НПО в данной сфере высту-

пает Internews Network, на финансирование которой только по линии USAID с 2009 по 2014 г. будет выделено более 15 млн долл.1

Вместе с тем, по данным американской стороны, примерно из 3 тыс. средств массовой информации, действующих в Казахстане, пятая часть находится в госсобственности, а большинство телевизионных и радиостанций контролируются членами семьи или приближенными главы государства2. Это пока серьезно осложняет внешнее вмешательство в информационное поле республики. Кроме того, по американским оценкам, в Казахстане сложилось весьма жесткое законодательство, регламентирующее работу СМИ, а смягчающие поправки, внесенные в него Астаной в преддверии председательства страны в ОБСЕ в 2010 г., носят косметический характер. Так, ограничены возможности интернет-СМИ, а также зарубежных каналов и информагентств по вмешательству во внутренний избирательный процесс, поддержке и критике того или иного кандидата или партии. Применяются ограничительные процедуры при регистрации СМИ, распределении телерадиовещательных частот, ретрансляции иностранного контента.

Контроль над традиционными СМИ все более подталкивает американцев переносить свои проекты в Интернет, а также развивать спутниковое телерадиовещание, аудитория которого в Казахстане стабильно растет. Новый подход получил название «цифровой дипломатии» и включает в себя несколько инициатив.

Прежде всего Госдепартамент США через диппредстави-тельства в Казахстане продвигает так называемую «свободу Интернета», представляющую собой попытку превратить «Всемирную паутину» в пространство, где сведена к минимуму государственная цензура и могут свободно циркулировать радикальные настроения. В частности, американские дипломаты и правозащитники выступили с критикой действий казахстанского правительства, которое в августе 2011 г. после серии террористических атак блокировало доступ к 50 сайтам (включая популярную

1 Проекты USAID в Казахстане // USAID Казахстан: Интернет-сайт. URL: http://centralasia.usaid.gov/ru/kazakhstan/483 (18.04.2012.)

2 2010 Human Rights Report: Kazakhstan / Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor (April 8, 2011) // United States Diplomatic Mission to Kazakhstan: website. URL: http://kazakhstan.usembassy.gov/hrr-2010.html (15.04.2012.)

блог-платформу «Живой журнал»), обвинив их в пропаганде религиозного экстремизма1.

С целью трансляции своей позиции в отношении казахстанского общества американцы инициировали проведение многочисленных публичных мероприятий, таких как форум «Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2011», прошедший в Казахстане в июне 2011 г. Его организаторами выступили среди прочих посольство США, Фонд «Сорос-Казахстан», Центр ОБСЕ и представительство ЕС в республике. А две главные темы, звучавшие на форуме, касались конфликта властей Казахстана с американским интернет-гигантом Google и критики идей президента Н. Назарбаева по ограничению Интернета, высказанных им на юбилейном саммите ШОС в Астане (включая предложенное им понятие «электронных границ» в международном праве).

Посольство и консульства США в Казахстане в обязательном порядке создают также собственные интернет-сайты, персональные блоги и открытые группы в социальных сетях, обеспечивающие обратную связь с местной аудиторией. На сотрудников дипмиссий, ответственных за информационную и культурную работу, возложены обязанности по популяризации таких американских интернет-ресурсов, как соцсеть Facebook, портал для продвижения американского образования Education USA и сайт Global Alumni Community, разработанный как средство объединения выпускников многочисленных образовательных программ, финансируемых Госдепом США.

С другой стороны, США переносят в интерактивную среду свои международные телерадиовещательные ресурсы. В Интернет переместилась, например, американская информационная служба «Радио "Свобода"», сайт которой переводится на казахский язык под брендом «Радио Азаттык» и служит распространению в республике западной интерпретации различных внутри- и внешнеполитических событий. Американцы поддерживают многие местные и международные СМИ, специализирующиеся на освещении в Интернете событий в ЦА. Фондом Сороса финансируется известное информационное агентство EurasiaNet, а спонсором новостного и

1 Кеннет Фэйрфакс: Террористы не признают границ // Общественно-политическая газета Казахстана «Время»: Интернет-сайт. 2011. 26 ноября. URL: http://www.time.kz/news/archive/2011/1l/26/kennet-fyeyrfaks-terroristy-ne-priznayut-granic (18.04.2012.)

аналитического ресурса CentralAsiaOnline.com выступает Центральное командование ВС США (USCENTCOM)1.

Наиболее опасным направлением «цифровой дипломатии» может стать стимулирование протестных движений среди молодежи посредством социальных сетей2. Созданный под эгидой правительства США «Союз молодежных движений» (Alliance for Youth Movements), целью которого является использование активности молодежи в Сети для изменения социально-политической ситуации в зарубежных странах3, ведет поиск активистов, в том числе в Казахстане. В центральноазиатской прессе отмечены первые случаи использовании соцсетей для организации пока малочисленных уличных акций.

На данном этапе западные социальные сети в Казахстане уступают по популярности российским. На начало 2012 г. количество пользователей Facebook оценивалось здесь в 360 тыс. человек4, т.е. не более 2-3% населения (для сравнения: в предреволюционном Тунисе пользователи Facebook составляли 16% населения, а в Египте - 7%). Сложившаяся ситуация объясняется неразвитостью местного сегмента Интернета и тем, что крупные западные интернет-корпорации только приходят на рынок Казахстана5. Однако необходимо учитывать, что пользователями Facebook в республике являются в основном журналисты, интеллигенция, бизнесмены, т.е. политически наиболее активная часть общества, а также то, что число подписчиков этой сети растет темпами, позволяющими ей в 2012 г. потеснить по популярности в Казахстане российские

1 См.: About EurasiaNet // EurasiaNet.org: website. URL: http://www.eura-sianet.org/node/14733 (16.04.2012); About Central Asia Online // Central Asia Online: website. URL: http://www.centralasiaonline.com/en_GB/pages/about (16.04.2012.)

2 Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США / Н.А. Цветкова // США и Канада: Экономика, политика, культура. - 2011. - № 3. -С. 109-122.

3 См.: Alliance for Youth Movements: website. URL: http://www.movements. org/pages/about (09.04.2012.)

4 Asia Internet Usage and Population // Internet World Stats: website. URL: http:// www.internetworldstats.com/stats3.htm (25.02.2012.)

5 См.: «Интернет-бизнес в Казахстане (1991-2011): История, текущее состояние и перспективы», доклад вице-президента ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» А. Ляхова на 1-й Казахстанской интернет-конференции i-MIX 2011 (Алматы, 26 мая 2011 г.).

платформы «ВКонтакте» и «Одноклассники», а через три-четыре года и интернет-проект «Мой мир»1.

Особое внимание американская сторона уделяет также активизации диссидентов через блогосферу и интернет-журналистику. Осенью 2010 г. Госдепартамент запустил программу Civil Society 2.0.2, в рамках которой технические специалисты из США обучают представителей оппозиционных и диссидентских групп из зарубежных стран навыкам создания блогов, сайтов, групп в социальных сетях, использования специального программного обеспече-ния3.

Internews, Фонд «Сорос-Казахстан» и другие западные НПО на местах в последнее время все большее внимание уделяют проектам в области интернет-журналистики, таким как «Развитие новых медиа в ЦА», «Новый репортер.о^» и др. Они разъясняют технические и правовые аспекты создания СМИ в Интернете, распространяют программу Tunnel Bear и другие утилиты, позволяющие преодолеть, например, блокировку «Живого журнала» и Twitter в Казахстане. Приглашают с лекциями ИТ-специалистов из США, проводят семинары и конкурсы, часто делая акцент на сотрудничество с журналистами из регионов. Участвуют в финансировании таких мероприятий, как BarCamp Central Asia, на которое ежегодно съезжаются множество интернет-специалистов, т.е. есть возможность провести поиск талантливых и активных молодых блогеров и затем направить их на стажировку в Центр Берк-мана по изучению Интернета и общества при Гарвардском университете. Данный центр, по оценкам российских аналитиков, специально создавался для изучения политической ориентации пользователей социальных сетей и блогов в зарубежных странах. С 2007 г. в интересах правительства США Центр провел исследования социальных сетей и блогосфер России, Ирана и арабского мира, что позволило американцам принять конкретные решения о

1 Сделай мне Казнет // Интернет-ресурс о казахстанском рынке информационных технологий PROFIT: Интернет-сайт. 2011. 28 декабря. URL: http://profit. kz/articles/1727- Sdelaj -mne-Kaznet/ (28.04.2012.)

2 Secretary Clinton Announces Civil Society 2.0 Initiative to Build Capacity of Grassroots Organizations, Media Note, Marrakech, Morocco (November 3,2009) // U.S. Department of State: website. URL: http://www.state.g0v/r/pa/prs/ps/2009/nov/ 131234.htm (10.04.2012.)

3 Интернет-протокольная служба Госдепа // Коммерсантъ. 15.09.2011. № 172 (4713).

финансировании некоторых зарубежных диссидентских организаций, действующих через Интернет1.

Интерес американцев к блогосфере республики - фактор, который нельзя игнорировать. На сегодняшний день, по оценкам специалистов, Казнет как наиболее динамично развивающийся сегмент Интернета в ЦА отстает от Рунета примерно на три года и будет развиваться по схожему с российским доменом сценарию. В частности, прогнозируется скачкообразный рост популярности социальных сетей, блог-платформ, новостных ресурсов, сайтов общеполитической тематики2. Одновременно так называемое ядро пользователей, т.е. число тех, кто постоянно и активно проявляет себя в Сети, вырастет в Казахстане до 3,5 млн3. Политизация Каз-нета может также совпасть с ожидаемым периодом политической турбулентности в Казахстане в связи с возможными перестановками в руководстве государства. На этом фоне появление в интернет-сообществе Казахстана центров влияния США расширяет возможности Белого дома по вмешательству в ход внутриполитического процесса в республике.

Для решения задач цифровой дипломатии американцы создали в Казахстане сеть разнообразных культурных, ресурсных и компьютерных офисов. В 1998 г. Фондом «Сорос-Казахстан» был открыт алма-атинский Центр интернет-тренинга (Internet Training Centre, ITC), где стали проводиться занятия по созданию вебсайтов. На базе ITC с 2000 г. работает региональная академия американского телекоммуникационного гиганта Cisco, обучающая местный технический и инженерный персонал, специализирующийся на работе с компьютерными сетями. С 2000 г. в ITC стали проходить производственную практику студенты технических факультетов четырех алма-атинских вузов (КазНТУ, АИЭС, КАУ, КИМЭП), а с 2001 г. также и факультетов журналистики КазГУ, АИЭС, КазНТУ, Высшего колледжа информатики, Алма-Атинского политехнического колледжа. В целом именно американский Фонд «Сорос-Казахстан» стал одним из пионеров в финансировании разнообразных интернет-проектов в республике, включая систематические конференции и тренинги по информационной безопасности и проблемам свободы слова в Интернете, а

1 Цветкова Н.А. Указ. соч.

2 См.: Сделай мне Казнет.

3 Лукичева И. Прогрессирующая сеть / Капитал. 2011. 27 июля. URL: http://profit.kz/articles/1671-Progressiruuschaya-set (21.05.2012.)

также веб-журналистике. Кроме того, при поддержке Фонда к Сети были подключены несколько сотен казахских НПО1.

Интересно также, что один из ведущих казахстанских телекоммуникационных операторов, предоставляющих доступ к сети Интернет и к международной связи, НУРСАТ, созданный в апреле 1997 г. как совместное американо-казахское предприятие, смог занять лидирующие позиции на рынке, в том числе благодаря многомиллионному гранту, выделенному правительством США на ликвидацию Сары-Шаганского противоракетного полигона. На эти средства довольно быстро им была введена в строй сеть цифровых спутниковых станций, сейчас охватывающая более 80 населенных пунктов Казахстана и связанная мощным спутниковым каналом с Европой. В числе клиентов НУРСАТ - крупнейшие банки страны и западные ТНК, разрабатывающие местные нефтегазовые место-

рождения2.

В целом проведенный анализ показывает: приоритеты правительства США в информационной сфере смещаются в сторону поддержки «новых медиа», что особенно актуально в стране, где государство практически повсеместно контролирует традиционные СМИ.

Второй генеральный вектор приложения усилий американских грантодателей нацелен на расширение прозападной социальной базы в Казахстане. В этих целях американская администрация и фонды выделяют средства на многочисленные образовательные программы, тренинги и курсы подготовки, прицельно охватывающие несколько важных социальных групп - молодежь, сотрудников правоохранительных органов и управленцев среднего звена.

В стране на постоянной основе находится группа американских советников по правоохранительным вопросам. В рамках программы Assistance for Europe, Eurasia and Central Asia (AEECA) действуют курсы для персонала антинаркотических, пограничных и таможенных структур, в качестве аргумента при финансировании которых Государственный департамент США приводит необходимость укрепления южной границы Казахстана в связи с его вступлением в Таможенный союз. При содействии USAID были

1 См.: Колосов А. Фонд Сороса и его вклад в развитие казахстанского Интернета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Nursat: website. URL: http://www.nursat.kz/page.php?page_id=64&lang=l (18.04.2012); Ляхов А. Казахстанские интернет-провайдеры (ч. 1) / А. Ляхов // Computer Club Magazine. 2000. № 9.

открыты Региональный центр обучения таможенным операциям Международной таможенной организации1, а также Центрально-азиатский региональный информационный и кооперационный центр (CARICC), призванный служить для координации трансграничных операций по борьбе с наркотиками, обмена оперативными данными о наркоторговле в регионе и проведения тренингов для сотрудников антинаркотических ведомств. По проекту International Military Education and Training (IMET) ведется подготовка казахстанских офицеров и сержантов как в самой республике, так и в США2. Упор в этой работе, целями которой являются вовлечение Казахстана в операции НАТО и усиление совместимости его Вооруженных сил с Альянсом, делается в том числе и на изучение английского языка. Организуются стажировки для банковских служащих, представителей малого бизнеса, работников органов местного самоуправления и судей. Американцы оплачивают их выезд за границу, а по возвращении устраивают семинары, в ходе которых последние делятся опытом с коллегами.

Американская администрация поддерживает стремление казахстанской молодежи получать образование на Западе, а также в Американском университете Центральной Азии, учрежденном в 1993 г. в Бишкеке. Для информирования о многочисленных американских образовательных программах и привлечения студентов по всей республике создано шесть консультационных центров3. Западные вузы пользуются особой популярностью у стипендиатов казахстанской правительственной программы «Болашак». По возвращении на родину многие молодые люди, получившие образование в США, поступают на службу в органы государственной власти Казахстана. Сегодня они составляют второй уровень аппаратной иерархии республики - слой деполитизированных управленцев, менеджеров и технократов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и государства, и, как правило, отстранены от центральных кадровых и управленческих решений.

1 USAID in Kazakhstan // USAID: website. URL: http://www.usaid.gov/loca-tions/asia/countries/kazakhstan/ (26.05.2012.)

2 Сотрудничество Республики Казахстан с Соединенными Штатами Америки // Министерство иностранных дел Республики Казахстан: Интернет-сайт. URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa/ru/content/policy/cooperation/europe_ america/35 (04.03.2011.)

3 Об американских консультативных центрах в ЦА см.: Education USA: website. URL: http://www.educationusa.info/centers.php?region=2#.T0YbBnkx4f3 (23.02.2012.)

Однако они не лишены властных амбиций и в будущем способны занять высокие государственные посты, сохранив при этом свою прозападную ориентацию. То, к каким последствиям при неблагоприятных условиях это может привести, наглядно показывает опыт грузинского президента Михаила Саакашвили - выпускника Колумбийского университета (Нью-Йорк), обучавшегося на один из американских грантов.

Повышенную активность в работе с казахстанской молодежью проявляют американские фонды и неправительственные организации. Среди них выделяется Фонд Сороса, которому приписывают финансирование таких молодежных оппозиционных движений, как грузинское «Кмара» и украинское «Пора», сыгравших ключевую роль в уличных акциях неповиновения во время «цветных революций» в этих странах. При поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» были созданы молодежные центры «БЫм-Централь-ная Азия», «Step by Step», Центр современного искусства, Волонтерский дом, Национальный дебатный центр, Языковая школа, Центр демократического образования и др. Так, например, через один Национальный дебатный центр прошло более 15 тыс. молодых людей, получивших здесь навыки ведения публичной дискус-сии1. Фонд обеспечивает выезд и стажировку казахстанских студентов за границу, проводит молодежные форумы и съезды2, на которых участникам прививаются ультралиберальные ценностные установки и воспитывается негативно-критическое отношение к собственной власти, традиции и истории.

Национальный демократический институт США делает ставку на работу с политически активной молодежью Казахстана3. Он реализует в ее среде обучающие программы, приглашает молодых лидеров республиканских партий, включая правящую НДП «Hyp Отан», на международные конгрессы в США4. Повышает протестный потенциал молодых людей, вовлекая их в околополитическую деятельность, включая мониторинг электоральных про-

1 Kazakhstan National Debate Center trains 15,000 students // USAID: website. URL: http://www.usaid.gov/stories/kazakhstan/fp_kazakhstan_debate.pdf (18.04.2012.)

2 См.: О Фонде «Сорос-Казахстан».

3 Kazakhstan // National Democratic Institute: website. URL: http://www.ndi. org/kazakhstan#ContactInformation (18.04.2012.)

4 22 июля 2008 г. состоялась очередная встреча руководителей Народно-демократической партии «Hyp Отан» с делегацией Национального демократического института (НДИ) // Новости политических партий России и стран СНГ: Интернет-сайт. URL: http://www.qwas.ru/kazakhstan/nurotan/id_l12044/ (18.04.2012.)

цессов. Институт среди прочего принимал участие в создании Республиканской сети независимых наблюдателей Казахстана (Republican Network of Independent Monitors). Подобные финансируемые Западом организации неоднократно ставили под сомнение результаты выборов во многих постсоветских странах и объявляли нелегитимной действующую власть. Делегитимизации власти способствуют также разнообразные антикоррупционные комитеты, разоблачающие государственных чиновников в Интернете, создание которых фиксируется в Казахстане.

Ряд программ представительства Eurasia Foundation в республике ориентирован на вовлечение активной молодежи в общественно-политическую жизнь. В октябре 2010 г. был запущен проект «Профессиональная молодежная журналистика в Центральной Азии», предусматривающий обучение школьников старших классов и студентов западным стандартам журналистики, создание четырех медиашкол и четырех веб-сайтов для публикации материалов на языках ЦА, а также английском и русском. Партнерами проекта Eurasia Foundation, который охватывает также Киргизию и Таджикистан, выступают местные вузы и НПО (в Алма-Ате -NGO Media Net). Авторы инициативы рассчитывают на размещение до 300 тыс. материалов молодых журналистов, в том числе на популярных «независимых» сайтах1.

Таким образом, Соединенные Штаты создали на всей территории Казахстана сеть неправительственных организаций, претворяющих в жизнь как гуманитарные, так и общественно-политические инициативы своих западных доноров, ежегодно выделяющих на их поддержку суммы, исчисляемые десятками миллионов долларов. Прозападные средства массовой информации утвердились в медийном пространстве республики за счет набирающих популярность проектов в Интернете, который в условиях государственного контроля над телерадиовещанием все более приобретает ореол независимого источника информации. Через многочисленные образовательные центры, открытые в городах Казахстана, программы стажировок, долгосрочных и краткосрочных курсов прошли десятки тысяч граждан республики, включая сотрудников силовых ведомств, активистов молодежных движений, журналистов и представителей местных элит, которые теперь связывают будущее Ка-

1 Программы Фонда Евразия Центральной Азии. Профессиональная молодежная журналистика в Центральной Азии // URL: http://www.ef-ca.org/projects/ professional-youth-journalism-in-central-asia (18.04.2012.)

захстана исключительно с либерально-демократической моделью развития и приоритетом сотрудничества с западным миром. (Продолжение в следующем номере.)

«Центральная Азия: Проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая)», М., 2013 г., с. 8-28.

Е. Ионова,

кандидат исторических наук (ИМЭМО РАН) АКТИВИЗАЦИЯ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И РОССИЙСКО-КИРГИЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Фактором, во многом определяющим политику РФ на центрально-азиатском направлении, стал предстоящий вывод войск международной коалиции из Афганистана. Действия Москвы свидетельствуют о признании ею необходимости усилить ответственность в борьбе с угрозами терроризма и наркотрафика в Центральной Азии. Обеспечение национальной безопасности России рассматривается руководством страны в неразрывной связи с обеспечением безопасности в ЦА.

Немаловажную роль играет также стремление Москвы предотвратить распространение влияния США в регионе. Однако следует отметить, что проводимая РФ антинаркотическая политика не исключает сотрудничества в этом вопросе с Соединенными Штатами и другими странами Запада. Вместе с тем российская сторона считает, что Вашингтон должен подключиться к уже действующим проектам или развивать сотрудничество по линии ОДКБ -НАТО. В Москве крайне неодобрительно отнеслись к выдвинутой Вашингтоном идее создания под контролем США в пяти центральноазиатских республиках специальных подразделений по борьбе с наркомафией1.

В целом политика России в отношении стран региона претерпевает определенную трансформацию. Во-первых, как свидетельствуют последние шаги российского руководства, Москва намерена более активно инвестировать в создание рабочих мест в наиболее отсталых республиках ЦА, таких как Киргизия и Таджикистан, где процветает производство наркотиков и существуют все условия для развития афганского наркотрафика. Речь идет, в частности, о решении создать на базе Внешэкономбанка Российскую

1 Шр://кошшегеап1гиЛ1ос/2682439?Шете1<1=252

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.