Д. Александров,
начальник сектора центральноазиатских исследований И. Ипполитов, научный сотрудник (РИСИ) Д. Попов,
руководитель Уральского регионального ИАЦ РИСИ «МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. ТУРКМЕНИЯ
Возможность усилить свое влияние на Туркмению привлекает США заманчивыми перспективами по закреплению в Центральной Азии, продвижению инфраструктурных проектов в ущерб российским, китайским и иранским интересам; улучшению путей доступа к Афганистану1; наращиванию угрозы для Ирана. С целью сбора информации о положении в стране и по мере возможности влияния на ее элиты и население в Туркмении задействованы механизмы американской «мягкой силы». На различные программы по укреплению своего влияния в Туркмении с 1992 по
2010 г. США официально затратили более 300 млн долл. В 2011 г. эти траты составили 11 млн, на 2012 г. Госдепартамент запросил у Конгресса 9,9 млн, на 2013 г. - 6,7 млн долл.2
В конце первого срока президентства Бердымухамедова в американо-туркменских отношениях стало наблюдаться постепенное потепление, пришедшее на смену периоду охлаждения, тянувшемуся с последних лет правления С. Ниязова. С января
2011 г. началась серия визитов в Ашхабад высокопоставленных представителей Госдепартамента и Министерства обороны США. Так, в феврале и декабре 2011 г. Ашхабад посетил помощник госсекретаря Р. Блэйк, выразивший поддержку США как участию Туркмении в проектах Транскаспийского газопровода и TAPI, так
1 Stewart D. Activism and Policy: Prospects for Change in Turkmenistan. Carnegie New Leaders Program (CNL) / D. Stewart // Carnegie Counsil: website. 2010. 21 июня. URL: http://www.carnegiecouncil.org/resources/transcripts/0302.html (Дата обращения: 08.04.2012.)
2 Nichol J. Turkmenistan. Recent Developments and U.S. Interests / Jim Nichol // Foreign Press Centers - U.S. Department of State: website. 2011. May 26. URL: http://fpc.state.gov/documents/organization/130256.pdf (Дата обращения: 21.04.2012); см.: Бюджет на 2011, 2012, 2013 гг. на интернет-сайте Госдепартамента США.
и, судя по всему, переизбранию Бердымухамедова. В мае 2011 г. после пятилетнего перерыва в Ашхабад был прислан посол США Р. Паттерсон, а затем впервые была проведена бизнес-выставка более 60 американских компаний. Летом 2010 и осенью 2011 г. в Туркмении состоялись двусторонние бизнес-консультации, ряд переговоров Бердымухамедова с американскими коммерсантами. В январе 2011 и марте 2012 г. Ашхабад посетил главнокомандующий Центрального командования (CENTCOM) генерал Дж. Мэт-тис. На его встречах с президентом Бердымухамедовым, по неофициальным данным, обсуждались вопросы использования туркменских наземных транспортных путей и аэродрома Мары в интересах международной коалиции в Афганистане1.
Ha нынешнем этапе политические отношения двух стран представляются неоднозначными. Поддержка со стороны США проектов Транскаспийского газопровода и TAPI даже на уровне риторики выгодна для Ашхабада, поскольку дает ему дополнительные аргументы для торга с покупателями газа. Туркменские власти заинтересованы и в развитии экономического сотрудничества с США (закупках высокотехнологичной продукции), а те, со своей стороны, пытаются привлечь Туркмению к максимально тесному политическому сотрудничеству, расширить ее участие в работе Северной сети поставок грузов в Афганистан, ослабить связи с Россией, Китаем и Ираном. Американская дипломатия здесь действует осторожно, избегая резкого нажима на туркменские власти, но в то же время пользуясь малейшей возможностью укрепить свои позиции.
Главным полем деятельности американских НПО в Туркмении является сфера образования в широком смысле: от организации простейших учебных курсов в сельской местности до заграничных научных стажировок. Наиболее крупной американской организацией, осуществляющей в Туркмении гуманитарную деятельность в рамках концепции «мягкой силы», является USAID, работающая здесь с 1992 г. По официальным данным посольства США в Ашхабаде, на программы USAID в Туркмении за годы работы в стране было выделено около 90 млн долл.; в 2011 г. расходы составили здесь примерно 6 млн долл., т.е. около 55% всех средств, официально выделенных для республики по запросу Гос-
1 Верхотуров Д. Активизация Туркменистана на афганском направлении / Д. Верхотуров // Новое восточное обозрение: Интернет-сайт. 2011. 19 февраля. URL: http://www.ru.journal-neo.com/node/4559 (Дата обращения: 25.04.2012.)
департамента1. Деятельность USAID в Туркмении осуществляется на основе грантов, направляемых развернутой в стране сети НПО, преимущественно американского происхождения. Они действуют по трем основным направлениям: содействие экономическому развитию, помощь в области образования и здравоохранения, развитие демократических процессов и институтов в стране.
1. Содействие экономическому развитию. Программа повышения конкурентоспособности (EREC) осуществляется с 2009 г. консалтинговой компанией Deloitte Consulting LLP совместно с Академией наук Туркмении. Она направлена на совершенствование законодательства и нормативно-правовой базы в области финансов и банковского дела. В рамках EREC группа преподавателей экономических и финансовых дисциплин туркменских вузов прошла тренинг по интерактивным методам обучения. При участии сотрудников программы руководство Туркмении летом 2011 г. приняло решение о переходе на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)2. Известно, что в 2010 г. по программе EREC прошли обучение около 30 туркменских госслужащих, в основном из финансовых структур, причем ее спонсором помимо USAID выступило туркменское подразделение американской нефтегазовой корпорации Chevron3.
Программа «Достижения молодых» (Junior Acheivement) действовала с 2009 по 2012 г. Официально направлена на развитие у молодых людей навыков ведения бизнеса, повышение уровня экономического образования учеников и учителей средних школ. Осуществляется одноименной международной общественной организацией. Учебные центры программы открыты во всех вела-ятах страны. Курс обучения разработан специально для граждан Туркмении. Бюджет программы составляет 726 тыс. долл., из которых 520 тыс. также оплачивает Chevron4.
1 Посольство США в Ашхабаде: Интернет-сайт. 2012. 24 апреля. URL: http://turkmenistan.usembassy.gov/usaid_factsheet.html (Дата обращения: 25.04.2012.)
2 Модеров С. Туркмения договорилась о введении международных стандартов финансовой отчетности / С. Модеров // Международный аудит в России: Интернет-сайт. 2011. 9 сентября. URL: http://ifrs-audit.ru/?p=194 (Дата обращения: 04.03.2012.)
3 USAID и компания CHEVRON поддерживают финансовые реформы в Туркменистане // Время Востока: Интернет-сайт. 2010. 30 июня. URL: http://www. easttime.ru/news/l/2/2440.html (Дата обращения: 15.11.2012.)
4 Посольство США в Ашхабаде: Интернет-сайт. 2012. 24 апреля. URL: http ://turkmenistan.usembassy .gov/usaid_overview.html (Дата обращения: 15.11.2012.)
Программа «Региональная энергетическая безопасность» (Regional Energy Security, Efficiency and Trade, RESET) рассчитана на 2010-2013 гг. и направлена на развитие местного рынка электроэнергии, обучение специалистов-энергетиков. Проводится американской НПО Tetra Tech, действует во всех постсоветских странах Азии и в Афганистане, а ее бюджет оценивается в 1б,5 млн долл.1
Программа «Улучшение технологий сельского хозяйства» представляет собой четырехлетний учебный курс (2010-2013) для сельских жителей. Обучение проводит американская компания Wiedemann Associates, непосредственно в Туркмении работают четверо ее сотрудников - местных уроженцев2.
2. Помощь в области образования и здравоохранения. Программа защиты здоровья «Диалог» (2010-2014) включает тренинги, меры помощи гражданам, находящимся в группе риска по ВИЧ и туберкулезу, обучение социальных работников. Выполняется американской НПО Population Service International (PSI). Программа работает во всех странах Центральной Азии. В Туркмении она начала работу осенью 2011 г. в городах Ашхабад и Да-
3
шогуз .
Программа «Молодежные центры» (Youth Centers, 20092012) направлена на создание молодежных центров USAID в городах Ашхабад (открыт осенью 2011 г.) и Мары с потенциальными аудиториями в 25 и 2б тыс. человек в возрасте 15-25 лет. В них будут проводиться занятия по изучению английского языка, компьютеров, курсы по профилактике ВИЧ, «репродуктивному здоровью». Проект реализует американская НПО John Snow Inc. Research Institute (JSI)4. Качественная медико-санитарная помощь (2010-2015) - программа по расширению возможностей системы здравоохранения в странах Центральной Азии, оказанию им технической поддержки и обучению специалистов. Выполняется аме-
1 USAID в Центральной Азии: Интернет-сайт. 2012. 16 июня. URL: http://centralasia. usaid.gov/ru/node/298 (Дата обращения: 18.11.2012.)
2 Wiedemann Associates Inc.: website. 2012. April 24. URL: http://www.wei-demannas-soc.com/aboutus.aspx#Bio_AA (Дата обращения: 03.05.2012.)
3 Dialogue Project: website. 2011. September 30. URL: http://www.dialogue-project.org/eng/countries/turkmenistan/; Ibid. URL: http://www.dialogueproject.org/ download/Year%20Two%20Perfomance%20Report_Executive%20Summary.pdf (Дата обращения: 03.05.2012.)
4 Посольство США в Ашхабаде: Интернет-сайт. 2012. 24 апреля. URL: http://turkmenistan.usembassy.gov/usaid_overview.html (Дата обращения: 24.04.2012.)
риканскими НПО Abt Associates и Project HOPE. Работу в Туркмении программа начала в июле 2011 г., согласно ее отчету, обучение прошли 1250 медицинских работников1. Продвижение информационных технологий (Promotion of Information and Communication Technology, PICTT, 2009-2012). На базе интернет-центра в столичном Институте им. Махтумкули проводятся занятия по изучению информационных технологий, осуществляются программы дистанционного образования. Исполнитель - НПО IREX .
3. Развитие демократических процессов и институтов. Правовая поддержка гражданского общества (2009-2012) направлена на укрепление правового сознания граждан и развитие общественных организаций. Выполняется американской НПО «Международный центр некоммерческого права» (International Center for Non-profit Law, ICNL) во всех странах Центральной Азии и располагает бюджетом в 6,2 млн долл.
Программа повышения эффективности управления (20102014) заявлена как средство для обеспечения правительства Туркмении экспертизами по вопросам управления и работы с гражданами. Выполняется НПО QED Group LLC4.
Местные инициативы развития (2009-2012) - программа предназначена для повышения эффективности работы местных органов власти с помощью тренингов, экспертных консультаций, информационной поддержки. Во всех странах региона ее осуществляет НПО Cardno Emerging Markets, располагающая для этого бюджетом в 13,8 млн долл.5
НПО «Международный совет по научным исследованиям и обменам» (IREX) работает в Туркмении с 1993 г. Кроме реализа-
1 USAID поддерживает кампанию «Растим здоровых детей!» в Туркменистане // Quality Health Care: Интернет-сайт. 2011. 20 декабря. URL: http://www. qhcp.net/ru/2011/12/usaid-supports-keeping-children-healthy-campaigns-in-turkmeni-stan (Дата обращения: 25.12.2011.)
2 Promotion of Information and Communication Technology in Turkmenistan (PICTT) Factsheets // IREX: website. April 24. URL: http://www.irex.org/resource/ promotion-information-and-communication-technology-turkmenistan-picttfact-sheets/ (Дата обращения: 24.04.2012.)
3 USAID в Центральной Азии: Интернет-сайт. URL: http://centralasia.usaid. gov/ru/kazakhstan/420 (Дата обращения: 12.06.2012.)
4 Там же. URL: http://centralasia.usaid.gov/ru/turkmenistan/413 (Дата обращения: 12.06.2012.)
5 Там же. URL: http://centralasia.usaid.gov/ru/kazakhstan/422 (Дата обращения: 12.06.2012.)
ции программы USAID PICTT она курирует бесплатные (за счет правительства США) программы обучения и обмена по линии Отдела по образованию и культурным связям Госдепартамента США. Участники программы стипендий Э. Маски (Muskie) проходят очное обучение в магистратуре ряда вузов США сроком до двух лет по специальностям: экономика, международные отношения, журналистика, юриспруденция, информационные технологии, государственное управление и т.п.
В программу студенческого обмена (Global UGRAD) набор производится через открытый конкурс, она включает годичный курс обучения в вузах США по широкому спектру специальностей. IREX также проводит значительное число мероприятий по работе с выпускниками своих программ, оказанию им помощи в реализации полученных знаний, выплате грантов на суммы до 3 тыс. долл.1
Также с 1993 г. в Туркмении действует американское федеральное агентство «Корпус мира». Ежегодно группы из 40-50 волонтеров приезжают в республику и работают там около двух лет. На территории страны Корпус осуществляет две программы: «Обучение английскому языку и совершенствование навыков учителей» (Teaching English as a Foreign Language, TEFL) - в начальной и средней школе, вузах, бизнес-центрах, учреждениях здравоохранения; «Охрана общественного здоровья», включающая преподавание сельским жителям простейших медицинских навыков. Эти два направления являются самыми крупными в деятельности Корпуса (40 и 20% всех его проектов)2.
Неоднократно сообщалось о подозрениях туркменских правоохранительных органов по поводу участия сотрудников Корпуса в разведывательной деятельности. В 2009 г. туркменские власти запретили въезд в страну очередной группе волонтеров, разрешив его лишь на следующий год. Однако в сентябре 2011 г. въезд для новой группы вновь был запрещен. В качестве компромисса власти республики согласились продлить визы работающим в стране волонтерам еще на год. Официальных заявлений по этому поводу американское правительство и руководство Корпуса не
1 IREX: website. URL: http://www.irextm.org (Дата обращения: 24.04.2012.)
2 The Peace Corps Performance and Accountability Report 2011 // Peace Corps. Coverdell World Wise Schools: website. 2011. November 15. P. 5. URL: http://mul-timedia.peacecorps.gov/multimedia/pdf/policies/annrept201 l.pdf (Дата обращения: 24.04.2012.)
делали. По данным на середину 2012 г., во всех пяти велаятах Туркмении работали 18 волонтеров Корпуса, а за все годы его деятельности в этой стране их побывало более 7501. К концу 2012 г. Корпус планировал окончательно свернуть свою деятельность в Туркмении, что вызвано постоянным давлением на него властей страны2.
Согласно отчету NED в 2010 г. эта организация выделила 350 тыс. долл. на реализацию в Туркмении пяти гуманитарных проектов. Среди них проекты по проведению в областных центрах семинаров по развитию гражданского правосознания, бесплатных консультаций и информирования о правах человека, поддержке молодежной и экологической деятельности3. Известно о сотрудничестве с NED деятеля туркменской оппозиции в изгнании Ф. Тух-батуллина, ныне проживающего в Австрии и возглавляющего интернет-ресурс «Хроники Туркменистана»4.
Зарегистрированная в Вашингтоне НПО «Американские советы по международному образованию» осуществляет в Туркмении около десяти правительственных образовательно-просветительских программ, из которых наиболее известны: FLEX - годичная программа обучения по обмену для старшеклассников, проводимая в восьми школах во всех велаятах и столице страны; JFDP -программа пятимесячных стажировок в вузах США; «Американские уголки» (American Corners) - действующие в городах Дашо-гуз, Туркменабад и Мары культурно-информационные центры, где регулярно проводятся учебные и развлекательные мероприятия. «Уголки» освещают свою деятельность на интернет-сайте и служат важными точками соприкосновения местных жителей с широким спектром американских гуманитарных программ5.
1 Триллинг Д. Туркменистан: Корпус мира США ущемляют, но не выгоняют / Дэвид Триллинг // Eurasia.net: Интернет-сайт. 2012. 4 апреля. URL: http:// russian.eurasianet.org/node/59273 (Дата обращения: 24.04.2012.)
2 Туркменистан: Американский Корпус мира уходит из страны // Eura-sia.net: Интернет-сайт. 2012. 4 сентября. URL: http://russian.eurasianet.org/node/ 59570 (Дата обращения: 06.09.2012.)
3 National Endowment for Democracy: website. URL: http://www.ned.org/ where-we-work/eurasia/turkmenistan (Дата обращения: 24.04.2012.)
4 Центр общественной информации: URL: Интернет-сайт. http://newcpi. wmtest.ru/2010/02/25/7740 (Дата обращения: 24.04.2012.)
5 American Corners: website. URL: http://americancornerstm.org/site/ (Дата обращения: 24.04.2012.)
Активную гуманитарную деятельность проводит и Посольство США в Ашхабаде. Оно предлагает большой выбор правительственных программ обучения по обмену, таких как полугодовая TEA и 6-недельная SUSI. По информации посольства, значительный интерес граждан вызывает работа информационно-ресурсного центра посольства, где установлены девять рабочих станций с доступом в Глобальную сеть и проводятся семинары по освоению интернет-ресурсов, работают женские интернет-курсы. Сайт посольства сам по себе служит рекламой и путеводителем для ознакомления с американской гуманитарной деятельностью в Туркмении.
В Ашхабаде действует Консультационный центр, финансируемый Отделом образования и культуры Госдепартамента. Через него гражданам передается информация об американских образовательных программах, оказывается помощь в присоединении к ним. По американским данным, Центр ежемесячно посещают более 1 тыс. человек1.
Туркменское руководство давно сознает опасность чрезмерного развития иностранных, в первую очередь американских, НПО и гуманитарных программ, которое началось еще в первые годы независимости Туркмении. Эта опасность стала особенно отчетливой с началом череды «цветных революций» на постсоветском пространстве, к тому же на элиту страны произвели сильное впечатление неудавшееся покушение на С. Ниязова в ноябре 2002 г. и последовавшие за ним политические репрессии.
Осенью 2003 г. в Туркмении был принят Закон «Об общественных объединениях», активное применение которого привело к сокращению числа иностранных НПО с 400 до 99 (в начале 2012 г.)2. Согласно ст. 17 этого закона деятельность незарегистрированных общественных объединений была запрещена. Одновременно Кодекс Туркменистана об административных правонарушениях был дополнен ст. 204, устанавливающей ответственность за участие в работе незарегистрированного общественного объединения и уклонение его учредителей от регистрации. Эта же статья предусматривает конфискацию всех финансовых и материальных средств, полученных объединением от физических и юридических
1 Посольство США в Ашхабаде: Интернет-сайт. URL: http://turkmenistan. usembassy.gov/eac.html (Дата обращения: 24.04.2012.)
2 NGO Law Monitor: Turkmenistan: website. 2012. April 5. URL: http://www. icnl.org/research/monitor/turkmenistan.html (Дата обращения: 12.04.2012.)
лиц иностранных государств, минуя установленный порядок регистрации этой помощи. В случае повторного нарушения законодательства к членам общественных объединений может быть применена статья Уголовного кодекса, предусматривающая в качестве меры наказания до одного года лишения свободы.
Периодически правительство использовало представлявшиеся поводы для запрещения деятельности НПО или закрытия отдельных проектов. Так, в 2009 г. свернула свою работу в республике американская НПО Counterpart Consortium, не раз получавшая предупреждения от властей по поводу антигосударственной деятельности. Тогда же власти отказались выпускать туркменских студентов на учебу в Американский университет Центральной Азии в Бишкеке, где они обучались по ранее весьма популярной в стране программе «Американских советов» TASP. Неоднократно становилось известно о мерах давления со стороны руководства учебных заведений на школьников и студентов, участвующих или готовящихся участвовать в различных американских учебных программах. Сообщалось и о практике урезания зарплат учителям с зарубежными дипломами. В 2004 г. специальным указом президента С. Ниязова было отменено признание в Туркмении дипломов, полученных за ^рубежом. Лишь в 2011 г. формально это ограничение было снято . Тем не менее есть сведения, что обладатели зарубежных дипломов в республике нередко сталкиваются с различными затруднениями.
Полный запрет на американскую гуманитарную деятельность в Туркмении считается «непозволительной роскошью», поскольку неминуемо приведет к опасному обострению отношений с США и деформации проводимой руководством страны многовекторной политики. Кроме того, туркменские власти явно ценят американскую финансовую и консультационную помощь. Однако в долгосрочной перспективе гуманитарная активность США может привести к заметному росту проамериканских настроений в туркменской элите.
Несмотря на кажущееся изобилие и активность американских НПО в Туркмении, в их деятельности определенно присутствуют значительные недостатки. Работа НПО сосредоточена в основном в крупных городах, хотя не менее 45% населения про-
1 В Туркменистане будут признаваться дипломы зарубежных вузов // Turkmenistan.ru: Интернет-сайт. 2011. 2 мая. URL: http://www.turkmenistan.ru/ru/ articles/35920.html (Дата обращения: 05.05.2012.)
живают в сельской местности. Подавляющее большинство из сохранившихся в стране НПО являются субподрядчиками USAID, работают на выдаваемые ею гранты и «прикрываются» ее авторитетом. Известно, что в сфере деятельности западных НПО в Туркмении, как и в прочих странах Центральной Азии, широко распространены коррупция, кумовство, «распил» бюджетных средств и фиктивная отчетность. С высокой вероятностью можно утверждать, что руководителями многих НПО-грантополучателей являются лица, тесно связанные с Госдепартаментом и USAID, «выбивающими» средства у Конгресса. Все это вкупе со спецификой общественно-политического устройства Туркмении, ее известной закрытостью от внешнего мира и сильным государственным контролем над обществом делает «успехи» американских НПО наиболее скромными по сравнению с другими странами региона. Видимо, поэтому в последние три года бюджетные средства, выделяемые на деятельность НПО в Туркмении Конгрессом, значительно урезаются: с 16,5 млн долл. в 2010 г. до 6,7 млн в 2013 г., в большей степени, чем расходы на деятельность в других центральноазиатских республиках1.
Другие сферы действия «мягкой силы» в Туркмении по уровню своего развития уступают сектору НПО. Сколько-нибудь «свободная» журналистика в стране отсутствует, здесь выпускается лишь одна частная газета, принадлежащая фавориту президента, крупному предпринимателю А. Дадаеву. Иностранная пресса в ограниченном количестве поступает в библиотеки крупных вузов. В едином стиле, комплиментарном руководству страны, работает государственное телевидение. Информационное разнообразие обеспечивается главным образом спутниковым телевидением, получившим в Туркмении большое распространение.
По уровню развития Интернета Туркмения значительно отстает от прочих стран Центральной Азии. По данным Internet World Stats, в 2011 г. здесь насчитывалось 110 тыс. интернет-пользователей (2,2% населения), т.е. в 5 раз меньше, чем в Таджикистане, и почти в 17 раз меньше, чем в Киргизии2. Также отмечаются низкие скорости трафика и исключительно высокие цены. Абонентская плата за высокоскоростной безлимитный Интернет
1 См.: Бюджет на 2011, 2012, 2013 гг. на интернет-сайте Госдепартамента
США.
2 Internet World Stats: website. 2012. February 24. URL: http://www.intemet-worldstats.com/stats3.htm (Дата обращения: 24.02.2012.)
может приближаться к 6,5 тыс. долл.1 Также известно, что многие популярные интернет-сервисы (YouTube - с 2009 г., Gmail.com -с 2012 и др.) в стране заблокированы или периодически блокируются (Facebook, Twitter, Livejournal). Неизменно блокируются интернет-ресурсы туркменской оппозиции в изгнании: chrono-tm.org, gundogar.org и пр. Единственным интернет-провайдером в стране сейчас является государственная компания «Туркментелеком». Принудительный уход с туркменского рынка в конце 2010 г. российской телекоммуникационной компании МТС, предоставлявшей среди прочего услуги мобильного Интернета, так или иначе совпадает с очевидной тенденцией к ограничению информационного поля со стороны государственной власти.
Несмотря на то что в Туркмении западные технологии «мягкой силы» сейчас встречаются, пожалуй, с наибольшими препятствиями из всех центральноазиатских стран, недооценка их потенциала весьма опасна. В случае существенных социально-политических или экономических потрясений и ослабления государственной власти через американскую сеть НПО могут быть мобилизованы значительные силы из числа недовольных существующим режимом: участники западных образовательных программ (их количество может составлять несколько тысяч человек), представители клановых структур, ныне оттесненных от власти.
«Центральная Азия: Проблемы и перспективы: Взгляд из России и Китая», М., 2013 г., с. 56-67.
Б. Эргашев,
координатор исследований, Центр экономических исследований (Ташкент) ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
1. Угрозы безопасности и стабильному развитию стран Центральной Азии: распространение терроризма, религиозного
1 Самый дорогой Интернет - в Туркменистане // Radio France international: Интернет-сайт. 2011. 7 февраля. URL: http://www.russian.rfi.fr/node/46358 (Дата обращения: 18.02.2012.)